УДК 629.7
Волошин Н.Н.
магистрант, Управление Летной Работой, Высшая школа аэронавигации, 3 курс Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)
УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ПРИ ОТКАЗАХ СИСТЕМЫ ВЫПУСКА МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА SUKHOI SUPERJET 100
Аннотация: в работе рассмотрены система механизации крыла самолета Sukhoi Superjet 100, влияние ее отказов на безопасность полетов путем анализа авиационных событий, связанных с отказами выпуска механизации тормозных щитков, предкрылков/закрылков, проведен анализ факторов опасности и риска.
Ключевые слова: воздушное судно, отказ крыла, авиационное событие.
Механизация самолета SSJ 100 состоит из интерцепторов, тормозных щитков, предкрылков, закрылков и элеронов. На рисунке 1 изображена схема расположения механизации крыла на самолете [1].
Рис. 1. Механизация крыла самолета Sukhoi Superjet 100.
Согласно анализу авиационных событий, приведенных на сайте Федерального Агентства Воздушного Транспорта, за последние 3 года 7 из них были вызваны отказами в системе выпуска закрылков при заходе на посадку, 4 авиационных события - невыпуском предкрылков, 2 - неисправностями в системе управления интерцепторами и тормозными щитками [2].
В данной статье разберем авиационные события, связанные с отказами системы выпуска механизации крыла самолета. Такие события можно разбить на 3 группы по системам, в которых были обнаружены неисправности:
- интерцепторы и тормозные щитки,
- предкрылки,
- закрылки.
Проанализируем авиационный инцидент 08 июня 2021 года. Воздушное судно ЯШ-95 КЛ-89131 АО «Авиакомпания «Россия». При выполнении регулярного рейса 6110 по маршруту: Нальчик - Санкт-Петербург (Пулково), на эшелоне 360 появилось сообщение о неисправности в системе управления интерцепторами и тормозными щитками. Экипаж выполнил процедуры согласно Оперативному Сборнику Экипажа. Дальнейший полет и посадка без особенностей. По данным Системы Сбора и Передачи Информации на пробеге зафиксирован не выпуск левого и правого внешних интерцепторов и тормозных щитков [2].
В соответствии с правилами Оперативного Сборника Экипажа, при данном виде отказа экипаж воздушного судна должен значительно увеличить посадочную дистанцию и установить реверс тяги в максимальное положение
[3].
Рассматривая идеальные условия полета располагаемой посадочной дистанции на аэродроме назначения может оказаться достаточно для совершения безопасного продолжения полета и посадки. Но, учитывая реальные погодные условия, отличные от идеальных, экипажу необходимо учитывать многие факторы, такие как коэффициент сцепления, угол наклона полосы и другие, и производить дополнительный расчет.
Также в качестве примера можно рассмотреть авиационное событие, связанное с отказом в системе выпуска предкрылков. 13 сентября 2021 года, воздушное судно ЯШ-95 ЯЛ-89134 АО «Авиакомпания «Россия» выполняло рейс ФВ 6108 по маршруту: Нижний Новгород - Санкт-Петербург (Пулково), при заходе на посадку предкрылки не выпустились. Экипаж выполнил действия согласно Оперативному Сборнику Экипажа и произвел успешную посадку с неполно выпущенной механизацией [2].
Причиной авиационного инцидента явилось рассогласование углов положения предкрылков левой и правой отъемной части крыла из-за не перемещения предкрылков правой отъемной части крыла, наиболее вероятно обусловлено замерзанием влаги в одном или нескольких планетарных приводах предкрылков с планетарной передачей правой отъемной части крыла из-за отказа установленных на них электрических нагревателей, связанными с перегоранием термоплавкого предохранителя в одном из них и с обрывом двух электропроводов в других [2].
При отказе системы выпуска закрылков последствия будем считать аналогичными. Исходя из этого, при отказе в системах выпуска предкрылков/закрылков существует вероятность выкатывания воздушного судна за пределы взлетно-посадочной полосы из-за превышения потребной посадочной дистанции над располагаемой при полете вне посадочной конфигурации на больших скоростях.
Таким образом, отказ такой критически важной системы, как механизация крыла, может привести к ряду неприятных и потенциально опасных последствий:
Повышенный расход топлива в полете с невозможностью выполнения полета до аэродрома назначения.
Увеличение длины пробега. Без механизации крыла самолет может требовать большей длины взлетно-посадочной полосы для безопасной посадки. Это может стать критическим фактором на аэродромах с ограниченной длиной ВПП.
Проблемы с управляемостью. Отказ механизации может привести к ухудшению управляемости самолета, особенно на малых высотах и при низких скоростях. Это может затруднить пилотирование и увеличить вероятность ошибок.
Увеличение нагрузки на пилотов. Пилоты могут столкнуться с дополнительными трудностями в управлении самолетом, что может привести к повышенной утомляемости и стрессу, увеличивая риск ошибок.
Повреждение самолета. Если отказ механизации происходит в сочетании с другими системными сбоями, это может привести к серьезным повреждениям самолета и даже к катастрофе.
Эти последствия подчеркивают важность надежности систем механизации крыла и необходимость их регулярного технического обслуживания и проверки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Руководство по летной эксплуатации самолета RRJ-95. M7.92.FCOM.000.SDM.RU;
2. Архив материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации [Электронный ресурс] URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-bezopasnost-poletov-amripp;
3. Оперативный сборник экипажа самолета RRJ-95. M7.92.0QRH.000.SDM.RU. Ревизия А.
Voloshin N.N.
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov
(St. Petersburg, Russia)
FLIGHT SAFETY THREATS IN CASE OF FAILURES OF WING MECHANIZATION RELEASING SYSTEM OF AIRCRAFT SUKHOI SUPERJET 100
Abstract: the paper considers the wing mechanization system of the Sukhoi Superjet 100 aircraft, the impact of its failures on flight safety by analyzing aviation events related to failures in the mechanization of interceptors, slats/flaps, an analysis of hazard and risk factors was carried out.
Keywords: aircraft, wing failure, aviation event.