Научная статья на тему 'Угроза со стороны ИГИЛ в Центральной Азии'

Угроза со стороны ИГИЛ в Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1582
439
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / АФГАНИСТАН / ТАЛИБАН / СИТУАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / США / ИГИЛ / НАТО / РЕГИОН / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / УГРОЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Темирханова Айнагуль Еркиновна

Самопровозглашенное «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватывает все новые и новые территории на Ближнем Востоке. Некоторое время назад оно подступило к границам Турции, уничтожая на пути всех «иноверцев» - христиан и мусульман другой школы. В данной статье автором затрагиваются ряд проблем по обеспечению стабильности и безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Проанализирована ситуация, сложившаяся в Центральной Азии после 2014 г. с учетом вывода войск США и НАТО из Афганистана и сделаны некоторые выводы о последствии этих действий. Выделяется в качестве основных угроз ситуация в Афганистане и приближение ИГИЛ к границам региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угроза со стороны ИГИЛ в Центральной Азии»

УДК 32

Темирханова Айнагуль Еркиновна

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева ccca-iaas@yandex.ru

Угроза со стороны и гид

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Aynagul E. Temirkhanova

The Euroasian national university of L.N. Gumilev ccca-iaas@yandex. ru

The threat from

THE ISIS IN CENTRAL ASIA

Аннотация. Самопровозглашенное «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) захватывает все новые и новые территории на Ближнем Востоке. Некоторое время назад оно подступило к границам Турции, уничтожая на пути всех «иноверцев» - христиан и мусульман другой школы. В данной статье автором затрагиваются ряд проблем по обеспечению стабильности и безопасности в ЦентральноАзиатском регионе. Проанализирована ситуация, сложившаяся в Центральной Азии после 2014 г. с учетом вывода войск США и НАТО из Афганистана и сделаны некоторые выводы о последствии этих действий. Выделяется в качестве основных угроз ситуация в Афганистане и приближение ИГИЛ к границам региона.

Ключевые слова: Центральная Азия, Афганистан, Талибан, ситуация, безопасность, США, ИГИЛ, НАТО, регион, терроризм, экстремизм, угроза.

Annotation. The self-proclaimed «Islamic State of Iraq and the Levant» (LIH) captures all the new territories in the Middle East. Some time ago, it has risen to the borders of Turkey, destroying the way of all «infidels» - Christians and Muslims another school. This article raises a number of issues to ensure stability and security in the Central Asian region. We analyzed the situation in Central Asia after 2014 with thewithdrawal of US and NATO troops from Afghanistan. It stands out as the main threats to the situation in Afghanistan and the approach to the borders of ISIS, region.

Keywords: Central Asia, Afghanistan, the Taliban, the situation, the security, the United States, ISIS, NATO, the region, terrorism, extremism.

Волна популярности ИГИЛ выходит уже и за пределы их региона: присягать на верность новому мусульманскому движению начали уже афганские и пакистанские талибы. Недавно представители ИГИЛ заявили, что их организация ставит одной из своих задач дестабилизировать обстановку и в мусульманских странах Центральной Азии, а также в России. При этом, неоднократно появлялись сообщения о том, что уроженцы постсоветского пространства уже вовсю сражаются в рядах боевиков И ГИЛ [5]. Эти события подтверждают, что существует целый ряд значительных аспектов, которые необходимо учитывать для обеспечения национальной безопасности стран Центральной Азии(ЦА)[6]. «Регион Южной и Центральной Азии не увидит стабильности, пока ведущие игроки США, Европейский союз, НАТО и ООН - не заключит новое глобальное соглашение с целью помочь ему решит свои проблемы»[2]. Нетрадиционные угрозы безопасности ЦА уже в течении многих лет тесно связаны с соседним Афганистаном. Прежде всего, это терроризм и религиозный экстремизм, наркоторговля. Немаловажное значение имеет и внутренняя ситуация в самом Афганистане, которую можно характеризовать как неустойчивое равновесие. Существует две группы: пуштунское большинство (лидер Ашраф Га-ни Ахмадзай) и национальные меньшинства северной части страны (сторонники Абдуллы Аб-

дуллы), прежде всего, таджикское. Чтобы подчеркнуть свою пуштунскую базовую составляющую, Гани (бывший работник международных финансовых структур и профессор в США) стал активно использовать родовое пуштунское имя Ахмадзай. Однако, пуштуны, хотя голосовали за Гани, в большинстве своем продолжают поддерживать Талибан. И остается открытым вопрос, будут ли таджикские командиры, до сих пор преобладающие в афганской армии, сражаться за пуштуна?

Между Афганистаном и США, заключен договор 30 сентября 2014 г., согласно которому часть американских войск останется на территории страны и иностранные спецподразделения могут оставаться в стране для участия в контртеррористических операциях и помощи афганским правительственным силам. Всего в Афганистане в 2015 г. будет находится около 12500 иностранных военных, из них около 9800 - американцы, а к концу 2015 г. его сократят еще в два раза -перед полным выводом из Афганистана в 2016 г. Посол Соединенных Штатов в Кабуле Джим Каннингем отметил, что подписание такого соглашения было явным сигналом в регионе о том, что США верны своим обязательствам перед Афганистаном. Associated Press сообщает, что после вывода в 2016 г. войск из Афганистана, Вашингтон все же намерен оставить около 1000

66

своих военнослужащих в стране. НАТО продолжает сокращать численность своей миссии в Афганистане, передавая контроль за безопасностью в стране местным правительственным силам. Ранее количество войск НАТО в Афганистане составляло около 50 тысяч войск, 34 тысячи из которых - американский контингент. «Безопасность - главное требование нашего народа, мы устали от этой войны, - сказал Гани. - Мы просим оппонентов правительства, особенно талибов и Хезб-э-Ислами, приобщиться к политическим переговорам». Услышат ли талибы и их сторонники его призыв?

Итак, военная миссия НАТО в Афганистане формально завершена и ответственность за безопасность в стране передана Афганским национальным силам безопасности (АНСБ). Талибан считает это своей победой. Только за прошедший 2014-й г. в стране погибло 5 тысяч солдат АНСБ, что больше совокупных потерь сил Альянса за все 13 лет операции (3500 человек). Талибан в свою очередь смотрит на спад активности НАТО как на удобное условие для завоевания большей территории. Президент Афганистана Ашраф Гани, озвучил опасения о том, что в Афганистане могут появиться представители Исламского государства (ИГ) и предложил США пересмотреть план-график конечного вывода войск США и альянса из Афганистана. Никому не нужен второй Ирак. Серьезность опасений президента Гани принизил командующий «Миссии решительного содействия» генерал Джон Кэмпбелл (США), который сказал: «Это -не Ирак. Я не хотел бы видеть появления ИГ в Афганистане, как это было в Ираке. Афганские силы безопасности этого не допустят» [8]. В прошлом сентябре Хезб-э-Ислами, или Исламская партия Афганистана, под руководством с 1975 г. лидером Гульбуддином Хекматияром заявила, что рассматривалась возможность присоединения к ИГ. Некоторые отряды Талибана как афганского, так и пакистанского (Техрик-э-Талибан Пакистан) также заявили о своем союзническом отношении к провозглашенной ИГ идее построения Халифата. В последнее время участились сообщения об активности представителей ИГ на территории Афганистана, в частности некие люди заходят в деревни в различных провинциях страны и от лица ИГ принимают и обучают новых боевых членов. К тому же, скоротечные и победоносные операции ИГ на территории Ирака и Сирии сами по себе являются факторами беспокойства и риска. Все пять государств

Литература:

1. Афганистан и безопасность Центральной Азии. Бишкек : Илим, 2005. Вып. 2.

2. Геополитические проблемы Центральной Азии. Реферативный сборник. М., 2012. С. 165.

3. Малашенко А. Центральная Азия: на что рассчитывает Россия? М., 2012.

постсоветской Центральной Азии, включая Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан расположены в регионе, соприкасающимся с такими ключевыми государствами, как Россия, Иран, Китай и Афганистан. Социально-экономические проблемы, существующие в данных странах, стали одной из причин радикализации некоторой части населения, среди которого ИГ вербует новых боевиков и просто идеологических союзников.

Безопасность государств ЦА гарантирует ОДКБ. По настоянию Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, основным вопросом повестки дня декабрьского (2014 г.) саммита государств-членов ОДКБ стало обсуждение безопасности в Центральной Азии с учетом увеличения оперативных возможностей движения «Талибан» после того, как уменьшится военное присутствие НАТО в Афганистане. При этом С. Шойгу призывал страны быть готовыми к наиболее негативному варианту развития событий в ЦА и сообщил о готовности РФ оказать помощь вооруженным силам Кыргызстана и Таджикистана в противодействии боевикам ИГ и афганским талибам. Глава Таджикистана заявил о необходимости выполнения в полном объеме решения ОДКБ от 23 сентября 2013 г. о предоставлении союзниками помощи официальному Душанбе для укрепления таджикско-афганской границы. Президент Кыргызстана акцентировал внимание на необходимости усиления эффективности взаимодействия стран ОДКБ для противодействия угрозе приближения военных конфликтов непосредственно к границам Таджикистана. Эксперты полагают, что самым «слабым звеном» среди стран ЦА в контексте противодействия возможному военному вторжению исламских экстремистов из территории Афганистана является Туркменистан, который не может рассчитывать на поддержку международных сил безопасности из-за своего нейтрального статуса. В то же время в 2015 г. предусматривается укрепление обороноспособности Узбекистана с помощью начатой США в декабре 2014 г. процедуры передачи официальному Ташкенту военной техники. Таким образом, ключевой возникает вопрос: «Удастся ли то сделать России в связи санкциями удовлетворить свои внешнеполитические интересы? И США ныне не так активны, по объемам инвестиций их опережает Китай»[4]. Несмотря на трудности, России необходимо «зарезервировать» для стран Центральной Азии некую часть военно-технических, финансовых и информационных ресурсов.

Literature:

1. Afghanistan and safety of Central Asia. Bishkek : Ilim, 2005. Is. 2.

2. Geopolitical problems of Central Asia. Abstract collection. M., 2012. C.165.

3. Malashenko A. Central Asia: on what Russia counts? M., 2012.

67

4. Сыздьтова Ж. С. Новая динамика геополитической ситуации в Центральной Азии // Ломоносовские чтения. Востоковедение. Тезисы докладов научной конференции. М., 2015. 288 с.

5. URL: http://vlast.kz/politika/igil_v_centralnoj_

azii_ocherednaja_strashilka_ili_realnaja_ugroza-10178.html

6. URL: http://inosmi.ru/sngbaltia/20150629/2288

54027.html

7. URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/com-munity/963274-.html

8. URL: http://365info.kz/2015/02/igil-v-afganista-

ne-i-centralnoj-azii-pravitelstvam-regiona-nado-byt-nacheku/

4. Syzdykova Zh.S. New dynamics of a geopolitical situation in Central Azii // Lomonosov readings. Oriental studies. Theses of reports of scientific conference. M., 2015. 288 p.

5. URL: http://vlast.kz/politika/igil_v_centralnoj_

azii_ocherednaja_strashilka_ili_realnaja_ugroza-10178.html

6. URL:http://i nosmi.ru/sngbaltia/20150629/2288 54027.html

7. URL: https://www.newkaliningrad.ru/news/com-munity/ 963274-.html

8. URL: http://365info.kz/2015/02/igil-v-afganista-

ne-i-centralnoj-azii-pravitelstvam-regiona-nado-byt-nacheku/

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.