М. Бородина,
политолог
(Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского) УГРОЗА ИСЛАМИЗАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В настоящее время процесс исламизации Европы является одной из злободневных проблем современного европейского общества. В действительности, ислам является второй по численности последователей мировой религией, а мусульманские общины существуют более чем в 120 странах мира, в том числе и в Европе. Самая крупная мусульманская община проживает во Франции: по разным оценкам от 5 до 7 млн, что составляет 10% от общего числа населения, ислам стал здесь второй по численности религией страны после католицизма. Многочисленные общины последователей ислама сформировались также в Германии (4 млн), Великобритании (1,7 млн), Италии и Голландии (по 1 млн), Швеции и Дании (по 600 тыс.). Значительные мусульманские общины разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам [1].
Безусловно, такое стремительное увеличение числа мусульман в Европе не может не беспокоить европейское сообщество. В последнее время европейские СМИ обращают внимание всего мирового сообщества на такие актуальные для Европы темы, как положение мусульман в Европе, диалог европейского общества и мусульман, насильственная исламизация Европы, увеличение числа мечетей в европейских странах, нелегальная миграция из стран Ближнего Востока и другие проблемы, связанные с увеличением числа последователей ислама в европейских государствах. Термин «исламизация Европы» стал одним из самых часто употребляемых не только в европейских СМИ, но и во всём мире.
Необходимо отметить, что этот термин был введен в обращение мусульманами, чтобы обозначить процесс трансформации обществ из состояния «куфр» («неверности») в состояние «просвещения» (обращения в Ислам) [2]. Другими словами под исла-мизацией можно понимать усиление влияния ислама на различные сферы жизни общества, будь то религия, образование или политика.
Усиление процессов исламизации связано в первую очередь с быстрыми темпами роста численности европейских мусульман. Этому способствуют высокая рождаемость в мусульманских семьях, отсутствие продуманной миграционной политики в Евросоюзе,
а также прославляемая в европейских странах политика мульти-культурности и толерантности. Исламизации способствует и переход самих европейцев в ислам, например, в Германии число немцев-мусульман составляет около 150 тыс. человек, во Франции число французов-мусульман давно превышает 50 тыс. человек, также приняли ислам до 50 тыс. итальянцев, 10 тыс. британцев и примерно 3 тыс. испанцев [3].
Европейское общество не зря так сильно обеспокоено набирающим силу процессом исламизации Европы. Если детально рассмотреть эту тенденцию, можно заметить, что ислам проник уже практически во все сферы общественной жизни ряда европейских государств.
Сегодня религия в Европе находится далеко не на первых ролях, поэтому иммигранты из исламских стран, где религия играет первостепенную роль в жизни общества, замещают так называемый религиозный голод. В августе 2011 г. в интервью национальной радиостанции RTL президент Мусульманского совета Франции Мохаммед Муссауи озвучил информацию по мечетям во Франции, число которых за последние десять лет удвоилось и сегодня превышает отметку в 2 тыс. строений. Более того, 150 новых проектов мечетей находятся на различной стадии реализации, в то время как католическая церковь Франции построила за последние 10 лет лишь 20 храмов [4].
Журнал «Newsweek» привел статистические данные, согласно которым ислам получает всё большее распространение в Европе, особенно в Италии, Англии и Франции. В статье содержится парадоксальная информация о том, что посещаемость церквей в Англии снизилась до минимума, а в Восточном Лондоне закрывшиеся церкви передаются мусульманам для открытия в них мечетей. В Мадриде воздвигают новые минареты, а в Италии строятся крупнейшие в Европе мечети [5].
Влияние ислама усилилось также и в политической сфере. Исламистских политических партий в Европе не существовало вплоть до конца 1990-х годов. Сейчас такие партии, представленные иммигрантами из стран Ближнего Востока, Африки и Азии, появились в большинстве стран Западной Европы.
В Великобритании в 2004 г. британский мусульманский активист Анас Аль-Тикрити в знак протеста против войны в Ираке основал «Партию Уважения», которая на местных выборах получила 2,3% голосов [6]. В Бельгии в мае 2003 г. «Parti de la Citoyennete et Prosperite» (PCP, Партия гражданства и процветания), кото-
рая проповедует радикальный ислам, набрала более 8 тыс. голосов на выборах в Брюсселе. Также в октябре 2012 г. на муниципальных выборах в Брюсселе два мандата получили представители партии «Ислам», которая фокусирует свое внимание на религиозной тематике и выступает за радикальные меры с конечной целью превращения Бельгии в исламское государство. Один из новоизбранных членов совета, Редуан Арух, сказал: «Для начала мы должны ненавязчиво привлечь внимание людей и объяснить им те преимущества, которые несут исламские руководители и исламские законы, чтобы в конечном итоге - почему бы и нет - прийти к исламскому государству в Бельгии» [7]. В Испании также существует «Партия возрождения и объединения Испании» (PRUNE), которую возглавляет бывший журналист и профессор арабского языка Мустафа Баррак. Учитывая, что численность мусульман в стране, включая нелегалов, достигает 2 млн, перспективы у партии весьма внушительные [8]. Таким образом, в начале третьего тысячелетия европейские мусульмане превратились в активную политическую силу.
Весьма прочно ислам укоренился и в европейской системе образования. Во многих европейских странах осуществляется преподавание основ ислама в школах, действуют медресе, исламские университеты и академии. Так, в Бонне (Германия) в 1994 г. на деньги короля Саудовской Аравии была выстроена Исламская академия. В Роттердаме (Нидерланды) работает Исламский университет, созданный на базе существовавшего там с 1997 г. медресе. В Германии, Австрии и Бельгии выделяются дополнительные часы для проведения уроков основ ислама. В Германии и Бельгии уроки по истории ислама являются обязательными и включены в программы государственных учебных заведений [9].
Увеличение числа мусульман в Европе способствует возникновению противоречий между консервативными ценностями ислама и традиционно светским европейским либерализмом. Растет напряженность между европейцами и мусульманами, появляется радикальный исламизм, который выражается, в частности, в протестах молодежи. Компактно проживающие мусульманские общины, как правило, не интегрируются в социально культурное пространство страны проживания и не ассимилируются. Они не воспринимают европейские демократические и правовые нормы и живут по законам шариата, придерживаясь своей системы ценностей [10]. В связи с этим мусульманское население Европы пыта-
ется внести изменения в формировавшуюся веками судебную систему европейских государств.
Норвежские юристы предложили легализовать в стране шариатские суды, так как они считают, что в части районов, где проживают мусульмане, шариатские суды де-факто уже все равно существуют. Министр юстиции Кнут Стурбергет пока сопротивляется нововведениям, но правозащитники считают, что такая нетолерантная точка зрения обречена [11]. Похожая ситуация сложилась и в Дании. Исламская группа, называющая себя «Призыв к исламу», заявила о своих планах ввести в исламских кварталах Копенгагена и других областей Дании шариатские зоны с круглосуточным патрулированием [12]. Исламские экстремисты по всей Великобритании запустили кампанию по расклеиванию плакатов, обозначающих зоны, где действуют законы шариата. Жилые районы были заклеены плакатами, которые гласили: «Вы входите в зону, контролируемую шариатом, - необходимо соблюдать исламские законы!» [13].
Исламизация - это достаточно серьезная проблема для европейского общества, которая требует глубокого осмысления и незамедлительного решения. Исламофобия в самых разных формах -это вовсе не преувеличенная реакция европейских обществ на увеличение последователей ислама в европейских государствах. Ислам все глубже проникает в различные сферы жизни европейского общества, мусульмане избираются в парламенты, создают свои компании, идут служить в полицию, в армию, преподают в светских университетах, школах. Становясь все более очевидной частью европейского населения, они коренным образом меняют традиционный облик современной Европы. Безусловно, и в самой Европе найдется ряд сторонников исламизации, которые не видят никакой угрозы во взаимодействии двух культур, однако размышляя о проблеме исламизации Европы, хочется упомянуть книгу С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций» (1996), где он утверждал, что Европа и ислам - это не просто две абсолютно разные культуры, это две изначально враждебные антагонистические цивилизации, которые попросту не могут мирно сосуществовать друг с другом.
Литература
1. Крылов А. Европеизация ислама или исламизация Европы? // Информационное агентство Благовест-Инфо. - 2007. - [Электронный документ]. - URL: http:// www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=:: 12275 (Дата обращения: 15.11.2012 г.)
2. Сеннельс Н. Что такое исламизация? Попытка подхода к анализу. - 2011. -[Электронный документ]. - URL: http://gabblgob.livejoumal.com/665205.html (Дата обращения: 24.09.2012 г.)
3. Браницкий А.Г. Исламское образование в странах Европы: история и современное состояние // Материалы третьей ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Фаизхановские чтения». - 2006. - [Электронный документ]. RL: http://www.idmedina.ra/books/materials/faizhanov/3/pedagog_ branicki. tm? (Дата обращения: 13.02.2013 г.)
4. Les musulmans de France réclament aujourd'hui le droit a 1'indifférence // Журнал Le Monde. - 1. - [Электронный документ]. - URL: http://www.lemonde. fr/societe/chat/ 2011/03/09/que-faut-il-craindre-d-un-debat-sur-la-laicite_1490372_ 3224.html (Дата обращения: 13.02.2013 г.)
5. Яхья X. Европа обращается к Исламу // Международная жизнь. - М.: Красная звезда, 2004. - № 9. - С. 105-110.
6. Проиграв выборы в Европарламент. Партия уважения завоевала большую часть голосов мусульман Великобритании. - 2004. - [Электронный документ]. -URL: http://islam.com.ua/news/1006/ (Дата обращения: 26.02.2013 г.)
7. Крылов А. Европеизация ислама или исламизация Европы? // Информационное агентство Благовест-Инфо. - 2007. - [Электронный документ]. - URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=24&id=12275 (Дата обращения:
15.11.2012 г.)
8. Первая исламская партия Испании будет представлена на местных выборах в 2011 г. - 2009. - [Электронный документ]. - URL: http://islam.com.ua/news/ 6888 (Дата обращения: 28.02.2013 г.)
9. Яхья X. Европа обращается к Исламу // Международная жизнь. - М.: Красная звезда, 2004. - № 9. - С. 105-110.
10. Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С. 52-62.
11. Норвежские судьи потребовали узаконить шариат. - 2009. - [Электронный документ]. - URL: http://www.nr2.ru/culture/351375.html (Дата обращения:
05.02.2013 г.)
12. Мусульмане Дании предложили создать в стране «шариатские зоны» - 2011. -[Электронный документ]. - URL: http://www.rosbalt.ru/main/2011/10/25/ 904937.html (Дата обращения: 5.02.2013 г.)
13. Привет Брейвику: Великобритания превратилась в «зону шариата». - 2011. -[Электронный документ]. - URL: http://www.nr2.ru/inworld/341425.html (Дата обращения: 5.02.2013 г.)
«Гуманитарии в XXI веке», Н. Новгород, 2013 г., т. 1, с. 558-563.