Научная статья на тему 'Уголовное законодательство Монголии: ответственность за хулиганство (исторический аспект)'

Уголовное законодательство Монголии: ответственность за хулиганство (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
941
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Женисгул К.

Задачами уголовного права Монголии в изменившихся социально-экономических и политических условиях являются охрана конституционного строя Монголии, жизни, здоровья, чести и достоинства личности, прав и свобод граждан, всех форм собственности рыночной системы хозяйствования и всего правопорядка в Монголии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tasks of the Criminal Law of Mongolia in the changed social-economical and political conditions are the safeguard of the Constitutional system of Mongolia, life, health, honor and liberties of the citizens, all forms of property, market economy and the whole Law enforcement system of Mongolia.

Текст научной работы на тему «Уголовное законодательство Монголии: ответственность за хулиганство (исторический аспект)»

а»

I

Международное право

<N

<N

*!

3 3

<15

УДК 343.592; 35L766 К. Женисгул*

Уголовное законодательство Монголии:

§ ответственность за хулиганство (исторический аспект)

&

3 Задачами уголовного права Монголии в изменившихся социально-экономических и политических условиях

являются охрана конституционного строя Монголии, жизни, здоровья, чести и достоинства личности, прав и свобод граждан, всех форм собственности рыночной системы хозяйствования и всего правопорядка в Монголии.

The tasks of the Criminal Law of Mongolia in the changed social-economical and political conditions are the

^ safeguard of the Constitutional system of Mongolia, life, health, honor and liberties of the citizens, all forms of property, ^ market economy and the whole Law enforcement system of Mongolia.

*' Становление и развитие уголовного законодательства Монголии было обусловлено спецификой

социально-экономических и политических условий существования общества, степенью влияния на ^ его жизнь религиозных традиций, идеологических и этнических воззрений, а также других факторов, так или иначе отражающихся на формировании права. История уголовного законодательства Монголии неразрывно связана с историей государственности Монголии. Она всегда четко отражала специфику политического и экономического содержания основных государственно-правовых институтов 5 определенного периода. В связи с этим периоды развития уголовного законодательства органически связаны с основными этапами развития Монгольского государства.

Соответственно, история развития уголовного права Монголии с некоторой долей условности можно разделить на три периода:

^ 1) уголовное законодательство до периода Народной революции (до 11 июля 1921 г.);

2) социалистическое уголовное право;

3) постсоциалистическое уголовное право1.

Мы разделяем эту позицию академика С. Нарангэрэла. Первоначально уголовно-правовые предписания не выделялись законодателем в особые нормативно-правовые акты, а включались в содержание законов или иных актов, регулирующих комплекс вопросов общественной жизни. К их числу можно отнести, например, закон «Великая власть», «Закон (кодекс) Юанской державы»,

* Адъюнкт кафедры уголовного права Санкт-Петербургского университета МВД России, капитан полиции Монголии.

«Монгольско-Ойрадский кодекс», «Халх Журам», «Распорядок Халхы» «Кодекс законов внешней Монголии» и др.

21 октября 1926 г. было разработано и утверждено Малым Народным Хуралом первое Уголовное уложение МНР. Оно состояло из 31 главы, 277 статей. Хулиганство (ст. 122) определялось как «озорные действия, выражающие неуважение к народным обычаям». Наказывалось оно лишением свободы на срок до 1 года, либо штрафом до 600 тугриков. В законе не определялось, что следует понимать под озорными действиями, нарушающими народные обычаи. Все это вызывало определенные трудности в применении уголовного законодательства об ответственности за рассматриваемое преступление.

В МНР народные обычаи, национальные традиции всеми воспринимались как неписаные законы. На наш взгляд, законодатель, говоря о неуважении к народным обычаям, имел в виду, разумеется, не всякие народные обычаи, а лишь те, которые способствовали бы воспитанию молодежи в духе уважения старших и окружающих, соблюдению элементарных правил поведения при общении между людьми и укреплению правопорядка в стране. Нарушение подобных обычаев и традиций всегда вызывало справедливое возмущение и моральное осуждение со стороны общественности, что и служит объяснением, почему наиболее важные народные обычаи были взяты под охрану уголовного закона.

23 сентября 1929 года XIV сессией Малого Народного Хурала МНР было принято второе Уголовное уложение МНР, состоящее из 30 глав и 277 статей. Ст. 125 Уголовного уложения 1929 г. с небольшими редакционными поправками воспроизводила определение хулиганства, даваемое в статье 122 Уголовного уложения МНР 1926 г. К хулиганским действиям примыкало такое предусмотренное Уголовным уложением 1926 г. деяние, как распространение ложных слухов (ст. 130). Аналогичная норма имелась в Уголовном уложении 1926 г. (ст. 123). В новом Уголовном кодексе хулиганство было отнесено в раздел «Иные преступления против порядка управления», что более соответствовало юридической природе хулиганства и его повышенной опасности в указанный период. Само место расположения статьи о хулиганстве в Уголовном уложении подчеркивало: непосредственным объектом этого преступления признавался порядок управления, что больше соответствовало юридической природе этого преступления2.

В Уголовном кодексе 1934 г. (п. 1 ст. 71) хулиганство определялось как «озорные и дерзкие действия, совершенные впервые и выражающие явное неуважение к народным обычаям»3.

Таким образом, УК МНР 1934 г. внес существенные изменения в определении хулиганства. В определении хулиганства подчеркнут такой объективный признак этого преступления, как явное неуважение к народным обычаям, сопряженное с озорством и дерзостью. Кодекс 1934 г. уменьшил срок лишения свободы за простое хулиганство до трех месяцев. Размер штрафа также был снижен с 600 до 300 тугриков. Санкцией ст. 71 УК был предусмотрен также альтернативный вид наказания за хулиганство - принудительные работы на срок до 6 месяцев.

Наряду с простым составом, п. 2 ст. 71 УК впервые предусматривал квалифицированное хулиганство. В качестве квалифицирующих признаков предусматривались:

а) особая дерзость;

б) неуважительный цинизм;

в) совершение хулиганских действий повторно.

Наказание за этот вид хулиганства устанавливалось в виде лишения свободы на срок до двух лет.

В июне 1940 г. Великий Народный Хурал утвердил новую Конституцию МНР, и в связи с этим Малому Хуралу было поручено пересмотреть все законы и положения и привести их в соответствие с новой Конституцией. 17 января 1942 г. Малый Хурал принял Уголовный кодекс МНР, который состоял из 16 разделов и 219 статей. При подготовке УК МНР 1942 г., (равно как и УК 1934 г.) был учтен опыт СССР по кодификации уголовного законодательства, что нашло свое отражение и в конструкции состава хулиганства. В УК МНР 1942 г. хулиганство было помещено в разделе «Преступления против порядка управления».

УК МНР 1942 г. внес существенные изменения в определения как простого, так и квалифицированного хулиганства. В п. 1 ст. 97 хулиганство определялось как озорные действия хулиганского характера, сопряженные с явным неуважением к обществу, совершенные в первый раз, что влекло за собой лишение свободы на срок до 1 года или принудительные работы на тот же срок. В п. 2 ст. 97 УК МНР 1942 г. предусматривалась ответственность за хулиганство при отягчающих обстоятельствах4. Квалифицированное хулиганство наказывалось лишением свободы на срок до 5 лет5. Таким образом, УК МНР 1942 г. значительно ужесточил наказание за хулиганство. Усиление ответственности за хулиганство и расширение перечня квалифицирующих это преступление обстоятельств объясняется тем, что в условиях роста духовного и культурного уровня населения хулиганские проявления стали особенно нетерпимыми.

Международное право

*!

В целях усиления борьбы с детской преступностью, в частности, с хулиганством, в феврале 1942 г. было принято постановление Президиума Малого Хурала МНР «О ликвидации детской преступности и безнадзорности». Это постановление обязало Управление государственной милиции усилить борьбу против хулиганства и воровства со стороны детей и подростков. Вместе с тем в постановлении предусматривалась ответственность родителей за проступок своих детей, органам ^ милиции было предоставлено право оштрафовать родителей в административном порядке в пределах ^ до 100 тугриков, если их дети задерживались за воровство или уличное хулиганство.

В 1960 г. была принята новая Конституция МНР, законодательно закрепившая исторический переход нашей страны от феодализма к социализму, минуя капитализм. 31 января 1961 г. Великий Народный Хурал МНР утвердил новый Уголовный кодекс и ввел его в действие с 1 апреля 1961 г. Принятие Кодекса 1961 г. явилось важным этапом в дальнейшем развитии уголовного законодательства ^ МНР. Этот кодекс, как и предыдущие законодательные акты, воспринял все то новое и прогрессивное, ф ( что было достигнуто по вопросам борьбы с преступностью в Советском уголовном праве - в законодательстве, науке и судебной практике. В УК 1961 г. состав хулиганства (ст. 169) был помещен в ^ главе «О преступлениях против общественного порядка, общественной безопасности и здоровья 3 населения», впервые введенной в Уголовный кодекс. Ст. 169 УК МНР 1961 г. различала простое ^ хулиганство (п. «а» ст. 169), квалифицированное (п. «б» ст. 169), мелкое хулиганство, совершенное лицом, ^ к которому применялись меры общественного или административного воздействия за мелкое хулиганство ^ (п. «в» ст. 169). Простое хулиганство определялось как умышленные действия, грубо нарушающие

К*- общественный порядок или правила социалистического общежития и выражающие явное неуважение к обществу, УК МНР 1961 г. усилил ответственность за простое хулиганство. Оно влекло за собой наказание ^ в виде лишения свободы до одного года или штрафа до 500 тугриков, Исправительные работы были исключены из видов наказания, предусмотренных за простое хулиганство.

Квалифицированным признавалось хулиганство, соединенное с насилием или связанное с сопротивлением представителю власти либо лицу, поддерживающему общественный порядок, или отличающееся по своему содержанию исключительным цинизмом и дерзостью, а также совершение ^ хулиганства лицом, ранее осужденным за это преступление. Квалифицированное хулиганство ^ наказывалось лишением свободы на срок до четырех лет с высылкой или без таковой. В качестве обязательных УК 1961 г. подчеркивал три признака:

^ а) умышленный характер совершаемых хулиганских действий;

^ б) грубое нарушение общественного порядка;

^ в) выражение явного неуважения к обществу.

^ 19 мая 1961 г. ЦК МНРП и Совет Министров МНР приняли совместное постановление «О

^ создании общественных бригад содействия милиции». Данное постановление обеспечивало ^ возможность более широкого и активного участия общественности в охране общественного порядка. ^ В этом постановлении указывалось на необходимость повышения роли общественности в борьбе с нарушениями общественного порядка, в их предупреждении и устранении причин и условий, способствовавших совершению этих преступлений.

Еще одним серьезным шагом в борьбе за укрепление общественного порядка стало принятое в октябре 1967 г. Постановление ЦК МНРП «Об усилении борьбы с хулиганством и нарушениями общественного порядка».

Уголовный кодекс МНР 1961 г. и другие правовые акты, несомненно, сыграли большую роль в предупреждении хулиганства и других нарушений общественного порядка. Однако концептуальные положения Уголовного кодекса МНР 1961 г. в действительности не соответствовали реальным потребностям страны и современной уголовно-правовой теории и практике. Серьезным антидемократическим минусом этого Кодекса было несоответствие общепризнанным международным

^ нормам о правах и свободах человека. Также немаловажно, что нормы УК Монголии 1926, 1929, 1934, 1942, 1961 гг. были созданы под заметным влиянием советского уголовного законодательства. ^ Уголовный кодекс оказался для правящей верхушки недостаточно жестким и

3 в дальнейшем подвергался многочисленным изменениям антидемократической

направленности. 11 января 1974 г. Политбюро ЦК МНРП приняло развернутое постановление «О ^ некоторых мерах улучшения профилактической работы и борьбы с преступностью». Анализируя состояние и структуру преступности в данный период, Политбюро ЦК МНРП указало на необходимость принимать решительные меры по усилению борьбы с хулиганством и пьянством и поручило Президиуму Великого Народного Хурала разработать соответствующие правовые акты. В соответствии с этим постановлением Президиум Великого Народного Хурала принял Указы от 25 марта 1974 г. «Об усилении ответственности за хулиганство и нарушение общественного порядка» и от 8 апреля 1974 г. «Об усилении борьбы против пьянства».

Указ 25 марта 1974 г. не внес каких-либо изменений в определение хулиганства. Указ приравнял мелкое хулиганство, совершенное лицом, к которому в течение года была применена мера административного воздействия за нарушение общественного порядка, к простому хулиганству.

Был также дополнен перечень квалифицирующих признаков. К квалифицированному хулиганству наряду с другими его видами было отнесено хулиганство, сопровождавшееся сопротивлением представителям общественности, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, или иным гражданам, пресекающим хулиганские действия, а также совершение ^

хулиганства повторно или группой лиц. Эти дополнения имели положительное значение для охраны СЪ

прав граждан, добровольно и активно участвующих в охране общественного порядка, подняли активность граждан в борьбе с преступностью и заметно усилили борьбу с рецидивом хулиганства. ^

Указ от 25 марта 1974 г. (ст. 10) предусматривал новый, более опасный вид хулиганства -хулиганство, совершенное с применением или попыткой применения огнестрельного оружия, а равно других предметов, специально приспособленных для нанесения телесных повреждений и совершенное лицом неоднократно судимым за хулиганство, либо сопровождавшееся вовлечением ^

несовершеннолетних в хулиганство. Как показывает название Указа, наказание за хулиганство было ^

значительно усилено. Простое и повторное мелкое хулиганство влекли наказание на срок до двух лет лишения свободы или исправительные работы на срок до одного года шести месяцев или штраф в размере от 300 до 1000 тугриков. Квалифицированное хулиганство наказывалось лишением свободы ^

до 5 лет с высылкой или без таковой. Особо квалифицированное хулиганство влекло лишение свободы на срок от трех до десяти лет со ссылкой или без таковой.

Существенной новеллой явилась норма ст. 9, устанавливающая правило, согласно которому

Ьв

*

действия граждан, направленные на пресечение преступных посягательств и задержание виновных лиц, являются правомерными и не влекут за собой ответственности, даже если этими действиями ^

был причинен вред виновному лицу. Указ от 25 марта 1974 г. ограничил применение института условно-досрочного освобождения в отношении лиц, осужденных за квалифицированное и особо ^

квалифицированное хулиганство. Усиление борьбы с хулиганством выразилось не только в ^

установлении более суровых мер наказания за это преступление, но и во введении нового ^

процессуального порядка расследования и дознания, а также рассмотрения дел о хулиганстве в суде. ^

В соответствии с решениями XVIII съезда МНРП и Правительство приняли ряд важных мер, Й

направленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с ^

преступностью, на расширение активного участия общественности в охране общественного порядка. ^

Среди этих мер следует назвать постановление ЦК МНРП и Совета ^

Министров МНР от 16 декабря 1981 г. «О некоторых мерах по расширению участия общественности в работе по охране общественного порядка и борьбе с ^

правонарушениями». Этим постановлением общественные бригады содействия милиции были переименованы в народные дружины по охране общественного порядка, созданы общественные пункты, призванные охранять общественный порядок при домовых и уличных комитетах районов и в центре сомонов, а также советы трудовых коллективов по профилактике правонарушений в организациях, учреждениях и промышленных предприятиях, призванные предупреждать любые правонарушения среди членов коллектива.

Как известно, в конце 1980 г. Монголия предприняла попытку обновления социалистического ^

общества, также по аналогии с СССР. Определенные изменения коснулись и уголовного ^

законодательства. 5 декабря 1986 г. Великим Народным Хуралом была принята новая редакция УК ^

Монголии. Здесь был обобщен весь положительный опыт прошлого, обеспечена надлежащая 5!

преемственность. Новый УК МНР был введен в действие с 1 июня 1987 г. В него была внесена ст. 239 (хулиганство). ^

1. Хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное

неуважение к общественности, также совершенное в течение года повторно ранее осужденным за мелкое хулиганство, к которому применялись меры административного воздействия, - наказывается I ^ штрафом в размере до 1000 тугриков, либо исправительными работами на срок от 6 месяцев до 1 года, либо лишением свободы на срок до 2 лет. ^

2. То же деяние, если оно совершено повторно, является грубым нарушением общественного порядка, выражающим явное неуважение к общественности, либо особо отвратительным или ^ жестоким, либо сопряжено с сопротивлением людям, исполняющим обязанности по охране общественного порядка, или гражданину, пересекающему хулиганские действия, - наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с высылкой или без таковой.

3. Если оно сопряжено с грубым нарушением общественного порядка, выражающим явное неуважение к общественности, с применением или намерением применить огнестрельное или

Международное право

холодное оружие, а также предметы, специально приготовленные для нанесения телесного повреждения, либо совершено особо опасным рецидивистом, - наказывается лишением свободы на срок с 3 до 10 лет.

Многочисленные изменения и поправки в Уголовном кодексе порождали подчас серьезные несостыковки между соответствующими правовыми нормами, оставляли пробелы и практически делали невозможным пользование этим кодексом в повседневной правоприменительной деятельности. В последние годы проблема преступности приобрела для монгольского общества особое значение, став настоящим социальным бедствием, угрожающим самим устоям государственности Монголии и национальной безопасности.

Содержание Конституции Монголии 1992 г. дает основание утверждать, что задачами уголовного права Монголии в изменившихся социально-экономических и политических условиях ^ являются охрана конституционного строя Монголии, жизни, здоровья, чести и достоинства личности, ( прав и свобод граждан, всех форм собственности рыночной системы хозяйствования и всего ^ правопорядка в Монголии.

1 См: Нарангэрэл С. Основные проблемы уголовного права Монголии в XX веке. Общая часть: Реферат. доклад ... докт. ^ юрид. наук (8СЭ). Улан-Батор, 1999. С. 12

* 2 См: Сборник законов Президиума Малого Хурала МНР и приказов Народного Совета Министров. Улан-Батор, 1932.

С. 4.

3 Сборник законов, указов Президиума Малого Хурала МНР и постановлений, приказов Совета Министров МНР № 13. Улан-Батор, 1936.

4 Сборник законов, указов, постановлений Президиума Малого Хурала и Совета министров. № 4. Улан-Батор, 1942.

5 См: Сборник законов, постановлений, положений Правительства МНР Улан-Батор, 1959. С. 3.

3

&

£

а.

£

а*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

£

е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.