Научная статья на тему 'Уголовное наказание за каннибализм: понять и простить?'

Уголовное наказание за каннибализм: понять и простить? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24819
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАННИБАЛИЗМ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПЛОТЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хомякова Маргарита Александровна

Автор изучает определение каннибализма, ответственность за поедание человеческой плоти в современном российском уголовном законодательстве. Приведены примеры каннибализма в новейшей истории, указаны его негативные последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовное наказание за каннибализм: понять и простить?»

УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА КАННИБАЛИЗМ: ПОНЯТЬ И ПРОСТИТЬ?

МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА ХОМЯКОВА

Ответственный секретарь редакции журнала «Российское право: образование, практика, наука», e-mail: homyakovama@mail.ru

Автор анализирует определение каннибализма, ответственность за поедание человеческой плоти в современном российском уголовном законодательстве. Приведены примеры каннибализма в новейшей истории, указаны его негативные последствия.

The author studies the definition of cannibalism, responsibility for its commission in modern Russian criminal law. The examples of cannibalism in modern history are given, its negative consequences are depicted.

Ключевые слова: каннибализм, человеческая плоть, преступления против жизни и здоровья, уголовное наказание

В действующем законодательстве Российской Федерации не раскрыто понятие «каннибализм». Чтобы разобраться, что это такое и почему автор данной статьи считает каннибализм уголовно наказуемым деянием, следует обратиться к определению слова «каннибал». Согласно толковому словарю Т. Ф. Ефремовой1 каннибалом может быть людоед; крайне жестокий человек; животное, поедающее особей своего вида. Далее в статье под словом «каннибал» будет подразумеваться человек, употребляющий в пищу человеческую плоть, соответственно под каннибализмом - употребление человеком в пищу человеческой плоти.

Как было сказано выше, в современном российском уголовном законодательстве не предусмотрено наказание за это деяние. Однако п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ устанавливает ответственность за убийство человека с целью использования его органов или тканей. Цель использования изымаемых органов или тканей не определена, и убийство с целью каннибализма А. В. Бриллиантов, Г. Д. Долженкова и Э. Н. Жевлаков предлагают квалифицировать именно по данной норме2.

Некоторые ученые считают, что необходимо дополнить п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ указанием на другие цели, схожие с использованием органов и тканей для трансплантации. В частности, Н. А. Колчина предлагает внести в него

Key words: cannibalism, human flesh, crimes against life and health, criminal punishment

такую цель, как «осуществление религиозных или иных культовых обрядов либо каннибализма»3. Следует отметить, что если изъятие органов или тканей осуществляется в процессе лишения человека жизни, содеянное нужно квалифицировать дополнительно по п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное с особой жестокостью)4.

Что касается ситуации, когда каннибал, желающий отведать плоти человека, не убивает его, а лишает части тела и употребляет эту часть тела в пищу, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522 (в ред. от 17 ноября 2011 г.) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» квалифицирующими признаками тяжкого вреда здоровью человека являются потеря зрения, речи, слуха либо какого-то органа или утрата органом его функций. Соответственно деяние, когда субъект преступления лишает жертву части тела с целью употребления в пищу человеческого мяса, будет квалифицировано по п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с целью использования органов и тканей потерпевшего.

Проанализировав указанные нормы, автор статьи пришел к выводу, что наказание за каннибализм в России людоед понесет только в том

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

случае, если он убьет свою жертву или попытается это сделать (тогда ему будет вменяться п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ с отсылкой к соответствующей части ст. 30 УК РФ «Приготовление к преступлению и покушение на преступление») либо причинит тяжкий вред здоровью жертвы (или постарается всеми силами его причинить).

Е. А. Капитонова, О. В. Романовская и Г. Б. Романовский считают, что нельзя квалифицировать каннибализм по п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ, ибо расширительное толкование этой нормы представляет собой применение закона по аналогии, а каннибализм изначально не входит в конструкцию данного состава преступления. Таким образом, применение к случаям каннибализма нормы п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ может трактоваться как прямо запрещенное УК РФ действие5.

Есть мнение, что наказание за каннибализм не предусмотрено законом, поскольку в наше время сложно поверить в существование людей, питающихся человеческой плотью. Тем не менее некоторые общества практикуют каннибализм как дань обычаю. Одним из «громких» случаев каннибализма в XX в. стала история американца Майкла Рокфеллера. Молодой миллионер был съеден племенем асматов Новой Гвинеи в 1961 г. Асматы и сегодня не прочь попробовать мясо человека, но путешественников и туристов строго охраняют полицейские. Исключительно благодаря такой охране пятерым русским любителям приключений удалось целыми и невредимыми вернуться из путешествия по Новой Гвинее в 1995 г.6

В лесах Амазонии живет немногочисленное племя вари, члены которого придерживаются традиции поедать усопших родственников. Вари верят, что в холодной земле усопшему будет одиноко и страшно, поэтому для него лучше, чтобы его съели близкие7.

Члены индуистской аскетической религиозной секты агхори по сей день употребляют в пищу останки добровольцев. Можно сказать, что жертвы в данном случае нет, поскольку съеденный при жизни завещал свое тело племени в качестве пищи. Также агхори вылавливают разлагающиеся трупы людей из реки Ганг и согласно традиции едят их8.

В Европе также случаются прецеденты, когда съеденный не против предоставить часть своей плоти людоеду в качестве основного блюда к трапезе. Например, гражданин Германии Армин Майвес9 съел своего любовника Юргена Брандеса с его добровольного согласия. Причем у жертвы была конкуренция: на размещенный в Интернете призыв Майвеса

стать его ужином откликнулись более 400 человек. По материалам следствия, после полового акта с жертвой Майвес с разрешения гостя отрезал ему половой орган, зажарил с чесноком, и они вместе съели это блюдо10. Брандес умер от кровопотери, а Майвес был осужден за причинение смерти по неосторожности.

В России, по словам адвоката по уголовным делам Валерия Черникова, редко рассматриваются дела в отношении людей, заподозренных просто в поедании человеческого мяса, поэтому и в Уголовный кодекс вряд ли будут вноситься какие-либо поправки11. Тем не менее история современной России знает случаи каннибализма.

В 1997 г. был приговорен к смертной казни Владимир Николаев, известный как «новочебоксарский людоед»: во время пьяной драки Николаев убил собутыльника, расчленил его и попробовал мясо жертвы. Позже Владимир совершил еще одно убийство, часть трупа второй жертвы съел сам, а часть продал на рынке, выдавая человеческую плоть за мясо сайгака. В 1999 г. смертная казнь была заменена на пожизненное лишение свободы, сейчас людоед отбывает наказание в исправительной колонии особого режима «Черный дельфин»12 и признается, что предпочел бы расстрел.

В марте 2012 г. во Владивостоке был задержан мужчина, который в состоянии алкогольного опьянения убил своего соседа, а потом питался его останками вместе со своим приятелем. Приятелю, который не принимал участия в совершении убийства, вменялось обвинение лишь по ст. 316 УК РФ за сокрытие преступления13.

Летом 2012 г. два рыбака из Республики Саха (Якутия) съели своего умершего друга, который погиб в результате побоев. В 2014 г. Верховный суд Республики Саха приговорил одного из них, Алексея Горуленко, к 11 годам лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека. Второму каннибалу Александру Аб-дуллаеву, действия которого не привели к смерти потерпевшего, но который ел человеческую плоть, не предъявили никаких обвинений14.

Проанализировав данные преступления, можно сделать вывод, что каннибализм не всегда связан с убийством или причинением тяжкого вреда здоровью жертвы. Автор статьи придерживается позиции, что если изъятие органов или тканей происходит после лишения потерпевшего жизни, то квалифицировать такое преступление надо по ст. 244 УК РФ (надругательство над телами умерших и местами их захоронения)15. Однако юристы-практики,

в отличие от своих коллег-теоретиков, считают, что поедание мертвого человека не стоит квалифицировать по ст. 224 Уголовного кодекса РФ. Упомянутый ранее адвокат Валерий Черников отметил, что только за поедание человеческой плоти к ответственности действительно привлечь нельзя. «Есть статья, предполагающая ответственность за надругательство над телом умершего, но каннибализм к ней никакого отношения не имеет. Как правило, она идет в совокупности со статьей „Убийство". Получается, что можно есть человека сколько угодно, нужно только правильно научиться готовить», - мрачно пошутил В. Черников16. И приведенные выше примеры подтверждают, что за поедание человеческого мяса не последует никакого наказания.

Возникают сложности и с отбыванием наказания по ст. 224 Уголовного кодекса РФ. Санкция за данное преступление является альтернативной и предусматривает либо штраф, либо исправительные работы (максимум - 360 ч), либо арест сроком до трех месяцев. Но в Российской Федерации нет арестных домов, поэтому самое суровое наказание за поедание умершего человека, если его вдруг назначат (хотя практика говорит о том, что данное деяние не является преступлением с точки зрения современного уголовного права) будет состоять в исправительных работах.

Благодаря современным технологиям существует возможность стать каннибалом, не причиняя вред жизни и здоровью потерпевшего и не осуществляя надругательство над телом умершего. Американская компания «Bite Labs», производящая продукты питания из искусственного мяса, запустила рекламную акцию «Отведайте знаменитостей!». Генеральный директор компании, не раскрывающий своего настоящего имени, утверждает, что намерен в лабораторных условиях выращивать мясо, добытое с помощью биопсии из мышечных тканей американских звезд. Представители «Bite Labs» сообщают, что фарш для элитной колбасы будет на 30 % состоять из клонированных мышечных тканей голливудских актеров и на 40 % -из искусственного мяса экзотических животных, например оленины и страусятины (но возможно и применение традиционных говядины или свинины)17. Поедание такого продукта тоже может рассматриваться как каннибализм, ведь в колбасе будет содержаться человеческое мясо, пусть и добытое без причинения вреда жизни и здоровью человека. На взгляд автора статьи, употребление в пищу продукции компании «Bite Labs» будет иметь опасные последствия.

Говоря о каннибализме, нельзя не затронуть тему нравственности, которая является одной из основ уголовного права. С. В. Тесаков замечает, что именно нравственность составляет средство обеспечения выживаемости рода, племени, народа и общества в целом18. Ю. М. Антонян называет каннибализм отрицанием цивилизации, явлением, которое находится в непримиримом противоречии с общепринятыми нравственными и правовыми нор-

мами19.

Более того, с точки зрения медицины каннибализм представляет угрозу не только для жертвы, но и для самого преступника, ибо может привести к развитию болезни куру. Из-за нее ткани головного мозга в течение нескольких месяцев деградируют, превращаясь в губчатую массу. Эта болезнь распространилась на африканском континенте именно благодаря людоедству20.

Каннибализм вызывает зависимость. Многие каннибалы утверждали, что после того как они попробовали человеческое мясо, им не хотелось никакого другого, ведь человеческое мясо оказалось намного вкуснее, сочнее, чем мясо животных.

Исходя из изложенного, автор данной работы делает вывод, что каннибализм, даже не связанный с убийством жертвы и причинением ей тяжких телесных повреждений, имеет как минимум три опасных для общества и человека последствия: подрывает нравственные устои; вреден для здоровья каннибала; провоцирует его вновь попробовать человеческое мясо, т. е. подталкивает на совершение преступления, поскольку легально добыть такой «продукт питания» в большинстве стран невозможно.

Каннибализм не должен оставаться безнаказанным. Автор статьи предлагает ввести в раздел IX Уголовного кодекса РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» норму, предусматривающую ответственность за каннибализм, за исключением случаев, когда он был необходим для спасения жизни субъекта (если не было иной пищи, кроме человеческого тела).

1 Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М., 2000.

2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный): в 2 т. / А. В. Бриллиантов, Г. Д. Долженкова, Э. Н. Жевлаков и др.; под ред. А. В. Бриллиантова. 2-е изд. М., 2015. Т. 1.

3 Колчина Н. А. Организационно-правовой механизм борьбы с убийствами, совершенными в целях использования органов и (или) тканей потерпевшего: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА

4 О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 1 (в ред. от 3 марта 2015 г.) // Рос. газ. 1999. 9 февр.

5 Капитонова Е. А., Романовская О. В., Романовский Г. Б. Правовое регулирование трансплантологии: моногр. М., 2016.

6 Быкова Н. Что в меню у людоеда? // Московский комсомолец. 1995. 8 апр.

7 URL: http://olga-mir.blogspot.ru/2012/01/blog-post_ 13.html.

8 Свобода Р. Агхора. По левую руку бога. Саттва, 1998.

9 Beier K. M. Sexueller Kannibalismus - Sexualwissenschaftliche Analyse der Anthropophagie. München, 2007.

10 Савинов А. В. Причинение вреда с согласия лица или по его просьбе // СПС «Консультант-Плюс».

11 URL: http://www.vz.ru/society/2013/11/8/658679. html.

12 Гриднева М. Каннибал из Чувашии // Московский комсомолец. 1998. 15 марта.

13 URL: http://www.newsvl.ru/vlad/2012/03/25/za-derhani.

14 URL: http://tass.ru/proisshestviya/1462657.

15 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный). Т. 1.

16 URL: http://www.vz.rU/society/2013/11/8/658679. html.

17 URL: http://365news.biz/news/show-business/1402-teper-mozhete-sest-lyubimuyu-znamenitost-vy-kannibal. html.

18 Тасаков С. В. Оправданное преступление в поэме К. Иванова «Нарспи» // Уголовные законоположения в изобразительном, ораторском искусстве, драматургии, классической литературе и кино: коллектив. моногр. по материалам XIII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной памяти основателя уральской уголовно-правовой школы, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора юридических наук, профессора М. И. Ковалёва (Екатеринбург, 10-12 февраля 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С. 113-114.

19 Антонян Ю. М. Отрицание цивилизации: каннибализм, инцест, детоубийство, тоталитаризм. М., 2003.

20 Mead S., Whitfield J., Poulter M. et al. Novel Protective Prion Protein Variant that Colocalizes with Kuru Exposure // The New England Journal of Medicine. 2009. Vol. 361. № 21.

sc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.