УДК 343.271
ББК 67.408.022.11(051)
Ж12 V.A. ZHABSKY
FINES/PENALTY FOR OFFENCES AS A CRIMINAL PUNISHMENT UNDER THE LEGISLATION OF CIS COUNTRIES
Annotation: the article deals with fines/penalty as a punishment for a crime or other offence. The author concentrates on comparative characteristic of its application in the legislation of CIS countries.
Key words: fines/penalty, criminal punishment, sanction, kinds of punishments.
ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЖАБСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент, докторант
(Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ШТРАФА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СТРАН СНГ
Аннотация: в статье анализируется такой вид уголовного наказания, как штраф, дается сравнительная характеристика его применения в законодательстве государств - членов СНГ. Ключевые слова: штраф, уголовные наказания, санкция, виды наказаний.
Штраф как вид наказания был известен в первых источниках права, например в законах Хаммурапи, Солона, XII таблиц. Данное наказание в римском праве предусматривалось за все преступления, кроме тяжких. В российском праве штрафы под названием «вира» упоминаются начиная с Русской Правды. В последующем штраф как вид наказания присутствовал во всех источниках российского права (Судебник 1550 г., Соборное уложение 1649 г., Свод законов 1832 г. и др.). По мере эволюции государств штраф в правовых системах претерпел значительную трансформацию по содержанию, назначению и дифференциации применения в соответствии с определенными принципами. В настоящее время свод этих принципов закреплен в Стандартных минимальных правилах ООН в отношении мер, не связанных с тюремным зак-лючением(Токийские правила), принятых на VIII Конгрессе ООН в 1990 г. в Гаване.
Перечень названных мер предусмотрен в пр. 8.2 Токийских правил, в число которыхвходят «Экономические санкции и денежные наказания», включающие в себя и штраф. В ст. 44 УК РФ среди видов наказаний штраф назван первым.
Однако практика его применения в России находится далеко не на первом месте.
В теории уголовного права штраф относится к категории так называемых имущественных наказаний. В перечне наказаний он считается одной из наиболее легких санкций. Штраф как вид уголовного наказания предусмотрен законодательством всех стран мира, в том числе государств - членов СНГ.
Восточно-европейские страны СНГ
В Беларуси, Молдове, Украине, как и в России, штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться судами только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Однако в УК Беларуси ни в одной статье штраф не предусмотрен в качестве дополнительного вида наказания, размер штрафа определяется в Общей части (ст. 50), минимальные и максимальные размеры штрафов установлены отдельно для преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и менее тяжких преступлений. В Беларуси и Молдове наряду с общими размерами штрафов уголовный закон определяет повышенные размеры штрафа за корыстные преступления.
Размер штрафа в Беларуси определяется с учетом размера минимальной месячной заработной платы (установленной, как правило, на день постановления приговора) - от 50 до 2000 минимальных размеров оплаты труда. При этом размер штрафа, назначаемый лицу за совершение им преступления, предусмотренного содержащей административную преюдицию статьей Особенной части УК Беларуси, не может быть меньше максимального размера штрафа, налагаемого в административном порядке (ч. 2 ст. 50), в Украине - в количествах необлагаемых доходов граждан.
УК Молдовы предусматривает при его неуплате замену ареста лишением свободы только лицам, злостно уклоняющимся от уплаты штрафа.
По УК Беларуси и Молдовы, если осужденный не в состоянии уплатить штраф, назначенный в качестве основного или дополнительного наказания, судебная инстанция может заменить неуплаченную сумму штрафа общественными работами (неоплачиваемым трудом в пользу общества). Таким образом законодатель дифференцирует последствия неуплаты штрафа в зависимости от его мотива: злостного уклонения или отсутствия возможности его уплатить. В законодательстве Украины такой дифференциации нет.
Согласно ч. 2 ст. 29 УИК Беларуси, в случае если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебногоисполни-теля может отсрочить или рассрочить его уплату на срок до одного года.
УК РФ содержит несколькоиное решение данного вопроса: с учетом имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет (ч. 3 ст. 46).
Для законодательства Беларуси особенным является преюдиционный подход к решению вопроса о привлечении к ответственности при неуплате штрафа в установленный срок без уважительных причин и уклонении от его уплаты при наличии реальной возможности использования данного наказания. В таком случае судебный исполнитель официально предупреждает осужденного о недопустимости такого поведения, о чем делается отметка в исполнительных документах (ч. 2 ст. 30 УИК Беларуси). В случае если осужденный после официального
предупреждения продолжает уклоняться от уплаты штрафа при возможности его уплатить, судебный исполнитель направляет в орган предварительного расследования материалы для осуществления уголовного преследования (ч. 3 ст. 30 УИК Беларуси).
Статья 64 УК Молдовы, регулирующая назначение штрафа, содержит особенную норму, обусловливающую применение наказания к юридическим лицам. Согласно ч. 4 ст. 64 УК Молдовы размер штрафа для юридических лиц устанавливается с учетом характера и тяжести совершенного преступления и размера причиненного ущерба, а также его финансово-экономического положения. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, судебная инстанция может заменить неуплаченную сумму обращением взыскания на имущество.
УК Украины предусматривает замену штрафа общественными или исправительными работами; УК Беларуси и Молдовы - общественными работами. По УК РФ, как известно, в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной статьей Особенной части УК РФ.
Закавказские страны
Размер штрафа в УК Азербайджана (ст. 44) и УК Армении (ст. 51) устанавливается в санкциях Особенной части с учетом размера минимальной месячной заработной платы: от 100 до 5000 минимальных размеров оплаты труда - в Азербайджане, от 30 до 1000 минимальных размеров оплаты труда - в Армении.
По УК Азербайджана допускается замена штрафа не только лишением свободы, но и более мягкими видами наказаний: общественными работами, исправительными работами, по УК Армении - общественными работами. В российском законодательстве в данном случае имеет место иной подход. Во-первых, замена штрафа другим наказанием производится только в случае злостного уклонения от его уплаты. Во-вторых, как уже отмечалось, он заменяется в пределах санкций, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК РФ. В-третьих, замена производится только в случае назначения наказания в качестве основного (ч. 5 ст. 46 УК РФ). Таких оговорок нет в законодательстве обеих закавказских республик.
В отличие от российского законодательства в них нет понятия злостного уклонения от уплаты штрафа (ст. 32 УК РФ). В УИК Азербайджана речь идет о последствиях уклонения от уплаты штрафа (ст. 26), а в УИК Армении - о последствиях неуплаты штрафа (ст. 26). Следует отметить, что для признания уклонения от отбывания наказания характерен преюдицион-ный подход. Оно может быть признано таковым после официального предупреждения (наряду с отсутствием у осужденного имущества, доли в общем имуществе и иных доходов) - ст. 26 УИК Азербайджана.
В отличие от России и Азербайджана в законодательстве Армении уточняется, что осужденный может обращаться в суд с ходатайством об отсрочке или рассрочке уплаты штрафа наряду с уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 1 ст. 26 УИК Армении). Осужденный должен мотивировать невозможность уплаты штрафа, а также при необходимости дать соответствующие разъяснения с целью выяснения имущественного положения (ч. 2 ст. 26 УИК Армении). В случае замены штрафа общественными работами, если штраф уплачен частично, срок такого наказания определяется с учетом того, какая часть штрафа уплачена (ч. 5 ст. 26 УИК Армении).
Законодательство Армении, регулирующее исполнение штрафа, отличается объемом правового регулирования: «Штраф исполняется принудительно в порядке, установленном законом Республики Армения ”О принудительном исполнении судебных актов”» (ст. 25 УИК Армении).
Республики Средней Азии
В Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться судами только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. По УК Узбекистана штраф может быть назначен лишь в качестве основного наказания.
В Киргизии, Таджикистане, Узбекистане сумма штрафа определяется с учетом размера минимальной месячной заработной платы.
При неуплате штрафа допускается его замена: арестом - в Киргизии, Таджикистане; привлечением к общественным работам, исправительным работам или арестом - в Казахстане; исправительными работами - в Туркменистане.
Законодательство двух республик, так же как и российское, содержит статьи, определяющие
злостное уклонение от уплаты штрафа (ст. 23 УИК Казахстана, ст. 31 УИК Таджикистана).
В уголовно-исполнительном законодательстве Узбекистана содержится норма, которая определяет порядок решения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения приговора в порядке, установленном ст. 533 УИК Узбекистана.
Анализ уголовного законодательства стран СНГ позволяет сделать следующие выводы:
1. В уголовных кодексах этих стран сокращается количество наказаний в виде лишения свободы и увеличивается число наказаний, не связанных с лишением свободы, включая штраф. Широкое применение последнего обеспечивает экономию карательных средств. Правильное применение штрафа способно оказывать серьезное воздействие на осужденного, значительно уменьшая рецидив преступлений. Штраф представляет собой один из наиболее действенных видов наказания.
2. Система установления штрафа в базовых величинах наиболее распространена в странах бывшего СССР. Согласно данной системе сумма штрафа устанавливается в определенном количестве ставок избранной базовой величины, размер которой закреплен законодательством. В ч. 2 ст. 53 УК Украины указано, что размер штрафа определяется судом в зависимости от тяжести совершенного преступления и с учетом материального положения виновного в размере от 30 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В соответствии со ст. 44 УК Азербайджанской Республики штраф назначается в размере от 100 до 5000 тысяч минимальных размеров оплаты труда. В ст. 50 УК Республики Беларусь размер штрафа дифференцирован в зависимости от тяжести совершенного преступления: от 50 до 500 минимальных размеров заработной платы за преступления, которые не составляют большую общественную опасность, и от 300 до 1000 - за менее тяжкие преступления. Такая формулировка диспозиции прямо исключает возможность применения штрафа за тяжкие и особо тяжкие преступления. Кроме того, минимальные и максимальные пределы штрафа увеличиваются вдвое в случае совершения преступления из корыстных побуждений. По мнению автора, такая позиция белорусского законодателя верная, поэтому появление соответствующих норм в УК РФ будет свидетель-
ствовать о положительном развитии действующего уголовного законодательства в соответствии с мировыми и европейскими тенденциями.
3. У головные кодексы всех государств Содружества устанавливают штраф в качестве основного и дополнительного наказания (за исключением Узбекистана, где штраф применяется только в качестве основного наказания). Во всех странах предусматривается его замена в случае неуплаты более строгим наказанием.
В перечне основных видов наказаний уголовных кодексов республик Азербайджан, Беларусь, Киргизия, как и в перечне основных видов наказания уголовных кодексов Российской Федерации, Армении, Украины, Молдовы, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, штраф занимает первое место и, следовательно, признается самым мягким видом уголовного наказания.
В плане возможной имплементации отдельных норм законодательства стран СНГ в российское национальное законодательствообращают на себя внимание следующие положения законодательства государств Содружества: а) порядок исчисления штрафа в зависимости от тяжести совершенного преступления: за преступления, не представляющие большой общественной опасности, штраф назначается в пределах от 50 до 500 минимальных размеров заработной платы, за менее тяжкие преступления - от 300 до 1000 (ст. 50 УК Республики Беларусь); б) установление точного соотношения размеров штрафа и других видов наказания, которыми штраф может быть заменен в случае злостного уклонения от его уплаты (ст. 40 УК Республики Казахстан); в) замена неуплаченного штрафа или неуплаченной части штрафа общественными работами, а не в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ст. 46).