Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальный аспект понятия «Капитан судна»'

Уголовно-процессуальный аспект понятия «Капитан судна» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
421
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАН СУДНА / ДИПЛОМ КАПИТАНА / ПОДДЕРЖАНИЕ ПОРЯДКА НА СУДНЕ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / THE SHIP MASTER / THE DIPLOMA OF THE CAPTAIN / MAINTENANCE OF AN ORDER ON THE VESSEL / INITIATION OF LEGAL PROCEEDINGS / URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснокутский Леонид Павлович

В настоящей статье на основе анализа современной нормативно-правовой базы и научной литературы дан анализ функций, выполняемых капитаном судна, рассмотрен его правовой статус. Предпринята попытка дать авторское определение понятия «капитан судна».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article on the basis of the analysis of a modern regulatory framework and scientific literature the analysis of the functions which are carried out by the ship master is this, his legal status is considered. An attempt to give author›s definition of the concept «ship master» is made.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальный аспект понятия «Капитан судна»»

УДК 343.1

Краснокутский Леонид Павлович Krasnokutsky Leonid P.

помощник депутата Законодательного собрания Нижегородской области; соискатель ученой степени кандидата юридических наук кафедры УПД

Волжский государственный университет водного транспорта (603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5)

assistant to the deputy of legislative Assembly of the Nizhny Novgorod region; job seeker of an academic degree of the candidate of jurisprudence

Volga state university of a water transport (5 Nesterov st., Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Уголовно-процессуальный аспект понятия «капитан судна» Criminal procedure aspect of the concept «ship master»

В настоящей статье на основе анализа современной нормативно-правовой базы и научной литературы дан анализ функций, выполняемых капитаном судна, рассмотрен его правовой статус. Предпринята попытка дать авторское определение понятия «капитан судна».

Ключевые слова: капитан судна, диплом капитана, поддержание порядка на судне, возбуждение уголовного дела, неотложные следственные действия.

In this article on the basis of the analysis of a modern regulatory framework and scientific literature the analysis of the functions which are carried out by the ship master is this, his legal status is considered. An attempt to give author>s definition of the concept «ship master» is made.

Keywords: the ship master, the diploma of the captain, maintenance of an order on the vessel, initiation of legal proceedings, urgent investigative actions.

В тексте действующего Уголовно-процессуального кодекса РФ, в частности, в статье 40, которая именуется «Орган дознания», употребляется термин «капитан судна». В силу этого данный термин, на наш взгляд, приобретает статус уголовно-процессуальной категории. Между тем и в тексте УПК, и в других специальных нормативных правовых актах отсутствует законодательное определение понятия «капитан судна». В связи с этим, представляется, будет уместным рассмотрение этимологического значения этого слова.

Итак, обратимся вначале к словарю иностранных слов. Там, применительно к нашему исследованию, записано, что под капитаном в торговом флоте следует понимать «лицо, управляющее судном» [1, с. 218—219].

В юридической энциклопедии под редакцией М.Ю. Тихомирова мы находим следующее определение. Капитан судна (англ. captain of ship) — по законодательству РФ о торговом мореплавании лицо, относящееся к командному составу судна, на которое возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, за-

щите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу (ст. 61 КТМ РФ), а также функции органа дознания, представителя судовладельца и грузовладельца и другие специальные функции [2, с. 399].

В данном понятии автор исходит из анализа норм только одного нормативного акта, каковым является Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ). Однако правовой статус капитана судна, помимо названного Кодекса, определяется также нормами Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) и другими правовыми актами. Поэтому попытаемся сформулировать понятие капитана судна через призму его правового статуса, закрепленного в названных нормативных правовых актах.

В Кодексе торгового мореплавания правовой статус капитана судна закреплен в параграфе 2 главы 4. В КВВТ капитану судна посвящена специальная статья 30 под одноименным названием. В указанной норме в императивной форме закреплено, что капитаном судна, плавающего под Государственным флагом Российской Фе-

ТРИБУНЯ МОЛОДОГО УЧЕНОГО

дерации, должен быть гражданин Российской Федерации, имеющий действующий диплом капитана судна.

Требование о наличии гражданства Российской Федерации распространяется также на старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (ст. 27 КВВТ, ст. 56 КМТ).

В соответствии с частью 2 статьи 30 КВВТ на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, поддержанию порядка на судне, защите водной среды, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Аналогичное положение закреплено и в статье 61 КТМ.

Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца (ст. 30 КВВТ, ст. 71 КМТ).

Исследуя правовой статус капитана судна, С.В. Асеев отмечает, что «он командует судовым экипажем, управляет им как хозяйственным механизмом и осуществляет судовождение, а также наделен административными, уголовно-процессуальными и нотариальными полномочиями» [3, с. 14].

В составе экипажа судна капитан занимает особое положение, что связано с рядом исключительных факторов. «Правовые особенности положения капитана судна, — отмечают в связи с этим авторы «Справочника капитана», — предопределяются международным характером торгового мореплавания и характеризуются сочетанием нормальных и чрезвычайных прав и обязанностей, основанных на национальном и международном праве, на морских обычаях и правомочиях в случаях крайней необходимости, предопределенных большим количеством обязательных требований и практически безусловной ответственности как за свои действия, так и за действия других членов экипажа [4, с. 41—42].

Согласно статье 1127 Гражданского кодекса РФ завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов, приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям [5]. Об этом говорит и статья 70 Кодекса торгового мореплавания. Из этого следует, что капитан судна, плавающего под Госу-

дарственным флагом Российской Федерации, наделен нотариальными полномочиями.

Капитан судна обладает властными полномочиями для поддержания порядка на судне. Его распоряжения подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами (ст. 67 КТМ). Согласно Уставу о дисциплине работников морского транспорта [6] он имеет право применять поощрения (благодарность, награждение денежной премией) и налагать дисциплинарные взыскания (замечание, выговор, строгий выговор), а в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена экипажа.

Иными словами, можно заключить, что капитан судна обладает дисциплинарной властью в отношении подчиненных ему членов экипажа. При этом он осуществляет управление судном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно судовладельцу. Согласно действующему законодательству (ст. 8 КТМ, ст. 3 КВВТ) под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

В соответствии со статьей 69 КТМ на судне, находящемся в плавании, капитан судна возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК РФ. Таким образом, в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, капитан приобретает статус органа дознания и наделяется уголовно-процессуальными полномочиями.

Проведенный нами анализ действующих правовых источников имеет существенное значение для ответа на вопрос о том, кто же такой капитан судна. Однако для окончательного формулирования этого понятия важным является исследование требований, предъявляемых к лицам, назначаемым на эти должности. Для ответа на этот вопрос представляется необходимым обратиться к Положению о дипло-мировании членов экипажей морских судов, утвержденному приказом Минтранса России от 15 марта 2012 года № 62.

В соответствии с данным Положением кандидат на должность капитана судна должен пройти квалификационные испытания и получить соответствующий квалификационный документ (диплом капитана), требуемый в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и ди-пломировании моряков и несении вахты 1978 года (далее — Конвенция ПДНВ) [7] для членов экипажей судов, используемых в целях торгового мореплавания.

222

Юридическая наука и практика

Согласно статье 13 Положения квалификационные испытания проводятся в двух случаях, а именно: 1) первичного получения квалификационного документа; 2) обмена квалификационного документа на более высокий уровень. При этом выпускники морских образовательных учреждений освобождаются от квалификационных испытаний при получении первичного квалификационного документа в течение одного года после окончания морского образовательного учреждения.

Для получения диплома капитана кандидат должен иметь определенный стаж плавания и соответствующий уровень образования. Поэтому на получение квалификационного документа — диплома капитана кандидат должен предъявить: документ о получении высшего профессионального образования в области судовождения в морском образовательном учреждении; диплом старшего помощника капитана; диплом оператора Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ); справки о плавании на судах валовой вместимостью 500 и более в должности старшего помощника капитана не менее 18 месяцев, в том числе не менее 12 месяцев за предшествующие пять лет; свидетельство о прохождении подготовки в морском образовательном учреждении по программе подготовки капитанов; иные свидетельства, указанные в Положении о дипломировании.

В соответствии со статьей 10 Положения для занятия должности капитана судна претенденту выдается квалификационный документ — диплом капитана по специальности «Судоводитель» с уровнем ответственности — уровень управления. Срок действия диплома устанавливается не более пяти лет, начиная отсчет с даты выдачи диплома (ст. 87 Положения).

Проведенный анализ действующих нормативных правовых актов позволяет сформулировать следующее определение.

Капитан судна — лицо, относящееся к командному составу судна, имеющее действующий диплом капитана (уровень управления), являющееся гражданином Российской Федерации, осуществляющее управление судном и наделенное административными, уголовно-процессуальными и нотариальными полномочиями.

Примечания

1. Словарь иностранных слов. 16-е изд., испр. М., 1988.

2. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перераб. / под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2005.

3. Асеев С.В. Транспортное право. Особенная часть: учебное пособие. Н. Новгород, 2007.

4. Дмитриев В.И. Справочник капитана. СПб., 2009.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 49, ст. 4552.

6. Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта: постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 395 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 22, ст. 2311 (применяется впредь до введения в действие федерального закона, утверждающего Устав о дисциплине работников морского транспорта (ст. 330 и 423 Трудового кодекса РФ)).

7. О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года: постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г № 871. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «Консультант-Плюс»; О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года: постановление Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 371 // Собрание законодательства РФ. 2003. № 27, ч. II, ст. 2799.

Notes

1. Dictionary of foreign words. 16th ed., the rev. Moscow, 1988.

2. Tikhomirova L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheska-ya encyclopedia. The edition 5th added and processed / under the editorship of M.Yu. Tikhomirov. Moscow, 2005.

3. Aseev S.V. Transport law. Special part: tutorial. Nizhny Novgorod, 2007.

4. Dmitriyev V.I. Reference book of the captain. St. Petersburg, 2009.

5. The civil code of the Russian Federation (part third) from 26.11.2001 № 146-FZ (an edition from 05.05.2014)// Collection of legislative acts of the RF. 2001. № 49, art. 4552.

6. About approval of the Charter about discipline of workers of a sea transport: the resolution of the Government of the Russian Federation from 23.05.2000 № 395 // Collection of legislative acts of the RF. 2000. № 22, art. 2311 (it is applied until introduction of the federal law approving the Charter about discipline of workers of a sea transport (art. 330 and 423 of the Labor code Russian Federation)).

7. About the entry of the USSR in the International convention about preparation and certification of seamen and execution of watch of 1978: the resolution of Council of ministers of the USSR of September 14, 1979 № 871. The document was not published. Access from ATP «ConsultantPlus About measures for accomplishment of the International convention about preparation and certification of seamen and execution of watch of 1978: »; the resolution of the Government of the Russian Federation of June 27, 2003 № 371 // Collection of legislative acts of the RF. 2003. № 27, p. II, art. 2799.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.