Научная статья на тему 'Уголовно-процессуальное положение лица, совершившего общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости'

Уголовно-процессуальное положение лица, совершившего общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Суховерхова Е. В.

Статья посвящена проблемам, связанным с уголовно-процессуальным положением лиц, совершивших общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости. Автором проанализированы точки зрения разных ученых, касающиеся возможности отнесения лиц рассматриваемой категории к субъектам уголовного судопроизводства, наделения их правами и обязанностями, необходимости вынесения правоприменительного акта о начале производства о применении принудительных мер медицинского характера. Сделаны предложения по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Суховерхова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-процессуальное положение лица, совершившего общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости»

проводником которой был канцлер России князь М. Горчаков, позже - приват-доцент Санкт-Петербургского университета Ф. Мартене, Николай II, российский император, считавший, что созываемые по его инициативе I и II мирные конференции 1899-1907 гг. послужат прежде всего делу разоружения. Далее в доктрине и на уровне морально-политических норм работала Лига Наций, продолжает свою деятельность в этом направлении и ООН, добившаяся блестящих результатов в использовании правовых средств достижения всеобщего, т.е. для всех субъектов, и полного, т.е. в отношении возможно большего числа объектов, видов вооружений, разоружения.

Таким образом, при толковании и применении постановлений Декларации следует исходить из того, что содержащиеся в ней основные принципы международного права являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов. Это общее положение, сформулированное в заключительной части Декларации, относится прежде всего к таким тесно связанным между собой основным принципам, как принцип неприменения силы и принцип невмешательства. Тем, самым, представляется, что иерархия принципов международного права неработоспособна.

Список литературы:

1. Курс международного права в семи томах. Т. 2: Основные принципы международного права / Отв. ред. И.И. Лукашук. - М.: Наука, 1989.

2. Парижский пакт от 27 августа 1928 г. / Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2 / Сост.: К.А. Бекяшев, А.Г. Ходаков. - М.:, 1996.

3. Полторак А.И. Нюрнбергский процесс (Основные правовые проблемы). - М.: Наука, 1966. Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма / Под ред. И.А. Ледях, И.И. Лукашука. - М., 1995.

4. Международное право: Учебник / Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинка-рецкая. - М.: Юристъ, 2003.

5. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, от 15 августа 1975 г. // Действующее международное право: в 3-х т. Т. 1 / Сост. Ю.М. Колосов. - М., 1996. - 858 с.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ОБЩЕСТВЕННО-ОПАСНОЕ ДЕЯНИЕ В СОСТОЯНИИ НЕВМЕНЯЕМОСТИ

© Суховерхова Е.В.*

Московский университет МВД России, г. Москва

Статья посвящена проблемам, связанным с уголовно-процессуальным положением лиц, совершивших общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости. Автором проанализированы точки зрения разных

* Адъюнкт кафедры Уголовного процесса.

ученых, касающиеся возможности отнесения лиц рассматриваемой категории к субъектам уголовного судопроизводства, наделения их правами и обязанностями, необходимости вынесения правоприменительного акта о начале производства о применении принудительных мер медицинского характера. Сделаны предложения по внесению изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Уголовно-процессуальный статус представляет собой систему взаимосвязанных процессуальных средств, обеспечивающих активное участие лица в уголовно-процессуальной деятельности, эффективную защиту его прав и законных интересов, решение задач уголовного судопроизводства [1]. В уголовном процессе правовой статус прежде всего характеризуется тем, что каждый участник уголовного судопроизводства признается субъектом уголовно-процессуального права и всех возникающих на его основе процессуальных отношений [2]. Однако единого мнения о том кого можно считать участником и субъектом уголовного судопроизводства в науке не сложилось. Так, М.С. Строгович полагал, что субъектами уголовно-процессуальной деятельности могут быть только те государственные органы, должностные лица и граждане, которые выполняют одну из трех процессуальных функций: обвинение, защиту, разрешение дела [3]. Чельцов М.А. и Куцова Э.Ф. к участникам процесса относят только тех лиц, которые были указаны в разделе «Участники процесса» Основ уголовного судопроизводства [4]. По мнению В.М. Савицкого участниками процесса являются «все без исключения субъекты уголовно-процессуальной деятельности, начиная с судьи и кончая понятым, которые постоянно или эпизодически осуществляют свои права и обязанности в конкретном уголовно-процессуальном отношении» [5], этой же точки зрения придерживаются большинство процессуалистов [6]. Мы разделяем позицию авторов, полагающих, что участниками уголовного судопроизводства являются все субъекты уголовно-процессуального права. Можно говорить лишь о степени участия, об особенностях, характере и направленности деятельности каждого из участников уголовного процесса, но не об исключении их из числа субъектов такой деятельности. Каждый, кто наделен хотя бы одним уголовно-процессуальным правом или одной уголовно-процессуальной обязанностью, может вступать в определенные уголовно-процессуальные отношения по требованию закона или по своей инициативе, то есть являться участником уголовного процесса [7].

Процессуальный статус лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости или заболевшими после его совершения требует совершенствования.

В связи с особым статусом таких лиц, им требуются особые гарантии, которые бы позволили защитить их права и свободы в уголовном судопроизводстве. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации на сегодняшний день имеется ряд гарантий данной категории лиц, к таковым, например, можно отнести обязательное участие защитника и законного представителя, точное закрепление в законе оснований и порядка применения принуди-

тельных мер медицинского характера (ст. 97, 433 УПК РФ, гл. 51 УПК РФ), производство предварительного расследования в форме предварительного следствия о делам данной категории и др. Однако, в уголовно-процессуальном законе отсутствует как точное определение понятия рассматриваемого участника уголовного судопроизводства, так и его дефиниция, такой субъект не приведен ни в ст. 5, ни в разделе 2 УПК РФ. В связи, с чем в УПК РФ можно столкнуться с различными формулировками данного участника уголовного судопроизводства: лицо, совершившее общественно-опасное деяние в состоянии невменяемости (ст.ст. 433, 439 УПК РФ); лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (ст. 437 УПК РФ); лицо, признанное невменяемым (ст. 441,445 УПК РФ). Разнообразная терминология применяется и учеными, занимающимися проблемами применения принудительных мер медицинского характера: «невменяемый», «лицо, совершившее общественно опасное деяние», «лицо, в отношении которого решается вопрос о применении принудительных мер медицинского характера», «лицо, нуждающееся в применении принудительны мер медицинского характера», «лицо, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера», «лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера» и др. [8]. На наш взгляд наибольшего предпочтения заслуживает последняя формулировка, т.к. в ней отражена специфика процессуального статуса лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, кроме того, она не противоречит наименованию соответствующей главы УПК РФ: «Производство о применении принудительных мер медицинского характера».

Проблема процессуального положения невменяемых и лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления не раз обсуждалась в юридической литературе. Так, по мнению М.С. Строговича «лицо, в отношении которого ведется предварительное следствие в порядке, предусмотренном ст. 406 УПК РСФСР, не может быть наделено процессуальными правами» [9]. Аналогичной точки зрения придерживается Р.Н. Гукасян: «Если исходить из того, что вне сознания интересы не существуют, то придется признать, что малолетние, а также лица с нарушенной психикой интересов не имеют» [10]. Куцова Э.Ф. полагает, что « в случае допросов такого лица оно может занимать процессуальное положение свидетеля» [11]. Ряд ученых придерживается точки зрения С.Е. Вицина [12], который считает, что «Участвующие в производстве предварительного следствия, указанные выше лица должны быть приравнены к обвиняемым, вправе участвовать в производстве следственных действий и пользоваться всеми иными правами, предоставленными обвиняемым в соответствии со ст. 21 Основ уголовного судопроизводства» [13]. Отличной точки зрения придерживается П.А. Кол-маков, который пишет, что лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, является полноправным участником уголовного процесса [14]. В своих исследовани-

ях с ним соглашается Л.Г. Татьянина: «При определении правового положения невменяемого нужно учитывать, что он не является субъектом преступления, следовательно, на него не могут быть распространены права, которыми пользуются в уголовном процессе субъекты преступления (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый либо осужденный)» [14].

Мы придерживаемся позиции авторов о возможном наделении психически больных лиц правами обвиняемого (подозреваемого), но с соответствующими изъятиями, так как данное лицо нельзя отнести ни к одной из данных категорий участников, это самостоятельный участник уголовного судопроизводства. На лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, не распространяются, например такие права как «знать, в чем оно обвиняется», «давать объяснения по предъявленному обвинению». Однако, как участник уголовного судопроизводства, имеющий личный правовой интерес в разрешении уголовного дела, указанное лицо должно обладать правом знать, в связи с чем к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера, что позволит правильно построить защиту его законных интересов в связи с иным процессуальным положением. Представляется необходимым закрепление прав лиц данной категории в отдельной статье Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, что внесет конкретику при осуществлении производства о применении принудительных мер медицинского характера и позволит избежать нарушения прав лиц, страдающих психическими расстройствами. Так до недавнего времени данная категория лиц, практически была отстранена от участия в предварительном расследовании, все права за них осуществляли законный представитель и защитник. Положение дел изменилось с признанием Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ некоторых положений УПК РФ [15]. С появлением данного постановления, лица, в отношении которых ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, получили право заявлять ходатайства, жалобы, знакомиться с материалами уголовного дела, получать копию постановления о применении принудительных мер медицинского характера по окончании предварительного следствия и направлении уголовного дела в суд. Однако, до сих пор в ряд статей УПК РФ соответствующие изменения не внесены.

Кроме того, в законе отсутствует какой-либо процессуальный документ, с момента вынесения которого участник приобретает статус лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Следовательно, сложно определиться с моментом появления лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Большинство процессуалистов сходятся во мнении о необходимости вынесения компетентным органом правоприменительного акта, устанавливающего соответствующий статус рассматриваемого участника уголовного судопроизводства [16]. Мы поддерживаем такую позицию, т.к. вынесение подобного акта позволит укрепить правовой статус невменяемых лиц и лиц, заболевших после совершения преступления.

Список литературы:

1. Коркунов В.М. Теоретические и правовые основы положения личности в уголовном судопроизводстве: дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1987. - С. 108.

2. Досудебное производство по уголовным делам об общественно опасных деяниях невменяемых лиц: монография / Е.З. Трошкин, А.С. Захаров. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2010. - С. 29.

3. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1968. -Т. 1. - С. 204-206.

4. Чельцов М.А. Уголовный процесс. - М. 1969. - С. 69-70; Куцова Э.Ф. Участники процесса, их права и обязанности // Советский уголовный процесс. - М., 1975. - С. 78.

5. Савицкий В.М. О принципах уголовного процесса // Проблемы кодификации уголовно-процессуального права. - М., 1987. - С. 27.

6. Рахунов В.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности по советскому праву. - М., 1961. - С. 20-24; Элькинд П.С. Толкование и применение норм уголовно-процессуального права. - М., 1967. - С.60-69; Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. - Воронеж, 1971. -С. 17-18; Бажукова Ж.А. Гарантии прав лица, в отношении которого осуществляется уголовное судопроизводство о применении принудительных мер медицинского характера: дисс. . канд. юрид. наук. - Сыктывкар, 2008. - С. 74; Татьянина Л.Г. Процессуальные проблемы производства по уголовным делам с участием лиц, имеющих психические недостатки (вопросы теории и практики): дисс. ... докт. юрид. наук. - Ижевск, 2004. - С. 181.

7. Татьянина Л.Г. Указ.соч. - С. 181.

8. Элькинд П.С. Расследование и судебное рассмотрение дел о невменяемых. - С. 53; Кокорев Л.Д. Участники правосудия по уголовным делам. -С. 18; Вицин С.Е. Принудительные меры медицинского характера: авто-реф. дисс. .канд. юрид наук. - М., 1970. - С. 8; Галаган А.Н. Процессуальные особенности расследования дел об общественно-опасных деяниях лиц, признаваемых невменяемыми. - С. 9; Гусева С.В. Особенности предварительного следствия по делам невменяемых лиц и лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - С. 60, 62, 116; Досудебное производство по уголовным делам об общественно опасных деяниях невменяемых лиц: монография/ Е.З. Трошкин, А.С. Захаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - С. 28; Булатов Б.Б. Правовое положение лица, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера, нуждается в регламентации // Российский следователь. - 2010. - № 1. - С. 9-12.

9. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. - М., 1958. -С. 471.

10. Гукасян Р.Н. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. - Саратов, 1970. - С. 12.

11. Куцова Э.Ф. Расширять процессуальные права свидетелей // Советская юстиция. - 1965. - № 22. - С. 13.

12. Ларин A.M. Работа с доказательствами. - М., 1966. - С. 141; Хомов-ской А.А. Производство по применению принудительных мер медицинского характера в советском уголовном праве: автореф. дисс. ... канд. юрид наук. -М., 1967. - С. 14; Протченко Б.А. Принудительные меры медицинского характера по советскому уголовному праву: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1979. -С. 35; Гусева С.В. Особенности предварительного следствия по делам невменяемых лиц и лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - С. 54.

13. Вицин С.Е. Производство по применению принудительных мер медицинского характера: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1970. - С. 141.

14. Колмаков П.А. Проблемы правового регулирования принудительных мер медицинского характера: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. -СПб, 2000. - С. 16

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 № 13-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 402, 433, 437,438, 439, 441, 444 и 445 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с жалобами граждан С.Г. Абламского, О.Б. Лоба-шовой и В.К. Матвеева» // СЗ РФ. - 2007. - № 48 (2 ч.). - Ст. 6030.

16. Колмаков П.А. Правовое положение лица, нуждающегося в применении принудительных мер медицинского характера // Правоведение. - 1988. -№ 6. - С. 64; Досудебное производство по уголовным делам об общественно опасных деяниях невменяемых лиц: моногр./ Е.З. Трошкин, А.С. Захаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. - С. 33; Гусева С.В. Особенности предварительного следствия по делам невменяемых лиц и лиц, заболевших психическим расстройством после совершения преступления: дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. - С. 59; Бажукова Ж.А. Гарантии прав лица, в отношении которого осуществляется уголовное судопроизводство о применении принудительных мер медицинского характера: дисс. ... канд. юрид. наук. - Сыктывкар, 2008. - С. 78.

ТИПОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ, НЕ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ ВМЕНЯЕМОСТИ

© Татаринова К.В.*

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

В статье описываются основные типологии преступников с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а так же приводится характеристика данных типов.

* Кафедра Уголовного и административного права, секретарь Мурманского областного суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.