Научная статья на тему 'Уголовно-правовые последствия установления «Возрастной невменяемости» у несовершеннолетнего'

Уголовно-правовые последствия установления «Возрастной невменяемости» у несовершеннолетнего Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
785
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые последствия установления «Возрастной невменяемости» у несовершеннолетнего»

дународных отношений и международного правопорядка от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений».

Включение охраны международных отношений и международного правопорядка в число задач УК РФ позволит особо выделить и отразить специфику данных объектов посягательства и будет ориентировать правоприменителя на необходимость учета соответствующих положений международных актов.

Огурцов С.А.,

аспирант Московской государственной юридической академии

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ «ВОЗРАСТНОЙ НЕВМЕНЯЕМОСТИ» У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

В рассматриваемый УК впервые была включена норма о «возрастной невменяемости», в которой определен круг лиц, на которых она распространяется. Но законодателем не разработаны меры, которые могут применяться к данной категории несовершеннолетних, что вызвало большое количество вопросов, как со стороны теоретиков уголовного права, так и со стороны судебно-следственной и экспертной практики.

Наукой уголовного права предложено два способа решения названной проблемы:

1) разработать определенную систему мер медико-социальной реабилитации, которые должны применяться к несовершеннолетним, подпадающим под ч. 3 ст. 20 УК РФ;

2) внести в действующий уголовный закон определенные изменения и дополнения, которые позволят применять к несовершеннолетним, совершившим общественно опасное деяние в состоянии «возрастной невменяемости», положения главы 14 УК РФ.

Сторонники разработки специальных мер медико-социальной реабилитации утверждают, что в уголовном законе имеются пробелы в отношении правовых последствий, которые должны наступать в случае совершения общественно опасного деяния несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности вследствие выраженного отставания в психическом развитии. Меры, применяемые к подросткам в принудительном порядке по назначению суда, должны иметь характер реабилитационного воздействия, осуществляемого в двух направлениях: медицинском — при наличии пси-

хической патологии, соматических заболеваний и сенсорных дефектов и социальном — при наличии безнадзорности и других дефектов воспитания. Социально-медицинская реабилитация несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, должна осуществляться в специально созданных социально-медицинских реабилитационных центрах для несовершеннолетних либо в специализированных отделениях при существующих лечебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних1. Предложение ученых представляется дискуссионным.

Во-первых, оно исходит из возможности применения ч. 3 ст. 20 УК РФ к лицам, у которых имеется психическое расстройство, что делать категорически запрещено, потому что предлагаемые меры воздействия будут неадекватными, что может привести либо к повторному совершению общественно опасного деяния, либо к ухудшению психического состояния виновного несовершеннолетнего. Во-вторых, не уточняется в чем конкретно будет выражаться содержание мер медико-социальной реабилитации. В-третьих, не уделяется внимания иным, помимо уголовного закона, нормативным правовым актам, в которых предусмотрены меры, применяемые к лицам, совершившим общественно опасное деяние в состоянии «возрастной невменяемости».

Другие ученые считают, что данную категорию несовершеннолетних необходимо помещать на основании ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. В подтверждение эффективности данной меры некоторые ученые приводят следующие аргументы:

1) квалифицированные специалисты окажут несовершеннолетним необходимую психолого-психиатрическую помощь;

2) несовершеннолетние смогут получить образование и профессию и в результате лучше адаптироваться в последующей жизни;

3) подростки будут изолированы от среды, которая влияет на формирование преступного поведения2.

Наконец, последний способ решения проблемы по поводу мер уголовноправового характера, которые должны применяться к несовершеннолетним, совершившим общественно опасное деяние в состоянии «возрастной невме-

1 См.: Назаренко Г.В. Невменяемость: уголовно-релевантные психические состояния. СПб., 2002. С. 131; Жамбалова А.Ю. Уголовная ответственность лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 92.

2 См.: Скрипченко Н.Ю. Применение принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних: по материалам Архангельской области. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 118-119.

няемости», заключается в возможности применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия1.

В связи с тем, что действующим законодательством и учеными различных специальностей предложены определенные коррекционные меры, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния в состоянии «возрастной невменяемости», необходимо проанализировать содержание и эффективность применения предлагаемых мер.

В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г., несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, на основании ФЗ «Об образовании» могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, если для данной категории несовершеннолетних требуются особые условия обучения, воспитания или специальный педагогический подход.

При помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с ним организуется психокоррекционная работа2, а также общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка воспитанников, соответствующая их психофизиологическому развитию. В специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа создаются необходимые условия для реализации дополнительных образовательных программ: занятие спортом, искусством, ремеслом.

Особую сложность представляет выпуск воспитанника из специальной школы или училища. После привыкания к жизни в учебно-воспитательном учреждении с ее стабильным режимом, с полным обеспечением основных потребностей и регламентацией поведения переход к самостоятельному существованию представляет собой значительное испытание для подростков,

1 См.: Душкина Е.О. Исключение уголовной ответственности несовершеннолетних вследствие отставания в психическом развитии. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 156; Дозорцева Е.Г. Современные методологические принципы производства комплексных психолого-психиатри-ческих экспертиз несовершеннолетних // Мат-лы Всерос. совещания «Современные подходы к управлению качеством деятельности психиатрической и судебно-психиатрической службы страны». СПб., 2006. (ISBN 5-86002-092-2); Дозорцева Е.Г. Часть 3 ст. 20 УК: дискуссионные вопросы методологии и экспертной практики // Судебная психиатрия / под ред. Т.Б. Дмитриевой. Вып. 5. М., 2008. С. 40-41.

2 См.: Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. М., 2004. С. 229; См. также: Вострокнутов Н.В. Патологические формы делинквентного поведения детей и подростков (комплексная оценка, диагностика и принципы оказания социально-медицинской реабилитационной помощи). Дис. ... докт. мед. наук. М., 1997. С. 229.

что вызывает у многих из них чувство неуверенности и страха1. Кроме того, в большинстве случаев несовершеннолетний возвращается в ту среду, которая способствовала совершению преступления, и при этом на него не возлагаются никакие обязанности, ограничивающие его права и свободы.

Поэтому наиболее приемлемый способ решения названной проблемы заключается в необходимости применять к несовершеннолетним воспитанникам принудительные меры воспитательного воздействия после выпуска из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Следовательно, необходимо выяснить, какие виды принудительных мер воспитательного воздействия из тех, которые предусмотрены в ч. 2 ст. 90 УК РФ, могут быть применены к вышеуказанной категории несовершеннолетних.

Первым видом принудительных мер воспитательного воздействия является предупреждение, содержание которого состоит в том, что несовершеннолетнему разъясняется причиненный его деянием вред, а также последствия повторного совершения общественно опасного деяния. Исходя из содержания ч. 1 ст. 91 УК РФ, можно предположить, что к несовершеннолетним данной категории нецелесообразно применять предупреждение как вид принудительной меры воспитательного воздействия. Это связано с тем, что в период нахождения в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении закрытого типа с несовершеннолетним проводится психологическая работа, в процессе которой обращается особое внимание на факт совершения общественно опасного деяния.

Следующим видом принудительной меры воспитательного воздействия, который может применяться к несовершеннолетним, является передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Сущность данной меры состоит в том, что на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган возлагается обязанность по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Таким образом, действия родителей или лиц, их заменяющих, предполагают активное воздействие, которое должно способствовать исключению условий совершения общественно опасных деяний несовершеннолетним, рациональному использованию им своего свободного времени, а также возможности специализированных государственных органов осуществлять контроль и ресоциализацию несовершеннолетнего.

1 См.: Дозорцева Е.Г. Указ. соч. С. 246-247; Вострокнутов Н.В. Указ. соч. С. 341-342; Трос-танская Г.Н. Педагогическая и социальная реабилитация детей с девиантным поведением в условиях специальных учебно-образовательных учреждениях//Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков. Материалы всероссийской научно-практической конференции (Москва, 26-28 ноября 1996 г.) М., 1996. С. 37

Уголовный закон допускает право на осуществление контроля за несовершеннолетними со стороны специализированных государственных органов, которыми являются подразделения по делам несовершеннолетних.

Третьим видом принудительных мер воспитательного воздействия является обязанность загладить причиненный вред, которая возлагается на несовершеннолетнего с учетом имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Можно предположить, что применение данного вида принудительных мер воспитательного воздействия к этой категории несовершеннолетних нецелесообразно. В качестве причин можно указать, что применение только данной меры воспитательного воздействия исключает несовершеннолетнего из сферы психологического и педагогического воздействия, способного корректировать его поведение. Кроме того, применение к несовершеннолетнему п. «в» ч. 2 ст. 90 УК РФ нецелесообразно и потому, что потерпевшему может быть возмещен ущерб за счет законных представителей несовершеннолетнего. Несовершеннолетние, отстающие в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, вряд ли имеют имущество или трудовые навыки, посредством которых можно было бы загладить причиненный вред.

И, наконец, последним видом принудительных мер воспитательного воздействия является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Содержание данной меры заключается в запрете посещать определенные места, использовать определенные формы досуга, в том числе связанные с управлением механическим транспортным средством, выезжать в другие местности без разрешения специализированного государственного органа, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, а также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Исходя из содержания ч. 4 ст. 91 УК РФ, можно говорить, что данную норму нужно применять в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния в состоянии «возрастной невменяемости». Первый аргумент в пользу данной позиции заключается в том, что на несовершеннолетнего возлагаются определенные обязанности, которые направлены на недопущение несовершеннолетнего в среду, способствующую девиантному и делинквентному поведению. Второй — с несовершеннолетним будет проводиться педагогическое воспитание при условии, если на него будет возложена такая обязанность.

Итак, проанализировав виды принудительных мер воспитательного воздействия, которые предусмотрены в ч. 2 ст. 90 УК РФ, к несовершеннолет-

ним, совершившим общественно-опасные деяния в состоянии «возрастной невменяемости», могут применяться следующие меры:

1) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

2) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетних.

После установления мер, которые могут применяться к данной категории несовершеннолетних, необходимо выработать порядок их назначения, изменения или прекращения.

Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа может быть применено к несовершеннолетним, т.е. является факультативной мерой воздействия. Данное положение является дискуссионным по следующим причинам:

— во-первых, большое количество несовершеннолетних окажется вне сферы уголовно-правового воздействия;

— во-вторых, нельзя исключать возможность повторного совершения общественно опасного деяния данной категорией несовершеннолетних;

— в-третьих, несовершеннолетним, совершившим общественно опасные деяния в состоянии, предусмотренном ч. 3 ст. 20 УК РФ, не будет оказана психологическая, педагогическая или медицинская помощь, посредством которой имелась бы возможность ликвидировать возрастную личностную незрелость (личностный парциальный инфантилизм).

Исходя из всего вышесказанного, следует, что помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа должно носить не факультативный, а обязательный характер.

В связи с этим в п. 4 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» необходимо внести изменения, а именно: фразу «могут быть» нужно заменить на «должны быть», а во-вторых, в УК РФ нужно включить норму следующего содержания:

«Статья 921. Уголовно-правовые меры, применяемые к несовершеннолетним с возрастной личностной незрелостью (личностный парциальный инфантилизм).

1. Несовершеннолетний, совершивший общественно опасное деяние в состояние возрастной личностной незрелости (личностный парциальный инфантилизм), помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа».

Следующий вопрос, требующий решения, связан со сроками помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. В соответствии с п. 7 ст. 15 ФЗ «Об основах системы профилактики безна-

дзорности и правонарушений несовершеннолетних» несовершеннолетний направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года. Что касается минимального срока пребывания в специальном учебновоспитательном учреждении закрытого типа, в названном законе ничего не говорится. Некоторыми теоретиками уголовного права было высказано мнение, что минимальный срок нахождения в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не должен быть ниже двух месяцев, так как в ином случае не будет достигнут необходимый воспитательный и исправительный эффект рассматриваемой принудительной меры1.

Думается, что установление минимального срока помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не может и не должно зависеть от минимального срока лишения свободы, которое предусмотрено в санкции статьи Особенной части УК РФ, либо минимального предела наказания в виде лишения свободы, установленного ст. 56 УК РФ.

Решение этого вопроса должно зависеть от результатов коррекционной работы с несовершеннолетними, которая проводится психологами, медиками и педагогами специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Поэтому несовершеннолетний должен проходить психолого-медико-педагогическую комиссию не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о выпуске воспитанника из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Это положение закреплено в п. 31 Постановления Правительства РФ «Об утверждении типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» от 22.04. 1995 г.

Для того чтобы уголовный закон носил системный характер, необходимо включить в него предложение в следующей редакции:

«Несовершеннолетний, который помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, должен проходить психолого-ме-дико-педагогическую комиссию не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о выпуске воспитанника из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа».

На основании всего вышесказанного в УК РФ необходимо включить ст. 921:

1 См.: Магомедова А.М. Развитие принудительных мер воспитательного воздействия в уголовном праве. Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2006. С. 139.

«Статья 921. Уголовно-правовые меры, применяемые к несовершеннолетним с возрастной личностной незрелостью (личностный парциальный инфантилизм)

1. Несовершеннолетний, совершивший общественно опасное деяние в состояние возрастной личностной незрелости (личностный парциальный инфантилизм), помещается в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

2. Несовершеннолетний, помещенный в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, должен проходить психолого-ме-дико-педагогическую комиссию не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о выпуске воспитанника из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа.

3. К несовершеннолетнему, выпущенному из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа органа управления образованием, применяются принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные п. «б» и п. «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ, до достижения им восемнадцати лет».

Пестерева А.Н.,

соискатель Российской академии правосудия

К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ СТ. 64 УК РФ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НАКАЗАНИЯ

Назначение наказания является важнейшим актом правосудия, от которого зависят не только восстановление социальной справедливости, но и вера граждан в верховенство закона и, как следствие, доверие граждан к суду.

Суды при назначении наказания руководствуются общими началами назначения наказания, но тем не менее с учетом всех обстоятельств дела, данных о личности виновного, его отношения к совершенному деянию, степени тяжести наступивших последствий и ряда других факторов. Суд может использовать право, предусмотренное ст. 64 УК РФ, то есть назначить наказание, соразмерное содеянному, в данном случае мягче, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи УК РФ.

В первую очередь в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» обращается внимание на необходимость

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.