Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБНАЛИЧИВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБНАЛИЧИВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
незаконное обналичивание денежных средств / экономическая безопасность / экономическая преступность / угрозы экономической безопасности / теневая экономика / illegal cashing in of money / economic security / economic crime / threats of economic security / shadow economy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Игоревич Мамаев

В статье представлена актуальность совершенствования уголовно-правового противодействия незаконному обналичиванию денежных средств как одному из факторов сохранения значительной доли теневой экономики. Целый ряд общественно опасных деяний, связанных с незаконным обналичиванием денежных средств, в современных условиях остается вне уголовно-правового реагирования. Предлагаются меры по противодействию данному общественно опасному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михаил Игоревич Мамаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal measures of counteraction to illegal cashing in of money in the conditions of innovative economy

The relevance of improvement of criminal counteraction to illegal cashing in of money as to one of factors of preservation of a considerable share of shadow economy is presented in article. A number of the socially dangerous acts connected with illegal cashing in of money in modern conditions remains out of criminal reaction. Measures for counteraction to the given socially dangerous phenomenon are proposed.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБНАЛИЧИВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-102-104

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБНАЛИЧИВАНИЮ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Михаил Игоревич МАМАЕВ, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ № 3 ФГКУ «ВНИИ МВД России» a.n.w@mail.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье представлена актуальность совершенствования уголовно-правового противодействия незаконному обналичиванию денежных средств как одному из факторов сохранения значительной доли теневой экономики. Целый ряд общественно опасных деяний, связанных с незаконным обналичиванием денежных средств, в современных условиях остается вне уголовно-правового реагирования. Предлагаются меры по противодействию данному общественно опасному явлению.

Ключевые слова: незаконное обналичивание денежных средств, экономическая безопасность, экономическая преступность, угрозы экономической безопасности, теневая экономика.

Annotation. The relevance of improvement of criminal counteraction to illegal cashing in of money as to one of factors of preservation of a considerable share of shadow economy is presented in article. A number of the socially dangerous acts connected with illegal cashing in of money in modern conditions remains out of criminal reaction. Measures for counteraction to the given socially dangerous phenomenon are proposed.

Keywords: illegal cashing in of money, economic security, economic crime, threats of economic security, shadow economy.

Незаконное обналичивание денежных средств представляет собой основную часть механизма трансфера денежных средств либо иного имущества между легальной и теневой экономикой. В настоящее время следует учитывать это явление как основной фактор сохранения значительной доли теневой экономики в Российской Федерации.

Стратегия экономической безопасности России на период до 2030 года1 предусматривает противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств, определяя данное направление как одно из основных, реализация которого будет способствовать устойчивому развитию национальной финансовой системы.

Цифровизация экономических процессов и возникшие вследствие этого правовые лакуны, расширение арсенала инструментов, применя-

емого для вывода из легального оборота денежных средств и иного имущества, а также последствия пандемии будут только повышать актуальность попыток сокрытия потенциально возможной части имущества от государственного контроля.

В ходе цифровизации экономики переход на новые финансовые технологии, в первую очередь основанные на блокчейне, девальвировал привлекательность традиционных кредитных организаций при использовании схем по незаконному обналичиванию денежных средств.

На этом фоне объем сомнительных операций в российском банковском секторе снижается последнее время. По итогам 2020 г. он уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 26%2, до 168 млрд руб. Обналичивание денежных средств в структуре сомнительных операций за предыдущий период (в 2019 г.) снизилось в 1,9 раза3, до

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

96 млрд руб. по сравнению с 176 млрд руб. в 2018 г. По сравнению с 2017 г. снижение в 3,4 раза.

Но в целом, с учетом значительного роста объемов незаконных операций в сфере новых финансовых технологий, в частности блокчейн-технологий и оборота криптовалют4, масштабы незаконного обналичивания денежных средств постоянно увеличиваются.

Типология механизма незаконного обналичивания денежных средств или их эквивалентов выглядит следующим образом:

1. Формальное прикрытие разрыва правовой связи с целью потери идентификации источника происхождения.

1.1. Совершение мнимой сделки, сопровождаемой внесением недостоверных и ложных (фиктивных) сведений относительно назначений платежа и самих финансовых операций по договору. При этом происходит разрыв правовой связи денежных средств или иного имущества с источником происхождения — без возможности восстановления первоначального состояния гражданско-правовыми средствами.

1.2. Применение административных и судебных процедур по фиктивным основаниям.

2. Фактический разрыв связи с источником происхождения средств — осуществление трансфера денежных средств и (или) их эквивалентов между легальной и теневой экономикой через цепочку транзакций (в том числе платежные инструменты), одно из звеньев которой включает процедуру потери идентификации средств с отправителем.

В отсутствие отдельной уголовно-правовой нормы, в зависимости от цели незаконного обналичивания, роли в данном процессе и размере незаконно полученных доходов либо неуплаченных в бюджет налогов может наступать ответственность по различным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации. К таким статьям органы прокуратуры Российской Федерации относят следующие5.

Заказчики «обналички» и непосредственные исполнители могут быть привлечены к уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение налоговых обязательств и обязательств по уплате страховых взносов. Дополнительно их действия могут квалифицироваться по ст. 327 УК РФ.

Создание «фирм-однодневок», при помощи которых осуществляется неправомерное обналичивание денежных средств, влечет уголовную

ответственность по ст. 173.1 УК РФ, ст. 173.2 УК РФ.

Деятельность лиц, оказывающих услуги по обналичиванию, может быть квалифицирована по ст. 171 УК РФ или по ст. 172 УК РФ.

Кроме того, действия лиц, совершивших неправомерные действия по обналичиванию, могут дополнительно квалифицироваться по ст. 187 УК РФ.

Несмотря на обилие составов преступлений, предусматривающих ответственность за отдельные деяния при незаконном обналичивании, эффективность уголовно-правовых мер противодействия самому общественно вредному явлению крайне низкая.

Причина — отсутствие отдельной уголовно-правовой нормы, охватывающей своими признаками собственно незаконное обналичивание. Это отмечалось многими специалистами6.

С учетом рассмотренной проблематики представляется необходимым внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации:

1. Определить квалифицирующие признаки незаконного обналичивания денежных средств в рамках новой или одной из действующих статей и внести соответствующие изменения в гражданское, налоговое и процессуальное законодательство.

2. Закрепить в уголовном законодательстве определение понятия «незаконное обналичивание» денежных средств или их эквивалентов.

Уголовно-правовая норма, предусматриваю -щая ответственность за рассматриваемые деяния, может быть представлена дополняющей Уголовный Кодекс Российской Федерации статьей 173.3, изложенной в следующей редакции:

«Статья 173.3. Псевдофинансовые операции (незаконное обналичивание)

1. Обмен, в нарушение установленного порядка, находящихся в легальном обороте безналичных денежных средств на расчетном счете в банке на неучтенные наличные деньги, путем сопряженного с обманом оформления предпринимательской и иной экономической деятельности, совершенный руководителем организации, либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем, а также лицом, совершающим такие действия в их интересах за вознаграждение в любой форме, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства,

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

— наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до шести лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в кредитной организации, —

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет».

Вознаграждение в виде комиссионных от суммы обмененных на наличные деньги денежных средств следует рассматривать как доход от преступной деятельности.

Предлагаемые меры позволят преодолеть сложности правоприменения при квалификации деяний, направленных на незаконное обналичивание денежных средств в условиях конкуренции уголовно-правовых норм.

1 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_216629/

2 Объем сомнительных операций в российском банковском секторе в 2020 году снизился на 26% // URL: https:/ /tass.ru/ekonomika/11039639 (Дата обращения: 29.05.2021)

3 Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги. В 2019 году продолжилось снижение объемов сомнительных операций // Офиц. сайт Банка России: URL: http://www.cbr.ru/today/resist/resist_sub/2019/ (Дата обращения: 27.05.2021)

4 Общая капитализация рынка криптовалют впервые превысила $2 трлн // URL: https://www.forbes.ru/ newsroom/finansy-i-investicii/425479-obshchaya-kapitalizaciya- rynka- kriptovalyut- vpervye - prevysila- 2 (Дата обращения: 22.05.2021)

5 См., напр.: URL: http://prokrzn.ru/active/comments/ vopros-otvet/ugolovnaya- otvetstvennost- za-uchastie - v-

nezakonnom-obnalichivanii-denezhnykh-sredstv-/ (Дата обращения: 12.11.2020)

6 См., напр.: Лошкарев B.B. Противодействие незаконному обналичиванию денежных средств // Законность. 2016. № 11. С. 46—48.;

Абдул-Кадыров Ш.М. Противодействие незаконному обналичиванию денежных средств // Законность. 2018. № 10.

Библиографический список

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216629/

2. Абдул-Кадыров Ш.М. Противодействие незаконному обналичиванию денежных средств // Законность. 2018. № 10.

3. Лошкарев B.B. Противодействие незаконному обналичиванию денежных средств // Законность. 2016. № 11.

4. Общая капитализация рынка криптовалют впервые превысила $2 трлн // URL: https:// www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/ 425479-obshchaya-kapitalizaciya-rynka-kriptovalyut-vpervye-prevysila-2 (Дата обращения: 22.05.2021)

5. Объем сомнительных операций в российском банковском секторе в 2020 году снизился на 26% // URL: https://tass.ru/ekonomika/ 11039639 (Дата обращения: 29.05.2021)

6. Структура сомнительных операций и секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги // Офиц. сайт Банка России: URL: http://www.cbr.ru/today/resist/ resist_sub/2019/ (Дата обращения: 27.05.2021)

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.