Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION LEGISLATION / THE CRIMINAL CODE OF THE REPUBLIC OF ARMENIA / CORRUPTION CRIMES / INTERNATIONAL LEGAL ACTS / OFFICIAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Дмитрий Юрьевич

В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Армения, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов, материалов средств массовой информации и авторского понимания о преступлениях указанной категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LAW MEASURES TO COMBAT CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

The article considers foreign experience of combating corruptionon the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Belarus, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches, media materials and the author's understanding about the crimes of the specified category

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ»

КАМЫШАНСКИЙ Дмитрий Юрьевич,

аспирант заочной аспирантуры ИМПЭ им. А.С. Гоибоедова

e-mail: kamyshanski_dmitri@mail.ru

12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается зарубежный опыт борьбы с коррупцией на основе анализа уголовного законодательства Республики Армения, международных правовых актов в области противодействия коррупции, официальной статистики, научных подходов, материалов средств массовой информации и авторского понимания о преступлениях указанной категории.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционное законодательство, Уголовный кодекс Республики Армения, коррупционные преступления, международные правовые акты, официальная статистика.

KAMYSHANSKY Dmitry Yuryevich,

post-graduate student of Griboedov IMLE

CRIMINAL LAW MEASURES TO COMBAT CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF ARMENIA

Annotation. The article considers foreign experience of combating corruptionon the basis of analysis of the criminal legislation of the Republic of Belarus, international legal acts in the field of anti-corruption, official statistics, scientific approaches, media materials and the author's understanding about the crimes of the specified category.

Key words: corruption, anti-corruption legislation, the Criminal Code of the Republic of Armenia, corruption crimes, international legal acts, official statistics.

Общепризнанным является факт, что коррупция представляет собой негативное социально-правовое явление, способное оказать наибольшее дестабилизирующее воздействие как на отдельные государственные механизмы, так и на государство в целом. Латентность и массовость коррупционных правонарушений оказывают влияние на состояние политической жизни и экономики, а также снижают уровень жизни граждан государства [1; 2].

Ни одному европейскому государству не удалось в полной мере решить проблему искоренения коррупции. Коррумпированность многих государственных служащих в большинстве стран в разное время заставила национальные власти реагировать на коррупционные проявления путем принятия различных мер, в том числе уголовно-правовых.

В последнее время в ряде зарубежных государств осуществлены попытки по совершенствованию антикоррупционного национального законодательства. К настоящему времени во многих государствах - членах ОДКБ созданы и реализуются уголовно-правовые механизмы, направлен-

ные на борьбу с коррупцией. Тем не менее их эффективность вызывает определенные сомнения, так как количество совершенных коррупционных преступлений продолжает увеличиваться [3].

В связи с вышеизложенным борьба с коррупцией и преступлениями коррупционной направленности является актуальной проблемой и для Республики Армения.

Как верно отмечает в своем научном труде старший оперуполномоченный ГУБОП полиции Республики Армения А.М. Егиазарян, проблема противодействия коррупции в Армении в современных социально-экономических и политических условиях приобрела особую остроту [4].

По мнению руководства государства, ученых и общественных деятелей, коррупция есть негативное социально-правовое явление, которое представляет реальную опасность для Армении, общественного благосостояния, нравственности и духовного здоровья армянского народа.

Согласно данным, представленным Информационным центром полиции Армении, за последние несколько лет в стране наблюдается рост коррупционных преступлений. Если в 2017 г. были

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

зарегистрированы 634 случая коррупционных преступлений, то в 2018 г. - уже 1353 [5]. Однако увеличение абсолютных показателей преступлений коррупционной направленности в официальной статистике не обязательно свидетельствует об их реальном росте. Вполне возможно, что такое изменение есть прямое следствие более полной регистрации указанной категории преступлений.

Следует отметить, что в Армении уже достаточно давно изучают проблемы возникновения, распространения и борьбы с коррупцией. Так, например, законодательство Киликийского Армянского государства еще в начале XIII в. характеризовало взяточничество как свойство продажности интересов власти. Статья 10 Судебника Смбата Спарапета «О продажности. Закон Божий за взятку» сформулирована следующим образом: «Если доказано против судьи церковного или мирского, что он продает Закон Божий за взятку, то его лишают судейского стула» [6].

Кроме того, в своде законов «Армянского Судебника» Мхитара Гоша, а именно - в части второй «Светский закон», устанавливается противоправность действий блюстителей закона (судей) за корыстные действия. Указанная статья гласит: «Если судья действует пристрастно, он должен быть лишен этого звания». Имеются в виду случаи получения судьями выгод без нарушения своих обязанностей [7].

Важным представляется тот факт, что в настоящее время уголовно-правовой и криминологической наукой Республики Армения не выработано общепринятого определения понятия коррупции. Эта проблема неоднократно обсуждалась на различных научных мероприятиях, в том числе международных, ее пытались решить многие армянские представители научного сообщества.

Так, зав. кафедрой уголовного права и уголовно-процессуального права Института права и политики Российско-армянского (славянского) университета, д-р юрид. наук, проф. С.Ш. Цагикян предлагает свою формулировку коррупции.

По его мнению, коррупция представляет «социально-правовое, политико-экономическое и нравственное явление, выражающееся в использовании государственным служащим, либо служащим коммерческих и иных организаций служебных полномочий и возможностей своего должностного статуса с корыстной целью в личных, групповых и корпоративных интересах либо предоставление этим лицам таковых благ и преимуществ со стороны физических и юридических лиц» [8].

Ниже приведена таблица Индекса восприятия коррупции по показателю распространенности коррупции в государственном секторе, рассчитанного по методике Transparency International1, основанной на комбинации общедоступных статистических данных и результатов глобального опроса (табл. 1).

Таблица 1

Реитинг восприятия коррупции в Республике Армения

№ п/п Год Место в рейтинге

1 2005 88

2 2006 93

3 2007 99

4 2008 109

5 2009 125

6 2010 123

7 2011 129

8 2012 105

1 Исследования в отношении коррупции проводятся различными независимыми и представительными организациями. Одной из таких организаций является международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Transparency International. Одно из направлений деятельности данной организации - ежегодное составление Индекса восприятия коррупции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

9 2013 94

10 2014 94

11 2015 95

12 2016 113

13 2017 107

14 2018 105

Рассмотрев представленную таблицу, можно сделать вывод, что согласно оценкам международной организации, приводимым в обнародованном пресс-релизе, Армения в 2018 г. заняла 105-е место среди 180 стран, улучшив свою позицию по сравнению с 2017 г. всего на два пункта.

Армения в 2018 г. набрала 35 из 100 возможных баллов в Индексе восприятия коррупции, при этом балл по сравнению с предыдущим годом не изменился. Она поделила свое место с такими странами, как Алжир, Бразилия, Кот-д'Ивуар, Египет, Сальвадор, Перу, Тимор-Лесте и Замбия.

Важно, что среди государств - членов ОДКБ в глобальном рейтинге ее обошла лишь Беларусь (70-е место). При этом Армения опередила Казахстан (124-е место), Кыргызстан (132-е место), Российскую Федерацию (138-е место) и Таджикистан (152-е место).

Последние три года государство незначительно поднялось в этом рейтинге, но сейчас считается одним из лидеров среди государств - членов ОДКБ.

Отметим, что в уголовном законодательстве Республики Армения перечень коррупционных преступлений утвержден приказом Генерального прокурора Республики Армения от 19 ноября 2008 г. № 82 [9]. В соответствии с ним коррупционными преступлениями считаются деяния, предусмотренные следующими статьями УК Республики Армения [10]:

1) п. 1 ч. 2 ст. 179 (присвоение или растрата, совершенное с использованием служебного положения);

2) ч. 3 ст. 179 (присвоение или растрата, совершенное с использованием служебного положения с отягчающими обстоятельствами);

3) п. 3 ч. 2 ст. 184 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное с использованием служебного положения);

4) ст. 187 (воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности);

5) п. 3 ч. 3 ст. 190 (легализация доходов, приобретенных в результате совершения преступле-

ния (отмывание денег), совершенная с использованием служебного положения);

6) п. 3 ч. 2 ст. 195 (незаконное устранение конкуренции, совершенное с использованием служебного положения);

7) ст. 200 (коммерческий подкуп);

8) ст. 201 (подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов);

9) ст. 205 (злостное уклонение от налогов, пошлин и иных платежей);

10) ст. 214 (злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций);

11) п. 1 ч. 3 ст. 215 (контрабанда, совершенная с использованием служебного положения);

12) ст. 308 (злоупотребление служебными полномочиями);

13) ст. 309 (превышение служебных полномочий);

14) ст. 310 (незаконное участие в предпринимательской деятельности);

15) ст. 311 (получение взятки);

16) ст. 311 (получение незаконного вознаграждения публичными служащими, не являющимися должностными лицами);

17) ст.311(использование реального или предполагаемого влияния в корыстных целях);

18) ст. 312 (дача взятки);

19) ст. 312 (дача незаконного вознаграждения публичным служащим, не являющимся должностными лицами);

20) ст. 313 (посредничество в даче взятки);

21) ст. 314 (служебным подлог);

22) ст. 315 (самовольное присвоение земельных участков, являющихся государственной или общинной собственностью, а также неприменение мер по приостановке, предотвращению своевольного строительства зданий и построек);

23) ч. 3 ст. 332 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования, совершенное с использованием служебного положения);

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

24) ст. 336 (привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности);

25) ст. 341 (судьей, прокурором или лицом, проводящим следствие, принуждение к даче показании);

26) ст. 348 (незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей);

27) ч. 3 ст. 349 (фальсификация доказательств, совершенная с использованием служебного положения);

28) ст. 351 (незаконное освобождение от уголовной ответственности);

29) ст. 352 (принятие заведомо незаконною приговора, вердикта или иного судебного акта);

30) ст. 353 (невыполнение судебного акта);

31) ст. 375 (злоупотребление властью, превышение власти или бездеятельность власти).

В свою очередь, лица, совершившие преступления коррупционной направленности, наказываются:

штрафом в размере от трехсоткратного до пятисоткратного размера минимальной заработной платы;

лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок не свыше пяти лет;

арестом на срок от двух до трех месяцев;

лишением свободы на срок до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Декан юридического факультета Ереванского государственного университета, д-р юрид. наук, проф., член-корр. НАН РА Г.С. Казинян утверждает, что за последние годы в Армении предпринимаются определенные шаги, направленные на борьбу с коррупцией, в том числе на усовершенствование законодательства с целью минимизации законодательных лазеек, способствующих процветанию коррупции. Это обусловлено тем, что Армения ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции, а также Конвенции о гражданско-правовой и об уголовно-правовой ответственности за коррупцию [11].

В целом УК РА соответствует требованиям Конвенции ООН против коррупции. Уголовная ответственность предусмотрена за совершение преступлений коррупционного характера как в публичном, так и в частном секторе.

Актуальным выступает решение вопроса о криминализации коррупционной деятельности юридических лиц в Республике Армения. Конвенция ООН требует гарантии ответственности юридических лиц, но не является категоричной относительно уголовно-правовой сферы. Однако более целесообразным кажется предусмотреть именно уголовную ответственность юридических лиц, поскольку это может позволить осуществить

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

четкую градацию между уголовной и административной ответственностью.

Заметим, что этот вопрос нуждается в детальной проработке, так как зачастую возникают проблемы, связанные с институтами соучастия, добровольного отказа от преступления, а также с необходимостью пересмотра принципов уголовного права.

Важным представляется то, что в течение июля и августа 2018 г. по заказу Международного республиканского института (^1) был проведен социологический опрос армянского населения, посвященный «ситуации в Республике Армения» [12]. Число опрашиваемых составило 1200 человек в возрасте от 18 лет, во всех регионах, случайным выбором поселений.

Жители Армении отметили высокий уровень коррумпированности членов парламента и взяточничества в стране, а также негативную гражданскую среду в плане антикоррупционных действий.

Так, 42% респондентов относят членов парламента к наиболее коррумпированным представителям власти, а 65% опрошенных недовольны уровнем борьбы с коррупцией прошлого правительства.

Несмотря на то что 24% считают, что в Армении распространено взяточничество, из 10 человек только один сообщает о нем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако следует также отметить, что, по данным указанного социологического опроса, самым позитивным последствием изменения состава правительства 32% опрошенных граждан посчитали именно снижение коррупции в стране. К главному провалу прошлого правительства 42% респондентов отнесли также коррупцию.

Результаты проведенного анализа нормативных правовых актов, официальных статистик, научных трудов представителей научного сообщества Республики Армения и социологических опросов населения свидетельствуют о том, что в настоящее время борьба с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности государства является приоритетной задачей для Республики Армения.

Несмотря на то что в Армении предпринимаются определенные действия в сфере противодействия коррупции, зачастую они носят ограниченный характер, а бессистемность используемых подходов иногда сказывается на их низкой эффективности.

Для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, все элементы которого (в том числе нормы уголовного права) должны быть четко согласованы между собой. Так же требуется изучение и заимствование положительного опыта уголовно-правовых средств борьбы с коррупцией в тех странах, в которых уда-

лось добиться значительного снижения уровня коррупции, в том числе в государствах - членах ОДКБ.

Список литературы:

[1] Камышанский Д.Ю. Уголовно-правовые меры противодействия коррупции в Республике Беларусь // Образование и право. - 2019. - № 3.

[2] Потоцкий Н.К. Об оптимизации антикоррупционного образования // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. - 2018. -№ 1.

[3] Камышанский Д.Ю. Анализ уголовно-правовой характеристики преступлений коррупционной направленности в государствах - членах ОДКБ // Образование и право. - 2016. - № 10.

[4] Егиазарян А.М. Причины и условия возникновения и распространения коррупции в Республике Армения // Пробелы в росс. законодательстве. - 2012. - № 2.

[5] Число коррупционных преступлений в Армении удвоилось [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http//vestikavkaza.ru/ amp/259839 (дата обращения: 06.06.2019).

[6] Смбат Спарапет. Судебник. - Ереван,

1954.

[7] Мхитар Гош. Армянский судебник. - Ереван, 1954.

[8] Цагикян С.Ш. Противодействие коррупции в Армении. - СПб.: Антарес, 2006.

[9] Перечень коррупционных преступлений, утвержденный приказом Генерального прокурора Республики Армения от 19 ноября 2008 г. № 82. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http// www.genproc.am.ru. (дата обращения: 06.06.2019).

[10] Уголовный кодекс Республики Армения от 18 апреля 2003 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//www.parliament.am.ru. (дата обращения: 06.06.2019).

[11] Казинян Г.С. Правовые проблемы противодействия коррупции в Республике Армения // Правовые проблемы противодействия коррупции: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 2 ноября 2011 г. / отв. ред. Л.В. Андриченко, О.О. Журавлева. - М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; ИД «Юриспруденция», 2012.

[12] 62% граждан Армении считают, что могут повлиять на ситуацию в стране - опрос [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http//

www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/34894 (дата обращения: 06.06.2019).

Spisok literatury:

[1] Kamyshanskij D.Yu. Ugolovno-pravovye mery protivodejstviya korrupcii v Respublike Belarus' // Obrazovanie i pravo. - 2019. - № 3.

[2] Potockij N.K. Ob optimizacii antikorrupcion-nogo obrazovaniya // Ugolovnoe sydoppoizvodstvo: ppoblemy teopii i ppaktiki. - 2018. - № 1.

[3] Kamyshanskij D.Yu. Analiz ugolovno-pravo-voj harakteristiki prestuplenij korrupcionnoj naprav-lennosti v gosudarstvah - chlenah ODKB // Obrazovanie i pravo. - 2016. - № 10.

[4] Egiazaryan A.M. Prichiny i usloviya vozni-knoveniya i rasprostraneniya korrupcii v Respublike Armeniya // Probely v ross. zakonodatel'stve. - 2012. - № 2.

[5] Chislo korrupcionnyh prestuplenij v Armenii udvoilos' [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http//vestikavkaza.ru/amp/259839 (data obrashcheniya: 06.06.2019).

[6] Smbat Sparapet. Sudebnik. - Erevan, 1954.

[7] Mhitar Gosh. Armyanskij sudebnik. - Erevan,

1954.

[8] Cagikyan S.Sh. Protivodejstvie korrupcii v Armenii. - SPb.: Antares, 2006.

[9] Perechen' korrupcionnyh prestuplenij, utver-zhdennyj prikazom General'nogo prokurora Respub-liki Armeniya ot 19 noyabrya 2008 g. № 82. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http//www.gen-proc.am.ru. (data obrashcheniya: 06.06.2019).

[10] Ugolovnyj kodeks Respubliki Armeniya ot 18 aprelya 2003 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http//www.parliament.am.ru. (data obrashcheniya: 06.06.2019).

[11] Kazinyan G.S. Pravovye problemy protivodejstviya korrupcii v Respublike Armeniya // Pravovye problemy protivodejstviya korrupcii: materialy Mezhdunar. nauch. konf., Moskva, 2 noyabrya 2011 g. / otv. red. L.V. Andrichenko, O.O. Zhuravleva. - M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF; ID «Yurisprudenciya», 2012.

[12] 62% grazhdan Armenii schitayut, chto mogut povliyat' na situaciyu v strane - opros [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http//www. kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/34894 (data obrashcheniya: 06.06.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.