Научная статья на тему 'Уголовно-правовые меры противодействия изнасилованиям и насильственным действиям сексуального характера в международном уголовном праве и уголовных законах зарубежных стран'

Уголовно-правовые меры противодействия изнасилованиям и насильственным действиям сексуального характера в международном уголовном праве и уголовных законах зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2153
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗНАСИЛОВАНИЕ / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ПОЛОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ЗАРУБЕЖНОЕ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маслак Сергей Николаевич

Статья посвящена анализу существующих на сегодняшний день международно-правовых средств противодействия сексуальному насилию, а также уголовно-правовых средствам противодействия изнасилованиям и насильственным действиям сексуального характера в зарубежном уголовном законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Маслак Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые меры противодействия изнасилованиям и насильственным действиям сексуального характера в международном уголовном праве и уголовных законах зарубежных стран»

Маслак Сергей Николаевич

адъюнкт кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89284244007)

Уголовно-правовые меры противодействия изнасилованиям и насильственным действиям сексуального характера в международном уголовном праве

и уголовных законах зарубежных стран

Аннотация

Статья посвящена анализу существующих на сегодняшний день международно-правовых средств противодействия сексуальному насилию, а также уголовно-правовых средствам противодействия изнасилованиям и насильственным действиям сексуального характера в зарубежном уголовном законодательстве.

Annotation

The article is dedicated to analysis existing for present-day day international-legal facilities of the reluctance sexual violence, as well as criminal-legal facility of the reluctance изнасилованиям and forcible action of the sexualnature in foreign criminal legislation.

Ключевые слова: изнасилование, насильственные действия сексуального характера, половые преступления, международное уголовное право, зарубежное уголовное законодательство.

Key words: rape, forcible actions of the sexual nature, sexual of the crime, international criminal right, foreign criminal legislation.

Изнасилование и насильственные действия признаются противоправными деяниями во всем современном мире. Вместе стем, необходимо отметить, что в мире существует несколько основных направлений криминализации сексуальных отношений между людьми. Представляя такие направления в некой общей классификации "преступное и непреступное сексуальное поведение", к первому виду, на наш взгляд, необходимо отнести криминализацию добровольных сексуальных отношений (в этимологическом понимания добровольности как таковой). Обозначенная группа преступлений образуют гомосексуальные отношения, при этом, как правило, между мужчинами. В истории отечественного уголовного законодательства такие отношения именовались как ненасильственное

мужеложство. УК России отказался от криминализации подобных деяний, однако, несмотря на общемировую тенденцию "правовой терпимости" к подобного рода отношениям, в некоторых зарубежных странах они по-прежнему признаются преступными. Так, например, ст. 120 УК Узбекистана предусматривает наказание до трех лет лишения свободы за "Бесакалбазлык (мужеложство), то есть удовлетворение половой потребности мужчины с мужчиной без насилия".

Следующим направлением различного подхода к криминализации, в частности, насильственных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности, можно отнести "супружеское сексуальное насилие", квалифицируемое на сегодняшний день в одних странах ( в большинстве) [во многих странах супружеское насилие было криминализировано и стало квали-

177

фицироваться в качестве изнасилования, относительно недавно, в последние 15-20 лет. Так, Австрия. Дания, Швеция, германия. Англия, Канада, многие штаты США (Калифорния, Висконсин, Алабама) и др. криминализировали супружеское сексуальное насилие, ранее преступным не признававшееся] как уголовно наказуемое изнасилование, в других - как деяние, не представляющее общественной опасности, и потому, непреступное, в виду согласия потерпевшей, фактически данного последней при вступлении в брак. [некоторые штаты США, Греция, Индия, Малайзия, Сингапур]. Подобные обоснования непреступности сексуального супружеского насилия приводились на рубеже 19-20 веков и в отечественной истории уголовного права [1, с. 15], но позже они не нашли поддержки ни в доктрине уголовного права, ни на законодательном уровне.

Следующий критерий классификации насильственных половых преступлений, можно определить, как наличие законодательного разделения изнасилования и насильственных действий сексуального характера. Некоторые страны, например, Швеция, не проводя такого разграничения, устанавливают уголовную ответственность за изнасилование, однако, помимо насильственного полового сношения, криминализируют в данной статье и "Иные схожие действия сексуального характера".

В большинстве стран, насильственные действия сексуального характера получили законодательную регламентацию в качестве самостоятельного вида насильственного полового преступления. Например, уголовный кодекс Австрии в параграфе 201 определяет состав и признаки изнасилования, а в параграфе 202 - состав иного сексуального характера, при этом в круг таких действий не входят насильственный гомосексуализм, регламентируемый специальной нормой -ст. 157 УК Болгарии.

Предусматривая равную в части наказуемости уголовную ответственность за изнасилование и за насильственные действия сексуального характера, уголовный кодекс Дании буквально не конкретизирует их перечень, однако, параграф 225 УК Дании прямо указывает на преступность, в том числе, и насильственных гомосексуальных отношений.

Вместе с тем, существует и иной, заслуживающий внимания и всестороннего анализа, подход к криминализации "нетрадиционного" сексуального насилия, выражающийся в регламентации уголовной ответственности за любую форму сексуальной агрессии [Австралия, Австрия. Англия, Аргентина, Бельгия, Вьетнам, Германия, Исландия, Испания, Коста-Рика, Люксембург,

Куба, Нидерланды, Панама, Перу, Сальвадор, Судан, Франция, Хорватия, Щвеция, Эквадор].

Уголовные кодексы некоторых стран, например, Польша, занимают в данном отношении некую среднюю позицию: регламентируя в одной статье УК ответственность за насильственные действия сексуального характера, проводят дифференциацию ответственности по различным частям такой нормы, устанавливая наказания, различающиеся в зависимости от форм сексуального насилия и, соответственно, от характера их общественной опасности (половое сношение, мужеложство и иные (именуемые извращенными) формы сексуальных отношений).

Определения изнасилования и насильственных действий сексуального характера также не отличаются однозначностью трактовок и понимаются по-разному в разных государствах. Традиционный для России подход к определению изнасилования, как только естественного насильственного полового сношения, как только естественного насильственного полового сношения, в настоящее время сохранился в уголовном праве таких, например, государств, как Болгария, Венгрия, Индия, КНР, Пакистан, Уганда, а так же находит отражение в УК стран СНГ и Балтии. Вместе с тем, в таких странах, как Австрия, Англия, Аргентина, Бельгия, Вьетнам, Германия, Исландия, Испания, Коста-Рика, Люксембург, Куба, Нидерланды, Панама, Перу, Сальвадор, Судан, Франция, Хорватия, Швеция, Эквадор и др.

к изнасилованию относится не только насильственное половое сношение в естественной форме, но и другие действия сексуального характера, вне зависимости от половой принадлежности субъектов таких отношений. При этом, к насильственным действиям сексуального характера законы названных стран относят только такие деяния, которые характеризуются термином "сексуальное проникновение" ("acceso carnal" - Ук Испании "любой акт сексуального проникновения" ("tout acte de penetration sexuelle" - УК Бельгии, Вьетнама , Люксембурга, Франции), "проникновение в тело" - (УК Германии), "проникновение любого вида в тело" (УК Аргентины), "действия, содержащие или включающие проникновение в тело половым путем" (УК Нидерландов). К сексуальному проникновению уголовные законы некоторых стран относят не только сексуальные отношения между людьми в смысле совокупления, но и в широком смысле любое проникновение: "... введение частей тела или предметов в тело потерпевшего" (УК Испании (ст. 179)), "половое проникновение оральным, анальным или вагинальным путем или введении вагинальным или

_178

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

анальным путем одного или нескольких пальцев или предметов" (УК Коста-Рики (ст. 156)), половое проникновение с использованием гениталий или других частей тела, а также ... любого предмета" (УК Панамы (ст. 216)). Законодательства некоторых стран вообще буквально не раскрывают понятия изнасилования, относя это к компетенции правоприменителя: "половое сношение или . аналогичное ему сексуальное действие" (УК Австрии, УК Перу, УК Хорватии, УК Швеции), "изнасилование нормальным или противоестественным путем" (УК Кубы). Такой же позиции придерживаются законодатели многих штатов США, где к изнасилованию относятся не только проникновения посредством совокупления, но и половое проникновение и даже прикосновение с использованием какого-либо предмета к интимным частям тела потерпевшего в целях полового удовлетворения или возбуждения [2, с. 189].

Применительно к использованию беспомощного состояния потерпевшего при изнасиловании, отличной от традиционной для России регламентации, выглядит позиция законодателей таких стран, как Австрия, Албания. Англия, Германия, Исландия, Испания, Словения, Швейцария, Швеция, Япония. Изнасилованием в буквальном понимании такое деяние не является, но составляет самостоятельное преступление. Вместе с тем, во многих странах половое сношение и иные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшего регламентируются как способ изнасилования (Аргентина, страны Балтии, Бельгия, Болгария, Венгрия, Италия, Коста-Рика, Куба, Мальта, Норвегия, Румыния, Таиланд, Уругвай, Филиппины и др.).

Анализируя основные непосредственные объекты уголовно-правовой охраны в исследуемых зарубежных уголовно-правовых нормах, можно констатировать фактически два вида их классификации: 1) половая свобода личности [Первая группа представлена такими странами, как Венесуэла. Германия, Коста-Рика, Румыния, Сальвадор, Словения, Уругвай, Франция. Эквадор и др.] (очевидно, такой объект характерен для стран, не различающих составов изнасилования и насильственных действий сексуального характера в уголовных законодательствах зарубежных стран позволил выявить некоторые, на наш взгляд, заслуживающие анализа и исследования возможности имплементации в отечественное законодательство, положения. В частности, ч.2 ст. 118, п.а ч.2 ст. 119 УК Узбекистана предусматривает в соответствующих нормах ответственность за изнасилование и насильственные действия сексуального характера в отношении двух

и более малолетних.

С учетом вышеизложенного, представляется возможным обобщить анализ особенностей зарубежного уголовного законодательства об ответственности за насильственные "половые" преступления в следующих выводах, интересующих нас в плане исследования допустимости и возможности имплементации рассматриваемых положений в национальное законодательство России:

1) Законодательства многих зарубежных стран не различают определения изнасилования в зависимости от признаков половой принадлежности виновного потерпевшего и устанавливают ответственность, по сути, за "сексуальную агрессию";

2) "Супружеское сексуальное насилие" в большинстве стран подвергается криминализации;

3) Разграничивая объективно различные по степени опасности насильственные действия сексуального характера и развратные действия, уголовные законы многих стран, характеризуя насильственные действия сексуального характера, используют термин "сексуальное проникновение", включающий не только совершенное с применением насилие совокупление между виновным и потерпевшим, но и иные действия, объективно состоящие в "половом проникновении с использованием гениталий или других частей тела, а также ... любого предмета" или "прикосновение с использованием какого-либо предмета к интимным частям тела потерпевшего в целях полового удовлетворения или возбуждения";

4) во многих странах использование беспомощного состояния потерпевшего в буквальном понимании такового, изнасилованием не является и составляет самостоятельное противоправное деяние;

5) Законодательства некоторых стран регламентирует дифференциацию ответственности при совершении насильственного преступления, посягающего на половую свободу или половую неприкосновенность двух или более лиц.

6) Ненасильственные, т.е. добровольные формы нетрадиционнонных сексуальных отношений декриминализированы в абсолютном большинстве стран.

Анализ положений международного уголовного права показал, что международные уголовно-правовые меры противодействия насильственным посягательствам на половую неприкосновенность и половую свободу личности регламентируются в следующих нормативных актах: Римским статутом Международного уголовного суд [3], Уставом Международного трибунала по Руанде [4, с. 109-117], Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин [5], Венской декларацией и программой действий [6, с.45-63], Уставом

179

Международного трибунала по Югославии [7, с. 215227], Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера [8, с. 1119-1132], Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны [9, с. 681-731], Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Соглашением о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью [10] и др.

Суть нормативов, регламентируемых перечисленными международно-правовыми актами сводится к созданию международно-правовой базы всеобщего противодействия сексуальному насилию и сексуальной эксплуатации, приданию рассматриваемым преступлениям статуса преступлений против человечности [11], признанию преступности сексуального насилия вне зависимости от брачно-семейных отношений потерпевшей и виновного [12], регламентации недопустимости дискриминации по признаку половой принадлежности [13], признанию недействительности каких бы то ни было факторов в оправдании сексуального насилия [14], формирования на международном уровне особого уважения и защиты прав женщин [15].

Представляется, что существующие на сегодняшний день международно-правовые средства противодействия сексуальному насилию позволили сформировать атмосферу правовой нетерпимости к любым формам его проявления, что способствуют обоснованию допустимости применения в национальных правовых системах самых жестких мер противодействия рассматриваемым преступлениям. При этом, хотя основные принципы, заложенные в перечисленных международно-правовых актах, находят отражение в действующем отечественном законодательстве, многие положения зарубежных уголовных кодексов о насильственных преступлениях.

1. Жижиленко А.А. Половые преступления. М., 1924 г., Лохвицкий А.В. Курс уголовного права. 1867., Фойницкий И.Я. Курс уголовного

права. Часть Особенная. Петроград, 1916, Френкель Е.П. Половые преступления. Одесса, 1927 г.

2. Уголовное право зарубежных государств. Особенная часть / Под ред. И.Д. Козочкина. М., 2004.

3.Правовая система «Консультант-плюс».

4. Сборник документов. Т. 2.М.: БЕК, 1996.

5. Правовая система «Консультант-плюс».

6. Дипломатический вестник. 1994. №3-4.

7.Московский журнал международного права. 1996. №1.

8. Права человека. Сборник международных договоров. Т. 1. (часть вторая). Универсальные договоры. Нью-Йорк и Женева: Организация Объединенных Наций. 1994.

9. Действующее международное право. Т.2.-М.: Московский независимый институт международного права. 1997.

10. Российская газета (Экономический союз) 1999. 3 апреля.

11. Ст. 7 Римского статута международного уголовного суда, ст. 3 Устава Международного трибунала по Руанде и др.

12. Ст. 2 Декларации об искоренении насилия в отношении женщин.

13. Венская декларация и программа действий.

14. Ст. 4 части II Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол 2).

15. Ст. 76 главы 2, части 4 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1), ст. 27 части 1 раздела 3 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны.

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 4 (31)

Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.