УДК 342.9
О. А. Брашиииа
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ
Принята к публикации 20.12.2018
На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений активно воздействуют на сознание граждан и в первую очередь молодежи как самой активной группы пользователей сети Интернет. В результате в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.
В работе описана сущность экстремизма как негативного социального явления в современных условиях, роль государственных правоохранительных органов в борьбе с ним. Приводятся и анализируются статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Делается вывод о том, что в настоящее время обеспечение национальной безопасности в сфере информационных технологий и усовершенствование нормативно-правовой базы по противодействию распространению экстремистских идей в информационном пространстве России являются одними из приоритетных задач как для органов государственной власти, так и для правоохранительных органов.
Ключевые слова: экстремизм, национальная безопасность, Интернет, прокурорский надзор, прокуратура, социальные сети.
БО!: 10.32324/2412-8945-2018-4-59-62
В течение последних десяти лет Российская Федерация, как и все мировое сообщество, активно противостоит одному из сложнейших социальных явлений — экстремизму, который во всех своих проявлениях создает реальную угрозу безопасности многих стран и их граждан, неизбежно вызывает существенные политические, экономические и моральные потери, оказывает колоссальное психологическое давление на население, способен радикально дестабилизировать сложившуюся социальную обстановку.
В нынешнее время экстремизм представляет серьезную опасность не только для нравственных и духовных устоев общества, но и для жизни граждан Российской Федерации, основ государственности, а следовательно, и целостности многонациональной страны. Согласно оценке специалистов и заявлениям политического руководства Российской Федерации, экстремизм сегодня считается одной из основных угроз национальной безопасности России.
В связи с этим проблема экстремизма стала предметом пристального внимания ученых, политических и общественных деятелей. Важней-
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 4 (14). © О. А. Брашнина, 2018
шая и ключевая роль в борьбе с экстремизмом отведена правоохранительным органам Российской Федерации, в частности органам Прокуратуры Российской Федерации. Так, в 2017 г. на территории Новосибирской области зарегистрировано 18 преступлений экстремистской направленности, в 2018 г. — 20 преступлений [4]. Выявлены преступления, связанные с участием либо с намерением жителей области участвовать в деятельности международных террористических организаций, с прохождением обучения в целях осуществления террористической деятельности, с распространением экстремистских материалов в сети Интернет. Пресечена деятельность новосибирской ячейки религиозной экстремистской организации «Нурджулар». Расследованы преступления, совершенные членами молодежных неформальных движений «Скинхеды» и «Антифа», а также преступления, совершенные в отношении них по мотиву ненависти и вражды. Активизирована работа по пресечению экстремистских проявлений участников радикальных организаций, привлечению их к административной и уголовной ответственности.
Особую обеспокоенность вызывает увеличение случаев совершения преступлений на
РАЗДЕЛ 4. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
почве национальной и расовой ненависти с использованием социальных сетей. Роль социальных сетей в современном мире велика и постоянно возрастает. Избирательные кампании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками передачи и получения информации играют сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую роль. Кроме того, необходимо учитывать, что социальные сети являются основным средством, повышающим трансгранич-ность и дислокальность обмена информации в коммуникационном пространстве, на практике делающем информацию доступной для миллионов пользователей Интернета. В этой связи исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях. В качестве примера можно вспомнить трагическую ситуацию, связанную с пожаром в Кемерове. Тогда пранкер Евгений Вольнов стал публично распространять недостоверные сведения о количестве жертв пожара, вводя в заблуждение родственников погибших и пострадавших. Запущенная им информация стремительно разлетелась по социальным сетям. Мы все стали свидетелями того, что происходило в те дни, и нужно согласиться, что пранкер пытался использовать присутствовавшие среди населения разобщенность, состояние страха, ненависти и озлобленности по отношению к представителям власти и правоохранительных органов, пытаясь таким образом дестабилизировать ситуацию в регионе. По результатам проведенной проверки следователи СК России возбудили уголовное дело по ст. 282 УК РФ в отношении гражданина Украины Никиты Кувикова, известного в сети как пранкер Евгений Вольнов.
Очевидно, что необходимо создавать действенный, оперативный механизм пресечения распространения в социальных сетях противоправной информации, в том числе и экстремистской направленности. Так, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации С. М. Боярским, А. Г. Альшевских законопроект № 223849-7 «О внесении изменения в статью 10-1 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [1].
Проектом федерального закона предполагается дополнить ст. 10-1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ч. 7, предусматривающей ряд обязанностей организаторов распространения информации в сети Интернет, обеспечивающих функционирование информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, количество пользователей которых (на территории Российской Федерации)
составляет более двух миллионов и которые предназначены для обмена электронными сообщениями между пользователями, в том числе для передачи таких сообщений неопределенному кругу лиц.
В соответствии с предлагаемым законопроектом изменением оператор социальной сети будет обязан, в том числе, ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления.
Данное изменение направлено на устранение из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации.
По данным судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, в России растет число осужденных по «экстремистским» статьям, сосредоточенным в гл. 29 УК РФ. Это, в частности, ст. 280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации), ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 282 (возбуждение ненависти, вражды, а равно уничижение достоинства человека), ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества), ст. 282.2 (организация деятельности организации, запрещенной за экстремизм), ст. 282.3 (финансирование экстремистской деятельности). По этим статьям в 2017 г. были осуждены 604 человека, вчетверо больше, чем в 2011 г. Больше всего — 460 человек — были осуждены по ст. 282. За первое полугодие 2018 г. по указанным статьям осуждено 284 человека [5]. Статистика последних лет свидетельствует о том, что борьба с экстремизмом активно стала переходить из реального мира в виртуальный.
Осужденных за преступления, совершенные на почве ненависти в России, скорее всего, больше, так как ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти: например, по ч. 2 ст. 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесенные по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчетах, по каким преступлениям мотив ненависти был вменен.
В то же время при всей опасности экстремизма следует избегать перегибов в борьбе с ним. Так, в последнее время было возбуждено множество уголовных дел, которые вызвали большой общественный резонанс: граждан,
О. А. Брашнина. Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму.
в том числе подростков, судят по статье «экстремизм» за репосты и лайки в соцсетях, за картинки, которые много лет гуляют по Интернету. Представляется, что уголовная ответственность за подобные действия — мера, не соответствующая угрозе и масштабу деяния. На это было обращено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 23 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 „О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"», где было указано на то, что при правовой оценке действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц, судам следует исходить из характера и степени общественной опасности содеянного и учитывать положения ч. 2 ст. 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
В целях оптимизации законодательства в части ответственности за действия, связанные с возбуждением ненависти или вражды, а также унижением достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, 3 октября 2018 г. Владимир Путин внес в Государственную Думу на рассмотрение два законопроекта: «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Очевидно, что предложенные новации направлены на гуманизацию уголовного законодательства по деяниям, предусмотренным ст. 282 УК РФ. В то же время они формируют механизм административной прею-диции к ч. 1 ст. 282 УК РФ [2].
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» в ч. 1 ст. 282 устанавливает наступление уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, только в случае совершения лицом аналогичного деяния в течение одного года после его привлечения к административной ответственности.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 521-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях вводится ст. 20.3.1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), диспозиция которой практически совпадает с ч. 1 ст. 282 УК РФ, но содержит оговорку: «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что предполагает уже действие ст. 282 УК РФ. Наказание за возбуждение ненависти и унижение достоинства оказывается, естественно, ниже, чем в УК РФ: граждан предлагается штрафовать на 10—20 тыс. руб. (по ч. 1 ст. 282 УК РФ соответственно 300—500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет), отправлять на обязательные работы сроком до 100 часов (ч. 1 ст. 282 УК РФ предусматривает принудительные работы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет) или под арест на срок до 15 суток (в ч. 1 ст. 282 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет). В КоАП РФ вводится также ответственность и для юридических лиц: для них предусмотрен штраф в размере 250— 500 тыс. руб. Речь может идти, к примеру, о компаниях-владельцах сайтов и редакциях СМИ.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни — политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий. И представляется, что принятый комплекс мер дает возможность более точно, дифференцированно и эффективно оказывать противодействие экстремизму начиная с первых его проявлений посредством распространения экстремистских призывов и настроений в публичном пространстве, включая сеть Интернет.
Список литературы
1. О внесении изменения в статью 10-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : заключение Комитета Гос. Думы по безопасности и противодействию коррупции на проект федер. закона № 223849-7 (внесен депутатами Гос. Думы С. М. Боярским, А. Г. Альшевских) // Офиц. сайт Гос. Думы Рос. Федерации. URL: http ://sozd.parlament.gov. ru/search/, свободный (дата обращения: 03.12.2018).