Научная статья на тему 'Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму как инструмент обеспечения безопасности в Интернете'

Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму как инструмент обеспечения безопасности в Интернете Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПРОКУРАТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Брашнина О. А.

На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений активно воздействуют на сознание граждан и в первую очередь молодежи как самой активной группы пользователей сети Интернет. В результате в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России. В работе описана сущность экстремизма как негативного социального явления в современных условиях, роль государственных правоохранительных органов в борьбе с ним. Приводятся и анализируются статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Делается вывод о том, что в настоящее время обеспечение национальной безопасности в сфере информационных технологий и усовершенствование нормативно-правовой базы по противодействию распространению экстремистских идей в информационном пространстве России являются одними из приоритетных задач как для органов государственной власти, так и для правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At the present stage, the international information and communication network Internet is actively used to host extremist materials. The problem is global in nature and very relevant for the Russian Federation as one of the main participants in the global political process. Using the global Internet and the possibilities of computer communication, ideologists of extremist movements and groups actively influence the consciousness of citizens and, first of all, young people. As a result, the problem of extremism, which can now be regarded as a problem of national importance and a threat to Russia's national security, has been escalating in recent years. The paper describes the essence of extremism as a negative social phenomenon in modern conditions. The role of state law enforcement agencies in combating it. Statistical data of the General Prosecutor's office and the Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation are presented and analyzed. It is concluded that at present, ensuring national security in the field of information technology, improving the regulatory framework and the development of new technical means to counter the spread of extremist ideas in the information space of Russia are among the priorities for both public authorities and law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму как инструмент обеспечения безопасности в Интернете»

УДК 342.9

О. А. Брашиииа

Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ

Принята к публикации 20.12.2018

На современном этапе международная информационно-коммуникационная сеть Интернет активно используется для размещения экстремистских материалов. Проблема носит общемировой характер и весьма актуальна для Российской Федерации как одного из главных участников мирового политического процесса. Используя глобальную сеть Интернет и возможности компьютерной коммуникации, идеологи экстремистских движений активно воздействуют на сознание граждан и в первую очередь молодежи как самой активной группы пользователей сети Интернет. В результате в последние годы происходит обострение проблемы экстремизма, который в настоящее время может рассматриваться как проблема общегосударственного значения и угроза национальной безопасности России.

В работе описана сущность экстремизма как негативного социального явления в современных условиях, роль государственных правоохранительных органов в борьбе с ним. Приводятся и анализируются статистические данные Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Делается вывод о том, что в настоящее время обеспечение национальной безопасности в сфере информационных технологий и усовершенствование нормативно-правовой базы по противодействию распространению экстремистских идей в информационном пространстве России являются одними из приоритетных задач как для органов государственной власти, так и для правоохранительных органов.

Ключевые слова: экстремизм, национальная безопасность, Интернет, прокурорский надзор, прокуратура, социальные сети.

БО!: 10.32324/2412-8945-2018-4-59-62

В течение последних десяти лет Российская Федерация, как и все мировое сообщество, активно противостоит одному из сложнейших социальных явлений — экстремизму, который во всех своих проявлениях создает реальную угрозу безопасности многих стран и их граждан, неизбежно вызывает существенные политические, экономические и моральные потери, оказывает колоссальное психологическое давление на население, способен радикально дестабилизировать сложившуюся социальную обстановку.

В нынешнее время экстремизм представляет серьезную опасность не только для нравственных и духовных устоев общества, но и для жизни граждан Российской Федерации, основ государственности, а следовательно, и целостности многонациональной страны. Согласно оценке специалистов и заявлениям политического руководства Российской Федерации, экстремизм сегодня считается одной из основных угроз национальной безопасности России.

В связи с этим проблема экстремизма стала предметом пристального внимания ученых, политических и общественных деятелей. Важней-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 4 (14). © О. А. Брашнина, 2018

шая и ключевая роль в борьбе с экстремизмом отведена правоохранительным органам Российской Федерации, в частности органам Прокуратуры Российской Федерации. Так, в 2017 г. на территории Новосибирской области зарегистрировано 18 преступлений экстремистской направленности, в 2018 г. — 20 преступлений [4]. Выявлены преступления, связанные с участием либо с намерением жителей области участвовать в деятельности международных террористических организаций, с прохождением обучения в целях осуществления террористической деятельности, с распространением экстремистских материалов в сети Интернет. Пресечена деятельность новосибирской ячейки религиозной экстремистской организации «Нурджулар». Расследованы преступления, совершенные членами молодежных неформальных движений «Скинхеды» и «Антифа», а также преступления, совершенные в отношении них по мотиву ненависти и вражды. Активизирована работа по пресечению экстремистских проявлений участников радикальных организаций, привлечению их к административной и уголовной ответственности.

Особую обеспокоенность вызывает увеличение случаев совершения преступлений на

РАЗДЕЛ 4. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

почве национальной и расовой ненависти с использованием социальных сетей. Роль социальных сетей в современном мире велика и постоянно возрастает. Избирательные кампании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками передачи и получения информации играют сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую роль. Кроме того, необходимо учитывать, что социальные сети являются основным средством, повышающим трансгранич-ность и дислокальность обмена информации в коммуникационном пространстве, на практике делающем информацию доступной для миллионов пользователей Интернета. В этой связи исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях. В качестве примера можно вспомнить трагическую ситуацию, связанную с пожаром в Кемерове. Тогда пранкер Евгений Вольнов стал публично распространять недостоверные сведения о количестве жертв пожара, вводя в заблуждение родственников погибших и пострадавших. Запущенная им информация стремительно разлетелась по социальным сетям. Мы все стали свидетелями того, что происходило в те дни, и нужно согласиться, что пранкер пытался использовать присутствовавшие среди населения разобщенность, состояние страха, ненависти и озлобленности по отношению к представителям власти и правоохранительных органов, пытаясь таким образом дестабилизировать ситуацию в регионе. По результатам проведенной проверки следователи СК России возбудили уголовное дело по ст. 282 УК РФ в отношении гражданина Украины Никиты Кувикова, известного в сети как пранкер Евгений Вольнов.

Очевидно, что необходимо создавать действенный, оперативный механизм пресечения распространения в социальных сетях противоправной информации, в том числе и экстремистской направленности. Так, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы Российской Федерации С. М. Боярским, А. Г. Альшевских законопроект № 223849-7 «О внесении изменения в статью 10-1 Федерального закона „Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» [1].

Проектом федерального закона предполагается дополнить ст. 10-1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ч. 7, предусматривающей ряд обязанностей организаторов распространения информации в сети Интернет, обеспечивающих функционирование информационной системы и (или) программы для электронных вычислительных машин, количество пользователей которых (на территории Российской Федерации)

составляет более двух миллионов и которые предназначены для обмена электронными сообщениями между пользователями, в том числе для передачи таких сообщений неопределенному кругу лиц.

В соответствии с предлагаемым законопроектом изменением оператор социальной сети будет обязан, в том числе, ограничивать доступ или удалять по заявлению пользователя информацию, которая явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность в течение суток с момента получения указанного заявления.

Данное изменение направлено на устранение из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации.

По данным судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, в России растет число осужденных по «экстремистским» статьям, сосредоточенным в гл. 29 УК РФ. Это, в частности, ст. 280 (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации), ст. 280.1 (публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации), ст. 282 (возбуждение ненависти, вражды, а равно уничижение достоинства человека), ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества), ст. 282.2 (организация деятельности организации, запрещенной за экстремизм), ст. 282.3 (финансирование экстремистской деятельности). По этим статьям в 2017 г. были осуждены 604 человека, вчетверо больше, чем в 2011 г. Больше всего — 460 человек — были осуждены по ст. 282. За первое полугодие 2018 г. по указанным статьям осуждено 284 человека [5]. Статистика последних лет свидетельствует о том, что борьба с экстремизмом активно стала переходить из реального мира в виртуальный.

Осужденных за преступления, совершенные на почве ненависти в России, скорее всего, больше, так как ряд статей Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти: например, по ч. 2 ст. 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесенные по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчетах, по каким преступлениям мотив ненависти был вменен.

В то же время при всей опасности экстремизма следует избегать перегибов в борьбе с ним. Так, в последнее время было возбуждено множество уголовных дел, которые вызвали большой общественный резонанс: граждан,

О. А. Брашнина. Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму.

в том числе подростков, судят по статье «экстремизм» за репосты и лайки в соцсетях, за картинки, которые много лет гуляют по Интернету. Представляется, что уголовная ответственность за подобные действия — мера, не соответствующая угрозе и масштабу деяния. На это было обращено внимание в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 23 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 „О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"», где было указано на то, что при правовой оценке действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц, судам следует исходить из характера и степени общественной опасности содеянного и учитывать положения ч. 2 ст. 14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

В целях оптимизации законодательства в части ответственности за действия, связанные с возбуждением ненависти или вражды, а также унижением достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, 3 октября 2018 г. Владимир Путин внес в Государственную Думу на рассмотрение два законопроекта: «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Очевидно, что предложенные новации направлены на гуманизацию уголовного законодательства по деяниям, предусмотренным ст. 282 УК РФ. В то же время они формируют механизм административной прею-диции к ч. 1 ст. 282 УК РФ [2].

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» в ч. 1 ст. 282 устанавливает наступление уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть Интернет, только в случае совершения лицом аналогичного деяния в течение одного года после его привлечения к административной ответственности.

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 521-ФЗ в Кодекс об административных правонарушениях вводится ст. 20.3.1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), диспозиция которой практически совпадает с ч. 1 ст. 282 УК РФ, но содержит оговорку: «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, что предполагает уже действие ст. 282 УК РФ. Наказание за возбуждение ненависти и унижение достоинства оказывается, естественно, ниже, чем в УК РФ: граждан предлагается штрафовать на 10—20 тыс. руб. (по ч. 1 ст. 282 УК РФ соответственно 300—500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет), отправлять на обязательные работы сроком до 100 часов (ч. 1 ст. 282 УК РФ предусматривает принудительные работы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет) или под арест на срок до 15 суток (в ч. 1 ст. 282 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет). В КоАП РФ вводится также ответственность и для юридических лиц: для них предусмотрен штраф в размере 250— 500 тыс. руб. Речь может идти, к примеру, о компаниях-владельцах сайтов и редакциях СМИ.

Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, подрывает общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации, создает реальную угрозу сохранению основ конституционного строя, межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия. Прямые или косвенные последствия экстремизма затрагивают все основные сферы общественной жизни — политическую, экономическую и социальную. Это выдвигает новые требования к организации деятельности по противодействию экстремизму на всех уровнях, а также по минимизации его последствий. И представляется, что принятый комплекс мер дает возможность более точно, дифференцированно и эффективно оказывать противодействие экстремизму начиная с первых его проявлений посредством распространения экстремистских призывов и настроений в публичном пространстве, включая сеть Интернет.

Список литературы

1. О внесении изменения в статью 10-1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : заключение Комитета Гос. Думы по безопасности и противодействию коррупции на проект федер. закона № 223849-7 (внесен депутатами Гос. Думы С. М. Боярским, А. Г. Альшевских) // Офиц. сайт Гос. Думы Рос. Федерации. URL: http ://sozd.parlament.gov. ru/search/, свободный (дата обращения: 03.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.