УДК 343.57 DOI 10.25724/VAMVD.MHIJ
ББК 67.408.132
Д. В. Жмурин
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АНТИДОПИНГОВОЙ ПОЛИТИКИ В СПОРТЕ
В статье рассматриваются отдельные уголовно-правовые аспекты развития современной антидопинговой политики в России.
Сегодня антидопинговая политика нашей страны представляется непоследовательной и неструктурированной. С одной стороны, спортивное руководство России предпочитает занимать «оборонительную» позицию, пытаясь найти выход из проблем и споров, возникающих у отечественного спорта с международными спортивными организациями. С другой — отсутствует политическая воля в решении элементарных вопросов, например в определении терминов (таких как «специалисты по спортивной медицине» и др.). Неясность не позволяет выстроить вертикаль грамотных, образованных специалистов, разбирающихся в тонкостях антидопинговой работы и не допускающих соответствующих нарушений. В результате российский спорт постоянно подвержен давлению со стороны международных спортивных организаций, стремящихся лишить нашу страну права проводить крупнейшие спортивные соревнования, претендовать на них, а российских спортсменов — возможности выступать на чемпионатах мира, Олимпийских и Паралимпий-ских играх под национальным флагом.
Ключевые слова: антидопинговая политика, спорт, международные спортивные организации, спортивные соревнования.
D. V. Zhmurin
CRIMINAL LAW ASPECTS OF ANTI-DOPING POLICY IN SPORT
The given article deals with some criminal law aspects of developing modern anti-doping policy in Russia.
At present our country's anti-doping policy is considered to be inconsistent and unstructured. On the one hand, the sports authorities of Russia prefer to take a "defensive" position trying to find a way out of the problems and disputes among domestic sports organizations and international sports ones. On the other hand, there is no political will in solving simple issues, for example, in defining terms (such as "specialists in sports medicine", etc.). Ambiguity prevents measures to form a cluster with competent, educated specialists involved, who know specifics of anti-doping activity and don't violate the law. As a result, the Russian sport is constantly subject to pressure from international sports organizations that try to deprive our country of the right to hold the largest sports competitions, to claim the right to do them as well as to deprive Russian athletes of the opportunity to participate in World Championships, Olympic and Paralympic Games under the national flag.
Key words: anti-doping policy, sport(s), international sports organizations, sports competitions.
Требования о соблюдении антидопинговых правил в спорте с каждым годом становятся жестче. Мировое спортивное сообщество настаивает на их неукоснительном соблюдении всеми участниками спортивных соревнований и их вспомогательным персоналом. Главным источником антидопингового законодательства сегодня выступает Всемирный антидопинговый кодекс [1], в приложении 1 к которому закреплен актуальный список запрещенных в спорте субстанций и (или) методов (от 1 января 2020 г.).
Вопрос об установлении антидопинговых правил в спорте был продиктован стремлением мирового спортивного сообщества к сохранению здоровья и жизни спортсменов, участвующих в соревнованиях. Из истории известно, что «изначально медицинские препараты стали активно применяться для стимуляции физических возможностей животных, а именно лошадей, участвовавших в забегах на английских ипподромах. Уже в XIX в. в конном спорте были сосредоточены довольно крупные деньги, оправдывавшие любые средства достиже-
ния победы» [2, с. 33—34]. Позже, «в 1879 г. во Франции был зафиксирован первый в мировой истории спорта случай смерти спортсмена из-за допинга на велосипедных гонках Бордо — Париж: скончался английский велосипедист Лентон от передозировки триметила» [3, с. 81]. С тех пор история допинга в спорте стала развиваться стремительными темпами, вместе с тем возникла масса противоречий и споров.
Для России рассматриваемая тема является особенно актуальной в свете последних событий, связанных с очередной попыткой Всемирного антидопингового агентства (WADA) лишить нашу страну права на проведение Чемпионата мира по хоккею 2023 г. в Санкт-Петербурге. Все началось с того, что 9 декабря 2019 г. исполком WADA единогласно проголосовал за лишение Российского антидопингового агентства статуса соответствия Всемирному антидопинговому кодексу, а также за введение санкций в отношении российского спорта в связи с манипуляциями с базой данных Московской лаборатории Российского антидопингового агентства, которая содержит результаты проверки спортсменов с 2012 по 2015 г. В итоге Россия рискует на четыре года потерять право проводить крупнейшие спортивные соревнования и претендовать на них, а спортсмены — возможность выступать на чемпионатах мира, Олимпийских и Па-ралимпийских играх под национальным флагом. Российское антидопинговое агентство не согласилось с санкциями, поэтому 9 января 2020 г. WADA отправило в Спортивный арбитражный суд уведомление о споре с Российским антидопинговым агентством. Об участии в процессе в качестве третьей стороны объявили многие международные спортивные организации, в числе которых Международная федерация хоккея на льду, поскольку решение Всемирного антидопингового агентства затрагивает их интересы [4].
Многократные попытки WADA отстранить Россию от участия в международных соревнованиях большинство авторов связывают с политической борьбой [5; 6; 7]: современные международные спортивные состязания — это площадка, где соревнуются не только спортсмены, но и государства — не случайно подсчеты призовых мест ведутся как в личном и командном (между спортсменами), так и в неофициальном (между государствами) зачете. Последний не признается Международным олимпийским комитетом, поскольку противоречит положениям Олимпийской хартии, согласно которой «Олимпийские игры — это соревнования не стран, а спортсменов в индивидуальных или командных видах спорта». Тем не менее он есть и имеет значительный имиджевый вес
в международном сообществе. Существует не так много сфер, где государства могут демонстрировать друг перед другом свои мощь и достижения. В их числе обычно называют космическую, военную, научную и спортивную отрасли. Возможность государства выставить для участия в международных соревнованиях спортсменов, способных показать высокие результаты, занять призовые места, говорит о достаточной степени развития его экономики, о том, что оно может выделять деньги на содержание и обслуживание спортивных площадок, обеспечение спортсменов и вспомогательного персонала и т. д.
Россия — государство, занимающее одну из лидирующих позиций в сфере спорта по многим направлениям, поэтому ее устранение со спортивной арены — это мощный политический удар, угрожающий потерей репутации в глазах мирового сообщества. В качестве средства такого устранения конкурентами были выбраны антидопинговые «разоблачения». Безусловно, российские спортсмены, как и спортсмены из других стран, иногда нарушают антидопинговые правила, однако в случае с последними речь, как правило, не идет о серьезных разбирательствах, влекущих за собой отстранение государств от участия в чемпионатах мира, Олимпийских и Паралимпийских играх под национальным флагом, лишение права проводить крупнейшие спортивные соревнования и претендовать на них и т. д. [8]. Но отрицать многочисленные внутригосударственные проблемы в области антидопинговой политики тоже было бы неправильно.
Запрещенный список Всемирного антидопингового кодекса содержит перечень субстанций и методов, которые запрещены как все время, так и только в соревновательный период или в отдельных видах спорта. К первым относят неодоб-ренные субстанции; анаболические агенты; пептидные гормоны, факторы роста, подобные субстанции и миметики; бета-2-агонисты; гормоны и модуляторы метаболизма; диуретики и маскирующие агенты; манипуляции с кровью и ее компонентами; химические и физические манипуляции; генный и клеточный допинг. Ко вторым — стимуляторы, наркотики, каннабиноиды, глюкокортикои-ды. К третьим — бета-блокаторы. Соответственно, если в вопросе применения наркотиков и каннаби-ноидов спортсменами точка зрения ученых и практиков совпадает — эти субстанции опасны для здоровья и несут в себе серьезную угрозу — то о применении спортсменами манипуляций с кровью и ее компонентами (например, той же аутотранс-фузии) единого мнения нет. Переливание спортсмену его собственной крови не может причинить ему никакого вреда, а даже наоборот, искусственно
увеличивает доставку кислорода к мышцам, позволяя спортсменам повысить выносливость. Тем не менее мировое спортивное сообщество, настаивая на запрете любых манипуляций со здоровьем спортсменов, исходит из необходимости обеспечения равных возможностей всем соревнующимся, поэтому применение ими запрещенных субстанций и (или) методов стало глобальной моральной и этической проблемой. За нарушение установленных в спорте запретов по общему правилу виновный может быть подвергнут дисквалификации в профессиональном сообществе на определенный срок, при повторном нарушении — пожизненной дисквалификации [9, с. 135], а также привлечен к другим видам ответственности по национальному законодательству страны своего гражданства. Решение о дисквалификации принимает международная или национальная спортивная федерация по соответствующему виду спорта. Это означает, что дисквалификация действует исключительно в данном виде спорта, и теоретически виновному ничего не мешает перейти в другой вид спорта и продолжить там свою карьеру.
Мировое спортивное сообщество осознанно отказалось навязывать государствам — членам Международного олимпийского комитета решение об обязательном привлечении виновных в нарушении антидопинговых правил в спорте к другим видам ответственности на национальном уровне в силу значительных различий внутригосударственного законодательства стран. Кроме того, дискуссионными стали сразу несколько вопросов, решение которых должны самостоятельно найти законодатели конкретных государств с учетом принятой у них системы права: о круге субъектов, подлежащих ответственности; возможности привлечения к ответственности дважды (в дисциплинарном порядке на уровне спортивных федераций и в уголовном или административном порядке на уровне государства) одного и того же лица за одно и то же деяние. Эти вопросы при видимой простоте являются неоднозначными.
Российским антидопинговым агентством ежегодно берется примерно 10 тыс. проб по программе тестирования спортсменов. По результатам проверок за время действия антидопинговых статей (230.1 и 230.2) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) по решению спортивных федераций по видам спорта были дисквалифицированы 186 российских спортсменов и 16 российских сотрудников вспомогательного персонала (14 тренеров и 2 врача) [10]. Однако по смыслу ст. 230.1 и 230.2 УК РФ кроме тренеров и врачей субъектами данных преступлений выступают и специалисты по спортивной медицине, а также
иные специалисты в области физической культуры и спорта [11, с. 292], но не спортсмены. Получается, что к дисциплинарной ответственности из всех субъектов фактически привлекаются только спортсмены, тренеры и врачи. Тренеры и врачи одновременно являются субъектами уголовно-правового воздействия [12, с. 101]. Внятной расшифровки термина «специалисты по спортивной медицине» вообще пока не существует. Этим во многом объясняется ситуация, при которой из 202 случаев использования запрещенных в спорте субстанций и методов всего 1 случай стал известен правоохранительным органам: было возбуждено всего 1 уголовное дело по факту совершения преступления неустановленным лицом по ст. 230.2 УК РФ, которое через 6 месяцев было прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «за отсутствием в деянии состава преступления».
Вопрос о возможности привлечения к ответственности тренеров и врачей дважды фактически за одно и то же деяние также имеет решение в российской правовой науке и практике. Двойная ответственность означает, что нельзя привлечь лицо несколько раз к одной и той же юридической ответственности за одно и то же деяние. Статьи 230.1 и 230.2 УК РФ и дисциплинарная ответственность по решению спортивных федераций по видам спорта — это два разных вида ответственности, а одно деяние квалифицируется как два разных правонарушения, поэтому такое одновременное привлечение в России вполне возможно.
В завершение необходимо констатировать, что и в уголовном, и в спортивном праве остается нерешенным ряд важных вопросов, связанных с привлечением к ответственности различных субъектов за нарушение антидопинговых правил в спорте. Антидопинговая политика в России не имеет четких очертаний. Вместо того чтобы разобраться в терминологии, определить содержание понятия «специалисты по спортивной медицине», выстроить вертикаль грамотных, образованных специалистов, разбирающихся в тонкостях антидопинговой работы и не допускающих соответствующих нарушений, спортивное руководство нашей страны предпочитает занимать «оборонительную» позицию, пытаясь найти выход из проблем и споров, возникающих у отечественного спорта с международными спортивными организациями. Полагаем, такой путь вряд ли можно признать целесообразным. Поиску ответов на указанные вопросы следует уделить пристальное внимание при разработке российских антидопинговых концепций и программ.
1. Всемирный антидопинговый кодекс // Российское антидопинговое агентство: сайт. URL: https://rusada.ru/documents/prohibited-list (дата обращения: 01.02.2020).
2. Алексеева А. П. Спортивная криминология: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
3. Алексеева А. П. Антидопинговая политика в спорте: опыт Франции и возможности его использования в России // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 4. С. 81—83.
4. Вопрос о проведении ЧМ-2023 по хоккею в Петербурге будет решаться в CAS // Sportmail: сайт. URL: https://sportmail.ru/news/hockeyworld сир/40406504/ (дата обращения: 01.02.2020).
5. Новопашина К. А. Взаимоотношение спорта и политики // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 4 (20). С. 376—379.
6. Погодин С. Н., Пискун О. Е., Саморуков В. И. Спорт и политика в аспекте исторического анализа // Теория и практика физической культуры. 2018. № 4. С. 96—98.
7. Ширинджонова М. И. Проблемы взаимодействия спорта и политики // Известия Института философии, политологии и права им. А. Бахо-ваддинова Академии наук Республики Таджикистан. 2017. № 1. С. 76—79.
8. Касымова Р. М. Большой спорт как инструмент «мягкой силы» во внешней политике государств // Вестник государственного и муниципального управления. 2017. № 3 (26). С. 25—31.
9. Правовое регулирование борьбы с допингом на международном и национальном уровнях / Т. А. Самсоненко [и др.] // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2018. № 4. С. 133—138.
10. Список персонала спортсмена, отбывающего дисквалификацию на данный момент по решению общероссийских федераций и международных федераций по видам спорта // Российское антидопинговое агентство: сайт. URL: https://rusada.ru/upload/iblock/5b3/Персонал (дата обращения: 01.02.2020).
11. Калинина Т. А. Проблема допинга в современном спорте // Теория и практика современной науки. 2017. № 12 (30). С. 292—295.
12. Булаевский Б. А. Презумпция вины как основание принципа строгой ответственности в антидопинговых правилах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 5 (36). С. 99—101.
© Жмурин Д. В., 2020
1. World Anti-Doping Code // Russian AntiDoping Agency. Available from: https://rusada.ru /documents/prohibited-list. Accessed: 1 February 2020.
2. Alexeeva A. P. Sports Criminology. Monograph. Moscow: INFRA-M; 2017.
3. Alexeeva A. P. Anti-Doping Policy in Sports: Experience of France and Possibility of its Usage in Russia. International Journal of Experimental Education. 2011; 4: 81—83.
4. Issue of Holding the World Cup 2023 on Hockey in St. Petersburg will be Solved at CAS. Available from: https://sportmail.ru/news/hockey-worldcup/40406504. Accessed: 1 February 2020.
5. Novopashina K. A. Relationship of Sports and Politics. Alley of Science. 2018; 1; 4 (20): 376—379.
6. Pogodin S. N., Piskun O. E., Samorukov V. I. Sports and Politics in the Aspect of Historical Analysis. Theory and Practice of Physical Culture. 2018; 4: 96—98.
7. Shirindzhonova M. I. Problems of Interaction of Sports and Politics. News of the Institute of Philosophy, Politics and Law of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan named after A. Bakhovaddinov. 2017; 1: 76—79.
8. Kasymova R. M. Top-Class Sports as an Instrument of "Soft Power" in Foreign Policy of States. Vestnik of State and Municipal Government. 2017; 26 (3): 25—31.
9. Samsonenko T. A., Bagdasaryan S. D., Pet-rova S. V. et al. Legal Regulation of Countermea-sure against Doping at International and National Levels. Physical Culture, Sport-Science and Practice. 2018; 4: 133—138.
10. List of Personnel of the Athlete Being Disqualified at the Moment on Decision of the All-Russian Federations and International Federations in Sports. Available from: https://rusada.ru/ up-load/iblock/5b3/Personal. Accessed: 1 February 2020.
11. Kalinina T. A. Problem of Doping in Modern Sports. Theory and Practice of Modern Science. 2017; 30 (12): 292—295.
12. Bulayevsky B. A. Presumption of Guilt as Basis of the Principle of Strict Liability in AntiDoping Rules. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2012; 36 (5): 99—101.
© Zhmurin D. V., 2020
Жмурин Дмитрий Владимирович,
начальник учебного отдела Волгоградской академии МВД России; е-mail: [email protected]
Zhmurin Dmitry Vladimirovich,
head of the educational department of the Volgograd Academy of the Interior Ministry of Russia; е-mail: [email protected]
* * *