июня 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федер. - 2012. - №24. - Ст. 3082.
4. Баглай М.В. Конституционное право Рос. Фед.. - М., 2005. -С.238.
Белоусов И.В., Покаместов А.В.
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В НЕКОТОРЫХ ГОСУДАРСТВАХ МИРА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: уголовное право, организованная преступность, зарубежный опыт.
Аннотация: в статье рассматривается зарубежный опыт уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью.
Keywords: criminal law, organized crime, international experience.
Abstract: This article examines the international experience of the criminal law to combat organized crime.
Российская Федерация - далеко не первая и не единственная страна, столкнувшаяся с проявлениями организованной преступности. Практически все страны мира в той или иной степени поражены этим отрицательным явлением. В этой связи, думается, полезно обратиться к опыту противодействия проявлениям организованной преступности некоторых государств. Особенно это относится к странам, столкнувшимся с такими проявлениями в их массовой форме и имеющим довольно богатый опыт борьбы с ними.
Представляется, что наиболее разработанным законодательством, направленным на противодействие организованной преступности обладают Соединенные Штаты Америки. Законодательство США определяет организованную преступность как «противоправную деятельность членов высокоорганизованной ассоциации, поставляющей незаконные товары и оказывающей незаконные услуги, что включает (но не ограничивается этим) игорный бизнес, проституцию, ростовщичество, продажу наркотиков, рэкет в области трудовых отношений и другие»[1].
На федеральном уровне в США действует Закон о борьбе с организованной преступностью (Закон об организациях, связанных с рэкетом и коррупцией - the Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act - Закон RICO), который содержит перечень
преступных деяний, при совершении которых в составе группы лиц они признаются проявлениями организованной преступности. (Следует отметить, что закон RICO постоянно совершенствуется. Так, в 1978 г. в него внесена поправка, включающая как предикатное преступление не фабричное производство сигарет; в 1984 г. внесена поправка, включающая как предикатные такие преступления, как торговля материалами развращающего характера, нарушения, связанные с валютными средствами, и некоторые виды угона автотранспорта; в 1986 г. внесены положения относительно запугивания и мести свидетелям, жертвам или информаторам, а также отмывания денег и конфискации эквивалентного капитала, в 1988 г. внесены положения о пожизненном заключении в тех случаях, когда предикатное преступление предусматривает пожизненное заключение, а также внесены такие новые предикатные преступления, как заказное убийство, сексуальная эксплуатация детей, некоторые преступления, связанные с наркотиками).
Лица, совершившие такие деяния, подлежат уголовной ответственности на основании федерального законодательства США, а не уголовного законодательства того штата, где совершены данные деяния.
Как отмечает Mike Cormaney в своей работе «Закон РИКО в России: эффективная борьба с организованной преступностью или еще одно пустое обещание?» принятие данного правового акта было вызвано тем обстоятельством, что в 60-е гг. ХХ в. в США произошел резкий рост организованной преступности и Конгресс США был вынужден законодательно отграничить организованную преступность от обычной [2]. Интересно отметить, что возникновение и развитие организованной преступности в США в том виде, в котором она существует в настоящее время, происходило в условиях, чрезвычайно схожих с условиями, сложившимися в России на рубеже 80-90-х гг. К таким условиям следует отнести глубокий экономический кризис (Великая Депрессия) и введение «сухого закона». В условиях России на эти условия наложились всеобщий дефицит товаров народного потребления и проведение приватизации.
Следует отметить, что в США действует ряд нормативных актов федерального уровня, которые применяются для борьбы с организованной преступностью. К ним можно отнести, например, Закон о веществах, оборот которых ограничен (Controlled Substances Act), Закон Хоббса (Hobbs Act), отдельные нормы Кодекса внутренних доходов (Internal Revenue Code), однако, основное правовое средство борьбы с организованной преступностью - закон RICO.
Целью закона РИКО является «искоренение организованной преступности в Соединенных Штатах Америки посредством усиления требований закона при сборе доказательств, криминализации новых деяний, ужесточения назначаемых наказаний и применения прочих юридических средств к нелегальной деятельности, связанной с организованной преступностью». Признавая, что «преступления в рамках организованной преступности совершают физические лица, но ее саму делают организации», закон РИКО концентрирует свое внимание на группах в целом и, основываясь на концепции «преступного предприятия», отграничивает преступление, совершаемое постоянно действующей специализированной организацией от обычного преступного сговора. «Наряду с привлечением к ответственности физических лиц основная цель закона РИКО -уничтожение криминальной организации как таковой».
Закон РИКО содержит ряд необходимых дефиниций. К ним можно отнести следующие определения:
1. «Рэкетирская деятельность» - федеральные и на уровне штатов преступления, совершение которых влечет за собой применение закона РИКО. К ним относятся различные противоправные деяния, которые, по мнению американского законодателя, являются свидетельствами деятельности организованной преступности. Закон РИКО не вводит новых составов, он лишь ужесточает наказание для лиц, совершивших определенные преступления наряду с участием в делах криминальной организации. Это обеспечивает более суровое наказание членов организованных преступных групп.
2. «Предприятие» - любое легальное объединение, любой союз или группа лиц, связанных фактически, хотя и без юридических на то оснований. Предприятие может быть и предусмотренным в законе объединением, таким как корпорация, и нелегальным союзом, таким как фактическая ассоциация людей, объединившихся исключительно ради преступных целей.
3. «Состав рэкетирской деятельности» - по крайней мере два эпизода рэкетирской деятельности, один из которых произошел после вступления в силу закона РИКО, а последний - в течение 10 лет с момента совершения предыдущего акта рэкетирской деятельности.
Закон РИКО содержит четыре основных положения, отражающих его суть. Он признает противозаконным вложение прибыли от систематической организованной преступной деятельности или от взыскания незаконного долга в предприятие, чья деятельность затрагивает торговлю между штатами; получение и сохранение за собой доли в предприятии, чья деятельность затрагивает торговлю между
штатами посредством систематической организованной преступной деятельности или взыскания незаконного долга, ведение дел предприятия, чья деятельность затрагивает торговлю между штатами посредством систематической организованной преступной деятельности или посредством взыскания незаконного долга и, наконец, признает незаконным вступление в сговор с целью совершить вышеуказанные деяния.
Одной из причин, по которым закон РИКО оказался весьма успешным в борьбе с организованной преступностью, является разработка новой концепции федеральных норм, касающихся сговора. Сговор всегда являлся важным элементом уголовного преследования лидеров организованной преступности потому, что, хотя они и руководят криминальной организацией, сами редко нарушают закон. Закон РИКО смоделировал нормы о сговоре таким образом, чтобы «привлечь к ответственности тех, кто обладает истинной властью и фактически осуществляет руководство». Двумя традиционными составляющими сговора являются договоренность между двумя или более лицами и общая преступная цель или задача. Каждый участник сговора несет ответственность за деяния соучастников в течение «времени, когда эти преступления были совершены, соучастники были задействованы в преступном сговоре и основные криминальные действия... были осуществлены во исполнение целей сговора».
Закон РИКО вводит понятие организационного сговора. Данное понятие определяет договор об участии в делах криминального предприятия путем совершения двух и более актов рэкетирской деятельности для достижения целей этого предприятия. При этом совершенно не важно, знал ли обвиняемый о преступной деятельности других членов и во сколько разновидностей преступной деятельности было вовлечено предприятие. Требуется лишь доказать, что лицо связано с криминальным предприятием совершением 2 актов рэкетирской деятельности. В соответствии с данной концепцией ответственность за преступления организации несут все ее члены. Она также дает возможность объединить дела всех членов организации в единое производство.
Любое лицо или группа, уличенная в указанном поведении, предполагается вовлеченной в организованную преступность. Следовательно, для привлечения к ответственности по закону РИКО основанием является поведение, а не разновидность группировки или национальность ее участников.
В Управлении по уголовным делам Министерства юстиции США было создано специальное подразделение - Отдел по борьбе с
организованной преступностью и рэкетом (OCRS), чьей задачей является контролирование применения закона РИКО. Отдел призван тщательно отслеживать те дела, где предполагается применение закона РИКО и такое дело не может быть возбуждено без санкции Отдела.
Кроме того, закон РИКО гласит, что «любое лицо, чьему бизнесу или собственности причинен ущерб ... вправе ... предъявить иск... который может предусматривать возмещение причиненных убытков, покрытие судебных расходов, в том числе и разумную плату адвокату». Это положение позволяет частным лицам, непосредственно пострадавшим от организованной преступности, самим отстоять свои интересы в суде.
Помимо этого закон РИКО отличается суровостью наказаний, применяемых к его нарушителям. Уголовные наказания разнятся от штрафа, назначаемого в зависимости от размера причиненного вреда, до 20 лет лишения свободы. Наказание для нарушителя закона РИКО намного жестче, чем наказание за совершение одного из «сигнальных» преступлений. Это сделано для того, чтобы лицо было наказано за способ совершения преступления, т. е. участие в организованной преступной группе наказывается так же, как и совершение преступления самого по себе. Неизбежность сурового наказания зачастую является причиной сделок о признании вины и осведомительских свидетельских показаний в помощь следователям.
Следующей важной особенностью закона РИКО является возможность применения такого наказания, как конфискация имущества. Для применения конфискации необходимо наличие любой прибыли, полученной или удержанной лицом в нарушение положений закона РИКО. Конфискации подлежат и материальная, и нематериальная частная собственность, включая права, привилегии, имущественные права, право требования и залоги, а также доходы, полученные в результате рэкетирской деятельности. Если ни одна из перечисленных разновидностей собственности недоступна, суд может обратить взыскание на другое имущество ответчика для удовлетворения его обязательств.
Собственность, изъятая в результате конфискации, размещается в возобновляемом фонде и используется только для обеспечения правоприменительной деятельности и для выплаты компенсации жертвам.
Еще одним федеральным законодательным актом США, направленным на борьбу с организованными формами преступной деятельности, является закон ССЕ, или закон о постоянно действующем преступном предприятии. Его положения применяются к лицам, занимающимся торговлей наркотическими средствами, причем не к
рядовым участникам группы, а только к руководителям или организаторам группы, совершившей не менее трех преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. При вынесении обвинительного приговора таким лицам может быть назначено минимальное обязательное наказание в виде двадцати лет тюремного заключения либо максимальное наказание - пожизненное заключение со штрафом в размере двух миллионов долларов и конфискацией имущества.
Специальное законодательство, направленное на противодействие организованной преступности, существует и в Италии. Так, например, по законодательству Италии в основе привлечения к уголовной ответственности за участие в мафиозном сообществе лежит презумпция, что члены преступных организаций совершают преступления.
В Особенной (специальной) части Уголовного кодекса Италии содержится две основные статьи, посвященные организованной преступности. Они входят в состав главы V «Преступления против общего порядка». Ст. 416 имеет своим предметом преступные сообщества и ст. 416.2 - мафию.
Статья 416 гласит, что «В случае объединения трех или более человек с целью совершения преступлений, любой, виновный в образовании, основании или организации преступного объединения, подлежит наказанию, только за совершение этих действий, в виде ареста на срок от 3 до 7 лет.
Членство в преступном объединении подлежит наказанию в виде ареста на срок от 1 до 5 лет.
Руководители (преступного объединения) подлежат тому же наказанию, что и организаторы.
Ношение членами преступных объединений оружия в сельской местности или на общественных дорогах подлежит наказанию в виде тюремного заключения (в одиночной камере) на срок от 5 до 15 лет.
Наказание подлежит увеличению в случае, если в состав объединения входят десять или больше членов».
Статья 416.2 устанавливает, что «1. Любой, кто станет участником мафиозного объединения, состоящего из 3 или более человек, подлежит наказанию в виде тюремного заключения (в одиночной камере) на срок от 3 до 6 лет.
2. Любой, кто способствует, осуществляет управление или организует мафиозное объединение, подлежит наказанию, только за совершение указанных действий, в виде тюремного заключения на срок от 4 до 9 лет.
3. Объединение считается мафиозным, когда его участники используют угрозы и подчинение, проистекающие из ассоциативных связей, для совершения правонарушений; приобретают, прямо или косвенно, через управление или контроль экономической деятельности концессии, уполномочивания, государственные контракты и (подряд) на оказание общественных услуг; а также получают прибыль, незаконные доходы для себя или третьих лиц; а также создают препятствия на пути свободного осуществления выбора при голосовании или сборе голосов в их пользу или в пользу третьих лиц.
4. Если мафиозное объединение становится вооруженным, то (его участники) подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок от 4 до 10 лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, и на срок от 5 до 15 лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи.
5. Преступное сообщество считается вооруженным, если его члены используют, носят или хранят оружие или взрывчатые вещества для достижения целей мафиозного объединения.
Однако наличие специального законодательства, направленного на противодействие организованной преступности, не характерно для большинства современных зарубежных государств. Их подавляющее большинство, как и законодательство России, основным уголовно-правовым инструментом в борьбе с этим явлением считает положения института соучастия в преступлении. Эти государства (например, Франция, Австрия, Германия) применяют к преступной деятельности организованных групп уголовное законодательство, базирующееся на принципе общего преступного сговора. Хотя, что вполне естественно, существуют и некоторые особенности. Так, в Португалии организованную преступность классифицируют по видам преступлений. Такими видами, в частности, являются наркобизнес, изготовление и сбыт фальшивых банкнот, подделка документов, нелегальная торговля оружием, незаконные операции с недвижимостью, квартирные кражи, укрывательство краденого, вооруженные ограбления, угон и незаконная продажа автомобилей, запугивание предпринимателей и терроризм.
Швейцарский уголовный кодекс 1994 г. содержит статью 260.3 следующего содержания: «Лицо, принимающее участие в организации, которая сохраняет свою структуру и действует тайно, а также лица, принимающие участие в совершении умышленных насильственных действий, или в извлечении прибыли незаконным путем, или поддерживающие организацию такого рода в ее преступной деятельности, подлежат наказанию в виде тюремного заключения на срок до 8 лет.
Проблема борьбы с организованной преступностью остро стоит и перед бывшими республиками СССР, что обусловливает совершенствование законодательства, направленного на борьбу с организованной преступностью. Так, например, в Республике Казахстан криминализирован ряд деяний, относящихся к организованной преступности. В частности, введена в действие норма, устанавливающая ответственность за организацию, руководство и участие в организованной преступной группе и преступном сообществе. Это преступление отнесено к числу тяжких. Общая часть УК Казахстана, как и УК России, содержит норму, называющую в качестве форм соучастия совершение преступления организованной преступной группой и преступным сообществом. Формами соучастия в преступлении признаются: простое соучастие; сложное соучастие; организованная группа; преступное сообщество. Организованной группой признается предварительное объединение двух или более лиц в группу для совместной преступной деятельности. Преступным сообществом признается предварительное объединение двух или более организованных групп для занятия преступной деятельностью.
Кроме того, УК Республики Казахстан содержит норму, устанавливающую возможность освобождения от уголовной ответственности или смягчения наказания в связи с добровольным содействием в расследовании преступления, в соответствии с которой лицо, совершившее не тяжкое преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет оказывать содействие в предотвращении, раскрытии и расследовании преступлений, совершенных организованной преступной группой или преступным сообществом. Лицу, совершившему тяжкое преступление, на тех же условиях может быть смягчено наказание.
Таким образом, можно отметить, что в некоторых странах имеется специально разработанное законодательство о борьбе с организованной преступной деятельностью. Особенно в этом преуспели США и Италия. В других - используются положения общего уголовного законодательства о сговоре и соучастии. Нетрудно заметить, что последний способ характерен для тех государств, проявления организованной преступности в которых не носят и никогда не носили массового характера. В тех же странах, где организованная преступность составляет (или на определенном этапе составляла угрозу национальной безопасности), разработано и действует специальное законодательство, позволяющее активно противостоять проявлениям организованной преступной деятельности.
Список литературы
1. Организованная преступность - 2 / Под ред. А.И. Долговой, С.В. Дьякова. - М., 1993.
2. Mike Cormaney. Закон РИКО в России: эффективная борьба с организованной преступностью или еще одно пустое обещание? / Режим доступа http://crime.vl.ru/docs/stats/stat_145.htm.
Буданов C.Ä.
ПОДЖОГ КАК СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ ИЛИ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: преступление, поджог, уничтожение чужого имущества, общеопасный способ.
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-правовые подходы к поджогу, как способу уничтожения или повреждения чужого имущества.
Keywords: crime, arson, destruction of people's property, dangerous way.
Abstract: The article examines theoretical and legal approaches to arson as a method of destruction or damage of another's property.
Проблема способа совершения преступления является одной из наиболее актуальных и в то же время недостаточно разработанных в науке уголовного права.
Способ совершения преступления является признаком, характеризующим общественную опасность деяния. Степень общественной опасности различных способов посягательств на одну и ту же группу общественных отношении может весьма существенно отличаться.
В связи с этим способ совершения преступления используется законодателем как обязательный признак, позволяющий отграничить преступное и непреступное деяние. Кроме того, именно по способу закон нередко разграничивает преступления друг от друга (например, разбой от грабежа, совершенного с применением насилия). Помимо этого, связывая с определенным способом повышенную общественную опасность, законодатель использует его как квалифицирующий признак состава преступления. В случае, когда способ совершения преступления не указан в законе в качестве