132
2013. Вып. 4
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
УДК 343.121.5 А.В. Кайшев
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ В ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Комментируется уголовное законодательство России, предусматривающее ответственность за преступления экстремистской направленности и практика его применения.
Ключевые слова: экстремизм, преступления экстремистской направленности, последствия преступлений, экстремистская деятельность, экстремистское сообщество.
Экстремизм за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем, как в России, так и за рубежом. Его проявления разнообразны - от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования незаконных вооруженных формирований и совершения террористических актов.
Экстремизм в поведении человека и социальных групп - явление, свойственное каждой исторической эпохе, неподдающееся, вероятно, полному искоренению. Как общественно-политическое явление экстремизм возник в результате действий определенных политических сил, общественных групп, направленных на распространение - через насилие - собственных взглядов на политическое и социально-экономическое устройство, межгосударственные отношения. Во время построения развитого социализма проблема экстремизма не возникала, поскольку против вольнодумцев и инакомыслящих государство применяло самые жесткие меры - вплоть до расстрела.
В настоящее время экстремизм актуализировался благодаря переменам в политической, экономической, социальной жизни общества, этому отчасти способствовали недостатки и пробелы в законодательстве. Стали исповедоваться политическая, экономическая, религиозная, расовая, национальная нетерпимость. Радикально настроенные силы все чаще прибегают к крайне агрессивным формам самовыражения (террористическим актам, массовым беспорядкам и т. д.). Экстремизм реально угрожает не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни граждан России, государственности, а следовательно, и целостности многонациональной страны.
Причиной распространения экстремистских движений можно назвать смену политического и экономического строя, которая вызвала нестабильность складывавшихся веками общественных отношений. Спад экономики, снижение производства привели к сокращению рабочих мест, что породило многонациональную армию безработных, лишенных элементарных условий физического выживания. Этим воспользовались в своих целях преступные и экстремистские группировки.
Разрушение единого конституционно-правового пространства стало отправным моментом, поводом для создания националистических, фашистских, религиозных и тому подобных образований и структур, якобы вставших на защиту интересов населения, но по сути преследовавших свои, чаще всего меркантильные, интересы.
Органы государственной власти и управления на первых этапах демократизации общества не придавали большого значения всевозможным партийным группам. Кроме того, их развитие поощрялось и преподносилось народу как достижение демократического общества. Партии, движения крайнего толка не воспринимались серьезно и потому, что в обществе периода социализма и начала построения демократического государства еще не выработался защитный рефлекс понимания опасности, зарождающейся в этих движениях, в их лозунгах. В определенной мере это было многим на руку, да и для государства они не были тем раздражителем, который подтолкнул бы к адекватным действиям.
Политические противники и радикально настроенные партии воспользовались нестабильностью общества, несовершенством и декларативностью законов, иными негативными процессами периода демократизации общества в своих целях. Некомпетентность, бюрократизм и коррумпированность чиновничества способствовали формированию среды, позволяющей развиваться всевозможным проявлениям социально-экономической, политической напряженности и экстремизма.
Ослабление власти на региональном уровне, свертывание идеологической, просветительской и воспитательной работы со стороны государственных и общественных структур также создали благоприятные предпосылки для развития крайне радикальных течений на территории России.
ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Уголовно-правовое значение последствий.
133
2013. Вып. 4
Теперь обратимся к официальным источникам. В соответствии с п. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ под преступлениями экстремистской направленности понимаются деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части и п. «е» ч. 1 ст. 63 настоящего Кодекса. В указании Генпрокуратуры России представлен следующий перечень преступлений экстремистской направленности (№ 20).
1. Преступления, относящиеся к перечню без дополнительных условий:
п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «б» ч. 2 ст. 115, п. «б» ч. 2 ст. 116, п. «з» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, п. «б» ч. 1 ст. 213, 280, 282, 282.1, 282.2, 357 УК РФ.
1.1. Преступления, отнесение которых к перечню зависит от даты возбуждения уголовного дела: п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ.
2. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке отметки о совершении преступления по мотивам ненависти либо вражды идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной, в отношении какой-либо социальной группы:
чч. 3 и 4 ст. 111, ст. 136, 148, 149, 212, ч. 2 ст. 213, ч. 2 ст. 214, ст. 239, 243, 244, 335, 336.
2.1. Преступления, относящиеся к перечню при наличии в статистической карточке дополнительной отметки о совершении преступления по мотивам ненависти либо вражды идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной, в отношении какой-либо социальной группы и зависит от даты возбуждения уголовного дела: п. «л» ч. 2 ст. 105, ст. 141, ст. 142, ст. 142.1, ч. 4 ст. 150, ст. 213, ст. 214, ст. 278, ст. 2791.
За последние несколько лет возрос интерес к данной проблематике и в научной среде2, где авторами дается уголовно-правовая, а также уголовно-процессуальная оценка различных проявлений экстремизма, обращается внимание на соотношение понятий «экстремизм», «экстремистская деятельность», предлагается собственная классификация преступлений экстремистской направленности, и определяются особенности их квалификации и расследования.
Вместе с тем хотелось бы остановиться и на вопросе наличия (но, чаще всего, отсутствия) последствий как конструктивного признака в преступлениях экстремистской направленности.
Исходя из п. 2 примечания к ст. 282.1 УК РФ, законодатель указал только на специфический мотив совершения общественно опасного деяния, наличие которого позволяет говорить о преступлениях экстремистской направленности.
Что же касается вышеуказанного перечня, то в основном речь идет о смерти либо о причинении вреда здоровью различной степени тяжести, например, при совершении убийства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
По нашему мнению, законодателю следовало бы расширить перечень признаков преступлений экстремистской направленности, включив в некоторые из них указания на последствия и сконструировав тем самым данные преступления как материальные.
В соответствии с положениями ст. 9 - 11 Федерального закона от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» осуществление, например, общественным или религиозным объединением либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности может повлечь за собой помимо причинения вреда здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности и т.д. еще и нарушение прав и
1 Указание Генпрокуратуры России № 52-11, МВД России № 2 от 15.02.2012 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС «Гарант».
2 См., напр.: Гриненко А.В. Понятие и классификация преступлений экстремистской направленности // Российская юстиция. 2012. № 3. С. 32-34.; Погодин И.В. Преступления экстремистской направленности: методика доказывания. М.: Юрлитинформ, 2012. 450 с.; Букалерова Л.А., Минязева Т.Ф. Преступления экстремистской направленности: поиск новых методик доказывания // Уголовное судопроизводство. 2012. №1. С. 30-32; Яни П.С. Квалификация преступлений экстремистской направленности // Российская юстиция. 2011. № 10. С. 11-16; Агапов П.В. Преступления экстремистской направленности: вопросы толкования и практики // Законность. 2011. № 10. С. 13-15; и др.
134 А.В. Кайшев
2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
свобод человека и гражданина3. Именно указание на существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, на наш взгляд, должно быть отражено в УК в качестве конструктивных признаков составов таких преступлений, как нарушение права на свободу совести и вероисповеданий - ст. 148 УК РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности - ст. 280 УК РФ, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства - ст. 282 УК РФ, так как признаков «публичности» (ст. 280 УК РФ) и специфической «направленности» деяний и цели (ст. 282, 148 УК РФ), думается, недостаточно для привлечения именно к уголовной ответственности за их совершение.
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 28 июня 2011 г. № 11 разъяснил, что под публичными призывами (ст. 280 УК РФ) следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.
Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.) 4
Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 282 УК РФ только в том случае, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации (например, выступления на собраниях, митингах, распространение листовок, плакатов, размещение соответствующей информации в журналах, брошюрах, книгах, в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, и иные подобные действия, в том числе рассчитанные на последующее ознакомление с информацией других лиц).5
На наш взгляд, просто публичные призывы (ст. 280) и иные «публичные» действия (ст. 282, 148) должны влечь за собой административную ответственность, как, например, в ст. 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка. Ведь при «обращении к группе людей в общественных местах» они могут даже не услышать или не расслышать того, кто обратился, к «блогеру» на страничку может не зайти ни один «посетитель», да и с содержанием «веерной рассылки электронных сообщений» может не ознакомиться ни один человек, пусть даже эти действия были рассчитаны на последующее ознакомление с информацией других лиц.
При подобном развитии событий возможны случаи необоснованного привлечения к уголовной ответственности, так как на сегодняшний день преступление, предусмотренное ст. 280 УК РФ, считается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.
Однако если в результате публичных призывов и т.п. действительно произошло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, можно говорить не просто об опасности, а об общественной опасности подобных деяний, причинивших вред правам и свободам человека и гражданина и безопасности государства.
Поступила в редакцию 02.09.13
3 Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «Гарант».
4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // СПС «Гарант».
5 Там же.
Уголовно-правовое значение последствий... 135
ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 4
A. V. Kayshev
The consequences of the crimes of extremist activity
We comment on the Russian criminal legislation providing for liability for crimes of an extremist nature and on its application.
Keywords: extremism and extremist crimes, the consequences of the crimes of extremist activity, extremist community.
Кайшев Александр Владимирович, Kayshev А.^,
кандидат юридических наук, доцент candidate of law, associate professor
]
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]