4.3. Уголовно-правовое воздействие по предупреждению нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)
©Маликов Борис Зуфарович ba ©Шериев Альберд Малилевич 2,b
1 Уфимский юридический институт МВД России, г. Уфа, Российская Федерация
2 Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия a [email protected]
Аннотация
Материал статьи отражает некоторые проблемные вопросы уголовно-правового воздействия по предупреждению нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Акцент делается на актуальности проблемы, так как взаимодействие граждан с транспортом возрастает в социальном пространстве, а уровень культуры поведения последних отстает от требований безопасности. Явные (грубые) нарушения указанных правил пешеходами, пассажирами и иными лицами, приводят к тяжким последствиям: причинению смерти и вреда здоровью. Статистика по транспортным преступлениям, правоприменение по транспортным правонарушениям, предупредительная деятельность, включая меры уголовно-правового воздействия, в отношении указанных субъектов, требуют оптимизации приведения их в единую систему: а) обеспечения безопасности дорожного движения; б) стимулирования должного поведения пешеходов, пассажиров и иных лиц в сферах и ситуациях взаимодействия с транспортом на дорогах; в) всего механизма ответственности за транспортные и дорожные правонарушения. В интересах совершенствования процедур квалификации деяний, попадающих под действие ст. 268 УК РФ, есть необходимость внести определенные уточнения в указанную статью УК РФ и другие нормативно-правовые акты.
Ключевые слова: безопасность в работе транспорта, пешеход, пассажир и иные лица, субъект преступления состава деяния (ст. 268 УК РФ), источник повышенной опасности, пределы ответственности, составы и санкции ст. 268 УК РФ.
Для цитирования: Маликов Б.З., Шериев А.М. Уголовно-правовое воздействие по предупреждению нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)// Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 294-299.
Criminal law impact on the prevention of violations of the rules ensuring the safe operation of transport (article 268 of the Criminal Code of the Russian Federation)
©Malikov Boris Zufarovich 1,a ©Sheriev Alberd Malilevich 2,b
1 Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Ufa, Russian Federation
2 North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia a [email protected] b [email protected]
Abstract
The material in the article reflects some problematic issues of the criminal law impact on the prevention of violations of the rules that ensure the safe operation of transport (Article 268 of the Criminal Code of the Russian Federation). The emphasis is on the relevance of the problem, since the interaction of citizens with transport is increasing in the social space, and the level of culture of the behavior of the latter lags behind safety requirements. Explicit (gross) violations of these rules by pedestrians, passengers and other persons, lead to grave consequences: causing death and harm to health.
Statistics on transport crimes, law enforcement on transport offenses, preventive activities, including measures of criminal law, in relation to these entities, require optimization to bring them into a single system: a) ensure road safety; b) stimulating the proper behavior of pedestrians, passengers and other persons in the areas and situations of interaction with transport on the roads; c) the whole liability mechanism for transport and road offenses. In the interest of improving the procedures for qualifying acts that fall under Art. 268 of the Criminal Code of the Russian Federation, there is a need to make certain clarifications in the specified article of the Criminal Code of the Russian Federation and other regulatory legal acts.
294 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
Keywords: safety in the work of transport, pedestrian, pass fat and other persons, the subject of the crime of an act (art. 268 of the Criminal Code of the Russian Federation), source of increased danger, limits of liability, compositions and sanctions of art. 268 of the Criminal Code.
For citation: Malikov B.Z., Sheriev A.M. Criminal law impact on the prevention of violations of the rules ensuring the safe operation of transport (article 268 of the Criminal Code of the Russian Federation)// Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 294-299. (in Russ.).
Введение
Обеспечение общественной безопасности в сфере многоцелевого использования транспорта, совершенствования транспортной инфраструктуры, как зон повышенного риска дорожно-транспортных происшествий и опасностей, провоцируемых неправомерным поведением в них физических лиц, является одним из значимых направлений внутренней политики Российской Федерации. Данная проблема приобрела особую актуальность в силу глобализации в жизнедеятельности человека использования транспорта, которое стало в социальном пространстве всеобъемлющим, масштабным техническим и потребительским фактором. В настоящее время возросла интенсивность использования транспорта, усложнились его технические возможности, энергомощность и скоростные характеристики. В условиях современного социального, экономического, производственно-промышленного динамизма также значительно изменилась в количественном и качественном отношениях вовлеченность граждан в дорожно-транспортные правоотношения.
Основные положения
Применение транспорта и взаимодействие с ним в широком значении этого технико-социального и правового явления представляет собой строго регламентированный техническими и правовыми нормами процесс использования механических объектов (средств) - источников повышенной опасности (энергетической, термической, механической, химической, биологической, атомной и др.). В более узком значении применение транспортных средств представляет собой систему мер политико-правового и организационно-технического характера государства, направленных на обеспечение общественной безопасности в сфере дорожного движения.
Взаимодействие с транспортом физических лиц в качестве пешеходов, пассажиров и других участников дорожного движения в различных жизненных и поведенческих ситуациях требует от них наличия предсказуемого и заданного нормами права поведения в зонах транспортной опасности в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Особенность транспорта - обладание повышенной технико-социальной опасностью в процессе его применения. Технические свойства транспорта таковы, что он объективно является и преобразователем мощности, и механическим средством, позволяющим выполнять определенные технические функции. Как преобразователь мощности, транспортное средство использует мускульную силу человека, животных или энергию двигателя для его движения, перемещения грузов и людей. Механические транспортные средства, обладая высокой энергетической мощностью, позволяют выполнять значительные объемы работ, сберегая силы человека и сокращая время на достижение должного результата, исключают или значительно сокращают участие в таких процессах движе-
ния или перемещения сил человека или животных. Транспортные средства находятся, как правило, под управлением компетентных лиц (водитель, велосипедист, погонщик и др.), которые обязаны соблюдать требования технических норм, предъявляемых к состоянию транспортных средств, а также выполнять правила дорожного движения. Движущееся транспортное средство, - это преобразователь механической энергии (с помощью двигателя) или мускульной силы, представляет собой кинетический объект, обладающий массой, сопряженной со скоростью движения, и способностью энергетически и механически воздействовать на окружающую среду, дороги, прилегающие к дороге территории, людей, находящихся в транспорте, на дороге и придорожных участках. В движении транспортное средство, по законам механики обладает силой инерции, - сохранения скорости объекта, сил массы и энергии. Скорость и масса транспортного средства являются объективным и определяющим внешним проявлением его потенциальной разрушительной и поражающей способности по отношению к любым объектам и людям, способных появиться на пути его следования, а также ближайших прилегающих к дороге участкам территорий (встречные полосы дороги, перекрестки, тротуары, пешеходные переходы и дорожки, остановки, автозаправки, обочины и другие площадки). Тормозные системы не всегда способны погасить экстренно кинетические угрозы поражения транспортного средства и тем более механического. Указанные свойства транспортных средств делают их источником повышенной опасности и потенциальной угрозы для жизни и здоровья людей, их движимого и недвижимого имущества при движении по дорогам и улицам населенных пунктов.
Поэтому дорожно-транспортные происшествия с гибелью людей, причинением им увечья (тяжкого вреда здоровью) с точки зрения уголовно-правовой доктрины и уголовного законодательства России вполне обоснованно признаются первопричиной указанных негативных последствий. Сами же ДТП являются результатом нарушения правил безопасности управления транспортом или взаимодействия с ним во время его движения.
Безопасность дорожного движения обеспечивается предписаниями технических и правовых норм, сущность которых составляет дорожно-транспортные правоотношения. Таким образом, дорожно-транспортные правоотношения представляют собой основу обеспечения общественной безопасности в организации дорожного движения. Нарушения Правил дорожного движения является основанием юридической ответственности, - административной или уголовной.
Для наступления уголовной ответственности требуется кроме нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступление определенных общественно-опасных последствий.
Юридический же состав в форме умышленного нарушения правил эксплуатации и безопасности движения транспортных средств, следствием чего насту-
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 295
ISSN 2310-7049 (online)
пает неосторожное причинение смерти человеку или тяжкого вреда здоровью является объективно-субъективной составляющей объективной стороны составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 264, 263 и 268 УК РФ. В этих составах преступлений объектом уголовно-правовой защиты выступают интересы общественной безопасности в сфере эксплуатации и движения механических транспортных средств. Основным же непосредственным объектом преступлений в составах ст.ст. 264 и 268 УК РФ является - интересы безопасности движения транспортных средств, жизнь или здоровье человека. Уголовное законодательство России деяния подобного рода признает преступными при наличии тяжких последствий - причинения тяжкого вреда здоровью человеку или его гибели. В таких транспортных преступлениях нет прямого посягательства на жизнь или здоровье человека, но есть осознанное пренебрежение к установленным правилам безопасности, что в сопряжении с различными обстоятельствами проявления источника повышенной опасности приводит к трагическим последствиям.
Зарубежное уголовное законодательство несколько иначе выстраивает ответственность при причинении смерти или вреда здоровью человеку, а также имуществу иных лиц в результате дорожно-транспортных происшествий.
Уголовный кодекс Украины (2001) не предусматривает уголовную ответственность пешеходов, пассажиров, возлагая ее на лицо, управляющее транспортным средством. Объективная сторона дорожно-транспортного преступления заключается в нарушении Правил ДД лицом, управляющим транспортными средствами, и причинения вреда средней тяжести и тяжкого вреда здоровью человека, а также причинению смерти (ст. 286 УК Украины)1.
В Уголовном кодексе Эстонии в ст. 205 «Иные нарушения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств» законодатель не выделяет ответственность конкретных категорий правонарушителей, - пешеходов, пассажиров и других лиц, но указывает на случаи, не охватываемые объективной стороной составов ст.ст. 83, 84, 204 или 2051 УК2. Полагаем, что это более предпочтительный вариант законодательного выражения данного вида ответственности, чем в ст. 268 УК России, так как в дорожном движении могут иметь место нетипичные случаи ДТП и проявления вины, которые могут быть расценены как посредственное создание опасности для транспорта на дорогах (домашние животные, питомцы, дети, вышедшие из-под контроля ответственных лиц.
С точки зрения своего функционального предназначения транспортные средства призваны быть использованы, то есть применимы с учетом своих производственных и потребительских свойств, как правило, непосредственно в социуме, - в открытой среде, в неограниченном пространстве, в пределах дорог и проезжих территорий, во взаимодействии с неопределенным кругом лиц. Поэтому участие человека в процессе эксплуатации транспорта или взаимодействии его с ним в качестве пешехода или пассажира сопряжено с
1 См.: Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-Ш (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.03.2020 г.) // http://continent-online.com/Document/?doc_id =30418109#pos=2399;-49. Дата обращения: 25.04.2020.
2 См.: Уголовный кодекс Эстонии // https://www.legislationline. org/download/id/6462/file/Estonia_CC_as_of_2002_ru.pdf
наличием угроз для жизни и здоровья в случаях нарушения установленных правил безопасности. Тем самым, интересы общественной безопасности объективно ставятся под угрозу негативного воздействия фактом использования транспортных средств и процессом дорожного движения. Указанные причины угроз общественной безопасности в сфере организации движения транспорта и мер по минимизации трагических результатов дорожно-транспортных происшествий, как проблемы социально обусловленной, имеют в современном мире планетарный характер, так как развитие мировой цивилизации к средине 20 века стало немыслимо без широкого применения механических транспортных средств. Транспортная глобализация привела к формированию проблемы дорожно-транспортных происшествий, гибели людей на дорогах и получения ими увечий. Ежегодно на дорогах в мире погибает 1,3 миллиона человека и бремя от травм при ДТП несут от 20 до 50 миллионов человек3.
Следует отметить, что мировое сообщество в целом и сообщество водителей транспортных средств, их пассажиров, пешеходов, а также других участников дорожного движения, стали объективно связаны всеобщей проблемой обеспечения безопасности дорожного движения в национальных государствах. Во второй половине 20 века рельефно обозначилась тенденция мировой глобализации применения транспортных средств и проблем обеспечения общественной безопасности дорожного движения. Эти обстоятельства заставили Организацию Объединенных Наций в 1968 году обозначить социальную остроту угроз дорожного движения в Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.)4. К требованиям Конвенции присоединились более 80 государств5. В нашей стране она была ратифицирована еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938^Ш с.6 С 1995 г. в России основы политики обеспечения безопасности дорожного движения закреплены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года №. 196-ФЗ7. Действующие Правила дорожного движения в России полностью отражают положения выше обозначенных документов и корректируются по мере дополнений и изменений, вносимых в Конвенцию и Федеральный закон № 196-ФЗ8.
3 См.: Повышение безопасности дорожного движения во всем мире: записка Генерального секретаря ООН 24 августа 2017 г. // http://www.med.cap.ru/UserFNes/iTiain/siteiTiap/doc/fb34d076-099e-4418-b266-0ca5c87632bc/fz_pbdd_vvm.pdf. Дата обращения: 13.04.20.
4 См.: Конвенция о дорожном движении: ООН. Вена, 8 ноября 1968 г.) (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_136493/. Дата обращения: 15.04.2020.
5 См.: Страны, подписавшие Конвенцию о дорожном движении // http://autoclub78.ru/raznoe/4131. Дата обращения: 15.04.2020.
6 См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979 г., вып. XXXIII. С. 385.
7 См.: О безопасности дорожного движения (с изменениями на 30 июля 2019 года) от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической поддержки: http://docs.cntd.ru/document/9014765. Дата обр.: 19.04.2020.
8 См.: Правила дорожного движения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.11.2018 № 1414) // Консультант плюс: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= law&n=341459&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.8667342654840546#0
296 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
Негативны сопряжения фактора повышенной опасности движения транспорта и противоправного поведения человека в последнее десятилетие негативно проявились в состоянии дорожно-транспортной ситуации в России. В настоящее время сохраняется тенденция высокого уровня трагических случаев, связанных с аварийностью во всей транспортной системе. По данным статистики МВД России в стране в 2019 г. в результате 164 358 ДТП, что на 2.2%, чем в 2018 году9 на российских дорогах погибли 16,9 тыс. человек (2018 г. - 18,2 тыс. чел.), из них около 4,9 тыс. пешеходы (2018 г. - 5,3 тыс. пешеходы). Из-за нарушения правил дорожного движения погибли почти 3,3 тыс. пешеходов против 2,5 тыс. в 2018 году. Различные травмы в ДТП в 2019 году получили 210,8 тыс. человек, из них 45,9 тыс. — пешеходы10.
Статистика МВД России пока не дифференцирует среди потерпевших от ДТП пешеходов, пассажиров и других участников дорожного движения, на виновных в ДТП и не виновных лиц. Тогда как УК РФ дифференцирует ответственность лиц по их категории, виновности нарушений Правил ДД, наступивших общественно-опасных последствий.
Безопасная работа транспорта, энергомощность которого и сама механическая его функциональность представляют собой опасность для окружающих, требуют соблюдения специальных правил его эксплуатации и управления им. В современном мире транспорт стал неотъемлемым механическим элементом социального бытия человека, его экономической деятельности и специфическим объективным явлением культуры (наличие технических и правовых правил поведения), фактором технической организации и специальной архитектуры устройства жизни человека на уровне государства, регионов, городов, населенных пунктов.
Эксплуатация и применение механического транспорта, как источника повышенной опасности, обуславливает его взаимодействие с неопределенным кругом физических лиц практически во всех сферах проявлениях человека, что порождает для них риски опасности. Этот процесс взаимодействия способен причинять вред здоровью человека и создавать угрозу его жизни. В числе мер защиты от таких угроз законодатель определил уголовную ответственной за нарушения правил дорожного движения физических лиц, не имеющих отношения к управлению транспортного средства, в ст. 268 УК РФ. В качестве субъекта данного преступления могут быть пешеходы, пассажиры и иные лица, не являющиеся субъектами преступлений ст. 263 и 264, 2641 УК РФ.
Согласно Конвенции ООН о дорожном движении и Федерального закона о безопасности дорожного движения Правила дорожного движения Российской Федерации11 определяют понятие «пешеход». Таковыми
7545428001092354. Дата обращения: 11 марта 2020. Далее: Правила ДД.
9 См.: Госавтоинспекция опубликовала годовую статистику ДТП за 2019 год: GAI.ru: https://1gai.ru/publ/524565-gosavtoinspekcija-opublikovala-godovuju-statistiku-dtp-za-2019-god.html. Дата обращения: 19.04.2020.
10 См.: РБК: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e57fdc19a7947-d9ab7f5adc. Дата обращения: 19.04.2020.
11 См.: О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения: Постановление Правительства РФ от
являются - лица, находящиеся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопе-шеходной дорожке и, не производящие на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства. Для них определены Правилами ДД требования безопасности на дорогах и прилегающих к ним участков.
«Пассажир» - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). Пассажир, вышедший из транспортного средства, становится, как правило, пешеходом. Правила ДД не определяют статус лиц, находящихся в специально оборудованных зонах остановок общественного транспорта для посадки и высадки пассажиров. Нам представляются, что лица, находящиеся в зонах посадки и высадки пассажиров общественного транспорта, могут быть отнесены к категории иных участников дорожного движения. Сами же такие места должны быть признаны зонами повышенной опасности. Для них Правила ДД должны определять специальный регламент поведения и безопасности. Для водителей также должен быть определен специальный регламент парковки транспорта на остановках общественного транспорта, посадки и высадки пассажиров.
К числу иных лиц не могут быть отнесены лица, обязанные соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы или занимаемой должности (ст. 263), за исключением случаев, предусмотренных ст. 271.1 УК РФ (лица, нарушившие требование о наличии разрешения на использование воздушного транспорта), управляющие автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством (ст. 264 УК РФ), в состоянии алкогольного опьянения, будучи привлеченными за подобное поведении к административной ответственности.
Тем самым законодатель дифференцировал уголовную ответственность за нарушения Правил ДД:
- по признакам субъекта преступления: 1) лиц, управляющих транспортными средствами и лиц, обязанных соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы или занимаемой должности; 2) пассажиров, пешеходов и иных лиц;
- по способу совершения преступлении: 1) при наличии противоправности физических лиц в процессе управления транспортом и его эксплуатации; 2) при нарушении и грубом нарушении физическими лицами, правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (создание аварийной ситуации или противоправное вмешательство в процесс движения транспорта и его эксплуатации), лицами, не имеющими отношения к организации управления транспортом (погонщики скота и пастухи, владельцы домашних питомцев), пешеходом, пассажиром.
- по законодательному закреплению ответственности в смежных составах и различию признаков в ква-
23.10.1993 № 1090» (ред. от 21.12.2019) // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_2709/. Дата обращения: 13 марта 2020.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 297
ISSN 2310-7049 (online)
лифицированных составах Уголовного кодекса России: а) 263 и 264, 2641 УК РФ; б) 268 УК РФ.
Проблема уголовно-правовой защиты от неправомерно-преступного поведения пешеходов, пассажиров и другими участником движения решена отчасти в ст. 268 УК РФ. О недостаточной эффективности данного правового и организационного решения свидетельствует то, что отдельные авторы учебной литературы, комментируя состав ст. 268 УК Рф отмечают, что в системе транспортных преступлений он не является достаточно распространенным деянием[5]. Кроме этого Правила
Список литературы:
1. Госавтоинспекция опубликовала годовую статистику ДТП за 2019 год: GAI.ru: https://1gai.ru/publ/ 524565-gosavtoinspekcija-opublikovala-godovuju-statisti-ku-dtp-za-2019-god.html. Дата обращения: 19.04.2020.
2. Конвенция о дорожном движении: ООН. Вена, 8 ноября 1968 г.) (с изменениями и дополнениями) // КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_136493/. Дата обращения: 15.04.2020.
3. О безопасности дорожного движения (с изменениями на 30 июля 2019 года) от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ // Электронный фонд правовой и нормативно-технической поддержки: http://docs.cntd.ru/document/ 9014765. Дата обращения: 19.04.2020.
4. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 21.12.2019) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_2709/. Дата обр.: 13.03. 2020.
5. Пикуров Н.И. Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / под общ. ред. Дуюнова В.К. - 4-е изд., - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 573с.
6. Повышение безопасности дорожного движения во всем мире: записка Генерального секретаря ООН 24 августа 2017 г. // http://www.med.cap.ru/UserFiles/main /sitemap/doc/fb34d076-099e-4418-b266-0ca5c87632bc/ fz_pbdd_vvm.pdf. Дата обращения: 13.04.20.
7. Правила дорожного движения Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 № 221, от 24.11.2018 № 1414) // Консультант плюс: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=law&n=3 41459&Ш=134&dst=100001,0&rnd=0.8667342654840546 #0754542800109235 Дата обращения: 11 марта 2020. Далее: Правила ДД.
8. РБК:https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e57fdc19a794 7d9ab7f5adc. Дата обращения: 19.04.2020.
9. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1979 г., вып. XXXIII. С. 385.
10. Страны, подписавшие Конвенцию о дорожном движении // http://autoclub78.ru/raznoe/4131. Дата обращения: 15.04.2020.
11. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 года № 2341-111 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.03.2020 г.) // http://continent-online.com/Docu-ment/?doc_id=30418109#pos=2399;-49. Дата обращения: 25.04.2020.
12. Уголовный кодекс Эстонии // https://www.legisla-tionline.org/download/id/6462/file/Estonia_CC_as_of_2002 _ru.pdf
транспортной безопасности регулируются ведомственными нормативными актами, в которых ряд категорий и понятий, носят не точный и несколько общий характер, что недопустимо для их использования в процедурах правосудия.
Выводы
Поэтому считаем, что проблема правонарушений в сфере обеспечения безопасности движения транспорта нуждается в комплексном теоретическом исследовании и последующим внесением корректив в законодательные акты России.
References:
1. The state traffic Inspectorate published annual accident statistics for 2019: GAI.ru: https://1gai.ru/publ/ 524565-gosavtoinspekcija-opublikovala-godovuju-statisti-ku-dtp-za-2019-god.html. Date of access: 19.04.2020.
2. Convention on road traffic: UN. Vienna, November 8, 1968) (with changes and additions) / / ConsultantPlus: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13649 3/. Date of access: 15.04.2020.
3. On road traffic safety (as amended on July 30, 2019), dated December 10, 1995, No. 196-FZ / / Electronic Fund for legal and regulatory technical support: http://docs.cntd. ru/document/9014765. Date of access: 19.04.2020.
4. On the Rules of the road (together with the " Basic provisions for the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety»: Resolution of the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 No. 1090 (ed. from 21.12.2019) // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_2709/. Accd March 13, 2020.
5. Pikurov N. I. Criminal law. General and Special parts: textbook / under the General editorship of Duyunova V. K.-4th ed., - M.: RIOR: INFRA-M, 2015. - 573s.
6. Improving road safety worldwide: note by the UN Secretary-General on 24 August 2017 // http://www.med.cap. ru/UserFiles/main/sitemap/doc/fb34d076-099e-4418-b266-0ca5c87632bc/fz_pbdd_vvm.pdf. Accd on: 13.04.20.
7. Traffic Rules of the Russian Federation: Resolution of the Government of the Russian Federation of October 23, 1993 no. 1090 (ed. Resolutions of the Government of the Russian Federation from 22.03.2014 № 221, from 24.11.2018 № 1414) // Consultant plus: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=law&n=3414 59&fld=134&dst=100001.0&rnd=0.8667342654840546#07 54542800109235date of issue: March 11, 2020. Further: DD rules.
8. RBC:https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e57fdc19a794-7d9ab7f5adc. Date of access: 19.04.2020.
9. Collection of existing treaties, agreements and conventions concluded with foreign States. Moscow, 1979, issue XXXIII. P. 385.
10. Countries that have signed the Convention on road traffic // http://autoclub78.ru/raznoe/4131. Date of access: 15.04.2020.
11. Criminal code of Ukraine of April 5, 2001 No. 2341 -III (with amendments and additions as of 17.03.2020) / / http://continent-online.com/Document/?doc_id=30418109 #pos=2399; -49. Date of access: 25.04.2020.
12. Estonian criminal code // https://www.legislationline. org/download/id/6462/file/Estonia_CC_as_of_2002_ru.pdf
298 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
Рецензия
на статью «Уголовно-правовое воздействие по предупреждению нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)» Маликова Бориса Зуфаровича, профессора кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России и старшего преподавателя кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковника полиции Шериева Альберда Малилевича.
Обеспечение общественной безопасности в сфере многоцелевого использования транспорта, совершенствования транспортной инфраструктуры, как зон повышенного риска дорожно-транспортных происшествий и опасностей, провоцируемых неправомерным поведением в них физических лиц, является одним из значимых направлений внутренней политики Российской Федерации. Данная проблема приобрела особую актуальность в силу глобализации в жизнедеятельности человека использования транспорта, которое стало в социальном пространстве всеобъемлющим, масштабным техническим и потребительским фактором. В настоящее время возросла интенсивность использования транспорта, усложнились его технические возможности, энергомощность и скоростные характеристики. В условиях современного социального, экономического, производственно-промышленного динамизма также значительно изменилась в количественном и качественном отношениях вовлеченность граждан в дорожно-транспортные правоотношения.
Материал статьи отражает некоторые проблемные вопросы уголовно-правового воздействия по предупреждению нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Акцент делается на актуальности проблемы, так как взаимодействие граждан с транспортом возрастает в социальном пространстве, а уровень культуры поведения последних отстает от требований безопасности. Явные (грубые) нарушения указанных правил пешеходами, пассажирами и иными лицами, приводят к тяжким последствиям: причинению смерти и вреда здоровью. Статистика по транспортным преступлениям, правоприменение по транспортным правонарушениям, предупредительная деятельность, включая меры уголовно-правового воздействия, в отношении указанных субъектов, требуют оптимизации приведения их в единую систему: а) обеспечения безопасности дорожного движения; б) стимулирования должного поведения пешеходов, пассажиров и иных лиц в сферах и ситуациях взаимодействия с транспортом на дорогах; в) всего механизма ответственности за транспортные и дорожные правонарушения.
Авторы статьи справедливо отмечают, что в интересах совершенствования процедур квалификации деяний, попадающих под действие ст. 268 УК РФ, есть необходимость внести определенные уточнения в указанную статью УК РФ и другие нормативно-правовые акты.
Также соглашаясь с авторами статьи, следует отметить, что проблема правонарушений в сфере обеспечения безопасности движения транспорта нуждается в комплексном теоретическом исследовании и последующим внесением корректив в законодательные акты России.
Статья «Уголовно-правовое воздействие по предупреждению нарушений правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ)» соответствует предъявляемым требованиям и рекомендуется для опубликования.
Начальник кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук, полковник полиции М.М. Ардавов
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 80,54%
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Маликов Борис Зуфарович, д-р юрид. наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт МВД России», г. Уфа, Российская Федерация. Email: [email protected]
Шериев Альберд Малилевич, подполковник полиции, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Malikov Boris Zufarovioh, Dr Sci. (Law), Professor, Department of Criminal Law and Criminology Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education «Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia», Ufa, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Sheriev Alberd Malilevioh, police lieutenant colonel, PhD (Law), senior lecturer of the department of special disciplines of the North Caucasus Institute for Advanced Studies of Employees (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected]
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 299
ISSN 2310-7049 (online)