Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЗЫВ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО МОБИЛИЗАЦИИ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрунин Дмитрий Александрович

В России существует принудительный порядок набора граждан призывного возраста на военную службу, регламентированный нормативно-правовыми актами различной юридической силы. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В связи с этим правовой мерой предупреждения указанных деяний в условиях мирного времени является наличие уголовной ответственности, выраженной в ст. 328 УК РФ. Анализ указанных деяний показывает, что они причиняют существенный вред прежде всего интересам военной безопасности в части нарушения процесса комплектования Вооруженных Сил РФ, а также экономическим интересам общества и государства, исходя из наступления возможных последствий в случае начала войны. В рамках данной работы обосновывается необходимость закрепления в ст. 328 УК РФ дополнительных, квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, с соответствующими мерами уголовно репрессии, в виде уклонения от призыва на военную службу по мобилизации при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, а также за то же деяние, совершенное в военное время. Рассматриваются составы предлагаемых к криминализации деяний, формулируются условия наступления уголовной ответственности.The citizen of the Russian Federation in case contradicts his belief or religion execution of military service, has the right for replacement with its alternative civil service. In this regard, a legal measure of the prevention of the specified acts in the conditions of a peace time is existence of the criminal liability fixed in article 328 of the criminal code of Russian Federation. The analysis of the perfect acts qualified on this norm shows that they do essential harm, first of all, to interests of military safety, regarding violation of process of completing of Armed Forces of the Russian Federation, and also to economic interests of society and state, proceeding from approach of possible consequences in case of the beginning of war. Thus, these acts in the conditions of a peace time need not only criminal legal protection, strengthening of criminal repression for their commission, but also differentiation of criminal liability for evasion from an appeal on military service in the conditions of a wartime. Within the limits of given article necessity of fastening for article 328 of the criminal code of Russian Federation of additional, qualifying and especially qualifying signs, with corresponding measures criminally reprisals, in the form of evasion from an appeal on military service on mobilisation in the absence of the lawful bases for clearing of this service, and also for the same act made in a wartime is proved. Structures of acts offered to criminalisation are considered, conditions of approach of a criminal liability are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ»

4. Данные, характеризующие оперативно-разыскную деятельность в сфере НОН за январь-апрель 2014 г. (Санкт-Петербург и Ленинградская область) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в Санкт-Петербурге и Ленинградкой области: [сайт]. URL: http://www.gnk.spb.ru/171_173-04_2014/xls (дата обращения: 10.06.2014).

5. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.: указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 690 // Рос. газ. 2010. № 128.

6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 25 ноября 2013 г. № З13-Ф3 // Рос. газ. 2013. № 6243.

7. Готчина Л. В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2011.

8. Третьяков В. И., Черникова Ю. И. О комплексе специально-криминологических детерминантов «пьяной» преступности в России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1. С. 64—70.

9. Черникова Ю. И. О необходимости применения принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим хроническим алкоголизмом и наркоманией // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4. С. 75—81.

10. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газ. 2011. № 5654.

11. Федоров А. В. Первые криминологические исследования распространения наркотиков и наркомании // Наркоконтроль. 2009. № 1. С. 12, 13; Алексеева А. П. Судебно-наркологическая экспертиза: участие подозреваемого (обвиняемого). // Проблемы криминологии: материалы I Всерос. науч. конф. Южного федерального округа (29 ноября 2002 г.). Краснодар, 2003. С. 183—189; Алексеева А. П. Особенности назначения и производства судебно-наркологической экспертизы // Актуальные проблемы раскрытия и расследования преступлений: межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 5. Красноярск, 2003. С. 303—308.

12. Готчина Л. В. Антинаркотическая политика Российской Федерации // Государство в меняющемся мире: материалы VI Междунар. школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26—28 мая 2011 г.). М., 2012. С. 179—189; Егорова Н. А. Виды и средства дифференциации и унификации уголовной ответственности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 2. С. 40—47; Скобелин С. Ю. Юридическая природа и потенциал отсрочки отбывания наказания больным наркоманией // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2013. № 1. С. 54—61.

13. Контемирова Ю. В. Средства массовой информации как один из источников получения и использования оперативно-разыскной информации в борьбе с преступностью // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 3. С. 51—56; Редько А. А. Место и роль правового воспитания в правозащитной политике // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010. № 1 (12). С. 24—28.

© Малыгина А. А., 2014

Д. А. Петрунин

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА УКЛОНЕНИЕ ОТ ПРИЗЫВА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ И ПРОХОЖДЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

В России существует принудительный порядок набора граждан призывного возраста на военную службу, регламентированный нормативно-правовыми актами различной юридической силы. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. В связи с этим правовой мерой предупреждения указанных деяний в условиях мирного времени является наличие уголовной ответственности, выраженной в ст. 328 УК РФ. Анализ указанных деяний показывает, что они причиняют существенный вред прежде всего интересам военной безопасности в части нарушения процесса комплектования Вооруженных сил РФ, а также экономическим интересам общества и государства, исходя из наступления возмож-

ных последствий в случае начала войны. В статье обосновывается необходимость закрепления в ст. 328 УК РФ дополнительных, квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков, с соответствующими мерами уголовной репрессии, в виде уклонения от призыва на военную службу по мобилизации при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы, а также за то же деяние, совершенное в военное время. Рассматриваются составы предлагаемых к криминализации деяний, формулируются условия наступления уголовной ответственности.

Ключевые слова: мобилизационная подготовка, мобилизация, мобилизационные мероприятия, призыв на военную службу по мобилизации в мирное и военное время, уголовно-правовое воздействие.

D. A. Petrunin

CRIMINALLY-LEGAL INFLUENCE ON EVASION FROM THE APPEAL ON MILITARY SERVICE AND PASSAGES OF ALTERNATIVE CIVIL SERVICE

The citizen of the Russian Federation in case contradicts his belief or religion execution of military service, has the right for replacement with its alternative civil service. In this regard, a legal measure of the prevention of the specified acts in the conditions of a peace time is existence of the criminal liability fixed in article 328 of the criminal code of Russian Federation. The analysis of the perfect acts qualified on this norm shows that they do essential harm, first of all, to interests of military safety, regarding violation of process of completing of Armed Forces of the Russian Federation, and also to economic interests of society and state, proceeding from approach of possible consequences in case of the beginning of war. Thus, these acts in the conditions of a peace time need not only criminal legal protection, strengthening of criminal repression for their commission, but also differentiation of criminal liability for evasion from an appeal on military service in the conditions of a wartime. Within the limits of given article necessity of fastening for article 328 of the criminal code of Russian Federation of additional, qualifying and especially qualifying signs, with corresponding measures criminally reprisals, in the form of evasion from an appeal on military service on mobilisation in the absence of the lawful bases for clearing of this service, and also for the same act made in a wartime is proved. Structures of acts offered to criminalisa-tion are considered, conditions of approach of a criminal liability are formulated.

Keywords: mobilisation preparation, mobilisation, mobilisation actions, appeal on military service on mobilisation in peace and wartime, criminally-legal influence.

Российская Федерация (РФ) — одна из немногих стран, где сохраняется принудительный порядок набора граждан призывного возраста на военную службу, регламентированный нормативно-правовыми актами различной юридической силы [1]. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой [2]. В связи с этим правовой мерой предупреждения указанных деяний в условиях мирного времени является наличие уголовной ответственности, закрепленной в ст. 328 УК РФ [3, с. 18; 4, с. 61; 5, с. 149].

Анализ отмеченных деяний показывает, что они причиняют существенный вред прежде всего интересам военной безопасности в части нарушения процесса комплектования Вооруженных сил РФ, а также экономическим интересам общества

и государства, исходя из наступления возможных последствий в случае начала войны. Таким образом, подобные деяния в условиях мирного времени нуждаются не только в уголовно-правовой охране, в усилении уголовной репрессии за их совершение, но и в дифференциации уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу в условиях военного времени [6].

Подчеркнем, что в настоящее время Уголовное законодательство РФ не дифференцирует ответственность за уклонение от призыва на военную службу в условиях военного времени. Следовательно, имеется законодательный пробел, которым смогут воспользоваться лица, уклоняющиеся от призыва на военную службу в данных условиях [7]. В связи с этим рассмотрим варианты уголовно-правовой борьбы в целях надлежащего комплектования Вооруженных сил РФ, обеспечения по-

стоянной боеготовности страны и доукомплектования армии личным составом в условиях военного времени.

Необходимо отметить, что установление уголовной ответственности за уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы в условиях военного времени нецелесообразно, так как в соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в исключительных целях, в том числе в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 56) [8]. Согласно Федеральному закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» все граждане, пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу по мобилизации, если они не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (ч. 2 ст. 17 указанного закона) [2].

В нашем случае криминализация уклонения от призыва на военную службу в период мобилизации и в военное время будет уместна. Во-первых, нет и не может быть нормы, достаточно эффективно регулирующей соответствующее общественное отношение в военное время методами других отраслей права. Во-вторых, отмеченной позиции придерживается и экспертное сообщество. Так, анкетирование преподавателей и профессоров Омской академии МВД России и Тюменского института повышения квалификации, имеющих ученые степени кандидатов и докторов юридических наук и являющихся специалистами в области уголовного права, в количестве 14 человек в 2013 г. показало, что уклонение от призыва на военную службу в военное время является общественно опасным деянием для 85,7 % респондентов [9, с. 149].

Объявление мобилизации, согласно ст. 87 Конституции РФ [8], Федеральному конституционному закону «О военном положении» (ч. 6 ст. 1) [10], Федеральному закону «Об обороне» [11], входит в компетенцию Президента РФ. Он объявляет о мобилизации в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе [8].

Министерство обороны РФ в свою очередь обеспечивает через военные комиссариаты заблаговременное направление органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и организациям необходимых

сведений об объемах (с учетом резервов), сроках оповещения и поставки мобилизационных людских ресурсов. В целях своевременного перевода Вооруженных сил РФ до штатов военного времени, предупреждения граждан о сроках начала исполнения ими обязанностей по мобилизации соответствующим военным комиссариатом выписываются повестки, которые в мирное время хранятся в военном комиссариате в порядке, определяемом Министерством обороны РФ [12].

В мирное время в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании создается призывная комиссия по мобилизации, осуществляющая призыв граждан, приписанных к воинским частям, для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени.

Призывная комиссия по мобилизации в отношении граждан, приписанных к воинским частям, принимает одно из следующих решений [12]:

— о призыве для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, с вручением мобилизационного предписания ст. 25 Положения.

— о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.

— об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации ст. 27 Положения.

Таким образом, мобилизацию в РФ объявляют в случаях агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ. Проведение мобилизации Вооруженных сил РФ означает процесс быстрого и планомерного их развертывания и перехода на организацию и штаты военного времени. Посредством мобилизации производится пополнение армии людьми, которая проводится в 2 этапа:

1) в мирное время — своевременный перевод армии до штатов военного времени.

2) в военное время — доукомплектование Вооруженных сил личным составом как военнообязанными, так и призывниками.

Ценность объекта уголовно-правовой охраны в данных преступлениях будет заключаться в том, что, посягая на установленный порядок комплектования армии РФ, совершенное в условиях военного времени, происходит следующее: во-первых, нарушается нормальная деятельность органов военного управления по организации призыва граждан на военную службу по мобилизации в мирное

и военное время; во-вторых, образуется штатная необеспеченность войсковых подразделений личным составом.

Из всего изложенного следует вывод о том, что уклонение граждан от призыва на военную службу по мобилизации в мирное и военное время представляет собой высокую общественную опасность, чем и подтверждается необходимость криминализации данных деяний.

Рассмотрим объективную сторону данных деяний в целях определения противоправных действий (бездействий) граждан, направленных на уклонение от призыва на военную службу по мобилизации в мирное и военное время. Отметим, что мероприятия, связанные с подготовкой и проведением призыва на военную службу по мобилизации, являются аналогом мероприятий по призыву, закрепленных в ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1].

Основываясь на вышеуказанных нормативно-правовых актах, определяющих организацию и порядок осуществления призыва граждан на военную службу по мобилизации, мы полагаем, что объективная сторона уклонения от призыва на военную службу по мобилизации может выражаться как в форме бездействия, так и действия, и связана с уклонением от мероприятий по подготовке и проведению призыва граждан на военную службу по мобилизации в мирное и военное время.

Однако само по себе уклонение от мероприятий, связанных с подготовкой и проведением призыва по мобилизации, и в форме бездействия, и действия не может признаваться преступлением ввиду отсутствия обязательных условий, которые необходимы для наступления уголовной ответственности. Рассмотрим их более подробно.

Первым условием наступления уголовной ответственности за бездействие (действие) выступает тот факт, что граждане не выполняют возложенные на них юридические обязанности в соответствии со ст. 10, 20 и 21 указанного Федерального закона, не имея на то уважительных причин. Это могут быть следующие деяния: неявка по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии по мобилизации или неявка на сборный пункт военного комиссариата для отправки в воинскую часть в целях прохождения военной службы, а также самовольное оставление военного комиссариата до начала военной службы. В случае неявки граждан без уважительной причины по повестке воен-

ного комиссариата либо неявки по мобилизационному предписанию на перечисленные мероприятия по мобилизации они привлекаются к уголовной ответственности. Уголовная ответственность в этом случае будет исключена, если причины неявки на вышеуказанные мероприятия были уважительными, при условии документального подтверждения причин неявки, согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [1].

Вторым условием привлечения к уголовной ответственности является то, что призывник или военнообязанный должны быть оповещены о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с мобилизацией, повестками военного комиссариата. Они обязаны их получать и расписываться в их получении. В случае отказа от получения повестки или мобилизационного предписания под расписку без уважительных причин его действие (бездействие) должны квалифицироваться как уклонение от призыва на военную службу по мобилизации в мирное время либо за то же деяние, но совершенное в военное время.

Третьим обязательным условием привлечения граждан РФ к уголовной ответственности является то, что на день вызова по повестке военного комиссариата или получения мобилизационного предписания на мероприятия, связанные с призывом по мобилизации, граждане РФ должны подлежать этому призыву согласно ст. 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [2].

Четвертое условие привлечения к уголовной ответственности заключается в том, что у граждан РФ, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и уклоняющихся от нее, должны отсутствовать законные основания для освобождения либо отсрочки от призыва на военную службу. Данные основания перечислены в ст. 17 и 18 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» [2].

Подчеркнем, что ч. 4 ст. 17 указанного закона необходимо учитывать при выборе меры уголовной репрессии в отношении указанных граждан с той целью, чтобы они не смогли ею воспользоваться во время призыва на военную службу по мобилизации в мирное время. Поэтому, обращаясь к истории развития отечественных уголовно-правовых норм и анализу норм зарубежных стран, регламентирующих ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации в мирное время, следует отметить, что данное

преступное деяние относится к объекту средней ценности (Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Дания, Китайская Народная Республика, Республика Молдова, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, Украина). В связи с этим указанные преступные деяния предлагается отнести к преступлениям средней тяжести и установить вид наказания, связанный с лишением свободы на срок от 3 до 5 лет. Следовательно, исходя из вышесказанного, а также правил криминализации и законодательной техники, преступное деяние, которое соотносится с уклонением граждан от призыва на военную службу по мобилизации в военное время, должно быть причислено к тяжкому преступлению, а мера ответственности сводиться к лишению свободы на срок от 5 до 10 лет.

Таким образом, в целях совершенствования уголовного законодательства в части ответственности за уклонение от призыва на военную службу в условиях военного времени ст. 328 УК РФ необходимо дополнить квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, которые предлагается изложить в следующей редакции:

«3. Уклонение от призыва на военную службу по мобилизации при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

4. То же деяние, совершенное в военное время, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет».

Субъект данного преступления специальный. Им, согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», являются граждане мужского пола в возрасте от 18 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), а также граждане мужского пола, пребывающие в запасе (военнообязанные) в возрасте от 18 до 50 лет [1]. Кроме того, в связи с созданием в составе запаса Вооруженных сил РФ мобилизационного людского

Список библиографических ссылок

резерва [13; 14, с. 54] субъектом рассматриваемых преступных деяний будет являться и резервист.

Стоит отметить, что субъектом отмеченных деяний могут быть граждане РФ не только мужского пола, но и женского пола, в возрасте от 18 до 45 лет, имеющие военно-учетную специальность согласно перечню, установленному Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» [15].

Субъективная сторона уклонения от призыва на военную службу по мобилизации характеризуется только прямым умыслом. Виновный осознает, что уклоняется от призыва по мобилизации в мирное и военное время и желает этого.

Кроме того, указанные деяния будут относиться к числу длящихся преступлений, так как, во-первых, они будут начинаться с момента совершения действия (бездействия), направленного на уклонение от мероприятий, связанных с призывом на военную службу по мобилизации или с момента получения незаконного освобождения или отсрочки от призыва по мобилизации, а во-вторых, они будут считаться оконченными с момента задержания лица, явки его с повинной, достижения лицом предельного возраста нахождения в запасе Вооруженных сил РФ (для граждан мужского пола — 50 лет, для женского пола — 45 лет) либо с момента отмены призыва на военную службу по мобилизации в мирное и военное время, если не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что указанное направление совершенствования уголовного законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу в условиях военного времени, обеспечить адекватную охрану общественных отношений, связанных с комплектованием Вооруженных сил РФ на данный период времени.

1. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (в ред. фе-дер. законов от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ и от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ) // СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 2013. № 9. Ст. 870; Рос. газ. 2013. 10 июля, 27 нояб.

2. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: федер. закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ (в ред. федер. закона от 5 апреля 2013 г. № 55-ФЗ) // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; Рос. газ. 2013. 10 апр.

3. Алексеева А. П. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (кадровый профессионализм, открытость для доверия и оптимизация): проблемы и перспективы реализации // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2012. № 4 (22). С. 16—20.

4. Готчина Л. В. Некоторые оценки понятийного аппарата проекта федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3 (30). С. 58—63.

5. Тюменцев А. Н. Об особенностях взаимодействия современной российской полиции с населением и средствами массовой информации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 3 (30). С. 143—150.

6. Петрунин Д. А. Социальная обусловленность уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу и прохождения альтернативной гражданской службы [Электронный ресурс] // Современные научные исследования. Вып. 2. Концепт. 2014. ART 54625 (дата обращения: 06.11.2014).

7. Канунникова Н. Г. Зарубежный опыт противодействия международному экстремизму и терроризму // Юрид. наука и правоохранительная практика. 2014. № 3 (29). С. 163—168.

8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ и от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2009. 21 янв.; 2014. 7 февр., 23 июля.

9. Петрунин Д. А. Уголовно-правовое воздействие на уклонение от призыва на военную службу по мобилизации в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 8. Ч. 2. С. 148—151.

10. О военном положении: федер. конституц. закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (в ред. федер. кон-ституц. законов от 3 ноября 2010 г. № 6-ФКЗ и от 28 декабря 2010 г. № 8-ФКЗ) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375; 2010. № 45. Ст. 5741; 2011. № 1. Ст. 1.

11. Об обороне: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в ред. от 3 февраля 2014 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

12. Об утверждении Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 852 // СЗ РФ. 2007. № 2. Ст. 380.

13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва: федер. закон от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ // Рос. газ. 2013. 11 янв.

14. Бойко А., Карпенко М. Виды наказания за уклонение от призыва на военную службу // Рос. юстиция. 2001. № 3. С. 54, 55.

15. Об утверждении Положения о воинском учете: постановление Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. № 228) // СЗ РФ. 2006. № 49. (Ч. 2). Ст. 5220; 2012. № 14. Ст. 1632.

© Петрунин Д. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.