8.19. УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНДИТИЗМА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Харзинова Виолетта Мухаметдиновна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: СевероКавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье раскрываются исторические аспекты развития уголовно-правового регулирования бандитизма, особенности уголовно-правовой квалификации в различные периоды развития Российского государства, основные и дополнительные объекты нападения банды, особенности уголовно-правовой квалификации бандитизма в настоящее время.
Ключевые слова: организованные преступные группы, банды, шайки, разбой, грабеж, объект посягательства, субъект преступления, объективная сторона, признаки преступного сообщества, формы соучастия.
ACTUAL PROBLEMS OF CRIMINAL-LEGAL REGULATION OF CRIMINAL COMMUNITY (CRIMINAL ORGANIZATION)
Kharzinova Violetta Muhametdinovna, PhD at Law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute of Advanced training. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]
Annotation: The article describes the historical aspects of the development of criminal law regulation of banditry, especially the criminal law qualification in different periods of the Russian state, the main and additional objects of gang attacks, especially the criminal law qualification of banditry at the present time.
Keywords: organized criminal groups, gangs, gangs, robbery, robbery, the object of the attack, the subject of the crime, the objective side, signs of a criminal community, forms of complicity.
Уголовно-правовая характеристика любого преступления имеет свое зарождение и развитие, поэтому для дачи полной характеристики такому преступлению как бандитизм рассмотрим историческое его развитие.
Бандитизм в России с древних времен рассматривают как особо опасное преступление, посягающее на государственное управление: общественную безопасность и правопорядок. Вместе с тем слова «бандит» или «бандитизм» прямо не было указано в сборнике норм уголовного и процессуального права «Русская, правда» [1]. В X-XII веке данное преступление имело место, но они трактовались как разбой [1].
Предположительно в XVI веке в Уставной книге, который был учрежден как «Разбойный приказ», говорилось о преступлениях, которые совершались организованными группами. Затем в Соборном Уложении 1649 года (ст. 1-6 гл. XXI), было закреплено положение о том, как следует вести борьбу с разбоями.
Для того чтобы понять почему можно делать такой вывод следует оттолкнуться от таких слов как «бандит», «банда». Эти слова берут свое начало в первую очередь из французского языка (bande- банда, толпа, шайка). В литературе банда трактуется как шайка преступников.
Впервые в уголовном законодательстве России, прямо было отмечено «о шайке» в особенной части
Уложения о наказаниях уголовных и исправительных в 1845 году. Характеризующие признаки шайки являются основой для банды и бандитизма, поскольку им были присуще принцип организованности и подчинения руководителю.
Шайки после октябрьской революции стали называться бандами и появился термин «бандитизм», как уголовно-правовое понятие. Как преступление бандитизм начали рассматривать в России с момента принятия Декрета СНК РСФСР «О суде» 20 июля 1918 г. Затем спустя 11 месяцев 20 июня 1919 г. в Декрете ВЦИК «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении» [2] было дано не полное определение бандитизма. Так, бандитизмом считалась: «участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей, пособничество и укрывательство такой шайки» [2].
Немного позже в 1921 году уголовная ответственность за бандитизм была закреплена в УК РСФСР. Так, диспозиция ст. 76 УК предписывало, что бандитизм - это «организация и участие в бандах и организуемых бандами разбойных нападениях и ограблениях, налетах на советские и частные учреждения и отдельных граждан, остановки поездов и разрушение железнодорожных путей, безразлично, сопровождались ли эти нападения убийствами и ограблениями или не сопровождались» [3].
Уголовный кодекс 1926 года оставил без изменений норму о бандитизме. Вместе с тем рост бандитизма отмечается в конце 20-х по всему государству. Особенно этот рост наблюдался в 1929 году в пяти регионах СССР, одним из которых являлся Северный Кавказ. В 1927 году данному виду преступления дали другую уголовно-правовую характеристику: «бандитизм, т.е. организация вооруженных банд и участие в них и в организуемых ими нападениях на советские и частные учреждения или отдельных граждан, остановка поездов и разрушение железнодорожных путей и иных средств сообщений и связи».
Такое определение бандитизма просуществовало долго. Но в судебной практике после шестидесятых годов применение норм за бандитизм стало реже. Вместе с тем в правоприменительной практике широкую трактовку бандитизм приобрел в военные и послевоенные годы. Это подтверждает такое обстоятельство, что в систему НКВД позднее в систему МГБ СССР включили главное управление по борьбе с бандитизмом. Данное управление в основном вела борьбы с вооруженными формированиями ОУН в Западной Украине и Прибалтике.
Определение бандитизма, которое было предписано в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года, существенно отличалось от других ранее данных определений, поскольку он отделял бандитизм от других преступлений организованных форм. Так в статье 77 УК РСФСР было указано: «организация вооруженных банд с целью нападения на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими напа-дениях»[4].
Из всех перечисленных определений более стойким оказалось определение бандитизма указанное в ст. 77 УК РСФСР, поскольку оно действовало в законодательстве, а также уголовно-правовой науке до 1996 года. В 1996 году в связи с принятием нового Уголовного кодекса, понятие бандитизма получило совершенное иное определение и содержание. Кроме того данное преступление было включено в главу "Престу-
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНДИТИЗМА
Харзинова В.М.
пления против общественной безопасности и общественного порядка"[5]. Согласно ч. 1статьи 209 УК РСФСР 1996 года под бандитизмом стали понимать устойчивые вооруженные группы, которые создавались в целях нападения на граждан или организации, а также для руководства такой группой.
Таким образом, анализ истории возникновения уголовно-правовой квалификации бандитизма показывает, что это особо опасное преступление, которое выражалось в различных формах. Кроме того с развитием государственного и экономического строя понятие бандитизма все время менялось. Менялись также квалифицирующие признаки состава преступления, а также уголовная ответственность, которая предусматривалась как мера государственного наказания.
С учетом вышеизложенного следует отметить, что одним из особо опасных преступлений против общественной и государственной безопасности в различные этапы существования Российского государства являлся бандитизм. В разные периоды существования Российского государства с бандитизмом боролись упорно и беспощадно, но вместе с тем данное преступление и по сей день имеет место в Российском обществе.
Бандитизм как опасное преступление проявляется в различных формах. В связи с этим следует отметить, что объект посягательства может быть различным. Объекты посягательства делятся на основные и дополнительные. Основным объектом посягательства является общественная безопасность, поскольку организация вооруженных банд, нападения совершаемые бандами, представляют угрозу для общественной безопасности и общественного порядка.
Дополнительные объекты посягательства могут быть различными.
Объектами нападения группы (банды) могут быть любые организации или отдельные личности. Например, учреждения банка, почта, магазин, склад, ресторан, кофе, магазин, человек как отдельная личность и.т.п.
Цели нападения могут быть различными; получения наживы, совершения изнасилования, торговля людьми, сбыт психотропного вещества и т.п. Например, объектом нападения бандитской группировки, которых в прессе прозвали «бандой амазонок», были сотрудники органов внутренних дел. Нападения данной банды были организованы с целью осуществления разбоев, убийств, грабежей.
Объективная сторона преступления характеризуют активные действия в различных формах: 1) создание, организация вооруженной группы (банды) в целях нападения; 2) руководство вооруженной группой (бандой); 3) участие в вооруженной группе (банде); 4) участие в совершаемых группой (бандой) нападениях. Указанные формы проявления бандитизма самостоятельны, поэтому совершение хотя бы одного из них свидетельствует об окончании преступления с момента окончания вышеуказанных действий.
При этом следует отметить, что для квалификации деяния как бандитизм группа должна объединяться заранее с целью нападения на граждан или организации. Объединение группы лиц для совершения иных деяний, не может быть квалифицировано по статье 209 УК РФ, так как нет бандитизма. С точки зрения социально-психологической характеристики группа (банда) обладает таким признаком как сплоченность.
Обязательным признаком банды является ее вооруженность. При этом не имеет значение, какими видами оружия группа вооружена: огнестрельным, холодным,
метательным, заводским или самодельным, газовым или пневматическим оружием.
Использование членами банды оружия или его макетов, которые фактический непригодный для их применения нельзя рассматривать как признак вооруженности. Для признания банды вооруженной достаточно двух признаков: 1) наличия оружия у одного члена группы (банды); 2) осведомленность всех членов банды о наличии оружия.
Согласно части 1 статьи 209 УК РФ, оконченным состав бандитизма можно признать с момента наличие факта создания (организации) вооруженной банды, если даже группа и не совершило планируемое им нападение.
К опасной форме соучастия организованной преступной группы является его сплоченность. Сплоченность банды характеризует такие свойства как дружба, единство духа и организованность. Общие взгляды, интересы, стремления членов банды делают их едиными при совершении преступления. Сплоченность означает единство стремлений членов банды, основанное на принципах планомерности действий, взаимосвязи между членами группы. Сплоченная группа создается для совершения тяжких и особо тяжких пре-ступлений[6].
Устойчивость и сплоченность это факторы, которые характеризуют сложную форму соучастия организованной группы, а также указывают на индивидуально психологические отношения участников организованной группы и их социальное положение.
В юридической литературе «устойчивость» и «сплоченность» одни авторы рассматривают как факторы, характеризующие сложное соучастие организованной группы (банды)
Другие авторы указывают, что «устойчивость» и «сплоченность» не следует применять как факторы, характеризующие сложное соучастие организованных банд (групп), достаточно одной сплоченности, которая является неотъемлемой часть организованной банды (группы)
Полагаем наиболее правильным суждение тех авторов, которые рассматривают признаками сложной формы соучастия «устойчивость» и «сплоченность», которые наиболее полно характеризуют организованные банды (группы). Сложная форма соучастия организованных банд встречается на территории Северного Кавказа часто. Так, например в 2011 году на территории Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и в Ставрополе действовали три вооруженные банды под руководством Борлакова, Дыгова и Казанова, которые включали более 30 участников. Преступники совершили в общей сложности семь убийств и 15 разбойных нападений. Органы правопорядка арестовали организаторов и активных участников банд. Возбуждено было 20 уголовных дел. Организованные преступные банды с каждым разом совершения преступления становятся более опасными, поскольку они в совокупности приобретают больше новых свойств, особенностей формирования банд, отличающиеих от предыдущих способов формирования группы, новые правила поведения участвующих в банде лиц. Кроме того лидеры организованной группы идут на один шаг вперед, они сочетают свои навыки и умения и выводят свои преступные банды на новые уровни влияния и качества совершения преступления [7].
Все указанные качества преступной группы затрудняют их разоблачение. В связи с этим при производстве предварительного следствия следует установить
способы формирования банд, качественный и количественный состав банды (группы) их структуру, роль каждого из участников банды (группы) их особенности, императивные правила поведения участников группы и т.п. [8].
Для квалификации преступления достаточно одной цели и одного нападения на одного человека или организацию.
В современном обществе усложняются способы совершения преступлений, которые становятся на более высокий уровень, что приводит к увеличению человеческих потерь, разрушению большего количества материальных объектов и оказывает влияние на систему духовных ценностей, которая зачастую не подлежит восстановлению [9].
Системный анализ состояния борьбы с экстремизмом в России показывает, что наиболее эффективное противодействие этому социальному явлению достигается в ходе комплексного применения: предупредительных мер, мер пресечения противоправного проявления экстремизма, используемых правоохранительными органами и действий по нейтрализации последствий проявлений псевдорелигиозного экстремизма [10].
За организацию и руководство бандой может быть привлечены к уголовной ответственности лица, достигшие 16 летнего возраста. За совершения преступления в составе банды могут быть привлечены к уголовной ответственности лица, достигшие от 14 до 16 лет в зависимости от преступления которое было совершено (убийство, грабеж, изнасилование, хищение, причинение вреда здоровью и т.д).
Список литературы:
1. Пособина Т.А. Криминологическая характеристика современного бандитизма и эры борьбы с ним: дисс. кан. юрид. наук. Ростов-на-Дону. 2002.; Колотова Н.В. Российское государство и право на рубеже тысячелетий / Государство и право. 2000. № 7.
2. Гаваркян М.В. Уголовно-правовая характеристика бандитизма дисс. кан. юрид. наук. Санкт-Петербург. 1997.
3. Уголовный Кодекс РСФСР1922 года //СУ РСФСР. 1922, №15.
4. Уголовный Кодекс 1961 РСФСР. М.,1961.
5. Уголовный Кодекс 1996 РФ. М.,1996.
6. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федераций под ред. Лебедева В.М. - 9-е изд. пераб. и доп. Изд-во «ЮРАЙТ» 2010.
7. Харзинова В.М. Проблемы уголовно-правового регулирования преступного сообщества (преступной организации) или участия в ней. /Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3.
8. Харзинова В.М. Проблемы уголовно-правового регулирования незаконных вооруженных формировании /Материалы всероссийской научно-практической конференции «Идеологические и психологические основы профилактики и предупреждения экстремизма и терроризма в современной России». Махачкала 2014.
9. Шхагапсоев З.Л., Карданов Р.Р. Каналы проникновения огнестрельного оружия в Северо-Кавказский Федеральный округ. Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 38-39.
10. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Преступления террористической направленности как серьезная угроза безопасности государства, общества и личности. Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 117-119.
Рецензия
на статью «Уголовно-правовое регулирование бандитизма: история и современность» подготовленную кандидатом юридических наук, доцентом Харзиновой Виолетой Мухамединовной.
Актуальность темы статьи не вызывает сомнения, поскольку одним из главных угроз национальной безопасности и социально-экономической стабильности Российского государства является организованная преступность, организованные преступные сообщества, организация незаконных вооруженных формирований, организация бандитских групп.
Преступления, совершаемые организованными преступными группами, преступными сообществами, незаконными вооруженными формированиями, бандитскими группами влекут за собой тяжкие, порой необратимые последствия.
Автор статьи справедливо отмечает, что перемены, происходящие в российском обществе, заставляют обратиться к тем противоречиям и затруднениям, которые возникают при толковании и применении норм Уголовного кодекса Российской Федерации.
Более того в судебно-следственной практике встречаются ошибки как при квалификации совершаемых деяний членами бандитских групп по совокупности с другими преступлениями, так и их при разграничении.
В рецензируемой статье автором даны особенности правового регулирования бандитизма в различных законодательных актах в различное время и их основные отличительные черты.
Рецензент:
начальник кафедры ОПД кандидат юридических наук полковник полиции А.Ю.Тутуков
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 84,06%