Научная статья на тему 'Уголовно-правовое противодействие насильственному нападению на полицию в современном Китае'

Уголовно-правовое противодействие насильственному нападению на полицию в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
нападение на полицию / защита правовых благ / воспрепятствование исполнению служебных обязанностей / причинение вреда здоровью / убийство / attack on the police / protection of legal benefits / obstruction of the performance of official duties / injury to health / murder

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пан Дунмэй, Су Пэнчжань

В последние годы в Китае участились случаи насильственных нападений на полицию. Это не только мешает народной полиции выполнять свои обязанности в соответствии с законом, но и серьезно угрожает личным правам и интересам ее сотрудников. Поправки к Уголовному кодексу КНР отделили насильственное нападение на полицию от состава «воспрепятствование исполнению служебных обязанностей». Состав «нападение на полицию» широко применялся в судебной практике с тех пор, как был введен в УК КНР. Данная мера оказала определенное сдерживающее воздействие на преступления против сотрудников полиции: с одной стороны, она эффективно гарантирует непрерывное выполнение полицейскими своих обязанностей, с другой — укрепляет авторитет правоохранительной деятельности и в то же время защищает личные права и интересы сотрудников полиции. Однако обширная судебная практика показывает, что сохраняется много вопросов в судебном применении этого состава преступления, отраженных в основном в понимании «насильственное нападение» и «народная полиция», и разграничения данного состава с другими. Для решения этих проблем необходимо уточнить следующее: во-первых, понятие «насильственное нападение» должно включать в себя как прямое и косвенное насилие в отношении человека, так и причинение вреда вещам, влияющее на непрерывное исполнение должностных обязанностей, но в него не следует включать простое причинение вреда вещи и мягкое насилие; во-вторых, следует признать, что неаттестованные сотрудники полиции и помощники полиции также могут стать объектами преступления, предусмотренного составом «нападение на полицию»; в-третьих, в судебной практике проблемы применения составов преступлений, такие как «нападение на полицию», «воспрепятствование исполнению служебных обязанностей», «умышленное причинение вреда здоровью» и «убийство», разумно разрешаются в соответствии с правилами конкуренции норм или идеальной совокупности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пан Дунмэй, Су Пэнчжань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal law counteraction to violent attacks on police in China

In recent years, violent attacks on the police have become more frequent in China, which not only prevents the People’s police from performing their duties, but also seriously threatens their personal rights and interests. In this regard, there was a call in the academic circles of China to single out an attack on the police as a separate crime. Amendments to the Criminal Code of the People’s Republic of China purposefully responded to this call by separating a violent attack on the police from the composition of “obstruction of the performance of official duties” and forming a separate corpus delicti — “attack on the police”. The composition of an attack on the police has been widely used in judicial practice since it was established separately in the Criminal Code of the People’s Republic of China and officially put into effect, which really had a certain deterrent effect on crimes against police officers: on the one hand, it effectively guarantees the uninterrupted performance of police duties and activities; on the other hand, it also strengthens the authority of the law enforcement activities of the police and at the same time protects the personal rights and interests of police officers. However, a large amount of judicial practice shows that there are many ambiguities in the judicial application of this corpus delicti, reflected mainly in the understanding of “violent attack” and “people’s police”, the use of related crimes. When solving these problems, first of all, the connotation of “violent attack” should include direct and indirect violence against a person, and may also include violence against things affecting the smooth performance of duties, but should not include simple violence against things and mild violence. Secondly, in the understanding of the “people’s police”, it should be based on a position of compromise, and it should be recognized that police officers without official approval and police assistants can also become the subject of the crime of “attacking the police”. Thirdly, in specific judicial practice, the problems of applying the elements of crimes, such as “assault on the police” “obstruction of the performance of official duties” “intentional injury to health” and “murder” are reasonably resolved in accordance with the rules of competition of norms or ideal totality for the purpose of scientific and rational application of the crime in question.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовое противодействие насильственному нападению на полицию в современном Китае»

УДК 343.235.7

Правоведение. 2024. Т. 68, № 2

Уголовно-правовое противодействие насильственному нападению на полицию в современном Китае

Д. Пан, П. Су

Для цитирования: Пан Д., Су П. Уголовно-правовое противодействие насильственному нападению на полицию в современном Китае // Правоведение. 2024. Т. 68, № 2. С. 187-201. https://doi.org/10.21638/spbu25.2024.204

В последние годы в Китае участились случаи насильственных нападений на полицию. Это не только мешает народной полиции выполнять свои обязанности в соответствии с законом, но и серьезно угрожает личным правам и интересам ее сотрудников. Поправки к Уголовному кодексу КНР отделили насильственное нападение на полицию от состава «воспрепятствование исполнению служебных обязанностей». Состав «нападение на полицию» широко применялся в судебной практике с тех пор, как был введен в УК КНР. Данная мера оказала определенное сдерживающее воздействие на преступления против сотрудников полиции: с одной стороны, она эффективно гарантирует непрерывное выполнение полицейскими своих обязанностей, с другой — укрепляет авторитет правоохранительной деятельности и в то же время защищает личные права и интересы сотрудников полиции. Однако обширная судебная практика показывает, что сохраняется много вопросов в судебном применении этого состава преступления, отраженных в основном в понимании «насильственное нападение» и «народная полиция», и разграничения данного состава с другими. Для решения этих проблем необходимо уточнить следующее: во-первых, понятие «насильственное нападение» должно включать в себя как прямое и косвенное насилие в отношении человека, так и причинение вреда вещам, влияющее на непрерывное исполнение должностных обязанностей, но в него не следует включать простое причинение вреда вещи и мягкое насилие; во-вторых, следует признать, что не-аттестованные сотрудники полиции и помощники полиции также могут стать объектами преступления, предусмотренного составом «нападение на полицию»; в-третьих, в судебной практике проблемы применения составов преступлений, такие как «нападение на полицию», «воспрепятствование исполнению служебных обязанностей», «умышленное причинение вреда здоровью» и «убийство», разумно разрешаются в соответствии с правилами конкуренции норм или идеальной совокупности.

Ключевые слова: нападение на полицию, защита правовых благ, воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, причинение вреда здоровью, убийство.

Введение

10 января 2023 г. Министерство общественной безопасности Китайской Народной Республики (далее — КНР, Китай) провело пресс-конференцию, на которой сообщило, что в 2022 г. при исполнении служебных обязанностей погибли 308 сотрудников полиции (й#) и 179 сотрудников вспомогательной полиции (Я#) и были ранены 4334 сотрудника полиции и 3470 сотрудников вспомогательной

Пан Дунмэй — д-р юрид. наук, проф., Хэнаньский университет, Китайская Народная Республика, 475001, Кайфэн, ул. Минглун, 379; pangdongmei71@163.com

Су Пэнчжань — науч. сотр., Хэнаньский университет, Китайская Народная Республика, 475001, Кайфэн, ул. Минглун, 379; Supengzhan9739@163.com

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2024

полиции1. В своем отчете о работе Пятой сессии 13-го Всекитайского собрания народных представителей Верховная народная прокуратура КНР указала, что после того, как Поправки к Уголовному кодексу КНР № 112 в качестве самостоятельного состава преступления отделили «нападение на полицию» от «воспрепятствования исполнению служебных обязанностей» в качестве самостоятельного состава преступления, 6530 человек были обвинены в преступлениях против полиции3. Это показывает, что усиление уголовно-правового регулирования насильственных нападений на сотрудников полиции становится неизбежным.

1. Эволюция уголовно-правовых норм по противодействию насильственному нападению на полицию в Китае

В 1997 г. уголовное законодательство Китая не выделяло «нападение на полицию» в качестве отдельного состава преступления, а включало его в состав воспрепятствования исполнению служебных обязанностей. Однако в связи с высоким уровнем нападений на полицию в последние годы и причиненным серьезным ущербом в 2020 г. в Уголовный кодекс КНР (далее — УК КНР) был введен отдельный состав преступления — нападение на полицию, который официально применяется с 1 марта 2021 г.

1.1. Обсуждение перед добавлением нападения на полицию в качестве отдельного состава преступления

До того, как нападения с применением насилия на полицию были криминализированы, жестокие случаи, связанные с нападениями с применением насилия на полицию, были частыми и криминогенную ситуацию можно было охарактеризовать как очень серьезную. По этой причине академическое сообщество Китая начало дискуссию, следует ли специально добавлять отдельный состав преступления «нападение на полицию». Одни ученые Китая отмечали, что законодательное закрепление состава «нападение на полицию» соответствует как концепции правосудия в уголовном праве, так и требованиям верховенства закона, уголовной политики и основным началам учения о составе преступления4; другие — указывали, что «добавление состава преступления в виде нападения на полицию не только не сможет эффективно гарантировать правоохранительные полномочия полиции,

1

[«В 2022 году в органах общественной безопасности по всей стране погибли в общей сложности 308 сотрудников гражданской полиции и 179 сотрудников вспомогательной полиции при исполнении служебных обязанностей», — сообщается на веб-сайте Министерства общественной безопасности]. URL: https://rn.gmw.cn/baijia/2023-01/10/36291072.html (дата обращения: 28.02. 2023).

[Поправки к Уголовному кодексу Китайской народной Республики № 11, принятые на 24-м заседании Постоянного комитета 13-го Всекитайского собрания народных представителей 26 декабря 2020 года]. URL: http://www.npc.gov.cn/npc/c30834/202012/850abff47854495e9871997bf 64803b6.shtml (дата обращения: 24.08.2023).

3 [«Отчет о работе Верховной народной прокуратуры», размещенный на официальном веб-сайте Верховной народной прокуратуры Китайской Народной Республики]. URL: https://www.spp.gov.cn/gzbg/202203/ t20220315_549267.shtml (дата обращения: 28.08.2023).

4 2007^$4Я,$52Й [ВанШич-жоу, Луань Ли. О философских основах преступления в виде нападения на полицию // Журнал китайского уголовного права. 2007. № 4. С. 52].

но и в определенной степени ненадлежащим образом расширит сферу применения уголовного законодательства и включит в него некоторые виды поведения, которые не заслуживают наказания. Кроме того, добавление отдельного состава нападения на полицию также сделает существующую систему уголовного законодательства несогласованной, особенно между некоторыми составами преступлений, что приведет к наложению статей и частей Особенной части, и возникнет хаос. Установление же более строгого наказания за нападение на полицию, чем за воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, также может привести к дисбалансу между преступлением и наказанием»5.

До введения Поправок № 9 к УК КНР насильственные нападения на полицию всегда рассматривались как разновидность состава воспрепятствования исполнению служебных обязанностей (ст. 277 УК КНР), т. е. полиция относилась к категории сотрудников государственных органов, посягательство на которую квалифицируется и наказывается в соответствии со ст. 277 УК КНР. Затем после долгих обсуждений к ст. 277 УК КНР добавили пятую часть следующего содержания: «Нападение на полицейских, осуществляющих служебные обязанности, наказывается более строго в пределах санкции части первой настоящей статьи»6. Это означает, что нападение на полицию в то время рассматривалось как отягчающее обстоятельство преступления воспрепятствования исполнению служебных обязанностей.

Фактически вышеупомянутый подход не криминализирует отдельно нападение на полицию, что позволяет избежать проблемы несоответствия между составами преступлений Особенной части. Вместе с тем предоставление народной полиции такого же статуса, как и сотрудникам государственных органов, подчеркивает справедливость закона. При этом законодатель четко оговорил, что норма о насильственном нападении на народную полицию, выполняющую свои обязанности в соответствии с законом, является специальной частью в диспозиции состава воспрепятствования исполнению служебных обязанностей.

Следует сказать, что используемый Поправками № 9 к УК КНР подход обладает определенной рациональностью, но его все еще недостаточно для предотвращения преступлений против полиции, что мешает обеспечить общий превентивный эффект уголовного права. Поэтому Верховный народный суд КНР, Верховная народная прокуратура КНР и Министерство общественной безопасности КНР совместно опубликовали Руководящие заключения о наказании за незаконные и преступные действия в отношении полиции в соответствии с законом (далее — Руководящие заключения)7.

В ст. 1 Руководящих заключений разъясняется значение насильственных нападений: акты укусов, пинков, метания, разбивания и уничтожения полицейского

5 ж [Цзо Цзяньвэй,

Ли Имин. О скрытых опасностях дополнения состава нападения на полицию // Юридический научный журнал. 2008. № 6. С. 31].

•еШйЮ [Поправки к Уголовному кодексу Китайской народной Республики № 9, принятые на 16-м заседании Постоянного комитета 12-го Всекитайского собрания народных представителей 29 августа 2015 года]. URL: http://www.npc.gov.cn/zgrdw/npc/xinwen/2015-08/31/content_1945587.htm (дата обращения: 21.07.2023 г).

7 аяхешт 2020^1^70

[Руководящие заключения Верховного народного суда, Верховной народной прокуратуры и Министерства общественной безопасности о наказании за незаконные и преступные действия в отношении полиции в соответствии с законом от 07.01.2020 г.]. URL: https://www.gov.cn/zhengce/ zhengceku/2020-01/17/content_5470068.htm (дата обращения: 24.08.2023).

снаряжения рассматриваются как средства личных нападений на сотрудников полиции, а использование специальных средств для нападения на полицию рассматривается в качестве особо отягчающих обстоятельств наказания за акты нападения на полицию. Это судебное толкование закрепляет руководящие принципы рассмотрения дел о преступлениях против полиции, помогая точно понять положения о нападении на полицию и в определенной степени унифицируя применение данной нормы в судебной практике. Однако, несомненно, существует разница между судебным толкованием и законодательством, и оно не может заменить законодательство. Следовательно, необходимо нападение на полицию квалифицировать как отдельный состав преступления.

1.2. Дополнительное включение отдельного состава преступления

в виде нападения на полицию в УК КНР

Судя по текущей социальной ситуации в Китае, число погибших сотрудников полиции среди жертв в качестве государственных должностных лиц составляет значительную долю, и, соответственно, актуальность выделения нападения на полицию в самостоятельный состав преступления остается высокой. По этой причине в ходе обсуждения проекта Поправок № 11 к УК КНР некоторые депутаты Всекитайского собрания народных представителей КНР, члены Постоянного комитета и соответствующие ведомства в очередной раз выдвинули предложение добавить нападение на полицию в качестве отдельного состава преступления.

В ответ на упомянутую инициативу законодатель добавил самостоятельный состав нападения на полицию в проект Поправок № 11 к УК КНР, т. е. статья 277 УК КНР «Воспрепятствование исполнению служебных обязанностей» была дополнена ч. 5 «Нападение на полицию», которая гласит: «Насильственное нападение на сотрудника Народной полиции, исполняющего свои обязанности в соответствии с законом, — наказывается лишением свободы на срок до 3 лет, арестом или надзором. То же деяние, совершенное с использованием огнестрельного, холодного оружия или автотранспортного средства, серьезно угрожающих личной безопасности сотрудника, — наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет». Поправки № 11 к УК КНР были официально введены в действие 1 марта 2021 г. С тех пор нападение на полицию на законодательном уровне объявлено отдельным составом преступления, и академические споры о том, следует ли добавлять это преступление как отдельный состав преступления, прекратились.

Насильственные нападения на полицию могут быть непосредственно квалифицированы как нападение на полицию, больше нет необходимости квалифицировать указанное деяние в качестве воспрепятствования исполнению служебных обязанностей. Для простого состава этого преступления установлено более суровое наказание, чем за воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, что подчеркивает усиление мер пресечения актов нападения на полицию, с тем чтобы можно было эффективно осуществлять общую превентивную функцию уголовного законодательства. За применение специальных средств при нападении на полицию было предусмотрено еще более строгое наказание и максимальное наказание увеличено до 7 лет лишения свободы. Это положение полностью учитывает особенность профессии народной полиции в отличие от сотрудников других государственных органов, а также опасность и частоту насильственных нападений, с тем чтобы добиться соответствия между преступлением, уголовной ответственностью и наказанием. С точки зрения уголовной политики добавление Поправками № 11 к УК КНР нового состава повысило

сбалансированность и координацию положений УК КНР, что способствовало реализации ценностной ориентации уголовной политики «мягкие наказания за менее тяжкие преступления, суровые наказания за тяжкие преступления»8.

Таким образом, уголовно-правовое регулирование насильственных нападений на полицию прошло путь от присоединения к другому составу преступления до отдельного состава преступления, что является неизбежным ввиду того, что уголовное законодательство КНР реагирует на социальные изменения и развитие общества. Добавление отдельного состава нападения на полицию своевременно откликнулось на голоса академического сообщества и населения, что стало важным средством обеспечения авторитета полиции в правоохранительной деятельности и поддержания правопорядка. Это дает прочную уголовно-правовую основу для наказания за насильственные преступления против полиции. В то же время на практике необходимо переосмыслить ряд спорных вопросов, связанных с этим преступлением.

2. Споры, связанные с охраняемыми УК КНР законными благами в связи с нападением на полицию

После того как Поправки № 11 к УК КНР добавили отдельный состав преступления «нападение на полицию», развернулась бурная дискуссия. Одна из точек зрения заключается в том, что это преступление является не просто насилием в отношении сотрудников полиции, выполняющих свои обязанности, но и воспрепятствованием исполнению сотрудниками своих обязанностей путем насильственного нападения9. Более того, согласно принципу законности квалификация данного преступления требует совершения акта насильственного нападения, а когда правовыми благами указанного преступления признаются служебные обязанности, установление факта совершения этого преступления также требует от преступника совершения насильственного нападения, что ничем не отличается от квалификации данного преступления с признанием составными правовыми благами, включающими в себя личные права и интересы10. Исходя из вышеуказанных причин личные права и интересы народной полиции исключаются из охраняемых от этого преступления благ.

Другая точка зрения заключается в том, что «охраняемыми интересами является служебная деятельность и личностная безопасность сотрудников народной полиции».11 Некоторые ученые утверждают, что «объект преступления, предусмотренного нападением на полицию, является сложным, включающим как порядок управления государством, так и личные права, интересы сотрудников народной

8 2022^$щ,$

106^ [Ли Сян. Законодательный анализ и судебное применение преступления, связанного с нападением на полицию // Вестник Шанхайского политико-юридического института (Верховенство права). 2022. № 1. С. 106].

9 &№:СМй^»($6М),й#ЛМ±2021^М,$1355М [ЧжанМинкай.Уголовное право. 6-е изд. Пекин: Юридическое издательство, 2021. С. 1355].

10 2021^6«,$

1525^ [Чжан Кайцзюнь. Доктринальный анализ преступления в виде нападения на полицию с точки зрения баланса между служебной защитой и защитой прав человека // Китайское и зарубежное право. 2021. № 6. С. 1525].

[Чжао Бинчжи. Понимание и применение Поправок к уголовному кодексу КНР № 11. Пекин: Издательство Китайского народного университета, 2021. С. 249].

полиции»12. Иными словами, хотя состав преступления в виде нападения на полицию отделен от преступления в форме воспрепятствования исполнению служебных обязанностей, насильственные нападения на полицию подразумевают реальную возможность посягательства на личную безопасность сотрудников полиции, поэтому преступление в виде нападения на полицию должно быть установлено не только для обеспечения безопасности при исполнении сотрудниками полиции служебных обязанностей, но и для их личной защиты.

Можно сказать, что насильственное нападение на сотрудников полиции привело к посягательству на личностную безопасность народной полиции, что, в свою очередь, повлияло на непрерывное выполнение полицейскими своих обязанностей, свидетельствуя о двойном нарушении охраняемых законом общественных отношений. Следовательно, опасность первого преступления выше второго, которое наносит ущерб только исполнению служебных обязанностей. В связи с этим рассматриваемый состав преступления влечет за собой более суровое наказание, чем преступление воспрепятствования государственной службе. Уточнение сферы защиты правовых благ является необходимым условием для предоставления научных рекомендаций по судебному применению этого преступления.

3. Статус-кво судебного применения преступления в виде нападения на полицию и связанные с этим споры

3.1. Текущая ситуация с судебным применением рассматриваемого преступления

По состоянию на 30 мая 2022 г. на сайте China Judgements Online было найдено более тысячи судебных документов по уголовным делам, связанным с нападением на полицию. После удаления отмененных и дублирующих дел осталось 958 судебных решений и приговоров, в том числе 886 в 2021 г. и 72 в 2022 г. Путем анализа вышеупомянутых уголовных дел могут быть обобщены следующие характеристики насильственных нападений на полицию и особенности применения состава нападения на полицию в судебной практике.

А. Способы нападения на полицию демонстрируют очевидное разнообразие. Как показано на диаграмме 1, насильственные средства, используемые в преступлениях против полиции, в целом делятся на три категории: «насилие над личностью», «причинение вреда вещам» и «мягкое насилие».

Насилие над личностью относится к видам насильственных средств, которые непосредственно воздействуют на выполняющих свои обязанности сотрудников полиции, такие как избиение, удары, укусы и т. д. Из диаграммы 1 видно, что на этот вид насильственных средств приходится наибольшая доля совершенных преступных деяний (942, 89 %).

К причинению имущественного вреда относятся акты вандализма, мародерства и т. д., совершенные в отношении предметов, например полицейских машин, офисного оборудования и полицейской формы. Такого рода деяние (79, 7 %) не причиняет телесных повреждений.

12 тшш-. « тшш с+-) > шжтш (шшшт с^) , леа

КйШ±2021^№>®277^ [ЯнВанмин. Понимание и применение положений Поправок к уголовному кодексу КНР № 11 и вспомогательных «Дополнительных положений о составах преступлений (7)». Пекин: Издательство Народного суда, 2021. С. 277].

мягкое насилие; 42,4%

причинение вреда вещам; 79, 7 %

насилие над личностью; 942, 89 %

Диаграмма 1. Насильственные средства, используемые при совершении преступлений против полиции

(Источник данных: China Judgements Online13)

Третьим видом насилия выступает так называемое мягкое насилие. Замечания Верховной народной прокуратуры КНР, Верховного народного суда КНР, Министерства общественной безопасности КНР и Министерства юстиции КНР по некоторым вопросам при рассмотрении уголовных дел, связанных с применением «мягкого насилия»14 (далее по тексту — Замечания), вступившие в силу 9 апреля 2019 г., указывают, что мягкое насилие относится к незаконным и преступным средствам, с помощью которых виновник в целях реализации незаконных интересов или формирования незаконного влияния причиняет беспокойство, пристает, создает шум, собирает толпу и т. д. в соответствующих местах, чтобы вызвать страх и панику у окружающих и, таким образом, психологически принудить к совершению каких-либо действий или существенно затронуть или ограничить личную свободу и поставить под угрозу личную и имущественную неприкосновенность. В совершенных преступлениях против полиции мягкое насилие занимает очень небольшую часть среди видов насилия в отношении сотрудников в полиции (42, 4 %).

Из судебной практики по рассматриваемому преступлению видно, что насильственные нападения с причинением имущественного вреда и мягкого насилия также признаются преступными действиями, связанными с нападением на полицию, что подчеркивает разнообразие преступных средств нападения на полицию.

По мнению авторов, причинение вреда имуществу народной полиции и мягкое насилие нельзя включать в сферу преступных средств нападения на полицию, так как при системном толковании закона насилие в уголовном праве имеет свое фиксированное значение, обычно обозначающее применение физической силы к другим людям. Это соответствует буквальному толкованию15. Поэтому насилие в составе нападения на полицию должно быть включено в форме прямого и косвенного насилия на сотрудников полиции, выполняющих свои служебные обязанности, за исключением причинения имущественного вреда и мягкого насилия.

13 ФЯШ^К^Й [Сеть судебных решений в Китае]. URL: https://wenshu.court.gov. cn/website/wenshu/181010CARHS5BS3C/index.html?https://wenshu.court.gov.cn/website/ wenshu/181217BMTKHNT2W0/index.html?pageId=0b1d1bd9a55868eb45afa8dc6136a464&s21=%E7% 94%98%E8%82%83%E7%9C%81%EF%BC%882012%EF%BC%89%E5%8D%8E%E5%88%91%E5%88 %9D%E5%AD%97%E7%AC%AC100%E5%8F%B7 (дата обращения:20.12.2022).

14 [Замечания Верховной народной прокуратуры и Верховного народного суда, Министерства общественной безопасности и Министерства юстиции по некоторым вопросам при рассмотрении уголовных дел, связанных с применением «мягкого насилия» (Полный текст). URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1630392068945549553&wfr =spider&for=pc (дата обращения: 06.08.2023)].

15 2022^Ш1Ш,%17Ж [Лю Яньхун. Правовой доктринальный анализ «насилия» в преступлении, связанном с нападением на полицию // Исследовании права и бизнеса. 2022. № 1. С. 17].

полицейские машины; 7, 1 %

помощники полицейских; 414, 32'

железнодорожные полицейские; 12, 1

народные полицейские; 835, 64'

Диаграмма 2. Структура предметов насильственных нападений на полицию (Источник данных: China Judgements Online)

Воспрепятствование исполнению служебных обязанностей; 105

Умышленное причинение вреда здоровью; 19, 2%

Нападение на полицию, 834, 87

Диаграмма 3. Структура составов преступлений по квалификации нападений на полицию (Источник данных: China Judgements Online)

Б. Объектом преступления в основном являются рядовые сотрудники полиции. Как видно из диаграммы 2, на народную полицию, включающую и железнодорожную полицию, приходится подавляющее большинство предметов преступлений против полиции (847, 65 %). Между тем насильственные нападения на помощников полиции (т. е. на сотрудников вспомогательной полиции) также квалифицируются как нападение на полицию (414, 32 %), поскольку, будь то полицейские или их помощники в качестве объекта преступления, преступные деяния совершаются именно против личности. Кроме того, были ситуации, когда полицейские машины использовались в качестве предмета рассматриваемого преступного деяния (7, 1 %). В случаях совершения нападения на народную полицию объектами насильственных нападений становились также охранники, полицейские-стажеры, городские управляющие и т. д., т. е. иной персонал.

В. Подавляющее большинство деяний против полиции (834, 87 %) квалифицируется как нападение на полицию, а небольшая часть (105, 11 %) — как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей (диаграмма 3). Кроме того, немногие нападения на полицию были квалифицированы как умышленное причинение вреда здоровью (19, 2 %).

3.2. Спорные вопросы судебной практики относительно вменения

этого состава преступления

Вышеизложенное систематизировало и обобщило соответствующие судебные решения (приговоры) по преступлениям в виде нападения на полицию. С помощью анализа уголовных дел мы можем определить тенденцию развития данного преступления, а также выявить спорные вопросы в процессе судебного рассмотрения дел об этом преступлении. Ниже рассмотрим вопросы, которые являются более спорными и влияют на квалификацию этого типа деяния.

3.2.1. Судебное определение предметов преступления

в виде нападения на полицию

В соответствии с ч. 5 ст. 277 УК КНР объектом данного преступления должна быть народная полиция, но, судя по результатам анализа судебной практики, помощники полиции и другой соответствующий персонал также могут быть предметом этого преступления, и даже нападение, направленное исключительно на полицейское имущество, также квалифицируется как рассматриваемое преступление. Видно, что в судебной практике критерии определения объекта преступления неоднородны.

Идентификация личностных и профессиональных интересов народной полиции в качестве предмета этого преступления соответствует действующему уголовному закону и положениям Руководящих заключений. Однако мы не можем в целом идентифицировать всех связанных с полицией сотрудников, подвергшихся нападению преступников, в качестве предмета указанного преступления. Предмет преступления должен быть ограничен, и сфера его охвата не должна быть слишком широкой, так как может вызвать споры в судебной практике.

Полицию в Китае можно условно разделить на три категории: полиция общественной безопасности, вооруженная полиция и судебная полиция. Полиция включает также гражданскую полицию, железнодорожную полицию, судебных приставов и дорожную полицию. Нет сомнений в том, что насильственные нападения на вышеупомянутые виды полиции считаются преступлениями в виде нападения на полицию, но были случаи, когда насильственные нападения на стажеров полицейской школы и помощников полиции также признавались преступлениями против полиции, что приводило к спорам в судебной практике.

3.2.2. Споры о применении соответствующих составов преступлений

при квалификации деяний, связанных с нападением на сотрудников полиции

3.2.2.1. Воспрепятствование исполнению служебных обязанностей ув

нападение на полицию

В судебной практике границы между насильственными нападениями на полицию и воспрепятствованием исполнению служебных обязанностей не особенно четко выражены. Такие признаки, как личность сотрудника, тяжесть последствий насильственного нападения и методы, использованные преступником, стали факторами, влияющими на различие и применение обоих составов преступлений16. Анализ практики китайских судов показал, что наиболее распространены два результата рассмотрения дел, в которых помощники полицейских являлись

16 2022^$Щ,$28М [Лю Яньхун.

Правовой доктринальный анализ «насилия» в преступлении, связанном с нападением на полицию // Исследовании права и бизнеса. 2022. № 1. С. 18].

потерпевшими. Например, в уголовном деле17 обвиняемая напала на двух помощников полиции (насилие выражалось в царапании сотрудников). Судебные органы квалифицировали это деяние как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, освободив ее от уголовного наказания. По другому уголовному делу18 обвиняемый напал на помощников полиции (исцарапал их). Судебные органы квалифицировали его действия как преступление, предусмотренное составом нападения на полицию. Эти примеры отражают неоднородность судебного применения обоих составов преступлений в отношении деяния в виде нападений на полицию.

Кроме того, ст. 2 Руководящих заключений устанавливает, что, если лица угрожают совершить насилие в отношении народной полиции, выполняющей свои обязанности в соответствии с законом, они должны быть привлечены к уголовной ответственности за воспрепятствование исполнению служебных обязанностей. Однако в Руководящих заключениях не раскрыты случаи, когда насильственные нападения совершаются, но не приводят к каким-либо последствиям. Такое деяние обычно квалифицируется как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей. Например, обвиняемый19 напал на полицейского и помощника: толкал, избивал, разбил шлем и т. д. Содеянное обвиняемым было квалифицировано как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей, поскольку оно не повлекло за собой никаких последствий в части причинения вреда здоровью сотрудника полиции.

3.2.2.2. Нападение на полицию vs умышленное причинение вреда здоровью

и убийство

По материалам еще одного уголовного дела20 обвиняемый нанес ножевые ранения двум полицейским и помощнику полиции. Потерпевшие получили травмы различной степени тяжести: от легкой до средней, что было квалифицировано как умышленное причинение вреда здоровью. Виновник был приговорен к 9 годам заключения. Исходя из этого, делаем вывод, что насильственные нападения на сотрудников полиции в качестве общественно опасных последствий включают в первую очередь причинение телесных повреждений или смерти, при этом степень тяжести травм может быть различна и ее нижняя граница не установлена. В данном случае речь идет уже о разграничении трех составов преступлений: нападение на полицию, умышленное причинение вреда здоровью и убийство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно УК КНР максимальное наказание за нападение на полицию составляет 7 лет лишения свободы, в то время как за убийство может быть назначена смертная казнь. В случае, когда виновник путем насильственных средств причинил серьезные увечья или смерть исполняющему служебные обязанности полицейскому, содеянное квалифицируется как умышленное причинение вреда здоровью или убийство. Статья 3 Руководящих заключений также предусматривает, что лица, совершившие

17 [Приговор Народного суда уезда Босин провинции Шаньдун по уголовному делу № 158-1625/2021]. URL: https://wenshu.court.gov.cn/ (дата обращения: 30.08.2023).

18 Ш1|^Я;1ЖАейК(2021)Л|1921ШЛ170-М*^Ш^ [Приговор Народного суда уезда Тунцзян провинции Сычуань по уголовному делу № 170-1921/2021]. URL: https://wenshu.court.gov. cn/ (дата обращения: 30.08.2023).

19 iI^-SiWASÄK(2021)^0581ff№458—ff№^Mfi [Приговор Народного суда г. Чаншу провинции Цзянсу по уголовному делу № 458-0581/2021]. URL: https://wenshu.court.gov.cn/ (дата обращения: 30.08.2023).

20 #^А7ШШ']ШАЙЙК(2021)#0502ШЛ230-М*^№^ [Приговор Народного суда района Циньчжоу г. Тяньшуй провинции Ганьсу по уголовному делу № 2308-0502/2021]. URL: https:// wenshu.court.gov.cn/ (дата обращения: 30.08.2023).

насильственное нападение на сотрудников полиции и причинив серьезные увечья или смерть, должны быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с положениями ст. 232 и 234 УК КНР21. Вместе с тем в п. 2 указанной статьи Руководящих заключений закреплено, что серьезная угроза личной безопасности рассматривается в качестве отягчающего обстоятельства, однако в этом пункте не уточняется, является ли причинение реального вреда необходимым для квалификации фактом. Таким образом, авторы считают, что грань между фактическим вредом и серьезной угрозой личной безопасности неясна, а это приводит к спорам по поводу разграничения данных трех составов в судебной практике.

4. Наиболее эффективный путь для судебного рассмотрения дел

о нападении на полицию

Многие проблемы при рассмотрении дел, связанных с преступлениями против полиции, проистекают из двусмысленности и конкуренции законодательных норм, что является частой ситуацией в правоприменительной практике22. Исходя из этого, необходимо с объективной и разумной точки зрения понять и разъяснить соответствующие составляющие элементы, которые влияют на квалификацию и назначение наказания за это преступление.

4.1. Определение понятия «народная полиция»

Согласно ст. 277 УК КНР объектом преступления, предусмотренного составом нападения на полицию, являются «сотрудники народной полиции, выполняющие свои обязанности в соответствии с законом», однако сфера действия народной полиции в судебной практике определяется нечетко, и ученые используют термины «обязанности»23, «статус»24 и «компромисс»25 для определения сферы деятельности народной полиции.

В современном Китае, кроме народной полиции, существуют также полиция прокуратуры, служба безопасности тюрем и др. Сфера деятельности именно народной полиции — это проблема, которая должна быть решена по мере развития судебной практики вменения данного состава преступления. Для этого следует

21 Статья 234 УК КНР предусматривает умышленное причинение вреда здоровью, статья 232 УК КНР — убийство.

22 2022^$12«,$145Й [ЧжаоХэн. Судебное применение преступления в виде нападения на полицию с точки зрения единства закона и порядка // Правоведение. 2022. № 12. С. 145].

2019^$2«,$387й [По позиции «обязанности» норма о насильственном нападении на полицию направлена на защиту служебной деятельности полиции, а не личности полицейского. См.: Ван Чжань. Уголовно-правовые размышления по вопросу насильственных нападений на полицию // Труды уголовного права. 2019. № 2. С. 387].

$29 Ж [Термин «статус» на основе буквального толкования утверждает, что лишь полицейские с официальным учреждением могут быть предметом насильственных нападений на полицию. См. об этом: ЧжуЛижон, Тон Дэхуа. Состав преступления нападения на полицию и его конкретное применение с точки зрения правовой доктрины // Вестник полицейской академии Цзянсу. 2022. № 1. С. 29].

2022$Щ,$288-289й [Позиция «компромисс» настаивает на двойных стандартах как в отношении личности, так и государственной службы. См. об этом: Чжан Юнцян. Нормативная эволюция, понимание и применение преступления в виде нападения на полицию // Вестник Чунцинского университета (Общественные науки). 2022. № 1. С. 288-289].

учитывать, выполняет ли лицо свои обязанности в соответствии с законом; рассмотреть вопрос об идентификации сотрудника полиции в качестве объекта преступления. В первую очередь, объектом данного преступления могут быть сотрудники народной полиции, имеющие официальное удостоверение и работающие в народной полиции по трудовому договору. На практике также имеют место насильственные нападения на другой персонал правоохранительных органов без официального статуса полиции. Сотрудники полиции, которые выполняют свои обязанности в соответствии с законом и контрактом, могут рассматриваться как служащие государственных органов26, а другие сотрудники правоохранительных органов, не имеющие установленного статуса, могут рассматриваться как имеющие специфический полицейский статус.

По мнению авторов, при определении понятия «народная полиция» не стоит принимать во внимание характер отношений между сотрудником полиции и собственно органом (трудовые или гражданско-правовые), но важен факт выполнения ими законно установленных обязанностей. В этой связи к сотрудникам народной полиции должен быть отнесен иной персонал, обязанности которого входят в сферу полномочий народной полиции. Они должны получать защиту наравне с лицами, служащими в народной полиции на постоянной основе.

4.2. Различие между нападением на полицию и воспрепятствованием

исполнению служебных обязанностей

Различие между нападением на полицию и воспрепятствованием исполнению служебных обязанностей заключается наличии насилия при совершении преступления против полиции. Поправки № 11 к УК КНР, разграничивая виды насильственных нападений на полицию, устанавливают разный объем уголовной ответственности, что обеспечивает более точную основу вменения того или иного состава преступления и назначения наказания за него. Однако поскольку нападение на полицию отделено от состава воспрепятствования исполнению служебных обязанностей и одновременно тесно связано с последним, в судебной практике не сложилось единого подхода к квалификации данных преступлений: разные суды определяют один и тот же акт нападения на полицию либо как нападение на полицию, либо как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей. Следовательно, необходимо провести границы между этими двумя преступлениями на официальном уровне.

Стоит отметить, что не все насильственные нападения на сотрудников полиции квалифицируются как нападение на полицию: иногда деяние может быть определено как воспрепятствование исполнению служебных обязанностей. Следовательно, эти два состава являются конкурирующими. Если речь идет о случае воспрепятствования исполнению народной полицией своих служебных обязанностей без «насильственного нападения», то содеянное признается воспрепятствованием исполнению служебных обязанностей. Только в том случае, когда лицо совершает нападение на сотрудников полиции с использованием насилия, препятствуя тем самым нормальному выполнению ими своих обязанностей, действия квалифицируются как нападение на полицию.

26

^КЖФ [Ответ Верховной народной прокуратуры о том, может ли гражданская полиция, работающая по контракту, стать cубъектом преступления халатности, обнародованный Верховной народной прокуратурой 9 октября 2000 года]. URL: https://www.rchui.cn/a772407 (дата обращения: 22.08.2023).

4.3. Роль степени причиненного вреда

Применение таких составов преступлений, как нападение на полицию, умышленное причинение вреда здоровью, убийство, определяется в соответствии со степенью причиненного вреда потерпевшим. Согласно положениям Руководящих заключений нападение на полицейских с причинением серьезного увечья или смерти квалифицируется как умышленное причинение вреда здоровью или убийство, а в случае легких травм и тому подобного — нападение на полицию. Иными словами, следует действовать по правилам идеальной совокупности преступлений, чтобы решить вопросы о корректности вменения этих составов преступлений27.

Заключение

Во-первых, китайский законодатель со временем исключил деяние в виде нападения на полицию из состава воспрепятствования исполнению служебных обязанностей и в качестве самостоятельного состава преступления предусмотрел его в ч. 5 ст. 277 Уголовного кодекса КНР.

Во-вторых, большинство китайских ученых выделяют три позиции по поводу понимания объекта преступления нападения на полицию: 1) служебная деятельность полиции, 2) личная безопасность служащих народной полиции, 3) служебная деятельность и личная безопасность сотрудников народной полиции. С точки зрения целей законодателя нападение на полицию посягает на два общественных блага: личную безопасность сотрудников народной полиции и обычный порядок исполнения служебных обязанностей.

В-третьих, объектом нападения на полицию являются сотрудники народной полиции, выполняющие установленные законом обязанности. Лица, служащие в народной полиции, независимо от основания возникновения между ними служебных отношений, должны быть отнесены к сфере народной полиции, и нападение на них с применением насилия должно быть квалифицировано по ч. 5 ст. 277 УК КНР.

В-четвертых, в судебной практике Китая насильственные средства в составе нападения на полицию включают насилие на самих сотрудников полиции, причинение вреда имуществу, принадлежащему народной полиции или ее служащим, и мягкое насилие. В сущности, в перечень преступных средств должны быть включены только насильственные нападения на самих полицейских, выполняющих свои служебные обязанности.

В-пятых, при конкуренции норм между нападением на полицию и воспрепятствованием исполнению служебных обязанностей, если содеянное полностью соответствует составу нападения на полицию, то лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности за это преступление, т. е. в этом случае применяется специальная норма.

В-шестых, при конкуренции составов нападения на полицию, причинения вреда здоровью и убийства лицо привлекается к уголовной ответственности в соответствии с правилами идеальной совокупности преступлений, т. е. содеянное квалифицируется как преступление, за которое УК КНР предусмотрено более строгое наказание.

Статья поступила в редакцию 1 сентября 2023 г Рекомендована к печати 22 февраля 2024 г

27 Согласно общей теории об идеальной совокупности преступлений в Китае содеянное квалифицируется как состав преступления, за которое назначается более строгое наказание, пишет Пан Дунмэй.

Criminal law counteraction to violent attacks on police in China

D. Pang, P. Su

For citation: Pang D., Su P. 2024. Criminal law counteraction to violent attacks on police in China.

Pravovedenie 68 (2): 187-201. https://doi.org/10.21638/spbu25.2024.204 (In Russian)

In recent years, violent attacks on the police have become more frequent in China, which not only prevents the People's police from performing their duties, but also seriously threatens their personal rights and interests. In this regard, there was a call in the academic circles of China to single out an attack on the police as a separate crime. Amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China purposefully responded to this call by separating a violent attack on the police from the composition of "obstruction of the performance of official duties" and forming a separate corpus delicti — "attack on the police". The composition of an attack on the police has been widely used in judicial practice since it was established separately in the Criminal Code of the People's Republic of China and officially put into effect, which really had a certain deterrent effect on crimes against police officers: on the one hand, it effectively guarantees the uninterrupted performance of police duties and activities; on the other hand, it also strengthens the authority of the law enforcement activities of the police and at the same time protects the personal rights and interests of police officers. However, a large amount of judicial practice shows that there are many ambiguities in the judicial application of this corpus delicti, reflected mainly in the understanding of "violent attack" and "people's police", the use of related crimes. When solving these problems, first of all, the connotation of "violent attack" should include direct and indirect violence against a person, and may also include violence against things affecting the smooth performance of duties, but should not include simple violence against things and mild violence. Secondly, in the understanding of the "people's police", it should be based on a position of compromise, and it should be recognized that police officers without official approval and police assistants can also become the subject of the crime of "attacking the police". Thirdly, in specific judicial practice, the problems of applying the elements of crimes, such as "assault on the police" "obstruction of the performance of official duties" "intentional injury to health" and "murder" are reasonably resolved in accordance with the rules of competition of norms or ideal totality for the purpose of scientific and rational application of the crime in question.

Keywords: attack on the police; protection of legal benefits; obstruction of the performance of official duties; injury to health; murder.

References

Li, Xiang. 2022. Legislative analysis and judicial application of a crime related to an attack on the police. Journal of Shanghai University of Political Science and Law (The Rule of Law Forum) 1: 105-118. (In Chinese)

Liu, Yanhong. 2022. Legal doctrinal analysis of "violence" in a crime related to an attack on the police. Studies in Law and Business 1: 15-28. (In Chinese)

Wang, Shizhou, Luan, Li. 2007. On the philosophical foundations of a crime in the form of an attack on the police. Criminal Science 4: 50-55. (In Chinese)

Wang, Zhan. 2019. Criminal law reflections on the issue of violent attacks on the police. Criminal Law Review 2: 370-393. (In Chinese)

Yang, Wanming. 2021. Understanding and application of the provisions of the Amendments to the Criminal Code of the People's Republic of China No. 11 and the auxiliary "Additional Provisions on the Elements of Crimes (7)". Publishing House of the People's Court. (In Chinese)

Zhang, Kaijun. 2021. Doctrinal analysis of a crime in the form of an attack on the police from the point of view of the balance between official protection and protection of human rights. Peking University Law Journal 6: 1521-1541. (In Chinese)

Zhang, Mingkai. 2021. Criminal law (6th ed.). Law Press. (In Chinese)

Zhang, Yongqiang. 2022. Normative evolution, understanding and application of crime in the form of an attack on the police. Journal of Chongqing University (Social Science Edition) 1: 283-294. (In Chinese)

Zhao, Bingzhi. 2021. Understanding and Application of Amendments to the Criminal Code of the

People's Republic of China No. 11. Chinese People's University Press. (In Chinese) Zhao, Heng. 2022. Judicial application of the crime of attacking the police from the point of view of

the unity of law and order. Law Science 12: 136-148. (In Chinese) Zhu, Lirong, Tongdehua. 2022. The composition of the crime of attacking the police and its specific application from the point of view of legal doctrine. Journal of Jiangsu Police Institute 1: 25-32. (In Chinese)

Zuo, Jianwei, Li, Yiming. 2008. On the hidden dangers of supplementing the composition of an attack on the police. Law Science Magazine 6: 29-32. (In Chinese)

Received: September 1, 2023 Accepted: February 22, 2024

Dongmei Pang — Doctor of Law, Professor, Henan University, 379, ul. Minglun, Kaifeng, 475001, China; pangdongmei71@163.com

Pengzhan Su — Researcher, Henan University, 379, ul. Minglun, Kaifeng, 475001, China; Supengzhan9739@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.