Научная статья на тему 'Уголовно-правовая основа противодействия коррупции'

Уголовно-правовая основа противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
496
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ANTI-CORRUPTION / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ / LEGAL DOCUMENTS / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быков Владимир Владимирович, Прокопович Галина Алексеевна

Статья посвящена научно-теоретическому анализу существующих нормативно-правовых документов, ведомственных приказов, законодательных актов, рекомендаций, учебной литературы и научных статьей, регламентирующих вопросы противодействия коррупции. Проблема борьбы с коррупцией требует к себе особого подхода, сочетающего различные методы и средства. Сложившаяся в настоящее время обстановка в стране требует немедленного принятия необходимых законодательно-правовых мер для решения обострившихся задач противодействия коррупции, особенно в высших эшелонах власти. В целях реализации обоснованных целенаправленных решений необходимо учитывать своевременные научно аргументированные подходы, разработанные в различных юридических областях, обобщать исторически накопленный опыт законодательной деятельности России в этом направлении. Однако, на сегодняшний день основной акцент, по-прежнему, делается на борьбу с коррупционными последствиями, а ее первопричины, разумеется, в практическом плане переходят на второй план. Как показывает анализ публикаций, результаты борьбы с коррупцией на сегодняшний день, несомненно, не адекватны уровню подлинного ущерба, причиняемого ею государственному бюджету в целом. В связи со сказанным, следует отметить, что сегодня задачу эффективного решения вопросов противодействия коррупции невозможно эффективно решать одними традиционными подходами, без разработки инновационных, соответствующих современным реалиям, программ и технологий их внедрения в правоохранительную практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Быков Владимир Владимирович, Прокопович Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL FRAMEWORK ANTI-CORRUPTION

The article is devoted to the scientific and theoretical analysis of the existing legal documents, departmental orders, laws, guidelines, textbooks and scientific articles, regulating the issues of combating corruption. The problem of the fight against corruption requires a special approach, combining different methods and tools. The current at the moment the situation in the country requires the immediate adoption of the necessary legislative and regulatory measures to address the exacerbated problems of combating corruption, particularly in the higher echelons of power. In order to implement sound solutions targeted to be considered timely reasoned scientific approaches developed in various legal areas, summarize historical experience Russian legislative activity in this direction. However, to date, the main emphasis is still done in the fight against corruption consequences, and its root causes, of course, in practical terms, it goes by the wayside. As the analysis of publications, the results of the fight against corruption so far, of course, is not adequate to the level of genuine damage caused by it to the state budget as a whole. In connection with the above, it should be noted that today the problem effectively address anti-corruption can not be effectively solved some traditional approaches, without the development of innovative, relevant to modern realities, programs and technologies for their implementation in the law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая основа противодействия коррупции»

УДК 343.352.4

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

© 2016

Быков Владимир Владимирович, магистрант 2 курса юридического факультета по программе подготовки «Юрист для бизнеса, власти и обеспечения прав человека» Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (119571, Россия, Москва, проспект Вернадского, д. 82, e-mail: bekoevamarina@mail.ru) Прокопович Галина Алексеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Московский университет им. С.Ю. Витте (115432, Россия, Москва, 2-ой Кожуховский проезд, д.12, стр. 1, e-mail: galina-prokopovich@yandexl.ru) Аннотация. Статья посвящена научно-теоретическому анализу существующих нормативно-правовых документов, ведомственных приказов, законодательных актов, рекомендаций, учебной литературы и научных статьей, регламентирующих вопросы противодействия коррупции. Проблема борьбы с коррупцией требует к себе особого подхода, сочетающего различные методы и средства. Сложившаяся в настоящее время обстановка в стране требует немедленного принятия необходимых законодательно-правовых мер для решения обострившихся задач противодействия коррупции, особенно в высших эшелонах власти. В целях реализации обоснованных целенаправленных решений необходимо учитывать своевременные научно аргументированные подходы, разработанные в различных юридических областях, обобщать исторически накопленный опыт законодательной деятельности России в этом направлении. Однако, на сегодняшний день основной акцент, по-прежнему, делается на борьбу с коррупционными последствиями, а ее первопричины, разумеется, в практическом плане переходят на второй план. Как показывает анализ публикаций, результаты борьбы с коррупцией на сегодняшний день, несомненно, не адекватны уровню подлинного ущерба, причиняемого ею государственному бюджету в целом. В связи со сказанным, следует отметить, что сегодня задачу эффективного решения вопросов противодействия коррупции невозможно эффективно решать одними традиционными подходами, без разработки инновационных, соответствующих современным реалиям, программ и технологий их внедрения в правоохранительную практику.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, нормативно-правовые документы, национальная безопасность.

CRIMINAL LEGAL FRAMEWORK ANTI-CORRUPTION

© 2016

Bykov Vladimir Vladimirovich, graduate student 2 courses of faculty of law at the training program «Lawyer for business, government and human rights» Russian academy of national economy and public administration under the president of Russian federation (119571, Russia, Moscow, Vernadskogo avenue, d. 82, e-mail: bekoevamarina@mail.ru) Prokopovich Galina Alekseevna, doctor of legal sciences, professor of the department of theory and history of state and law Moscow University named S.Y. Witte (115432, Russia, Moscow, 2nd Kozhukhovskiy fare, 12, p. 1, e-mail: galina-prokopovich@yandexl.ru) Abstract. The article is devoted to the scientific and theoretical analysis of the existing legal documents, departmental orders, laws, guidelines, textbooks and scientific articles, regulating the issues of combating corruption. The problem of the fight against corruption requires a special approach, combining different methods and tools. The current at the moment the situation in the country requires the immediate adoption of the necessary legislative and regulatory measures to address the exacerbated problems of combating corruption, particularly in the higher echelons of power. In order to implement sound solutions targeted to be considered timely reasoned scientific approaches developed in various legal areas, summarize historical experience Russian legislative activity in this direction. However, to date, the main emphasis is still done in the fight against corruption consequences, and its root causes, of course, in practical terms, it goes by the wayside. As the analysis of publications, the results of the fight against corruption so far, of course, is not adequate to the level of genuine damage caused by it to the state budget as a whole. In connection with the above, it should be noted that today the problem effectively address anti-corruption can not be effectively solved some traditional approaches, without the development of innovative, relevant to modern realities, programs and technologies for their implementation in the law enforcement practice. Keywords: corruption, anti-corruption, legal documents, national security.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе коррупция признана одним из самых проблемных явлений как для общественной жизни, так и для государственного управления в целом. Для национальной безопасности России она представляет большую угрозу, в связи с чем программа противодействия коррупции поставлена на одном из первых мест в государственной политике. Так, например, по статистическим данным 2012 года, из общего количества раскрытых преступлений порядка 30 тысяч совершено против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, выявлено более 6,5 тыс. преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ [1], в том числе, 339 совершены в крупном и особо крупном размере. Установлено 1 767 лиц, совершивших данные преступления, из которых 1 621 лицо привлечено к уголовной ответственности за получение взятки. Кроме того, доказано 399 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) [2]. В указанный период пресечена преступная деятельность

23 депутатов различных уровней, 7 министров и 8 заместителей министров субъектов РФ, 13 глав районных субъектов РФ, 26 муниципальных образований и городов, 23 руководителей подразделений территориальных федеральных органов власти [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Как показал анализ публикаций, научные работы по проблеме коррупционных преступлений были написаны, преимущественно, до 2011 г., то есть до введения в Уголовный Кодекс РФ статьи 291.1 «Посредничество во взяточничестве» [1]. В настоящее время данная проблема более детально раскрывается в работах Р.М. Абызова [3], В.Д. Андрианова [4], Л.А. Андреевой [5], Ю.Л. Бойко [3], Н.В. Бугаевской [6], С.А. Воронина [7], А.М. Егиян [8], А.С. Кожушко [98], Г.А. Прокопович [10] и др. Коррупционные скандалы, по мнению некоторых ученых (Р.М. Абызов, Ю.Л. Бойко), ежедневно сотрясают общественность, вызывая, с одной стороны, ее справед-

ливое возмущение, с другой - безразличие и неверие в то, что заслуженное наказание получат все виновные коррупционеры. Примерами тому являются скандалы в структуре Минобороны, Роскосмоса, ЖКХ, органах самоуправления различных регионов и уровней власти субъектов Российской Федерации, других ведомств и направлений деятельности [3]. Основной мотив совершения посредничества в коррупционном преступлении, пишет А.М. Егтян, - завладение чужой собственностью, что, учитывая особенности способа его совершения (обман, введение в заблуждение) должно квалифицироваться, в первую очередь, в качестве мошенничества [8]. Связав эволюцию антикоррупционного дискурса с перипетиями политической истории постсоветской России, Л.Е. Бляхер и Н.А. Пегин показывают, почему и как коррупция выходит на авансцену общественного внимания, постепенно превращаясь в важнейшую политическую проблему [12].

Формирование целей статьи (постановка задания). На протяжении многовековой истории становления и развития России как великой державы коррупция была и остается одним из основных барьеров. Важно четко осознать сущность этого явления и отличать его от других преступлений. Коррупция может задевать все наше общество в целом, формы ее проявления могут быть разнообразными. Но как тогда установить, что является коррупцией, а что нет? В связи с этим, на основе исторического анализа, авторы попытались более наглядно представить существующие и возникшие проблемы на пути к реализации антикоррупционных действий, оценить их с различных точек зрения на фоне происходящих широкомасштабных преобразований, увидеть их источники и перспективные планы для принятия дальнейших аргументированных решений.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В рамках данной статьи нами определены научно-обоснованные позиции, разработанные различными отраслями права, обобщен накопленный исторический опыт деятельности Российского государства в борьбе с коррупционностью, которые необходимо учитывать при осуществлении квалификации объективной стороны преступных действий, предусмотренных нормами УК РФ. Для этого мы обратились, прежде всего, к определению понятия «коррупция», установленному законом. Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, коррупция (лат. corruptio - подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц) включает в себя: легализацию денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем (ст.174); злоупотребление должностными полномочиями (ст.285); получение взятки (ст.290); дачу взятки (ст.291); служебный подлог (ст.292) [1].

В Федеральном законе «О противодействии коррупции» понятие «коррупция» определяется как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества, или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица» [11].

В том же государственном документе понятие «противодействие коррупции» определяется как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических

лиц в пределах их полномочии: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушении (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствии коррупционных правонарушений» [11].

Правовую основу Федерального закона «О противодействии коррупции» составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты и др.

Проводя решительную и радикальную деятельность по реализации программы противодействия коррупции, государственные структуры власти должны учитывать ряд причин и условий коррупции, ограничиваться не только мерами общей профилактики, чтобы в целом устранить причины преступности, но также проводить специальные мероприятия, которые помогут исключить ряд факторов, приводящих к совершению данного действия. По справедливому замечанию Р.М. Абызов и Ю.Л. Бойко, на сегодняшний день по-прежнему основной упор делается на борьбу с последствиями коррупции, а ее причины, безусловно, в практическом плане остаются без внимания, хотя эта проблема требует к себе особого подхода, сочетающего различные меры и средства [3]. Диалектика коррупции в том, пишет А.Г. Лахман, что она в самом государстве, как тяжелый недуг, от которого надо во что бы то ни стало излечиться, избавиться. Нельзя отрицать того, что руководство страны настроено на борьбу с коррупцией. Никакого «соприкосновения» высокопоставленных «элитных» коррупционеров с государством быть не может. Элитная коррупция как коррумпированная, продажная часть российских чиновников, преступная деятельность которых носит (до поры, до времени) латентный характер (и потому трудно искоренима) - не «соприкасается», а агрессивно и корыстно стремится «приватизировать интересы государства», обратить их в свой рентный доход. В этом и состоит «секрет» еще неискорененной коррупции [13].

На основе глубоко исторического анализа рассматриваемой проблемы (Л.Е. Бляхер, А.В. Быков, Е.А. Загрядская, В.С. Изосимов В.С. Мартьянов, Н.А. Пегин,) [12; 14], мы пришли к выводу, что понятие «коррупция» появилось еще в глубокой древности и по сей день в большинстве стран мира оно продолжает свое существование. Объектом коррупции стали практически все регулируемые законом общественно-управленческие отношения и их субъекты: система здравоохранения и образование, политика, бизнес, государственная и муниципальная служба, правоохранительные органы, жилищно-коммунальная сфера, шоу-бизнес, кадровые назначения и т.д. Тема коррупции сегодня воспринимается всерьез как зло и как бедствие. Довольно сложно определить, вырос ли за последнее время уровень коррупции, т.к. сложно найти для нее какое-либо однозначное измерение, но можно сказать, что вырос общественный интерес к ней. Мы наблюдаем, что в современном мире происходит очевидное движение к соблюдению норм морали и этики. Это движение может называться по-разному. В общей массе призывов к ответственному поведению громче всех звучат голоса «глобального гражданского общества», требующих от правительств и транснациональных корпораций обеспечения прозрачности проводимой ими политики. Новая волна добропорядочности генерируется как снизу, так и сверху: «Один из аспектов общемирового движения за ответственность

и прозрачность - борьба с коррупцией. Она носит международный характер, во-первых, потому что охватывает весь мир, во-вторых, борьба с коррупцией является объектом международной координации. Этическая координация и этический менеджмент становятся одним из центральных моментов корпоративной деятельности.

Если обратиться к предыстории данного понятия, то обнаружим, что коррупция - универсальный феномен, присутствовавший во всех странах и во все времена человеческой цивилизации. Подобно греху, писал Ж.-Ж. Руссо, она присуща человеческой природе. Философ полагал, что «...человек по своей природе неплохой, но впоследствии воздействия комплекса исторических событий, он деформируется и, в частности, коррумпируется» [15]. Ж.-Ж. Руссо, таким образом, пришел к выводу, что само общество и есть то, что делает человека жадным, лживым и т.п. Первобытный человек жил в себе и для себя, а человек, живущий в обществе, не знает, как жить без других людей, без их общественного мнения. Для Ж.-Ж. Руссо именно общество с его акцентом на капиталистическую частную собственность развращает человека. Примитивный человек, или человек в естественном состоянии, считал он, является идеальным, совершенным, добродетельным, хорошим и невинным. Хотя философ и идеализирует естественное состояние человеческого общества, однако он указывает и на неизбежность и необходимость необратимого процесса цивилизации, несмотря на его развращающее влияние на человека [16].

Исходя из кантовской моральной философии, на которой построена этическая система, коррупция рассматривается как аморальный или морально плохой поступок, потому что идет вразрез с высшим моральным принципом и естественным чувством долга. Коррупция не может быть использована в качестве безусловного императива или высшего морального принципа, который имеет универсальное применение или принятие. Причина заключается в том, что коррупция нарушает основные принципы, которые должны лежать в основе всех человеческих действий/поступков с моральной подоплекой. Во-первых, очевидно, что никто не захочет принимать и использовать коррупцию в качестве общего принципа действий. Как бы нам ни нравилось обманывать других, никто не хотел бы быть обманутым. Во-вторых, коррупция подразумевает узурпацию и последующее ущемление прав других для эгоистичных целей. Это подразумевает полное пренебрежение к достоинству и социально-экономическим правам других.

Наши действия хороши до тех пор, пока они уважают права других. Коррупция не способствует социальному сплочению или поддержанию общественного договора, а скорее угрожает этому. Коррупция не позволяет быть честным в деловых отношениях с другими, поэтому коррупция нравственно плоха. Поэтому прерогатива этики или моральной философии - установить нормативные принципы, которые не только делают коррумпированные методы нравственно плохими, но также и воздерживают людей от них. Рассуждая о коррупционных фактах, не стоит забывать, что «человек является источником любого морального поступка, будь он хорошим или плохим. В первую очередь коррупция начинается в сердце человека, в его мыслях, которые в результате отражаются в конкретных поступках. Когда эти поступки повторяются на регулярной основе, они становятся привычками, эти привычки в ответ формируют характер и сущность.

Стоит признать, что коррупция - это не только болезнь общества, это болезнь цивилизации, вызванная «испорченной» человеческой натурой. Поэтому коррупция никак не связана с национальной, классовой или сословной принадлежностью, также как не связана с политическим режимом: «Коррупция является постоянно присутствующим элементом современной цивилизации, как в демократичных обществах, так и в авторитарных,

т.е. не существует очевидной корреляции между уровнем коррупции, с одной стороны, и типами политического режима, их экономической эффективности, с другой. Коррупционеры заражены коррупцией и их главным желанием является увеличение их коррупционного состояния. Их интересы противоречат интересам основной массы населения и, как только они начинают жить обособленно, они культивируют цинизм, который защищает их от окружающего их мира. Однако, по мнению ряда исследователей (С.А. Костикова, С.А. Оскилко, О.Ю. Сидорова), внедряя новые антикоррупционные законы, проблему взяточничества в России можно решить. Несмотря на всю сложность борьбы с коррупцией, минимизировать этот процесс вполне реально, главное, чтобы не только представители власти, но и простые граждане обладали стремлением и желанием искоренить это явление [17].

Во всех случаях отрицание и несоблюдение определенных моральных и этических норм общества одним индивидом ведет к страданию другого. Богатство, нажитое коррупционным путем, и власть, полученная нечестным методом, идут рука об руку: коррумпированный человек, однажды получив власть, начинает использовать ее в своих эгоистичных целях для увеличения собственного состояния. Он может утверждать, что богатство не есть самоцель, т.к. он служит народу и посвящает себя их интересам, но это только в начале его пути и потом он все же поддается искушению и «коррупционное» богатство его разрушает. «Коррупционное» богатство и полученная коррупционным путем власть - основные источники распространения коррупции. Такая ситуация естественным образом вызвала всплеск негативных эмоций большинства людей и потому сейчас мы наблюдаем открытую борьбу с коррупцией с требованиями соблюдения моральных и этических норм общества всеми индивидуумами. Общество состоит из индивидов, каждый день делающих определенный выбор с негативными или позитивными последствиями как для самого индивида, так и для всего общества в целом. Этика и мораль являются жизненными связующими нитями общества. И без общепринятого принципа морали человеческое общество может деградировать до такого состояния общества, в котором один человек становится волком по отношению к другим.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Сущность и содержание понятия «коррупции», служащее законодательной базой для юридического определения системы и конкретных видов коррупционных правонарушений и иных преступлений, совершенствования и оптимизации их нормативно-правовой структуры, должно отражать более конкретную, с точки зрения юридической теории и практики, формулировку основных свойств и характеристик этого явления и тех конструкций, в рамках которых оно находит свое явное выражение. Обозначенным критериям исследуемое юридическое определение не отвечает, поскольку содержит в себе некоторые недостатки: изначально термин «коррупция» в нем синонимичен с деяниями соответствующих лиц, а не с явлением, которое лишь обнаруживает свою сущность в тех или иных фактах, в результате чего законодатель не смог дать подобающую оценку данному исторически изменчивому негативному социально-правовому явлению; законодателю не удалось представить нормативно-правовую природу коррупционных действий, что не способствует объективной оценке все системы коррупционно значимого поведения. В результате такого подхода вопрос о соотношении понятий «коррупция» и «противодействия коррупции» в настоящем Законе пока недостаточно разрешен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации https:// ru.wikipedia. org/wik

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ

от 09.07.2013 № 24 (ред. от 03.12.2013) «О судебной практике по делам о взяточничествеи об иных коррупционных преступлениях» // Российская газета, № 154, 17.07.2013.

3. Бойко Ю.Л., Абызов Р.М. Коррупционность: проблемы расследования и привлечения к ответственности: монография. Барнаул, 2014. 136 с.

4. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность. М.: Экономика, 2011. С. 81.

5. Андреева Л.А. Криминологические предпосылки коррупции в России //Вопросы современной юриспруденции. 2013. №32. С. 6-17.

6. Бугаевская Н.В. Коррупционные преступления: виды и особенности субъекта. М.: Юрлитинформ, 2015.

7. Воронин С.А. Причины и условия коррупционных преступлений сотрудников правоохранительных органов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5 № 2 (15). С. 211-215.

8. Егиян А.М. Проблемы квалификации объективной стороны посредничества во взяточничестве // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5 № 1 (14). С. 176-179.

9. Кожушко А.С. Коррупция общества, коррупция индивида/А.С. Кожушко//Гуманитарные и социальные науки. 2012. -№ 6. -С. 109-115.

10. Прокопович Г.А. Юридическая ответственность как межотраслевой (комплексный) институт в системе права //Закон и право. 2004. № 6. С. 27.

11. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

12. Бляхер Л.Е. Коррупция как политическая проблема: кто, как и зачем сражается с коррупцией в России// Полития. 2012. № 4. С. 89-103.

13. Лахман А.Г. Коррупция и противодействие коррупции: проблемы правопонимания/Власть и управление на Востоке России. 2013. № 1. С. 129-134.

14. Квалификация коррупционных преступлений в сфере экономики: курс лекций /А.В. Быков, Е.А. Загрядская, В.С. Изосимов Мартьянов В.С.и др. М.: Юнити-Дана, 2015.

15. Мартьянов В.С. Институциональное противодействие коррупции: законодательный каркас и общественный контроль // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции : сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч. конф. Екатеринбург,

2014. С. 66-77.

16. Ильченко М.С. Коррупция как фактор воспроизводства трансформирующейся политической системы // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции : сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч. конф. Екатеринбург, 2014. С. 86-93.

17. Прокопович Г.А. Теоретическая модель юридической ответственности в публичном и частном праве: дис. ... доктора юридических наук. М., 2010. 449 с.

18. Коррупция и противодействие коррупции в России /С.В. Мальчикова, С.А. Костикова, С.А. Оскилко, О.Ю. Сидорова //Евразийское научное объединение.

2015. № 3 (3). С. 158 -170.

19. Прокопович Г.А. Пути совершенствования юридической ответственности в публичном и частном праве. Монография Текст. М.:НОУ ВПО «МЭЛИ», 2009. 372 с.

20. Панченко П. Н. Как нам преодолеть коррупцию: особенности, причины коррупции и меры ее преодоления //Вопросы правоведения. 2012. № 3. С. 91-117.

21. Балаев А.Ш. Коррупция в свете принятого федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» //Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 7. С. 116-120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.