Научная статья на тему 'Уголовно-правовая характеристика терроризма по законодательству Республики Казахстан: сравнительный анализ'

Уголовно-правовая характеристика терроризма по законодательству Республики Казахстан: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
797
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТ / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ТЕРРОРИЗМА / УГРОЗА / ВЗРЫВ / TERRORISM / SAFETY / OBJECT / OBJECTIVE ASPECT / SUBJECT / SUBJECTIVE ASPECT OF TERRORISM / THREAT / EXPLOSION / ACT OF TERRORISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тинистанова Салтанат Сайдахметовна

Настоящая работа рассматривает терроризм с точки зрения уголовно-правовой характеристики состава преступления, проблемные аспекты квалификации терроризма. Делается сравнительный анализ законодательства по борьбе с терроризмом и перспективы развития данного законодательства как в Казахстане, так и в других странах, стоящих перед такой глобальной проблемой как терроризм. Материалы работы можно использовать практических занятиях, самостоятельной работе студента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal description of terrorism under the legislation of the Republic of Kazakhstan: a comparative analysis

The article analyses the issue of terrorism and reveals issues of terrorism description. The author provides comparative analysis of the legislation aimed at fighting terrorism in Kazakhstan and other countries facing the same problem. The article can be used during tutorials and for self-instruction of students

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая характеристика терроризма по законодательству Республики Казахстан: сравнительный анализ»

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Уголовно-правовая характеристика терроризма по законодательству Республики Казахстан: сравнительный анализ

Legal description of terrorism under the legislation of the Republic of Kazakhstan: a comparative analysis

Настоящая работа рассматривает терроризм с точки зрения уголовно-правовой характеристики состава преступления, проблемные аспекты квалификации терроризма. Делается сравнительный анализ законодательства по борьбе с терроризмом и перспективы развития данного законодательства как в Казахстане, так и в других странах, стоящих перед такой глобальной проблемой как терроризм. Материалы работы можно использовать практических занятиях, самостоятельной работе студента.

Ключевые слова и словосочетания: терроризм, террористический акт, безопасность, объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона терроризма, угроза, взрыв.

The article analyses the issue of terrorism and reveals issues of terrorism description. The author provides comparative analysis of the legislation aimed at fighting terrorism in Kazakhstan and other countries facing the same problem. The article can be used during tutorials and for self-instruction of students.

Key words and word combinations: terrorism, act of terrorism, safety, object, objective aspect, subject, subjective aspect of terrorism, threat, explosion.

Среди тревожных вопросов, стоящих ныне перед человечеством, все большее место занимает проблема терроризма. Терроризм - является одним из опаснейших преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Он характеризуется проявлением специфических антиобщественных действий, совершаемых общеопасными способами в основе чего лежит стремление субъекта (террориста) устрашения населения, нарушения общественной безопасности и дезорганизации общественного порядка, диктовать свои преступные требования и достигать свои асоциальные цели.

Терроризм, будучи многообъектным преступлением, посягает прежде всего на общественную безопасность, а так же на нормальное функционирование государственного управления, нарушая при этом общественный порядок и ставя под угрозу жизнь и здоровье многих граждан, что способно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране. Современная практика борьбы с преступностью показывает, что терроризм в его широком понимании и толковании может совершаться в разнообразных целях и различными по своим политическим убеждениям субъектами.

Тинистанова

Салтанат Сайдахметовна

Кандидат исторических наук, доцент. Заместитель декана по учебной и воспитательной работе юридического факультета Жетысуйского государственного университета имени И. Жансугурова, Республика Казахстан

e-mail: Tin_019@mail.ru

Saltanat S. Tinistanova

Candidate of Historical Sciences, an associate professor, a deputy dean of the faculty of law of Zhetysuisky State University named after I. Zhansugurov, the Republic of Kazakhstan

e-mail: Tin_019@mail.ru

УДК 94(514)084.5

Как указывает ученый Е. Кайыржанов, объектом преступления является общественная безопасность в широком смысле этого слова, несколько умысел преступников направлен на создание обстановки страха, неуверенности у населения, чтобы таким образом оказать давление на власть, её отдельные органы или на должностных лиц с целью изменения их деятельности в интересах преступников. Дополнительными объектами могут быть собственность, жизнь, здоровье граждан их имущественные и политические интересы.

Как видно, тем объектом, которому, по мнению законодателя, причиняется наибольший вред актами терроризма, чаще всего признается общественная безопасность, однако, исходя из обстоятельств самого деяния, нарушение общественной безопасности выступает для террористов хотя и первоочередным, но фактически не основным, а вспомогательным действием, способом посягательства на другой объект в сложном составном преступлении. В связи с этим В.Ф. Антипенко обращает внимание на следующее: (общественная безопасность не может быть основным объектом терроризма... Запугивание при терроризме... выступает не самоцелью, а средством достижения цели, оказание влияния на основной объект, чем реализуется понуждение соответствующих лиц к выгодным для террористов решениям. Основным же объектом терроризма является национальные и наднациональные институты в (их различных вариантах), посягая на которые путем воздействия на непосредственный объект виновные лица достигают или стремятся достигнуть главной цели нарушения их неприкосновенности. Объективная сторона терроризма заключается в ряде активных действий предусмотренных частью первой статьи 233 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, проявляется в двух формах:совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступление иных общественно опасных последствий, угроза совершения указанных действий.

Разграничим по 3-м признакам.

1)Объективная сторона терроризма выражается в угрозе путем заявлений в СМИ, расклейки листовок угрожающего характера (и очень редко по телефону). Объективная сторона ст. 242, ложное сообщение о готовящемся террористическом акте взрыве, поджоге, делается устно (чаще всего по телефону), письменно или телеграммой, в правоохранительные органы, (МВД, КНБ), государственные или коммерческие организации, учреждения, учебные заведения, магазины, вокзалы, аэропорты. 2) Сообщение угроза в терроризме 233 чаще всего адресовано военным структурам, правительству, государству, а точнее его населению, то есть, здесь не определен круг лиц, против которых будет совершен террористический акт. 3) В статье 242. Ложное сообщение обычно делается по телефону, адресовано в большинстве случаях муниципальным или коммерческим организациям, государственным органам, руководителям предприятий, учреждений, организаций, а также отдельным гражданам, то есть, здесь, определенный круг людей, против которых готовится террористический акт.

При терроризме взрыв, поджог или иные действия должны носить такой характер при котором создается реальная угроза гибели людей (хотя бы одного человека) - это обязательный признак терроризма, а также причинение значительного имущественного ущерба как гражданам, так и государству или наступление таких общественно опасных последствий. Оконченным преступление считается с момента взрыва, поджога, разрушения или повреждения каких-либо объектов жизнеобеспечения населения, административных зданий, независимо от размера реального причинения вреда.

Субъект осознает содержание своего умысла, то есть совершения взрыва, поджога, или иных действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно-опасных последствий, либо угрожает указанными действиями и желает так действовать.

Субъектом терроризма является : 1) Физическое лицо (человек)-будь это гражданин Республики Казахстан либо иностранцы или лица без гражданства. 2)Вменяемый 3) Достигший 14-летнего возраста. Вменяемость это психическое состояния лица, заключающее в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социального психологического развития и социализации, а также по возрасту осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими во время совершения преступления и нести в связи с этим уголовную ответственность. По общему правилу за совершение преступления уголовная ответственность наступает по достижении 16-летнего возраста. Но во 2-ой части статьи 15 Уголовного кодекса Республики Казахстан указывает, что за некоторые преступления уголовная ответственность наступает с 14-летнего возраста, куда входит и терроризм. В силу своей опасности и дезорганизованности общественного порядка, а также нормального функционирования государственного управления ставя под угрозу жизнь и здоровье многих граждан, что способно дестабилизировать социально-политическую обстановку в стране. Поэтому, законодатель решил, что несовершеннолетние лица, достигшие четырнадцатилетнего возраста достаточно готовы психологически и морально, а, следовательно, субъективно осознавать те запреты, которые устанавливаются законом и связанны с посягательством на личность и собственность.

Legal Aspects of the State Management

Квалифицированные виды терроризма предусмотренные частью 2-ой статьи 233 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Часть 2-ая. п. (а): «Группой лиц по предварительному сговору...» - это вторая форма соучастия согласно часта 1 ст 31 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Субъективная сторона терроризма характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Субъект осознает содержание своего умысла, то есть совершения взрыва, поджога, или иных действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба или наступления иных общественно опасных последствий, либо угрожает указанными действиями и желает так действовать. Специальная цель выражается в нарушении общественной безопасности и устрашения населения либо оказать воздействия на принятие решений государственными органами.

Обязательным признаком терроризма по субъективной стороне является цель - нарушение общественной безопасности, устрашение населения либо оказание воздействия на принятия решений государственными органами. При чем, в Уголовном Кодексе указанная цель может заключаться не только в представленной в диспозиции статьи сочетании, но и в отдельном ( одном, двух, из трех) варианте. Эти же цели, как в отдельности, так и в сочетании, обязательны для квалификации угрозы, но при этом не важно совершения акта терроризма.

Цель совершения - угроза общественной безопасности, а также Устрашение населения - характеризуется стремлением лица добиться возникновения в обществе состояния хаоса, появления у большого числа людей чувства опасности за свою жизнь, здоровье и сохранность имущества. Мотив совершения терроризма не имеет значения для квалификации преступления, но может учитываться при определении наказания. Мотивом может быть политический или экономический интерес, месть государству или отдельным его гражданам, стремлением добиться незаконного освобождения находящихся под стражей лиц, национальная или религиозная вражда и ненависть.

Новая геополитическая роль суверенного Казахстана предопределила активное его вхождение в мировое сообщество, одновременно поставив перед страной проблему нейтрализации внешних негативных факторов. Одним из таких шагов является принятие «Закона о борьбе с терроризмом». Законодательство о борьбе с терроризмом в нашей республике должно быть соотносимо с аналогичными законами других стран СНГ (Кыргызстан, Узбекистан и другие), со спецслужбами которых у нас заключены многосторонние и двухсторонние соглашения о взаимодействии, естественно с учетом нашего казахстанского законодательства и нашей обстановки.

Как указывает В. Жумаканов, в Уголовном законе Латвии при отсутствии состава диверсии ч. 1 ст.88 (терроризм) сформулирована следующим образом: «Взрывы поджоги или иные умышленные действия, направленные на уничтожение людей, причинение телесных повреждений или иного ущерба здоровью людей, уничтожение или повреждение предприятий, строений, нефти газопроводов, электролиний, путей и средств сообщения, телекоммуникационных сетей или иного имущества целью нанесение ущерба Латвийской Республики или ее жителям, а также совершенное с той же целью массовое отравление или распространение эпидемий и эпизоотии». В основном те же самые признаки характеризуют состав диверсии и в Уголовных Кодексах Республики Казахстан (ст.71), РФ (ст. 281), Украины (ст.160), Беларуси (ст. 360), Туркменистана ( ст.173), Узбекистана (статья 161). В тоже время согласно части 1 статьи 155 Уголовного Кодекса Узбекистана предусматривающей ответственность за терроризм, под это понятие подпадают: «Действия, направленные на понуждение государства, международной организации, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения какого-либо действия, соединенные с угрозой убийством или применением насилия, захватом или удержанием собственности или лица в качестве заложника, нападением на служебные помещения представительств иностранных государств или международных организаций, пользующихся международной защитой, на принадлежащие или арендуемые ими жилые помещения, в целях осложнения международных отношений, провокации, войны или дестабилизации обстановки в Республике Узбекистан». Здесь речь идет об ответственности за нападения на лиц или учереждения, пользующиеся международной защитой, но такого рода деяний в Уголовных Кодексах Республики Казахстан (ст. 63), РФ (ст.360), Украины (ст. 414), Беларуси (ст. 125), Туркменистана (ст. 170) предусмотрены в самостоятельном порядке отдельно от состава терроризма, тогда как под терроризмом согласно ст.233 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, РФ (статья 205) и Туркменистана ( статья 271),понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Анализ научной юридической литературы, международных документов и уголовного законодательства ряда стран показывает, что терроризм как деяние представляет собой конкретный акт волевого поведения

для совершения или угрозы совершения общеопасных действий (взрывов, поджогов и т.п.), могущих повлечь гибель людей или иные тяжкие последствия и направленных на устрашение населения с целью понуждения государства, международной организации, физического или юридического лица или группы лиц к принятию какого-либо решения или отказу от него. Думается, что и конкретный состав терроризма должен содержать совокупность следующих признаков: совершение или угроза совершения общеопасных действий, направленность этих действий на устрашение населения; наличие цели оказания влияния на принятие решения органами власти, международной организацией, физическим или юридическим лицом или группой лиц. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков должно свидетельствовать об отсутствии состава терроризма, хотя бы деяние по многим показателям и было сходно с терроризмом.

Законодательные формулировки терроризма не охватывают все случаи возможного совершения таких особо опасных деяний, например, составы терроризма, предусмотренные статьей 233 Уголовного Кодекса Республики Казахстан, статье 205 УК РФ и статья 271 Уголовного Кодекса Туркменистана, согласно которым общественная опасность может быть вообще единственным объектом преступления, а из числа фактически основных объектов преступления указывается лишь на деятельность органов власти и то в факультативном порядке. Но при таком подходе к конструированию состава не только упускаются признаки фактически основных объектов, но и порождается несоответствие состава терроризма с составом преступлений с признаками терроризирования, согласно которым насилие или угроза применения насилия либо иные действия служат не самоцелью, а средством достижения цели понуждения к совершению какого-либо действия либо отказу от него и которые содержат признаки двух обязательных объектов основного и дополнительного, а во многих случаях дополнительно-факультативного. Поэтому терроризм, будучи ядром преступлений с признаками терроризирования, должен быть максимально приближен по конструкции своего состава к родственным составам, и одним из этапов в этом направлении, по всей видимости, должно быть определенное «усложнение» признаков объекта терроризма и формулирование его как сложного состава с признаками двух обязательных (основного и дополнительного) и дополнительных факультативных объектов.

Для того чтобы борьба с терроризмом была эффективной, необходимо следующее: уголовно-правовая регламентация всего спектра мер по борьбе с терроризмом с четкой концепцией, способной к эффективному применению на практике; изменение уголовно-правовой основы борьбы с терроризмом -внести жесточайшие меры наказания за терроризм в Уголовный кодекс Республики Казахстан; создание антитеррористического центра координации деятельности правоохранительных органов и других ведомств для решения задач по борьбе с терроризмом; вывести СМИ (особенно телевидения) из списка объективных орудий, рекламирующих идеи террористов и самих террористов. Обозначить границы взаимоотношения власти и СМИ. Запад уже определился в этом вопросе - цензура необходима. Мы должны определить взаимоотношения СМИ и властей в освещении терроризма. В заключение хотелось бы отметить, что, чтобы успешно бороться с террористической деятельностью, необходимо не только правильно оценивать вероятность избрания того или иного предмета в качестве преступных посягательств и принимать своевременные меры к его защите, но и предпринимать упреждающие действия. Для этого немаловажное значение имеет знание не только структуры и видов террористической деятельности, но и конкретных целей тех или иных террористических и экстремистских организаций. С другой стороны, огромное практическое значение имеет рациональное разграничение сфер деятельности между правоохранительными органами, Министерства внутренних дел, а также эффективное взаимодействие с российскими партнерами, а также специальными службами иностранных государств с целью обеспечения безопасности государства, общества и личности в области борьбы с терроризмом.

Библиографический список:

1. Уголовный кодекс Республики Казахстан // Правовая информационная система «параграф», 2014.

2.Антипенко В.Ф.Понятие терроризма (криминально-правовые назначения)//Право Украины-1999- N° 2- С 93.

3.В.П. Емельянов.Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом//Государство и право,№3.-2000.- С. 84-91.

4. Жумаканов В. Об отдельных аспектах борьбы с терроризмом в Республике Казахстан // Право и государство.- №3(18).- 2000.- С. 60-61.

5. Каиржанов Е.О. Уголовное право РК.Общая часть.Алматы: Юридическая литература, 2009.

6. Емельянов.В.П. Проблемы ответственности за международный Терроризм // Государство и право, 2000.- №1.- С. 70-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.