Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экология / природная среда / природа / преступление / чрезвычайная ситуация / уголовное законо-дательство / экологическая безопасность. / экология / муњити зист / табиат / љиноят / њолати фавќулодда / ќонунгузории љиноятї / амни-яти экологї.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ализода А.Ш.

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с уголовно-правовой характеристикой преступлений против экологической безопасности и природной среды по законодательству Республики Таджикистан. Проведя анализ сложившейся ситуации, автор пришел к выводу о том, что, разместив преступления против экологической безопасности и природной среды в отдельную главу уголовного кодекса республики, законодатель не добился перелома в предупреждении и пресечении их совершения. Исходя из этого, автором предлагается ужесточить наказание в отношении таких преступлений, а также усилить меры по изобличению виновных в целях обеспечения неотвратимости наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL CHARACTERISTICS OF CRIMES AGAINST ENVIRONMENTAL SAFETY AND THE NATURAL ENVIRONMENT UNDER THE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Дар маќола баъзе масъалањое, ки ба тавсифи љиноятї-њуќуќии љиноятњои зидди амнияти экологї ва муњити зист алоќамандї доранд, тибќи ќонунгузории Љумњурии Тољикистон баррасї карда шудаанд. Баъди тањлили вазъияти ҳозира муаллиф ба хулосае омадааст, ки ќонунгузор бо гузаронидани љиноятњои зидди амнияти экологї ва муњити зист ба боби алоњидаи кодекси љиноятии љумњурї дар бобати пешгирї ва рафъи содир намудани онњо ба пешравие ноил нашудааст. Дар асоси ин, муаллиф пешнињод мекунад, ки љазо барои ин гуна љиноятњо сахттар карда шуда, инчунин, барои таъмини ногузирии љазо чорањои дахлдор пурзӯр карда шаванд.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН»

^^ДлСОИЛИ НАЗАРИЯ, КОНУНГУЗОРИ ВА АМАЛИЯ

проблемы теории, законодательства и практики Problems Of the theory, Legislation and Practice

удк 343.775

уголовно-правовая характеристика преступлений против экологической безопасности и природной среды по законодательству республики таджикистан

тавсифи ч,иноятй-х,укукии чиноят^ои зидди амнияти экологи ва му^ити зист тибки конунгузории чум^урии точикистон

criminal legal characteristics of crimes against environmental safety and the natural environment under the legislation

of the republic of tajikistan

Ализода А.Ш.

Alizoda A.Sh.

Первый заместитель начальника Академии МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук,

полковник милиции Муовини аввали сардори Академияи ВКД Цум^урии Тоцикистон, номзади илмуои \укукщиносй,

полковники милитсия First Deputy Head of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Candidate of Legal Sciences,

Colonel of militia

Научная специальность: 12.00.08 - Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право (5.1.4. Уголовно-правовые науки).

Ихтисоси илми: 12.00.08 - Дукуки чиноятй ва криминология; хукуки ичрои чазои чиноятй (5.1.4. Илмх,ои чиноятй-хукукй).

Scientific specialty: 12.00.08 - Criminal law and criminology; penal law (5.1.4. Criminal law sciences).

Рецензент: Бухоризода Б.Р. - старший оперативный уполномоченный по особо важным делам Управления по борьбе с организованной преступностью МВД Республики Таджикистан, кандидат юридических наук.

Такриздиуанда: БУХОРИЗОДА Б.Р. - ваколатдори оперативии калон оид ба корх,ои мах-сусан мухдмми Раёсати мубориза бар зидди чинояткории муташаккилонаи ВКД Чумхурии Точикистон, номзади илмх,ои хукукшиносй.

Reviewer: Buchorizoda B.R. - Senior Operational Commissioner for Particularly Important Cases of the Directorate for Combating Organized Crime of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, Candidate of Legal Sciences.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с уголовно-правовой характеристикой преступлений против экологической безопасности и природной среды по

e-mail:

aliev76@mail.ru

Осори Академияи ВКД Ч,умхурии Точикистон

законодательству Республики Таджикистан. Проведя анализ сложившейся ситуации, автор пришел к выводу о том, что, разместив преступления против экологической безопасности и природной среды в отдельную главу уголовного кодекса республики, законодатель не добился перелома в предупреждении и пресечении их совершения. Исходя из этого, автором предлагается ужесточить наказание в отношении таких преступлений, а также усилить меры по изобличению виновных в целях обеспечения неотвратимости наказания.

Ключевые слова: экология, природная среда, природа, преступление, чрезвычайная ситуация, уголовное законодательство, экологическая безопасность.

Аннотатсия: Дар макола баъзе масъалахое, ки ба тавсифи чиноятй-хукукии чино-ятхои зидди амнияти экологй ва мухити зист алокамандй доранд, тибки конунгузории Чумхурии Точикистон баррасй карда шудаанд. Баъди тахлили вазъияти х,озира муаллиф ба хулосае омадааст, ки конунгузор бо гузаронидани чиноятхои зидди амнияти экологй ва мухити зист ба боби алохидаи кодекси чиноятии чумхурй дар бобати пешгирй ва рафъи содир намудани онхо ба пешравие ноил нашудааст. Дар асоси ин, муаллиф пешниход меку-над, ки чазо барои ин гуна чиноятхо сахттар карда шуда, инчунин, барои таъмини ногузи-рии чазо чорахои дахлдор пурзур карда шаванд.

Вожауои калиди: экология, мухити зист, табиат, чиноят, холати фавкулодда, конунгу-зории чиноятй, амнияти экологй.

Annotation: The article discusses some issues related to the criminal legal characteristics of crimes against environmental safety and the natural environment under the criminal legislation of the Republic of Tajikistan. After analyzing the current situation, the author came to the conclusion that, by placing crimes against environmental safety and the natural environment in a separate chapter of the Criminal Code of the Republic, the legislator did not achieve a breakthrough in preventing and suppressing their commission. Based on this, the author proposes to tighten the punishment for such crimes, as well as to strengthen measures to expose the perpetrators in order to ensure the inevitability of punishment.

Key words: ecology, natural environment, nature, crime, emergency, criminal law, environmental safety.

До недавнего периода времени существовало стойкое предубеждение, что окружающая природная среда и экология не нуждалась в государственной поддержке. Так как негативное воздействие человека на природу было незначительным, казалось, что природные ресурсы неисчерпаемы и использовать чистую питьевую воду, вдыхать чистый воздух, находясь в незагрязненном природном окружении, считалось естественным. На протяжении последних десятилетий из-за негативного воздействия всего человечества на экологию и природную среду ситуация кардинальным образом начала меняться в худшую сторону. Воздействия человечества на природу стало обретать глобальные масштабы, тем самым поставив в опасность жизнедеятельность всего человечества.

Понимая это, современные государства принимают значительные меры по законодательному регулированию данного вопроса.

Так, в статье 13 Конституции Республики Таджикистан говорится о том, что земля, ее недра, вода, воздушное пространство, животный и растительный мир и другие природные ресурсы являются исключительной собственностью государства и государство гарантирует эффективное их использование в интересах народа. Также статья 38 Конституции Республики Таджикистан предусматривает положение о том, что государство принимает меры по оздоровлению окружающей среды [1].

Президент Республики Таджикистан один из первых, кто начал уделять этому вопросу пристальное внимание и неоднократно в своих выступлениях как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами призывал к решительным действиям по защите окружающей среды от загрязнения не только в пределах определенной территории, но во всем мире. Так, выступая с Посланием «Об основ-

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

ных направлениях внутренней и внешней политики республики» уважаемый Эмомали Рахмон отметил, что потепление температуры планеты и ее негативные последствия -нехватка воды, непрерывная засуха и другие стихийные бедствия, в том числе беспрецедентное похолодание прошлой зимы, то есть все большее ухудшение состояния окружающей среды приводит к все более тяжелому снабжению продовольствием и качественной питьевой водой во многих странах и регионах мира, способствует распространению инфекционных заболеваний и все более устойчивому укреплению иммунитета существующих лекарственных средств против вируса таких заболеваний [2].

С учетом изменения климата и с целью улучшения экологической ситуации в стране, а также создания для населения наиболее приемлемых и благоприятных условий жизни Правительству страны, Комитету по охране окружающей среды, всем государственным структурам и органам было поручено принять и реализовать конкретную государственную программу по озеленению страны на период до 2040 года.

Выступая на круглом столе высокого уровня Мирового саммита по действиям в области климата в Объединённых Арабских Эмиратах, Президент Республики Таджикистан, уважаемый Эмомали Рахмон подчеркнул, что Таджикистан чрезвычайно уязвим с точки зрения воздействия изменения климата на водные ресурсы. Примером этого процесса является стремительное таяние наших ледников. В связи с изменением климата в Таджикистане ежегодно происходят сели, наводнения и другие стихийные бедствия, связанные с водой, вследствие чего, экономике страны наносится огромный ущерб. В некоторых случаях такие ситуации приводят к гибели людей [3]. Все это связано с таким понятием, как «экологическая безопасность», под которой, согласно отечественному законодательству подразумевается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе

обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные» [4].

Вышеизложенное подтверждается статистическими данными, в соответствии с которыми, только в 2023 году в Таджикистане зарегистрировано 557 чрезвычайных ситуаций природного характера, в результате чего погибли 51 человек. Сумма ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера в 2023 году составила 76 миллионов 770 тысяч сомони. В 2022 году произошло 697 чрезвычайных ситуаций природного характера, в результате чего погибли 8 человек. Сумма ущерба от чрезвычайных ситуаций природного характера в 2022 году превысила 53 миллиона 261 тысячу сомони. За последние десятилетия более 1000 из 13000 ледников Таджикистана растаяли, что привело к беспрецедентному увеличению в стране числа стихийных бедствий. При этом нельзя забывать о том, что 60 % водных ресурсов в Центральной Азии берут своё начало из ледников и снежных запасов Таджикистана [5].

Согласно уголовному законодательству Республики Таджикистан, для противодействия преступлениям против экологической безопасности и природной среды в Уголовном кодексе республики (далее - УК РТ) предусмотрена отдельная Глава 24, которая включает в себя статьи с 220 до 236. Причем в ранее действующем Уголовном кодексе Таджикской ССР отдельная глава, предусматривающая ответственность за преступления против экологической безопасности и природной среды вообще отсутствовала [6]. Отдельные статьи были предусмотрены в Главе 6 (Хозяйственные преступления) и в Главе 10 (Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения). Это еще раз доказывает тот факт, что включение данных преступлений в отдельную главу ныне действующего УК РТ говорит о назревшей необходимости государственной поддержки охраны экологии и природной среды.

Следует согласиться с Президентом Таджикистана, уважаемым Эмомали Рахмоном, отметившим, что в последние годы изменение климата в планетарном масштабе стало главной проблемой, а также

Осори Академияи ВКД Чумхурии Точикистон

оказало негативное влияние на Таджикистан. В нашей стране каждый год стихийные бедствия, включая засухи, наводнения, лавины и оползни, наносят большой ущерб населению и экономике страны. Обеспечение комфортной и благополучной жизни будущих поколений нашего народа заставляет нас серьезно отнестись к этому вопросу. То есть, мы должны сажать растения для будущих поколений, возводить сады, сделать нашу Родину прогрессивной и, как я всегда подчеркиваю, передать нашим детям и внукам благоустроенный край [2].

Однако здесь необходимо отметить, что уголовное законодательство как Таджикистана, так и многих других стран не содержат понятия преступлений об экологической безопасности и природной среде, которое выработано в теории уголовного права. В основе его определения заложены положения законодательства в сфере защиты окружающей среды. Так, согласно этой теории, под преступлениями, связанными с экологической безопасностью и природной средой следует понимать общественно опасное виновное деяние, предусмотренное уголовным законодательством, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие сохранность природной среды, экологическую безопасность и рациональное использование ресурсов природы.

По нашему мнению, закрепление в законодательстве понятия преступления об экологической безопасности и природной среды позволило бы наиболее четко установить круг уголовно наказуемых деяний, а также усовершенствовать их систему и практику применения.

Исходя из анализа диспозиции статей о преступлении против экологической безопасности и природной среды, можно прийти к выводу о том, что диспозиция данных норм является бланкетной, так как отсылает к другим законам и нормативным правовым актам, которые регулируют вопросы по экологической безопасности и природной среды. Непосредственным объектом является экологическая безопасность и природная среда. Предмет преступления выступает в качестве

обязательного признака составов данной категории преступлений, к которым следует отнести такие компоненты природной среды, которые не обособлены человеческим трудом от обычных условий своего существования. Объективная сторона данных видов преступлений совершается как путем действия, так и бездействием. Большинство составов преступлений против экологической безопасности и природной среды - материальные. Субъективная сторона выражается в форме умысла и неосторожности. Субъектом преступления в зависимости от состава признается физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а также специальный субъект.

Анализируя сведения о совершении преступлений против экологической безопасности и природной среды в Республике Таджикистан можно предположить, что она устойчиво стабильная, так как к примеру, в 2021 году за такие преступления было возбуждено 180 уголовных дел. В 2022 году зарегистрировано 183 уголовных дел, а в 2023 году зарегистрировано 176 таких дел. В период с 2014 по 2019 годы было зарегистрировано 623 преступлений против экологической безопасности и природной среды. Необходимо отметить, что не исключена вероятность того, что данная категория преступлений имеет высокую степень Законодатель, разместив против экологической и природной среды в отдельную главу Уголовного кодекса не добился перелома в предупреждении и пресечении их совершения.

Поэтому на наш взгляд, ужесточение наказания в Уголовном кодексе Республики Таджикистан в отношении таких преступлений может повлиять на ситуацию с положительной точки зрения. Такое ужесточение, на наш взгляд, следует применить к таким преступлениям, как Загрязнение вод (ст. 226 УК), Загрязнение атмосферы (ст. 227 УК), Порча земли (ст. 228 УК), Незаконная добыча водных животных (ст. 230 УК), Нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 231 УК), Незаконная охота (ст. 232 УК), Охота и умышленное уничтожение снежного

латентности.

преступления

безопасности

Осори Академияи ВКД Ч,умдурии Точикистон

барса (ст. 232(1) УК), Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 234 УК). Для заметного противодействия преступлениям в сфере экологической безопасности и природной среды кроме усиления санкций также необходимо ужесточить меры по изобличению виновных независимо от должности, социального статуса, имущественного положения и обеспечения неотвратимости наказания.

Отсюда можно сделать вывод о том, что человечество не сможет жить, не изменяя природу, поэтому в будущем преобладаю-

щей теорию отношения человека к природе станет не только её сохранение, сколько экологическое окультуривание человека, основанное на применении научной методологии и знаний.

Дальнейшее развитие человечества должно быть направлено на формирование культуры ответственности, под которой подразумевается изменение характера отношения людей к природе, основываясь на понимании всей системы связей, существующих в природной среде и обеспечивающих её жизнепригодный характер.

Использованная литература

1. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 года с изменениями и дополнениями от 26 сентября 1999 г., 22-юми июни 2003 г. и 22 мая 2016 г. (на таджикском и русском языках). - Душанбе: Гандж, 2016. - 135 с.

2. Послание Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона «Об основных направлениях внутренней и внешней политики республики», 23 декабря 2023 года, г. Душанбе // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/32195 (дата обращения: 09 февраля 2024 г.).

3. Выступление на Саммите Группы 77 и Китай на полях Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 28), 02 декабря 2023 г., Объединенные Арабские эмираты // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.president.tj/ru/node/32048 (дата обращения: 09 февраля 2024 г.).

4. Закон Республики Таджикистан «Об охране окружающей среды» от 02 августа 2011 г., № 760 // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2011 г., № 7-8, ст. 614, 2014 г., № 11, ст. 669; 2017 г., № 7-9, ст. 572.

5. Душанбинский водный процесс. В столице Таджикистана началась вторая международная конференция высокого уровня, посвященная международному десятилетию действий «вода для устойчивого развития, 2018-2028 годы» // [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://kchs.tj/node/2649 (дата обращения: 09 февраля 2024 г.).

6. Уголовный кодекс Таджикской ССР (с изменениями и дополнениями на 1 сентября 1980 г.). -Душанбе: Ирфон, 1981. - 216 с.

References

1. Constitution of the Republic of Tajikistan dated November 6, 1994, with amendments and additions dated September 26, 1999, June 22, 2003 and May 22, 2016 (in Tajik and Russian languages). - Dushanbe: Ganj, 2016. -135 p.

2. Message from the President of the Republic of Tajikistan, respected Emomali Rahmon, "On the main directions of the domestic and foreign policy of the republic", December 23, 2023, Dushanbe // [Electronic resource] -Access mode: http://www.president.tj/ru/ node/32195 (accessed February 09, 2024).

3. Speech at the Group of 77 Summit and China on the sidelines of the Conference of the Parties to the UN Framework Convention on Climate Change (COP 28), December 2, 2023, United Arab Emirates // [Electronic resource] - Access mode: http://www .president.tj/ru/node/32048 (accessed February 09, 2024).

4. Law of the Republic of Tajikistan "On Environmental Protection" dated August 2, 2011, No. 760 // Akhbori Majlisi Oli of the Republic of Tajikistan, 2011, No. 7-8, Art. 614, 2014, No. 11, art. 669; 2017, No. 7-9, art. 572.

5. Dushanbe water process. The second high-level international conference dedicated to the international decade of action "water for sustainable development, 2018-2028" began in the capital of Tajikistan // [Electronic resource] - Access mode: https://kchs.tj/node/2649 (date accessed: February 09, 2024).

6. Criminal Code of the Tajik SSR (with amendments and additions as of September 1, 1980). - Dushanbe: Irfon, 1981. - 216 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.