Научная статья на тему 'Уголовно-правовая характеристика объекта преступления, предусмотренного статьей 146 уголовного кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав»'

Уголовно-правовая характеристика объекта преступления, предусмотренного статьей 146 уголовного кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1812
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / СМЕЖНЫЕ ПРАВА / ПРАВО АВТОРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камилов Айрат Рамазанович

Рассматриваются вопросы уголовно-правового толкования непосредственного объекта преступления нарушение авторских и смежных прав. Особое внимание уделяется комплексному характеру данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камилов Айрат Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовая характеристика объекта преступления, предусмотренного статьей 146 уголовного кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав»»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19(200).

Право. Вып. 24. С. 77-80.

А. Р. Камилов

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТАТЬЕЙ 146 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ «НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ»

Рассматриваются вопросы уголовно-правового толкования непосредственного объекта преступления — нарушение авторских и смежных прав. Особое внимание уделяется комплексному характеру данной проблемы.

Ключевые слова: объект преступления, авторское право, смежные права, право авторства.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность, как мы видим, находится под охраной государства.

Общественная опасность преступлений против интеллектуальной собственности заключается, прежде всего, в том, что они лишают граждан не только морального удовлетворения от созидания нового, но и материальной заинтересованности в создании произведений науки, литературы и искусства. Огромные потери несут не только правообладатели, но и федеральный бюджет за счет неуплаты налогов; нарушаются и интересы потребителей, которые получают товар и услуги ненадлежащего качества. Кроме того, преступления, нарушающие авторские и смежные права, приносят огромный вред культурному развитию России, от чего страдает и подрастающее поколение.

Данные судебно-следственной практики в последнее время свидетельствуют о том, что предусмотренные уголовным законом средства противодействия рассматриваемым нами преступным посягательствам реализуются в полной мере: количество осужденных по ст. 146 УК РФ ежегодно удваивается.

Нормами ст. 146, 147, 180 УК РФ регулируются общие вопросы уголовно-правовой охраны прав интеллектуальной собственности и средств индивидуализации; конструкция сформулированных в них признаков имеет сходный характер.

Законодательство в данной области уголовноправовой охраны крайне нестабильно, в него постоянно вносятся изменения. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЭ принята часть четвертая ГК РФ, посвященная правовому регулированию отношений в сфере интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которая вступила в силу с 1 января 2008 г.

До этого времени, а также в отношении действий, совершенных до 1 января 2008 г., должны применяться другие, действовавшие на тот период времени законы, например, Патентный закон Российской Федерации, законы «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» и ряд других.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, суду надлежит установить, какое право автора или иного правообладателя было нарушено в результате его совершения. В приговоре также необходимо указывать норму закона (статью, часть или пункт), которой это право охраняется1.

Итак, непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются:

а) авторские права. Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения. Оно охватывает как обнародованные произведения, так и необнародованные, но существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, нотная запись и т. д.), устной, звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой и т. д.), изображения (рисунок, эскиз, видео-, фотокадр и т. п.), объемно-пространственной (скульптура, макет и т. д.). С другой стороны, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты2;

б) права автора, которые делятся на:

личные неимущественные права: право авторства (т. е. право признаваться автором произведения); право использовать или разрешать

использование произведения под подлинным именем автора, под псевдонимом либо анонимно (право на имя); право обнародовать либо разрешить обнародование произведения в любой форме (право на обнародование); право на защиту репутации автора;

имущественные права. Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (право воспроизведения, распространения, импортирования, публичного показа, исполнения и т. д.)3;

в) смежные права. Субъектами смежных прав закон признает исполнителей, производителей фонограмм, организации эфирного и кабельного телевидения: они получают права по договору, заключенному с автором (в соответствующих случаях и от других лиц, например режиссера-постановщика спектакля, от других исполнителей и т. д.)4.

В рамках данной статьи предлагается подробнее рассмотреть авторское право как объект уголовно-правовой охраны, предусмотренный ст. 146 УК РФ. Так, сущность авторского права заключается в охране формы произведения, поскольку она имеет приоритет в авторском праве. Из этого не следует безразличное отношение права к содержательной стороне объекта, без которого его существование невозможно. А содержание, соответственно, состоит из объектов (произведений), субъектов (авторов и иных лиц) и их прав. Уголовно-правовая охрана авторских прав обеспечивается национальным5 и международным законодательством6. Под охраной авторских прав понимается установление общего правового режима по использованию объектов (произведений) авторского права и правомочий (прав) субъектов (авторов и иных лиц), связанных с ними. Способы защиты авторских прав полностью устанавливаются национальным законодательством.

Интеллектуальное творчество приобретает на современном этапе мирового развития все большее значение7. Производство и тиражирование материальных объектов авторского права в настоящее время представляют собой одну из наиболее крупных отраслей индустрии, осуществляющую выпуск книг, кинофильмов, экземпляров программного обеспечения, компьютерных игр, аудио- и видеозаписей. Следует констатировать тот факт, что в сферу интеллектуальной собственности активно вторгается преступность, в том числе организованная, которая

использует чужие достижения как один из существенных источников финансирования своей противозаконной деятельности. Статистические данные свидетельствуют об увеличении числа уголовно наказуемых посягательств на интеллектуальную собственность8.

В силу самого факта создания произведения творец обладает естественными правами (право авторства, право на авторское имя, на защиту репутации, на отзыв произведения и др.), которые следуют из природы творческой деятельности, неотделимы от личности автора, не нуждаются в регистрации и не имеют экономического содержания. Такой же подход избрали законодатели в целом ряде стран: Азербайджане, Армении, Беларуси, Болгарии, Киргизии, Латвии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Украине. Но в то же время в Албании, Голландии, Испании, Китае, Чехии рассматриваемые деяния считаются преступлениями против экономического порядка, в Грузии, Казахстане, Сан-Марино, США — против собственности. В этом проявляется двойственная природа авторских и изобретательских прав — субъективное авторское право является совокупностью связанных между собой имущественных и личных неимущественных правомочий. Имущественные права на использование творческого результата могут быть переданы другим лицам и во многом сопоставимы с правом собственности. В начальный период правового регулирования авторские права рассматривались как часть принадлежащего лицу права собственности.

Исходя из иерархии подлежащих охране ценностей, установленных Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ, основным непосредственным объектом посягательств на интеллектуальную собственность следует считать общественные отношения, возникающие по поводу реализации права на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества. Личные и имущественные права лишь в совокупности образуют единое авторское право; исключительные права на использование произведения предоставляются автору в связи с тем, что он обладает правом авторства.

Классическим представляется деление авторских прав на имущественные и неимущественные. Такое деление указанных прав представляет собой их единственную легальную классификацию. Вместе с тем следует отметить и наличие в науке точки зрения, оспаривающей само-

стоятельное существование личных прав автора произведения. В качестве примера восприятия уголовным правом такого, по нашему мнению, ошибочного взгляда, можно привести законодательство Украины, устанавливающее ответственность лишь за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности.

Авторское право возникает в силу самого факта создания произведения, т. е. выражения его в материальной форме, и распространяется на любые произведения, в том числе необнародо-ванные и неопубликованные. Объектом изобретательских и патентных прав может стать лишь официально признанная разработка. В этом состоит одно из важных различий, существующих между патентным и авторским правом. Однако до государственного оформления права на научно-техническое произведение (изобретение, полезную модель) или художественноконструкторское решение изделия (промышленный образец) в виде патента они не лишены правовой охраны, поскольку с момента их создания становятся объектами авторского права.

Объектом авторского права является не только целое произведение науки, литературы, искусства, но и любая оригинальная часть произведения, которая может использоваться самостоятельно. Переводы, рефераты, обзоры, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения охраняются наравне с основным произведением. В то же время заимствование темы или сюжета произведения либо научных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения плагиатом не признается9.

Следует также разграничивать понятия «авторское право» и «право авторства». Под правом авторства следует понимать право признаваться автором произведения и требовать такого признания от любых третьих лиц.

При уголовно-правовой характеристике объекта преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, необходимо также учитывать понятие потерпевшего. По мнению Верховного Суда РФ, потерпевшими по уголовным делам, возбуждаемым по ст. 146 УК РФ, могут быть любые правообладатели, в том числе лица, не являющиеся непосредственно авторами или исполнителями произведений, производителями фонограмм, по которым авторские и (или) смежные права принадлежат на основании закона, правопреемства (наследования либо универсального правопре-

емства) или договора, т. е. не только физические, но и юридические лица. Между тем очевидно, что юридическое лицо не может быть признано потерпевшим по делу о присвоении авторства (плагиат), таковым может являться лишь физическое лицо (с 1 января 2008 г. согласно части четвертой ГК РФ — гражданин), творческим трудом которого создано произведение.

Кроме того, потерпевшими признаются только те лица, которые обладают в отношении произведения или объекта прав, смежных с авторскими, правами исключительного характера. По смыслу закона ими являются первоначальные носители прав (автор, исполнитель, производитель фонограмм, вещательная организация), их правопреемники и лица, получившие исключительные права по договору. В частности, законом установлено, что авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и одновременно предоставляет ему право запрещать другим лицам подобное использование.

Бурное развитие современных технологий, в том числе цифровых, делает объекты интеллектуальных прав доступными для их использования без ведома авторов и правообладателей, что порождает совершение значительного количества правонарушений в данной сфере. Для России характерен высокий уровень распространения пиратской продукции, наша страна является одной из самых неблагополучных стран в области охраны объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, в целях охраны и защиты авторских прав необходимо принятие государственных мер, направленных на создание эффективного правоприменительного механизма. Это означает, с одной стороны, государственную поддержку творческой деятельности авторов, а с другой — активизацию деятельности обществ по коллективному управлению имущественными правами обладателей авторских прав. При этом имеется в виду непременное совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за деятельностью таких обществ. Наконец, для охраны и защиты авторских и смежных прав необходимо повысить уровень правовой культуры авторов и правоприменителей, а также усилить подготовку юристов в указанной сфере, от которых сегодня требуется

знание не только национального, но и международного законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности.

Примечания

1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».

2 См., напр.: Белов, В. В. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения /

B. В. Белов, Г В. Виталиев, Г. М. Денисов. М., 2008.

C. 314; Близнец, И. А. Истории и задачи правоохранительной и судебной системы по защите прав творческих личностей / И. А. Близнец, С. П. Лукницкий. М., 2003. С. 100; Дозорцев, В. А. Интеллектуальные права: Понятия. Система. Задачи кодификации / Исследовательский центр частного права : сб. ст. М., 2003. С. 150.

3 См., напр.: Дворянкин, О. А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение : науч.-практ. пособие. М., 2004. С. 244; Матвеев, Ю. Г. Международная охрана авторских прав. М., 2000. С. 111; Макагонова, Н. В. Авторское право : учеб. пособие. М., 1999. С. 210.

4 См.: Гуев, А. Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации для предпринимателей. М., 2006. С. 211.

5 См., напр.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г.

№ 230-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. № 52. Ст. 5496; Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2004. С. 110; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2005. С. 200; Постановление Правительства РФ «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21 марта 1994 г. № 218 // Справ. правовая система «КонсультантПлюс»; Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» от 26 апреля 2007 г. № 14 // Бюл. Верхов. Суда РФ. 2007. № 7.

6 См., напр.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.) // Авторское право в Российской Федерации : сб. нормат. док. М., 2003.

С. 155; Всемирная конвенция об авторском праве от

6 сентября 1952 г. (пересмотрено в Париже 24 июля 1971 г.) // Там же. С. 140; Директива Европейского совета «О согласовании сроков защиты авторских прав» от 25 октября 1993 г. // Право Европейского Союза. Документы и комментарии. М., 1999. С. 720.

7 См.: Мэггс, П. Б. Интеллектуальная собственность : учебник / П. Б. Мэггс, А. П. Сергеев. М., 2002. С. 200.

8 См.: Рузакова, О. А. Право интеллектуальной собственности. М., 2005. С. 222.

9 См.: Глухова, Г. О. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.