Научная статья на тему 'УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ'

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОСТОРОЖНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТНИКИ ОБРАЗОВАНИЯ / НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ХАЛАТНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ / ПРОФИЛАКТИКА НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидорова Екатерина Закариевна

Статья направлена на освещение отдельных аспектов неосторожной преступности в образовательной среде. Целью данного исследования является анализ ключевых признаков таких составов преступлений, как халатность (ст. 293 УК РФ) и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Автор акцентирует внимание читателей на том, что рассматриваемые виды преступлений выступают нередким явлением для сферы образования. Задачи настоящей работы заключаются в том, чтобы, во-первых, представить общую уголовно-правовую характеристику неосторожной преступности среди работников образования; во-вторых, проанализировать особенности такого состава неосторожного преступления, как халатность, совершаемую работниками образования; в-третьих, исследовать уголовно-правовые признаки неосторожных дорожных преступлений, совершаемых работниками образования. Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере преступной неосторожности среди работников образования. Методологическая основа исследования выражена в использовании познавательных методов, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования показывают, что в среднем ежегодно около 12 тысяч человек осуждаются за совершение неосторожных преступлений. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность данного показателя, общественная опасность данных преступлений кроется в тех последствиях, которые наступают в результате их совершения, и данные последствия зачастую очень серьезны и нередко непоправимы. Анализируя примеры судебной практики, которые непосредственно освещают преступную неосторожность, проявленную работниками образования, автор еще раз акцентирует внимание читателей на том, насколько важно заниматься профилактикой данных видов преступлений. Говоря об общих выводах проведенного исследования, можно заключить, что неосторожная преступность является нередким явлением для образовательной среды. Педагогические и иные работники сферы образования не застрахованы от того, чтобы не совершить неосторожное преступление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LEGAL CHARACTERISTICS OF SOME CARELESS OFFENCES COMMITTED BY EDUCATORS

The paper is aimed at highlighting certain aspects of negligent crime in the educational environment. The purpose of this study is to analyze the key features of such elements of crime as negligence (Article 293 of the Criminal Code of the Russian Federation) and violation of the rules of traffic and operation of vehicles (Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation). The author draws readers' attention to the fact that the types of crimes under consideration are a common occurrence in the field of education. The objectives of this work are, firstly, to present a general criminal law characteristic of careless crime among educators; secondly, to analyze the features of such a reckless crime as negligence committed by education workers; thirdly, to investigate the criminal law signs of careless traffic crimes committed by education workers. The object of the study was public relations in the field of criminal negligence among educators. The methodological basis of the study is expressed in the use of cognitive methods, comparison, analysis, generalization and description. The results of the study show that, on average, about 12,000 people are convicted of reckless crimes every year. However, despite the seeming insignificance of this indicator, the social danger of these crimes lies in the consequences that occur as a result of their commission, and these consequences are often very serious and often irreparable. Analyzing examples of judicial practice that directly illuminate the criminal negligence shown by educators, the author once again focuses readers' attention on how important it is to prevent these types of crimes. Speaking about the general conclusions of the study, we can conclude thatreckless crime is a common occurrence in the educational environment. Pedagogical and other workers in the field of education are not insured against committing a careless crime.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья / Research Article УДК 343

DOI: 10.36718/2500-1825-2022-1-101-115 Екатерина Закариевна Сидорова

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск, Росссия, ketrik6@mail.ru

УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ РАБОТНИКАМИ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья направлена на освещение отдельных аспектов неосторожной преступности в образовательной среде. Целью данного исследования является анализ ключевых признаков таких составов преступлений, как халатность (ст. 293 УК РФ) и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Автор акцентирует внимание читателей на том, что рассматриваемые виды преступлений выступают нередким явлением для сферы образования. Задачи настоящей работы заключаются в том, чтобы, во-первых, представить общую уголовно-правовую характеристику неосторожной преступности среди работников образования; во-вторых, проанализировать особенности такого состава неосторожного преступления, как халатность, совершаемую работниками образования; в-третьих, исследовать уголовно-правовые признаки неосторожных дорожных преступлений, совершаемых работниками образования. Объектом исследования выступили общественные отношения в сфере преступной неосторожности среди работников образования. Методологическая основа исследования выражена в использовании познавательных методов, сравнения, анализа, обобщения и описания. Результаты исследования показывают, что в среднем ежегодно около 12 тысяч человек осуждаются за совершение неосторожных преступлений. Однако, несмотря на кажущуюся незначительность данного показателя, общественная опасность данных преступлений кроется в тех последствиях, которые наступают в результате их совершения, и данные последствия зачастую очень серьезны и нередко непоправимы. Анализируя примеры судебной практики, которые непосредственно освещают преступную неосторожность, проявленную работниками образования, автор еще раз акцентирует внимание читателей на том, насколько важно заниматься профилактикой данных видов преступлений. Говоря об общих выводах про-

© Сидорова Е.З., 2022

Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2022. № 1. С. 101-115. Socio-economic and humanitarian journal of Krasnoyrsk SAU. 2022;(1):101-115.

веденного исследования, можно заключить, что неосторожная преступность является нередким явлением для образовательной среды. Педагогические и иные работники сферы образования не застрахованы от того, чтобы не совершить неосторожное преступление.

Ключевые слова: неосторожная преступность, сфера образования, работники образования, нарушение правил дорожного движения, халатность, преступность в образовательной среде, профилактика неосторожной преступности

Для цитирования: Сидорова Е.З. Уголовно-правовая характеристика некоторых неосторожных преступлений, совершаемых работниками образования // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2022. № 1. С. 101-115. DOI: 10.36718/2500-18252022-1-101-115.

Ekaterina Zakarievna Sidorova

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russia, ketrik6@mail.ru

CRIMINAL LEGAL CHARACTERISTICS OF SOME CARELESS OFFENCES COMMITTED BY EDUCATORS

The paper is aimed at highlighting certain aspects of negligent crime in the educational environment. The purpose of this study is to analyze the key features of such elements of crime as negligence (Article 293 of the Criminal Code of the Russian Federation) and violation of the rules of traffic and operation of vehicles (Article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation). The author draws readers' attention to the fact that the types of crimes under consideration are a common occurrence in the field of education. The objectives of this work are, firstly, to present a general criminal law characteristic of careless crime among educators; secondly, to analyze the features of such a reckless crime as negligence committed by education workers; thirdly, to investigate the criminal law signs of careless traffic crimes committed by education workers. The object of the study was public relations in the field of criminal negligence among educators. The methodological basis of the study is expressed in the use of cognitive methods, comparison, analysis, generalization and description. The results of the study show that, on average, about 12,000 people are convicted of reckless crimes every year. However, despite the seeming insignificance of this indicator, the social danger of these crimes lies in the consequences that occur as a result of their commission, and these consequences are often very serious and often irreparable. Analyzing examples of judicial practice that directly illuminate the criminal negligence shown by educators, the author once again focuses readers' attention on how important it is to prevent these types of crimes. Speaking about the general conclusions of the study, we can conclude that

reckless crime is a common occurrence in the educational environment. Pedagogical and other workers in the field of education are not insured against committing a careless crime.

Keywords: reckless crime, education, education workers, violation of traffic rules, negligence, crime in the educational environment, prevention of reckless crime

For citation: Sidorova E.Z. Criminal-legal characteristics of some careless crimes committed by educational workers // Socio-economic and humanitarian journal of the Krasnoyarsk State Agrarian University. 2022. No. 1. S. 101-115. DOI: 10.36718/2500-1825-2022-1-101-115.

Введение. Работники образования, как и все иные категории граждан, могут совершить любое преступление. Судебно-следственная практика показывает, что около 10 % совершаемых работниками образования преступлений относятся к категории неосторожных. Речь, как правило, идет о следующих видах преступлений:

- нарушение правил дорожного движения, приведшее по неосторожности к тяжким последствиям (ст. 264 УК РФ). Например, гражданин Г., 1982 года, доцент кафедры... Федерального университета..., в июне 2015 года совместно со своей супругой Г. передвигался на своем автомобиле, государственный номер. Нарушив правила дорожного движения, гражданин Г. допустил столкновение своего автомобиля с автомобилем гражданина Ф. В результате ДТП супруге Г. был причинен тяжкий вред здоровью;

- халатность, если работник образования отвечает всем требованиям должностного лица (ст. 293 УК РФ). Так, ... ноября 2014 года около 13.30 часов учащиеся муниципальной школы №. поселка. несовершеннолетние Д. и Т. ушли после занятий в село Ш. пешком и потерялись вследствие недобросовестного исполнения служебных обязанностей должностных лиц данной муниципальной школы;

- причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Например, в июле 2019 года в водоеме р. Голоустная обнаружен труп несовершеннолетнего Ш., смерть которого наступила в результате неосторожных действий гражданина Ю., являвшегося руководителем отряда детского оздоровительного лагеря «Г.»;

- оказание работниками образования услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ). Так, в период с апреля по июль 2019 года гражданин М., являясь директором палаточного лагеря «С.», допустил оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, что повлекло смерть несовершеннолетнего Ш.

Цель исследования. Целью данного исследования является анализ ключевых признаков таких составов преступлений, как халатность (ст. 293 УК РФ) и нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). При этом в данной работе автор акцентирует внимание читателей на том, что рассматриваемые виды преступлений выступают нередким явлением для сферы образования.

Задачи исследования:

1) представить общую уголовно-правовую характеристику неосторожной преступности среди работников образования;

2) проанализировать особенности такого состава неосторожного преступления, как халатность, совершаемую работниками образования;

3) исследовать уголовно-правовые признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершаемых работниками образования по неосторожности.

Методы исследования. Методологическая основа исследования выражена в использовании познавательных методов, сравнения, анализа, обобщения и описания.

Результаты и их обсуждение. В среднем ежегодно около 12 тысяч человек осуждаются за совершение неосторожных преступлений. Несмотря на кажущуюся незначительность данного показателя (около 2 % от общего количества осужденных в год), общественная опасность данных преступлений кроется в тех последствиях, которые наступают в результате их совершения. Данные последствия зачастую очень серьезны и нередко непоправимы [1, с. 73]. Как правило, это смерть людей, причинение гражданам тяжкого вреда здоровью, повреждение или уничтожение дорогостоящего имущества, массовое заболевание людей или животных и т.д.

Работники образования, как и все другие люди, могут ошибиться в своих расчетах и принять неверное решение в той или иной ситуации [2, с. 108]. Самонадеянно рассчитывая на свои силы, преступник тем самым способствует наступлению негативных общественно опасных последствий в виде смерти, тяжкого вреда здоровью и др.

Большое количество неосторожных преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения [3, с. 40]. В состоянии опьянения человек перестает себя контролировать. Исключением не становятся и работники образования.

Так, в июне 2009 года один из сотрудников Санкт-Петербургского университета МВД России, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сбил насмерть женщину, являвшуюся сотрудницей РУВД. Возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 264 УК РФ.

Другой пример. В феврале 2011 года преподаватель Академии УФСИН России, находившийся в состоянии алкогольного опьянения, на большой скорости врезался в трех студенток университета,

переходивших дорогу от вуза к остановке. Девушки получили травмы и увечья. Возбуждено уголовное дело по ст. 264 УК РФ.

Иными словами, следует констатировать, что в современный период в образовательной среде неосторожная преступность присутствует и находит свое проявление в реальных жизненных ситуациях. Для снижения показателей неосторожной преступности, в том числе среди работников образования, необходимо реализовывать специальные превентивные мероприятия, большое значение среди которых имеют меры воспитательного и правового характера (индивидуальные и групповые беседы с разъяснением норм уголовной ответственности и т.д.). Очень важно, что на данную проблему обращают внимание не только специалисты нашей страны, но и зарубежные исследователи, акцентируя в своих исследованиях внимание читателей на актуальности криминальных проблем в сфере образования.

Уголовно-правовая характеристика халатности, совершаемой работниками образования. Теперь обратимся непосредственно к уголовно-правовой характеристике отдельных неосторожных преступлений, совершаемых работниками образования.

В первую очередь обратимся к составу преступной халатности (ст. 293 УК РФ), совершаемой работниками сферы образования.

Опираясь на данные официальной статистики МВД России, следует представить актуальные криминологически значимые показатели преступной халатности (табл. 1).

Таблица 1

Качественно-количественные показатели преступной халатности в России, 2020 г.

Из них

Показатель Общее кол-во работающих в гос. и муниц. организ. 30-49 лет 50 лет и старше женщин имеющих высшее образование

Лица, совершившие преступную халатность (ст. 293 УК РФ) 626 126 343 227 184 547

Удельный вес в общем числе, % - 20,1 54,8 36,3 29,4 87,4

Поскольку в большинстве своем в настоящее время детские сады, школы, вузы являются государственными или муниципальными учреждениями, особое внимание следует обращать на статистику о преступной халатности, проявленной работниками именно государственных и муниципальных организаций.

Следует отметить, что рассматриваемая нами норма неоднократно подвергалась изменению и корректировке. В настоящее время данное преступление относится к категории преступлений небольшой тяжести. Приведем пример из судебной практики.

На основании приговора Октябрьского районного суда г. Иваново (Ивановская область) от 9 ноября 2018 г. по делу № 1-145/2018 Кустова И.А., директор областной школы, была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Кустова И.А., являясь директором учреждения, в ноябре 2011 года приняла на работу Скородумова С.Н. на должность учителя музыки и ритмики, имевшего на тот момент судимость по ст. 135 УК РФ (совершение неоднократных развратных действий в отношении ученицы).

В период с ноября 2013 года по апрель 2017 года Скородумов С.Н., находясь по месту работы, неоднократно в ходе исполнения своих профессиональных педагогических обязанностей совершал в отношении обучающихся иные действия сексуального характера. Приговором от 1 июня 2018 года Скородумов С.Н. признан виновным в совершении 32 преступлений сексуального характера в отношении обучающихся.

При этом в ходе исполнения Скородумовым С.Н. трудовых педагогических обязанностей Кустова И.А., являясь директором учреждения, не пресекла нарушения прав обучающихся, контактировавших со Скородумовым С.Н., и не приняла мер к его увольнению.

В этой связи суд квалифицировал действия Кустовой И.А. как недобросовестное отношение к службе, выразившееся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей.

Обратимся к анализу уголовно-правовых характеристик рассматриваемого преступления.

1. Объект халатности.

Непосредственным объектом халатности, проявленной должностными лицами сферы образования, являются интересы и нормальный порядок функционирования государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления. При этом чаще всего речь будет идти об интересах государственного или муниципального органа власти, осуществляющего функции управления в сфере образования, либо об интересах государственной или муниципальной образовательной организации.

Дополнительным объектом выступают права и законные интересы граждан, организаций, государства или общества в целом (например, имущественные отношения).

2. Объективная сторона халатности:

1) Общественно опасное деяние.

В данном случае деяние выражается в форме бездействия. При этом правоприменитель должен установить наличие у должностного лица реальной возможности исполнить свои обязанности. Кроме того, у должностного лица должна присутствовать субъективная возможность исполнения обязанностей, т.е. у него имеется необходимый уровень профессиональной подготовки, жизненный опыт, должно отсутствовать болезненное состояние на момент совершения преступления и т.д.

Так, из постановления, вынесенного Лесосибирским городским судом (Красноярский край) от 25 мая 2020 г. по делу № 1-104/2020, следует, что Шутемова А.В. на основании распоряжения главы администрации края №... назначена на должность директора муниципального учреждения «Стрелковский Дом культуры» (далее -учреждение), т.е. являлась должностным лицом.

На территории учреждения (на земельном участке) с 2011 года находилась самодельная неустойчивая массивная металлическая конструкция ворот, не закрепленная на поверхности, которая в силу возможности падения представляла опасность для посетителей и обучающихся учреждения.

Несовершеннолетний Л., не понимая в силу малолетнего возраста грозящей ему опасности, стал двумя руками повисать на верхней перекладине данной конструкции, вследствие чего получил открытую черепно-мозговую травму (причинен тяжкий вред здоровью).

Правоприменитель посчитал, что Шутемова А.В., являясь директором учреждения, ненадлежаще исполнила свои обязанности вследствие небрежного отношения к службе - не приняла никаких мер к утилизации, устранению с территории учреждения бесхозного и представляющего для окружающих опасность объекта - самодельной неустойчивой массивной металлической конструкции ворот. Она должна была (в силу должностных обязанностей) и могла (в силу жизненного опыта, опыта работы и полномочий по занимаемой должности) предвидеть эти последствия,

На основании произошедшего суд квалифицировал действия Шутемовой А.В. по ч. 2 ст. 293 - халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью.

2) Общественно опасное последствие.

Данный признак выражается в причинении крупного ущерба или существенном нарушении прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Существенность причиняемого вреда по ч. 1 ст. 293 УК РФ является оценочным для правоприменителя признаком. О нарушении законных интересов граждан следует говорить, в частности, тогда, когда в результате совершенного преступления были созданы препятствия в удовлетворении гражданами своих потребностей, которые прямо и не предусмотрены нормами права, но не противоречат законодательству и общественной нравственности.

3) Причинно-следственная связь.

Данный признак объективной стороны выражается в том, что прямым следствием халатности является наступление вышеописанных негативных последствий для граждан, организаций, государства или общества в целом.

3. Субъект халатности.

Субъект данного преступления является специальным, т.е. кроме установления признаков физического вменяемого лица, достигшего возраста 16 лет, необходимо, чтобы лицо, допустившее преступную халатность, являлось должностным лицом. Признаки должностного лица неоднократно освещались в научной литературе [4, с. 145]. Признаки должностного лица описаны в примечании к статье 285 УК РФ. Кроме того, как мы уже говорили, в нашем случае речь идет о должностных лицах в сфере образования. Например, это могут быть педагогические работники, участвующие в проведении государственной итоговой аттестации обучающихся и т.д.

4. Субъективная сторона халатности.

Данное преступление характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. Вместе с тем уголовный закон прямо не указывает на форму вины лица, допустившего преступную халатность.

Для правоприменителя важно установить, что должностное лицо не исполнило или ненадлежащим образом исполнило свои обязанности именно вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе [5, с. 65].

Раскрываемая нами норма защищает от преступной халатности в различных сферах социальной жизни, в том числе в сфере образования, которая, к сожалению, проявляется нередко. Основная опасность подобных преступлений, как мы уже говорили, кроется в тех серьезных последствиях, которые наступают в результате неосторожных преступлений, подобных халатности. И в этой связи хотелось бы согласиться с мнением ученых, обосновывающих необходимость профилактики тех или иных криминальных проявлений, в том числе среди участников образовательных отношений [6, с. 348]. Думается, в настоящий период очень важно развивать наиболее эффективные меры профилактики неосторожных уголовно наказуемых деяний для

того, чтобы снизить количество случаев существенного нарушения прав граждан, задействованных в том числе в образовательных отношениях.

Теперь раскроем уголовно-правовые признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

Судебно-следственная практика показывает, что в большинстве случаев преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств допускают мужчины (табл. 2).

Таблица 2

Качественно-количественные показатели нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ) в России, 2020 г.

Из них

Показатель Общее кол-во работающих в гос. и муниц. организ. 30-49 лет 50 лет и старше женщин имеющих высшее образование

Лица, совершившие преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ 17 656 489 8 201 4 122 1 844 4 129

Удельный вес в общем числе, % - 2,8 46,4 23,3 44,7 23,4

В научной литературе неоднократно освещались причины и условия, способствующие совершению неосторожных дорожно-транспортных преступлений. При этом, поскольку в большинстве своем в настоящее время детские сады, школы, вузы являются государственными или муниципальными учреждениями, особое внимание следует обращать на статистику преступлений, совершенных работниками именно государственных и муниципальных организаций. Доля государственных и муниципальных работников, в число которых входят и работники образования, совершивших дорожно-транспортное преступление, составляет около 3 % от общего числа выявленных лиц, совершивших преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ. Несмотря на кажущуюся незначительность данного показателя, нужно понимать, что опасность неосторожных преступлений, в том числе дорожно-

транспортных, кроется в причиняемом вреде, в наступающих от их совершения последствиях.

Например, из апелляционного постановления Ярославского областного суда (Ярославская область) от 21 декабря 2020 г. по делу № 1-258/2020 следует, что гражданин Ладыгин А.С., являющийся преподавателем вуза и аспирантом, имеющий 2 высших образования и 3 года аспирантуры, был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ.

Ладыгин А.С. умышленно нарушил п. 9.1 ПДД и выехал на полосу, предназначенную для встречного движения. В результате произошло столкновение с автомобилем, двигавшемся по встречному движению, за рулем которого находилась потерпевшая Ф., которой причинен тяжкий вред здоровью.

В настоящее время данное преступление (ч. 1 ст. 264 УК РФ) относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Теперь раскроем объективные и субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ.

1. Объект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Родовым объектом рассматриваемого состава преступления выступают общественная безопасность и общественный порядок, что определяется названием раздела IX УК РФ, частью которого является ст. 264 уголовного закона.

Видовым объектом выступает безопасность движения и эксплуатации транспорта, поскольку комментируемая статья содержится в гл. 27 УК РФ и имеет аналогичное наименование.

В свою очередь, основным непосредственным объектом ст. 264 УК РФ является безопасность использования именно дорожных транспортных средств. Кроме того, присутствует и дополнительный охраняемый уголовным законом объект - жизнь и здоровье граждан.

Раскрываемый состав преступления является предметным. Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство.

Основываясь на примечании 1 к комментируемой нами статье, а также постановлении Пленума Верховного Суда России от 9 декабря 2008 года № 25 (ред. от 24.05.2016), следует заключить, что механические транспортные средства - это транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право. В частности, речь идет:

- об автомобилях;

- автобусах;

- тракторах;

- самоходных дорожно-строительных машинах (например, асфальтоукладчик);

- иных самоходных машинах (например, автопогрузчик) и др.

2. Объективная сторона нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Общественно опасное деяние.

Заключается в нарушении конкретного предписания (пункта) Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств. Общественно опасное деяние может быть, например, выражено в стоянке автомобиля в неположенном месте, перевозке пассажиров на необорудованном для этого автомобиле и т.п.

2) Общественно опасное последствие.

Нарушение субъектом преступления конкретного положения ПДД должно повлечь наступление тяжкого вреда здоровью человека. Это может быть пассажир, пешеход, водитель другого автомобиля и т.д. Признаки тяжкого вреда здоровью раскрываются в приказе Минздравсоцразвития Росси от 24 апреля 2008 года № 194н.

3) Причинно-следственная связь.

Для рассматриваемого состава преступления причинная связь имеет большое значение. В ряде случаев даже при наличии негативных последствий данная связь исключается. Например, пешеход по собственной невнимательности попадает под заднее колесо автомобиля или с целью самоубийства бросается под колеса движущейся машины.

В то же время причинно-следственная связь может присутствовать в случаях, когда физическое взаимодействие пострадавшего гражданина с автомобилем виновного лица вообще отсутствует.

3. Субъект нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда России № 25 субъектом рассматриваемого нами состава преступления признается лицо, отвечающие следующим признакам:

1) физическая природа лица;

2) достижение 16-летнего возраста;

3) вменяемость в момент совершения преступления;

4) управление в момент совершения преступления механическим транспортным средством.

При этом, как показывает судебная практика, в роли субъекта преступления нередко выступают работники образования, как имеющие, так и не имеющие право управления транспортным средством.

4. Субъективная сторона нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Данное преступление относится к категории неосторожных преступлений, т.е. отношение к наступившим негативным последствиям

должно быть неосторожное. В этой связи данное преступление признается неосторожным.

Неосторожная форма вины данного преступления отличает его от уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ, характеризующегося умышленной формой вины.

Например, на основании приговора Хоринского районного суда (Республика Бурятия) от 21 июля 2020 г. по делу № 1-156/2020 гражданин Ф., имеющий высшее образование, работающий учителем истории «Хандагайская ООШ», признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ.

Ранее гражданин Ф. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАПРФ и лишен права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. Грубо игнорируя данное обстоятельство, около 23.15 часов гражданин Ф., находящийся в состоянии алкогольного опьянения, сел в автомобиль марки «Тойота Королла» с целью управления им.

Около 23.30 Ф. был остановлен сотрудниками ГИБДД по причине невыполнения требования ПДД подать сигнал перед началом поворота. В ходе разбирательств установлено, что у Ф. имеется признак алкогольного опьянения. По результатам проверки в отношении Ф. было возбуждено уголовное дело по ст. 264.1 УК РФ.

Квалифицированные составы нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч. 2-6 ст. 264 УК РФ) предусматривают ответственность за совершение описанного нами деяния в состоянии опьянения с оставлением места его совершения, с неосторожным причинением смерти лицу либо смерти двум или более лицам.

Таким образом, исследования уголовно-правовых характеристик так называемого неосторожного преступного вождения транспорта и конкретных примеров из судебной практики показывают, что в настоящий период подобные преступления нередко совершаются различными категориями граждан. Исключением не являются, к сожалению, и работники сферы образования.

Заключение. На современном этапе своего развития государство особое внимание уделяет защищенности своих граждан от тех или иных криминальных угроз и вызовов [7, с. 317]. Наиболее распространенной и наиболее серьезной современной криминальной угрозой выступает преступность, которая, к сожалению, присутствует во всех областях нашей жизни. Не стала исключением и сфера образования. В научной литературе неоднократно подчеркивалось, что тема предупреждения преступности, в том числе среди участников образовательных отношений, является очень широкой, многоплановой [8, с. 2462]. Официальные статистические данные свидетельствуют о том, что образовательная среда со-

держит в себе преступные проявления и элементы. Некоторые участники образовательных отношений совершают преступления. Например, согласно данным МВД России, в 2018 году 44 430 школьников и студентов совершили преступления. И опасность данного показателя кроется не в количественном измерении, а в качественном, поскольку именно данные обучающиеся могут негативно повлиять на свое ближайшее окружение, на таких же подростков и молодых людей, которые учатся вместе с ними.

Другой стороной в образовательных отношениях выступают педагогические и иные работники образования. И цель настоящего научного исследования заключалась в том, чтобы представить результаты проведенного криминологического и уголовно-правового анализа преступности среди работников сферы образования, а именно такого ее вида, как неосторожная преступность.

Результатом проведенной научной работы стало решение поставленных исследовательских задач. В первую очередь была представлена общая уголовно-правовая характеристика неосторожной преступности среди работников образования. Во-вторых, проанализированы особенности такого состава неосторожного преступления, как халатность, совершаемая работниками образования (ст. 293 УК РФ). В-третьих, исследованы уголовно-правовые признаки неосторожных дорожных преступлений, совершаемых работниками образования (ст. 264 УК РФ). В процессе решения данных задач мы обратились не только к ранее проведенным теоретическим исследованиям по смежной тематике, но и проанализировали актуальную судебную практику, что позволяет сказать о практико-ориентированности данного научного исследования.

Подчеркнем, что к анализу уголовно-правовых признаков тех или иных составов неосторожных преступлений обращались многие специалисты в области юриспруденции [9, с. 45]. При этом немалое количество дискуссионных моментов, касающихся вопросов квалификации преступлений по ст. 264 и ст. 293 УК РФ, до сих пор не решены. Цель исследования заключалась не в том, чтобы разрешить их или предложить одно из возможных решений того или иного вопроса квалификации деяний по названным составам преступлений, а в том, чтобы обратить внимание читателей на распространенность неосторожных преступлений в такой, казалось бы, необычной для неосторожной преступности области общественных отношений, как сфера образования. Хотелось еще раз акцентировать внимание читателей на тех уголовно-правовые признаках, которые непосредственно характеризуют данные составы преступлений, что, по мнению автора, позволит актуализировать озвученную проблематику. Подчеркнем, что данная работа представляет собой вводную часть в поднимаемую нами проблематику, и в дальнейшем планируется раскрытие затронутых в данной статье проблем более углубленно.

Правопослушное поведение - залог спокойного будущего и основа стабильного развития общественных отношений, в том числе в такой важнейшей социальной сфере, как сфера образования. И в этой связи нам представляется целесообразным согласиться с мнением ученых, считающих, что очень важно в настоящее время заниматься проведением научных исследований, посвященных вопросам профилактики противоправного поведения участников образовательных отношений, в том числе следует уделять внимание правовой культуре работников образования [10, с. 36]. Думается, что полученные в процессе таких исследований выводы расширят и дополнят систему знаний о мерах профилактики преступности в образовательной среде.

Список источников

1. Бутенко АА. Отдельные вопросы уголовной ответственности за халатность // Дневник науки. 2020. № 5 (41). С. 73-79.

2. Муромцев А.М. К вопросу об уголовно-правовой оценке неосторожной формы вины // Наука. Общество. Государство. 2020. Т.8. № 4 (32). С. 108-115.

3. Сидорова Е.З. Об отдельных детерминантах преступлений, совершаемых обучающимися общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций // Пролог: журнал о праве. 2019. № 1 (21). С. 39-45.

4. Ерахтина ЕА. Злоупотребления должностными полномочиями: уголовно-правовая характеристика // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. № 1 (11). С. 144-156.

5. Шиханов В.Н. Актуальные вопросы применения ст. 293 УК РФ (халатность) // Сибирский юридический вестник. 2017. № 4 (79). С. 65-71.

6. Sadovnikova M.N., Arzumanov IA., Lichichan O.P., Startsev E.N. Prevention of juvenile delinquency: the spiritual basis and mediation competence. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 348-356.

7. Сидорова Е.З. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения безопасности образовательной среды // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 4. С. 317-324.

8. Petechel O.Y., Kerniakevych-Tanasiichuk Y.V., Vazhynskyi V.M., Krasii M.O. Criminological characteristics of juvenile aggression. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. No. 8. P.2462-2474.

9. Звечаровский И.Э. Тяжкие неосторожные преступления // Законность. 2020. № 1 (1023). С. 45-46.

10. Курбатова С.М., Айснер Л.Ю. К вопросу о правовой культуре преподавателя // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2019. № 3 (13). С. 36-48.

References

1. Butenko A.A. Otdel'nye voprosy ugolovnoi otvetstvennosti za khalatnost' // Dnevnik nauki. 2020. № 5 (41). S. 73-79.

2. Muromtsev A.M. K voprosu ob ugolovno-pravovoi otsenke neostorozhnoi formy viny // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2020. T.8. № 4 (32). S. 108-115.

3. Sidorova E.Z. Ob otdel'nykh determinantakh prestuplenii, sovershae-mykh obuchayushchimisya obshcheobrazovatel'nykh i professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsii // Prolog: zhurnal o prave. 2019. № 1 (21).

S. 39-45.

4. Erakhtina EA. Zloupotrebleniya dolzhnostnymi polnomochiyami: ugolovno-pravovaya kharakteristika // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2019. № 1 (11). S. 144-156.

5. Shikhanov V.N. Aktual'nye voprosy primeneniya st. 293 UK RF (khalatnost') // Sibirskii yuridicheskii vestnik. 2017. № 4 (79). S. 65-71.

6. Sadovnikova M.N., Arzumanov I.A., Lichichan O.P., Startsev E.N. Prevention of juvenile delinquency: the spiritual basis and mediation competence. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. No. 1. P. 348-356.

7. Sidorova E.Z. Otechestvennyi i zarubezhnyi opyt obespecheniya be-zopasnosti obrazovatel'noi sredy // Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk. 2018. № 4. S. 317-324.

8. Petechel O.Y., Kerniakevych-Tanasiichuk Y.V., Vazhynskyi V.M., Krasii M.O. Criminological characteristics of juvenile aggression. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2019. Vol. 10. No. 8. P.2462-2474.

9. Zvecharovskii I.EH. Tyazhkie neostorozhnye prestupleniya // Za-konnost'. 2020. № 1 (1023). S. 45-46.

10. Kurbatova S.M., Aisner L.YU. K voprosu o pravovoi kul'ture prepo-davatelya // Sotsial'no-ehkonomicheskii i gumanitarnyi zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2019. № 3 (13). S. 36-48.

Статья принята к публикации 11.01.2022 / The article has been accepted for publication 11.01.2022

Информация об авторе:

Екатерина Закариевна Сидорова, доцент кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук

Information about the author:

Ekaterina Zakarievna Sidorova, Associate Professor of the Department

of Criminal Law and Criminology, Candidate of Legal Sciences

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.