В данной ситуации при групповом характере действий виновных лиц при наличии доказательств осведомленности заемщика, то есть лица, с которым непосредственно заключается кредитный договор, о преступных намерениях всех участников группы, в которую могут также входить и сотрудники банка, должна применяться статья 159.1 УК РФ, а именно квалифицированный ее состав, предусмотренный частью 2 — группой лиц по предварительному сговору, либо частью 4 — организованной группой. В случае отсутствия таких доказательств следует привлекать к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ лиц, которые непосредственно заемщиками не являются.
Таким образом, реакция законодателя разграничить составы мошенничеств вполне оправдана. Появление новых преступных деяний, безусловно, требует адекватного реагирования с задействованием всего арсенала средств уголовной политики. Тем самым достигается глобальная цель политики государства по противодействию преступности, в том числе и совершению мошеннических действий в сфере кредитования.
В.В. Меркурьев, доктор юридических наук, профессор, заведующий отделом прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ;
П.В. Агапов, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела прокурорского надзора и укрепления законности в сфере федеральной безопасности, межнациональных отношений и противодействия экстремизму НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ
Уголовная политика в сфере противодействия преступлениям, связанным с участием российских граждан в незаконных вооруженных формированиях
на территориях иностранных государств
В последние годы резко увеличилось число зарегистрированных преступлений террористической направленности. Связано это, в первую очередь, с приростом выявленных фактов участия в незаконных вооруженных формированиях (ст. 208 УК РФ), доля которых в структуре преступлений террористического характера составляет 65,8%. При этом согласно информации из прокуратур субъектов Российской Федерации более 700 преступлений рассматриваемой категории зарегистрировано по фактам участия граждан Российской Федерации в составе НВФ на территории Сирийской Арабской Республики (далее — САР или Сирия) и Республики Ирак.
Указанные незаконные вооруженные формирования не предусмотрены законодательством САР, а их деятельность и участие в них российских граждан противоречат интересам Российской Федерации в части, касающейся мирного разрешения и урегулирования сирийского вооруженного конфликта. Согласно письму МИД России от 28 февраля 2014 года № 3203 перспектива военной победы антиправительственных сил в САР крайне неблагоприятна с учетом возможного создания в этой стране плацдарма международного терроризма и экстремизма с негативными долгосрочными последствиями для национальных интересов Российской Федерации.
Функционирующие на территории САР лагеря подготовки боевиков имеют военную структуру, единоначальное командование, вооружение, систему продовольственного снабжения, обучения новобранцев и действуют в единых, заранее оговоренных целях — осуществление военного обучения в диверсионно-террористических центрах «Адам Муаскар», «Шейх Сулейман», «Кавказский дом», дислоцирующихся в районе населенных пунктов Атма, Кафр-Хамра, и в дальнейшем участие прошедших обучение боевиков в боевых действиях против вооруженных сил САР.
Идейная база этих вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством САР, основывается на воинствующем исламе, предполагающем необходимость борьбы («джихада») за создание всемирного «Халифата», установление радикальных порядков на территории государств или отдельно взятого региона Сирии, в связи с чем их деятельность направлена на изменение конституционного строя, оказание вооруженного сопротивления Правительству САР, совершение преступлений против сотрудников правоохранительных органов и силовых подразделений, граж-
дан, в том числе граждан Российской Федерации, совершение диверсий на объектах жизнеобеспечения и социально-экономической инфраструктуры.
По данным заместителя начальника ГУПЭ МВД России В.А. Макарова, за время существования военного конфликта в Сирию и Ирак для участия в боевых действиях против официальных властей выехали 3 417 российских граждан. Более 2 тысяч боевиков — выходцев из России — было уничтожено; возбуждено 1 793 уголовных дела, почти полторы тысячи боевиков объявлены в розыск и 195 — осуждены.
Возвращающиеся боевики продолжают свою преступную деятельность на территории России, в связи с чем важнейшим направлением правоохранительной деятельности выступает пресечение попыток вербовки в ряды международных террористических структур новых членов, особенно молодежи, а также перекрытие каналов финансирования радикальных организаций и подрыв их экономической основы.
Чаще всего российские граждане участвуют в деятельности террористических организаций «Исламское государство», «Джебхат ан-Нусра», которые в Российской Федерации признаны террористическими Решением Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 года № АКПИ 14-1424С, вступившим в силу 13 февраля 2015 года.
Вместе с тем, встречаются и факты участия указанных лиц в рядах так называемой «вооруженной оппозиции», действующей на территории САР против правительственных войск Сирии. По сути, происходящее на территории САР является вооруженным конфликтом немеждународного характера. Его участниками, с одной стороны, являются Правительство Сирии, с другой — так называемая «Свободная сирийская армия» и различные террористические группы, незаконные вооруженные формирования, не предусмотренные законодательством данного государства («вооруженная оппозиция»).
В процессе создания «вооруженной оппозиции» была разработана ее структура, система подчиненности, управления и материального обеспечения, велась активная вербовка людей для участия в ней. На вооружении «оппозиции» имеются различные виды огнестрельного оружия, бронетехника и средства связи. На территории САР созданы полевые лагеря, предназначенные для обучения ведению боевых действий против правительственных сил Сирии завербованных участников.
Участие граждан Российской Федерации в вооруженных формированиях, действующих на территории Сирии, не отвечает интересам России, указанным в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1, являющихся совокупностью внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивости развития личности, общества и государства, поскольку Российская Федерация выстраивает принципиальную и последовательную линию на международной арене по урегулированию происходящего на территории Сирии вооруженного конфликта немеждународного характера самими гражданами САР через диалог, без иностранного силового вмешательства.
Таким образом, участие российских граждан в вооруженных формированиях, действующих на территории САР, способствует дискредитации Российской Федерации на международной арене, а также препятствует поддержанию международного мира и безопасности и нормальных межгосударственных отношений.
В настоящее время в правоприменительной практике имеются проблемы квалификации и доказывания преступной деятельности иностранных граждан, проживавших на территории Российской Федерации и выехавших на территории Сирии и Ирака для участия в НВФ и в деятельности международных организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра». Изначально практика шла по пути квалификации таких действий, как участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (ч. 2 ст. 208 УК РФ). Однако после изменений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, возникла конкуренция двух уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за схожие действия. Правоприменители стали квалифицировать содеянное по части 2 статьи 2055 УК РФ, поскольку организации «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного Суда РФ от 29 декабря
1 Собрание законодательства РФ. 2016. № 1, ч. II, ст. 212.
2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 44, ст. 5641.
2014 года были признаны террористическими и их деятельность на территории Российской Федерации запрещена.
В рассматриваемом случае часть 2 статьи 208 УК РФ является общей нормой, часть 2 статьи 2055 УК РФ — специальной (в качестве конкретизирующего признака следует рассматривать отнесение организации к числу террористических). В соответствии с частью 3 статьи 17 УК РФ при конкуренции общей и специальной норм применяется специальная норма.
Согласно подпункту «а» пункта 6 Резолюции Совета Безопасности ООН 2178 (2014) от 24 сентября 2014 года все государства — члены ООН должны обеспечивать, чтобы любое лицо, принимающее участие в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в поддержке террористических актов, привлекалось к судебной ответственности и чтобы в их внутригосударственных законах и нормативных положениях такие действия квалифицировались как достаточно серьезные уголовные правонарушения, позволяющие осуществлять преследование и наказание в объеме, надлежащим образом отражающем серьезность этого правонарушения, в отношении их граждан, совершающих или пытающихся совершить поездку с их территорий в государство, не являющееся их государством проживания или гражданства, и других лиц, которые совершают или пытаются совершить поездку с их территорий в государство, которое не является их государством проживания или гражданства, для целей совершения, планирования, подготовки или участия в совершении террористических актов или для подготовки террористов или прохождения такой подготовки.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 12 УК РФ иностранные граждане, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству: 1) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства; 2) в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
По вопросу доказывания направленности преступления против интересов Российской Федерации следует отметить, что факт признания организации судом террористической и подлежащей ликвидации (а ее деятельности — запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора (ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму») является достаточным свидетельством того, что преступление направлено против интересов Российской Федерации. Кроме того, опубликование единого федерального списка организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, в официальных периодических изданиях, определенных Правительством РФ, имеет существенное значение в механизме реализации уголовной ответственности за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации (ст. 2055 УК РФ). Изложенное означает, что лицо имело реальную возможность ознакомления с указанным списком террористических организаций, осознавало общественную опасность и уголовную противоправность совершаемых им действий (интеллектуальный элемент вины) и желало их совершить (волевой элемент вины).
При этом следует отметить, что совершение лицом преступления, предусмотренного частью 1 или частью 2 статьи 2055 УК РФ, а именно организация деятельности или участие в деятельности террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра», влечет юридические последствия для лица за совершенные им действия, указанные в диспозиции уголовно-правовой нормы, со 2 марта 2015 года, то есть с даты официального опубликования в Российской газете1 (РГ. 2015. № 42 (6613)) решения Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 года (вступившего в силу с 13.02.2015), запрещающего деятельность указанных организаций как террористических.
Таким образом, привлечение к уголовной ответственности российскими правоохранительными органами иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, как совершивших деяние, предусмотренное статьей 2055 УК РФ, в полной мере согласовывается с положениями международного законодательства в сфере противодействия терро-
1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 г. № 1014-р // Российская газета. 2006. 18 июля.
ризму1, в том числе с основополагающим принципом международного права эЖ бвбвгв эЖ¡исИоэгв («выдай либо суди») в отношении преступников, организаторов и спонсоров террористических атак, а также лиц, ответственных за их укрывательство, финансирование и поддержку (п. 11 Совместного заявления Россия — ЕС по борьбе с терроризмом от 28.01.20 1 42).
Думается, что в современных условиях назрела необходимость принятия универсальной антитеррористической Конвенции на уровне ООН, соответствующей новым геополитическим реалиям борьбы с международными террористическими организациями и регулирующей вопросы привлечения к уголовной ответственности террористов и их пособников, формирование и ведение единого Перечня террористических организаций и лиц, причастных к террористической деятельности, унификацию и гармонизацию национальных законодательств в сфере противодействия терроризму.
Е.С. Кудряшова, преподаватель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России
К вопросу о недостатках предварительного расследования как формы реализации уголовной политики
Федеральным законом от 29 ноября 2012 года № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» глава 21 (Преступления против собственности) УК РФ дополнена 6 новыми статьями 1591—1596, предусматривающими ответственность за мошенничество в зависимости от сферы правоотношений, в которой оно совершается.
Совершенствование банковского сектора, развитие экономических отношений, модернизация инвестиционной деятельности, информационных и производственных технологий, качественные изменения в области страхования, предоставление новых типов услуг — все эти прогрессивные преобразования обусловили возникновение новейших схем и способов хищений. Правовое государство должно было выработать адекватные меры воздействия уголовно-правового характера, дифференцированные в зависимости от сферы совершения преступлений, кроме того, достойно обеспечить интересы граждан и организаций, потерпевших от преступных посягательств.
Следственно-судебная практика, сложившаяся за два с половиной года применения нового Уголовного закона, показала несостоятельность такой введенной нормы УК РФ, как мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Конституционным судом РФ статья 159.4 УК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в части отсутствия равнозначности наказаний за аналогичные преступления без определения специфики по субъекту и способу совершения (ст. 159 УК РФ), в результате чего в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 11 декабря 2014 № 32-П3 утратила силу с 11 июня 2015 года.
Остановимся на характерных недостатках при производстве дознания и предварительного следствия по уголовным делам о мошенничествах.
До настоящего времени продолжают иметь место факты длительной волокиты при производстве по уголовным делам, вследствие чего сотрудники органов предварительного расследования вынуждены принимать многократные необоснованные процессуальные решения. После возоб-
1 Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.1970), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.1971), Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.1973), Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS № 90) (Страсбург, 27.01.1977), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979), Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 03.03.1980), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10.03.1988), Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15.12.1997), Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 09.12.1999), Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма (Нью-Йорк, 13.04.2005), Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (CETS № 198) (Варшава, 16.05.2005), Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (CETS № 196) (Варшава, 16.05.2005) и др.
2 Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/1602 (дата обращения: 24.08.2015).
3 СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.05.2016).