Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за преступления против культурного наследия: опыт установленияв странах СНГ (окончание)'

Уголовная ответственность за преступления против культурного наследия: опыт установленияв странах СНГ (окончание) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1242
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
HERITAGE / CRIMINAL LIABILITY / AND CIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мартыненко Игорь Эдуардович

В статье рассматриваются проблемы установления уголовной ответственности за преступления против историко-культурного наследия. Автор впервые в юридической науке произвел анализ уголовного законодательства 11 государств – участников СНГ. Такой подход позволил выявить недостатки в правовом регулировании вопросов уголовной ответственности, который может быть заимствован законодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of establishing criminal responsibility for crimes against the historical and cultural heritage. The author first in jurisprudence has made an analysis of criminal law 11 of the CIS. This approach will identify gaps in the regulation of the right to deal with criminal liability that may be borrowed by the legislator.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за преступления против культурного наследия: опыт установленияв странах СНГ (окончание)»

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ОПЫТ УСТАНОВЛЕНИЯ

В СТРАНАХ СНГ (окончание)

МАРТЫНЕНКО Игорь Эдуардович

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы установления уголовной ответственности за преступления против историко-культурного наследия. Автор впервые в юридической науке произвел анализ уголовного законодательства 11 государств - участников СНГ. Такой подход позволил выявить недостатки в правовом регулировании вопросов уголовной ответственности, который может быть заимствован законодателем.

Annotation: the problems of establishing criminal responsibility for crimes against the historical and cultural heritage. The author first in jurisprudence has made an analysis of criminal law 11 of the CIS. This approach will identify gaps in the regulation of the right to deal with criminal liability that may be borrowed by the legislator.

Ключевые слова: культура, наследие, уголовная ответственность, СНГ. Key words: culture, heritage, criminal liability, and CIS.

Начало см.: Юридическая наука. 2013. № 3.

В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за совершение следующих деяний против культурного наследия .

1. В ст. 164 УК Российской Федерации установлена ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность.

Хищение предметов, имеющих особую ценность, представляет собой особый вид хищения, выделенный законодателем в специальную норму исходя из особенностей самого предмета хищения.

Объект преступления - общественные отношения в сфере собственности.

Предмет преступления:

- предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;

- документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

1 См. подробнее: Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2012. 47 с. ; Афонин И.Б. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. М., 2005. 168 с. ; Медведев Е.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Казань, 2003. 204 с. ; Сабитов Т.Р. Охрана культурных ценностей (уголовно-правовые и криминологические аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук :

12.00.08. Челябинск, 2002. 196 с. ; Давлетшина О.В. Уголовноправовая охрана культурных ценностей в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. Ростов н/Д, 2003. 201 с. ; Кулыгин В.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей : моногр. М. : Юрист, 2006. 125 с.

Особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории науки, культуры.

Хищение предметов и документов, имеющих особую ценность, считается оконченным с момента, когда виновный завладел этими предметами и получил возможность распорядиться ими по своему усмотрению. Если хищение таких предметов или документов совершено путем разбойного нападения, то дополнительной квалификации по ст. 162 УК РФ не требуется, а преступление следует считать оконченным с момента нападения.

Субъектом рассматриваемого преступления, совершенного путем кражи, грабежа и разбоя, могут быть лица, достигшие 14 лет, а хищения, совершенного иными способами, - лица, достигшие 16-летнего возраста (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

Субъективная сторона преступления: хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, совершается только с прямым умыслом и корыстной целью.

Более строгая ответственность определена в случае совершения того же деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также если преступные действия повлекли уничтожение, порчу или разрушение предметов и документов, имеющих особую ценность.

Квалифицирующие признаки, указанные в п. «а» ч. 2 ст. 164 УК РФ (то есть совершение хищения группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), аналогичны квалифицирующим признакам кражи. Квалифицирующий признак - уничтожение, порча или разрушение предметов или документов, указанных в ч. 1 ст. 164 УК РФ, будет иметь место только в том случае, если эти последствия наступили в результате хищения.

Особенностью хищения культурных ценностей, повлекшего их уничтожение, порчу или повреждение, является наличие дополнительных последствий, которые не охватываются основным составом хищения культурных ценностей. В п. «в» ч. 2 ст. 164 УК РФ предусмотрен состав с двумя уровнями последствий: первый уровень присущ любому хищению -это причинение имущественного ущерба собственнику или иному законному владельцу в результате изъятия предмета хищения виновным и его обращения в свою пользу или пользу других лиц; второй уровень специфичен для данного хищения и заключается в безвозвратной утере предмета хищения или причинении ему ущерба2.

Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ изменена санкция данной уголовноправовой нормы.

2. В ст. 243 УК РФ установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия или культурных ценностей, диспозиция и санкция которой изменены Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ.

Основным непосредственным объектом преступления выступают основы обществен-

2 См. : Клебанов Л.Р. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей / под науч. ред. А.В. Наумова. М. : Норма : Ин-фра-М, 2011. С. 205 ; Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование. М., 2005. С. 79.

ной нравственности3. Общественная нравственность как объект уголовно-правовой охраны - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений об общечеловеческих ценностях, сложившихся в обществе4.

Суть рассматриваемого преступного посягательства заключается в том, что в результате его совершения причиняется невосполнимый ущерб национальному и общечеловеческому культурному наследию, выражающийся в утрате составляющих его уникальных, обладающих исключительными свойствами предметов.

Особенностью рассматриваемого деяния является то, что, в отличие от других посягательств на культурные ценности, оно приводит к фактической утрате данных предметов. При этом указанное преступление, как правило, состоит в уничтожении или разрушении этих предметов.

При совершении преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ, в отношении объектов культурного наследия, не принадлежащих виновному, нарушаются еще и отношения собственности: собственники утрачивают возможность пользоваться своим имуществом.

Предметом преступного посягательства согласно ст. 243 УК РФ являются:

- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 1. ст. 243 УК РФ); согласно п. 2 ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции ФЗ от 28 июля 2012 года № 133 реестр представляет собой государственную информационную систему, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и включающую банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования реестра, методов и формы ведения реестра; Положение

3 См., например: Сабитов Т.Р. Охрана культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические аспекты : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2002. С. 15 ; Уголовное право России. Особенная часть / под ред. А.И. Рарога. М., 1998. С. 281.

4 Миллеров Е.В. Уголовно-правовая охрана нравственно-

сти : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 200б. С. 7.

о едином Государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждено приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года № 954;

- выявленные объекты культурного наследия; к ним относятся объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия; данные об объектах, представляющих собой историкокультурную ценность, вносятся в специальные документы;

- культурные ценности;

- особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации; Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации; присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки, и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; в соответствии с п. 1 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 года № 14875, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства;

- объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской

5 В настоящее время действует в редакции указов Президента Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. № 1360, 25 февраля 2003 г. № 250, 17 мая 2007 г. № 637, с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1998 г. № 1595.

Федерации, включенные в Список всемирного наследия (ч. 2. ст. 243 УК РФ);

- историко-культурные заповедники (ч. 2. ст. 243 УК РФ); историко-культурный музей-заповедник - это достопримечательное место, представляющее собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания;

- музеи-заповедники (ч. 2. ст. 243 УК РФ); музей-заповедник - это согласно положениям ст. 26-1 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями;

- объекты археологического наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 2. ст. 243 УК РФ); согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73 в редакции № 245-ФЗ от 23 июля 2013 года6 под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки; к числу таковых относятся городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, культурные слои;

- выявленные объекты археологического наследия (ч. 2. ст. 243 УК РФ); согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» № 73 объекты археологического наследия счи-

6 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2519 ; 2004. № 35. Ст. 3607 ; 2005. № 23. Ст. 2203 ; 2006. № 1. Ст. 10 ; № 52. Ст. 5498 ; 2007. № 1. Ст. 21 ; № 46. Ст. 5554 ; 2008. № 29. Ст. 3418 ; № 30. Ст. 3616 ; 2010. № 49. Ст. 6424 ; 2011. № 30. Ст. 4563 ; 2012. № 31. Ст. 4322.

таются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в действии, содержанием которого являются уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Следует отметить, что формулировка диспозиции указанной статьи Уголовного кодекса изменилась по сравнению с прежней ее редакцией, которая раскрывала данный элемент преступления как уничтожение, разрушение и порчу указанных предметов. При этом представляется, что настоящий способ описания наиболее точно и полно отражает внешнюю сторону исследуемого преступления и передает характер его общественной опасности7.

Под уничтожением понимается приведение соответствующего объекта культурного наследия в негодность, то есть в такое состояние, при котором он навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению. Повреждение - это существенное изменение объекта либо его частей, например удаление фрагментов. При повреждении объект не может использоваться по своему назначению без восстановления. Такое повреждение должно быть заметно и неспециалистам. Не будет повреждения памятника истории или культуры в смысле настоящей статьи, если на нем сделаны трудносмываемые надписи, рисунки, раскрашены фрагменты и т.п.

Способ совершения преступления не является обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ. Другие компоненты объективной стороны уничтожения или повреждения памятников истории культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, такие как место, время, обстановка и т.д., также выведены за пределы состава преступления.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 243 УК РФ, характеризуется умышленной и неосторожной формой вины.

Субъект преступления - общий, то есть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Специальный субъект преступления не предусмотрен.

3. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения не-

7 См.: Медведев Е.В. Указ. соч.

законной деятельности в области археологии» от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ введена уголовная ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия (ст. 243-1 УК РФ).

Предметом преступного посягательства согласно ст. 243-1 УК РФ являются:

- объекты культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 1 ст. 243-1) УК РФ);

- выявленные объекты культурного наследия.

Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в бездействии, которое приводит к уничтожению или повреждению в крупном размере охраняемых законом объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо выявленных объектов культурного наследия. Крупным размером признается причинение вреда, стоимость восстановительных работ для устранения которого превышает пятьсот тысяч рублей, а в отношении объектов археологического наследия - стоимость мероприятий, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для сохранения объекта археологического наследия, превышающая пятьсот тысяч рублей.

Субъективная сторона - неосторожность. Субъект преступления - общий, им могут быть только собственники и пользователи объекта культурного наследия, а также лица, выявившие (обнаружившие) объект культурного наследия.

4. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ введена уголовная ответственность за незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (ст. 243-2 УК РФ).

Объективную сторону данного преступления составляют действия по поиску и (или) изъятию археологических предметов из мест

залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется прямым умыслом. Более строгая ответственность предусматривается за те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия. Квалифицированный состав преступления: совершение тех же деяний

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения; б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

5. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ введена уголовная ответственность за уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере (ст. 243-3 УК РФ).

Предметом преступления являются:

- предметы, имеющие особую культурную ценность;

- культурные ценности.

Крупным размером культурных ценностей в ст. 243-3 УК РФ признается их стоимость, превышающая сто тысяч российских рублей.

С объективной стороны данное преступление характеризуется как бездействие. Согласно требованиям ст. 45-1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», введенной Федеральным законом № 245-ФЗ от 23 июля 2013 года, исполнитель археологических полевых работ в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, все изъятые археологические пред-

меты (включая антропогенные, антропологические, палеозоологические, палеоботанические и иные объекты, имеющие историко-культурную ценность) в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации. Нарушение этих требований влечет уголовную ответственность по ст. 243-3 УК РФ.

Субъект преступления - специальный. По ст. 243-3 УК РФ могут быть привлечены к уголовной ответственности только исполнители земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ, а также лица, на профессиональной основе осуществляющие полевые археологические исследования (раскопки и разведки). Причем у последних обязательно должен быть так называемый открытый лист, представляющий собой разрешение на проведение археологических исследований. Исполнителем археологических полевых работ является физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо.

6. В ст. 190 УК РФ установлена ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей, диспозиция которой изменена Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23 июля 2013 года № 245-ФЗ.

Объектом данного преступления выступают общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Предметом преступления являются культурные ценности, перечень которых определен в ст. 7 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

С объективной стороны данное преступление характеризуется как бездействие8, проявляющееся в сознательном невозвращении в установленный срок указанных предметов, вывоз которых из Российской Федерации был временным.

Следует учитывать, что допускается вывоз таких предметов только на определенный срок, законодательством устанавливается порядок их обязательного возврата. Невозвраще-

8 Русанов Г.А. Уголовная ответственность за невозвраще-

ние на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) // Новый юрид. журн. 2012. № 3. С. 150.

ние указанных предметов означает вывоз на законных основаниях и оставление данных предметов на территории иностранного государства после окончания обусловленного договором срока, при отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих их возврату (военные действия, стихийные бедствия и другие причины). Преступление признается оконченным по истечении срока, обязательного для возврата вывезенных ценностей, при наличии реальных условий для их возврата.

Субъективная сторона - преступление совершается с прямым умыслом.

Субъектом преступления являются лица, в чьем владении находятся указанные ценности. Преступление совершается умышленно, то есть виновный отказывается от их возвращения, будучи осведомлен об обязательном характере такого возвращения9.

7. В ст. 226.1 УК РФ установлена ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕвразЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕвразЭС культурных ценностей в крупном размере.

Данная статья введена в УК РФ законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ.

Преступление, предусмотренное ст. 226-1 УК РФ, посягает на общественную безопасность и общественный порядок, которые и входят в понятие «объект преступления» как один из признаков состава преступления.

Предметом данного преступления выступают культурные ценности. Этот перечень культурных ценностей определен в ст. 7 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

С объективной стороны данное преступление характеризуется как действие, заключающееся в незаконном перемещении (ввоз, вывоз, транзит) культурных ценностей через:

9 См. подробнее: Вершков В.В. Уголовная ответственность за невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2005. 24 с. ; Грозин В.Ю. Актуальные вопросы предварительного расследования по делам о невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран : автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. 29 с.

- таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕвразЭС10;

- Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕвразЭС.

Субъективная сторона - умысел. Субъект преступления - общий.

Обязательный признак - крупный размер незаконно перемещаемых культурных ценностей. Крупным размером культурных ценностей в ст. 226.1 Уголовного кодекса РФ признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.

Квалифицированный состав преступления составляют те же деяния, совершенные:

- должностным лицом с использованием своего служебного положения;

- с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль;

- организованной группой.

В случае совершения этих действий наступает более строгая ответственность (ч. 2 ст. 226.1 УК РФ).

Отметим, что ст. 188 Уголовного кодекса РФ, ранее предусматривавшая ответственность за контрабанду11, Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ утратила силу.

Республика Таджикистан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уголовная ответственность установлена в нормах Уголовного кодекса Республики Таджикистан за совершение следующих преступлений.

1. В ст. 242 Уголовного кодекса Республики Таджикистан установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

Объектом данного преступления выступают основы общественной нравственности. Особенностью рассматриваемого деяния является то, что оно приводит к фактической утрате памятников и исторических предметов. Указанное преступление, как правило, состоит

10 См.: Биекенов С.К. Таможенный союз: история и перспективы : учеб.-метод. пособие. Астана, 2011. 89 с.

11 См.: Фомичев С.А. Борьба с контрабандой культурных ценностей / отв. ред. А.И. Чучаев. Калуга : Политоп, 2005. 238 с. ; Чудинов А.И. Защита культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза за пределы государств и передача права собственности на них : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1990. 232 с.

в уничтожении или разрушении этих предметов.

Предмет преступления:

- памятники истории, культуры;

- предметы или документы, имеющие историческую или культурную ценность;

- особо ценные объекты или памятники.

Объективная сторона рассматриваемого

преступления выражается в действии, содержанием которого являются уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 242 УК Республики Таджикистан, характеризуется умышленной и неосторожной формой вины.

Субъект преступления - общий, то есть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицированный состав рассматриваемого преступного посягательства характеризуется одним признаком. Часть 2 ст. 242 УК Республики Таджикистан предусматривает усиление уголовной ответственности за совершение указанных выше деяний в отношении особо ценных объектов или памятников.

2. В ст. 251 Уголовного кодекса Республики Таджикистан установлена ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую ценность.

Хищение предметов иди документов, имеющих особую ценность, представляет собой особый вид хищения, выделенный законодателем в специальную норму исходя из особенностей самого предмета хищения.

Объект преступления - общественные отношения в сфере собственности.

Предмет преступления:

- предметы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность;

- документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Субъектом преступления, совершенного путем кражи, грабежа и разбоя, могут быть лица, достигшие 14 лет, а хищения, совершенного иными способами, - лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона преступления: хищение предметов или документов, имеющих особую ценность, совершается только с прямым умыслом и корыстной целью.

Квалифицированный состав преступления: совершение тех же действий 1) повторно; 2) группой лиц по предварительному сговору

или организованной группой; 3) если преступные действия повлекли уничтожение, порчу или разрушение предметов и документов, имеющих особую ценность.

3. В ст. 289 УК Республики Таджикистан установлена ответственность за контрабанду исторических, археологических или других культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Республики Таджикистан.

Объект преступления - общественные отношения в сфере экономической деятельности.

Объективная сторона контрабанды - это перемещение через таможенную границу Республики Таджикистан товаров или иных предметов, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием. Обязательный признак объективной стороны - крупный размер нелегально перемещаемых культурных ценностей.

Квалифицированный состав контрабанды исторических, археологических или других культурных ценностей представляет те же деяния, совершенные: 1) повторно; 2) должностным лицом с использованием своего служебного положения; 3) с применением насилия или его угрозы к лицу, осуществляющему таможенный контроль; 4) путем прорыва таможенной границы (ч. 2 и 3 ст. 289 УК Республики Таджикистан); 5) организованной группой.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Субъект преступления - общий.

4. В ст. 403 УК Республики Таджикистан установлена уголовная ответственность за умышленное нарушение норм международного гуманитарного права, совершенное в ходе вооруженного конфликта по признаку превращения в объект нападения, уничтожения или повреждения исторических памятников, произведений искусств или мест отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов, вероломного использования защитных знаков и сигналов, признаваемых в соответствии с международным гуманитарным правом.

Объектом данного преступления является определенный международно-правовыми нормами порядок обращения с объектами, пользующимися во время военных действий международной защитой, а также порядок исполь-

зования средств и методов ведения военных действий, определенный порядок пользования знаками, охраняемыми международными договорами.

Объективную сторону данного преступления составляют конкретные действия, совершенные с целью маскировки военных объектов под культурные ценности. Состав данного преступления - формальный: преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий.

Субъективная сторона: вина - умышленная, умысел - прямой. Содержание умысла: лицо осознавало, что, вопреки международным договорам во время военных действий, использует знаки, охраняемые международными договорами; превращает в объект нападения, уничтожает или повреждает исторические памятники, произведения искусств или места отправления культа, которые являются культурным или духовным наследием народов.

Обязательный признак - время совершения преступления: период вооруженного конфликта.

Субъект преступления - общий.

Республика Узбекистан

В соответствии со ст. 132 УК Республики Узбекистан уголовная ответственность наступает за умышленные уничтожение, разрушение, порчу памятников истории или культуры, взятых под охрану государства, совершенные после применения административного взыскания за такие же действия.

Квалифицированный состав данного преступления: совершение тех же умышленных действий, причинивших крупный ущерб (ч. 2 ст. 132 Уголовного кодекса Республики Узбекистан).

В ст. 182 УК Республики Узбекистан определена уголовная ответственность за нарушение таможенного законодательства, выразившееся в перемещении товаров или иных ценностей (в том числе культурных ценностей) через таможенную границу Республики Узбекистан помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекла-рированием или недостоверным декларированием, совершенное: в особо крупном размере; с использованием служебного положения (ч. 1 ст. 182 УК Республики Узбекистан).

Квалифицированный состав данного преступления: совершение тех же умышленных действий путем прорыва, организованной группой или в ее интересах (ч. 2 ст. 182 УК Республики Узбекистан).

Украина

Уголовная ответственность установлена за совершение следующих преступлений, предметом посягательств в которых выступают памятники культурного наследия, культурные ценности.

1. В ст. 298-1 УК Украины (введена Законом от 22 декабря 2006 года) установлена уголовная ответственность за умышленное уничтожение, повреждение или сокрытие документов Национального архивного фонда (ч. 1), а также совершение тех же действий в отношении уникальных документов Национального архивного фонда (ч. 2).

Предмет преступления - документы Национального архивного фонда являются культурными ценностями, которые постоянно хранятся на территории Украины или в соответствии с международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, подлежат возвращению в Украину. Юридические и физические лица обязаны обеспечивать сохранность Национального архивного фонда и способствовать его пополнению.

2. В ст. 201 УК Украины в редакции закона от 15 ноября 2011 года установлена уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей (ч. 1), то есть их перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля. Квалифицированный состав контрабанды - совершение тех же действий по предварительному сговору группой лиц или лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное ст. 201 УК Украины, или должностным лицом с использованием служебного положения (ч. 2 УК Украины).

17 января 2012 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности» от 15 ноября 2011 года № 4025-У1, который изменил перечень противоправных действий, за которые наступает уголовная ответственность, в частности, отменил уголовную ответствен-

ность за контрабанду товаров и транспортных средств.

В условиях декриминализации так называемой «товарной контрабанды» в Уголовном кодексе Украины сохранена ответственность за контрабанду культурных ценностей.

3. В соответствии со ст. 43 Закона Украины «Об охране культурного наследия» в редакции от 9 сентября 2010 года № 2518-У1 введена уголовная ответственность за совершение следующих преступлений.

3.1. Незаконное проведение археологических разведок, раскопок, других земляных или подводных работ на объекте археологического наследия (ч. 1 ст. 298 УК Украины).

3.2. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей (ч. 2 ст. 298 УК Украины).

3.3. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей, совершенные относительно памятников национального значения (ч. 3 ст. 298 УК).

3.4. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей, совершенные с целью поиска движимых предметов, происходящих из объектов археологического наследия (ч. 4 ст. 298 УК Украины).

3.5. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей, совершенные относительно памятников национального значения, совершенные с целью поиска движимых предметов, происходящих из объектов археологического наследия (ч. 4 ст. 298 УК Украины).

3.6. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения (ч. 5 ст. 298 УК Украины).

3.7. Умышленное незаконное уничтожение, разрушение или повреждение объектов культурного наследия или их частей, совершенные относительно памятников национального значения, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения (ч. 5 ст. 298 УК Украины).

4. В ст. 193 УК Украины установлена ответственность за присвоение лицом найденного или случайно оказавшегося у него чужого имущества, которое имеет особую историче-

скую, научную, художественную или культурную ценность, а также клада.

Состав рассматриваемого преступления имеет место лишь при условии, что найдено такое случайно оказавшееся у виновного чужое имущество, которое имело соответствующую ценность, а именно: особую историческую, научную, художественную, культурную или определенный правовой статус - было кладом.

С объективной стороны преступление заключается в присвоении лицом найденного или чужого имущества, случайно оказавшегося у него, а также сокровища.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления - общий.

Итоги

Под преступлениями против историкокультурного наследия следует понимать предусмотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на отношения в сфере использования и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), движимых культурных ценностей, мест сосредоточения культурных ценностей (архивы, музеи, библиотеки), нематериального культурного наследия. Общественная опасность таких преступлений состоит в нанесении невосполнимого ущерба национальному культурному наследию в виде утраты составляющих его уникальных предметов либо их повреждении, умалении достоинств.

Как показало исследование, в уголовном законодательстве всех государств - участников СНГ криминализированы отношения по сносу объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), надругательству над ними, а также хищения и контрабанда культурных ценностей, преступные нарушения норм гуманитарного права в случае вооруженного конфликта.

Мотивы совершения преступлений против историко-культурного наследия весьма разнообразны. В большинстве случаев по делам данной категории это: корысть (с памятника срываются наиболее ценные элементы и продаются в качестве цветного металла); зависть (желание уничтожить или повредить культурную ценность, принадлежащую другому лицу); месть (в качестве отмщения выбираются наиболее ценные в историко-культурном отноше-

нии вещи, они уничтожаются либо повреждаются); тщеславие (желание во что бы то ни стало обладать конкретной антикварной вещью или произведением искусства, невзирая на невозможность ее публичной демонстрации, ведь в трансформированном сознании обладание художественными ценностями означает обретение высокой общественной значимости); хулиганские побуждения (преступники

не выделяют памятник из ряда сокрушаемых ими предметов); политическая (уничтожаются памятники, установленные в целях увековечения некоторых политических деятелей), национальная либо религиозная нетерпимость, нацистские побуждения (надругательство совершается в отношении памятников защитникам Отечества, советским воинам-освободителям).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.