Научная статья на тему 'Уголовная ответственность за оскорбление сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей'

Уголовная ответственность за оскорбление сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2706
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСКОРБЛЕНИЕ / СОТРУДНИК ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / УНИЖЕНИЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ларин Виктор Юрьевич

В статье рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности за оскорбление сотрудника органов внутренних дел, рассматриваются некоторые вопросы толкования признаков таких деяний. Делается вывод о необходимости пересмотра санкций ст. 319 и ст. 297 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уголовная ответственность за оскорбление сотрудника органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

ЛАРИН Виктор Юрьевич

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности за оскорбление сотрудника органов внутренних дел, рассматриваются некоторые вопросы толкования признаков таких деяний. Делается вывод о необходимости пересмотра санкций ст. 319 и ст. 297 УК РФ.

Ключевые слова: оскорбление, сотрудник органа внутренних дел, представитель власти, преступление, наказание, унижение чести и достоинства.

Действующее уголовное законодательство не содержит специальных составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за оскорбление сотрудника органов внутренних дел. Однако к таковым можно отнести ч. 1 ст. 297 и ст. 319 УК РФ. Они характеризуются специальным потерпевшим, которым в некоторых случаях может выступать сотрудник органа внутренних дел.

Охрана чести достоинства личности осуществляется УК РФ на основе норм международного права, также нашедших отражение в Конституции РФ. В соответствии со ст. 12 Всеобщей декларации прав человека никто не может подвергаться произвольным посягательствам на его честь и репутацию и каждый человек имеет право на защиту закона от таких посягательств1. Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит, что никто не может подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению.

В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Статья 23 Конституции РФ гарантирует каждому право на защиту своей чести и доброго имени.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом, а государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Вместе с тем, в силу ст. 55 Конституции РФ допустимо ограничение прав и свобод граждан в той

1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.07.2014).

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы внутренних дел призваны осуществлять специальные задачи и функции, для чего их сотрудникам предоставляются широкие властные полномочия, а также обязанности. Как подчеркнул Конституционный Суд РФ, на сотрудников органов внутренних дел «возложена исключительная по своему объему и характеру - даже в сравнении с сотрудниками иных правоохранительных органов - ответственность по защите жизни и здоровья граждан, противодействию преступности и охране общественного порядка»2. Иными словами, ни один иной орган исполнительной власти сегодня не обладает сопоставимой по объему и значимости компетенцией. Эти специфические функции сотрудники органов внутренних дел осуществляют в социально значимых целях для обеспечения законности, правопорядка, общественной, государственной и национальной безопасности.

«Уникальность МВД среди прочих органов государственной власти, - как верно отмечено С.С. Киселевым, - состоит в том, что органы правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами и именно сотрудники органов внутренних дел с учетом их широкого круга властных полномочий сталкиваются с постоянным противодействием»3. Такое противодействие может выражаться в посяга-

2 «По запросу Лабытнангского городского суда ЯмалоНенецкого Автономного округа о проверке конституционности пункта «о» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» : определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1623-О-О // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.07.2014).

3 Киселев С.С. Проблемы уголовно-правовой охраны чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел // Вестн. Омс. ун-та. Серия «Право». 2012. № 3. С. 238.

23

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

тельствах на их честь и достоинство. Подобные посягательства, выраженные в публичном оскорблении или клевете, не только посягают на честь и достоинство указанных лиц, но и создают препятствия в осуществлении сотрудниками органов внутренних дел возложенных на них функций и полномочий, в связи с чем посягают на «нормальную деятельность органов власти»4 и авторитет соответствующего государственного органа5. Поэтому составы указанных преступлений находятся в главах о преступлениях против правосудия и порядка управления. Указанные обстоятельства диктуют необходимость повышенной охраны сотрудников органов внутренних дел, в том числе их чести и достоинства, при осуществлении ими своих полномочий.

Приведенные обстоятельства позволяют согласиться с мнением Конституционного Суда о том, что «принцип равенства, закрепленный в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия... не считаются дискриминацией»6. Именно поэтому законодатель в ст. 30 Федерального закона «О полиции» закрепил, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную за-

4 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. М., 2012. С. 1184.

5 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М., 2011. С. 1223.

6 Определение Конституционного Суда РФ от 2 апреля 2009 г. № 472-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Тесленко Дины Павловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 части 1 и частью 2 статьи 37

Федерального закона ”О государственной гражданской службе Российской Федерации”» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.07.2014).

24

конодательством РФ7. Именно поэтому недостаточно уголовно-правовой охраны чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел в рамках общей нормы (ст. 128.1 УК РФ) и, тем более, недостаточно административноправовой охраны вышеуказанных общественных отношений.

Оскорбления сотрудников органов внутренних дел при исполнении ими служебных обязанностей или в связи с их исполнением, способны нарушить нормальную деятельность органов внутренних дел. Поскольку государственные органы являются одним из основных объектов государственной безопасности8, то можно утверждать, что рассматриваемые посягательства ставят под угрозу государственную безопасность. Кроме того, угроза не выполнения органами внутренних дел возложенных на них задач и функций, также ставит под угрозу государственную и общественную безопасность.

Указанные обстоятельства выступают индикатором высокого уровня общественной опасности таких посягательств, в связи с чем необходимо противодействие такому поведению средствами уголовного закона.

Как было отмечено, оскорбление охватывается нормами ст. 319 и ч. 1 ст. 297 УК РФ. В последнем случае сотрудник органа внутренних дел, выполняя свои служебные полномочия, выступает в качестве участника судебного разбирательства. Таким участником может быть следователь или дознаватель, участвующие в судебном заседании при разрешении заявленных ими ходатайств (о разрешении на производство отдельных следственных действий, об избрании, продлении срока содержания под стражей и т.п.), сотрудники органов внутренних дел, осуществляющие уголовное судопроизводство, при рассмотрении в суде жалоб на их действия (бездействия) и решения в порядке ст. 125 УПК РФ, а также иные сотрудники органов внутренних дел, выступающие участником судопроизводства в силу служебных полномочий (например, при обращении в суд для установления административного надзора; при рассмотрении дел об административном правонарушении). Анализируя статистические данные, можно отметить, что ежегодно за совершение таких преступлений осуждается до-

7 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 03.02.2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.10.2014).

8 См. подробнее: Пузиков Р.В., Ирошников Д.В. Понятие государственной безопасности Российской Федерации // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия «Гуманитарные науки». 2011. № 4. С. 284.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

вольно небольшое количество лиц. Так, в 2011 году по ч. 1 ст. 297 УК РФ было осуждено 133 человека, в 2012 году - 92,

а в 2013 году - 118 человек9. В ходе выборочного исследования 60 приговоров по ч. 1 ст. 297 УК РФ, нам, к сожалению, не удалось встретить ни одного дела, где бы потерпевшим выступал сотрудник органа внутренних дел. В связи с чем приходится констатировать, что указанный состав, хоть и охраняет в определенной мере честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел, но является малоприменимым на практике. Однако объяснение этому заключается не в отсутствии случаев оскорбления сотрудников органов внутренних дел, а в том, что указанные лица очень редко выступают участниками судебного разбирательства.

Тем не менее, даже теоретическая вероятность того, что потерпевшим по ч. 1 ст. 297 УК РФ может выступать сотрудник органа внутренних дел, обусловливает необходимость исследования указанной нормы. Оскорбляя сотрудника органа внутренних дел как участника судебного разбирательства (ч. 1 ст. 297 УК РФ), виновный причиняет вред его чести и достоинству, а посредством этого ставит под угрозу отношения в сфере осуществления правосудия, умаляя авторитет судебной власти. Иными словами унижение чести и достоинства сотрудника органов внутренних дел является средством воздействия на правосудие, которое выступает первоочередным объектом данного преступления. Необходимо также отметить, что при совершении указанного преступления в отношении сотрудника органов внутренних дел, создается угроза причинения вреда еще одному объекту - отношениям в сфере нормального осуществления органами внутренних дел возложенных на них задач и функций. Исключением из этого будут случаи, когда отсутствует связь между участием в судебном разбирательстве и выполнением служебных полномочий. Другим исключением являются случаи, когда сотрудник органов внутренних дел выступал участником процесса хоть и в силу служебных обязанностей, но при этом такое судебное разбирательство никак не связано с выполнением органами внутренних дел их специфических задач (например, при участии в качестве представителя ответчика в суде общей юрисдикции по иску о восстановлении на работе или в арбитражном суде в качестве

9 См.: Данные судебной статистики // Судебный депар-

тамент при Верховном Суде РФ. 2014. URL: http://www.cdep. ru/index.php?id=79 (дата обращения: 10.10.2014).

представителя истца по иску о расторжении договора поставки).

Вторым составом, предусматривающим уголовную ответственность за оскорбление сотрудника органов внутренних дел, является ст. 319 УК РФ. Проведенное нами выборочное исследование приговоров и постановлений суда по ст. 319 УК РФ за 2010-2014 годы в отношении 120 лиц показало, что в 93, 3 % случаев (112 лиц) потерпевшими выступают сотрудники органов внутренних дел. Наше исследование подтвердило данные, полученные ранее А.Г. Брагиной о том, что потерпевшими по данному составу в 95,1 % случаев выступают сотрудники милиции10, а также показало, что в период с 1999 до 2014 года количество оскорблений сотрудников органов внутренних дел остается относительно стабильным (в процентном соотношении к общему числу оскорблений представителей власти). Это позволяет утверждать, что имеется тенденция, согласно которой потерпевшим по ст. 319 УК РФ наиболее часто выступают сотрудники органов внутренних дел, хотя охраняет данная норма честь и достоинство представителей власти в целом.

Отметим, что ст. 319 УК РФ является общей нормой по отношению к ч. 1 ст. 297 УК РФ, когда потерпевшим выступает сотрудник органа внутренних дел при исполнении служебных обязанностей или в связи с их исполнением.

Оскорбляя сотрудника органа внутренних дел как представителя власти (ст. 319 УК РФ), виновный причиняет вред его чести и достоинству, а посредством этого ставит под угрозу отношения в сфере нормального функционирования органов внутренних дел и умаляет авторитет данных органов. Как видно, при совершении преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, под угрозу ставятся сразу два непосредственных объекта.

Объективная сторона рассматриваемого преступления заключается публичном оскорблении представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Понятие оскорбления ранее было закреплено в ст. 130 УК РФ, однако после его декриминализации, понятие оскорбления дается в ст. 5.61 КоАП РФ как унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

10 Брагина А.Г. Уголовная ответственность за оскорбление представителя власти : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Красноярск, 2006. С. 13.

25

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

Понятие унижения чести и достоинства личности законодателем не раскрывается. Тем не менее, понятие чести «обычно связывается с положительной оценкой личности, признанием ее моральных и социальных качеств другими лицами. Под достоинством личности принято понимать осознание самим человеком собственных нравственных и интеллектуальных качеств, своего положения в обществе, репутации»11. Следовательно, унижение чести и достоинства проявляется в уменьшении уровня такой оценки. Более широкую интерпретацию дает Н.К. Рудый, указывая, что «это дискредитация человека в общественном мнении (унижение чести) или такое воздействие, которое противоречит достоинству личности (умаление достоинства)»12. При этом она справедливо отмечает, что «четких и однозначно трактуемых критериев унижения чести и умаления достоинства не существует»13. Со своей стороны дополним, что дать однозначное определение унижению чести и достоинству личности, которое бы охватывало все варианты его проявления, невозможно. Учитывая, что наше законодательство носит абстрактный, а не казуистичный характер, это решение вопроса о наличии или отсутствии унижения чести и достоинства личности справедливо отдано на субъективную оценку суда.

Применительно к ст. 319 УК РФ необходима взаимосвязь между унижением чести и достоинства представителя власти (в контексте нашего исследования - сотрудника органа внутренних дел) и выполнением лицом определенных должностных полномочий. Именно эта связь придает повышенный уровень общественной опасности рассматриваемому посягательству и позволяет его криминализировать в отличие от простого оскорбления, являющегося административным правонарушением.

Важно, что унижение чести и достоинства представителя власти должно быть осуществлено в неприличной форме, единого мнения относительно определения которой на сегодняшний день не сложилось. Неприличная форма «противоречит общепризнанным нормам поведения в обществе»14, «заключается

11 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. С. 431.

12 Рудый Н.К.Преступления против порядка управления, посягающие на служебную деятельность и личность представителей власти: сравнительный анализ законодательства России и стран СНГ : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 27.

13 Там же.

14 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. С. 425.

26

в обращении в оскорбляемым в форме, противоречащей правилам общежития и морали»15, представляет собой «циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе, форму унизительного обращения с человеком»16.

Следует обратить внимание и на законодательную пенализацию рассматриваемых преступлений. Так, за совершение преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года. Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 297 УК РФ наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до четырех месяцев. Для сравнения возьмем ч. 2 ст. 298.1 УК РФ (клевета в отношении следователя), предусматривающую наказание наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов. Вряд ли можно согласиться с таким подходом законодателя, когда при меньшем размере наказания в виде обязательных работ (ч. 2 ст. 298.1 УК РФ -320 часов, ст. 319 УК РФ - 380 часов, а ч. 1 ст. 297 УК РФ - 480 часов) законодатель устанавливает многократно разнящие размеры штрафов (ч. 2 ст. 298.1 УК РФ - до 1 000 000 руб., ст. 319 УК РФ - до 40 00 руб., а ч. 1 ст. 297 УК РФ - 80 000 руб.). Ситуация приобретает более парадоксальный характер, если сравнить санкцию ст. 319 УК РФ и ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ (публичное оскорбление). Последней предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Иными словами, за совершение административного оскорбления можно понести более строгое наказание в виде штрафа, чем за со-

15 Курс советского уголовного права. М., 1971. С. 192.

16 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. С. 433.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2014 № 1

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

вершение преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ. Это обусловливает необходимость повышения размеров штрафов в санкциях ст. 297 и ст. 319 УК РФ.

Проведенное исследование показывает, что в случае оскорбления сотрудника органов внутренних дел при исполнении им своих служебных обязанностей или в связи с их исполнением, уголовная ответственность может наступить по двум статьям (ч. 1 ст. 297 и ст. 319 УК РФ). Их детальный анализ пока-

зывает, что они способны в полной мере обеспечить защиту чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел от оскорблений, в связи с чем нет необходимости выделения специальной нормы, охраняющей честь и достоинство сотрудников органов внутренних дел от унижения. Вместе с тем, рассматриваемые нормы не лишены изъянов в плане пенализации, что обусловливает необходимость ужесточения наказания за указанные преступления.

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.