Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ В СТРАНАХ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ В СТРАНАХ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСКОРБЛЕНИЕ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СТРАНЫ СНГ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шкабин Геннадий Сергеевич

В статье проанализировано современное уголовное законодательство стран СНГ об ответственности за оскорбление представителя власти. Компаративное исследование УК Армении, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, России и Узбекистана позволило автору прийти к выводу, что отсутствует единый подход в конструировании норм об ответственности за оскорбление представителя власти. Автор указывает, что сложилось четыре подхода к законодательной регламентации ответственности за данное деяние. Кроме диспозиций указанных норм, в статье исследуются санкции. Автор приходит к выводу о том, что уголовное законодательство большинства стран СНГ содержит более строгие виды и размеры наказаний по сравнению с УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шкабин Геннадий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL LIABILITY FOR INSULTING A REPRESENTATIVE OF AUTHORITY IN THE CIS COUNTRIES: A COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS

The article analyzes the modern criminal legislation of the CIS countries on responsibility for insulting a representative of the authorities. A comparative study of the Criminal Code of Armenia, Azerbaijan, Belarus, Moldova, Kyrgyzstan, Kazakhstan, Tajikistan, Russia and Uzbekistan allowed the author to come to the conclusion that there is no unified approach in the construction of norms on responsibility for insulting a representative of the authorities. The author points out that there are four approaches to the legislative regulation of responsibility for this act. In addition to the dispositions of these norms, the article examines sanctions. The author comes to the conclusion that the criminal legislation of most CIS countries contains stricter types and sizes of punishments compared to the Criminal Code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСКОРБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ВЛАСТИ В СТРАНАХ СНГ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

УДК 343.31

DOI 10.23672/x8442-9403-0413-n

Шкабин Геннадий Сергеевич

доктор юридических наук, доцент,

главный научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний uprzn@ya.ru

Уголовная ответственность

за оскорбление представителя власти в странах снг: сравнительно-правовой анализ

Аннотация. В статье проанализировано современное уголовное законодательство стран СНГ об ответственности за оскорбление представителя власти. Компаративное исследование УК Армении, Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, России и Узбекистана позволило автору прийти к выводу, что отсутствует единый подход в конструировании норм об ответственности за оскорбление представителя власти. Автор указывает, что сложилось четыре подхода к законодательной регламентации ответственности за данное деяние. Кроме диспозиций указанных норм, в статье исследуются санкции. Автор приходит к выводу о том, что уголовное законодательство большинства стран СНГ содержит более строгие виды и размеры наказаний по сравнению с УК РФ.

Ключевые слова: оскорбление, представитель власти, преступление, страны СНГ, уголовная ответственность.

Gennady S. Shkabin

Doctor of Law, Associate Professor, Chief Research Officer, Research Institute Federal Service Execution of Punishments uprzn@ya.ru

Criminal liability for insulting

a representative of authority in the cis countries: a comparative legal analysis

Annotation. The article analyzes the modern criminal legislation of the CIS countries on responsibility for insulting a representative of the authorities. A comparative study of the Criminal Code of Armenia, Azerbaijan, Belarus, Moldova, Kyrgyzstan, Kazakhstan, Tajikistan, Russia and Uzbekistan allowed the author to come to the conclusion that there is no unified approach in the construction of norms on responsibility for insulting a representative of the authorities. The author points out that there are four approaches to the legislative regulation of responsibility for this act. In addition to the dispositions of these norms, the article examines sanctions. The author comes to the conclusion that the criminal legislation of most CIS countries contains stricter types and sizes of punishments compared to the Criminal Code of the Russian Federation.

Keywords: insult, representative of the authorities, crime, CIS countries, criminal liability.

Страны-участницы СНГ объединены общей историей народов и сложившимися тесными связями. Ежегодно сотни тысяч граждан стран СНГ приезжают в Россию с различными це-лями[2]. Решение задачи обеспечения законности и правопорядка в государствах СНГ во многом зависит от единообразия в законодательном подходе к регламентации противоправных деяний, одним из которых является оскорбление представителя власти.

В Модельном уголовном кодексе для государств -участников СНГ, принятом на седьмом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 года содержалась как общая рекомендованная норма об оскорблении личности (ст. 144), так и специальная об оскорблении представителя власти (ст. 312) [6]. В первоначальных редакциях уголовных законов всех стран СНГ законодатели закрепили данные положения, однако в последующем внесли ряд изменений. В 2013 г. С.С. Киселев,

исследуя данную тему, отметил, что уголовное законодательство стран СНГ имеет максимальную схожесть с УК РФ в вопросах защиты чести и достоинства представителей власти [3, с. 52]. Нынешнее состояние законодательной регламентации ответственности за оскорбление представителя власти требует научного анализа.

В уголовном законодательстве Киргизии и Молдовы уголовной ответственности за оскорбление вообще не предусмотрено [9; 12]. В Молдове указанные деяния относятся к разряду административных правонарушений. Н.Н. Кутаков объясняет отсутствие в Киргизии ответственности за оскорбление положениями ст. 33 Конституции, согласно которым никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и досто-и н ств о личности [5, с. 53 ].

В настоящее время Республика Казахстан остается единственной страной СНГ, в уголовном законе которой имеется как общая норма об

оскорблении (ст. 131 УК Казахстана), так и специальная, устанавливающая ответственность за оскорбление представителя власти (ст. 378 УК Казахстана). При этом казахский законодатель не ставит публичность в число обязательных признаков рассматриваемого состава преступления, как это сделано в УК РФ, а относит его к квалифицирующему. Интерес представляет установление уголовной ответственности за публичное оскорбление отдельных представителей власти - Президента Республики Казахстан (ст. 375 УК Казахстана), Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы (ст. 373 УК), а также оскорбление депутата Парламента Республики Казахстан (ст. 376 УК). Не ясно, в связи с чем, казахский законодатель придал большую общественность опасность оскорблению депутатов по сравнению с представителями других ветвей власти, особенно законодательной и судебной. Стоит отметить, что, в целом, в Казахстане нормы об ответственности за оскорбление представителя власти устанавливают относительно строгое наказание: наряду со штрафом, привлечением к общественным работам, применяются такие виды наказания, как исправительные работы, ограничение свободы и лишение свободы на срок до

5 лет.

Заметим, что в УК Казахстана есть отдельная норма-примечание, которая конкретизирует, что публичные выступления, содержащие критические высказывания о служебной деятельности представителя власти, не влекут уголовной ответственности (ст. 378) [11]. Такая оговорка подчеркивает, что установление уголовной ответственности оскорбление представителя власти не ограничивает свободу слова и не запрещает критику власти, если она не носит характер унижения.

В уголовных законах Таджикистана и Республики Беларусь сохранились лишь специальные нормы

06 ответственности за оскорбление представителя власти. В ст. 330 УК Таджикистана закреплена норма, аналогичная по содержанию ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении его должностных обязанностей или в связи с их выполнением). То же оскорбление, совершенное в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, в средствах массовой информации или сети интернет, образует квалифицирующий признак данного состава преступления [13]. Однако в отличие от ст. 319 УК РФ, строгость наказания за данное деяние, существенно выше, поскольку санкция ст. 330 УК Таджикистана включает лишение свободы на срок до 2 лет.

В ст. 269 УК Республики Беларусь закреплена ответственность за оскорбление представителя власти или его близких в связи с выполнением им служебных обязанностей, совершенное в публичном выступлении, либо в печатном или публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, либо в информации, размещенной в глобальной компьютерной сети Интернет [10]. В рассматриваемой норме расширен круг потерпевших, так как к ним относятся близкие представителю власти лица.

Санкция данной нормы показывает, что белорусский законодатель относит рассматриваемое деяние к опасным, так как кроме штрафа, ареста, ограничения свободы оно может быть наказуемо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом.

Как верно отмечено в литературе, защита чести и достоинства представителей власти иногда обеспечивается даже не одной, а несколькими статьями уголовного кодекса [7, с. 83]. С этих позиций важно отметить, что в законодательстве Беларуси и Таджикистана есть специальные нормы об ответственности за оскорбление президента (ст . 137 УК Таджикистана, ст. 368 УК Республики Беларусь).

Особая ситуация сложилась в Армении. Норма об оскорбление представителя власти была декри-минализована - 19 мая 2008 года, а об оскорблении гражданина 18 мая 2010 года. Однако в 2012 году армянский законодатель предпринял попытку установить административную ответственность за публичное оскорбление служащего полиции или военнослужащего в связи с выполнением им своих обязанностей по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности (ст. 172.3 Кодекса об административных правонарушениях Армении) [4]. Однако 30 августа 2021 года вступила в силу ст. 137.1 УК Армении, устанавливающая ответственность за нанесение лицу тяжкого оскорбления, ругательства или тяжкого оскорбления человеческого достоинства в крайне неприличной форме. Квалифицирующим признаком данного деяния стало распространение материалов, содержащих тяжкое оскорбление лица, с использованием информационных или коммуникационных технологий, или в иной публичной форме [1]. Как сообщается в СМИ, новый состав стал чрезвычайно востребованным на практике: с сентября до конца 2021 года было возбуждено более двухсот уголовных дел по данной статье [1].

В уголовном законодательстве Азербайджана и Узбекистана имеются только общие нормы об оскорблении. В соответствии со ст. 148 УК Азербайджана, наказуемо вплоть до лишения свободы публичное оскорбление другого лица [8]. Особый интерес представляет ст. 148-1 УК Азербайджана, в котором предусмотрена ответственность за оскорбление или клевету в информационном интернет-ресурсе путем массового распространения, с использованием поддельных имен пользователя, профилей или учетных записей. Законодатель, по-видимому, исходит из того, что подобные действия сложнее выявляются и требуют дополнительной подготовки от виновного.

По ч. 1 ст. 140 УК Узбекистана уголовно наказуемо оскорбление с административной преюди-цией. В ч. 2 этой же статьи наказуемо публичное оскорбление личности, а в ч. 3 - оскорбление в связи с выполнением потерпевшим своего служебного или гражданского долга [14]. По существу в последнем случае речь идет о специальном оскорблении. Под признаки такого потерпевшего вполне подпадает представитель власти.

Изучение законодательной регламентации ответственности за оскорбление представителя власти в странах СНГ позволяет сформулировать следующие выводы. В настоящее время в уголовных законах стран СНГ отсутствует единый подход в формулировании норм об ответственности за оскорбление представителя власти. Фактически сложилось четыре подхода к законодательной регламентации ответственности за данное деяние:

1) уголовная ответственность за оскорбление представителя власти наступает по специальной норме при наличии в УК общей нормы об ответственности за оскорбление личности другого лица;

2) уголовная ответственность наступает по соответствующей норме при отсутствии отдельной нормы об ответственности за оскорбление личности;

3) уголовная ответственность наступает по общей норме при отсутствии специальной нормы;

4) оскорбление представителя власти не является уголовно наказуемым деянием.

Кроме того, следует отметить, что санкции рассматриваемых норм уголовного законодательства в большинстве рассмотренных стран СНГ существенно строже, чем в Российском.

Литература:

1. «Обматерил Пашиняна за состояние транспорта: в Армении вынесен первый судебный приговор за нанесение тяжкого оскорбления». URL : https://newsarmenia.am/news/armenia/obmateril-pashinyana-za-sostoyanie-transporta-v-armenii-vynesen-pervyy-sudebnyy-prigovor-za-naneseni

2. Въезд иностранных граждан в РФ. ЕМИСС государственная статистика. URL : https://feds tat.ru/indicator/38479

3. Киселев С.С. Уголовно-правовая охрана чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Киселев Сергей Сергеевич. Омск, 2013. 175 с.

4. Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях. URL : https://www.arlis. am/DocumentView.aspx?docid=138078

5. Кутаков Н.Н. Уголовно-правовая охрана сотрудника пенитенциарного учреждения: зарубежный опыт государств - участников СНГ и современное отечественное законодательство / Н.Н. Кутаков // Вестник Пермского института ФСИН России. 2021. № 2(41). С. 48-59.

6. Модельный уголовный кодекс для государств -участников Содружества Независимых Государств. Рекомендательный законодательный акт (Принят в г. Санкт-Петербурге 17.02.1996 Постановлением 7-5 на 7-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.04.2022).

7. Сулейманова И.Е. О защите чести и достоинства представителей власти в сфере порядка управления / И.Е. Сулейманова // Правовое государство: теория и практика. 2016. № 1(43). С. 8285; С. 83.

8. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики (утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 года № 787-IQ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.2021 г.). URL : https://online.zakon.kz/Docu ment/?doc id=30420353

Literature:

1. «I swore at Pashinyan for the state of transport: the first court verdict was passed in Armenia for inflicting a grave insult». URL: https://newsarme-nia.am/news/armenia/obmateril-pashinyana-za-sos-toyanie-transporta-v-armenii-vynesen-pervyy-sudeb nyy-prigovor-za-naneseni

2. Entry of foreign citizens to the Russian Federation. EMISS state statistics. URL : https://fed-stat.ru/indicator/38479

3. Kiselev S.S. Criminal-legal protection of honor and dignity of employees of internal affairs bodies : dis. ... cand. jurid. Sciences: 12.00.08 / Sergey Ser-geevich Kiselyov. Omsk, 2013. 175 p.

4. The Code of the Republic of Armenia on Administrative Offences. URL : https://www.arlis.am/Docu-mentView.aspx?docid=138078

5. Kutakov N.N. Criminal law protection of a penitentiary institution employee: foreign experience of the CIS member states and modern domestic legislation / N.N. Kutakov // Bulletin of the Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 2021. № 2(41). P. 48-59.

6. Model Criminal Code for the member States of the Commonwealth of Independent States. Recommendation legislative act (Adopted in St. Petersburg on 17.02.1996 by Resolution 7-5 at the 7th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States) // SPS «ConsultantPlus» (date of appeal 01.04.2022).

7. Suleymanova I.E. On the protection of the honor and dignity of government officials in the field of governance / I.E. Suleymanova // The rule of law: theory and practice. 2016. № 1(43). P. 82-85; P. 83.

8. The Criminal Code of the Republic of Azerbaijan (approved by the Law of the Republic of Azerbaijan № 787-IQ of December 30, 1999) (with amendments and additions as of December 27, 2021). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=304203 53

9. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 28 октября 2021 года № 127 (с изменениями от 18.01.2022 г.). URL : https://online.zakon.kz/Docu ment/?doc_id=36675065

10.Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09 июля 1999 года № 275-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 05.01.2022 г.). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30414984

11. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 03 июля 2014 года № 226-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.03.2022 г.). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252

12. Уголовный кодекс Республики Молдова от 18 апреля 2002 года № 985-XV (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.11.2021 г.). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30 394923

13. Уголовный кодекс Республики Таджикистан от

21 мая 1998 года № 574 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.12.2021 г.). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30397325

14. Уголовный кодекс Республики Узбекистан (утвержден Законом Республики Узбекистан от

22 сентября 1994 года № 2012-XII) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.03.2022 г.). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 30421110

9. Criminal Code of the Kyrgyz Republic № 127 dated October 28, 2021 (as amended on January 18, 2022). URL : https://online .zakon.kz/Document/? doc_id=36675065

10. Criminal Code of the Republic of Belarus № 275-Z of July 09, 1999 (with amendments and additions as of 05.01.2022). URL : https://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=30414984

11. Criminal Code of the Republic of Kazakhstan dated July 3, 2014 № 226-V (with amendments and additions as of 02.03.2022). URL : https://online .za-kon.kz/Document/?doc_id=31575252

12. Criminal Code of the Republic of Moldova № 985-XV of April 18, 2002 (with amendments and additions as of 11.11.2021). URL : https://online.zakon.kz/Doc-ument/?doc_id=30394923

13. Criminal Code of the Republic of Tajikistan № 574 dated May 21, 1998 (with amendments and additions as of December 23, 2021). URL : https:// online.za-kon.kz/Document/?doc_id=30397325

14. The Criminal Code of the Republic of Uzbekistan (approved by the Law of the Republic of Uzbekistan dated September 22, 1994 № 2012-XI I) (with amendments and additions as of 03/14/2022). URL : https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30421110

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.