Закон и право. 2021. № 12. С. 228-231. Law and legislation. 2021;(12):228-231.
Научная статья УДК 343.638
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-225-228
NIION: 1997-0063-12/21-058 MOSURED: 77/27-001-2021-12-258
Уголовная ответственность за оскорбление главы государства
в зарубежных странах
Екатерина Валерьевна Яковлева
Барнаульский юридический институт МВД России,
Алтайский край, Барнаул, Россия, [email protected]
Аннотация. На основе анализа зарубежного законодательства автор рассматривает особенности ответственности за оскорбление главы государства в зарубежных странах, выделяет общие закономерности. В заключение формирует вывод касательно рассматриваемой проблематики.
Ключевые слова: оскорбление, клевета, глава государства, президент, монарх.
Для цитирования: Яковлева Е.В. Уголовная ответственность за оскорбление главы государства в зарубежных странах // Закон и право. 2021. № 12. С. 228—231. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-228-231.
Original article
Criminal liability for insulting the head of state in foreign countries
Ekaterina Valerievna Yakovleva
Barnaul Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia,
Altai Krai, Barnaul, Russia, [email protected]
Abstract. Based on analysis of foreign legislation the author identifies the peculiarities of responsibility for insulting the head of state in foreign countries, highlights general laws. In conclusion, it forms a conclusion regarding the issue under consideration.
Keywords: insult, slander, head of state, president, monarch.
For citation: Yakovleva E.V. Criminal liability for insulting the head of state in foreign countries // Law and legislation. 2021;(12): 228—231. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-228-231.
I I ифференциация ответственности за ос-I I корбление представителя власти в зави-/ |синости от выполняемых им функций встречается в законодательстве многих стран мира. Обычно такие деяния относятся к преступлениям против государства, а не против личности и чести, несмотря на то, что их жертвой является конкретное лицо. Устанавливая ответственность за оскорбление главы государства, законодатель закрепляет неприкосновенность общественных отношений, возникающих по поводу реализации им своих полномочий, беспрекословность его авторитета как первого политического представителя государства.
Действующее законодательство проанализированных в данном исследовании зарубежных
© Яковлева Е.В. М., 2021.
стран различно подходит к преследованию лиц, совершивших оскорбление главы государства, однако можно утверждать, что в случае наличия ответственности за такие деяния в основном она является уголовной и представляет собой более строгое наказание, чем за аналогичные деяния в отношении частных лиц.
Единственным исключением из этого правила является Греция, где максимальное наказание за оскорбление или клевету1 в отношении пре-
1 В связи с тем, что не существует стандартного международного понимания терминов «диффамация», «клевета» или «оскорбление», в данном исследовании они употребляются как равные по значению; кроме того, в некоторых странах оскорблением признается распространение ложной информации, и дифференциация ответственности за эти деяния зачастую не предусмотрена.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021
зидента не превышает трех месяцев (ст. 168 Уголовного кодекса Греции); при этом аналогичные деяния в отношении иных лиц караются лишением свободы на срок от трех месяцев (ст. 363 Уголовного кодекса Греции) [5].
По мнению ряда международных сообществ, государственные служащие должны быть более терпимы к критике, чем частные лица. Европейский Суд по правам человека в своем решении 1986 г. «Лингрес против Австрии» [3, с. 524—531] отметил, что пределы приемлемой критики в отношении политических деятелей шире, чем в отношении частного лица. Парламентская ассамблея Совета Европы в 2007 г. в решении 1577 указала, что государствам следует исключить из законодательства любую усиленную защиту государственных и общественных деятелей [1].
Председатель по вопросам свободы средств массовой информации ОБСЕ несколько раз выступал против законов, защищающих главы государства. Так, критикуя приговор, вынесенный в Польше в 2012 г., он заявил: «В современной демократии неуместны уголовные санкции за оскорбление главы государства, особенно после того, как Европейский Суд по правам человека на протяжении десятилетий отменял такие решения... Из-за характера своей работы государственные служащие должны терпеть более высокую степень критики и сатирических замечаний, чем обычные люди» [7].
Несмотря на постоянные дискуссии представителей международных сообществ и регулярные требования к отдельным странам изменить наказание за оскорбление главы государства, специальная ответственность для лиц, допускающих подобные деяния, установлена во многих государствах, в их числе: Андорра, Азербайджан, Беларусь, Бельгия, Дания, Германия, Греция, Исландия, Италия, Казахстан, Камбоджа, Мальта, Монако, Нидерланды, Польша, Португалия, Сан-Марино, Словения, Испания, Швеция, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Таиланд, Узбекистан и др. Во всех названных странах оскорбление или клевета в отношении главы государства наказывается лишением свободы.
Рассмотрим более детально положения уголовного законодательства некоторых представляющих наибольший научный интерес стран.
Уголовное наказание за оскорбление главы Таиланда (монарха) является наиболее строгим из действующих за аналогичные деяния на планете и представляет собой лишение свободы на срок от трех до пятнадцати лет.
Статья 112 УК Таиланда расположена в разделе, содержащем преступления, посягающие на
национальную безопасность государства, и устанавливает ответственность за «клевету, оскорбление или угрозу Королю, Королеве, Наследнику или Регенту» [9].
Содержание данной статьи неоднократно становилось предметом осуждений на международной арене, так еще в 2012 г. более 200 выдающихся ученых, писателей и активистов со всего мира, включая известного американского мыслителя Ноама Хомского и Питера Кэри, эксперта по Юго-Восточной Азии из Оксфордского университета, публично выступали с призывом к премьер-министру Таиланда реформировать данную статью закона [8]. Однако рассматриваемая статья, действующая с 1956 г., изменена не была.
Основной проблемой рассматриваемой нормы является неопределенность содержащихся в ней понятий; при этом каких-либо обязательных для использования в применении данной нормы рекомендаций (по аналогии с постановлением Пленума Верховного Суда России) в правовой системе страны не существует. В связи с этим, по мнению международных специалистов, наказание используется как политический инструмент в отношении оппозиционно настроенных граждан [4].
В феврале 2018 г. национальное собрание Камбоджи приняло поправки к Уголовному кодексу страны [3], которыми установлена ответственность за оскорбление монарха. Законом запрещена клевета, оскорбление или угрозы королю; оскорбление выражается в словах, жестах, письмах, картинах или предметах, которые ущемляют личное достоинство короля. Такие действия караются тюремным заключением на срок от одного до пяти лет с обязательным штрафом в размере от 2 до 10 млн риелей (примерно от 500 до 2500 долл. США).
Представляется позитивным, что такая ответственность установлена только за оскорбление короля, а не как в соседнем Таиланде — за оскорбление всех членов его семьи.
В Республике Турция ответственность за оскорбление президента выделена в отдельную ст. 299 УК Турции. Названная статья расположена в разделе, содержащем преступления против государства, а не среди преступлений против личности и чести, где установлена ответственность за общую диффамацию (ст. 125 УК Турции).
Следовательно, действие рассматриваемой статьи направлено на защиту чести президента как правовой категории, а не отдельной личности [10]. Лицо, оскорбляющее президента, приговаривается к лишению свободы на срок от одного года до четырех лет.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021
Не имеет значения, в какой момент произошло оскорбление действующего президента, а также наличие конфликта, оно может происходить как в присутствии потерпевшего, так и заочно. Преступное оскорбление может быть совершено словами, песнями, письменным текстом, рисованием, изображением, жестами, которые показывают негативное отношение к главе государства.
Если данное преступление совершается публично, например, размещением оскорблений в социальных сетях, высказыванием в телешоу, на улице, то назначаемое наказание будет увеличено на одну шестую. Чтобы оскорбление было признано публичным, оно должно быть совершено в местах, открытых для неопределенного круга лиц. Здесь важно отметить особенность объективной стороны рассматриваемого состава. Так как оскорбление президента в основном совершается в его отсутствие, важно, чтобы свидетелем оскорбления выступил как минимум один человек. При этом, по законодательству Турции, при оскорблении иных лиц обязательно должно быть не менее трех свидетелей.
В Германии публичное оскорбление президента может быть наказано лишением свободы от трех месяцев до пяти лет (ст. 90 УК Германии). Интерес представляет тот факт, что кроме названной санкции к нарушителю судом может быть применена дополнительная мера наказания: запрет на занятие профессиональной деятельностью или приостановления действия некоторых гражданских прав.
К правам, которые могут быть ограничены, относится право занимать государственные должности, голосовать и быть избранным на публичных выборах (ст. 92а УК Германии). Начало производства по такому делу возможно только с письменного согласия президента Германии.
В Бельгии оскорбление короля является преступлением в соответствии с законом «О пресечении преступлений против короля», принятом 6 апреля 1847 г. Объективная сторона преступного деяния может выражаться в любой оскорбительной форме (речь, крик, письменное изображение, печатные материалы, изображения любого вида), деяния должны быть совершены в общественных местах или при скоплении граждан.
Несмотря на то, что закон принят более 170 лет назад, лица, распространяющие оскорбительную информацию с использованием сети Интернет, также несут ответственность в соответствии с данным законом. Лицо, виновное в оскорблении короля Бельгии, наказывается лишением свободы на срок от шести месяцев до трех лет и штрафом.
В настоящее время данный закон практически не применяется. В последний раз в 2007 г. Пол Кенис был приговорен к одному году тюремного заключения и штрафу в размере 5500 евро за то, что отправил оскорбительные письма королю Альберту II, где обвинял последнего в сексуальных преступлениях в отношении детей.
В УК Дании ответственность за оскорбление главы государства выделена, так же, как и во всех рассматриваемых нами законах, в отдельную статью, но наравне с королем Дании назван глава правительства страны. Согласно ст. 115 УК Дании оскорбление короля или главы правительства наказывается тюремным заключение до четырех лет. В случае оскорбления королевы, матери королевы или наследницы максимальное тюремное заключение составляет три года.
Статья 135 УК Польши гласит, что любой, кто публично оскорбляет президента Польши, наказывается лишением свободы на срок до трех лет. В отличие от других европейских стран к ответственности за такие деяния регулярно привлекаются лица, допустившие оскорбления в адрес президента Польши. Один из последний случаев, который стал известен и обсуждаем во всем мире, это оскорбление президента Польши Анджея Дуду писателем Якубом Жульчик, который назвал президента «moron» (в переводе с английского — «дебил, идиот»). Однако реальное лишение свободы лицам, допустившим такие нарушения, в последние годы не назначалось.
Подводя итог, отметим, что отсутствие отдельно установленной ответственности за оскорбление или клевету в отношении главы государства зачастую не означает, что последний не защищен от таких посягательств. Ответственность наступает за оскорбление представителя власти, либо политического деятеля, или иного должностного лица.
Например, в 2013 г. во Франции была отменена статья, касающаяся оскорбления главы государства в печати, но в то же время президент Франции был добавлен в список государственных служащих, получающих усиленную защиту от диффамации [6, p. 95].
Главе любого демократического государства приходится сталкиваться с более серьезной критикой, чем другим политическим деятелям, на его деятельность направлены взгляды не только сограждан, но и мирового сообщества. Однако критика главы государства не должна быть оскорбительной.
Несмотря на то что право свободно выражать свои мысли, не подвергаться осуждению за свои идеи и убеждения является одним из основных в комплексе прав и свобод, гарантированных
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021
многими международными документами, конституциями различных стран и их законами, при определении противоправности действий виновных субъектов лица, рассматривающие дела, должны определить тонкую грань между критикой и оскорблением, принимая во внимание баланс между свободой выражения мнения отдельных лиц и честью жертвы как первого лица государства в соответствии со средним уровнем мышления и понимания, преобладающих в обществе.
Проанализировав законодательство различных зарубежных стран, можно констатировать, что защите от оскорблений подвергается в первую очередь не личность главы страны, а интересы всей системы власти в государстве.
Список источников
1. На пути к отмене уголовной ответственности за диффамацию: Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы № 1577 от 04.10.2007 (34-е заседание) // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31220922#pos=3;-92
2. Постановление ЕСПЧ от 08.07.1986 «Лин-генс (Lingens) против Австрии» (жалоба № 9815/ 82) // Европейский суд по правам человека. Избранные решения. Т. 1. М.: Норма, 2000.
3. Criminal Code of Combodia // URL: http:// www.skpcambodia.com/storage/uploads/files/ Criminal%20and%20Criminal%20Procedure%20Laws/ criminal-code%20Eng.pdf
4. Criticism Mounts Against Thai Royal Defamation Law // URL: https://www.voanews.com/ east-asia-pacific / criticism-mounts-against -thai-royal-defamation-law
5. Greek Penal Code // URL: http://www. c00.org/p/greek-penal-code.html
6. Griffen S. Defamation and Insult Laws in the OSCE Region: A Comparative Study / / Organization for Security and Cooperation in Europe International Press Institute (IPI). 2017.
7. Poland should abolish criminal defamation, says OSCE media freedom representative following conviction of editor. Vienna. 17 September 2012 // URL: http://www.osce.org/fom/93797
8. Scholars call for reform of Thai lese majeste law // URL: https://www.dw.com/en/scholars-call-for-reform-of-thai-lese-majeste-law/a-15716203
9. Thailand Penal Code // URL: https:// www.samuiforsale .com/law-texts/thailand -penal-code.html
10. Turkish Criminal Code (Law № 5237 of September 26, 2004) // URL: https://www.wipo.int/ edocs/lexdocs/laws/en/tr/tr171en.pdf
References
1. Towards the abolition of criminal liability for defamation: Resolution of the Parliamentary Assembly of the Council of Europe № 1577 of 04.10.2007 (34th meeting) // URL: https://online .zakon.kz/Document/ ?doc_id=31220922#pos=3;-92
2. ECHR Ruling of 08.07.1986 «Lingens v. Austria» (Complaint No. 9815/82) // European Court of Human Rights. Selected solutions. Vol. 1. M.: Norm, 2000.
3. Criminal Code of Combodia // URL: http:// www.skpcambodia.com/storage/uploads/files/ Criminal%20and%20Criminal%20Procedure%20Laws/ criminal-code%20Eng.pdf
4. Criticism Mounts Against Thai Royal Defamation Law // URL: https ://www.voanews. com/east-asia-pacific/criticism-mounts-against-thai-royal-defamation-law
5. Greek Penal Code // URL: http://www. c00.org/p/greek-penal-code.html
6. Griffen S. Defamation and Insult Laws in the OSCE Region: A Comparative Study // Organization for Security and Cooperation in Europe International Press Institute (IPI). 2017.
7. Poland should abolish criminal defamation, says OSCE media freedom representative following conviction of editor. Vienna. 17 September 2012 // URL: http://www.osce.org/fom/93797
8. Scholars call for reform of Thai lese majeste law // URL: https://www.dw.com/en/scholars-call-for-reform-of-thai-lese-majeste-law/a-15716203
9. Thailand Penal Code // URL: https:// www.samuiforsale .com/law-texts/thailand -penal-code.html
10. Turkish Criminal Code (Law № 5237 of September 26, 2004) // URL: https://www.wipo.int/ edocs/lexdocs/laws/en/tr/tr171en.pdf
Информация об авторе
Яковлева Е.В. — старший преподаватель
Information about the author
Yakovleva E.V. — senior lecturer
Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 08.11.2021; принята к публикации 14.11.2021.
The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 08.11.2021; accepted for publication 14.11.2021.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021