Афамготов Эдуард Магомедович
старший преподаватель юридического факультета Адыгейского государственного университета, соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России, г. Майкоп
Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотиков в странах ближнего и дальнего зарубежья
Незаконный оборот Н наркотиков является международной проблемой, так как динамика роста числа таких преступлений характерна не только для России, но и для стран дальнего и ближнего зарубежья. Вследствие этого интерес представляет анализ уголовного законодательства других государств, определяющих преступность деяний, связанных с наркотическими средствами и устанавливающих виды наказаний за их совершение.
В целом Модельный Уголовный кодекс стран СНГ является базовым документом, в силу чего многие положения фактически идентичны, нормы, регламентирующие данную сферу правоотношений, помещены в аналогичные разделы и главы, посвященные посягательствам против здоровья и нравственности, хотя существует и практика выделения данных преступлений в самостоятельную главу, как в УК Узбекистана -«Преступления, составляющие незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ».
Предметом преступлений в УК стран СНГ в большинстве случаев названы наркотические средства и психотропные вещества, кроме УК Азербайджана и Молдовы - только наркотические средства. Кроме этого, в Беларуси и Таджикистане в качестве предмета преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, названы также и их прекурсоры, инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотиков и психотропных веществ.
Действующий Уголовный кодекс Украины содержит раздел «Преступления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров и иные преступления против здоровья населения», в котором «иным» преступлением посвящены лишь три статьи, в то время как остальные двадцать регламентируют уголовную ответственность за деяния, признанные наркопреступлениями. Были криминализированы некоторые деяния в сфере НОН: склонение несовершеннолетних к применению допинга (ст. 323); вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. ст. 308, 312, 313).
Идет по пути совершенствования уголов-
_268
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)
ного кодекса законодатель Грузии. В нем появились новеллы в сфере регулирования уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков: в частности, это статья о незаконном ввозе в Грузию, вывозе из нее или международной перевозке транзитом через территорию страны наркотических средств, их аналогов или прекурсов. При особо отягчающих обстоятельствах такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет. Законодатель Грузии полагает, что данное новшество приведет к существенным успехам в борьбе с международной наркопреступностью и будет иметь соответствующее превентивное значение.
Уголовный кодекс Латвии содержит большую совокупность норм, регламентирующих ответственность за различные действия, составляющие оборот наркотиков. В Главе 20 «Преступление против общественной безопасности и общественного порядка» содержится восемь составов преступлений такого рода. В частности, это ст. 249 «Нарушение правил производства, приобретения, хранения,учета, выдачи, перевозки и пересылки наркотических средств и психотропных веществ» касающаяся нарушений законного оборота наркосодержащих веществ. Максимальное наказание достаточно сурово: штраф в размере до 80 минимальных зарплат осужденного или лишение свободы на срок до 5 лет. В статье 250 УК Латвии прямо предусмотрена ответственность врачей за выписку рецепта без медицинской необходимости или иного документа для получения наркотического или психотропного вещества, а равно выдача его без рецепта либо по фиктивным документам. Причем в данном случае законодатель не предусматривает альтернативы в виде штрафа и устанавливает только лишение свободы, придавая особое значение должности лица.
Далее ст. 251 предусматривает такое преступление, как склонение лица к потреблению наркотиков, а ст. 252 - введение наркотических средств против воли лица, при этом устанавливается строгое наказание за каждое из данных преступлений в размере до 15 лет.
Во многом аналогичен российскому уголовному закону Уголовный кодекс Республики Казахстан. Однако в ст. 259 данного УК установлена ответственность за все действия, образующие незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, включая и их сбыт, при этом крупный и особо крупный размер данных веществ являются квалифицирующими признаками, что предполагает существенное повышение сроков лишения свободы. Если в ч. 1 данной статьи -
до трех лет лишения свободы, а в ч. 2-й - от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества, а в ч. 3-й, соответственно, от десяти до пятнадцати лет. Прогрессивным является положение, закрепленное в примечании к ст. 259 УК, которым лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества или добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказание медицинской помощи в связи с потреблением наркотических средств в немедицинских целях и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом данных средств, освобождается от уголовной ответственности. Что может оздоровить наркоситуацию в государстве.
В компетенции властей штатов находится вопрос об установлении данного вида уголовной ответственности в США (например, гл. 13 штата Джорджия, ст. ст. 221, 222 штата Нью-Йорк), причем примерный Уголовный кодекс США 1948 г. вообще не содержит статей о незаконном обороте наркотических средств. Хотя в нем (ст. 250.5) содержится норма, устанавливающая ответственность за появление лица в публичном месте в такой степени алкогольного или наркотического опьянения, при котором оно может поставить себя или иных лиц, или имущество в опасность, либо «причинить беспокойство» лицам, находящимся поблизости. Уголовная ответственность наступает при повторном нарушении подобного рода.
В порядке сравнения следует отметить, что в соответствии с российским административным законодательством незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах является административным правонарушением (ст. 6.8 КоАП), а потребление наркотиков без назначения врача запрещено согласно ст. 40 Федерального закона «О наркотических средствах или психотропных веществах», но вместе с тем карается только штрафом либо административным арестом на срок до 15 суток (ст. 6.9 КоАП). Между тем, в УК Украины (ст. 229.8), Азербайджана (ст. 226.6), Молдовы (ст. 225.7) тоже установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта, если они совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания за данное нарушение.
УК штата Джорджия (США), в отличие от законодательства большинства зарубежных стран, содержит полный перечень наркотических средств, запрещенных для оборота. Кроме того, законодатели некоторых штатов предусматривают дифференцирование ответственности в зави-
269
симости от характера и вида наркотического средства, что, на наш взгляд, может иметь существенное значение для предупреждения оборота «тяжелых» наркотиков и усиления карательного воздействия в отношении тех, кто им занимается как преступным бизнесом.
Например, в УК штата Джорджия наиболее тяжкими являются преступления, предметом которых является кокаин. Согласно п. «а» ст. ст. 16-13-31 любые операции с этим наркотиком наказывается лишением свободы до 25 лет и штрафом в 1 млн долларов. А производство и распространение марихуаны является менее тяжким преступлением.
По мнению А. Дьяченко и Е. Четвертаковой, в УК России также необходимо предусмотреть штраф в виде дополнительного наказания за совершение преступлений, связанных с наркотиками, в особо крупном размере1.
Необходимо также сказать, что отдельные обстоятельства, повышающие общественную опасность содеянного, по УК РФ во внимание не принимаются ни при квалификации, ни при назначении наказания. Сюда относится, например, сбыт наркотиков в общественных местах и учебных заведениях. Было бы целесообразным дополнить УК России такими обстоятельствами, отягчающими ответственность, тем более, что Конвенция ООН 1998 г. рекомендует включить эти обстоятельства в национальное законодательство.
В войну с наркотизмом вступили Норвегия и Нидерланды, однако пошли при этом разными путями. Норвегия стала страной с весьма жестким отношением к потреблению и распространению наркотиков, причем данная политика в основном рассчитана на карательные меры. До 1964 г. максимальным наказаниям по делам, связанным с наркотиками, было 6 месяцев лишения свободы. Но после 1964 г. оно могло составлять до 2 лет, в 1968 г. - 6 лет, 1972 - 10, в 1981-м - 15 лет, а с 1984 г. даже 21 год лишения свободы, что является одним из самых суровых приговоров в Норвегии.
Нидерланды являются страной с наиболее либеральной уголовной политикой в данном вопросе. Но и там практика официального сбыта «легких» наркотиков действовавшая определенное время отошла в прошлое, так как привела к многократному росту количества наркоманов и увеличению числа преступлений, особенно краж и грабежей.
Весьма либеральное отношение к потреблению и распространению наркотиков существует в Испании. Статья 368 УК Испании предписывает наказание в виде тюремного заключения до трех лет за выращивание, производство или торговлю, а также побуждение, способствование или облегчение незаконного потребления наркотиков. Хотя несложно заметить, что согласно российскому УК наказание за посев или выращивание запрещенных наркосодержащих растений и их культивирование еще меньше - до двух лет лишения свободы. Таким образом, если строгость наказания еще имеет общий мировой «измеритель» - максимум, несомненно, что заключение в тюрьму на срок до 20 лет и более для представителя любого европейского государства будет являться сверх строгой мерой наказания за любое действие в незаконном обороте наркотиков. То «мягкость» наказания еще не имеет конкретной международной оценки и является индивидуально определенной мерой для различных национальных законодательных систем, отражающих в определенной мере, не только позицию законодателя, но и общественное мнение населения той или иной страны.
Исходя из выше изложенного, можно сформулировать следующие предложения:
1. Необходимо выделить преступления, касающиеся незаконного оборота наркотиков в отдельную главу как в УК Узбекистана.
2. Дополнить ч. 3. ст. 228 УК РФ таким отягчающим обстоятельством, как сбыт наркотических средств в общественных местах и учебных заведениях.
3. Предусмотреть штраф как дополнительный вид наказания за совершение преступлений связанных с наркотиками в особо крупном размере.
4. Целесообразно разработать и принять единый Международный антинаркотический кодекс - международный документ, регламентирующий понятие преступлений, образующих незаконный оборот наркотиков и конкретизирующих их круг, основание уголовной ответственности за их совершение и некоторые иные наиболее важные моменты.
5. Регулярно осуществлять унификацию уголовного законодательства России и стран ближнего и дальнего зарубежья по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
6. Желательно создание Международного антинаркотического центра, который бы занимал-
1 Дьяченко А., Четвертакова Е. Ответственность за незаконный оборот наркотиков по УК зарубежных стран // Уголовное право. 2001. № 1. С. 15.
270
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2007 • №4(18)
ся проблемой противодействия наркотизму в мировом масштабе (вероятно должен действовать в рамках ООН). Сконцентрировать информацию международного масштаба о лицах, связанных с наркобизнесом, система анализа и прогнозирования развития наркотизма и наркопреступности в различных частях мира, разработка и внедрение в жизнь прогрессивных мер борьбы с нарко-
манией и наркоторговлей.
7. Наряду с разработкой мер противодействия незаконному обороту наркотиков, следует интенсифицировать антинаркотическую работу среди населения , активнее внедрять новые формы культурно-образовательной пропаганды, психологической помощи.
271