Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
752
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СРЕДСТВА ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / CRIMINAL LIABILITY / MEDIA / LEGAL PROCEEDINGS / OBTAINING INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбалкина Виктория

Использование специальных технических средств физическими и юридическими лицами происходит нарастающими темпами в первой половине ХХI в. Недостаточность, противоречивость, а иногда и отсутствие правовой базы использования технических средств в сфере уголовного судопроизводства приводит к возникновению правовых и процессуальных проблем, существенно влияющих на качество производства следственных действий, рассмотрения уголовных дел в суде, нарушению прав и свобод граждан. В то же время постоянно растет количество преступлений, совершаемых с применением специальных технических средств.Таким образом, проблемы использования технических средств в сфере уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности представляют собой фундаментальную многоплановую задачу, решение которой может быть найдено лишь в результате разработки комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, основанных на едином понимании сущности технических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»

08376056800105449. - 23.10.2019.

2 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. -Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.

3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собр. законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/

cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=330790&fM=134&dst=1000000001,0&rnd=0.10094692241577774#0761 943843636427. - 23.10.2019.

4 О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032 // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=300855&dst=0&rnd= 4584234D 580CAD C341C810BC83B2E0CE#06058217007801978. - 14.10.2019.

5 Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 08.10.2012 № 1022 (ред. от 30.12.2017) // Собр. законодательства РФ, 15.10.2012, № 42, ст. 5713. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=67618523708233194685215774&cacheid=A5A88ECA 96EF9F229D68A265ECB157DD&mode=splus&base=LAW&n=287208&rnd=4584234D580CADC341C810BC 83B2E0CE#29w4ccgt113. - 24.10.2019.

6 Об особенностях направления работников в служебные командировки: Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749 // Собр. законодательства РФ. - 2008. - № 42. Ст. 4821. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : onsultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= 183734&dst= 0& rnd = 4584234D580CADC341C810BC83B2E0CE# 05020018 15061065. - 23.10.2019.

7 О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 (с изм. от 25.11.2005). [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=

doc&base=LAW&n=86989&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.5344990407640864#016908022732670602. -23.10.2019.

8 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики об экономическом и техническом сотрудничестве. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://base.garant.ru/2558141/. - 23.10.2019.

9 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о техническом и экономическом сотрудничестве и интеграции в нефтегазовых отраслях. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://base.garant.ru/1155000/. - 23.10.2019.

10 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы : Указ Президента РФ от 15.01.2013 № 30 (ред. от 21.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 21.01.2013, N 3, ст. 177. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=160491583202658410865471186&cacheid=BD73ABD 78E7B063F949CFB04B1B92EF6&mode=splus&base=LAW&n=285851&rnd=855DE04729E5FCF106A9BC831 AE9113E#5myc0slneoo. - 23.10.2019.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ НЕГЛАСНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Рыбалкина Виктория

18Юр(б)ГосП-1

Аннотация. Использование специальных технических средств физическими и юридическими лицами происходит нарастающими темпами в первой половине XXI в. Недостаточность, противоречивость, а иногда и отсутствие правовой базы использования технических средств в сфере уголовного судопроизводства приводит к возникновению правовых и процессуальных проблем, существенно влияющих на качество производства следственных действий, рассмотрения уголовных дел в суде, нарушению прав и свобод граждан. В то же время постоянно растет количество преступлений, совершаемых с применением специальных технических средств.Таким образом, проблемы использования технических средств в сфере уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности представляют собой фундаментальную многоплановую задачу, решение которой может быть найдено лишь в результате разработки комплекса взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, основанных на едином понимании сущности технических средств.

Annotation. The use of special technical means of physical and legal entities occurs rapidly in the first half of the twenty-first century Failure, inconsistency, and sometimes the absence of a legal framework the use of technology in the field of criminal justice leads to legal and procedural issues that significantly affect the quality of investigative actions in criminal cases in court, violation of the rights and freedoms of citizens. At the same time, the number of crimes committed with the use of special technical means is constantly growing.Thus, the

problem of the use of technical means in criminal proceedings and investigative activities represent the fundamental multidimensional task, solution of which can only be found in the development of complex interconnected and interdependent measures, based on a common understanding of technical means.

Ключевые слова: уголовная ответственность, средства получения информации, судопроизводство, получение информации.

Keywords: criminal liability, media, legal proceedings, obtaining information.

В реалиях современности специальные технические средства стали абсолютно новой материальной средой совершения различного рода противоправных деяний, с которой столкнулись правоохранительные органы. Использование преступниками специальных технических средств для совершения преступных посягательств, отличающихся повышенной общественной опасностью, поставило на повестку дня вопрос о необходимости познания особенностей нового материального пространства и специфики отражения в нем сведений о фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств её хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома её обладателя. К данным средствам относятся все изделия, которые изготавливаются (реализуются) коммерческими или иными организациями с целью продажи уполномоченным на проведение оперативно-розыскной деятельности. Данные организации изготавливают (реализуют) специальные технические средства для негласного получения информации по лицензии ФСБ России. Все иные изделия, изготовленные кустарно или без лицензии, а также промышленные изделия специально доработанные, с целью их использования для негласного получения информации могут только соответствовать категории специальных технических средств для негласного получения информации, но не являться таковыми средствами. Под оборотом специальных технических средств для негласного получения информации предполагается: разработка, производство, реализация, приобретение с целью продажи, использование, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации специальных технических средств для негласного получения информации, осуществляемые и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для всех элементов оборота специальных технических средств для негласного получения информации характерны следующие признаки:

- наличие специального разрешения на совершение действий по обороту специальных технических средств для негласного получения информации;

- оборот допускается только в отношении специальных технических средств для негласного получения информации, предусмотренных установленными перечнями;

- оборот специальных технических средств для негласного получения информации осуществляется при непосредственном контроле уполномоченных органов за соблюдением условий и требований его осуществления.

Особым элементом оборота является использование специальных технических средств для негласного получения информации. Отличительной чертой данного элемента является заранее строго ограниченный круг субъектов, имеющих право на использование специальных технических средств для негласного получения информации. Для разграничения специальных технических средств для негласного получения информации и различных бытовых приборов, которые могут быть использованы для негласного получения информации, следует ввести определение технических средств двойного назначения. Технические средства двойного назначения - бытовые технические устройства, позволяющие при их усовершенствовании негласно получать информацию.

Существует множество специальных технических средств, используемых при оперативно-розыскной деятельности. В ходе проведения оперативно - розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не

наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде [1]. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности:

1) специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации;

2) специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования;

3) специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров;

4) специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;

5) специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;

6) специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов;

7) специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;

8) специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;

9) специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;

10) специальные технические средства для негласной идентификации личности.

К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, не относятся находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путём специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информация, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома её обладателя.

Правовая основа применения специальной техники - это система законодательных и подзаконных актов, а также устанавливаемых ими принципов правил, определяющих допустимость использования либо регламентирующих организацию, порядок, условия, способы и результаты использования технических средств в обеспечении правопорядка. Регулирование оборота специальных технических средств в большинстве государств начинается с законодательного закрепления в конституции права граждан на неприкосновенность частной жизни. Преимущественное право использовать специальные технические средства для негласного получения информации законодатель оставляет за государством, в частности, правоохранительными органами и спецслужбами. Законодательной основой правового регулирования применения специальной техники является Конституция Российской Федерации - основа всего федерального законодательства, ее нормы имеют прямое действие. Нормативно-правовая база РФ определяет рамки рынка специальных технических средств негласного получения информации, используемых для оперативно-розыскной деятельности уполномоченными государственными структурами. Между тем, существует необходимость упорядочения законодательства для удовлетворения потребностей в подобной технике в других разрешенных по закону видах деятельности, требующих проведения расследования и дознания методами негласного наблюдения [2].

Оперативно-розыскная деятельность, как специфическая, социально полезная и необходимая форма осуществления в обществе функций расследования и дознания уполномоченными на эту деятельность законом структурами или учреждениями, существует с незапамятных времен. Как правило, она бывает закреплена той или иной совокупностью законодательных положений. В последнее десятилетие в России принят ряд законодательных актов, регулирующих эту деятельность применительно к новым общественным условиям. Наиболее существенным из них является Федеральный Закон Российской Федерации от 12 августа 1995 года № 144 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Уголовная ответственность за производство, приобретение, использование (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации может наступить в соответствии со статьями: 137, 138, 138.1.УК РФ Статья 137 УК РФ "Нарушение неприкосновенности частной жизни".

Незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив и цель не влияют на квалификацию преступления. Субъект преступления- физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.[3]

Статья 138 УК РФ "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений". 1) Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных

или иных сообщений граждан - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного, за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года. 2) То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения или специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Состав преступления формальный. Деяние окончено с момента выполнения противоправных действий по собиранию или распространению информации о частной жизни человека. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Мотив и цель не влияют на квалификацию преступления. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения деяния, нарушающего указанную тайну. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. В квалифицированном составе (ч. 2) - субъект специальный. Им является лицо, использующее своё служебное положение.

Ответственность за Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, предусматривает статья 138.1. УК РФ. Незаконное производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Состав рассматриваемого преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения действий по производству, использованию, сбыту или приобретению специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознаёт, что оно незаконно производит, использует, сбывает или приобретает специальные технические средства для негласного получения информации, и желает выполнить эти действия. Субъект преступления

- общий - физическое вменяемое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16-летнего возраста.

До недавнего времени отечественное уголовное законодательство не знало ответственности за незаконное использование специальных технических средств. Вопрос о криминализации такого рода преступных деяний в большинстве случаев спорный. На сегодняшний момент, правовая ответственность лиц за незаконное использование специальных технических средств, в первую очередь, регулируется ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Запрещается использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами [4]. Разработка, производство, реализация, приобретение в целях продажи, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно - розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Чаще всего встречаются специальные технические средства китайского производства, большинство из которых:

- web-камеры в виде игрушек;

- видеорекордеры в виде авторучки, очков, часов;

- видео и аудио няни;

- ИК датчики охранной сигнализации со встроенной видеокамерой;

- IP-видеокамеры, IP- видеосерверы;

- закамуфлированные видео камеры;

- pin-hole камеры с вынесенным зрачком.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на сегодняшний день сложился и функционирует комплекс законодательных актов, регламентирующих практически все стороны оборота и использования специальных и других технических средств в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности. А у современного общества появилось чёткое представление о специальных технических средствах для негласного получения информации и понимание ответственности, в том числе уголовной, за использование (оборот) выше указанных средств. Тем не менее, технический прогресс и уголовно-

процессуальная наука не стоят на месте, и поэтому законодательство требует постоянного реформирования и изменения.

Список литературы

1. Использование в оперативно-розыскной деятельности специальных технических средств [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://imp.rudn.ru/lectures/208/P7.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. Рус

2. ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ [Электронный ресурс]. - 2011. -Режим доступа: http://www.bezopasnik.org/article/71.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 07.04.2015) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.

4. Извлечения из законодательных и нормативных актов о СТС [Электронный ресурс]. - 2011. -Режим доступа: http://www.agentura.ru/equipment/sts/zakon/, свободный. - Загл. с экрана

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.