Научная статья на тему 'Уголовная и уголовно-исполнительная политика Республики Казахстан и Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы'

Уголовная и уголовно-исполнительная политика Республики Казахстан и Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА / CRIMINAL POLICY / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / ПОЖИЗНЕННОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / LIFE IMPRISONMENT / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / PROGRESSIVE SYSTEM OF EXECUTION OF IMPRISONMENT / УСЛОВИЯ СОДЕРЖАНИЯ / ПОВЕДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / BEHAVIOR OF CONVICTS / CONDITIONS OF DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скаков Айдаркан Байдекович

В данной статье автором проведен анализ уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики Казахстана и России в области исполнения пожизненного лишения свободы. В связи с наличием ряда существенных недостатков обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования правовой регламентации процесса исполнения пожизненного лишения свободы по прогрессивной системе. Автором предлагается организация единого подхода в формировании уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в сфере исполнения пожизненного лишения свободы. Проводится анализ учреждений, исполняющих уголовные наказания, отмечается их сходство и отличие. Рассматриваются разные уровни и компоненты режима исполнения наказаний в Республике Казахстан. Выделяются отличительные признаки учреждений, исполняющих наказание в виде пожизненного лишения свободы, с отсылкой к нормативно-правовым актам Казахстана и России. В работе рассматриваются уголовные преступления, за совершение которых государство применяет наказание в виде лишения свободы. Автором делается акцент на современном этапе реализации данного вида наказания, а также используются исторические данные и данные статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINAL AND PENAL POLICY OF KAZAKHSTAN REPUBLIC AS WELL AS THE RUSSIAN FEDERATION IN RESPECT OF PERSONS SENTENCED TO LIFE IMPRISONMENT

The author in this article provides the analysis of the criminal law and penal enforcement policy, which are realizable by Kazakhstan and Russia in the field of the execution of the life imprisonment. In the work process, as a consequence of a number of significantdeficiencies, there is a necessity of a further improvement of the legal regulation of the process of the execution of life imprisonment according to the progressive system. The author proposes the organization of a unified approach in the formation of the criminal and penal enforcement legislation, as well as in the field of execution of life imprisonment. The analysis of institutions executing criminal punishments, their similarities and differences is given. Different levels and components of the regime of execution of punishments in the Republic of Kazakhstan are considered. Distinctive features of the establishments executing punishment in the form of life imprisonment with reference to normative legal acts of Kazakhstan and Russia are allocated. The work takes into account criminal offences for which the state applies the penalty of deprivation of liberty. The author focuses on the current stage of the implementation of this type of punishment, but it should be noted that both historical data and statistical data are used.

Текст научной работы на тему «Уголовная и уголовно-исполнительная политика Республики Казахстан и Российской Федерации в отношении лиц, осужденных к пожизненному лишению свободы»

УДК 340

Скаков А. Б.

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 010008, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Сатпаева, 2, e-mail: aidarkan@mail. га

Aidarkan B. Skakov

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of criminal law, Gumilev L. N. Eurasian National University, Satpayev str., 2, Astana, Republic of Kazakhstan, 010008, e-mail: aidarkan@mail. ru

УГОЛОВНАЯ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ПОЖИЗНЕННОМУ

ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

Аннотация. В данной статье автором проведен анализ уголовно-правовой и уголовно-исполнительной политики Казахстана и России в области исполнения пожизненного лишения свободы. В связи с наличием ряда существенных недостатков обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования правовой регламентации процесса исполнения пожизненного лишения свободы по прогрессивной системе. Автором предлагается организация единого подхода в формировании уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в сфере исполнения пожизненного лишения свободы. Проводится анализ учреждений, исполняющих уголовные наказания, отмечается их сходство и отличие. Рассматриваются разные уровни и компоненты режима исполнения наказаний в Республике Казахстан. Выделяются отличительные признаки учреждений, исполняющих наказание в виде пожизненного лишения свободы, с отсылкой к нормативно-правовым актам Казахстана и России. В работе рассматриваются уголовные преступления, за совершение которых государство применяет наказание в виде лишения свободы. Автором делается акцент на современном этапе реализации данного вида наказания, а также используются исторические данные и данные статистики.

Ключевые слова: уголовная политика, гуманизация, лишение свободы, пожизненное лишение свободы, прогрессивная система исполнения лишения свободы, условия содержания, поведение осужденных.

CRIMINAL AND PENAL POLICY OF KAZAKHSTAN REPUBLIC AS WELL AS THE RUSSIAN FEDERATION IN RESPECT OF PERSONS SENTENCED TO LIFE IMPRISONMENT

Summary. The author in this article provides the analysis of the criminal law and penal enforcement policy, which are realizable by Kazakhstan and Russia in the field of the execution of the life imprisonment. In the work process, as a consequence of a number of significantdeficiencies, there is a necessity of a further improvement of the legal regulation of the process of the execution of life imprisonment according to the progressive system. The author proposes the organization of a unified approach in the formation of the criminal and penal enforcement legislation, as well as in the field of execution of life imprisonment. The analysis of institutions executing criminal punishments, their similarities and differences is given. Different levels and components of the regime of execution ofpunishments in the Republic of Kazakhstan are considered. Distinctive features of the establishments executing punishment in the form of life imprisonment with reference to normative legal acts of Kazakhstan and Russia are allocated. The work takes into account criminal offences for which the state applies the penalty of deprivation of liberty. The author focuses on the current stage of the implementation of this type ofpunishment, but it should be noted that both historical data and statistical data are used.

Keywords: criminal policy, humanization, imprisonment, life imprisonment, progressive system of execution of imprisonment, conditions of detention, behavior of convicts.

В процессе реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года выявлен ряд проблем в области законодательства и правоприменительной деятельности государственных органов, требующих скорейшего своего разрешения. Учитывая данные обстоятельства, Республика Казахстан предприняла шаги по совершенствованию законодательства в сфере системы уголовных наказаний, их исполнения, а также наметила мероприятия по реорганизации уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы. В течение 2014 г. были приняты, а с 1 января 2015 г. вступили в законную силу новые Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, в которых предусмотрено существенное расширение правового положения осужденных, что соответствует общей направленности деятельности государства в области уголовной политики в сторону ее гуманизации.

© 2018 Скаков А. Б.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

При подготовке указанных законопроектов принималась во внимание необходимость совершенствования системы уголовных наказаний, для исполнения некоторых из них до настоящего времени, к сожалению, не определены и не созданы правовые и материальные условия.

В соответствии с ч. 4 ст. 46 УК РК «пожизненное лишение свободы может устанавливаться за совершение особо тяжких преступлений, а также как альтернатива смертной казни. Пожизненное лишение свободы не назначается лицам, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, женщинам, мужчинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет. Пожизненное лишение свободы в порядке помилования может быть заменено лишением свободы на определенный срок» [1]. Отбывание данного наказания осуществляется в исправительном учреждении чрезвычайной безопасности (в исправительной колонии особого режима - прим. автора).

Внесены ряд предложений по устранению пробелов в законодательстве по правовому регулированию прогрессивной системы отбывания наказания с целью повышения ее эффективности. Например, с учетом того что наказание в виде пожизненного лишения свободы представляет собой альтернативу смертной казни, на которую в Казахстане введен мораторий, и является наиболее суровым наказанием, на наш взгляд, следует рассмотреть более подробно реализацию данного наказания в учреждениях чрезвычайной безопасности. При исполнении наказаний в учреждениях чрезвычайной безопасности существуют некоторые особенности, которые требуют внимательного изучения. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Казахстана лишение свободы исполняется по прогрессивной системе, предусматривающей изменение условий содержания осужденных в зависимости от их поведения. Для унификации условий содержания во всех исправительных учреждениях предусмотрены одинаковые их названия. Так, в учреждениях средней безопасности, в учреждениях максимальной безопасности и в учреждениях чрезвычайной безопасности созданы четыре условия содержания: строгие, обычные, облегченные и льготные. Причем, льготные условия содержания расположены за пределами исправительного учреждения. Такой способ исполнения наказания в виде лишения свободы обеспечивает процесс социальной реабилитации осужденных. Правда, при отбывании пожизненного лишения свободы в учреждениях чрезвычайной безопасности, в соответствии с ч. 3 ст. 139 УИК РК «осужденные, имеющие третью положительную степень поведения, находящиеся не менее шести месяцев в облегченных условиях, за шесть месяцев до освобождения по отбытию срока переводятся в льготные условия» [2].

Особенность исправительного учреждения чрезвычайной безопасности заключается в том, что осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, содержатся в камерах, что нехарактерно для колоний. По установленному правилу даже в учреждениях чрезвычайной безопасности осужденные проживают в общежитиях и общих камерах. Согласно закону осужденные, содержащиеся в учреждениях чрезвычайной безопасности, только на строгих условиях содержатся в помещениях камерного типа. То есть, строго говоря, труд их может быть организован и вне этих помещений, хотя на практике они работают в специально оборудованных рабочих камерах.

Однако, во-первых, строгие условия содержания - это тем не менее исключение из общего правила. Во-вторых, законодатель в данном случае ведет речь не о камерах, а о помещениях камерного типа.

Судя по всему, законодатель, таким образом делает акцент на том, что условия содержания в помещениях камерного типа должны быть по своей сути менее «жестокими», чем условия содержания в камерах, хотя явных указаний в законе по данному вопросу нет. Но если терминология разная, то и по существу должна быть разница. В источниках мы не нашли сколько-нибудь отчетливого объяснения. Приходим к выводу, что, помещения камерного типа и камеры - представляют собой практически одно и то же.

Скорее всего, законодатель здесь имел в виду нормы жилой площади, предусмотренные на одного осужденного. В учреждениях чрезвычайной безопасности минимальная норма жилой площади не может быть меньше 2 квадратных метров, в учреждениях полной безопасности (тюрьмах - примеч. авт.) - двух с половиной. Правда, прибавление нормы жилой площади может быть предусмотрено подзаконными нормативными правовыми актами, например, актами Правительства, или решением, например, начальника учреждения, разумеется, если есть такая возможность. Только возможностей, как правило, нет, поэтому приходится ориентироваться на указанные минимальные нормы.

То, что в учреждениях полной безопасности нормы жилой площади, разумеется, связано с нелегкими условиями содержания в камерах запираемого типа. В колониях может, судя по всему, сложиться такая ситуация, что норма жилой площади останется прежней, предусмотренной для колоний, - два квадратных метра, в том числе и для осужденных, отбывающих наказание в камерах.

Таким образом, получается, что, по крайней мере, по этому компоненту режима (заметим, одному из самых важных) условия содержания осужденных в колониях различных степеней безопасности могут оказаться строже, чем условия содержания в тюрьмах.

Правда, здесь следует сделать оговорку, что применительно ко времени прогулок, учитывая, что при содержании в камерах это принципиально важный момент, в учреждениях полной безопасности (тюрьмах) установлены правила на порядок жестче.

Продолжительность прогулки на общем режиме - полтора часа, на строгом - один час. В колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, прогулка составляет полтора часа, однако продолжительность ее может быть увеличена до двух часов.

Остановимся на вопросе о том, какими общими чертами обладает порядок реализации положений прогрессивной системы в учреждениях чрезвычайной безопасности.

Прежде всего, отметим, что законодательством установлены четыре вида условий отбывания наказания: строгие, обычные, облегченные и льготные. Однако сходство с другими видами учреждений чисто терминологическое. Помимо того, что мы уже говорили выше о покамерном содержании осужденных, можно отметить и еще некоторые важные обстоятельства.

Во-первых, по общему для колоний всех типов правилу осужденные первоначально отбывают наказание в обычных условиях. Во-вторых, сроки наказания, которые обязательны к отбытию для получения возможности перевода в более льготные условия отбывания, значительно отличаются. В исправительных учреждениях средней и максимальной безопасности он составляет 6 месяцев. Для сравнения - в исправительных учреждениях чрезвычайной безопасности данные сроки составляют не менее 1 года (само собой, в указанных случаях предусматривается наличие положительного поведения осужденных).

Говоря о применении пожизненного лишения свободы в современной истории России, следует отметить, что пожизненное лишение свободы появилось в качестве самостоятельного вида уголовного наказания в УК РФ 1996 г. (п. «м» ст. 44 УК РФ).

За более чем двадцатилетнюю историю действия УК РФ редакция 44 статьи подвергалась правке всего три раза, то есть не так часто, как, например, в отношении некоторых других наказаний. В 2004 г. законодатель расширил категории лиц, к которым возможно применение данного наказания. Если изначально пожизненное лишение свободы существовало только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, то новая редакция предусматривала, что данное наказание могло быть применено также и за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности [1]. Предусмотренные изменения были обоснованы участившимися в те годы актами терроризма в стране, направленными против общественной безопасности и связанными с массовой гибелью мирных граждан.

В 2012 г. к вышеперечисленным категориям добавились особо тяжкие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, которые не достигли возраста четырнадцати лет [3]. Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту, его целью является повышение эффективности противодействия поражающим своей жестокостью и дерзостью преступлениям, совершаемым против половой неприкосновенности детей.

Также в 2012 г. была добавлена еще одна категория - преступления против здоровья населения и общественной нравственности [4]. Данные изменения были связаны с ужесточением уголовной политики в отношении лиц, занимающихся незаконным производством, пересылкой или сбытом наркотических средств, а также их контрабандой (ст. ст. 228.1, 229.1 УК РФ). Кроме того, как ужесточение уголовной политики стоит рассматривать изменения, внесенные в УК РФ в 2003 г., которые усложнили порядок предоставления осужденных, пожизненно лишенных свободы к условно-досрочному освобождению. До внесении изменений в ст. 79 УК РФ норма статьи предусматривала, что лицо, которое отбывает пожизненное лишение свободы, может быть условно-досрочно освобождено, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. После же внесения изменений [5] появились дополнительные нормы, ужесточающие порядок условно-досрочного освобождения.

Так, условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы стало возможным применить только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет, кроме того, больше не подлежало условно-досрочному освобождению лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Что же касается уголовно-исполнительной политики, реализуемой Россией, то в отличие от уголовной происходит постепенное смягчение порядка и условий отбывания пожизненного лишения свободы. Так, в 2003 г. ч. 3 ст. 127 УИК РФ дополнили следующей нормой: если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется со дня заключения под стражу [6]. В результате срок нахождения осужденного в строгих условиях (в которые по прибытию помещаются все пожизненно лишенные свободы) стал исчисляться ни с момента прибытия в исправительную колонию, а при определенных условиях с момента заключения осужденного под стражу. Таким образом, мог быть существенно сокращен период времени до перевода осужденного в обычные условия отбывания наказания. Данное изменение уголовно-исполнительного законодательства протекало в общем русле гуманизации уголовно-исполнительной политики.

Также гуманизацией уголовно-исполнительной политики возможно объяснить поправки УИК РФ, связанные с изменением порядка представления к условно-досрочному освобождению. Так, в 2001 г. была отменена ч. 10 ст. 175 УИК РФ, предусматривающая, что условно-досрочное освобождение возможно только, если осужденный находился в облегченных условиях [7], а в 2003 г. осужденный, а также его адвокат (законный представитель) получили право напрямую ходатайствовать об условно-досрочном освобождении [8].

Отдельно следует остановиться на изменениях, внесенных в УИК РФ в 2017 г., которыми предусмотрена возможность для осужденных, отбывающих наказание в строгих условиях, иметь одно длительное свидание в течение года [9].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что государственная политика, проводимая Республикой Казахстан и Российской Федерацией в отношении рассматриваемого наказания, двояка: с одной стороны, уголовная политика в отношении пожизненного лишения свободы регулярно ужесточается, а с другой стороны, уголовно-исполнительная политика в отношении порядка и условий отбывания данного наказания смягчается.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 18.04.2018).

2. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://online.zakon.kz/ (дата обращения: 23.04.2018).

3. О внесении изменений в ст. 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 21 июля 2004 г. № 74-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 30. Ст. 3092.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних: Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1162.

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 10. Ст. 1166.

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 484.

7. О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

8. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1002.

9. О приведении уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4847.

10. О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 16 октября 2017 г. № 292-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2017. № 43 (Часть II). Ст. 6226.

References

1. Ugolovnyj kodeks Respubliki Kazahstan [Criminal code of the Republic of Kazakhstan]. URL: http://online.zakon.kz/ (Accessed: 18.04.2018) [in Russian].

2. Ugolovno-ispolnitel'ny kodeks Respubliki Kazahstan [Criminal Executive code of the Republic of Kazakhstan]. URL: http://online.zakon.kz/ (Accessed: 23.04.2018) [in Russian].

3. Federal'nyj zakon ot 21 iyulya 2004 g. № 74-FZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 57 i 205 Ugolovnogo kodeksa Rossijskoj Federacii» [About modification of the criminal code of the Russian Federation and separate legal acts of the Russian Federation for strengthening of responsibility for crimes of sexual character committed concerning minors]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2004, no. 30, st. 3092 [in Russian].

4. Federal'nyj zakon ot 29 fevralya 2012 g. № 14-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v celyah usileniya otvetstvennosti za prestupleniya seksual'nogo haraktera, sovershennye v otnoshenii nesovershennoletnih» [About modification of the criminal code of the Russian Federation and separate legal acts of the Russian Federation for strengthening of responsibility for crimes of sexual character committed concerning minors]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2012, no. 10, st. 1162 [in Russian].

5. Federal'nyj zakon ot 1 marta 2012 g. № 18-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [About modification of separate legal acts of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2012, no. 10, st. 1166 [in Russian].

6. Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 162-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii» [About modification and additions in the criminal code of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2003, no. 50, st. 484 [in Russian].

7. Federal'nyj zakon ot 8 dekabrya 2003 g. № 161-FZ «O privedenii Ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii i drugih zakonodatel'nyh aktov v sootvetstvie s Federal'nym zakonom «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii"» [About reduction of the Criminal procedure code of the Russian Federation and other legal acts in compliance with the Federal law "on modification and additions in the criminal code of the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2003, no. 50, st. 4847 [in Russian].

8. Federal'nyj zakon ot 9 marta 2001 g. № 25-FZ «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii, Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR, Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i drugie zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [About modification and additions in the criminal code of the Russian Federation, the Criminal procedure code of the RSFSR, the Criminal Executive code of the Russian Federation and other legal acts of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2001, no. 11, st. 1002 [in Russian].

9. Federal'nyj zakon ot 08 dekabrya 2003 g. № 161-FZ «O privedenii ugolovno-processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii i drugih zakonodatel'nyh aktov v sootvetstvie s federal'nym zakonom «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v ugolovnyj kodeks Rossijskoj federacii» [About reduction of the criminal procedure code of the Russian Federation and other legal acts in compliance with the Federal law "on modification and additions in the criminal code of the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2003, no. 50, st. 4847 [in Russian].

10. Federal'nyj zakon ot 16 oktyabrya 2017 g. № 292-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii» [About modification of the Criminal Executive code of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Russian Federation Assembly of legislation], 2017, no. 43 (chast' II), st. 6226 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.