Научная статья на тему 'Угольная промышленность России - новый этап развития'

Угольная промышленность России - новый этап развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ / СПРОС НА УГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яновский А.Б.

Проведен анализ состояния угольной промышленности России на современном этапе, рассмотрены направления деятельности по созданию условий для дальнейшего стабильного развития угледобычи, рассмотрены положения долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угольная промышленность России - новый этап развития»

А.Б. Яновский

УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ -НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ

Проведен анализ состояния угольной промышленности России на современном этапе, рассмотрены направления деятельности по созданию условий для дальнейшего стабильного развития угледобычи, рассмотрены положения долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года.

Ключевые слова: угольная промышленность, реструктуризация отрасли, спрос на угольную продукцию.

Основные вопросы современного состояния и перспектив развития угольной промышленности Российской Федерации были и остаются сферой повышенного внимания общества и государства. Это вызвано целым рядом причин.

Во-первых, уголь как топливо в XXI веке остается на первом плане и является важным энергоносителем на глобальном уровне. Темпы роста потребления угля в мире за последние десять лет являются наивысшими по сравнению с другими энергоносителями, в том числе нефтью и газом.

Во-вторых, в ходе дерегулирования энергетических рынков как в мире, так и в России возникающая при этом конкуренция между различными видами топлива способствует укреплению позиций угля в долгосрочной перспективе при условии создания экологически чистых технологий его использования.

В-третьих, являясь замыкающим видом топлива в топливно-энергетическом балансе (ТЭБ) России уголь в виду его высокой мобильности и обширности запасов обеспечивает стабильность энергообеспечения, особенно в новых развивающихся районах страны.

Сегодня угольная промышленность России находится на пороге нового этапа развития. Особенности этого этапа обусловлены рядом факторов.

Прежде всего, следует отметить, что более 10 лет отрасль работает в рыночных условиях. За это время существенно об-

новилась активная часть основных фондов, сформировалась устойчивая тенденция роста объемов производства, более чем в три раза выросла производительность труда, расширилось присутствие российских компаний на внешних рынках, угольные компании стали приобретать и осваивать не только новые участки старых угольных месторождений, но и участки угольных месторождений в необжитых регионах с неразвитой инфраструктурой.

Процессы реструктуризации отрасли, благодаря которым угольная промышленность в кратчайшие сроки (1994-2000 гг.) была успешно подготовлена к рыночным отношениям, вступили в завершающую стадию.

С использованием средств господдержки остается выполнить следующие мероприятия:

- завершить ликвидацию особо убыточных шахт и разрезов (технические работы, социальная поддержка, разработка (корректировка) проектов ликвидации);

- завершить выполнение программ местного развития (снос ветхого жилья, переселение из ветхого жилья, реконструкцию и замену объектов социнфраструктуры, эксплуатацию природоохранных объектов, переселение из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей);

- обеспечить выполнение ряда вспомогательных мероприятий (поддержку НИОКР по разработке новых технологий добычи, переработки и использования угля, обеспечению безопасных условий труда в угольной промышленности и улучшению экологической обстановки в угледобывающих регионах, нормативно-техническому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности организаций угольной промышленности; покрытие непредвиденных затрат по социальной поддержке работников, уволенных при ликвидации организаций по добыче и переработке угля и погашение задолженности по возмещению вреда; обеспечение деятельности государственных организаций, обеспечивающих предоставление услуг, связанных с реструктуризацией угольной промышленности).

На реализацию этих мер предусматривается в период до 2015 года (включительно) затратить более 31 млрд рублей

бюджетных средств. Кроме того, после 2015 года за государством останется выполнение обязательств по:

- выплате дополнительных (негосударственных) пенсий;

- обеспечению бесплатным (пайковым углем) лиц, имеющих на это право;

- тушению породных отвалов и техногенных подземных пожаров на горных отводах ликвидированных шахт, которые загорелись в период ликвидации после утверждения проектов ликвидации;

- мониторингу экологических последствий ликвидации организаций угольной промышленности;

- реконструкции и модификации неэффективно работающих очистных сооружений сточных вод и газоочистных установок для достижения нормативных требований.

Однако главной особенностью настоящего этапа развития угольной отрасли, наряду с завершением реструктуризации угольной промышленности, является необходимость создания условий для дальнейшего стабильного развития угледобычи. Тем более, что существует ряд системных и отраслевых проблем, без решения которых невозможно достижение намеченных стратегических ориентиров.

Основная системная проблема - это устойчивая тенденция снижения общего внутреннего спроса на угольную продукцию.

С максимального уровня 1988 года потребление угля сократилось

- на электростанциях и в металлургии - в 1,5 раза;

- в агропромышленном комплексе и ЖКХ, включая население - в 1,4 раза.

Практически прекратилось использование угля в цементной промышленности.

Основная причина падения спроса на внутреннем рынке -межтопливная конкуренция с газом, цены которого регулируются.

Сегодня цена потребления газа в Европейской части страны и Западной Сибири лишь на 10% выше цены угольного топлива (в сопоставимом исчислении). Расчеты показывают, что только при 3-х кратном превышении цены на газ возникает

коммерческий интерес инвесторов к развитию угольной генерации.

Существенное влияние на конкурентоспособность российского угля, как на внешнем, так и на внутреннем рынке, оказывают большие расстояния перевозки угля_от места добычи и переработки до внутренних потребителей - в среднем 850 км, до морских портов и сухопутных погранпереходов - 4500 км. Величина транспортной составляющей в конечной цене угля постоянно возрастает за счет увеличения тарифов на железнодорожные перевозки угля. На внутреннем рынке она составляет 30-35 %, при поставках на экспорт более 50 %.

В условиях стагнации внутреннего потребления только увеличение экспортных поставок угольной продукции остается для угольных компаний главным стимулом наращивания добычи.

Кроме того, к системным проблемам следует также отнести:

- неразвитость транспортной инфраструктуры в новых районах добычи угля и наличие «узких мест» в традиционных районах добычи;

- короткие сроки кредитования и высокий уровень процентных ставок по банковским кредитам, что препятствуют привлечению финансовых ресурсов на цели модернизации угольной промышленности и повышения безопасности работ;

- нарастающий дефицит квалифицированных трудовых кадров в отрасли.

Существует целый ряд проблем собственно угольной отрасли:

- ухудшение условий разработки угольных месторождений, отсталость горного хозяйства и изношенность основных фондов шахт и разрезов. Так, за последние десять лет средняя глубина отработки пластов на шахтах увеличилась на 12 %, составив 425 м. Доля шахт, опасных по взрывам метана, угольной пыли и горным ударам выросла до 30 %, при этом удельный вес негазовых шахт сократился до 10 процентов. Коэффициент вскрыши на разрезах за десятилетний период вырос в 1,4 раза и достиг 5,5 м3/т.

- неконкурентоспособность продукции российского угольного машиностроения и вызванная этим усиливающаяся зависи-

мость отрасли от импорта технологий и оборудования. Доля отечественного оборудования в закупках российских компаний не превышает 25 % в количественном и 10 % в стоимостном выражении.

- экономический кризис 2008-2009 гг., из которого Россия еще не вышла, и который привел к необходимости ускорить создание системы планомерного выбытия угольных предприятий, ставших нерентабельными в текущих условиях, но уже за счет собственников этих предприятий.

Для решения этих проблем и достижения параметров развития, намеченных в ЭС 2030, Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным было дано поручение: разработать Долгосрочную программу развития угольной промышленности на период до 2030 года, обеспечив ее взаимоувязку с генеральными схемами развития других отраслей топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта.

В основу разработки концепции Программы положена идея государственно-частного партнерства. В настоящее время на этапе совершенствования государственной политики для выхода на новое качество роста экономики России и повышения уровня жизни населения опыт реструктуризации угольной промышленности стал базой для его формирования.

Реализация принципов государственно-частного партнерства требует согласования долгосрочных интересов государства и бизнеса в развитии угольной промышленности, объединения усилий государства и бизнеса; разделения ответственности и рисков.

Зона ответственности государства включает, прежде всего, совершенствование нормативно-правовой базы эффективного функционирования и модернизации производства; обеспечение действенного надзора (усиление соответствующих функций) и создание благоприятного инвестиционного климата.

Государство оказывает определяющее влияние на такие сферы, как:

- формирование рынков, включая в том числе вопросы тарифно-ценовой политики и задания долгосрочных программных ориентиров развития смежных отраслей (электроэнергетика, газовая промышленность, транспорт), регионального социально-

экономического развития и рациональных топливно-энергетических балансов;

- развитие и использование различных форм государственной поддержки, учитывающих в том числе длительный инвестиционный цикл в угольной отрасли;

- формирование комфортной социальной и инвестиционной среды, через устранение нефинасируемых федеральных мандатов, закрепленных за угольной отраслью в предыдущие годы;

- развитие науки и образования.

Основные интересы государства связаны с реализацией зафиксированных в ЭС-2030 положений долгосрочной государственной энергетической политики в рамках перехода России к инновационному социально ориентированному типу экономического развития - в соответствии с утвержденной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития страны.

Обеспечение (или необеспечение) необходимого вклада угольной промышленности в достижение указанных стратегических ориентиров являются с позиций государства определяющими.

Интересы бизнеса состоят в экономически эффективном функционированием и инвестиционной привлекательности угольных предприятий, максимизации прибыли, сохранении имеющихся и занятии новых ниш на внутреннем и внешнем рынках угольной продукции, возможности осуществления долгосрочных планов развития компаний.

Целью Программы является реализация потенциальных конкурентных преимуществ российских угольных компаний в рамках осуществления долгосрочной государственной энергетической политики и перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны.

Главными направлениями объединения усилий государства и бизнеса в рассматриваемой сфере являются:

- модернизация угольного производства, предусматривающая уход от неэффективных организационно-технологических и экономических решений во всех базовых для его функционирования подсистемах;

- создание «среды развития» угольной отрасли, обеспечивающей возможность реализации наиболее перспективных инновационных проектов по усилению ее производственного по-

тенциала и занятию угольной продукцией новых рыночных ниш, организацию рационального взаимодействия со смежными отраслями;

- совместное формирование и последовательное применение механизмов поэтапной реализации Программы - в том числе для выполнения требований повышения безопасности и корпоративной социальной ответственности угольных компаний.

Указанные направления реализуются в рамках решения следующих основных задач, необходимых для достижения поставленной цели:

- развитие сырьевой базы угольной промышленности и рациональное недропользование;

- развитие производственного потенциала существующих мощностей по добыче и переработке угля и освоение новых угольных месторождений;

- завершение реструктуризации угольной промышленности;

- развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций России на мировом рынке угля;

- технологическое развитие отрасли и укрепление научно-технической базы компаний и научных центров;

- обеспечение промышленной и экологической безопасности, охраны труда в угольной отрасли;

- развитие трудовых отношений и корпоративной социальной ответственности угольных компаний;

- совершенствование системы профессиональной подготовки кадров для угольной промышленности.

Структурно Программа включает в себя 8 подпрограмм, соответствующих по названию приведенным выше задачам, а также оценку ожидаемых результатов реализации Программы, описание системы управления Программой и план первоочередных мероприятий по ее реализации.

В соответствии с установками ЭС-2030, этапы ее реализации применительно к угольной промышленности характеризуются следующим.

Первый этап: реализация комплекса программных мер по стабилизации ситуации в отрасли; завершение мероприятий по реструктуризации отрасли; техническое перевооружение и интенсификация угольного производства; увеличение объемов

обогащения угля; снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях; дальнейшее развитие экспортного потенциала отрасли.

Второй этап: формирование новых центров угледобычи на новых угольных месторождениях с благоприятными горногеологическими условиями; оснащение предприятий отрасли современной высокопроизводительной техникой и технологиями, отвечающими мировым экологическим нормам; снятие системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки; развитие системы аутсорсинга; достижение максимальной переработки каменного энергетического угля с учетом требований внутреннего рынка; реализация пилотных проектов на базе российских технологий глубокой переработки угля и добычи шахтного метана.

Третий этап: кардинальное повышение производительности труда при обеспечении мировых стандартов в области промышленной безопасности и охраны труда, экологической безопасности при добыче и обогащении угля; промышленное получение продуктов глубокой переработки угля (синтетическое жидкое топливо, этанол и другие) и сопутствующих ресурсов (метан, подземные воды, строительные материалы).

Мероприятия Программы будут реализовываться в рамках 10 государственных программ Российской Федерации:

- «Воспроизводство и использование природных ресурсов»;

- «Энергоэффективность и развитие энергетики»;

- «Развитие транспортной системы»;

- «Региональная политика и федеративные отношения»;

- «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности»;

- «Развитие науки и технологий»;

- «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»;

- «Развитие здравоохранения»;

- «Содействие занятости населения»;

- «Охрана окружающей среды».

Реализация мероприятий позволит за период 2010-2030 гг. добиться среднемирового уровня эффективности главных факторов производства, в основном за счет:

- полного обновления производственных мощностей по добыче угля на основе инновационных технологий;

- создания и дальнейшего развития эффективных производственных комплексов (кластеров) на базе новых центров угледобычи, в том числе в Кузбассе, Якутии, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке;

- выполнение всех мероприятий в рамках завершения реструктуризации угольной промышленности и планомерного выбытия неэффективных мощностей с обязательной ликвидацией негативных последствий ведения горных работ за счет формируемого угольными компаниями ликвидационного фонда.

Эффективность Программы определяется следующими показателями:

- увеличением добычи угля на одного занятого в отрасли в 5

раз;

- увеличением калорийного эквивалента угольной продукции для энергетики с 0,68 до 0,75;

- значительным снижением удельного травматизм со смертельным исходом, повышением уровня охраны труда;

- снижением доли работников, получающих компенсации после несчастных случаев и за вредные условия труда, почти в два раза по сравнению с состоянием на начало выполнения Программы;

- снижением энергоемкости при добыче угля с 4,3 в 2010 году до 3,0 кг у.т./т в 2030 году, при переработке угля с 4,8 до 3,1 кг у.т./т соответственно;

- экономией 25 млн. т у.т. первичной энергии;

- снижением выбросов парниковых газов в угледобыче на 40 млн т СО2 экв., в углепереработке на 8 млн т СО2 экв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективность расходования бюджетных средств на реализацию Программы определятся расширением налоговой базы и повышением рентабельности угольного бизнеса.

Основная роль государства в выполнении мероприятий Программы - создание прочной нормативно-правовой базы. Работа по приведению законодательства в соответствие с новыми целевыми ориентирами экономического развития начата уже давно, меняются лишь ее приоритетные направления. Если в период 1994-2009 гг. львиная доля законотворческих инициатив была направлена на определение и

реализацию основных направлений реструктуризации, а также обеспечение социальной защиты работников угольной промышленности в процессе преобразований, то к настоящему времени центр тяжести этой работы сместился в сторону законов, регламентирующих безопасность шахтерского труда.

Так в Закон «О недрах» внесено дополнение, предусматривающее внесение уже в лицензию на недропользование условия снижения содержания взрывоопасных газов на шахтах, угольных пластах и выработанном пространстве до установленных допустимых норм. Предусматривается ужесточение наказаний для всех без исключения членов трудового коллектива - от рядового сотрудника до руководителя, для собственника - вплоть до лишения бизнеса. Причем ответственность может быть как административная, так и уголовная.

В 2010 г. были приняты поправки:

- в Закон об угле - устанавливающие обязательность дегазации угольных пластов не только на действующих шахтах, но и проведение обязательной дегазации на месте будущих разработок до прихода туда людей;

- в Кодекс об административных правонарушениях -предусматривающие штрафные санкции за невыполнение требований по дегазации при добыче угля;

- в Закон об обязательном страховании гражданской ответственности - связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте;

- в Налоговый кодекс - в части льгот по НДПИ для угольных компаний, вкладывающих средства в промышленную безопасность.

В 2011 г. было принято ряд Постановлений Правительства Российской Федерации в развитие этих законодательных изменений.

Продолжалось совершенствование законодательства в области социальной защиты работников отрасли. В Закон о дополнительном социальном обеспечении внесены поправки, в соответствии с которыми с 1 августа 2010 г. до 2063 руб.

увеличен средний размер выплаты к пенсиям бывших горняков.

«Соглашением о внесении изменений в Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности на 20102012 гг.» доля условно-постоянной части зарплаты, регулируемой этим соглашением, увеличена до 70 % в структуре оплаты труда шахтеров.

В 2011 г. принят закон, предусматривающий расширение круга лиц, имеющих право на дополнительное пенсионное обеспечение. В настоящее время в России более 62 тыс. человек являются получателями такой доплаты.

Этот закон коснется почти 8 тыс. человек, уволенных с ликвидированных в связи с банкротством организаций по добыче угля, пакеты акций которых, находившиеся в федеральной собственности, вносились постановлениями Правительства Российской Федерации в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, а также закон, направленный на уточнение нормы, определяющей базу для начисления взносов для финансирования доплаты к пенсии, назначаемой работникам организаций угольной промышленности, без ограничения предельной величиной.

Завершается работа по созданию правовой основы формирования и использования ликвидационных фондов. Минприроды России разработало проект постановления Правительства РФ «О создании угледобывающими предприятиями ликвидационных фондов для финансирования работ по ликвидации, консервации горных предприятий», который проходит согласование министерствами и ведомствами. Минэнерго России уже согласовало представленный проект.

Будут разработаны также поправки в Закон «О недрах» в части проведения экспертизы технических проектов за счет средств пользователей недр.

С целью совершенствования технического регулирования предполагается разработка национальных стандартов (сводов правил) в угольной промышленности, обеспечивающих соблюдение требований технических регламентов, а также других нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, безопасности ведения горных работ, охраны труда и

экологической безопасности, в том числе их регулярный пересмотр с целью актуализации содержащихся в них требований и в целях гармонизации с законодательством стран Евросоюза.

Мероприятиями «Долгосрочной программы развития угольной промышленности на период до 2030 года» предусмотрена разработка новых нормативных документов в области безопасности применяемых технологий и оборудования, средств индивидуальной защиты шахтеров и защитных систем.

Планируется дальнейшее совершенствование действующего законодательства в области регулирования трудовых отношений, кадрового обеспечения.

Этот перечень может быть продолжен.

В заключение хотел бы отметить, что механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий. Указанный механизм предполагает, что мероприятия Про-грамммы войдут в разрабатываемые в настоящее время Государственные программы Российской Федерации.

Долгосрочная Программа развития угольной промышленности России - это не сценарный прогноз изменения ситуации в отрасли и не простое сложение долгосрочных планов угольных компаний. А это, прежде всего, проект развития отрасли, это инструмент реализации государственно - частного партнерства в ходе инновационных преобразований, еш

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Яновский А.Б. - профессор, доктор экономических наук, заместитель Министра энергетики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.