Научная статья на тему 'Углубление деятельностного подхода при обучении физике на основе моделирующих компьютерных систем'

Углубление деятельностного подхода при обучении физике на основе моделирующих компьютерных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СРЕДА ОБУЧЕНИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / MATHEMATICAL AND COMPUTER MODELLING (SIMULATION) / COMMUNICATIVE AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / TUTORING ENVIRONMENT / HUMAN-COMPUTER INTERACTION / INERACTIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баяндин Д. В.

Обсуждаются возможности развития информационно-образовательной среды на основе технологий математического и компьютерного моделирования в целях усиления деятельностного компонента как средства повышения эффективности обучения и развития умения учиться самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH INTENSIFICATION FOR TUTORING TO PHYSICS BY MEANS OF SIMULATINCOMPUTER ENVIRONMENTS

The development possibilities of communicative and educational environments, wich based on mathematical and computer modelling (simulation) technology, are discussed. It has to serve the purpose of the learning activity amplification as means of the educational process efficiency increase and of the skill to study on one's own development.

Текст научной работы на тему «Углубление деятельностного подхода при обучении физике на основе моделирующих компьютерных систем»

4. Государственная программа подготовки специалистов воспитания.

5. Разработка национальной системы воспитания, объединяющей усилия в области воспитания всех государственных ведомств.

6. Формирование ценностных основ российской государственности и приоритетов национального образования.

7. Признание факта приоритетности воспитания учащихся и отказ от попыток замены его психологическим манипулированием.

8. Разработка современных моделей и технологий воспитания на информационно-компьютерной основе.

На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Воспитание является более широким понятием, нежели образование. Традиционно педагогика трактовалась как наука о воспитании как сознательно и целенаправленно орга-

низованном процессе [15, с.178]. Психология, социология, другие науки играют в воспитании инструментальную роль.

2. Современное отсутствие общегосударственной идеологии и ценностей лишает воспитание стратегических целей, без которых оно теряет смысл.

3. Институт воспитания является неотъемлемым атрибутом любого общества, процесс воспитания обеспечивает его развитие посредством передачи социально-исторического опыта в соответствии с интересами государства, этносов, социальных групп.

4. Теоретические проблемы воспитания в современной российской педагогической науке разработаны слабо. Единая государственная система воспитания сегодня не создана, что требует концептуального осмысления проблемы на уровне государственного руководства страны, педагогической и социологической науки.

Библиографический список

1. Итоги оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск в 1998 году (отчет перед гражданами РФ). - М., 1999.

2. Наливайко, Н.В. Философия образования: некоторые проблемы формирования концепции. - Новосибирск, 2000.

3. Социальные технологии. Толковый словарь / под ред. А.Я. Дятченко и В.Н. Иванова. - Москва-Белгород, 1995.

4. Краткий словарь по социологии / под ред. Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина. - М., 1989.

5. Конвенция МОТ № 169 «О коренных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых странах» // Права и свободы народов в современных источниках международного права. - Казань, 1995.

6. Лопуха, А.Д. Современная война (сущность, способы и средства ведения в III тысячелетии) / А.Д. Лопуха, В.В. Сметанников. - Новосибирск, 2000.

7. Орлов, А. Сценарии социально-экономического развития России до 2007 года // Обозреватель - 1999. - № 10.

8. Глазьев, С. Геноцид. - М., 1998.

9. Подберезкин, А. «Посеянное в тернии» (Русский путь: сделай шаг!) // Обозреватель. - 1999. - № 4.

10. Лопуха, А.Д. Жизненные силы патриотизма в современной России: опыт социологического анализа. - М., 2000.

11. Конституция Российской Федерации. - М., 1997.

12. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический ежегодник. - М., 1977.

13. Теория и практика коммунистического воспитания / под ред. Ж. Т. Тощенко. - М., 1980.

14. Социальное управление. Словарь. - М., 1994.

15. Краткий педагогический словарь пропагандиста. - М., 1984.

Статья поступила в редакцию 15.12.09

УДК 378.16

Д.В. Баяндин, доц. ПГТУ, г. Пермь, E-mail: baya@stratum.ac.ru

УГЛУБЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРУЮЩИХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Обсуждаются возможности развития информационно-образовательной среды на основе технологий математического и компьютерного моделирования в целях усиления деятельностного компонента как средства повышения эффективности обучения и развития умения учиться самостоятельно.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, среда обучения, математическое и компьютерное моделирование, интерактивность.

На сегодняшний день сложились условия, в которых стала необходимой и возможной модернизация традиционной системы обучения. Одна из важнейших задач модернизации -реализация на практике принципа сознательности, активности и самостоятельности в учении. Решению этой задачи способствует накопленный потенциал современных информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), в том числе технологий мультимедиа и моделирования.

Учащемуся совершенно недостаточно слушать учителя, рассматривать наглядные пособия и наблюдать за демонстрациями, если целью учения ставится качественное и результативное (в смысле способности применения знаний) уяснение, осмысление, усвоение учебного материала. Деятельностная компонента традиционного курса физики - это операции с текстовографической информацией, решение задач, лабораторный практикум. Но в условиях реального учебного процесса учитель не в состоянии детально отследить каждый шаг каждого учащегося при аудиторном и домашнем решении задач или при выполнении лабораторных работ, адекватно оценить правильность действий и их самостоятельность. В результате мотивированный ученик

учится добросовестно, немотивированный же практически всегда имеет возможность лишь имитировать учение. Продуманное использование современных ИКТ в информационно-образовательной среде, с одной стороны, способствует повышению мотивации учащихся, а с другой - побуждает их не имитировать учебную деятельность, а реально осуществлять ее.

В течение последних полутора десятков лет в среднем и, особенно, в высшем образовании декларируется перенос центра тяжести учения на самостоятельную работу школьников и студентов, на развитие механизмов их самообразования и формирование новой информационной культуры. Этому препятствуют традиция обучения на основе прямой передачи знаний педагогом и недостаток необходимых ресурсов и условий. Разрешение противоречия также требует серьезной модернизации информационно-образовательной среды школы и вуза.

Научным фундаментом для современного этапа развития информационно-образовательной среды стали труды Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Лернера, Е.И. Машбица, П.И. Пидкасистого, Н.Ф. Талы-

зиной, В.Ф. Шаталова и других выдающихся психологов и педагогов. Дидактике обучения с использованием ИКТ, проблемам модернизации содержания и методов обучения, развитию принципов и технологий создания программных средств учебного назначения посвящено большое количество монографий, диссертаций и научных статей, например, [1-6]. Постепенно складывается понимание того, что эффективная полнофункциональная среда обучения должна основываться на технологиях математического и компьютерного моделирования. Однако проблемы оптимизации структуры такой среды, уточнения свойств и функций ее элементов, их внутренней организации требуют дальнейшей разработки. Предлагаемый в данной работе подход к решению этих проблем реализован и апробирован в учебном процессе в рамках активной обучающей среды «Виртуальная физика». Подмножеством этой среды является, в частности, комплекс «Физика-10», разработанный под руководством автора Институтом интеллектуальных технологий (г. Пермь) под патронажем издательства «Просвещение-МЕДИА» в рамках проекта «Информатизация системы образования» (конкурс инновационных учебно-методических комплексов) Национального фонда подготовки кадров.

Технологии моделирования и развитие информационнообразовательной среды

Решению обозначенных проблем и задач может способствовать использование в составе информационно-образовательной среды электронных средств образовательного назначения (ЭСОН), содержащих интерактивные виртуальные учебные объекты.

При изложении нового материала с использованием ИКТ уровень его уяснения, осмысления и усвоения, адекватность этих процессов могут быть измерены при помощи сопутствующих вопросов, требующих активного восприятия, анализа и обобщения предъявляемых материалов. При традиционном обучении удостовериться в наличии такой деятельности у всей аудитории невозможно.

При решении на компьютере интерактивных задач, при тренаже необходимых для этого умений и навыков в соответствии с учением об интериоризации алгоритм действий «проходит через руки», легче усваиваясь мозгом. Компьютерная система регламентирует на этапе тренажа необходимые шаги (дает ориентировочную основу действий), позволяет последовательно рассмотреть ключевые ситуации, пройдя их с постепенным повышением сложности заданий, оценивает правильность действий в измененных и нестандартных ситуациях, обеспечивает при необходимости возможность возврата к типовым ситуациям, реализуя цикличность процесса учения, осуществляет детальный контроль, проводит статистическую обработку результатов и отслеживает динамику развития учащихся.

При работе с интерактивными компьютерными моделями - как дополнению к лабораторному практикуму - учащиеся осуществляют в режиме диалога такие формы деятельности как наблюдение, сопоставление, обобщение, выбор, анализ результатов, поиск условий для реализации поставленной задачи, конструирование ситуаций и систем. Благодаря наличию обратной связи возможна корректировка системы представлений и системы действий; в ряде случаев может возникать игровой момент, элемент соревнования с компьютерной системой.

Использование ЭСОН с такими свойствами дает возможность индивидуализировано и автоматически определять целесообразный объем занятий учащихся: каждый должен усвоить основной материал ценой, соответствующей его способностям и исходному уровню подготовки, благодаря прохождению индивидуальной траектории обучения. При этом если в процессе учения обеспечена непрерывность уровня сложности (то есть сложность нарастает последовательно и постепенно), то даже относительно большой объем работы воспринимается учащимся легче и усваивается быстрее и надежнее, чем при выполнении немногих разрозненных заданий, содержание которых не складывается в мозгу обучаемого в систему.

Создание «интеллектуальной» обучающей системы с

описанными свойствами возможно на основе технологий математического и компьютерного моделирования. Обсудим теперь такую систему более подробно.

Состав полнофункциональной обучающей системы

Полнофункциональное ЭСОН должно содержать интерактивные виртуальные учебные объекты, обеспечивающие поддержку процесса обучения на всех его этапах.

1. С позиций использования такого ЭСОН как средства усиления деятельностной компоненты процесса учения и его индивидуализации, основным типом учебных объектов являются интерактивные задачи и интерактивные тренажеры. Назовем их объектами процедурного типа.

Такие объекты, во-первых, описывают некоторую сущность в пределах предметной области, во-вторых, обеспечивают возможность достижения пользователем поставленной цели путем перемещения объектов, манипуляций с инструментами, графических построений и других действий, а не просто путем выбора ответа или ввода числа (слова); в-третьих, благодаря наличию в своей структуре экспертной системы способны распознавать по действиям пользователя логику решения и оценивать его.

Интерактивная задача - программная система, предполагающая совершение при выполнении задания выверенной последовательности активных действий, которые обеспечиваются развитым манипуляционно-графическим интерфейсом.

Интерактивный тренажер - программная система, предназначенная для освоения технологических приемов и отработки навыков, необходимых при решении задач или работе с приборами и оборудованием (включая оценку погрешности измерений, отображение функциональных зависимостей в форме таблиц, графиков, формул и так далее).

Математическая модель входит в структуру процедурного объекта: 1) в виде математического ядра, описывающего физическую сущность и обеспечивающего на ее основе генерацию задания и получение его решения; 2) в виде прилегающего к нему слоя экспертной системы, основанной на математической модели необходимых для решения действий.

Математическое ядро обеспечивает:

• генерацию условия задачи и, как следствие, ее многовариантность за счет случайного или направленного выбора:

о пространственно-временной конфигурации системы;

о состава и свойств ее подобъектов;

о состава принимаемых во внимание исходных и искомых параметров;

о значений характеристик, их модулей и направлений, других свойств;

• определение искомых параметров системы в соответствии с условием задачи (в том числе, решение обратной задачи);

• представление ответа в неявном, модельном виде (расчет выполняется системой после окончания работы учащегося, например, по нажатию им кнопки «Готово»), так что исключено «подсматривание» ответа;

• вариативность формы представления исходной и получаемой информации (вербальная, численная, в виде функциональной или графической зависимости, стробоскопической картины, чертежа, формулы, системы уравнений, динамической системы - видео, анимации, модельной демонстрации, модельного исследования);

• возможность преобразования информации из одной формы в другую.

Математическая модель экспертной системы позволяет:

• производить анализ действий учащегося, распознавать его логику при неправильных рассуждениях, диагностировать и классифицировать ошибки;

• оценивать степень усвоения материала и сформиро-ванности знаний, умений и навыков, генерировать контекстные реакции, направляющие работу учащегося;

• формировать динамическую модель знаний ученика.

Информация, полученная экспертными системами тренажеров, может быть исходной для глобальной экспертной системы, которая строит модель обучаемого и вырабатывает

содержание и последовательность дальнейших шагов обучения.

Манипуляционно-графический интерфейс позволяет подавать на модельное ядро управляющие воздействия и всесторонне визуализирует изучаемый феномен, а кроме того предоставляет возможности операций с изображениями объектов, фрагментами текста; построения отрезков, векторов, ломаных, окружностей, углов, графиков функций; измерения расстояний, углов, то есть всего того, что ученик делает при решении задач в тетради, - при постоянном контроле этих действий экспертной системой. Это дает возможность ставить задания на установление соответствия между текстовыми или графическими объектами, на составление фраз (определений, формулировок законов) из предложенных фрагментов; строить картины действующих на тела сил как на качественном (какие и как направлены), так и на количественном (каковы их величины) уровне, картины электрических и магнитных полей (например, проводить их расчет на основе принципа суперпозиции); строить разнообразные графики зависимостей характеристик от параметров задачи и т. д. Можно поставить задачу исследования того или иного эффекта на интерактивной модели с представлением результата в виде числа, графика, фразы для оценки экспертной системой.

Интерактивный тренажер, в отличие от задачи, - это последовательность тематически связанных, обладающих содержательной преемственностью, шаг за шагом усложняющихся заданий. Выполняя их, учащийся вынужденно последовательно и самостоятельно разбирает ключевые ситуации для некоторого класса задач. Системность рассмотрения вкупе с целенаправленностью и осмысленностью манипуляций графическими и текстовыми объектами обеспечивают усвоение и фиксацию действий и связанных с ними знаний, умений и навыков, в результате чего в сознании учащегося складывается устойчивая и ассоциативно связанная совокупность представлений и операциональных компетентностей по изучаемой теме.

Учебная среда должна также содержать блоки текущего и рубежного контроля, включающие как простые задания традиционных форм закрытого и открытого типа, так и более сложные задания - с множественными ответами, на установление соответствия и далее вплоть до высокоинтерактивных заданий, предполагающих построение графиков, картин векторов и компоновку систем объектов.

2. Тренажерно-контролирующую часть в учебной среде должен предварять аудио-визуальный ряд, иллюстрирующий основную учебную информацию и предполагающий активное его потребление (восприятие) учащимся. Аудио-визуальный ряд включает в себя, прежде всего, динамические демонстрации в форме видео, анимаций, интерактивных моделей. Динамический иллюстративный ряд может предъявляться независимо или быть включен в статический ряд, который для улучшения восприятия представляет собой максимально структурированное и лаконичное отображение учебного материала (например, в виде опорного конспекта). Особенностями статического ряда являются иерархичность его гипертекстовой организации с минимумом текста на верхних уровнях, акцентом на визуальную информацию в виде рисунков, фотографий, трехмерной графики, а также ссылками на элементы упомянутого динамического ряда. Сопровождаемое видеофрагментами, анимациями и моделями изложение теории должно быть насыщено несложными, но контекстно привязанными к демонстрациям контролирующими заданиями, назначение которых - определить, насколько учащийся вник в учебную информацию, понял, проанализировал и усвоил ее. Ошибки в ответах являются поводом к повторному прохождению материала, его дополнительному осмыслению. Таким образом, второе важнейшее направление ИКТ-сопровождения учебного процесса - это представление иллюстративно-демонстрационного ряда с контекстным контролем уяснения, осмысления и усвоения материала.

3. Третий тип элементов среды - интерактивные модели не демонстрационного, а локально-исследовательского характера (модельные лабораторные стенды), а также модельные конструкторы. Такие объекты, с одной стороны, продолжают и углубляют иллюстративно-демонстрационный ряд, а с дру-

гой - предполагают эвристическую, поисковую деятельность по изучению моделей, формированию модельного знания. Этот вид работы особенно полезен и важен для самостоятельных, инициативных учащихся, которым работа с тренажерами представляется необходимой, но рутинной. В то же время, слабым, неподготовленным учащимся работа с моделями обычно малопонятна и сложна, особенно при самостоятельном восприятии; поэтому при использовании моделей необходимы значительные усилия учителя по организации работы учащихся, желательно в аудиторном варианте.

Интерактивная компьютерная модель - это программная система, допускающая управление со стороны пользователя и адекватно реагирующая на его действия. Такие системы в большинстве случаев отображают внешний вид (если он есть) и поведение системы, взаимосвязи ее характеристик в виде числовой информации, графиков и диаграмм, а также визуализируют глубинные, скрытые в реальном мире от глаз и приборов процессы и даже реально не существующие или не имеющие внешнего вида объекты (понятия). Система визуализации обеспечивает предъявление изображения и поведения объекта в реальном или фазовом пространстве в натурном или абстрактном виде (графики, информационные транспаранты, цветовая индикация, диаграммы - векторные, столбчатые, цифровые, цветовые).

Останавливаться подробнее на структуре интерактивных моделей различного типа и назначении элементов этой структуры здесь не представляется возможным из-за ограниченного объема публикации; отметим лишь, что - весьма упрощенно -модель можно рассматривать, как объект процедурного типа, лишенный экспертной системы.

Итак, состав полнофункциональной обучающей среды определяется назначением виртуальных учебных объектов: интерактивные тренажеры и задачи необходимы для формирования знаний, умений и навыков, тесты - для контроля усвоения материала, структурированное изложение теории с демонстрациями различного типа и проверочными заданиями обеспечивает новое качество наглядности в комбинации с отслеживанием интенсивности учебной деятельности, модели способствуют развитию мышления, самостоятельности, навыков исследования.

4. Развитые ЭСОН, способные обеспечить относительно автономную работу учащихся, должны также иметь в своем составе в качестве интеллектуального ядра предназначенную для управления обучением единую, глобальную для данной учебной дисциплины экспертную систему, содержащую:

• базовую, достаточно универсальную модель обучения;

• систему ведения с учащимся диалога, по ходу которого строится модель его знаний;

• автоматизированную систему навигации, обеспечивающую генерацию - на основе полученной модели знаний учащегося и базовой модели обучения - индивидуальной образовательной траектории.

Глобальная экспертная система дисциплины должна, во-первых, иметь развитый интерфейс, предпочтительно самоценный, то есть информативный и облеченный в наглядную графическую форму; во-вторых, быть способной поддерживать с учащимся диалог на уровне генерации заданий, которые бы сопровождали и направляли работу.

Глобальная экспертная система должна:

а) по ответам учащегося «понимать», какие знания, умения и навыки не сформированы в должной мере, т.е. должна уметь измерять знания;

б) кратко, но корректно и наглядно объяснять материал;

в) направленно задавать новый вопрос.

При наличии такой системы возможно создание дополнительной мотивации обучения - игровой (повторить, догнать, преодолеть помехи), проблемной или иного рода.

Структура полнофункционального ЭСОН

Итак, в состав ЭСОН входят виртуальные учебные объекты, представляющие собой его содержательное наполнение, и объекты, позволяющие организовать работу пользователя.

Выделим следующие компоненты полнофункционального

ЭСОН:

• предметно-информационный, представленный описательно-иллюстративной и интерактивной моделирующей частями, предназначенный для отражения реального мира в рамках изучаемой предметной области и его описания аппаратом учебной дисциплины с целью предъявления готового знания и активного добывания знаний;

• предметно-процедурный, ориентированный на усвоение и закрепление знаний, выработку умений и навыков, оценку их качества посредством взаимодействия с пользователем в рамках интерактивных задач, тренажеров и тестов;

• методический (с блоками преподавателя и учащегося);

• система навигации (навигаторы, справочники, поисковые системы, структурно-логические модели дисциплины, отражающие взаимосвязи ее понятий и законов);

• система управления обучением.

Каждому компоненту ЭСОН соответствуют разные формы организации учебного материала, а им, в свою очередь, различные виды виртуальных учебных объектов. Такая структура изображена на рис. 1.

Виртуальные учебные объекты, входящие в состав ЭСОН, ранжированы на рис. 1 слева направо в порядке возрастания сложности. При этом они естественным образом образуют три блока, связанные с изложением учебного материала (левый блок), закреплением учебного материала и контролем его усвоения (средний блок) и навигацией по программному средству (правый блок). Эти блоки соответствуют трем частям дидактического аппарата любого учебного пособия: аппаратам представления, усвоения и ориентировки, выделенным в работах [4,6] по аналогии с традиционной учебной книгой.

Интерактивные учебные объекты и управляющая процессом обучения экспертная система основываются на методах математического и компьютерного моделирования. Наибольшие перспективы, по нашему мнению, имеют разработки, основанные не на методах прямого программирования, а на использовании педагогических инструментальных средств. Инструментальность технологии позволяет педагогу организовать среду сообразно особенностям его деятельности и его предметного мира. Образуется активная компьютерная среда, то есть среда, способная адекватно интерпретировать и диагностировать действия пользователя; обеспечивать управление моделями, проведение расчетов и наглядное отображение их результатов; реагировать на действия пользователя, обеспечивать обратную связь, управлять процессом обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В системе компьютерной поддержки предметного обучения, построенной на основе активной среды, реализуются:

• деятельностный подход, формирование не только знаний, но и умений и навыков решения задач дисциплины -на основе высокой степени интерактивности;

• наглядность представления реальных объектов (явле-

ний) и абстрактных понятий, визуализация мысли - на основе мультимедийности, модельности описания;

• вариативность представления материала, гибкость системы, открытость для модификаций не только разработчиком, но и пользователем (учителем, учащимся) - на основе модельного и инструментального подхода;

• развитие самостоятельности учащихся, формирование умений создавать новое знание и навыков принимать решения, что является важным шагом в решении задачи «научить учиться» - на основе модельного подхода;

• личностно-ориентированный подход, индивидуализация обучения - на основе модели обучения и модели знаний, формируемых глобальной экспертной системой.

интерактивным

моделирующий

компонент

предметно-

процедурный

компонент

система система

управления навигации

обучением

Педагогическо (среда проек

е инструмен тироеания и

7?а льноесредс моделироеани

методинескии

компонент

гипертекст и пассивный статический динамический визуальный ряд визуальный ряд

І і

тексты, видео, аудио,

рисунки, фото, анимации 20- и 30-графика, таблицы, схемы, диаграммы

Нетсляемые объекты

\____________________________/

интерактивный локальные глобальная динамический экспертные системы экспертная визуальный ряд I система

I

интерактивные интерактивные модель обучаемого,

модели и их тренажеры и задачи, модель обучения конструкторы, контрольные работы, (с автоматизированной системы системы тестов системой навигации)

взаимодействия с реальным

тво

Исчисляемые объекты

У\

У\

*!

каталоги объектов, системы поиска, Д*

Ео

ф Л

Зіо

; и і >

навигаторы, справочники, структурно-логические модели

аппарат роет

аппарат

ориентировки

Рис. 1. Структура ЭСОН и виртуальные учебные объекты в его составе

Библиографический список

1. Агеев, В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: учебное пособие / В.Н. Агеев, Ю.Г. Древс; под ред. Ю.Г. Древса. - М.: МГУП, 2003.

2. Горбунова, И.Б. Повышение операционности знаний по физике с использованием новых компьютерных технологий: дисс. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1999.

3. Зайнутдинова, Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на примере общетехнических дисциплин): монография. - Астрахань: Изд-во ООО «ЦНТЭП», 1999.

4. Оспенникова, Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: монография, в 2 ч. - Пермь: ПГПУ, 2003. - Ч.1., Ч.11.

5. Поздняков, С.Н. Моделирование информационной среды как технологическая основа обучения математике: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.

6. Современная учебная книга: подготовка и издание / под ред. С.Г. Антоновой, А.А. Вахрушева. - М.: МГУП, 2004.

Статья поступила в редакцию 4.12.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.