Научная статья на тему 'Углеродосодержащие сорбенты из отработанных шин для очистки карьерных вод'

Углеродосодержащие сорбенты из отработанных шин для очистки карьерных вод Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
655
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Ключевые слова
ПИРОЛИЗ / КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ШИНЫ / АДСОРБЕНТЫ / ОЧИСТКА КАРЬЕРНЫХ ВОД / PYROLYSIS / LARGE-SIZE TYRES / ADSORBENTS / QUARRY WATER TREATMENT

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Рыбак Л.В., Алексеев Г.Ф., Бурцев С.В., Ефимов В.И., Корчагина Т.В.

Переработка автошин методом пиролиза позволяет решать две масштабные экологические проблемы: утилизацию крупногабаритных шин и получение материалов, пригодных для очистки карьерных вод. В данной работе представлена возможность получения адсорбентов из углеродосодержащих остатков пиролиза вышедших из эксплуатации крупногабаритных шин для очистки карьерных вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Рыбак Л.В., Алексеев Г.Ф., Бурцев С.В., Ефимов В.И., Корчагина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Worn-out tire сarbon-containing sorbents for quarry water treatment

Recycling tires using pyrolysis method allows to solve two large-scale environmental problems: disposal of large-size tires and obtaining the materials suitable for quarry water treatment. This paper presents the possibility of obtaining adsorbents from carbon-containing pyrolysis residues of out-of-service large-size tires for quarry water treatment.

Текст научной работы на тему «Углеродосодержащие сорбенты из отработанных шин для очистки карьерных вод»

УДК 622.85:678.5:542.8 © Л.В. Рыбак, Г.Ф. Алексеев, С.В. Бурцев, В.И. Ефимов, Т.В. Корчагина, Д.С. Шапранко, 2018

Углеродосодержащие сорбенты из отработанных шин для очистки карьерных вод

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-7-62-67

РЫБАК Лев Владимирович

Доктор экон. наук,

канд. техн. наук, профессор,

председатель Совета директоров

АО ХК «СДС-Уголь»,

119034, г. Москва, Россия,

e-mail: office@sds-ugol.ru

АЛЕКСЕЕВ Геннадий Федорович

Канд. техн. наук,

генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь», 650066, г. Кемерово, Россия, e-mail: office@sds-ugol.ru

БУРЦЕВ Сергей Викторович

Канд. экон. наук,

первый заместитель генерального директора - технический директор АО ХК «СДС-Уголь», 650066, г. Кемерово, Россия, e-mail: s.burtsev@sds-ugol.ru

ЕФИМОВ Виктор Иванович

Доктор техн. наук, профессор НИТУ «МИСиС», заместитель директора по перспективному развитию филиала АО ХК «СДС-Уголь» в г. Москве, 119034, г. Москва, Россия, e-mail: v.efimov@sds.ru; v.efimov@msk.sds-ugol.ru

КОРЧАГИНА Татьяна Викторовна

Канд. техн. наук, директор

ООО «Сибирский Институт Горного Дела»

(АО ХК «СДС-Уголь»),

653066, г. Кемерово, Россия,

e-mail: t.korchagina@sds-ugol.ru

ШАПРАНКО Дарья Сергеевна

Инженер отдела экологии и охраны труда ООО «Сибирский Институт Горного Дела» (АО ХК «СДС-Уголь»), 653066, г. Кемерово, Россия, e-mail: i.shapranko@sigd42.ru

Переработка автошин методом пиролиза позволяет решать две масштабные экологические проблемы: утилизацию крупногабаритных шин и получение материалов, пригодных для очистки карьерных вод. В данной работе представлена возможность получения адсорбентов изуглеродосодержащихостатков пиролиза вышедших из эксплуатации крупногабаритных шин для очистки карьерных вод.

Ключевые слова: пиролиз, крупногабаритные шины, адсорбенты, очистка карьерных вод.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед обществом стоит глобальная задача, заключающаяся в том, чтобы освоение и использование природных ресурсов, а также преоб-разова н ие природн ых систем не сопровождались деградацией окружающей среды. В основном негативное воздействие на окружающую природную среду связано с хозяйственной деятельностью человека (антропогенное загрязнение).

Одним из наиболее осязаемых результатов антропогенной деятельности является образование отходов, среди которых вышедшие из употребления резинотехнические изделия (РТИ) - автомобильные шины, транспортные ленты, шланги, занимающие особое место ввиду специфических свойств. РТИ относятся к классу эластомеров, имеющих прочную трехмерную структуру с поперечными связями, поэтому в естественных условиях разлагаются они с очень малой скоростью и не подвергаются гниению. Основную часть таких отходов РТИ составляют отработанные автомобильные шины (85-87%). Эти изделия огнеопасны и в случае возгорания выделяют в окружающую среду такие токсичные вещества, как полициклические ароматические углеводороды, по-лихлорированные дибензофураны и дибензодиок-сины, вследствие чего утилизация такого вида отхода является одной из основных экологических задач мирового масштаба.

По данным Европейской ассоциации по вторичной переработке шин (ЕТКА) [1], в Европе ежегодно образуется свыше 2 млн т амортизованных автомобильных шин. Крупнейшими регионами образования шинных отходов в настоящее время являются Китай, Индия, Россия.

В России состояние вопроса еще острее. Так, по данным научно-исследовательского института шинной промышленности [1], в России ежегодно выходит из эксплуатации около 1 млн т шин. Только в Кузбассе ежегодно образуется более 20 тыс. т изношенных автомобильных шин, а накоплено более 180 тыс. т [2].

Следует отметить, что Кузбасс является ведущим угледобывающим регионом России, в котором добыча угля осуществляется как открытым, так и подземным способами. При открытой разработке месторождения транспортировка полезного ископаемого в основном осуществляется автомобильным транспортом. Для этого используются большегрузные самосвалы (преимущественно марки «БелАЗ»), на которых установлены крупногабаритные шины, причем ежегодно в Кемеровской области около 15 тыс. т таких шин выходит из употребления.

Согласно требованиям Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и Управления Ростехнадзора по Кемеровской области захоронение отработанных шин в Кемеровской области не разрешается, они подлежат обязательной утилизации. В связи с этим проблема переработки РТИ в нашем регионе является злободневной. Кроме того, автомобильная шина является одним из самых многотоннажных полимерных отходов [2, 3] и представляет собой очень ценное вторичное сырье: резина (65-70%), технический углерод (15-25%), металлический корд (10-15%). Поэтому переработка автошин приобретает не только экологическую, но и экономическую значимость.

ПЕРЕРАБОТКА АВТОШИН

МЕТОДОМ ПИРОЛИЗА

Все известные в настоящее время методы переработки шин можно объединить в две группы: физические и химические, при этом первые объединяют различные способы высоко- и низкотемпературного механического воздействия (измельчения), а химические методы утилизации предполагают использование изношенных автомобильных шин в качестве вторичного энергоресурса. Речь идет о методах, приводящих к глубоким необратимым изменениям структуры полимеров. Как правило, эти методы осуществляются при высоких температурах и заключаются в термическом разложении (деструкции) полимеров в той или иной среде с получением продуктов различной молекулярной массы. К этим методам относятся сжигание, крекинг, пиролиз [4].

В современных условиях наиболее перспективным методом переработки РТИ с получением ценных видов химического сырья является пиролиз. Наибольший интерес из продуктов пиролиза РТИ для вторичного применения вызывает углеродосодержащий твердый остаток пиролиза (УТО).

Согласно [4, 5, 6, 7, 8, 9] УТО применяют в качестве сорбента для очистки сточных вод, при осветлении и очистке технологических растворов, флотации руд полезных ископаемых, очистке воздуха, в качестве исходного материала при получении активированного угля, пироугле-рода, а также в качестве топлива в специальных топочных устройствах.

В последнее время немаловажной проблемой для Кемеровской области является очистка карьерных вод.

Например, в крупнейшем промышленном центре области - городе Новокузнецке - по официальным данным, ежегодно валовые сбросы в водоисточники составляют свыше 70 тыс. т, из которых 45,8% - сбросы от предприятий угольной и металлургической промышленно-стей. В сложившихся условиях сложной экологической ситуации региона и страны в целом особую роль приобретает проблема охраны водных ресурсов от загрязнения неочищенными стоками угольной промышленности, предприятия которой сбрасывают большие объемы шахтных вод [2].

В основном карьерные воды загрязнены взвешенными и органическими веществами. Основная масса взвешенных веществ (до 70-80%) представлена частицами крупностью менее 100 и даже 50 мкм [3]. Источником загрязнения карьерных вод органическими веществами являются поверхностные почвенные слои, а также и некоторые сопутствующие угольным пластам слои.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

УГЛЕРОДОСОДЕРЖАЩИХ

ТВЕРДЫХ ОСТАТКОВ ПИРОЛИЗА

Целью данной работы является исследование физико-химических свойств углеродосодержащих твердых остатков пиролиза для определения его пригодности при использовании в качестве адсорбента для очистки карьерных вод.

Объекты исследования - углеродосодержащие твердые остатки пиролиза (УТО), полученные на предприятии ООО «Кузнецкэкология+» при температуре 350±10°С, двух фракций: образец УТО-1, извлеченный из тиглей после пиролиза (без измельчения), и образец УТО-2, полученный после двухстадийного измельчения на предприятии (сажа).

В работе использованы следующие методы оценки качества исходного сырья:

- технический состав - определяли по следующим показателям: массовая доля влаги (W) - ГОСТ Р 52917-2008; зольность (Ad) - ГОСТ 11022-95; выход летучих веществ (ydaf) - ГОСТ 6382-2001;

- фракционный состав - ГОСТ 2093-82;

- сорбционная активность по йоду - ГОСТ 6217-74;

- адсорбционная активность по индикатору метилено-вому голубому - ГОСТ 4453-74;

- сканирующая электронная микроскопия (микроскоп JEOL JSM - 6390 LV с энергодисперсионным анализатором JED 2300);

- ИК-спектроскопия;

- термический анализ (прибор SТA-49 F3);

- текстурные характеристики определялись методом низкотемпературной адсорбции азота на объемной вакуумной статической установке ASAP-2020 [10].

Все исследования выполнены с использованием оборудования КемЦКП ФИЦ УУХ СО РАН.

На первом этапе исследований определяли гранулометрический состав образцов УТО-1 и УТО-2, который показал, что образец УТО-1, извлеченный из тиглей после пиролиза, преимущественно состоит из фракции 3-5 мм, а образец УТО-2 - 0,05-0,1 мм (рис. 1). Полученные раз-

Таблица 1

Технический и элементный состав сырья

Образцы 1 Технический состав, % 1 Элементный соста! ï, масс. %

1 Wa 1 Ad 1 Vdaf 1 с 1 1 о 1 1 Zn 1 1 Si 1 1 S 1 1 Mo 1 1 Al 1 1 Ca 1 K

УТО-1 0,69 12,32 7,23 84,13 8,02 3,84 1,41 1,28 0,84 0,29 0,11 0,08

УТО-2 1,01 12,55 9,01 83,82 9,77 2,52 1,59 1,21 0,68 0,21 0,12 0,08

Размеры отверстий сит, мм

<0.025 0,05 0,1 0,2 0,5 Размеры отверстий СиТ, мм

Рис. 1. Диаграмма гранулометрического состава в линейной системе координат для образцов: а - УТО-1, б - УТО-2

Fig. 1. Diagram

of granulometric

composition

in the linear coordinate

system for samples:

a - UTO-1, b - UTO-2

Рис. 2. Зольные остатки образцов: а - УТО-1 фракции 0,5-1 мм, б - УТО-2 фракции 0,05-0,1 мм Fig. 2. Ash residues of samples: a - UTO-1 fractions of 0.5 to 1 mm, b - UTO-2 fractions of 0.05 to 0.1 mm

Рис. 3. Электронные микрофотографии образца УТО-1 Fig. 3. Electronic microphotographies of sample UTO-1

меры частиц образца УТО-2 соответствуют данным, приведенным в техническом паспорте образца (100 мкм).

На следующем этапе проводили исследование технического и элементного составов сырья, результаты которого представлены в табл. 1.

Из табл. 1 следует, что размер частиц влияет на содержание влаги в образцах, но не влияет на зольность материала. Выход летучих веществ составляет порядка 7-9%. В составе образцов УТО-1 и УТО-2 следует отметить высокое содержание углерода. Содержание кислорода у образца УТО-2 выше, чем у образца УТО-1, что может быть обусловлено тем, что измельченный образец УТО-2 поглощает кислород из воздуха. Относительно высокое содержание цинка, по сравнению с содержанием серы, в образцах свидетельствует о том, что в роли активатора вулканизации при производстве шины выступал оксид цинка.

Зольный остаток образца УТО-1 представляет собой частицы белого, зеленого и черного цвета, а зольный остаток образца УТО-2 после прокаливания превратился в белую сажу (рис. 2).

На третьем этапе исследовали морфологию поверхности образцов. Полученные электронные микрофотографии образцов УТО-1 и УТО-2 представлены на рис. 3,4.

Таблица 2

Результаты термического анализа исследуемых образцов УТО-1 и УТО-2

Температура выхода Температура Потеря массы, %

Образец смолсодержащих соединений, °С разложения оставшейся органики, °С 75-350 °С 350-525 °С 525-800 °С образца, %

УТО-1 277,7 426 2,2 1,94 2,65 91,02

УТО-2 305,3 424,4 2,62 2,68 2,58 89,8

Таблица 3

Характеристики пористой структуры образца УТО-1

Образец SMT, м2/г V, м3/г V , м3/г мезо D , А pores

УТО-1 40 0,22 - 0,22 183

100

98

96

94

92

90

100

200

Следует отметить, что в образце УТО-1 наблюдаются крупные углубления и поры большого диаметра (более 10 мкм).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для изучения особенностей термического разложения углеродо-содержащих твердых остатков проводился термогравиметрический анализ. Для исследования образцов УТО использовали методы ДТА, ТГ и ДТГ.

Термический анализ образцов проводился на приборе SТA-49 Р3. Масса образцов УТО-1 и УТО-2 составляет 35,609 и 35,584 мг соответственно. Нагревание происходило со скоростью 10 К/мин в потоке газовой смеси N2 (20 мл/мин). На рис. 5 представлены термогравиметрические кривые образцов УТО-1 и УТО-2.

В табл. 2 представлены основные результаты термического анализа образцов.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что УТО-2 испытывает большую потерю массы в течение нагрева, нежели УТО-1. У обоих образцов не наблюдается пика до 200 °С, характерного для выхода воды, что свидетельствует о том, что образцы не поглощают воду из воздуха. В интервале температур 424,4-426 °С происходит доразложение органических соединений.

По данным ИК-спектров образцы УТО-1 и УТО-2 имеют следующие полосы поглощения (V, см -1): валентные колебания алифатических СН2, СН3-групп (2921,2851), SiO (1100-1000), SiCH3 (872). Данные полосы поглощения характерны для силоксановых каучуков (СКТ).

Следующий этап определения физико-химических свойств углеродосодержащих твердых остатков пиролиза автошин - исследование текстурных характеристик образцов. Величину удельной поверхности образца получали из анализа изотерм адсорбции-десорбции N2 при -196 °С (77К). Измерения изотерм адсорбции-десорбции азота проводили в области равновесных относительных давлений паров от 10-3 до 0,995 Р/Рп.

ДТГ /(%/мин)

0.00

-0.05

-0.10

-0.15

-0.20

300 400 500 600 Температура /°С

700

800

900

Рис. 5. Термогравиметрические кривые образцов УТО-1 и УТО-2 (черная кривая - образец УТО-1, синяя кривая - образец УТО-2) Fig. 5. Thermogravimetric curves of samples UTO-1 and UTO-2 (black curve is UTO-1, blue curve is UTO-2)

На рис. 6 представлена изотерма адсорбции-десорбции азота исследуемого углеродного материала, а значения удельной поверхности $БЕТ), суммарного объема пор (Ух), объема микро- и мезопор (Ушккро, Vмao), среднего диаметра пор Ю ) приведены в табл. 3.

Анализируя полученные экспериментальные данные, можно сказать, что исследуемый образец УТО-1 обладает сравнительно низкой удельной поверхностью (~ 40 м2/г), формирование пористой структуры при низкотемпературном пиролизе (350 ± 10 °С) происходит за счет образования мезопор, что подтверждается внешним видом изотермы адсорбции-десорбции азота, которая по классификации 1иРАС относится к IV типу. Анализ изотермы, полученной с применением метода BJH (рис. 7), показывает, что формирование мезопористого пространства происходит за счет пор диаметром 200-500 А с максимумом на кривой распределения пор по размерам 250 А.

Шестым этапом работы стало исследование адсорбционных характеристик (адсорбционная активность по йоду и индикатору метиленовому голубому). Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты определения адсорбционной активности по йоду и индикатору метиленовому голубому образцов УТО-1 и УТО-2

Образец А1 , (г/г) Амг , (г/г)

УТО-1 0,05 0,31

УТО-2 0,035 0,35

160

140 •

120 ■

п * 100

и 80 ■ S

ß О 60'

40 ■

20 ■

0 •

} 0,2 0,4 0,6 0,8 1 P/Po

Рис. 6. Изотерма адсорбции-десорбции азота образцом УТО-1

Fig. 6. Isotherm of nitrogen adsorption-desorption by sample UTO-1

0,0005 I

0,00045 ■

ats 0,0004 ■ < от 0,00035 ■

§ 0,0003 ■

a" 0,00025 ■ <

> 0,0002 ■ <

0,00015 ■

0,0001 ■

0,00005 ■

о

) 200 400 600 800 Pore Diameter, (A) 1000

Рис. 7. Кривая распределения мезопор (методом BJH)

по размерам для образца УТО-1

Fig. 7. Mesopore distribution curve (by BJH method) in size for sample UTO-1

Проведенные исследования показали, что образцы УТО-1 и УТО-2 обладают адсорбционной активностью по йоду порядка 3,5-5%, а по индикатору метиленовому голубому - 31-35%.

Заключительный этап работы - анализ и сравнение полученных результатов с литературными данными [4, 5, 6, 7, 8, 9], которые показали, что исследуемые об-

разцы обладают сравнительно низкими показателями адсорбционной активности по йоду, и высокими по индикатору метиленовому голубому. Образец УТО-1 имеет мезопоры. Содержание влаги и зольности не противоречит литературным данным.

ВЫВОДЫ

Исследуемый образец УТО-1 может быть использован как в качестве углеродного сорбента, например для очистки сточных вод от органических веществ, при условии дополнительной его доработки, а именно проведения процессов карбонизации и активации.

Список литературы

1. Валуев Д.В. Перспективы переработки автомобильных покрышек // Вестник науки Сибири. 2011. № 1.

2. Шапранко Д.С., Базанов М.М. Экологически безопасные ресурсосберегающие технологии переработки резинотехнических изделий, применяемые в Кузбассе / Материалы II региональной научно-практической конференции студентов и школьников «Экология Кузбасса». Кемерово: КузГ-ТУ, 2015.

3. Бобович Б.Б. Утилизация автомобилей и автокомпонентов: учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2014. 168 с.

4. Углеродные сорбенты из отходов утилизации шин / М.А. Пе-редерий, М.В. Цодиков, И.Н. Маликов, Ю.И. Кураков // Химия твердого топлива. 2011. № 2. С. 37-44.

5. Патент РФ № 2142357. Способ переработки изношенных шин /

Соколов Э.М., Оладов Б.Н., Иванов С.Р., Тимофеев В.А., Володин Н.И., Залыгин Л.Л., Качурин Н.М., Мирошина В.В. Патентообладатели: Тульский государственный университет, ОАО НИИ «Техуглерод». № 98112378/12; Заявл. 03.07.1998; Опубл. 10.12.1999, Бюл. № 34.

6. Мухутдинов А.А., Минхайдарова Г.В., Мухутдинов Э.А. Применение твердого остатка пиролиза для очистки

сточных вод // Экология и промышленность России. 2006. № 7. С. 37-41.

7. Адсорбент из твердого остатка пиролиза изношенных шин / А.А. Мухутдинов, Г.В. Минхайдарова, Э.А. Мухутдинов, А.А. Акмаева // Экология и промышленность России. 2005. № 2. С. 37-39.

8. Углеродные сорбенты из крупногабаритных шин / Ч.Н. Барнаков, Г.П. Хохлова, С.Н. Вершинин, А.В. Самаров // Кокс и химия. 2015. № 4. С. 47-50.

9. Новичков Ю.А., Петренко Т.В., Братчун В.И. Исследование процесса бескислородного пиролиза изношенных автомобильных шин // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2005. № 29. С. 68-70.

10. Методические аспекты определения параметров пористой структуры углеродных сорбентов на основе ископаемых углей / А.П. Козлов, Ю.Н. Дудникова, И.Ю Зыков и др. // Вестник КузГТУ. 2017. № 6. С. 197-203.

ECOLOGY

UDC 622.85:678.5:542.8 © L.V. Rybak, G.F. Alekseev, S.V. Burtsev, V.I. Efimov, T.V. Korchagina, D.S. Shapranko, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 7, pp. 62-67

Title

worn-out tire carbon-containing sorbents for quarry water treatment

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-7-62-67 Authors

Rybak L.V.12, Alekseev G.F.2, Burtsev S.V.2, Efimov V.I.3, 4, Korchagina T.V.5, Shapranko D.S.5

1 "Siberian Business Union" holding company JSC, Moscow, 119034, Russian Federation

2 "SBU-Coal" holding company JSC, Kemerovo, 650066, Russian Federation

3 "SBU-Coal" Holding Company JSC, Moscow Branch, Moscow, 119034, Russian Federation

4 National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS"), Moscow, 119049, Russian Federation

5 "Mining Engineering Institute of Siberia" LLC, Kemerovo, 653066, Russian Federation

Authors' Information

Rybak L.V., Doctor of Economics Sciences, PhD (Engineering), Professor, Chair of the Board of Directors, e-mail: office@hcsds.ru Alekseev G.F., PhD (Engineering), General Director, e-mail: office@sds-ugol.ru Burtsev S.V., PhD (Economic), First Deputy General Director, Technical Director, e-mail: s.burtsev@sds-ugol.ru

Efimov V.I., Doctor of Engineering Sciences, Professor, Deputy Director for Future Development, e-mail: v.efimov@sds-ugol.ru; v.efimov@msk.sds-ugol.ru Korchagina T.V., PhD (Engineering), Director, e-mail: t.korchagina@sds-ugol.ru Shapranko D.S., Engineer of Department of Ecology and Labor protection, e-mail: i.shapranko@sigd42.ru

Abstract

Recycling tires using pyrolysis method allows to solve two large-scale environmental problems: disposal of large-size tires and obtaining the materials suitable for quarry water treatment. This paper presents the possibility of obtaining adsorbents from carbon-containing pyrolysis residues of out-of-service large-size tires for quarry water treatment. Figures:

Fig. 1. Diagram of granulometric composition in the linear coordinate system for samples: a - UTO-1, b - UTO-2

Fig. 2. Ash residues of samples: a - UTO-1 fractions of 0.5 to 1 mm, b - UTO-2 fractions of 0.05 to 0.1 mm

Fig. 3. Electronic microphotographies of sample UTO-1

Fig. 4. Electronic microphotographies of sample UTO-2

Fig. 5. Thermogravimetric curves of samples UTO-1 and UTO-2 (black curve is

UTO-1, blue curve is UTO-2)

Fig. 6. Isotherm of nitrogen adsorption-desorption by sample UTO-1

Fig. 7. Mesopore distribution curve (by BJH method) in size for sample UTO-1

Keywords

Pyrolysis, Large-size tyres, Adsorbents, Quarry water treatment. References

1. Valuev D.V. Perspektivy pererabotki avtomobil'nykh pokryshek [Prospects of processing of autotyres]. Vestnik nauki Sibiri - Bulletin of science of Siberia, 2011, No. 1.

2. Shapranko D.S. & Bazanov M.M. Ekologicheski bezopasnyye resursosberegay-ushchiye tekhnologii pererabotki rezinotekhnicheskikh izdeliy, primenyayemyye v Kuzbasse Materialy II regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov i shkol'nikov «Jekologija Kuzbassa» [Ecologically safe resource-saving technologies for processing of rubber products used in Kuzbass. Materials of the 2nd regional scientific and practical conference of students and schoolchildren]. Kemerovo, KuzSTU Publ., 2015.

3. Bobovich B.B. Utilizacija avtomobilej i avtokomponentov: Uchebnoe posobie [Disposal of vehicles and auto components. A tutorial]. Moscow, FORUM Publ., 2014, 168 p.

4. Perderiy M.A., Tsodikov M.V., Malikov I.N. & Kurakov Yu.I. Uglerodnyye sorb-enty iz otkhodov utilizatsii shin [Tyre recycling waste carbon sorbents]. Khimiya tverdogo topliva - Solid Fuel Chemistry, 2011, No. 2, pp. 37-44.

5. Sokolov E.M., Oladov B.N., Ivanov S.R., Timofeyev V.A., Volodin N.I., Zalygin L.L., Kachurin N.M. & Miroshina V.V. Sposob pererabotki iznoshennykh shin [Method of worn-out tyre processing]. Patent of the Russian Federation No. 2142357. Patent owners: Tula State University, Scientific Research Institute"Tekhuglerod" JSC, No. 8112378/12; Appl. 03.07.1998; Published 10.12.1999, Bul. No. 34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Mukhutdinov A.A., Minkhaydarova G.V. & Mukhutdinov E.A. Primeneniye tverdogo ostatka piroliza dlya ochistki stochnykh vod [Solid pyrolysis residue use for wastewater treatment]. Ekologiya ipromyshlennost' Rossii - Ecology and industry of Russia, 2006, No. 7, pp. 37-41.

7. Mukhutdinov A.A., Minkhaydarova G.B., Mukhutdinov E.A. & Akmaeva A.A. Adsorbent iz tverdogo ostatka piroliza iznoshennykh shin [Worn-out tyre solid pyrolysis residue adsorbent]. Ekologiya ipromyshlennost' Rossii - Ecology and Industry of Russia, 2005, No. 2, pp. 37-39.

8. Barnakov Ch.N., Khokhlova G.P., Vershinin S.N. & Samarov A.V. Uglerodnyye sorbenty iz krupnogabaritnykh shin [Large-size tyre carbon sorbents]. Koks i khimiya - Coke and Chemistry, 2015, No. 4, pp. 47-50.

9. Novichkov Yu.A., Petrenko T.V. & Bratchun V.I. Issledovaniye protsessa besk-islorodnogo piroliza iznoshennykh avtomobil'nykh shin [Study of worn-out automobile tyre anoxic pyrolysis process]. Vestnik Khar'kovskogo natsional'nogo avtomobile-dorozhnogo universiteta - Bulletin of the Kharkov National Automobile Road University, 2005, No. 29, pp. 68-70.

10. Kozlov A.P., Dudnikova Yu.N., Zykov I.Yu et al. Metodicheskiye aspekty opre-deleniya parametrov poristoy struktury uglerodnykh sorbentov na osnove iskopayemykh ugley [Methodical aspects of determining the parameters of the porous structure of carbon sorbents based on fossil coals]. Vestnik KuzGTU -Bulletin of the KuzSTU, 2017, No. 6, pp. 197-203.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.