Научная статья на тему 'Удовлетворенность врачебного персонала многопрофильной больницы как фактор повышения качества и безопасности медицинской деятельности'

Удовлетворенность врачебного персонала многопрофильной больницы как фактор повышения качества и безопасности медицинской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ФОКУС-ГРУППА / ВРАЧИ / МОЛОДЫЕ ВРАЧИ / ВРАЧЕБНЫЙ ПЕРСОНАЛ / БОЛЬНИЦА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / КОМПЛАЕНТНОСТЬ / JOB SATISFACTION / QUESTIONNAIRES / EXPERT SURVEY / FOCUS GROUP / DOCTORS / YOUNG DOCTORS / MEDICAL STAFF / HOSPITAL / PSYCHOLOGICAL AND EMOTIONAL STRESS / COMPLIANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкуева Елена Юрьевна

В статье рассмотрены результаты комплексного социологического исследования: анкетирования врачебного персонала Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко, экспертного опроса руководителей административных подразделений и отделений данной больницы и фокус-групповой дискуссии с участием молодых врачей. По результатам анкетирования выявлено, что врачи учреждения в целом удовлетворены своей работой. По материалам экспертного опроса установлены негативные факторы, снижающие удовлетворенность врачей своей трудовой деятельностью: это высокий уровень психоэмоциональных нагрузок и низкая приверженность пациентов к лечению (комплаентность). По результатам фокус-групповой дискуссии высвечена необходимость решения комплекса социальных проблем молодых врачей в целях повышения их удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. В заключение сформулированы предложения по разработке и реализации целевой программы по повышению удовлетворенности врачебного персонала больницы своей трудовой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Башкуева Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Satisfaction of Medical Personnel in a Multidisciplinary Hospital as a Factor in Improving the Quality and Safety of Medical Activities

The paper discusses the results of a comprehensive sociological study: a questionnaire of medical personnel of the Republican Clinical Hospital named after N.A. Semashko, an expert survey of the heads of administrative units and departments of the hospital and a focus group discussion with young doctors. According to the results of the survey, it was found that the doctors of the institution are generally satisfied with their work. According to the materials of an expert survey, negative factors were established that reduce the satisfaction of doctors with their work: this is a high level of psychological and emotional stress and low patient adherence to treatment (compliance). Based on the results of the focus group discussion, the need for solving the complex of social problems of young doctors was highlighted in order to increase their satisfaction with their professional activities. In conclusion, proposals were made on the development and implementation of a targeted program to increase the satisfaction of the hospital’s medical staff with their labor activities.

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность врачебного персонала многопрофильной больницы как фактор повышения качества и безопасности медицинской деятельности»

УДК 316.014:616-051

Башкуева Елена Юрьевна

кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВРАЧЕБНОГО ПЕРСОНАЛА МНОГОПРОФИЛЬНОЙ БОЛЬНИЦЫ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Bashkueva Elena Yurievna

PhD in History, Research Fellow, Regional Economic Research Department, Buryat Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

THE SATISFACTION OF MEDICAL PERSONNEL IN A MULTIDISCIPLINARY HOSPITAL AS A FACTOR IN IMPROVING THE QUALITY AND SAFETY OF MEDICAL ACTIVITIES

Аннотация:

В статье рассмотрены результаты комплексного социологического исследования: анкетирования врачебного персонала Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко, экспертного опроса руководителей административных подразделений и отделений данной больницы и фокус-групповой дискуссии с участием молодых врачей. По результатам анкетирования выявлено, что врачи учреждения в целом удовлетворены своей работой. По материалам экспертного опроса установлены негативные факторы, снижающие удовлетворенность врачей своей трудовой деятельностью: это высокий уровень психоэмоциональных нагрузок и низкая приверженность пациентов к лечению (комплаентность). По результатам фокус-групповой дискуссии высвечена необходимость решения комплекса социальных проблем молодых врачей в целях повышения их удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. В заключение сформулированы предложения по разработке и реализации целевой программы по повышению удовлетворенности врачебного персонала больницы своей трудовой деятельностью.

Ключевые слова:

удовлетворенность трудовой деятельностью, анкетирование, экспертный опрос, фокус-группа, врачи, молодые врачи, врачебный персонал, больница, психоэмоциональные нагрузки, комплаент-ность.

Summary:

The paper discusses the results of a comprehensive sociological study: a questionnaire of medical personnel of the Republican Clinical Hospital named after N.A. Semashko, an expert survey of the heads of administrative units and departments of the hospital and a focus group discussion with young doctors. According to the results of the survey, it was found that the doctors of the institution are generally satisfied with their work. According to the materials of an expert survey, negative factors were established that reduce the satisfaction of doctors with their work: this is a high level of psychoemotional stress and low patient adherence to treatment (compliance). Based on the results of the focus group discussion, the need for solving the complex of social problems of young doctors was highlighted in order to increase their satisfaction with their professional activities. In conclusion, proposals were made on the development and implementation of a targeted program to increase the satisfaction of the hospital's medical staff with their labor activities.

Keywords:

job satisfaction, questionnaires, expert survey, focus group, doctors, young doctors, medical staff, hospital, psycho-emotional stress, compliance.

Мотивированный и удовлетворенный своей трудовой деятельностью врачебный персонал - залог оказания качественной и безопасной медицинской помощи.

В Республике Бурятия, как и во многих регионах Российской Федерации, отмечается дефицит врачебных кадров [1], остро стоят проблемы доступности, качества и безопасности медицинской деятельности [2]. Так, по данным Министерства здравоохранения РФ, обеспеченность населения врачебными кадрами в Республике Бурятия несколько ниже общероссийских показателей. Отмечается снижение численности врачей в республике, несмотря на работу федеральной программы «Земский доктор» (см. таблицу 1).

Таблица 1 - Численность и обеспеченность врачами в Республике Бурятия и Российской Федерации в 2017 и 2018 гг. [3]_

Субъект Численность врачей (физических лиц) Обеспеченность врачами на 10 000 населения

2017 2018 2017 2018

Республика Бурятия 3 673 3 658 37,3 37,2

Российская Федерация 548 414 548 818 37,3 37,4

Ситуация с качеством и безопасностью медицинской помощи в Республике Бурятия оценивается как напряженная, о чем свидетельствуют многочисленные факты смерти людей в медицинских организациях региона, имевшие широкий общественный резонанс, в том числе на федеральном уровне [4].

Российские организаторы здравоохранения и медики-практики уделяют достаточное внимание вопросам управления персоналом и повышения его удовлетворенности своей трудовой деятельностью. Так, содержательные работы по данной тематике опубликованы Г.В. Артамоновой [5], Г.Ю. Барковской [6], А.В. Волнухиным [7], С.В. Евстигнеевым, В.В. Васильевым [8], Н.Б. Завьяловой (с соавторами) [9].

Удовлетворенность трудом как социологическая категория рассматривалась в работах многих видных зарубежных и российских ученых. Так, американский социолог Э. Локк определяет это понятие как результат оценки своей работы, позволяющий достичь определенных ценностей, связанных с работой, при условии что эти ценности дают возможность удовлетворить потребности индивида [10].

Известный отечественный социолог В.А. Ядов и А.А. Киссель определяют удовлетворенность трудом как «результат согласования системы потребностей и диспозиций личности с субъективной оценкой практических возможностей реализовать их в данных условиях» [11].

Е.Ю. Пряжникова определяет удовлетворенность трудом как осознание себя в качестве признаваемого обществом эффективного работника по значимой для общества профессии [12].

К.И. Юсупова и Т.Ю. Матвеева считают, что удовлетворенность трудом в медицинской организации - это эмоциональное состояние медицинских работников исходя из расхождения результатов их деятельности с ожиданиями, которые при этом сопровождаются влиянием условий труда, стилем руководства, атмосферой в коллективе, психологическими особенностями и прочими организационными и личностными факторами. Данные авторы подчеркивают, что в основе успешного функционирования медицинской организации лежит именно удовлетворенность трудом персонала больницы [13].

К.И. Юсуповой и Т.Ю. Матвеевой выделены основные факторы, влияющие на удовлетворенность трудом персонала медицинской организации:

1) оплата труда работника, т. е. денежное вознаграждение (заработная плата, льготы) за работу, соотношение вознаграждение с вознаграждением других сотрудников;

2) условия рабочего места. Хорошие условия (стерильно, чисто, достаточно светло, необходимые инструменты для лечения больных) способствует удовлетворенности трудом;

3) взаимоотношения с сотрудниками - компетентность сотрудников, готовность оказать социальную поддержку (взаимопомощь, поддержка, доброжелательность, комфортность, совет, взаимовыручка), степень сходства жизненных ценностей;

4) карьерный рост - продвижение по службе, возможность роста, вознаграждение за продуктивную работу [14].

Cчитаем целесообразным помимо вышеперечисленных факторов выделить и такой как немаловажный для медицинских работников фактор как «взаимоотношения с пациентами». Безусловно, позитивный характер взаимоотношений любого врача с пациентами, основанный на взаимном доверии и уважении, способствует не только повышению мотивации и эффективности его работы, но и росту удовлетворенности своей врачебной деятельностью.

С целью повышения удовлетворенности персонала своей работой в I полугодии 2019 г. в Республиканской клинической больнице им. Н.А. Семашко специалисты отдела кадров провели комплексное социологическое исследование: анкетирование врачебного персонала (n = 100), экспертный опрос с руководителями административных подразделений и отделений больницы (n = 30), фокус-групповую дискуссию с участием молодых врачей (n = 15). Выборка для анкетирования стихийная.

Новизна исследования заключается в том, что использована комплексная социологическая методика, основанная на синтезе количественных (анкетирование) и качественных (экспертный опрос, фокус-групповая дискуссия) социологических методов, а также в том, что она апробирована на базе многопрофильной медицинской организации третьего уровня, внедряющей комплексную систему менеджмента качества, в основе которой лежат СМК (стандарт ISO) и предложения (практические рекомендации) Росздравнадзора по организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации (стационаре).

Исследование включало следующие этапы: 1) изучение основных факторов удовлетворенности трудом; 2) разработка анкеты; 3) проведение анкетирования, обработка полученных результатов методами статистического анализа; 4) разработка программы повышения удовлетворенности трудом.

Результаты анкетирования обработаны при помощи программы SPSS Statistics. Основные данные по удовлетворенности врачебного персонала условиями труда и отдельными его параметрами представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение ответов врачебного персонала на вопросы об условиях труда и удовлетворенности отдельными его параметрами, % от числа опрошенных

Утверждение Вариант ответа

Абсолютно согласен Согласен Не совсем согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

У меня есть все необходимые материалы и оборудование для качественного выполнения работы 20,0 55,3 20,0 4,7 0

Мое рабочее место располагает к продуктивной работе 9,2 57,7 26,0 7,1 0

График работы позволяет мне эффективно сбалансировать работу и личную жизнь 5,1 52,9 25,0 16 1

Меня удовлетворяет моя работа 16,0 75,0 9,0 0 0

Мне нравится работать в моем коллективе 31,0 63,9 4,1 1,0 0

Мне известны миссия и политика нашей организации 41,0 54,6 4,4 0 0

Взаимодействие сотрудников отделения (отдела) хорошо организовано 23,7 62,8 9,3 0 4,2

Я считаю, что моя заработная плата соответствует ситуации на рынке труда 5,2 47,9 33,3 12,5 1,1

Больница представляет возможность получить знания и навыки, необходимые для выполнения поставленных задач 13,8 62,7 18,0 5,5 0

Меня удовлетворяют взаимоотношения, сложившиеся с коллегами по работе 18,5 70,1 9,2 1 1,2

Проведенное анкетирование выявило следующее.

1. Существуют проблемы с оснащением рабочих мест необходимыми материалами и оборудованием у врачей. В целях повышения качества и безопасности медицинской деятельности администрацией больницы ведется большая работа по обновлению материально-технической базы учреждения. После вхождения Республики Бурятия в ДФО появилась возможность существенно модернизировать материальную базу больницы за счет выделения так называемой «дальневосточной субсидии».

2. Врачебный персонал не совсем устраивает график работы. Многие врачи являются внутренними совместителями, а также подрабатывают в других учреждениях здравоохранения, в том числе частных. Администрация больницы всегда готова учесть интересы врачей при составлении графиков дежурств, а любая сверхурочная работа оплачивается согласно поданным рапортам.

3. В целом выявлена высокая степень удовлетворенности врачебного персонала РКБ им. Н.А. Семашко своей работой.

4. Подавляющем большинству врачебного персонала известны миссия и политика больницы, направленные на повышение качества и безопасности медицинской помощи.

5. По самооценкам большинства респондентов, взаимодействие сотрудников отделения (отдела) оценивается как хорошо организованное.

6. Врачебный персонал не совсем удовлетворен размером заработной платы. Так, на утверждение «Я считаю, что моя заработная плата соответствует ситуации на рынке труда» дал ответ «не совсем согласен» каждый третий врач. Руководством больницы ведется планомерная работа по повышению уровня заработной платы врачебного персонала. Так, в 2019 г. была проведена его рейтинговая оценка и введена стимулирующая доплата врачам, отнесенным к категории «эксперт».

7. Подавляющее большинство участников анкетирования полностью согласны, что больница предоставляет возможность получить знания и навыки, необходимые для выполнения поставленных задач. В больнице ежегодно готовится и реализуется план обучения, врачи имеют

возможность пройти стажировки в ведущих российских медицинских центрах и НИИ. Приглашаются лучшие российские и зарубежные специалисты для проведения лекций, семинаров, мастер-классов. Развит институт наставничества. Ежегодно проводятся масштабные всероссийские и региональные конференции и семинары, в том числе по такому актуальному направлению, как качество медицинской помощи.

8. Выявлена высокая степень удовлетворенности врачебного персонала взаимоотношениями, сложившимися с коллегами по работе. Для дальнейшего усиления сплоченности коллектива разработан план совместных выездных мероприятий с приглашением ведущих специалистов-медиков, бизнес-тренеров, специалистов по персоналу и системе менеджмента качества.

У врачебного персонала выявлен недостаточно высокий процент удовлетворенности условиями работы в целом в больнице, что актуализирует необходимость принятия комплекса мер, прежде всего по закупке нового оборудования и улучшения лекарственного обеспечения больницы. Так, по 1,1 % опрошенных удовлетворены условиями работы в целом в больнице на 20 и 40 %, 7,9 % - на 50 %, 12,5 % - на 60 %, 29,5 % - на 70 %, 31,8 % - на 80 %, 10,2 % - на 90 % и лишь 5,9 % удовлетворены условиями работы в учреждении на 100 %.

Данные анкетирования позволят дифференцированно подойти к разработке мероприятий по улучшению разносторонней мотивации персонала и удовлетворенности работой в РКБ. Основными направлениями в совершенствовании системы мотивации персонала могут быть: материальное и нематериальное стимулирование; оптимизация организации труда; вовлечение персонала в процесс управления организацией и принятия управленческих решений; повышение профессиональных качеств сотрудников, обеспечение адекватных поощрений и социальных услуг.

По материалам, полученным в ходе экспертных интервью с руководителями административных отделов и медицинских подразделений больницы, выделены ключевые факторы, негативно влияющие на удовлетворенность врачебного персонала своей работой. К ним относятся повышенные психоэмоциональные нагрузки, особенно у врачей отделений реанимации и интенсивной терапии, а также хирургических профилей; низкая приверженность пациентов к лечению (комплаентность), что может свести на нет все усилия медиков.

По результатам фокус-групповой дискуссии с молодыми врачами выявлено, что их удовлетворенность трудом в стенах больницы значительно бы выросла, если бы руководство решало такие важные социальные проблемы молодых медиков, как обеспеченность жильем, санаторно-курортным лечением, предоставление детям специалистов мест в детских садах, и принимало другие меры социальной поддержки.

На основе проведенного исследования предложена программа по повышению показателей удовлетворенности трудом персонала РКБ им. Н.А. Семашко. Она была сформирована с учетом мнения врачебного персонала и включает следующие основные направления:

1) культура внутрикорпоративных отношений в многопрофильном стационаре (лекции и практические занятия);

2) наставничество (подпрограмма с участием всех отделений и административных отделов больницы);

3) лидерство во врачебной и административной деятельности (организация конкурсов «Лучший врач-эксперт», «Лучший молодой врач», «Лучшая старшая медсестра», «Лучшая медсестра и др.);

4) командный дух и сплоченность коллектива (тренинги, семинары, в том числе выездные);

5) повышение стрессоустойчивости (антистрессовые тренинги, выезды на природу);

6) социальная поддержка молодых врачебных кадров (с участием РОО «Совет молодых специалистов медицинских организаций Республики Бурятия»).

Таким образом, исследование показало, что необходима комплексная работа с врачебным персоналом по повышению удовлетворенности своей трудовой деятельностью. Она возможна при слаженной работе всех структурных подразделений больницы. Результатом общих усилий станет качественная и безопасная медицинская деятельность, отвечающая всем высоким требованиям современного здравоохранения.

Ссылки и примечания:

1. Башкуева Е.Ю. Государственная политика в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2015. № 2а. С. 176-179.

2. Лудупова Е.Ю. Научно-организационные принципы построения территориальной системы управления качеством медицинской деятельности : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2019. 47 с.

3. Таблица 1 составлена по данным Министерства здравоохранения РФ.

4. Уволена главврач больницы, где пациент умер запертый в комнате [Электронный ресурс] // Regnum. 2019. 12 апр. URL: https://regnum.ru/news/2610480.html (дата обращения: 01.11.2019).

5. Оценка удовлетворенности персонала научно-медицинской организации взаимоотношением с руководителем / Г.В. Артамонова, Д.В. Крючков, Я.В. Данильченко, Д.В. Карась // Комплексные проблемы сердечно-сосудистых заболеваний. 2017. Т. VI, № 2. С. 56-64.

6. Барковская Г.Ю. Механизм формирования и развития профессиональных компетенций в рамках научно-образовательного кластера (на примере здравоохранения) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д., 2018. 30 с.

7. Волнухин А.В. Анализ удовлетворенности персонала обучением и развитием в негосударственных медицинских организациях // Actualscience. 2016. Т. 2, № 12. C. 41-42.

8. Евстигнеев С.В., Васильев В.В. Анализ мнения среднего медицинского персонала об удовлетворенности работой и качестве оказываемой медицинской помощи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2016. № 4 (40). C. 79-93. https://doi.org/10.21685/2072-3032-2016-4-9.

9. Завьялова Н.Б., Сагинова О.В., Васильева Е.М. Чем недовольны Ваши сотрудники? Оценка удовлетворенности персонала медицинского учреждения // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 30. С. 47-51.

10. Locke E.A. Motivation Through Conscious Goal Setting // Applied and Preventive Psychology. 1996. Vol. 5, iss. 2. P. 117-124. https://doi.org/10.1016/s0962-1849(96)80005-9.

11. Ядов В.А., Киссель А.А. Удовлетворенность работой: анализ эмпирических обобщений и попыток их теоретического истолкования // Социологические исследования. 1974. № 1. С. 78-87.

12. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства : учебное пособие. М., 2001. 476 с.

13. Юсупова К.И., Матвеева Т.Ю. Удовлетворенность трудом медицинского персонала на примере ГАУЗ РКИБ // Вопросы науки и образования. 2018. № 8 (20). С. 50-54.

14. Там же.

References:

Artamonova, GV, Kruchkov, DV, Danilchenko, YaV & Karas, DV 2017, 'Assessment of the Satisfaction of the Personnel of Scientific Healthcare Organization With the Relationship with the Manager', Kompleksnye problemy serdechno-sosudistykh zabolevaniy, vol. 6, no. 2, pp. 56-64, (in Russian).

Barkovskaya, GYu 2018, The Mechanism of Formation and Development of Professional Competencies in the Framework of the Scientific and Educational Cluster (on Example of Healthcare), PhD thesis abstract, Rostov-on-Don, 30 p., (in Russian).

Bashkueva, EYu 2015, 'State Policy on Staffing of the Healthcare System of the Republic of Buryatia', Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika i menedzhment, no. 2а, pp. 176-179, (in Russian).

Evstigneev, SV & Vasiliev, VV 2016, 'Analysis of the Opinion of Nurses on Job Satisfaction and the Quality of Medical Care', Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Medicinskie nauki, no. 4 (40), pp. 79-93, https://doi.org/10.21685/2072-3032-2016-4-9, (in Russian).

Locke, EA 1996, 'Motivation Through Conscious Goal Setting', Applied and Preventive Psychology, vol. 5, no. 2, pp. 117-124, https://doi.org/10.1016/s0962-1849(96)80005-9.

Ludupova, EYu 2019, Scientific and Organizational Principles for Building a Territorial System for Managing the Quality of Medical Activity, D.Phil. thesis abstract, Moscow, 47 p., (in Russian).

Pryazhnikov, NS & Pryazhnikova, EYu 2001, The Psychology of Labor and Human Dignity: A Training Manual, Moscow, 476 p., (in Russian).

Volnukhin, AV 2016, 'Analysis of Staff Satisfaction with Training and Development in Non-governmental Medical Organizations', Actualscience, vol. 2, no. 12, pp. 41-42, (in Russian).

Yadov, VA & Kissel, AA 1974, 'Job Satisfaction: An Analysis of Empirical Generalizations and Attempts at Their Theoretical Interpretation', Sociologicheskie issledovanija, no. 1, pp. 78-87, (in Russian).

Yusupova, KI & Matveeva, TYu 2018, 'Satisfaction With the Work of Med-ical Personnel on the Example of the Republican Clinical Infectious Diseases Hospital', Voprosy nauki i obrazovania, no. 8 (20), pp. 50-54, (in Russian).

Zavyalova, NB, Saginova, OV & Vasilieva, EM 2014, 'What Are Your Employees Dissatisfied With? Assessment of the Satisfaction of Medical Staff', Sovremennye tendencii vjekonomike i upravlenii: novyj vzgljad, no. 30, pp. 47-51, (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.