Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СИСТЕМОЙ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СИСТЕМОЙ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГИБРИДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круг Элеонора Александровна

В статье представлены результаты оценки удовлетворенности студентов организацией гибридного обучения в вузе. Гибридное обучение становится все более распространенным методом ведения образовательного процесса в высших учебных заведениях. В рамках проведенного исследования было изучено мнение 217 студентов разных курсов и направлений обучения. Отмечено влияние различных мотивов на удовлетворенность студентов процессом обучения в рамках гибридного обучения. Выявлены трудности, возникающие у студентов в данном формате, наиболее распространенными из которых стали плохая связь и помехи во время учебного процесса и сложность выполнения практических заданий вне аудитории. Таким образом, выявленные трудности связаны как с техническими помехами, так и со слабой обратной связью «преподаватель-студент». Представлены преимущества гибридного обучения, среди которых автор выделяет такие, как возможность скачивать учебные материалы в удобное время и присутствовать на занятии онлайн, т. е. в комфортной для студента обстановке. Рассмотренный уровень мотивации показал, что, вне зависимости от направления обучения, большинство студентов старших курсов ищут себе возможности дополнительного заработка, поэтому изучение дисциплин в удобном гибридном формате их весьма привлекает. Таким образом, обучение в гибридном формате имеет как преимущества, так и недостатки. В связи с развитием информационных технологий возникает необходимость в совершенствовании данного формата обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF HYBRID EDUCATION SATISFACTION OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY

The article presents the results of assessing the organization of hybrid education satisfaction of students at the university. Hybrid learning is becoming an increasingly common method of conducting the educational process in higher education institutions. As part of the research, the opinion of 217 students of different courses and areas of study was studied. The influence of various motives of students satisfaction with the learning process in the framework of hybrid learning is pointed out. The difficulties encountered by students in this format were identified. The most common of them were bad connection, interference during the educational process and difficulty of completing practical tasks outside the classroom. Therefore, the identified difficulties are associated with both technical interference and weak "teacher-student" feedback. The advantages of hybrid learning are presented, among them the author highlights such as possibility to download training materials at a convenient time and the opportunity to attend classes online, i.e. in a student-friendly environment. The considered level of motivation showed that, regardless of the direction of study, most senior students are looking for opportunities for additional income, so studying disciplines in a convenient hybrid format is very attractive to them. Thus, learning in a hybrid format has both advantages and disadvantages. In connection with the development of Information Technology, there is a necessity to improve this format of teaching students.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СИСТЕМОЙ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

Круг Элеонора Александровна | eleonora_krug@mail.ru

Кандидат экономических наук, доцент Доцент кафедры управления и административного права ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» Псков, Россия

Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе

Аннотация. В статье представлены результаты оценки удовлетворенности студентов организацией гибридного обучения в вузе. Гибридное обучение становится все более распространенным методом ведения образовательного процесса в высших учебных заведениях. В рамках проведенного исследования было изучено мнение 217 студентов разных курсов и направлений обучения. Отмечено влияние различных мотивов на удовлетворенность студентов процессом обучения в рамках гибридного обучения. Выявлены трудности, возникающие у студентов в данном формате, наиболее распространенными из которых стали плохая связь и помехи во время учебного процесса и сложность выполнения практических заданий вне аудитории. Таким образом, выявленные трудности связаны как с техническими помехами, так и со слабой обратной связью «преподаватель-студент». Представлены преимущества гибридного обучения, среди которых автор выделяет такие, как возможность скачивать учебные материалы в удобное время и присутствовать на занятии онлайн, т. е. в комфортной для

студента обстановке. Рассмотренный уровень мотивации показал, что, вне зависимости от направления обучения, большинство студентов старших курсов ищут себе возможности дополнительного заработка, поэтому изучение дисциплин в удобном гибридном формате их весьма привлекает. Таким образом, обучение в гибридном формате имеет как преимущества, так и недостатки. В связи с развитием информационных технологий возникает необходимость в совершенствовании данного формата обучения студентов.

Ключевые слова: образовательный процесс, гибридное образование, удовлетворенность студентов.

С 2020 года мир переживает период пандемии коронавирусной инфекции, одной из последствий которой стал переход практически всех учебных заведений на дистанционное обучение. Это внесло неоспоримый вклад в ускорение процессов формирования образовательного процесса «нового поколения», который активно распространяется и используется

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

учебными заведениями в настоящее время. Благодаря современным информационным технологиям сегодня имеется возможность использования новых форм подачи материала, что улучшает коммуникативную политику учебного заведения в рамках общения и взаимодействия участников образовательных процессов. Так, используются разнообразные платформы для организации учебного процесса, общим направлением которых стало гибридное обучение.

Гибридное обучение — это такая форма обучения, при которой совмещается очный и дистанционный, выражающийся в использовании инновационных интернет-ресурсов, форматы учебного процесса. При этом гибридное обучение часто называют смешанным. Однако смешанное обучение фокусируется на необходимом сочетании традиционного «ориентированного» офлайн-и онлайн-обучения. При этом смысл гибридного обучения заключается в том, чтобы освоить и максимально эффективно использовать комбинацию образовательных технологий вне зависимости от формата режима обучения (онлайн или офлайн) [1, с. 105]. Следовательно, гибридное обучение предполагает оптимальное взаимодействие студента с образовательным онлайн-ре-сурсом. При этом роль преподавателя в значительной степени заключается в выполнении консультативной либо вспомогательной функции.

Совместное использование при организации учебного процесса различных образовательных технологий дает

значительный синергетический эффект. Основой данного эффекта в первую очередь выступают повышение уровня самостоятельной подготовки учащихся, удобный график выполнения обучения, повышение мотивации студентов, возможность реализации коллективного и индивидуального обучения [3, с. 44]. В то же время внедрение и распространение системы гибридного обучения сопряжено с определенными сложностями, которые обусловливаются необходимостью вложения значительных финансовых средств, наличием недостаточно развитой инфраструктуры самих образовательных организаций, слабой подготовкой преподавателей к переходу на новые информационные технологии при организации образовательного процесса [2, 4].

В процессе исследования было проанализировано мнение студентов Псковского государственного университета с 1-го по 4-е курсы следующих направлений обучения: «Менеджмент», «Экономика», «Реклама и связи с общественностью».

Период исследования: с 15 октября 2021 года по 23 ноября 2021 года.

Всего было опрошено 217 студентов очной формы обучения.

По результатам опроса с множественными вариантами ответа был сделан вывод о том, что самым распространенным видом занятий в гибридном формате оказались лекции (93 %),

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

практические и семинарские занятия составили 43 %.

В рамках гибридного формата большинство студентов обучались из дома (89 %), тогда как 11 % занимались непосредственно в аудиториях (в основном те, кто

проживал в общежитии и не мог на время пандемии выехать домой).

Во время перехода на данный формат преподаватели использовали разные платформы и средства для обучения студентов (рисунки 1, 2).

Vk, Viber и др. Google Zoom СДО MoodLe

30%

■ 6,7%

15,5%

0%

100%

20%

40%

60%

80%

100%

120%

Рисунок 1 — Средства обучения (платформы), используемые преподавателем в рамках гибридного обучения

97%

3,3% 1

36,7%

37%

3,3% I Электронная литература

Фото учебников, учебных пособий и пр.

Устная беседа преподавателя без применения визуальных средств

Видеофильмы Презентации

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

Рисунок 2 — Инструменты, применяемые преподавателем в рамках гибридного обучения

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

Как можно заметить, платформой, часто используемой преподавателями в гибридном формате, является Zoom, а наиболее часто используемыми инструментами преподавания — презентация и устная беседа, являющиеся наиболее оптимальным вариантом для данной платформы. По мнению обучающихся,

Нет, Части«-Да, пол ноет

Полностью удовлетворенными (16,7 %) оказались те студенты, которых вполне устраивал вариант просмотра лекции в записи и возможность выполнения практического задания не в строго установленные рамки двухчасового занятия. Как показало исследование, большинство удовлетворенных студентов было студентами старших курсов. В целом, большинство студентов ответственно относится к образовательной деятельности вне зависимости от форм ее организации.

Изучение мотивов студентов, повлиявших на их удовлетворенность гибридным

именно Zoom является наиболее удобным для реализации учебного процесса в рамках гибридного формата обучения.

При оценке удовлетворенности гибридным форматом обучения не все студенты ответили положительно (рисунок 3).

форматом обучения, показало, что для 73,3 % опрошенных основным мотиватором является желание стать высококвалифицированным специалистом в выбранной области обучения.

Так, 60 % студентов в качестве мотивов обучения указывают получение диплома и интеллектуального удовлетворения, что может говорить о серьезных намерениях студентов, и, главное, о заинтересованности в учебном процессе (рисунок 4).

При этом для 50 % респондентов важным мотиватором к учебе является приобретение глубоких и полных знаний,

не удовлетворен ■жо удовлетворен ьюудовлетворен

■ 13,3%

^Я 16,7%

/0%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

Рисунок 3 — Уровень удовлетворенности студентов процессом гибридного обучения

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/05jul2022/ kvo101/

а 27 % считают необходимым добиться признания родителей и общества.

ности за данный период снизился (рисунок 5).

Однако, несмотря на высокую заинтересованность и мотивированность к учебному процессу в рамках гибридного обучения, у отдельных студентов (34 %) уровень мотивирован-

Важным аспектом является и то, насколько студенты мотивированы учебным процессом в гибридном формате в зависимости от курса и направления обучения (таблица 1).

Рисунок 4 — Мотивы студентов к учебной деятельности

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05jul2022/ kvo101/

27%

■ Увеличился ■ Не изменился Уменьшился

Рисунок 5 — Уровень мотивированности студентов во время гибридного обучения

Таблица 1 — Уровень мотивации в рамках гибридной формы обучения у студентов разных курсов и направлений в процентах

Направление Уровень мотивации Курс Итого

1-й 2-й 3-й 4-й

«Менеджмент» Уменьшился 10 8 8 8 34

Не изменился 6 4 10 8 28

Увеличился 4 8 12 14 38

Итого: 20 20 30 30 100

«Экономика» Уменьшился 12 10 8 8 38

Не изменился 6 4 6 4 20

Увеличился 4 12 12 14 42

Итого: 22 26 26 26 100

«Реклама и связи с общественностью» Уменьшился 10 8 6 6 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не изменился 6 6 8 14 34

Увеличился 6 8 10 12 36

Итого: 22 22 24 32 100

Среднее значение 21 23 27 29 100

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

Как показало исследование, чем старше курс, тем выше уровень мотивации к обучению в гибридном формате. Это связано с тем, что большинство студентов начиная с третьего курса ищут возможности дополнительного заработка, поэтому изучение дисциплин в удобном гибридном формате их весьма привлекает. У студентов первого курса причина снижения мотивации к обучению, возможно, кроется в неполном освоении и понимании системы обучения в вузе, к которой они еще не полностью адаптированы. У студентов направлений «Экономика» и «Менеджмент» в динамике прослеживается повышение удовлетворенности организацией учебного процесса в рамках гибридного формата к четвертому курсу, поскольку, как было отмечено выше, многие из них подрабатывают.

Во время обучения трудностей не возникло

Несвоевременное выставление преподавателем материалов и заданий

Плохая связь и помехи во время учебного

процесса

Неудобство пользования сайтом ДО {Моос11е)

Сложность выполнения практических заданий

вне аудитории

Недостаточное количество дистанционного

материала

Недостаточный уровень знаний студента в сфере компьютерных технологий

Связано трудоустройство большинства студентов с тем, что практически все они учатся на коммерческой основе (в отличие от студентов направления «Реклама и связи с общественностью»), соответственно, возникает необходимость в своевременной оплате обучения. Уровень мотивации студентов направления «Реклама и связи с общественностью» в большей степени зависит от достаточно длительной по времени производственной практики, на которую они выходят с третьего курса. Поэтому гибридный формат их вполне удовлетворяет.

Что касается трудностей, возникающих у студентов в процессе гибридного обучения, то наиболее распространенной (57 %) стала «плохая связь и помехи во время учебного процесса» (рисунок 6).

17% 40%

Ш 13%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60%

Рисунок 6 — Трудности, которые возникают у студентов в процессе гибридного обучения

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2022/05jul2022/ kvo101/

Данные показатели могут говорить о том, что организация учебного процесса в условиях гибридного обучения сопровождается техническими проблемами, связанными с отсутствием качественной технической связи, что не позволяет студентам, занимающимся в гибридном формате, полноценно погрузиться в учебный процесс.

отдельным дисциплинам, что отражает, возможно, слабую обратную связь с преподавателем, боязнь студента задать вопрос. Помимо этого, данная проблема может возникнуть из-за отсутствия полноценного теоретического материала, который помог бы студенту более глубоко разобраться в теме, на площадке дистанционного обучения.

Также трудности обнаруживаются вследствие возникающих сложностей при выполнении практических заданий по

В то же время, по мнению студентов, у данного формата есть масса преимуществ (рисунок 7).

Рисунок 7 — Преимущества гибридного обучения для студентов

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

Что касается положительных характеристик гибридного обучения, то наиболее распространенными преимуществами являются следующие: возможность скачивать материалы по обучению в удобное время (70 %), а также возможность присутствовать на занятии в режиме онлайн (70 %). Именно последнее преимущество является основной целью реализации гибридного обучения в университете, чтобы студенты могли получать качественное образование независимо от их местонахождения, состояния здоровья или аудиторного присутствия на занятиях.

В целом проведенное исследование показало, что у студентов, несмотря на отсутствие в большинстве случаев претензий к реализации гибридного обучения, возникают определенные трудности, отмечается неполная удовлетворен-ность работой преподавателей в данном формате.

Несомненно, гибридное обучение имеет огромный потенциал для развития самостоятельной работы и организованности студентов. Однако этот процесс требует разработки и реализации специальных приемов методического сопровождения со стороны профессорско-преподавательского состава.

Как показало исследование, повышению эффективности гибридного обучения могут способствовать: - предоставление большего количества дополнительного материала по трудно решаемым задачам;

- возможность связи с преподавателем не только в рамках занятий, т. е. увеличение времени консультационной работы;

- использование при проведении лекций видеосюжетов и презентаций, т. е. смешанного формата лекций;

- увеличение времени, выделяемого преподавателями на выполнение заданий;

- расширение технических площадок с большим набором функций для проведения занятий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что высшей школе необходимо продолжать повышать качество гибридного образования, которое может осуществляться не только за счет улучшения технических показателей, но и посредством разработки рациональной модели гибридного обучения, индивидуальных образовательных траекторий, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в рамках информационных образовательных технологий.

Список литературы

1. Борисова, Е. В. Роль преподавателя в цифровой системе образования / Е. В. Борисова // Человеческий капитал. — 2020. — № 3. — С. 104-110.

2. Волобуева, Т. Б. Модель непрерывного гибридного обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования / Т. Б. Волобуева // Педагогика и психология: теория и практика. — 2019. — № 1. — С. 18-29.

УДК 378.147

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Круг Э. А. Удовлетворенность студентов системой гибридного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2022. - № 2 (14) / июль. - С. 3-12. -URL: https://koirojoumal.ru/realises/g2022/05juL2022/ kvo101/

3. Гайдаров, Г. М. Удовлетворенность студентов качеством обучения в дистанционном формате (на примере студентов ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России) / Г. М. Гайдаров, Н. С. Апханова, Е. В. Душина // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. — 2021. — № 10. — С. 42-45.

4. Исмагилова, А. Ф. Разработка средств оценки уровня удовлетворенности студентов процессом дистанционного обучения посредством видео-конференцсвязи / А. Ф. Исмагилова, Д. С. Дудина, С. А. Алейников // Научный результат. Информационные технологии. — 2020. — Т. 5. — С. 44-52.

Eleonora A. Krug

FSBEI HE "Pskov State University" Pskov, Russia

System of hybrid education satisfaction of students at the university

Abstract. The article presents the results of assessing the organization of hybrid education satisfaction of students at the university. Hybrid learning is becoming an increasingly common method of conducting the educational process in higher

Статья поступила в редакцию 27.05.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022; принята к публикации 23.06.2022.

education institutions. As part of the research, the opinion of 217 students of different courses and areas of study was studied. The influence of various motives of students satisfaction with the learning process in the framework of hybrid learning is pointed out. The difficulties encountered by students in this format were identified. The most common of them were bad connection, interference during the educational process and difficulty of completing practical tasks outside the classroom. Therefore, the identified difficulties are associated with both technical interference and weak "teacher-student" feedback. The advantages of hybrid learning are presented, among them the author highlights such as possibility to download training materials at a convenient time and the opportunity to attend classes online, i.e. in a student-friendly environment. The considered level of motivation showed that, regardless of the direction of study, most senior students are looking for opportunities for additional income, so studying disciplines in a convenient hybrid format is very attractive to them. Thus, learning in a hybrid format has both advantages and disadvantages. In connection with the development of Information Technology, there is a necessity to improve this format of teaching students.

Keywords: educational process, hybrid education, students satisfaction.

The article was submitted 27.05.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 23.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.