Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛОЙ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ, СЛЕДСТВИЯ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛОЙ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ, СЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
242
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ШКОЛА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / МЕТОД ИНДЕКСОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Харченко Константин Владимирович

В статье представлены результаты двух социологических исследований удовлетворенности старшеклассников условиями обучения в школе, которые проводились на основе репрезентативной выборки в образовательных организациях Белгородской области в 2018 и 2019 гг. Для решения поставленных задач были использованы принцип многомерности, системный, структурно-функциональный и личностно-ориентированный подходы, методы сравнительного и математикостатистического анализа. Обзор российских и зарубежных исследований соответствующей тематики позволил определить специфику социологического подхода - в отличие от психологического, он в большей мере ориентирован на внешнюю среду социального взаимодействия и на социальное управление. Раскрыта роль категории удовлетворенности в измерении эффективности образовательной системы. Сравнение результатов двух исследований позволяет говорить об отсутствии позитивной динамики и даже о некотором снижении удовлетворенности. Наибольшее негативное влияние оказывают перегрузка старшеклассников, непонимание со стороны учителей и шумная обстановка в классе, среди частных аспектов - качество учебников и школьного питания. Удовлетворенность прямо пропорциональна функциональной грамотности, особенно таким ее элементам, которые подразумевают субъектность, коррелирует с активностью участия в жизни школы, а также, в несколько меньшей степени, с успеваемостью. Подчеркивается, что удовлетворенность формирует не только организационную лояльность в настоящем, но и социальный потенциал организации на перспективу. В заключении показано, как результаты измерения удовлетворенности могут транслироваться в плоскость управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH SCHOOL: TERMS, FACTORS, CONSEQUENCES

The article presents the results of two studies on the satisfaction of high school students with the conditions of schooling, which were conducted in educational organizations of the Belgorod region in 2018 and 2019. The study is based on the principle of multidimensionality and systemic, structural-functional, and personality-oriented approaches, methods of comparative and mathematical-statistical analysis. A review of Russian and foreign studies on relevant topics made it possible to determine the specifics of the sociological approach. In contrast to the psychological one, it focuses on the external environment of social interaction and social management. The authors reveal the role of the concept of satisfaction in measuring the educational system’s effectiveness. Comparison of the results of the two studies suggests the absence of positive dynamics and even a slight decrease in satisfaction. Overload of high school students, misunderstanding on the part of teachers, and noisy classroom environment have the most significant negative impact, among specific aspects-the quality of textbooks and school meals. Satisfaction is directly proportional to functional literacy, especially elements that imply subjectivity. Satisfaction correlates with active participation in school life and, to a lesser extent, academic performance. The authors emphasize that satisfaction forms not only organizational loyalty in the present but also the social potential of the organization in the future. In conclusion, the authors show how measuring satisfaction can be translated into managerial decision-making.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛОЙ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ, СЛЕДСТВИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

DOI: 10.14515/monitoring.2022.1.1870

К. В. Харченко

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛОЙ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ, СЛЕДСТВИЯ

Правильная ссылка на статью:

Харченко К. В. Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 158—175. https://doi.Org/10.14515/monitoring.2022.1.1870. For citation:

Kharchenko K. V. (2022) Satisfaction of High School Students with School: Terms, Factors, Consequences. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. No. 1. P. 158-175. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1870. (In Russ.)

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛОЙ: СЛАГАЕМЫЕ, ФАКТОРЫ,СЛЕДСТВИЯ

ХАРЧЕНКО Константин Владимирович — кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия E-MAIL: geszak@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3329-7755

Аннотация. В статье представлены результаты двух социологических исследований удовлетворенности старшеклассников условиями обучения в школе, которые проводились на основе репрезентативной выборки в образовательных организациях Белгородской области в 2018 и 2019 гг. Для решения поставленных задач были использованы принцип многомерности, системный, структурно-функциональный и лич-ностно-ориентированный подходы, методы сравнительного и математико-статистического анализа. Обзор российских и зарубежных исследований соответствующей тематики позволил определить специфику социологического подхода — в отличие от психологического, он в большей мере ориентирован на внешнюю среду социального взаимодействия и на социальное управление. Раскрыта роль категории удовлетворенности в измерении эффективности образовательной системы. Сравнение результатов двух исследований позволяет говорить об отсутствии позитивной динамики и даже о некотором снижении удовлетворенности. Наибольшее негативное влияние оказывают перегрузка стар-

SATISFACTION OF HIGH SCHOOL STUDENTS WITH SCHOOL: TERMS, FACTORS, CONSEQUENCES

Konstantin V. KHARCHENKO 1 — Cand. Sci. (Soc.), Associate Professor, Leading Research Fellow E-MAIL: geszak@mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3329-7755

1 Institute of Sociology of FCTAS RAS, Moscow, Russia

Abstract. The article presents the results of two studies on the satisfaction of high school students with the conditions of schooling, which were conducted in educational organizations of the Belgorod region in 2018 and 2019. The study is based on the principle of mul-tidimensionality and systemic, structural-functional, and personality-oriented approaches, methods of comparative and mathematical-statistical analysis. A review of Russian and foreign studies on relevant topics made it possible to determine the specifics of the sociological approach. In contrast to the psychological one, it focuses on the external environment of social interaction and social management. The authors reveal the role of the concept of satisfaction in measuring the educational system's effectiveness. Comparison of the results of the two studies suggests the absence of positive dynamics and even a slight decrease in satisfaction. Overload of high school students, misunderstanding on the part of teachers, and noisy classroom environment have the most significant negative impact, among specific aspects—the quality of textbooks and school meals. Satisfaction is directly proportional to functional

шеклассников, непонимание со стороны учителей и шумная обстановка в классе, среди частных аспектов — качество учебников и школьного питания. Удовлетворенность прямо пропорциональна функциональной грамотности, особенно таким ее элементам, которые подразумевают субъектность, коррелирует с активностью участия в жизни школы, а также, в несколько меньшей степени, с успеваемостью. Подчеркивается, что удовлетворенность формирует не только организационную лояльность в настоящем, но и социальный потенциал организации на перспективу. В заключении показано, как результаты измерения удовлетворенности могут транслироваться в плоскость управленческих решений.

literacy, especially elements that imply subjectivity. Satisfaction correlates with active participation in school life and, to a lesser extent, academic performance. The authors emphasize that satisfaction forms not only organizational loyalty in the present but also the social potential of the organization in the future. In conclusion, the authors show how measuring satisfaction can be translated into managerial decision-making.

Ключевые слова: удовлетворенность, школа, старшеклассники, метод индексов, социальная активность, субъектность

Keywords: satisfaction with education, secondary school, high school students, method of indices, public activity, subjectivity

Введение

Актуальность изучения удовлетворенности старшеклассников содержанием и инфраструктурой образовательного процесса определяется, исходя из важности изучения проблем среднего общего образования, с одной стороны, и развития концепта «удовлетворенность» как социально-управленческой категории, используемой для оценки эффективности функционирования социальных институтов, с другой.

Как показывает методология и практика международных исследований в области оценки качества образования, удовлетворенность участников образовательных отношений сегодня является не менее значимым фактором эффективности образовательной деятельности, чем предметные и метапредметные ее результаты. Так, в исследовании PISA учитывается, среди прочего, индекс дисциплинарного климата 1. Учет показателя удовлетворенности обучающихся в ходе совершенствования образовательной политики является признаком клиентоориентированного подхода, который соответствует мировым трендам в сфере оценки качества услуг.

1 ОЭСР. Исследование «PISA для школ». Руководство читателя к школьному отчету. 2020. URL: https://www.oecd.org/ pisa/pisa-for-schools/Reader's%20guide%20in%20Russian.pdf (дата обращения: 22.02.2022).

Понимание изменений параметра удовлетворенности школьников условиями получения образования, несомненно, важно для совершенствования российской образовательной системы, которая характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, по мере реализации национального проекта «Образование» во многих школах укрепляется материально-техническая база, активно внедряются цифровые образовательные технологии. С другой же, в последнее время нарастают кризисные тенденции, которые ставят под сомнение положительный результат реформирования сферы образования [Егорычев, Кретинин, 2017]. В этом плане для взвешенной оценки состояния и тенденций развития образования немаловажен учет мнения самих участников образовательного процесса.

Исследование удовлетворенности учащихся сферой образования представляется актуальным и для регионального контекста. Белгородская область, на примере которой проведено настоящее исследование, на протяжении двух последних десятилетий являлась политически и экономически стабильным регионом, острых проблем в сфере образования не возникало. Социологический же подход позволяет учитывать так называемые «слабые сигналы» и своевременно на них реагировать, чтобы не допускать открытой негативной реакции общественности на те или иные проблемы.

Акцентирование категории «удовлетворенность» также важно в связи с возрастающим интересом власти к социологическим показателям эффективности управления, что открывает возможности оценивания состояния различных сфер жизнедеятельности с учетом поведенческих моделей и оценочных суждений субъектов. Так, в Указе Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» показателем № 1 является доверие к власти, измеряемое социологическим путем 2. Категория «удовлетворенность» также характеризует доверие респондента к объекту оценки, причем с позиции, скорее, не психологического состояния, а рационального анализа ситуации. Исходя из этого, следует развивать методологию и методику оценки удовлетворенности, обеспечивающую трансляцию субъективных суждений участников опросов в объективные данные, на которые можно опираться при принятии управленческих решений.

Итак, цель исследования — на основе репрезентативных социологических данных измерить уровень удовлетворенности старшеклассников условиями получения основного общего образования с учетом влияния на данный показатель частных аспектов школьной жизни, проблемного поля, а также факторов общественного участия, успеваемости и функциональной грамотности.

Гипотезы исследования: 1) повысить удовлетворенность школой в целом можно путем воздействия на отдельные стороны школьной жизни, имеющие наиболее низкие показатели удовлетворенности; 2) включенность старшеклассников

2 Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/64970 (дата обращения: 22.02.2022).

в школьную жизнь способствует повышению удовлетворенности, причем в большей степени, чем фактор успеваемости; 3) удовлетворенность школой связана, скорее, не с позицией клиента, получающего услуги определенного качества, а с субъектностью молодых людей; 4) удовлетворенность предопределяет лояльность по отношению к своей школе даже после ее окончания, что выражается в представлениях о возможных формах взаимодействия с ней в будущем.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем реализован алгоритм оценки удовлетворенности деятельностью образовательной организации, который включает измерение базового параметра и оценку влияния на его значение набора иных субъективных и так называемых объективирующих факторов. В части измерительных методик авторским вкладом является разработка и использование метода индексов.

Теоретические основы исследования

В научной традиции удовлетворенность учащихся школой рассматривается с учетом двух базовых парадигм: психологической и социологической. С позиции психологии исследования удовлетворенности школьной жизнью «фокусируются на том, как и почему люди переживают свою жизнь в позитивном ключе» [Сычев и др., 2018: 6]. Такие исследования направлены, в частности, на изучение психологического климата в школе [Persson, Haraldsson, Hagquist, 2016; Coelho, DellÄglio, 2019], оценку социального благополучия учащихся и влияния уровня оптимизма на их физическое здоровье [Kern et al., 2015]. Среди факторов удовлетворенности психологическая научная традиция учитывает идентификацию со школой и личную эффективность учащегося [Simonsen, Rundmo, 2020], а также самооценку, обусловленную поддержкой со стороны родителей, друзей и учителей [Tian et al., 2013]. При этом важными являются вопросы предсказывания возможных психопатологических симптомов, измерения удовлетворенности социальными институтами (школа, семья) в сравнении с удовлетворенностью самим собой [Сычев и др., 2018].

Социологический подход к оценке удовлетворенности школой тесно пересекается с психологическим подходом в части предмета оценивания — например, отношений в классе и с учителями, однако уделяет больше внимания вопросам социального взаимодействия.

Так, работа Ю. П. Поваренкова и Ю. Н. Слепко посвящена удовлетворенности деятельностью и личностью учителя [Поваренкова, Слепко, 2015]. А. Уитли и соавторы изучают корреляции между уровнем удовлетворенности учащихся школой, их успеваемостью и взаимоотношениями друг с другом [Whitley et al. 2012]. Исследование А. В. Клюева, С. В. Ляшко и С. В. Тарасова, проведенное на эмпирическом материале образовательных организаций Ленинградской области, содержит данные в части оценок учителями, родителями и самими старшеклассниками их учебной мотивации, образовательной подготовки, функциональной компетентности и других параметров [Клюев, Ляшко, Тарасов, 2015]. Влияние на удовлетворенность школой набора сформированных компетенций — социальной, эмоциональной, когнитивной и других — является предметом внимания Ж. Суня, изучающего факторы отклоняющегося поведения учащихся [Sun, 2016].

В работе Л. Фана, Ж. Суня и М. Юэня анализируются культурные, экономические и социальные факторы, в том числе отношения с семьей, учителями и сверстниками, которые влияют на благополучие детей в школе, переехавших вместе с семьями из китайских сел в города. В частности, делается вывод о том, что экономические проблемы семьи положительно влияют на успеваемость, побуждая детей лучше учиться, чтобы стать более конкурентоспособными [Fang, Sun, Yuen, 2016]. Предмет внимания В. В. Маркина, А. Н. Силина и В. В. Воронова — образовательные траектории коренных малочисленных народов Севера в социально-пространственном ключе [Маркин, Силин, Воронов, 2019].

Л. Босакова и соавторы на примере Словакии исследуют такие факторы удовлетворенности школой, как трудности в обучении, социальная среда и материальное положение семьи [Bosakova et al., 2020].

Для развития социологического подхода к исследованию удовлетворенности школой важны работы, содержащие проекцию не только на внутриорганизаци-онные отношения, но и на внешний контур социального взаимодействия, как, например, качество жизни на данной территории. Так, С. Ферран и соавторы рассматривают удовлетворенность школой в контексте удовлетворенности жизнью в целом и субъективного благополучия [Casas et al., 2013]. Дж. Варела и соавторы, изучая влияние школьного насилия на удовлетворенность школой на примере Чили, увязывают данные параметры с удовлетворенностью жизнью [Varela et al., 2018].

В целом обращает на себя внимание обилие работ, в которых в качестве факторов удовлетворенности школой рассматриваются взаимоотношения учащихся с учителями и сверстниками, а также успеваемость, при недостатке внимания к инфраструктурным характеристикам. Так, нам не встретилось работ, посвященных социологической оценке качества учебников, хотя такой метод упоминается, в частности, в статье О. З. Имангожиной [Имангожина, 2015]. Опубликован ряд работ, посвященных удовлетворенности качеством школьного питания, среди которых на фоне небольших по масштабу исследований выделяется репрезентативное исследование по 85 субъектам РФ [Адамчук, Куликов, 2019].

В связи с этим возникает необходимость в исследовании удовлетворенности старшеклассников школой, учитывающем широкий набор аспектов и факторов, которые были бы полезны не только для сферы образования, но и для развития эвристического потенциала категории удовлетворенности как таковой.

Говоря об удовлетворенности учащихся школой, мы опираемся на собственные выкладки в части понимания природы удовлетворенности населения сферами жизнедеятельности [Харченко, 2011]:

— удовлетворенность выражает дуализм оценки и состояния и проявляется как в поведенческих моделях, так и оценочных суждениях;

— удовлетворенность, несмотря на изначальную субъективность данной категории, может быть объективирована, что делает результаты анализа пригодными для принятия управленческих решений;

— объективирующими факторами удовлетворенности служат социально-демографические характеристики респондентов; степень знакомства опрашиваемого с объектом; степень его участия в преобразовании объекта; а также «качество человека» как совокупность его личных характеристик;

— удовлетворенность отражает реакцию участников образовательного процесса на внешние условия — как объективно складывающиеся, так и являющиеся следствием инициатив субъекта управления.

Социологическая оценка удовлетворенности обучающихся школой должна стать неотъемлемой частью методологии оценки качества образования, включающей обобщение статистических данных и результаты применения контрольно-измерительных материалов.

Объект и методы исследования

Объектом нашего исследования являются условия получения образования учащимися 9—11-х классов в общеобразовательных организациях Белгородской области, влияющие на удовлетворенность.

Для решения поставленных задач были использованы принцип многомерности, системный, структурно-функциональный и личностно-ориентированный подходы, методы сравнительного и математико-статистического анализа. Сбор первичной социологической информации осуществлялся путем анкетного опроса участников образовательного процесса на основе репрезентативной выборки.

Исследование проводилось на основе многоступенчатой стратифицированной выборки со сплошным отбором на последней ступени (доверительный интервал — 95 % с погрешностью в 5 %). Квотирование осуществлялось по 22 городским округам и муниципальным районам Белгородской области в соответствии со статистическими данными о количестве обучающихся 9-х и 11-х классов. В выборочной совокупности каждого муниципального образования, за исключением города Белгорода, были представлены городские, крупные сельские и малокомплектные школы.

Опрос проводился в конце апреля — начале мая 2018 г. N = 2395) и в аналогичный период 2019 г. N = 2788), что позволяет проследить динамику ситуации в сфере образования и исключить сезонный фактор.

Инструментом исследования послужила электронная анкета, включающая 33 вопроса, посредством которых предполагалось измерение общего показателя удовлетворенности (как в оценочном, так и в деятельностном ключе), ее частных аспектов и объективирующих факторов.

Большинство тематических параметров предполагало четырехэлементную порядковую шкалу (например: да; скорее, да; скорее, нет; нет + затрудняюсь ответить). Такой подход обеспечивает сопоставимость данных при проведении корреляционного анализа, а также определенность высказываемых позиций. На наш взгляд, вариант ответа «средне» в трех-, пятиэлементных и подобных шкалах, который, как правило, набирает больше всего ответов, не дает материала для анализа и сопоставления данных и фактически ничем не отличается от неопределенной позиции («затрудняюсь ответить»).

Еще одно преимущество четырехэлементной шкалы состоит в том, что она позволяет использовать метод индексов. С учетом ранее наработанной методологии [Харченко, 2011] индексы рассчитывались по формуле:

где А, В, С и D — варианты ответа: первые два положительные (например, «однозначно, да» и «скорее, да»), вторые два отрицательные.

Индекс выступает в качестве универсального измерителя удовлетворенности, проблемности, частотности и других показателей.

В рамках настоящего исследования использование метода индексов позволило сравнивать результаты исследований разных лет; общий и частные показатели удовлетворенности; тематические параметры в целом по выборке и по подвы-боркам с учетом социально-демографических и иных характеристик.

Анализ количественных данных был выполнен при помощи пакета прикладных программ SPSS, что позволило реализовать процедуры частного анализа, анализа таблиц сопряженности и корреляционного анализа. Анализ ответов на открытые и полуоткрытые вопросы позволил уточнить и дополнить выводы, сделанные на основе количественных данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Отправной точкой исследования является показатель общей удовлетворенности старшеклассников школой, который имеет следующие значения: полностью довольны—24,7 % школьников; скорее, довольны — 49,5 %; скорее, недовольны — 20,6 %, совсем недовольны — 5,2 %. Индекс общей удовлетворенности составляет +0,41, что значительно ниже аналогичного показателя 2018 г., равного +0,52. При этом доля «полностью довольных» снизилась примерно на 5 процентных пунктов, и почти на столько же возросла подгруппа «скорее, недовольных» при том, что доля вероятностно положительных ответов («скорее, да») практически не изменилась (в 2018 г. таковых было 49,5 %).

Картину общей удовлетворенности дополняет и уточняет параметр «Гипотетическая готовность к переходу в другую школу». Судя по ответам, ни за что не сменили бы школу 46,3 % учащихся, вряд ли перешли бы в другую школу 35,2 %, перешли бы при удобном случае 7,6 % и перешли бы, не раздумывая — 5,0 %. По сравнению с предыдущим исследованием, расклад ответов на данный вопрос практически не изменился, о чем говорит и сравнение индексов: +0,62 в 2019 г. и +0,63 в 2018 г. Представляется, что разрыв между показателями удовлетворенности как оценки и как гипотетического действия в пользу последнего объясняется недовольством не условиями в конкретной школе, а системными недостатками современной сферы образования.

Анализ удовлетворенности частными аспектами объекта — в нашем случае системы образования — в соотношении с общим показателем позволяет выделить стороны, воздействуя на которые, можно повысить эту удовлетворенность. Данные частной удовлетворенности по результатам нашего исследования представлены в таблице 1.

Как видим, учащиеся стабильно довольны психологическим фоном учебного процесса (отношениями в классе и отношениями со стороны учителей), а также знаниями, которые им дает школа. При этом уровень дисциплины оценивается средне. Обнаруживается важная роль учителя в образовательном процессе: удовлетворенность качеством учебников и пособий заметно ниже, чем качеством получаемых знаний. По параметру удовлетворенности внеклассная и внешкольная

работа уступает основной учебной деятельности, хотя в идеале она должна быть существенным подспорьем в процессе и обучения, и социализации. Относительно низкими оценками удовлетворенности характеризуется работа психолога — отчасти из-за того, что функции школьных психологов не определены на законодательном уровне, и их роль сводится к «оценщикам», а не к «наставникам».

Таблица 1. Удовлетворенность школьников частными аспектами школьной жизни, % от числа опрошенных и индексы

Полностью довольны Скорее, довольны Скорее, недовольны Полностью недовольны Индекс

2018 (справочно) 2019

Знания, которые дает школа 41,7 49,4 7,0 1,9 +0,74 +0,72

Отношение со стороны учителей 47,8 45,3 5,0 1,9 +0,75 +0,76

Качество учебников, пособий 32,5 47,6 15,9 4,1 +0,57 +0,52

Порядок, дисциплина в школе 34,9 50 11,3 3,8 +0,64 +0,60

Отношения в классе 54,3 36,9 6,3 2,5 +0,76 +0,75

Внеклассные и внешкольные мероприятия 43,6 42,1 9,8 4,5 +0,65 +0,63

Кружки и секции при школе 39,5 44,9 11,1 4,5 +0,63 +0,60

Школьное питание 32,7 40,4 15,4 11,5 +0,51 +0,40

Работа психолога 46,9 40,0 7,9 5,1 +0,60 +0,66

Низкие оценки удовлетворенности качеством школьного питания и резкое снижение данного параметра за последний год объясняются, скорее всего, тем, что по целому ряду параметров (вкус пищи, запах, посуда, обслуживание и т. д.) школьные столовые заметно уступают стандартам кафе, к которым уже привыкли современные дети. Фактором низкого качества школьного питания является применение в данной сфере Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 3 на общих основаниях, без учета специфики данного вида закупок.

Между общей и частной удовлетворенностью по всем параметрам обнаруживается значимая 2-сторонняя корреляция на уровне р < 0,01. Корреляционный анализ показывает, что на общую удовлетворенность школой больше всего влияет удовлетворенность знаниями (коэффициент Спирмена равен 0,487), школьным

3 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102164547 (дата обращения: 22.02.2022).

питанием (0,445), качеством внеклассных и внешкольных мероприятий (0,433), порядком и дисциплиной школе (0,431), отношениям со стороны учителей (0,430), кружками и секциями при школе (0,411), по остальным параметрам коэффициенты варьируются от 0,364 до 0,337. Как видим, на общую удовлетворенность положительно влияет удовлетворенность качеством знаний и отрицательно — недовольство качеством питания и внеурочной деятельности. Качество учебников при этом — менее значимый фактор, что говорит о важности психологического контакта в процессе обучения.

Средний индекс частной удовлетворенности составляет +0,63, что заметно отличается от общей удовлетворенности, равной +0,41. Следует также отметить, что за период между двумя исследованиями данный параметр практически не изменился (предыдущее его значение +0,65), тогда как общая удовлетворенность заметно снизилась. Это позволяет предположить усиление негативного влияния иных факторов, о которых речь пойдет далее.

Факторами, влияющими на общую удовлетворенность школой, безусловно, являются трудности, с которыми сталкиваются учащиеся в процессе обучения. По результатам исследования, наиболее выраженная зависимость при р < 0,01 оказалась между удовлетворенностью и сильной усталостью после учебы (-0,380), непониманием со стороны учителей (-0,272), шумной обстановкой в классе (-0,249), отсутствием свободного времени (-0,246), трудным учебным материалом (-0,236), и слишком строгой дисциплиной (-0,171) (см. рис. 1). Сравнение исследований 2018 и 2019 гг. обнаруживает сходные ранги данных факторов, что говорит об устойчивой корреляционной зависимости.

Рис. 1. Влияние проблем, с которыми сталкиваются учащихся, на их удовлетворенность школой, коэффициенты корреляции Спирмена

0,38

0,4 -

0,35 -

0,3 -

0,25 -0,2

0,272

0,249

0,246

D О

0,236

Сильная Непонимание Обстановка в Отсутствие Трудный усталость со стороны классе свободного учебный

послеучебы учителей времени материал

При ответе на открытый вопрос о проблемах многие учащиеся указали на неудовлетворительную материально-техническую базу школ, некачественное питание, обилие так называемых «ненужных предметов», что вместе с большими домашними заданиями по ним негативно влияет на удовлетворенность школой. В ценностном плане мы убеждены, что образованный человек должен знать основы всех предметов в объеме школьной программы, однако сейчас общественное мнение усиливает водораздел между «нужными» и «ненужными» предметами по причине утилитарного подхода к образованию, обусловленного ситуацией с ОГЭ и ЕГЭ.

Что же касается перегрузок учащихся домашними заданиями, очевидно, что здесь необходима более тесная координация между учителями, преподающими разные предметы. При этом очень важно, чтобы помимо заданий, у школьников были свои интеллектуальные увлечения, которые можно координировать в рамках внеурочной деятельности.

Помимо «структурных» факторов удовлетворенности, высвечивающих ее частные аспекты, настоящее исследование предполагало оценку так называемых объективирующих факторов, которые характеризуют объект внимания через характеристики того, кто выступает в роли оценщика [Харченко, 2011: 58]. В данном случае в качестве таковых факторов выступают общественная активность, успеваемость и функциональная грамотность старшеклассников.

Индикатором общественной активности школьников для нас являлся параметр «участие в жизни школы». Индекс участия составил +0,38, не изменившись с точностью до сотых долей по сравнению с предыдущим периодом. Исследование показало, что между общей удовлетворенностью и степенью участия в жизни школы существует значимая корреляционная зависимость при р < 0,01: коэффициент корреляции Спирмена равен 0,334. Анализ таблицы сопряженности показывает, что среди школьников, активно участвующих почти во всех мероприятиях, однозначная удовлетворенность возрастает с 24,7 % до 40,4 %. Напротив, в подгруппе не участвующих в общественной жизни однозначная неудовлетворенность увеличивается с 5,2 % до 27,2 %.

Среди частных параметров удовлетворенности параметр «участие в жизни школы», как и в исследовании 2018 г., обнаруживает наибольшую корреляцию с удовлетворенностью внеклассными и внешкольными мероприятиями (0,290) и отношением со стороны учителей (0,279). Отсюда напрашиваются две закономерности: 1) вовлечение учащихся в школьное самоуправление, предоставление им возможности не только участвовать, но и планировать внеклассные и внешкольные мероприятия повышает удовлетворенность школой, а значит, и ее социальный ресурс; 2) обеспечение комфортных условий обучения, которые формируют удовлетворенность школой, усиливают интерес учащихся к внеклассной и внешкольной деятельности.

Удовлетворенность школой во многом определяется ситуацией успеха. В этом плане показательна устойчивая зависимость данного параметра от успеваемости: коэффициент корреляции Спирмена составляет +0,111 при р < 0,01. Анализ таблицы сопряженности подтверждает выраженную двустороннюю зависимость (см. табл. 2). Все же внимательный взгляд позволяет отметить, что низкая успеваемость в большей мере влияет на неудовлетворенность школой, чем высокая успеваемость — на удовлетворенность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По сравнению с предыдущим исследованием, снизилась удовлетворенность школой в подгруппе «Отличник либо одна-две четверки» с 37,0 % до 29,2 %. В подгруппе «троечников» неудовлетворенность возросла, но несущественно, на 2—3 %.

Помимо успеваемости, значимым фактором удовлетворенности является функциональная грамотность, под которой понимается, во-первых, элементарная грамотность — способность читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, а во-вторых, мета-

К. В. Харченко 001:10.14515/топИ:ог!п&2022.1.1870

К. V. КИагсИепко

предметные и жизненные навыки, которые обеспечивает потенциал интеграции личности в систему социальных отношений.

Таблица 2. Влияние успеваемости на удовлетворенность старшеклассников школой,

% от числа опрошенных

Вопрос «Вы ходите в школу...» Простое распределение, % Отличник либо 1—2 четверки В основном «5»и «4» либо одни четверки В основном «4», есть «3» Все или большинство «троек»

Всегда с удовольствием 24,7 29,2 25,8 19,6 12,0

Чаще с удовольствием 49,5 47,1 51,4 49,1 44,4

Чаще без удовольствия 20,6 18,8 19,1 24,5 26,9

Всегда без удовольствия 5,2 4,8 3,6 6,8 16,7

Между всеми изучаемыми аспектами функциональной грамотности и общей удовлетворенностью обнаруживается положительная корреляционная зависимость при р < 0,01, как и в исследовании 2018 г. В наибольшей мере это относится к умениям самостоятельно учиться (коэффициент Спирмена равен 0,311), устного счета (0,244), предотвращать и гасить конфликты (0,239), организовывать работу команды (0,237), владеть собой и не поддаваться эмоциям (0,236), что иллюстрирует рисунок 2.

Рис. 2. Влияние отдельных аспектов функциональной грамотности учащихся на их удовлетворенность школой, коэффициенты корреляции Спирмена

В исследовании 2018 г. также выходили на первый план умения разрабатывать проекты (0,272), составлять заявки на конкурсы (0,264), пользоваться законодательством (0,245).

Как видим, на отношение учащихся к школе позитивно влияет субъектность — социальное качество, противоположное инертности и инфантильности, которое позволяет молодому человеку «выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности» [Луков, 1987: 35—37], проявлять самостоятельную инициативу в социуме [Луков, Луков, 2020], самостоятельно планировать свою деятельность и проектировать конкретные ее составляющие, грамотно выстраивая свою жизнь и помогая другим.

В определенной мере удовлетворенность формирует поведенческие стратегии, и прежде всего — представления о возможных связях выпускника со своей школой в будущем. Как показало исследование, почти три четверти респондентов планируют в будущем посещать свою школу, больше половины опрошенных готовы поддерживать с ней виртуальную связь, а порядка 40 %-45 % — привести в эту же школу своих детей и помогать школе материально (см. табл. 3).

Таблица 3. Возможные поведенческие стратегии выпускника после окончания школы, % от числа опрошенных во всей выборочной совокупности и в подвыборках

«Окончив школу, я буду...» Простое распределение* Подвыборки

Отличники Активные Очень довольные

2018 (справочно) 2019

Приходить на официальные встречи выпускников 76,8 75,7 78,1 88,5 88,8

Просто так приходить в свою школу, к своим учителям 73,7 70,5 73,8 88,0 86,8

Посещать группы школы в соцсетях, участвовать в обсуждениях 59,2 54,8 55,0 74,7 74,6

Учить здесь своих детей, если они у меня будут 45,6 42,4 36,9 55,4 65,2

При возможности оказывать школе спонсорскую помощь 41,1 36,5 38,9 53,6 60,6

* Сумма ответов превышает 100 %, поскольку допускалось несколько вариантов ответа.

Как видим, социальную базу школы составляют, прежде всего, учащиеся, довольные условиями обучения, а также активные в школьной жизни — даже в большей мере, чем те, кто показывает успехи собственно в учебе.

При этом в 2019 г. ответы подгруппы отличников оказались практически равны простому распределению в целом по выборке, тогда как в 2018 г. среди отличников было существенно больше тех, кто готов приходить на официальные встречи (92,8 % против 76,8 % в целом по выборке), навещать учителей (91,8 % против 73,7 %), посещать группы школы в соцсетях, участвовать в обсуждениях (72,2 %

против 59,2 %), учить здесь своих детей (62,6 % против 45,6 %), а также при возможности оказывать школе спонсорскую помощь (71,3 % против 41,1 %).

Заключение

Настоящее исследование было посвящено оценке удовлетворенности старшеклассниками условиями получения общего образования. По факту абсолютные значения удовлетворенности оказались довольно высоки, что говорит либо об отсутствии серьезных проблем в данной отрасли на момент проведения исследования, что маловероятно, либо о «привыкании» именно к такой системе образования, какая она есть на данный момент, при отсутствии критического подхода и сравнения ее с идеальным образцом. Безусловно, на показателях сказываются условия проведения исследования — предложение заполнить анкету исходит от учителя. Когда мы в 2008—2009 гг. изучали удовлетворенность сферой образования глазами родителей, значения показателей, полученные в ходе поквартирного опроса, были на 20 % более позитивными, чем на родительских собраниях. Так или иначе, даже при некотором сомнении в истинности абсолютных показателей ценность исследования состоит в возможности сравнения значимости различных факторов удовлетворенности, а также понимания динамики изучаемых процессов.

Использование результатов социологических исследований, проведенных в аналогичный период 2018 и 2019 гг., позволило сделать вывод об отсутствии позитивной динамики развития сферы образования. Исследования показали, что общая удовлетворенность школой за данный период времени существенно снизилась, однако по большинству остальных параметров либо было заметно незначительное снижение удовлетворенности, либо ситуация оставалась на одном и том же уровне, если учитывать статистическую погрешность. Понятно, что годовой промежуток времени, не связанный с крупными внешними переменами в образовании и обществе в целом (не считая реализации национального проекта «Образование»), не может обеспечить позитивные изменения по части удовлетворенности, которая достаточно инертна. Сходство значений показателей по результатам опросов 2018 и 2019 гг., иногда даже до десятых долей, подтверждает корректность формирования выборки и надежность данных.

Нами было показано, что измерение общего показателя удовлетворенности недостаточно для принятия управленческих решений. Чтобы понимать его природу, во-первых, следует учитывать влияние на него показателей удовлетворенности отдельными сторонами жизнедеятельности. Результаты исследования обнаруживают достаточно высокую удовлетворенность отношениями со сверстниками и с учителями, а также знаниями, которые дает школа. Средний уровень удовлетворенности обнаруживают оценки внеурочной деятельности, порядка и дисциплины в школе, работы психолога. Ниже всего—удовлетворенность качеством учебников и, в особенности, школьным питанием. По части учебников мнение старшеклассников совпадает с мнением учителей, репрезентативный опрос которых проводился нами в те же периоды времени.

Среди проблем, которые, как выяснилось, в наибольшей мере влияют на удовлетворенность — перегрузка старшеклассников, непонимание со стороны учителей и шумная обстановка в классе. Отметим, что фиксация респондентами

«непонимания со стороны учителей», на первый взгляд, противоречит позитивно оцениваемому «отношению со стороны учителей». Все же непонимание — более глубинная психологическая проблема, чем внешне выражаемое отношение, и нестыковки данных здесь нет. Точно так же отношения со сверстниками оцениваются положительно, а обстановка в классе видится как проблема. В данном случае также берутся в расчет разные стороны одного явления: дружба либо, как минимум, отсутствие межличностных конфликтов — это одно, а рабочая обстановка на уроке—другое.

Как показало исследование, среди объективирующих факторов удовлетворенности наиболее выраженную роль играет участие в жизни школы, которое даже перевешивает успеваемость. В самом деле, если человек вносит вклад в формирование благоприятной образовательной среды, вряд ли он будет выражать недовольство.

Очень важно, что были обнаружены значимые корреляции между удовлетворенностью школой и таким аспектами функциональной грамотности, как умения самостоятельно учиться, предотвращать и гасить конфликты, организовывать работу команды, владеть собой и не поддаваться эмоциям. Совокупность данных умений можно обобщить понятием «субъектность». Иными словами, молодые люди с активной жизненной позицией больше довольны условиями получения образования, чем те, кто проявляет инфантилизм и иждивенчество.

В настоящей работе было показано, что удовлетворенность значима не только сама по себе, для формирования в школе благоприятной организационной среды, но и для наращивания социального потенциала организации за счет вовлечения в ее деятельность выпускников, которые могли бы приходить на встречи с учителями, участвовать в обсуждениях перспектив развития школы, в будущем — формировать «династии учеников». Более того, удовлетворенность старшеклассников школой — залог более успешного воспроизводства педагогических кадров, которое сейчас является серьезной проблемой.

Выявление проблем в части удовлетворенности должно стимулировать управленцев к принятию решений в двух плоскостях. Первая плоскость — это преобразование объективной реальности: основной деятельности и ее инфраструктуры, а вторая — работа с субъективным миром заинтересованных лиц путем совершенствования идеологического и информационного обеспечения.

Говоря о перспективах продолжения исследования, отметим важность продолжения замеров базовых параметров данного мониторинга в будущем, а также включения новых параметров, связанных, в частности, с оценками реализованных дистанционных форм обучения и противоэпидемиологических мероприятий.

Список литературы (References)

Адамчук Д. В., Куликов А. А. Удовлетворенность родителей качеством питания в образовательных организациях: от детского сада к школе // Управление образованием: теория и практика. 2019. Т. 9. № 4. С. 66—77. https://emreview.ru/ index.php/emr/issue/view/36/37 (дата обращения: 21.02.2022). Adamchuk D. V., Kulikov A. A. (2019) Parents' Satisfaction with the Quality of Food in Educational Institutions: From Kindergarten to School. Education Management

Review. 2019. Vol. 9. No. 4. P. 66—77. URL: https://emreview.ru/index.php/emr/ issue/view/36/37 (accessed: 21.02.2022). (In Russ.)

Егорычев А. М., Кретинин А. С. Опыт и традиции советского образования: необходимость использования в современной системе образования // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы (ЦИТИСЭ). 2017. № 2 (11). С. 7—23. URL: https://ma123.ru/en/2017/05/experience-and-traditions-of-soviet-education-necessity-of-use-in-the-modern-educational-system/ (дата обращения: 21.02.2022). Egorychev A. M., Kretinin A. S. (2017) Experience and Traditions of Soviet Education: Necessity of Use in the Modern Educational System. Center for Innovative Technologies and Social Expertise (CITISE). 2017. No. 2 (11). P. 7—23. URL: https://ma123.ru/ en/2017/05/experience-and-traditions-of-soviet-education-necessity-of-use-in-the-modern-educational-system/ (accessed: 21.02.2022). (In Russ.)

Имангожина О. З. Методы определения качества учебной литературы // Международный журнал экспериментального образования. 2015. Т. 12. Ч. 3. С. 401— 403. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9135 (дата обращения: 21.02.2022).

Imangozhina O. Z. Methods for Determining the Quality of Educational Literature. Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015. Vol. 12. Part 3. P. 401—403. URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=9135 (accessed: 21.02.2022). (In Russ.)

Клюев А. В., Ляшко С. В., Тарасов С. В. Оценка качества образовательного результата в учреждениях общего и профессионального образования Ленинградской области // Управленческое консультирование. 2015. № 2. С. 77—89. URL: https:// www.acjournal.ru/jour/article/view/26 (дата обращения: 21.02.2022). Kluev A. V., Lyashko S. V., Tarasov S. V. (2015) Assessment of Quality of Educational Result in Institutions the General and Professional Education of the Leningrad Region. Administrative Consulting. No. 2. P. 77—89. URL: https://www.acjournal.ru/jour/ article/view/26 (accessed: 21.02.2022). (In Russ.)

Луков В. А. Молодежное движение в социалистическом обществе: вопросы теории и практики. М. : Молодая гвардия, 1987.

Lukov V. A. (1987) Youth Movement in a Socialist Society: Issues of Theory and Practice. Moscow: Molodaia gvardiya. (In Russ.)

Луков В. А., Луков С. В. Субъектность молодежи в процессах социализации и инкуль-турации // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 1. С. 3—20. https://doi.org/ 10.17805/ggz.2020.1.1.

Lukov V. A., Lukov S. V. (2020). Youth's Subjectivity in Socialization and Inculturation Processes. The Horizons of Humanities Knowledge. 2020. № 1. P. 3—20. https:// doi.org/10.17805/ggz.2020.1.1. (In Russ.)

Маркин В. В., Силин А. Н., Воронов В. В. Образовательные траектории молодежи коренных малочисленных народов Севера: социально-пространственный дискурс // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. T. 12. № 5. С. 141—154. https://doi.org/10.15838/esc.2019.5.65.9.

Markin V. V., Silin A. N., Voronov V. V. (2019) Education Options for Young People from Indigenous Minorities of the North: Regional Aspect. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. Vol. 12. No. 5. P. 141—154. https://doi.org/10.15838/esc. 2019.5.65.9.

Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Удовлетворенность деятельностью и личностью учителя учащихся средней и старшей школы // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2015. № 2. С. 36—41. URL: http:// www.universityjournal.ru/assets/gu_2_2015.pdf (дата обращения: 21.02.2022). Povarionkov Yu.P., Slepko Yu.N. (2015) Satisfaction with Activity and Identity of the Teacher of Pupils of High and High School. New University. Topical Issues of Humanities and Social Sciences. No. 2. P. 36—41. URL: http://www.universityjournal.ru/assets/ gu_2_2015.pdf (accessed: 21.02.2022). (In Russ.)

Сычев О. А., Гордеева Т. О., Лункина М. В., Осин Е. Н., Сиднева А. Н. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 5—15. https://doi.org/10.17759/pse.2018230601. Sychev O. A., Gordeeva T. O., Lunkina M. V., Osin E. N., Sidneva A. N. Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale. Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23. No. 6. P. 5—15. https://doi.org/10.17759/pse.2018230601. (In Russ.)

Харченко К. В. Удовлетворенность: методология и опыт муниципальных исследований. М. : Альперия, 2011.

Kharchenko K. V. (2011) Satisfaction: Methodology and Experience of Municipal Studies. Moscow: Alperia.

Bosakova L., Madarasova Geckova A., van Dijk J. P., Reijneveld S. A. (2020). School Is (Not) Calling: The Associations of Gender, Family Affluence, Disruptions in the Social Context and Learning Difficulties with School Satisfaction Among Adolescents in Slovakia. International Journal of Public Health. Vol. 65. No. 8. P. 1413—1421. https:// doi.org/10.1007/s00038-020-01474-4.

Coelho C. C. de A., Dell'Aglio D.D. (2019) School Climate and School Satisfaction among High School Adolescents. Psicologia: Teoria e Prática. Vol. 21. No. 1. https://doi.org/ 10.5935/1980/6906/psicologia.v21n1p265-281.

Fang L., Sun R. C.F., Yuen M. (2016). Acculturation, Economic Stress, Social Relationships and School Satisfaction Among Migrant Children in Urban China. Journal of Happiness Studies. Vol. 17. P. 507—531. https://doi.org/10.1007/s10902-014-9604-6.

Casas F., Báltátescu S., Bertran I., González M., Hatos A. (2013) School Satisfaction Among Adolescents: Testing Different Indicators for its Measurement and its Relationship with Overall Life Satisfaction and Subjective Well-Being in Romania and Spain. Social Indicators Research. Vol. 111. P. 665—681. https://doi.org/10.1007/s11205-012-0025-9.

Kern M., Adler A., Waters L. E., White M. A. (2015) Measuring Whole-School Well-being in Students and Staff. In: White M., Murray A. (eds.) Evidence-Based Approaches

in Positive Education. Positive Education. P. 65—31. Springer, Dordrecht. https:// doi.org/10.1007/978-94-017-9667-5_4.

Persson L., Haraldsson K., Hagquist C. (2016) School Satisfaction and Social Relations: Swedish Schoolchildren's Improvement Suggestions. International Journal of Public Health. Vol. 61. No. 1. P. 83—90. https://doi.org/10.1007/s00038-015-0696-5.

Simonsen I.-E., Rundmo T. (2020) The Role of School Identification and Self-Efficacy in School Satisfaction Among Norwegian High-School Students. Social Psychology of Education. Vol. 23. P. 1565—1586. https://doi.org/10.1007/s11218-020-09595-7.

Sun R. C.F. (2016). Student Misbehavior in Hong Kong: The Predictive Role of Positive Youth Development and School Satisfaction. Applied Research Quality Life. Vol. 11. P. 773—789. https://doi.org/10.1007/s11482-015-9395-x.

Tian L., Liu B., Huang, S., Huebner E. S. (2013). Perceived Social Support and School Well-Being Among Chinese Early and Middle Adolescents: The Mediational Role of Self-Esteem. Social Indicators Research. Vol. 113. P. 991—1008. https://doi.org/10.1007/ s11205-012-0123-8.

Varela J. J., Zimmerman M. A., Ryan, A.M., Stoddard S. A., Heinze J. E., Alfaro J. (2018). Life Satisfaction, School Satisfaction, and School Violence: A Mediation Analysis for Chilean Adolescent Victims and Perpetrators. Child Indicators Research. Vol. 11. P. 487—505. https://doi.org/10.1007/s12187-016-9442-7.

Whitley A. M., Huebner, E.S., Hills K. J., Valois R. F. (2012) Can Students be Too Happy in School? The Optimal Level of School Satisfaction. Applied Research Quality Life. Vol. 7. P. 337—350. https://doi.org/10.1007/s11482-012-9167-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.