Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коршунова Ольга Валентиновна, Солдатова Галина Викторовна, Шингаев Сергей Михайлович

Цель исследования заключалась в изучении удовлетворенности жизнью преподавателей физической культуры вуза. Подобных исследований ранее не производилось. Организация исследования заключалась в проведении анкетирования 28 преподавателей физической культуры Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (различного пола, возраста) и обработки полученных данных методами математической статистики. Использовался метод опроса (тест «Индекс жизненной удовлетворенности» Б. Ньюгартен в адаптации Н.В. Паниной.). Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ, определение достоверности различий по критерию t-Стьюдента) статистики. В целом, преподаватели физической культуры характеризуются достаточно высокой удовлетворенностью жизнью (особенно - женщины). При этом удовлетворенность своим состоянием не связана с удовлетворенностью условиями жизни. Следовательно, исследование удовлетворенности жизнью нуждается в комплексном подходе, предполагающем применение как объективных (оценка разных параметров действительности), так и субъективных (оценка своего психического состояния), параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS WITH THEIR LIVES

The purpose of the study was to study the satisfaction with the life of physical culture teachers of the university. Such studies have not been performed before. The organization of the study consisted in conducting the questionnaire survey of 28 physical education teachers of the National Mineral Resources University "Gorny" (of different sex, age) and processing the data obtained by methods of mathematical statistics. The survey method was used (test "Life satisfaction index" by B. Newgarten as adapted by N.V. Panina.). The data obtained were processed by the methods of variation (determination of arithmetic mean and standard deviation) and mathematical (correlation analysis, determination of the reliability of differences by Student's t-test) statistics. In general, physical education teachers are characterized with the fairly high level of satisfaction with life (especially for women). At the same time, satisfaction with one's condition is not associated with satisfaction with living conditions. Consequently, the study of life satisfaction requires the integrated approach, involving the use of both objective (assessment of various parameters of reality) and subjective (assessment of one's mental state) parameters.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ»

проведенном анализе было установлено, что на развитие отклоняющегося поведения в молодежном возрасте оказывают влияние психологические особенности личности. Поэтому для фактора (условия) №1 следует дать название «Психологические особенности личности», так как указанные тенденции могут носить индивидуально-психологический характер, вызванный теми или иными нарушениями, спровоцированными как условиями развития, так и личностной предрасположенностью. Для фактора (условия) №2 - «Социальная дезадаптация», поскольку перечисленные тенденции имеют активное отражение на уровне социального контроля индивида, его способностью интегрироваться в общество. Социальная дезадаптация личности представляет собой невозможность адекватно проявлять позитивную социальную роль, причинами которой могут послужить неадекватное педагогическое воздействие в детстве, семейное неблагополучие [2, с. 245].

В результате проведенного анализа были выделены факторы (условия), детерминирующие готовность индивида к проявлению основных форм девиаций. Отмечено, что наибольшее влияние на способность «Волевого контроля эмоциональных реакций» оказывает фактор №1 «Психологические особенности личности» (р=0,854), а на стремление к «Нарушению норм и правил» - фактор «Социальная дезадаптация» (р=0,938).

Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод, что психологическими условиями (факторами), влияющими на формирование отклоняющегося поведения современной молодежи, являются индивидуальные особенности личности и уровень её социальной дезадаптации, а также доказывают существование зависимости между психологическими особенностями личности и возникновением у нее склонности к девиантному поведению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ганишина И.С. Формирование девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях жизни в неблагополучной семье / И.С. Ганишина // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов - Рязань : Академия ФСИН России, 2019. - С. 241-250.

2. Змановская, Е.В. Девиантное поведение личности и группы : учебное пособие / Е.В. Змановская, Ю.В. Рыбников. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. -349 с.

3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие / В.Д. Менде-левич. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 445 с.

REFERENCES

1. Ganishina, I.S. (2019), "Formation of deviant, addictive and delinquent behavior of minors in living conditions in a dysfunctional family", Psychology of the 21st century: challenges, searches, vectors of development, collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists, Academy of the Federal Penal Service of Russia, Ryazan, pp. 241-250.

2. Zmanovskaya, E.V. and Rybnikov, Yu.V. (2018), Deviant behavior of the person and group: textbook, Peter, St. Petersburg.

3. Mendelevich, V.D. (2005), Psychology of deviant behavior: textbook, Speech, St. Petersburg.

Контактная информация: orekh7@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2021

УДК 159.942.22

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ

Ольга Валентиновна Коршунова, кандидат психологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Галина Викторовна Солдатова, кандидат психологических наук, доцент, Сергей Михайлович Шингаев, доктор психологических наук, профес-

сор, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении удовлетворенности жизнью преподавателей физической культуры вуза. Подобных исследований ранее не производилось. Организация исследования заключалась в проведении анкетирования 28 преподавателей физической культуры Национального минерально-сырьевого университета «Горный» (различного пола, возраста) и обработки полученных данных методами математической статистики. Использовался метод опроса (тест «Индекс жизненной удовлетворенности» Б. Ньюгартен в адаптации Н.В. Паниной.). Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ, определение достоверности различий по критерию t-Стьюдента) статистики. В целом, преподаватели физической культуры характеризуются достаточно высокой удовлетворенностью жизнью (особенно - женщины). При этом удовлетворенность своим состоянием не связана с удовлетворенностью условиями жизни. Следовательно, исследование удовлетворенности жизнью нуждается в комплексном подходе, предполагающем применение как объективных (оценка разных параметров действительности), так и субъективных (оценка своего психического состояния), параметров.

Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, преподаватели физической культуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p425-429

SATISFACTION OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS WITH THEIR LIVES

Olga Valentinovna Korshunova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Galina Viktorovna Soldatova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Lesgaft, Sergei Mikhailovich Shingaev, the doctor of psychological sciences, professor, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education

Abstract

The purpose of the study was to study the satisfaction with the life of physical culture teachers of the university. Such studies have not been performed before. The organization of the study consisted in conducting the questionnaire survey of 28 physical education teachers of the National Mineral Resources University "Gorny" (of different sex, age) and processing the data obtained by methods of mathematical statistics. The survey method was used (test "Life satisfaction index" by B. Newgarten as adapted by N.V. Panina.). The data obtained were processed by the methods of variation (determination of arithmetic mean and standard deviation) and mathematical (correlation analysis, determination of the reliability of differences by Student's t-test) statistics. In general, physical education teachers are characterized with the fairly high level of satisfaction with life (especially for women). At the same time, satisfaction with one's condition is not associated with satisfaction with living conditions. Consequently, the study of life satisfaction requires the integrated approach, involving the use of both objective (assessment of various parameters of reality) and subjective (assessment of one's mental state) parameters.

Keywords: life satisfaction, physical education teachers.

ВВЕДЕНИЕ

Удовлетворенность человека своей жизнью лишь недавно стала объектом для научного анализа в отечественной психологии [1]. Ранее феномен удовлетворенности был особенно популярным в психологии труда, в рамках исследования удовлетворенности профессиональной деятельностью, в том числе, педагогической [1; 2; 3; 5]. Удовлетво -ренность жизнью - сложный, комплексный феномен, различно понимаемый разными авторами. В целом, его можно рассматривать либо как оценку различных аспектов жизни (удовлетворенность как отражение объективной действительности), либо как самооценку своего состояния (удовлетворенность как внутреннее переживание, связанного в наибольшей степени с оценкой индивидом самого себя). Оба подхода имеют право на существование. Представляет научный интерес вопрос, в какой мере могут быть связаны

между собой показатели, отражающие каждый из этих вариантов оценки удовлетворенности жизнью.

Удовлетворенность профессионала своей жизнью имеет значение и как субъективный критерий его социальной адаптированности [5], и как фактор, от которого зависят другие важные в контексте профессиональной деятельности параметры. Так, например, в некоторых исследованиях отмечается тесная связь удовлетворенности педагогов своей работой с параметрами её эффективности [1; 5]. Также установлено, что существует прямая положительная связь между удовлетворенностью профессиональной деятельностью преподавателей и отношением студентов к занятиям физической культурой [2].

В целом, удовлетворенность жизнью преподавателей физической культуры, работающих в вузе, в отечественной психологии ранее не исследовалась.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования было получение эмпирических данных об удовлетворенности жизнью (как важном аспекте психологического благополучия) преподавателей физической культуры вузов.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие 27 преподавателя физической культуры (различного пола, возраста и педагогического стажа) вузов Санкт-Петербурга (Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», РГПУ им. А.И. Герцена). Полученные данные обрабатывались методами вариационной (определение средних арифметических и стандартных отклонений) и математической (корреляционный анализ по Пирсону, определение достоверности различий по критерию t-Стьюдента) статистики.

Использовался тест индекс жизненной удовлетворенности («Life Satisfaction Index A, LSIA») Б. Ньюгартен в адаптации Н.В. Паниной. Он включает в себя перечень 20 показателей, которые сводятся в пять шкал: интерес к жизни» (шкала отражает степень энтузиазма, увлечённого отношения к обычной повседневной жизни), «последовательность в достижении целей» (решительность, стойкость, направленные на достижение целей), «согласованность между поставленными и достигнутыми целями» (убеждённость человека в том, что он достиг или способен достичь тех целей, которые считает для себя важными), «положительная оценка себя и собственных поступков» (позитивная самооценка), «общий фон настроения» (степень оптимизма, удовольствия от жизни). Данная методика находится в русле концепции «субъективного состояния удовлетворенности». Также применялась «Методика диагностики уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассер-мана (которая отражает объективированные критерии жизни) для определения связи удо -влетворенности жизнью как разных её аспектов и как оценки своего состояния.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные данные свидетельствуют, что преподаватели физической культуры характеризуются достаточно высокой удовлетворенностью жизнью - значения средних арифметических находятся на границе среднего и высокого уровней в соответствии с тестовыми нормативными значениями (таблица 1). Вариативность выраженности показателей является нормальной, что свидетельствует о типичности проявления показателей для данной выборки.

Наиболее высокими у преподавателей являются значения показателей последовательности в достижении целей (решительность, настойчивость в отношении достижения своих целей) и удовлетворенность собой (самооценка личности). Однако согласованность между поставленными и достигнутыми целями обнаруживает наименьший уровень выраженности (видимо, в силу объективных препятствий).

Таблица 1. - Показатели удовлетворенности жизнью

Шкалы опросника X ±о (баллы) У(%) Я с И.П.

1. Интерес к жизни 5,90±1,37 23,2 0,39

2. Последовательность в достижении целей 6,30±1,83 29,0 0,97

3. Согласованность между поставленными и достигнутыми целями 5,80±1,03 17,8 0,15

4. Положительная оценка себя и собственных поступков 6,00±1,33 22,1 0,76

5. Общий фон настроения 5,90±2,08 15,9 0,94

Интегральный показатель 29,90±5,70 19,1

«Вклад» частных показателей в общую удовлетворенность преподавателей жизнью является неодинаковым. Интегральный показатель наиболее тесно связан с «последовательностью в достижении целей», «общим фоном настроения» и «позитивной самооценкой» (р < 0,01). Связи с двумя оставшимися показателями - «интересом к жизни» и «согласованности между поставленными и достигнутыми целями» с обобщённым показателем удовлетворенности жизнью на данной выборке отсутствуют.

Отрицательная корреляционная связь показателей удовлетворенности жизнью и возраста не достигает достоверного уровня значимости.

Половая принадлежность преподавателей оказалась значимым фактором их удо -влетворенности жизнью. Достоверного уровня значимости достигает ряд различий. В частности, женщины обнаруживают более высокую самооценку (р < 0,05), интерес к жизни, последовательность в достижении целей и, что закономерно, общую удовлетворенность жизнью (р < 0,01). Корреляционный анализ интегральных показателей удовле -творенности жизнью как отражения различных её аспектов (методика Л.И. Вассермана) и как оценки своего состояния (методика Б. Ньюгартен в адаптации Н.В. Паниной) показал наличие слабой, не достигающей статистического уровня достоверности, связи.

ВЫВОДЫ

Результаты проведенного исследования показали, что преподаватели физической культуры вуза характеризуются довольно высоким уровнем удовлетворенности жизнью. В наибольшей степени они довольны собственной последовательностью в достижении целей и удовлетворенность самими собой в целом, в наименьшей - согласованностью между поставленными и достигнутыми целями. Общая удовлетворенность жизнью наиболее сильно зависит от последовательности в достижении целей, общего фона настроения и позитивной самооценки. Возраст преподавателей не связан с удовлетворенностью жизнью (обнаружена слабая отрицательная связь, не достигающая достоверного уровня значимости). Преподавательницы в большей степени испытывают удовлетворенность своей жизнью, чем преподаватели. Особенно это касается таких параметров, как позитивная самооценка, интерес к жизни, последовательность в достижении целей. Также в ходе исследования было установлено, что в феномене удовлетворенности жизнью можно выделить два крупных аспекта. Первый отражает удовлетворенность некими объективными аспектами жизни (удовлетворенность работой, межличностными отношениями, различными социальным сферами - например, медицинской и т. п.), второй - удовлетворенность самим собой (своим внутренним состоянием, поступками и т.п.). Следовательно, можно выделить два вида удовлетворенности жизнью - условно «внешнюю» и «внутреннюю». Таким образом, установлено, что исследование удовлетворенно -сти жизнью нуждается в комплексном подходе, предполагающем применение как объективных (оценка разных параметров действительности), так и субъективных (оценка своего внутренней реальности), параметров.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журин Н.В. Удовлетворенность учителей физической культуры своей профессиональной деятельностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Журин Николай Васильевич. - Ленин-

град, 1991. - 17 с.

2. Изотов Е.А. Удовлетворенность преподавателей профессиональной деятельностью в контексте отношения студентов к занятиям по физической культуре / Е.А. Изотов, А.И. Коваленко, Г.В. Солдатова // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 31-32

3. Краев Ю.В. Удовлетворенность преподавателей физической культуры своей профессиональной деятельностью / Ю.В. Краев, Г.В. Солдатова // Современный учёный. - 2017. - № 7. - С. 59-61

4. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л.В. Куликов // «Общество и политика»: сборник научных статей / под ред. В.Ю. Большакова. - Санкт-Петербург: Изд-во СПГУ, 2000. - С. 476-510.

5. Лозовая Г.В. Удовлетворенность тренеров спортивных школ своей профессиональной деятельностью : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Лозовая. - Галина Викторовна. - Сакнт-Петербург, 2002. - 18 с.

REFERENCES

1. Zhurin, N.V. (1991), Satisfaction of physical culture teachers with their professional activities, dissertation, Leningrad.

2. Izotov, E.A. Kovalenko, A. I. and Soldatova, G. V. (2019), "Satisfaction of teachers with professional activity in the context of students attitude to physical culture classes", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 31-32.

3. Kraev, Yu.V. and Soldatova, G. V. (2017), "Satisfaction of physical culture teachers with their professional activities", Modern scientist, No. 7, pp. 59-61.

4. Kulikov, L.V. (2000), "Determinants of life satisfaction", Society and politics: collection of scientific articles, Publishing House St. Petersburg State University, St. Petersburg, pp. 476-510.

5. Lozovaya, G.V. (2002), Satisfaction of sports school coaches with their professional activities, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: korshynova-olga@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.04.2021

УДК 159.97

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ ШИЗОФРЕНИЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА

ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ МЕТОДОМ ФРУСТРАЦИОННОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ С. РОЗЕНЦВЕЙГА

Елена Петровна Кочеткова, медицинский психолог, Алтайский краевой наркологический диспансер, Барнаул; Александр Евгеньевич Строганов, доктор медицинских наук, профессор, директор, Институт клинической психологии Алтайского государственного

медицинского университета, Барнаул

Аннотация

Статья посвящена вопросам реабилитации лиц с шизофренией, прошедших принудительное лечение в отделении специализированного типа. Эмпирическое исследование было проведено на базе Алтайской краевой клинической психиатрической больницы имени Ю.К. Эрдмана. Цель: повышение адаптационных возможностей больных, укрепление идентичности через развитие творческих способностей и самореализацию, дестигматизация. Основную группу составили пациенты отделения принудительного лечения специализированного типа с диагнозом: «Шизофрения» (F20.), проходившие комплекс мероприятий на базе разработанной авторами психореабилитационной программы с использованием методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева, биографического тренинга К.В. Карпинского и трансдраматической терапии А.Е. Строганова. Одной из методик используемых в исследовании является метод фрустрационной толерантности С. Розенцвейга. Итоги исследования показали, что предложенная автором психологическая реабилитация, включающая групповые и индивидуальные занятия, семейную терапию, психообразовательные программы для родственников, формирует мотивацию больных на пролонгированное медикаментозное и психоте-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.