Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО - САНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ И ДОСТУПНОСТЬ ЕЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО - САНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ И ДОСТУПНОСТЬ ЕЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ / ДОСТУПНОСТЬ / ВРАЧ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ МЕДИЦИНЫ / SATISFACTION WITH MEDICAL CARE / ACCESSIBILITY / GENERAL PRACTITIONER / SOCIAL RESPONSIBILITY / SOCIOLOGY OF MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бойко С.Л.

Приведены результаты социологического опроса потребителей медицинской помощи (880 респондентов), проанализированы оценки пациентов удовлетворенностью первичной медико - санитарной помощью, мнение о профессионально значимых характеристиках врача общей практики и взаимоотношениях с медицинским персоналом. Полученные выводы рассмотрены в ключе социальной ответственности системы здравоохранения с позиций социологии медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION AND ACCESSIBILITY OF PRIMARY HEALTH CARE IN THE CONTEXTOF SOCIAL HEALTH RESPONSIBILITY

The article presents the results of a sociological survey of consumers of medical care (880 respondents), analyzes patient assessments of satisfaction with primary health care, an opinion on the professionally significant characteristics of a general practitioner and relationships with medical personnel. The findings are considered in the key of social responsibility of the healthcare system from the standpoint of the sociology of medicine.

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО - САНИТАРНОЙ ПОМОЩЬЮ И ДОСТУПНОСТЬ ЕЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ставе которой преобладали повреждения головы - тяжелая ЧМТ (75,2%), травма живота с повреждением органов брюшной полости, преимущественно селезенки, печени (63,5%), и повреждения груди зачастую с травмой легких (55,6%) [8]. Результаты наших исследований в целом совпадают с данными автора.

По данным В.А. Породенко и С.А. Ануприенко (2014), при ДТП у детей-пешеходов чаще наблюдаются переломы костей верхних конечностей по сравнению с нижними (39,7 и 11,8 соответственно). Также у детей-пешеходов преобладают в 2-3 раза по сравнению с детьми-пассажирами наружные повреждения в виде ушибов мягких тканей, кровоподтеков и ссадин. В наблюдениях авторов в структуре скелетной травмы у детей-пешеходов отмечались переломы костей предплечья (44%), переломы костей черепа (18%), плеча (16%), голени (9%), бедра и стопы - по 5%, кисти и позвоночники - по 1,5%. Следовательно, авторами у детей-пешеходов наиболее часто отмечены переломы костей предплечья [4]. В нашем материале преобладали переломы костей конечностей только при столкновениях детей-пешеходов с грузовыми автомобилями и автобусами.

Заключение

Формирование повреждений и их характер при столкновениях детей-пешеходов с движущимися грузопассажирскими автомобилями по сравнению с легковыми автомобилями. При столкновениях с грузопассажирскими автомобилями у пострадавших детей-пешеходов формируются ЧМТ и сочетанная ЧМТ с травмой двух и более частей тела. Однако при столкновениях детей-пешеходов с движущимися автомобилями Daewoo Damas в основном наблюдается тяжелая ЧМТ а также сочетанная ЧМТ с травмой груди и живота, сравнительно реже наблюдается ПСМТ и переломы костей конечностей, что, по-видимому, обусловлено особенностью внешней конструкции кузова этих автомобилей. В то же время при столкновениях детей-пешеходов с грузовыми автомобилями и автобусами, помимо повреждений головы, формируются в одинаковой степени СТ грудной клетки и органов грудной полости, а также органов брюшной полости и позвоночно-спинномозговая травма, в том числе и переломы костей конечностей.

Характер и локализация повреждений могут быть учтены в процессе судебно-медицинской экспертизы повреждений у детей, связанных со столкновениями

с движущимися грузопассажирскими автомобилями, и в клинической практике - для организации и оказания квалифицированной медицинской помощи пострадавшим детям на догоспитальном и госпитальном этапах.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Леонов С.В., Пинчук П.В. // Судебно-медицинская экспертиза. - 2016. - №4. - С.21-24.

2. Назаренко И.И., Иванов В.И., Рощин Г.Г., До-рош В.М. // Травма. - 2016. - №17(4). - С.7-15.

3. Плевинскис П.В. Комплексная судебно-медицинской характеристика автомобильной травмы и особенности подхода к решение экспертных задач: Автореф. ... канд. мед. наук. - Киев, 2019. -39 с.

4. Породенко В.А., Ануприенко С.А. // Кубанский научный медицинский вестник. - 2014. - №7 (149). - С.61-64.

5. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. // Судебно-медицинская экспертиза. - 2017. - №6. - С.13-17.

6. Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Семина М.Н. // Судебно-медицинская экспертиза. - 2018. - №3 (47). - С.69-75.

7. Фетисов В.А., Смиренин С.А., Нестеров А.В., Хабова З.С. // Судебно-медицинская экспертиза. - 2014. - №3. - С.56-62.

8. Шинкарик И.Г. // Пермский медицинский журнал. - 2006. - T.XXIII, №6. - С.158-162.

Поступила 11.05.2020 г.

Статья размещена на сайте www.mednovosti.by (Архив МН) и может быть скопирована в формате Word.

Удовлетворенность первичной медико-санитарной помощью и доступность ее в контексте социальной ответственности здравоохранения

Бойко С.Л.

Гродненский государственный медицинский университет, Беларусь

Boyko S.L.

Grodno State Medical University, Belarus Satisfaction and accessibility of primary health care in the context

of social health responsibility

Резюме. Приведены результаты социологического опроса потребителей медицинской помощи (880респондентов), проанализированы оценки пациентов удовлетворенностью первичной медико-санитарной помощью, мнение о профессионально значимых характеристиках врача общей практики и взаимоотношениях с медицинским персоналом. Полученные выводы рассмотрены в ключе социальной ответственности системы здравоохранения с позиций социологии медицины.

Ключевые слова: удовлетворенность медицинской помощью, доступность, врач общей практики, социальная ответственность, социология медицины.

Медицинские новости. — 2020. — №11. — С. 73—76. Summary. The article presents the results of a sociological survey of consumers of medical care (880respondents), analyzes patient assessments of satisfaction with primary health care, an opinion on the professionally significant characteristics of a general practitioner and relationships with medical personnel. The findings are considered in the key of social responsibility of the healthcare system from the standpoint of the sociology of medicine.

Keywords: satisfaction with medical care, accessibility, general practitioner, social responsibility, sociology of medicine. Meditsinskie novosti. - 2020. - N11. - P. 73-76.

В общенаучном смысле социальная ответственность заключается в понимании, что для реализации важных для общества решений необходимо учитывать не только личные интересы или интересы организации, которая принимает эти решения или участвует в социальных коммуникациях, но и интересы широких социальных групп. Сотрудниками Центра экспертных программ Всероссийской организации качества был разработан и далее утвержден Международным комитетом по корпоративной социальной ответственности (1С CSR, протокол №2 от 03.03.2011) Международный стандарт 1С CSR-08260008000 «Социальная ответственность организации. Требования». Стандарт включает следующие модули, по которым можно оценить социальную ответственность: социальные права персонала; социальные гарантии персонала; качество продукции, услуг и работ; удовлетворение интересов потребителей; охрана окружающей среды; экономное расходование ресурсов; поддержка местного сообщества; менеджмент социальной ответственности [1]. Деятельность системы здравоохранения (от профилактической до лечебной) имеет высокую социальную значимость и связана с социальной ответственностью специалистов и учреждений, задействованных при организации и обеспечении доступного медицинского обслуживания населения. Это задекларировано в статье 1 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» как цель отрасли деятельности государства - системы здравоохранения. Удовлетворение интересов потребителей подразумевает удовлетворенность населения качеством и объемом оказываемой помощи, отношением со стороны медицинских работников, а также доступностью медицинской помощи. Удовлетворенность пациентов медицинской помощью является одним из показателей ее качества [2, 14]. Степень удовлетворенности зависит от ожиданий пациентов, их мнения относительно функционирования системы здравоохранения. В Республике Беларусь она преодолела многие кризисные явления и продолжает динамично реформироваться [9]. Стабильная работа системы, четкое руководство, открытость пилотным проектам, принятие отвечающих потребностям времени нормативно-

правовых актов создают основу для выполнения ключевого компонента социальной ответственности отрасли - предоставления всем гражданам республики равного доступа к качественному медицинскому обслуживанию, что закреплено Конституцией Республики Беларусь (статья 45: «Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания») [11].

Первичная медико-санитарная помощь имеет первостепенное значение в медицинском обслуживании населения, около 80% населения начинают и заканчивают лечение в амбулаторно-поликлинических учреждениях [3, 8, 15]. Посвящено немало научных работ исследованию социальных аспектов функционирования здравоохранения, мнения пациентов о первичном звене медицинской помощи, вопросам взаимодействия и коммуникации в системе «врач - пациент» (Решетников A.B., 2010; Михайлова Л.М., 2014; Сурмач М.Ю., 2016; Кобякова О.С., 2016; Черкасов М.А., 2019) [5, 6, 13]. Показатель удовлетворенности населения подразумевает комплексную оценку многих сторон медицинского обслуживания: от эффективности и качества оказания помощи, условий получения медицинской услуги до психологических особенностей коммуникативного процесса между медицинским персоналом и пациентом [4, 7].

Цель исследования - изучить мнение пациентов о доступности первичной медико-санитарной помощи, об удовлетворенности работой врача общей практики, наличии источников понятной информации медицинского характера, взаимоотношениях с медицинским персоналом.

Материалы и методы

Методологическая база настоящего исследования представлена принципами и методами социологии медицины. В исследовании использован понятийный аппарат, разработанный Решетниковым A.B. (2002) и дополненный Сурмач М.Ю. (2016) [13]. Это позволило применить социологический подход к изучению социальных аспектов потребления медицинских услуг на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, исследовать мнение пациентов и провести анализ воспринятого ими качества медицинских услуг, выявить факторы, влияющие

Таблица | Частота ответов на вопрос анкеты: «Как часто за последний год Вы обращались в поликлинику?»

Вариант ответа Общая выборка, % Мужчины, % Женщины, %

Ни разу 14 21* 8

1 раз 30 33 29

от 2 до 5 раз 45 39 49

свыше 5 раз 11 7 14*

Примечание:* - статистически значимая достоверность показателя, р<0,05.

на удовлетворенность населения медицинской помощью услуг с позиции социальной ответственности системы здравоохранения.

Только прямое изучение общественного мнения (социологический опрос) репрезентативных выборок будет являться объективным отражением реальной ситуации и самым информативным методом изучения не только удовлетворенности, но и мнения пациентов по различным аспектам работы системы здравоохранения. Примером таких опросов могут служить следующие: онлайн-опрос Министерства здравоохранения Республики Беларусь по изучению степени удовлетворенности пациентов системой обращения электронных рецептов (2019), опрос на сайте Городской клинической больницы скорой медицинской помощи Минска «Анкета удовлетворенности пациента» и др. Для настоящего социологического опроса была создана авторская анкета, включающая 11 медико-социальных и 60 оценочных пунктов, компоненты анкеты были выделены на основании обзора литературы за 2000-2019 годы (РИНЦ, Scopus). Выборка является репрезентативной (95%), в исследовании приняли участие 880 потребителей медицинской помощи в возрасте до 65 лет, 56% из них состоят на диспансерном наблюдении; 37% выборки - мужчины, 63% -женщины. Группы мужчин и женщин сопоставимы по возрасту (х2=3,21, р>0,2), образованию (х2=2,49, р>0,3), семейному положению (% 2=0,17, р>0,9). Выборка была сформирована случайным образом, количество выбракованных анкет не превысило

Оценка пациентами качества медицинских услуг в разных учреждениях амбулаторно-поликлинической помощи

Вариант ответа Балл* Итого

1 2 3 4 5 6

В поликлинике 2 5 39** 34 12 8 100

В ведомственной поликлинике 1 9 27 27 13 23** 100

В платных учреждениях 0 2 14 29 35** 20** 100

Примечание: * - оценка качества услуг: 1 - очень плохое, 2 - плохое, 3 -удовлетворительное, 4 - хорошее, 5 - очень хорошее, 6 - затрудняюсь ответить; ** - статистически значимая достоверность показателя, р<0,05.

¡ffffiQ Оценка пациентами взаимоотношений с врачом общей практики

Вариант ответа Общая выборка, % Мужчины, % Женщины, %

Полное доверие и взаимопонимание 31* 36 28

Частичное доверие и понимание 41* 35 44

Отсутствие всякого доверия и взаимопонимания 8 8 7

Затрудняюсь ответить 20 21 21

Примечание: * - статистически значимая достоверность показателя, р<0,01.

ВЯбВЯВЯИ Сложности в понимании объяснений медицинских работников, с точки зрения пациентов*

Вариант ответа Общая выборка, %

Врачи используют слишком много сложных, специальных терминов 37**

Врачи говорят неразборчиво, быстро, не повторяют и не уточняют непонятное 23

Врачи не объясняют, а пишут неразборчиво 38**

Другое 4

Затрудняюсь ответить 21

Примечание: * - предлагали выбрать несколько вариантов; ** - статистически значимая достоверность показателя, р<0,05.

статистически допустимый порог для анализа использованы только корректно заполненные анкеты. Результаты обработаны в статистической матрице программы STATISTICA Application 7.0.

Результаты и обсуждение

Оценивая по пятибалльной шкале качество оказываемых услуг в поликлинике, 71% респондентов отметили «удовлетворительное» и «хорошее». Частота обращений приведена в таблице 1.

Каждый пятый мужчина из опрошенных ни разу не обращался в поликлинику, что в 2,5 раза превышает количество женщин, которые также не обращались за медицинской помощью. При этом статистически достоверно, что 15% опрошенных женщин обращались в поликлинику свыше 5 раз за истекший год. В общей выборке 45% респондентов от 2 до 5 раз за год имели посещения поликлиник.

В таблице 2 представлена субъективная оценка пациентами качества медицинских услуг первичного уровня.

Каждый пятый респондент не смог оценить качество услуг в ведомственной поликлинике или учреждении негосударственной формы собственности. Абсолютное большинство посетителей поликлиник (73%) оценивают качество услуг как удовлетворительное или хорошее, каждый девятый - как очень хорошее. Услуги в платных учреждениях оцениваются положительно, каждый третий из опрошенных оценил медицинскую помощь в таких учреждениях как очень хорошую. При этом только 7% респондентов отметили, что оплата медицинских услуг платного сектора не составляет для них проблем, для 34% обращение в платные учреждения приводит к сокращению других расходов, каждый девятый из опрошенных

не может позволить себе платную медицинскую помощь.

По времени, затраченному человеком на дорогу к поликлинике, выборка распределена следующим образом: до 10 минут - 22%, 10-30 минут -48%, 30 минут -1 час - 24%, более 1 часа - 6% опрошенных. Для 73% респондентов график приема врачей является удобным, 16% ожидают врача менее 15 минут, 34% - от 15 до 30 минут, у каждого третьего - 31% -время ожидания приема занимает до часа. Каждый четвертый участник опроса считает недостаточным время врачебного приема (25%). Среди эмоций, которые испытывают пациенты по отношению к медицинским работникам поликлиники, лидирует доверие (46%) и симпатия (23%), значимых различий среди мужчин и женщин не установлено; недоверие и антипатия были отмечены только 9% и 4% респондентов соответственно. В таблице 3 представлена оценка пациентами своих взаимоотношений с врачом общей практики.

Очевидно, что такое высокое качество коммуникаций и отношений «врач - пациент» является показателем профессионального оказания медицинской помощи врачами общей практики. Отсутствуют статистически значимые межгрупповые различия по полу среди пациентов по вопросу взаимоотношений с врачом общей практики.

Установлена сильная прямая корреляционная связь между оценкой взаимоотношений с врачом общей практики и потребителем медицинских услуг и средним временем ожидания приема врача (г=0,64, р<0,01). Только 5% респондентов указали, что врач невнимательно выслушивает их жалобы, 62% пациентов полностью понятно все, что объясняет врач, 35% - понятно частично. В таблице 4 приведены мнения пациентов относительно сложностей в понимании объяснений медицинских работников.

Из таблицы 4 следует, что самыми частыми причинами непонимания своего состояния больными является сложная врачебная лексика и/или отсутствие устных пояснений при невозможности прочесть почерк специалиста.

Среди наиболее важных качеств идеального врача, по мнению пациентов, лидируют квалификация (64%), внима-

ЛИШШ Оценка пациентами профессиональных качеств врача общей практики

Вариант ответа Баллы, % от выборки

1 2 3 4 5 6

Компетентность, профессионализм 1 3 27* 42* 18 9

Соблюдение профессиональной этики 1 3 21 40* 25* 10

Заинтересованность в результате лечения 2 4 25* 36* 21 11

Индивидуальность подхода 3 5 24* 35* 22 10

Дисциплинированность (присутствие на рабочем месте) 2 4 19 33* 29* 13

Примечание: * - здесь и в таблице 6 статистически значимая достоверность показателя, р<0,05.

■1Н Оценка пациентами профессиональных качеств врача общей практики в зависимости от пола респондента

Вариант ответа Мужчины, % Женщины, %

баллы баллы

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Компетентность, профессионализм 1 2 26* 44* 20 7 1 4 28* 40* 17 10

Соблюдение профессиональной этики 1 2 21 42* 26* 8 0 5 22 39* 24 11

Заинтересованность в результате лечения 2 4 22 39* 22* 11 2 5 27* 34* 21 11

Индивидуальность подхода 2 4 22 39* 25* 8 4 6 26* 33* 19 12

Дисциплинированность (присутствие на рабочем месте) 1 4 18 35* 32* 8 2 4 20 31* 27 16

ние и сострадание к пациенту (62%), коммуникабельность (26%). С точки зрения социальной ответственности, качество медицинской помощи - это совокупность свойств процесса оказания такой помощи и формирования у пациента чувства удовлетворенности в ходе взаимодействия с медицинскими работниками, то есть совпадения ожидаемого больным результата от контакта с медицинской средой и происходящего при непосредственном получении медицинской услуги. Представлялось интересным изучить мнение пациентов о профессиональных качествах реального врача общей практики по сравнению с их представлениями.

В таблицах 5-6 представлена расширенная оценка пациентами профессиональных качеств врача общей практики. Использована следующая

шкала: 1 балл - очень плохо, 2 - плохо, 3 - удовлетворительно, 4 - хорошо, 5 -очень хорошо, 6 - затрудняюсь ответить.

Установлены статистические отличия в описании врача общей практики между пациентами мужского и женского пола. Такие качества специалиста, как индивидуальность подхода и заинтересованность врача с результатами лечения, женщины оценили значимо ниже мужчин (р<0,01).

В целом ожидания пациентов и их оценка реальных специалистов говорит о совпадении и хорошей оценке пациентами профессиональных качеств врача общей практики.

Заключение

Самым лучшим источником информации об использовании медицинских услуг являются сами пациенты. Необходимо создание системы постоян-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного социологического мониторинга. Использование его результатов для принятия управленческих решений позволит поддерживать на высоком уровне социальную ответственность и врача, и медицинских работников в целом, и всей системы здравоохранения.

Провозглашенные в Конституции Республики Беларусь принципы социальной справедливости и равенства в получении доступной медицинской помощи надлежащего объема и качества находят практическое подтверждение при внедрении института врача общей практики, о чем свидетельствуют результаты социологического опроса репрезентативной выборки.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Будник Я.И., Шаршакова Т.М. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. -2019. - №1. - С.34-37.

2. Есполова Г.Д., Рахимова Л.Ж. // Современный научный вестник. - 2014. - Т.8, №2. - С.6-12.

3. Кобякова О.С. [и др.] // Социальные аспекты здоровья населения. - 2016. - №3 (49). - С.5.

4. Люцко В.В. // Справочник врача общей практики. - 2019. - №1. - С.50-60.

5. Матвейчик Т.В. // Медицина. - 2019. - №2. -С.36-41.

6. Пилипцевич Н.Н. // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2019. - №1. -С.56-63.

7. Сандаков Я.П. [и др.] // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. - 2019. - №3. - С.84-91.

8. Сачек М.М. [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2019. - №1. -С.38-47.

9. Сидорович Р.Б. // Главврач. - 2019. - №1. -С.25-32.

10. Сурмач М.Ю. // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. - 2018. -№4. - С.109-116.

11. Сурмач М.Ю. Социология медицины: предмет, методология и сферы применения в Республике Беларусь. - Гродно, 2016. - 316 с.

12. Терехович Т.И. [и др.] // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2019. -№3. - С.26-30.

13. Тетерина О.А. // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2015. - №4 (21). - С.8.

14. Цыганков Б.Д., Малыгин Я.В. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014. - Т.22, №4. - С.18-22.

15. Черкасов М.А. [и др.] // Новости хирургии. -2019. - Т.27, №1. - С.49-58.

Поступила 07.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.