Научная статья на тему 'УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ'

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отношение населения / система здравоохранения / медицинские работники / пациенты / горожане / attitude of population / healthcare system / medical workers / patients / citizens

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Татьяна Геннадьевна Светличная, Елена Алексеевна Смирнова

Изучена удовлетворенность населения качеством решения проблем в сфере здравоохранения и оказанной медицинской помощью как предиктора приверженности лечению и индикатора чувствительности (отзывчивости) здравоохранения к нуждам, потребностям и запросам населения. Базой исследования послужил г. Череповец (n = 318). Использовалась анкета, разработанная Э.А. Мордовским, А.Л. Санниковым, К.Б. Корниенко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Татьяна Геннадьевна Светличная, Елена Алексеевна Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF THE POPULATION WITH THE REALIZATION OF THE RIGHTS TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE

The strategy of socio-economic development of the region until 2030 calls the reduction of the population due to natural factors and migration outflow one of the main factors limiting the development of the region. To prevent the development of a negative situation, it is necessary to improve population’s health, which is impossible without early detection of diseases and following all the doctor’s recommendations, which is impossible without the population’s positive attitude to the work of the healthcare system and medical workers. This work aims to study the population’s satisfaction with the quality of solving problems in the field of healthcare and medical care provided as a predictor of citizens’ commitment to treatment and an indicator of the sensitivity (responsiveness) of healthcare to the needs, wishes and requests of the population. Residents of the city of Cherepovets (n = 318) were interviewed. The questionnaire developed by E.A. Mordovsky, A.L. Sannikov, and K.B. Kornienko was used. The satisfaction of Cherepovets residents with the work of the healthcare system is higher (50.4%) than the all-Russian indicators (47.3%).

Текст научной работы на тему «УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024.

№ 80. С. 166-172.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2024. 80. pp. 166-172.

Научная статья УДК 316.33

doi: 10.17223/1998863Х/80/15

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРАВ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ

Татьяна Геннадьевна Светличная1, Елена Алексеевна Смирнова2

1 Северный государственный медицинский университет, Архангельск, Россия,

[email protected]

2 Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, [email protected]

Аннотация. Изучена удовлетворенность населения качеством решения проблем в сфере здравоохранения и оказанной медицинской помощью как предиктора приверженности лечению и индикатора чувствительности (отзывчивости) здравоохранения к нуждам, потребностям и запросам населения. Базой исследования послужил г. Череповец (n = 318). Использовалась анкета, разработанная Э.А. Мордовским, А.Л. Санниковым, К.Б. Корниенко.

Ключевые слова: отношение населения, система здравоохранения, медицинские работники, пациенты, горожане

Для цитирования: Светличная Т.Г., Смирнова Е.А. Удовлетворенность населения реализацией прав на охрану здоровья и медицинскую помощь // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 80. С. 166-172. doi: 10.17223/1998863Х/80/15

Original article

SATISFACTION OF THE POPULATION WITH THE REALIZATION OF THE RIGHTS TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE

Tatiana G. Svetlichnaya1, Elena A. Smirnova2

1 Northern State Medical University, Arkhangelsk, Russian Federation, [email protected]

2 Cherepovets State University, Cherepovets, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The strategy of socio-economic development of the region until 2030 calls the reduction of the population due to natural factors and migration outflow one of the main factors limiting the development of the region. To prevent the development of a negative situation, it is necessary to improve population's health, which is impossible without early detection of diseases and following all the doctor's recommendations, which is impossible without the population's positive attitude to the work of the healthcare system and medical workers. This work aims to study the population's satisfaction with the quality of solving problems in the field of healthcare and medical care provided as a predictor of citizens' commitment to treatment and an indicator of the sensitivity (responsiveness) of healthcare to the needs, wishes and requests of the population. Residents of the city of Cherepovets (n = 318) were interviewed. The questionnaire developed by E.A. Mordovsky, A.L. Sannikov, and K.B. Kornienko was used. The satisfaction of Cherepovets residents with the work of the healthcare system is higher (50.4%) than the all-Russian indicators (47.3%).

Keywords: attitude of population, healthcare system, medical workers, patients, citizens

© Т.Г. Светличная, Е.А. Смирнова, 2024

For citation: Svetlichnaya, T.G. & Smirnova, E.A. (2024) Satisfaction of the population with the realization of the rights to health protection and medical care. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 80. pp. 166-172. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/80/15

Введение

Постановлением правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920 утверждена Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 г. Основным фактором, ограничивающим развитие региона, названо сокращение численности населения вследствие естественных факторов и миграционного оттока. Для предупреждения дальнейшего развития негативной ситуации в регионе необходимо «проведение активной демографической политики, развитие потенциала семьи, улучшение здоровья населения и продление долголетия, развитие физической культуры и спорта, обеспечение безопасности проживания и самосохранения населения, качественное социальное обслуживание»1.

Для улучшения здоровья населения проводится профилактика социально значимых заболеваний, а для наиболее раннего их выявления - дополнительная диспансеризация. Граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании, для уточнения диагноза направляются на консультации к специалистам и в дальнейшем получают лечение по месту жительства. Насколько пациент будет следовать всем рекомендациям врача, будет зависеть, в том числе, и от отношения населения к работе системы здравоохранения и медицинским работникам [1], актуальность изучения которого не вызывает сомнения.

Цель исследования: изучение удовлетворенности населения качеством решения проблем в сфере здравоохранения и оказанной медицинской помощи как предиктора приверженности лечению и индикатора чувствительности (отзывчивости) здравоохранения к нуждам, потребностям и запросам населения.

Объект исследования - жители г. Череповца. Предмет исследования -удовлетворенность населения качеством решения проблем в сфере здравоохранения и оказанной медицинской помощью.

Материал и методы

Для проведения социологического исследования использовался метод анкетирования. Выборочная совокупность сформирована простым случайным образом среди жителей г. Череповца (n = 318), опрос проводился с 01.09 по 15.10.2023 (табл. 1).

Опрошенные граждане представлены как мужчинами, так и женщинами трудоспособного возраста. Средний возраст (Mean) составил 37,5377, SD = 1,16143. Чуть менее половины (39,6%) имеют высшее образование, каждый третий (27,4%) - среднее.

В отношении к религиозной вере ответы разделились практически поровну. Одна половина причисляет себя к верующим людям (53,1%), а другая (46,9%) - к неверующим. При этом оценивающие себя как верующие причисляют себя к православной конфессии.

1 Постановление правительства Вологодской области от 17.10.2016 № 920. «О Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года».

Таблица 1. Характеристика горожан, принявших участие в социологическом исследовании, %

Показатель Количество

Пол М 30,2

Ж 69,8

Возраст Трудоспособные 94,0

Нетрудоспособные 6,0

Образование Незаконченное среднее 6,6

Среднее 27,4

Среднее профессиональное 19,5

Неоконченное высшее 6,9

Высшее 39,6

Вера Верующий 53,1

Неверующий 46,9

Доход 1. Денег не хватает даже на еду. 3,8

2. Денег хватает на еду, но на одежду приходится копить. 16,7

3. Денег хватает на одежду, но на предметы длительного пользования 43,1

(телевизор, холодильник) приходится копить.

4. Денег хватает на одежду, технику, отдых, но на крупные затраты 31,4

(квартира, дача, машина) приходится копить.

5. Имею полный достаток и не ограничен в средствах 5,0

В качестве инструмента для определения уровня удовлетворенности населения качеством решения проблем в сфере здравоохранения и оказанной медицинской помощью применялась анкета, разработанная Э.А. Мордовским, А.Л. Санниковым, К.Б. Корниенко [2]. Предлагалось выбрать один из предложенных вариантов ответов на вопрос: от «совершенно верно», «в целом верно» до «в целом неверно», «совершенно неверно» и «затрудняюсь с ответом». В дальнейшем нами была проведена дихотомизация социальных представлений опрошенных об удовлетворенности населения качеством решения проблем в сфере здравоохранения. Мы объединили критерии «совершенно верно» и «в целом верно», а также «в целом неверно» и «совершенно неверно» из-за идентичности смысловой нагрузки обеих названных позиций, что позволило выделить когорты людей, социальные представления которых характеризовались в целом положительным или отрицательным отношением к системе здравоохранения как к социальному институту.

При интерпретации полученных данных учитывали качественные характеристики и рассчитывали количественные показатели. Определение 95% доверительных интервалов (ДИ) для частот и долей проводили методом Fisher. Статистическую обработку результатов анкетного опроса - с помощью программного обеспечения SPSS-17.

Результаты и обсуждение

Половина (49,4%) горожан интересуются ситуацией в отечественном здравоохранении (табл. 2), но лишь каждый третий (39,3%) отслеживает изменения в нормативно-правовом регулировании отрасли и понимает содержание происходящих в ней реформ (43,7%).

Каждый третий (34,3%) горожанин знает свои права в сфере охраны здоровья. Однако противоположную ситуацию мы выявили при ответе на вопрос о знании Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (60,4%).

Таблица 2. Оценка удовлетворенности горожан качеством решения проблем в сфере здравоохранения и медицинской помощью, оказанной в организациях здравоохранения, % (95%-й ДИ)

Оценка удовлетворенности горожан Да Нет

Интересуются ситуацией в отечественном здравоохранении 49,4 (43,9-54,8) 50,6 (45,2-56,1)

Отслеживают изменения в законодательстве, нормативном правовом регулировании отечественного здравоохранения 39,3 (34,1-44,8) 60,7 (55,2-65,9)

Понимают суть изменений, происходящих в отечественном здравоохранении 43,7 (38,4-49,2) 56,3 (50,8-61,6)

Знают свои права как гражданина в сфере охраны здоровья 34,3 (29,3-39,7) 65,7 (60,4-70,7)

Знают о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 60,4 (54,9-65,6) 39,6 (34,4-45,1)

Регулярно обращаются к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 39,3 (34,1-44,8) 60,7 (55,2-65,9)

Отечественная система здравоохранения в последние годы меняется к лучшему 48,7 (43,3-54,2) 51,3 (45,8-56,7)

Получить медицинскую помощь в государственных медицинских организациях (больницах, поликлиниках) в последнее время в целом стало проще 44,3 (39,0-49,8) 55,7 (50,2-61,0)

В регионе в последние годы в целом улучшилась работа государственных поликлиник 39,6 (34,4-45,1) 60,4 (54,9-65,6)

В поликлинике стало легче записаться на прием к врачу 34,9 (29,9-40,3) 65,1 (59,7-70,1)

В поликлинике стало легче записаться на диагностические исследования 44,3 (39,0-49,8) 55,7 (50,2-61,0)

В регионе в последние годы в целом улучшилась работа государственных больниц 34,6 (29,6-40,0) 65,4 (60,0-70,4)

В регионе в последние годы в целом стала лучше работать скорая помощь 44,3 (39,0-49,8) 55,7 (50,2-61,0)

В последние годы отношение врачей и иных медицинских работников к больным улучшилось 39,6 (34,4-45,1) 60,4 (54,9-65,6)

Доверяют отечественной системе здравоохранения (в целом) 49,1 (43,6-54,5) 50,9 (45,5-56,4)

Удовлетворенность отечественной системой здравоохранения (в целом) 44,7 (39,3-50,2) 55,3 (49,9-60,7)

Половина горожан (48,7%) полагают, что отечественная система здравоохранения в последние годы меняется к лучшему. Распределение ответов на указанный вопрос совпадает с мнением респондентов о доступности первичной медико-санитарной помощи. Половина считает, что получить медицинскую помощь в государственных медицинских организациях (больницах, поликлиниках) в последнее время стало проще (44,3%), в регионе в последние годы в целом улучшилась работа государственных поликлиник (39,6%) и в поликлинике стало легче записаться на прием к врачу (34,9%) или на диагностические исследования (44,3%).

Каждый третий (34,6%) горожанин считает, что в регионе в последние годы в целом улучшилась работа государственных больниц и стала лучше работать скорая помощь (44,3%). Аналогичные показатели мы получили при оценке отношения врачей и иных медицинских работников к больным (39,6%). Только половина горожан доверяют социальному институту здравоохранения (49,1%) и удовлетворены его работой (44,7%).

Горожанам была предоставлена возможность дать общую оценку удовлетворенности результатами работы системы здравоохранения (рис. 1). Половина (49,4%) из них признала работу удовлетворительной и чуть меньше (38,6%) - хорошей. Только каждый десятый (12%) сказал, что российская система здравоохранения работает отлично.

-1

1 49,4 38,6 12

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

■удовлетворительно хорошо I отлично Рис. 1. Оценка горожанами работы российской системы здравоохранения

Также нами были рассчитаны медианные оценки работы российской системы здравоохранения (табл. 3).

Таблица 3. Медианная оценка работы российской системы здравоохранения

Оценка удовлетворенности Медианная оценка 25-й перцентиль 75-й перцентиль

Здоровые граждане 3,0000 3,0000 4,0000

Оценка работы российской системы здравоохранения горожанами в зависимости от социально-демографических характеристик представлена в табл. 4. Половина (55,7%) удовлетворительно оценивает работу этого социального института. Каждый третий (29,3%) и только каждый десятый (15%) - отлично.

Таблица 4. Оценка работы российской системы здравоохранения горожанами в зависимости от социально-демографических характеристик (%, 95% ДИ)

Признак Оценка системы здравоохранения

Удовлетворительно Хорошо Отлично

Пол М Ж 50.0 (40,2-59,8) 58.1 (51,5-64,4) х2 32,3 (23,8-42,2) 27,9 (22,4-34,2) = 1,85; р = 0,396 17,7 (11,4-26,5) 14,0 (10,0-19,1)

Возраст трудоспособный нетрудоспособный 54,9 (49,2-60,4) 68,4 (46,0-84,6) Х2 29,1 (24,2-34,5) 31,6 (15,4-54,0) = 3,68; р = 0,158 16,0 (12,3-20,6) 0,0

Образование незаконченное среднее среднее общее среднее профессиональное высшее 42,8 (24,5-63,5) 67,8 (57,4-76,7) 54,8 (42,5-66,6) 50,7 (42,7-58,6) Х2 28,6 (13,8-50,0) 21,8 (14,5-31,6) 29,0 (19,2-41,3) 33,8 (26,7-41,7) = 10,17 р = 0,117 28,6 (13,8-50,0) 10.4 (5,5-18,5) 16,2 (9,0-27,2) 15.5 (10,6-22,2)

Религиозная вера верующие неверующие 59,8 (52,2-66,9) 51,0 (43,1-58,9) Х2 = 21,3 (15,8-28,1) 38,3 (30,8-46,3) 12,40; р = 0,002 18,9 (13,7-25,5) 10,7 (6,7-16,7)

Доход 1. Денег не хватает даже на еду. 2. Денег хватает на еду, но на одежду приходится копить. 3. Денег хватает на одежду, но на предметы длительного пользования (телевизор, холодильник) приходится копить. 4. Денег хватает на одежду, технику, отдых, но на крупные затраты (квартира, дача, машина) приходится копить. 5. Имею полный достаток и не ограничен в средствах 25,0 (8,9-53,2) 71,7 (58,4-82,0) 56,9 (48,6-64,9) 48,0 (38,5-57,7) 62,5 (38,6-81,5) Х2 = 50,0 (25,4-74,6) 17,0 (9,2-29,2) 30,7 (23,6-38,8) 30,0 (21,9-39,6) 37,5 (18,5-61,4) 18,19; р = 0,019 25,0 (8,9-53,2) 11.3 (5,3-22,6) 12.4 (7,9-19,0) 22,0 (15,0-31,1) 0,0

ВСЕГО 55,7 (50,2-61,0) | 29,3 (24,5-34,5) | 15,0 (11,6-19,4)

По нашим данным, верующие в 1,8 раза чаще неверующих людей оценивают на «хорошо» российскую систему здравоохранения (38,3 против 21,3% соответственно) и столько же (в 1,8 раза) чаще верующие, чем неверующие, на «отлично» оценивают деятельность органов здравоохранения (18,9 и 10,7% соответственно).

По данным социологических исследований, удовлетворенность работой российской системы здравоохранения населением Российской Федерации не является стабильной. Так, в 2006-2008 гг. только каждый третий-четвертый (26-29%) был удовлетворен состоянием дел в системе здравоохранения [3, 4], тогда как к 2014 г. показатель увеличился почти в два раза и составил 40-45% [4], достигая к 2020 г. 50,8%. Однако к 2022 г. наблюдается небольшое снижение (47,3%) [5] показателя. Одновременно сокращается и число неудовлетворенных граждан работой этого социального института. Если в 2006 г. негативные оценки давал каждый второй (58%) опрошенный, то к 2011 г. показатель сокращается до 32% [4] и остается стабильным до 2020 г. (31,4%) и незначительно увеличивается к 2021 г. (33,5%).

Все факторы, влияющие на удовлетворенность работой системой здравоохранения и предоставляемой медицинской помощью можно объединить в три группы. Это квалификационные, организационные и информационные факторы [6]. Так, основными причинами негативных оценок исследователи [3, 5, 7] называют: высокую стоимость фармакотерапии (55-67%), плохую организацию работы (40,8%), увеличение объема платной медицинской помощи (34,5%), дефицит медицинских кадров (32,2%) и низкую квалификацию имеющихся (13,222,9%). Медицинские работники основными причинами называют [7, 8]: низкую оплату труда (63,4%) и высокую нагрузку на медицинских специалистов.

Таким образом, показатель удовлетворенности населения г. Череповца работой системы здравоохранения соответствует общероссийским показателям (50,4 и 47,3% соответственно). При этом не удалось выявить статистически значимой разницы в уровне удовлетворенности системой здравоохранения в зависимости от социально-демографических признаков: пола, возраста, образования и материального дохода. Однако мы выявили, что верующие люди более лояльно оценивают систему здравоохранения, чем неверующие.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Кравченко С.А. Новации в социологическом знании: по итогам XIII конференции ЕСА // Социологические исследования. 2018. № 2. С. 18-24. doi: 10.7868^0132162518020034

2. Мордовский Э.А., Санников А.Л., Корниенко К.Б. Совершенствование оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях Архангельской области. Архангельск : Изд-во Северного гос. мед. ун-та, 2022.

3. Изучение мнения населения Российской Федерации о доступности и качестве медицинской помощи. Всероссийское социологическое исследование. М. : Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, 2009.

4. Обобщенные результаты социологических исследований отношения населения к системе здравоохранения. М. : Минздрав России, 2015.

5. Бузин В.Н. Доступность и качество медицинской помощи в российском здравоохранении в период пандемии. Второй год с СОУГО-19: мнение населения // Профилактическая медицина. 2022. Т. 25, № 5. С. 37-45. doi: 10.17116/profmed20222505137

6. Светличная Т.Г., Воронов В.А., Смирнова Е.А. Удовлетворенность качеством медицинской помощи психически больных и факторы, ее определяющие // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022. Т. 122, № 5. С. 111-117. doi: 0.17116/щеуго2022122051Ш

7. Булатникова А.Г., Часовская Л.А. Характеристика российской сферы здравоохранения // Молодой ученый. 2022. № 49 (444). С. 304-307.

8. Светличная Т.Г., Смирнова Е.А. Социально-медицинское сопровождение лиц с нарушениями психического здоровья: монография. Архангельск : Изд-во Северного гос. мед. ун-та, 2017.

References

1. Kravchenko, S.A. (2018) Novatsii v sotsiologicheskom znanii: po itogam XIII konferentsii ECA [Innovations in sociological knowledge: based on the results of the 13th ECA Conference]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2. pp. 18-24. DOI: 10.7868/S0132162518020034

2. Mordovsky, E.A., Sannikov, A.L. & Kornienko, K.B. (2022) Sovershenstvovanie okazaniya grazhdanam meditsinskoy pomoshchi v meditsinskikh organizatsiyakh Arkhangel'skoy oblasti [Improving the provision of medical care to citizens in medical organizations of the Arkhangelsk Region]. Arkhangelsk: Northern State Medical University.

3. Federal Service for Supervision of Healthcare. (2005) Izuchenie mneniya naseleniya Rossiyskoy Federatsii o dostupnosti i kachestve meditsinskoy pomoshchi. Vserossiyskoe sotsiologicheskoe issledovanie [Studying the opinion of the population of the Russian Federation on the availability and quality of medical care. The All-Russian sociological study]. Moscow: Federal Service for Supervision in the Field of Healthcare.

4. Ministry of Health of the Russian Federation. (2015) Obobshchennye rezul'taty sotsiologicheskikh issledovaniy otnosheniya naseleniya k sisteme zdravookhraneniya [Generalized results of sociological studies of the population's attitude to the healthcare system]. Moscow: Ministry of Health of Russia.

5. Buzin, V.N. (2022) Dostupnost' i kachestvo meditsinskoy pomoshchi v rossiyskom zdravookhranenii v period pandemii. Vtoroy god s COVID-19: mnenie naseleniya [Accessibility and quality of medical care in Russian healthcare during the pandemic. The second year with COVID-19: The opinion of the population.]. Profilakticheskaya meditsina. 25(5). pp. 37-45. DOI: 10.17116/profmed20222505137

6. Svetlichnaya, T.G., Voronov, V.A. & Smirnova, E.A. (2022) Satisfaction with the quality of medical care for mentally ill patients and its determining factors. Zhurnal nevrologii i psikhiatrii im. S.S. Korsakova - The Korsakov's Journal of Neurology and Psychiatry. 122(5). pp. 111-117. (In Russian). DOI: 10.17116/jnevro2022122051111

7. Bulatnikova, A.G. & Chasovskaya, L.A. (2022) Kharakteristika rossiyskoy sfery zdravookhraneniya [Characteristics of the Russian healthcare sector]. Molodoy uchenyy. 49(444). pp. 304307.

8. Svetlichnaya, T.G. & Smirnova, E.A. (2017) Sotsial'no-meditsinskoe soprovozhdenie lits s narusheniyami psikhicheskogo zdorov'ya [Social and medical support of persons with mental health disorders]. Arkhangelsk: Northern State Medical University.

Сведения об авторах:

Светличная Т.Г. - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы Северного государственного медицинского университета (Архангельск, Россия). E-mail: [email protected] Смирнова Е.А. - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальных технологий Череповецкого государственного университета (Череповец, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Svetlichnaya T.G. - Dr. Sci. (Medicine), professor; professor of the Department of Public Health, Healthcare and Social Work, Northern State Medical University (Arkhangelsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Smirnova E.A. - Cand. Sci. (Sociology), associate professor of the Department of Sociology and Social Technologies, Cherepovets State University (Cherepovets, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.04.2024; одобрена после рецензирования 19.07.2024; принята к публикации 12.08.2024

The article was submitted 26.04.2024; approved after reviewing 19.07.2024; accepted for publication 12.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.