Научная статья на тему 'Удовлетворенность населения г. Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения'

Удовлетворенность населения г. Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИТЬЕВАЯ ВОДА / DRINKING WATER / КАЧЕСТВО / QUALITY / КОЛИЧЕСТВО / QUANTITY / ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ / POPULATION SURVEY / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Азимов Г.Д., Эгамназаров Х.Н., Дабуров К.Н.

Результаты опроса населения свидетельствуют, что мало проблем к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» 93%. Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» -70% и в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» 83% и 73% соответственно. Самый высокий уровень качества питьевой воды, отмечено в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» более 90%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Азимов Г.Д., Эгамназаров Х.Н., Дабуров К.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SATISFACTION OF THE POPULATION OF DUSHANBE QUANTITY AND QUALITY OF DRINKABLE WATER

The results of the population survey show that small problems to access drinking water faced by respondents served tap "Pressure" station 93%. Worse situation with access to the water situation in the respondents served by waterworks "Gravity" -70% and in the service areas of water treatment plants "Southwest" and "Kafirniganskaya" 83% and 73%, respectively. The highest level of drinking water quality, indicated in the service areas of water treatment plants "Southwest" and "Kafirniganskaya" more than 90%

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность населения г. Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения»

2. Азимов Г.Д. Влияние водного фактора на здоровье населения Республики Таджикистан / Азимов Г. Д., Дабуров К.Н. / Сб.трудов 59-годичной науч.-практ.конф. ТГМУ ис.А-буали ибни Сино, посвященной 20-летию государственной независимости Республики Таджикистан.-Душанбе.- 2011.-С.56-57.

3. Дабуров К.Н. Обеспечение безопасности водоемов в Республике Таджикистан / Дабуров К.Н. /Сб. тезисов докла-

дов международной конференции «Стимулирование потенциала общества, науки и неправительственных организаций к сохранению биоразнообразия и охраны окружающей среды».- Душанбе.- 2011.-С. 54-56.

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ Г.ДУШАНБЕ КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ ПИТЬЕВОГО ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ

Азимов Г.Д., Х.Н.Эгамназаров, К.Н.Дабуров

Кафедра гигиены окружающей среды (зав., д.м.н., профессор К.Н.Дабуров) ТГМУ им. Абуали ибни Сино

SATISFACTION OF THE POPULATION OF DUSHANBE QUANTITY AND

QUALITY OF DRINKABLE WATER

Azimov GD, H.N.Egamnazarov, K.N.Daburov

Department of Environmental Health (Head., MD, professor K.N.Daburov) TSMU them. Abu Ali ibn Sina

АННОТАЦИЯ

Результаты опроса населения свидетельствуют, что мало проблем к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» - 93% . Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» -70% и в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» - 83% и 73% соответственно. Самый высокий уровень качества питьевой воды, отмечено в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» более 90%.

ABSTRACT

The results of the population survey show that small problems to access drinking water faced by respondents served tap "Pressure" Nation - 93%. Worse situation with access to the water situation in the respondents served by waterworks "Gravity" -70% and in the service areas of water treatment plants "SouthweS" and "Kafirniganskaya" - 83% and 73%, respectively. The higher level of drinking water quality, indicated in the service areas of water treatment plants "SouthweS" and "Kafirniganskaya" more than 90%.

Ключевые слова: питьевая вода, качество, количество, опрос населения, удовлетворенность.

Keywords: drinking water, quality, quantity, population survey, satisfaction.

Актуальность. Острота проблемы водообеспечения Таджикистана обусловлена неравномерностью распределения водных ресурсов по территории, значительной изменчивостью во времени, высокой степени загрязнения[1,2]. Обеспечение населения качественной питьевой водой в настоящее время является одной из актуальнейших задач в связи с ухудшением имеющейся санитарно-эпидемиологической обстановки, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения и, как следствие, ростом заболеваемости, обусловленной водным фактором передачи [3].

В Республике принимаются меры по улучшению водоснабжения. Принята «Национальная программа по улучшению обеспечения население РТ чистой питьевой водой на 2008-2020гг.», однако пока 90% населения в городах и 40% населения в сельской местности имеют доступ к централизованному и безопасному водоснабжение.

Цель работы: Проведение исследований по удовлетворенности населения г.Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения.

Материалы и методы исследования: Исследование проводилось с использованием двух методов - количественного путем опроса жителей города Душанбе методом индивидуального интервью «лицом к лицу» и проведением фокус-групповых дискуссий с применением многоступен-

чатой стратифицированной случайной выборки. Объем выборки составил 1530 индивидуальных абонентов. Анализ результатов осуществлен с применением программных пакетов SPSS и MS Excel.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса населения свидетельствуют, что меньше других с проблемами к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» - 93% . Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» -70%, в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» этот показатель составляет 83% и 73% соответственно.

Самый высокий уровень качества питьевой воды, опрошенные респонденты отмечали, в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниган-ская» более 90%, водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» от 75 до 83%.

Заключение. Результаты опроса населения по ситуации с питьевым водообеспечением в г.Душанбе требуют улучшения количества подаваемой водопроводными станциями воды, путем снижения предприятиями потребления воды и улучшения качества ее водоподготовки за счет внедрения современных систем очистки и обеззараживания.

Ключевые слова. Опрос, респонденты, количество и качество питьевой воды, водопроводные станции.

Актуальность. Вода является одним из самых значительных факторов формирования качества жизни и общественного здоровья населения во многих странах мира. Учитывая актуальность проблемы водообеспечения в жизнедеятельности человечества, Генеральной Ассамблеей ООН по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона 2005-2015 годы провозглашены Международным десятилетием действий «Вода для жизни» [1, 2].

В Республике принимаются меры по улучшению водоснабжения. Принята «Национальная программа по улучшению обеспечения население РТ чистой питьевой водой на 2008-2020гг.», однако пока 90% населения в городах и только 40% населения в сельской местности имеют доступ к централизованному и безопасному водоснабжение. В этих условиях в течение многих лет Таджикистан является регионом повышенной заболеваемости острыми кишечными инфекциями [3,4].

В связи, с чем представляет интерес состояние удовлетворенности городским населением, в частности г.Душанбе, количеством и качеством подаваемой питьевой воды соответствующими коммунальными службами.

Цель работы: Проведение исследований по удовлетворенности населения г.Душанбе количеством и качеством питьевого водообеспечения.

Материалы и методы исследования: Исследование проводилось с использованием двух методов исследования: количественного путем опроса жителей города Душанбе методом индивидуального интервью «лицом к лицу» и проведением фокус-групповых дискуссий, с применением многоступенчатой стратифицированной случайной выборки, пропорциональной доле абонентов зон водоснабжения Душанбинского водоканала. Отбор индивидуальных абонентов осуществлялся с учетом существующих пропорций распространенных видов жилья (многоэтажные дома и дома частной застройки).

5%

11% 9%

Объем выборки составил 1530 индивидуальных абонентов. После сбора данных все анкеты были введены в базу данных в формате CSPro, позволяющей полностью исключить ошибки ввода данных в компьютерную базу. Анализ данных по опросу жителей был осуществлен с применением программных пакетов SPSS и MS Excel.

Процедура разработки выборки состоит из 4 стадий выбора: распределения бытовых абонентов по обслуживаемым зонам и типу жилья с определением количества точек опроса, критериев выбора домохозяйств и критериев выбора индивидуальных респондентов.

Результаты исследования и их обсуждение. В г.Дущанбе водоснабжение жилых домов обеспечивается 4 водопроводными станциями очистная станция самотечного водопровода (ОССВ); очистная станция напорного водопровода (ОСНВ); юго-Западная водоочистная станция (ЮЗВ) и ка-фирниганская насосная станция (КНС).

ОССВ и ОСВН используют воду реки Варзоб, КНС использует подземные инфильтрационные воды реки Кафир-ниган, а ЮЗВ - подземные инфильтрационные воды реки Душанбинки.

Три четверти (72-76%) из числа опрошенных граждан г.Душанбе, имеют постоянный доступ к воде. Ещё 9-11% имеют ограниченный доступ, зависящий от времени суток и сезона. Согласно ответам респондентов, с ограничениями доступа к воде сталкиваются:

• В зависимости от времени суток - 9% респондентов;

• В зависимости от сезона - 5-8% респондентов;

• В зависимости от времени суток и от сезона - 6-8% респондентов (диаграмма 1).

В комментариях к вопроснику респонденты указывали причины ограниченного снабжения водой, в основном связанные с износом и выходом из строя водопроводными трубами и проводимыми ремонтными работами. В этом отношении проблемными территориями в городе являются улицы Шевченко, Зокони, Сахбо и Шукухи.

8% 6%

1%

Постоянный доступ к воде

Частичныйдоступ Частичныйдоступ Частичныйдоступ Нет доступа к воде к воде {сезон} к воде (время} к воде

(время/сезон)

Диаграмма 1. Наличие доступа к воде, N=1530

12013

12014

Как показали результаты опроса населения, меньше других с проблемами в доступе к воде сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» - 93% абонентов имеют постоянный доступ к воде. Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов,

обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» -лишь 70% имеют бесперебойный доступ к воде. В зонах обслуживания станций «Юго-Западная» и «Кафирниганская» этот показатель составляет 83% и 73% соответственно (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Наличие доступа к воде в распределении по станциям в 2014 году, N=1530

Исследования показали, что большинство респондентов респондентов (диаграмма 3). Чуть боле 6% респондентов (84%) удовлетворены доступом к воде. Почти в два раза были не удовлетворены и около 9% не смогли выразить снизилось количество неудовлетворенных доступом к воде свою удовлетворенность доступом к воде (диаграмма 3). 78% 84%

■ 2013 ■ 2014

11%

9%

11%

6%

Удовлетворен (а) Ни то, ни другое Не удовлетворен(а)

Диаграмма 3. Обобщенный уровень удовлетворённости в сравнении по годам, N=1475

Согласно результатам проведенных исследований у большинства респондентов, напор воды всегда сильный (51%), что на 5% больше аналогичного показателя прошлого года, и всегда средний (30%). Только у 13% напор воды всегда слабый, что ниже показателя прошлого года на 2%. Остальные 6% респондентов отметили, что у них изменчивый напор воды.

Результаты исследований, свидетельствуют, что большинство респондентов (75%) отмечают, что пользуются чистой водой, т.е. вода у них прозрачная и не имеет посторонних веществ, 11% пользуются нечистой водой и 14% сказали, что чистота воды каждый раз разная (иногда чистая, а иногда нет). Респондентам, у которых совсем нет воды, данный вопрос не задавался (см. диаграмму 58).

Да,

вода чистая, 75%

Диаграмма 58. Вода, доступная в Вашем доме/квартире чистая? N=1475

Наиболее благоприятная ситуация с доступом к воде наблюдается в зоне обслуживания станции «Напорная» (93% респондентов имеют постоянный доступ к воде, что даже выше прошлогоднего показателя) и в нижних этажах квартирных жилых домов (84% респондентов имеют постоянный доступ к воде). Проблемы с доступом к воде начинаются в конце весны (в мае), продолжаются всё лето (от июня до августа) и заканчиваются к началу осени (в сентябре). Для улучшения доступа к воде 8% респондентов используют дополнительные оборудования, 39% - насос для дома или квартиры, 59% - насос для подъезда и 3% от числа респондентов провели отдельную трубу.

Исследование показало, что большинство респондентов исследования в зоне обслуживания станций «Самотечная» и «Напорная» (82%) удовлетворены качеством чистотой воды, что выше аналогичного показателя прошлого года. Только 7% респондентов не были удовлетворены чистотой воды. По результатам исследования абсолютное большинство респондентов (93%) отметили, что не ощущали в воде посторонний привкус. Только 7% респондентов замечали воду с посторонним привкусом, и это возможно свидетельствует о загрязнении воды каким-то веществом или веществами.

По результатам исследования абсолютное большинство респондентов водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» (93%) отметили, что не ощущали в воде посторонний запах. Только 7% респондентов ощущали в воде посторонний запах. Исследование показало, 39% респондентов за последние годы заметили случаи подачи некачественной воды. У 49% респондентов не было случаев подачи некачественной воды. А остальные 12% респондентов не смогли ответить на данный вопрос, так как не помнили, когда они в последний раз замечали случаи подачи некачественной воды. По результатам исследования 23% респондентов используют дополнительное оборудование (бытовые фильтры) для улучшения качества воды. Чаще всего респонденты отмечают наличие и использование общего фильтра для стиральной машины, водонагревателя (69%) и питья.

Большинство респондентов водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» (75%) отметили, что пользу -ются чистой водой, 11% пользуются недостаточно чистой водой и 14% пользуются разной водой. Респонденты в основном сталкиваются с недостаточно чистой водой после дождя (70%).

Чаще всего пользуются чистой водой респонденты зоны обслуживания станции «Кафирниганская» (91%). Запахом воды с этой водопроводной станции удовлетворены большинство респондентов (91%), 3% не удовлетворены и 5%

отметили ни то, ни другое. Качеством воды удовлетворены большинство респондентов (89%), 3% - не удовлетворены и 8% - отметили ни то, ни другое. Данный показатель превышает прошлогодний на 3%. В зоне обслуживания станции «Юго-Западная» наблюдается самый высокий уровень удовлетворения качеством воды.

Выводы:

1. Результаты опроса населения свидетельствуют, что меньше других с проблемами к доступу питьевой воды сталкиваются респонденты, обслуживаемые водопроводной станцией «Напорная» - 93% . Хуже ситуация с доступом к воде обстоит у респондентов, обслуживаемых водопроводной станцией «Самотечная» -70%, в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниган-ская» этот показатель составляет 83% и 73% соответственно.

2. Самый высокий уровень качества питьевой воды, опрошенные респонденты отмечали в зонах обслуживания водопроводных станций «Юго-Западная» и «Кафирниган-ская» более 90%, водопроводных станций «Самотечная» и «Напорная» от 75 до 83%.

3. Результаты опроса населения по ситуации с питьевым водообеспечением в г.Душанбе требуют улучшения количества подаваемой водопроводными станциями воды, путем снижения предприятиями потребления воды и улучшения качества ее водоподготовки за счет внедрения современных систем очистки и обеззараживания.

Литература:

1. Азимов Г.Д. Санитарная характеристика условий проживания населения в сельских населенных пунктах Таджикистана / Азимов Г.Д., Дабуров К.Н. // Здравоохранение Таджикистана.- 2009.- 3.-С. 81-84.

2. Азимов Г.Д. Влияние водного фактора на здоровье населения Республики Таджикистан / Азимов Г.Д., Дабуров К.Н. / Сб.трудов 59-годичной науч.-практ.конф. ТГМУ ис.А-буали ибни Сино, посвященной 20-летию государственной независимости Республики Таджикистан.-Душанбе.- 2011.-С.56-57.

3. Дабуров К.Н. Обеспечение безопасности водоемов в Республике Таджикистан / Дабуров К.Н. /Сб. тезисов докладов международной конференции «Стимулирование потенциала общества, науки и неправительственных организаций к сохранению биоразнообразия и охраны окружающей среды».- Душанбе.- 2011.-С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.