Научная статья на тему 'Удовлетворенность качеством транспортной инфраструктуры как индикатор социального самочувствия населения города Хабаровска'

Удовлетворенность качеством транспортной инфраструктуры как индикатор социального самочувствия населения города Хабаровска Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
503
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / ХАБАРОВСК / НАСЕЛЕНИЕ ГОРОДА / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / ФОКУС-ГРУППА / ТРАНСПОРТ / ИНФРАСТРУКТУРА / КАЧЕСТВО ДОРОГ / SOCIAL WELL-BEING / SATISFACTION / KHABAROVSK / CITY POPULATION / SOCIOLOGICAL SURVEY / FOCUS GROUP / TRANSPORT / INFRASTRUCTURE / QUALITY OF ROADS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Скоромец Елена Климентиновна, Клиценко Максим Вадимович

В статье на основе данных социологических опросов 2013 и 2015 гг., а также стенограмм фокус-групп 2016 г. определяется степень удовлетворенности населения города Хабаровска качеством дорожного покрытия и транспортного обслуживания. Показано, что удовлетворенность жителей города качеством транспортной инфраструктуры выступает одним из значимых индикаторов социального самочувствия населения. Установлены основные причины низкой оценки населением качества транспортной инфраструктуры (высокая стоимость проезда, непрофессиональное поведение кондукторов и водителей, большая загруженность общественного транспорта в час пик и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Скоромец Елена Климентиновна, Клиценко Максим Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfaction with the quality of transport infrastructure as a social well-being indicator of the citizens of the city of Khabarovsk

Based on sociological survey data of 2013 and 2015, as well as transcripts of focus groups of 2016 the article determines the level of satisfaction of Khabarovsk citizens with the quality of pavement and transport service. The paper shows that the satisfaction of the citizens with the quality of transport infrastructure is one of the most important indicators of population’s social well-being. The article defines the main reasons for low estimation of the quality of transport infrastructure by population (the high cost of travel, the unprofessional behaviour of conductors and drivers, the heavy workload of public transport during rush hour, etc.).

Текст научной работы на тему «Удовлетворенность качеством транспортной инфраструктуры как индикатор социального самочувствия населения города Хабаровска»

УДК 316.613.4:656(571.620-25)

https ://doi.org/10.24158/tipor.2017.5.12

Скоромец Елена Климентиновна

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Социально-культурный сервис и туризм»

Тихоокеанского государственного университета

Клиценко Максим Вадимович

старший преподаватель кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» Тихоокеанского государственного университета

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ИНДИКАТОР СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА ХАБАРОВСКА

Skoromets Elena Klimentinovna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Head of Social and Cultural Service and Tourism Department, Pacific National University

Klitsenko Maksim Vadimovich

Senior Lecturer, Social and Cultural Service and Tourism Department, Pacific National University

SATISFACTION WITH THE QUALITY OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A SOCIAL WELL-BEING INDICATOR OF THE CITIZENS OF THE CITY OF KHABAROVSK

Аннотация:

В статье на основе данных социологических опросов 2013 и 2015 гг., а также стенограмм фокус-групп 2016 г. определяется степень удовлетворенности населения города Хабаровска качеством дорожного покрытия и транспортного обслуживания. Показано, что удовлетворенность жителей города качеством транспортной инфраструктуры выступает одним из значимых индикаторов социального самочувствия населения. Установлены основные причины низкой оценки населением качества транспортной инфраструктуры (высокая стоимость проезда, непрофессиональное поведение кондукторов и водителей, большая загруженность общественного транспорта в час пик и др.).

Ключевые слова:

социальное самочувствие, удовлетворенность, Хабаровск, население города, социологический опрос, фокус-группа, транспорт, инфраструктура, качество дорог.

Summary:

Based on sociological survey data of 2013 and 2015, as well as transcripts of focus groups of 2016 the article determines the level of satisfaction of Khabarovsk citizens with the quality of pavement and transport service. The paper shows that the satisfaction of the citizens with the quality of transport infrastructure is one of the most important indicators of population's social well-being. The article defines the main reasons for low estimation of the quality of transport infrastructure by population (the high cost of travel, the unprofessional behaviour of conductors and drivers, the heavy workload of public transport during rush hour, etc.).

Keywords:

social well-being, satisfaction, Khabarovsk, city population, sociological survey, focus group, transport, infrastructure, quality of roads.

«Социальное самочувствие» - центральное понятие в определении уровня удовлетворенности населения в срезе различных жизненных аспектов. В рамках данной работы под социальным самочувствием понимается интегральный показатель удовлетворенности различными аспектами жизни.

Накоплен довольно внушительный объем работ и исследований в области социального самочувствия, учитывая западный опыт и довольно продолжительный по меркам социологии российский опыт изучения этого феномена. В ряду исследователей необходимо выделить М. Ро-кича [1] и А.А. Русалинову [2]. В процессе рассмотрения данной социологической категории выявлен ее междисциплинарный характер: философия, социология, политология, психология, медицина так или иначе занимаются изучением феномена социального самочувствия. Результаты исследований, проведенных в рамках вышеизложенных наук, позволяют по-новому взглянуть на исконно социологическое явление социального самочувствия, определить особенности его формирования и закономерности проявления для характерных социальных групп.

Важно отметить, что количество аспектов жизни, то есть индикаторов социального самочувствия, может быть достаточно большим. Принципиальное количество каждый раз зависит от качества и объема исследования той или иной социальной группы.

В 2013 и 2015 гг. Правительством Хабаровского края при непосредственном участии авторов были проведены опросы населения в целях изучения социального самочувствия жителей города Хабаровска. Выборочная репрезентативная совокупность в соответствии с заданием Правительства Хабаровского края в 2013 г. составила 576 человек, в 2015 г. - 798 человек. В рамках

данного исследования анализируется общая городская выборка, районированные особенности более подробно рассмотрены в ряде смежных исследований.

В ходе исследования решались следующие задачи:

- оценить восприятие населением своего материального положения,

- установить уровень доверия населения к государственным структурам,

- выявить основные проблемы, волнующие население города Хабаровска,

- определить социальное самочувствие различных социальных групп и проследить динамику изменения социального самочувствия.

Поставленные задачи решались посредством анализа индикаторов социального самочувствия, в частности удовлетворенности качеством транспортной инфраструктуры в городе Хабаровске.

В исследовании использовалась районированная выборка, составленная в соответствии с половозрастной структурой населения.

В 2013 г. при поддержке Правительства Хабаровского края был проведен социологический опрос, нацеленный на выявление наиболее острых, по мнению жителей города Хабаровска и Хабаровского района, проблем. Для сбора информации использовался поквартирный обход, в ходе которого проводилось очное индивидуальное анкетирование. Для более детального анализа опрос проводился в различных районах города. Всего участвовали жители четырех округов города Хабаровска: Железнодорожного, Южного, Центрального и Северного.

В 2015 г. проводился опрос населения для оценки социального самочувствия.

В рамках данной работы исследуется индикатор удовлетворенности транспортной инфраструктурой. Семантически близкими к этому индикатору являются вопросы удовлетворенности транспортным обслуживанием и качеством дорог, которым уделялось большое внимание в процессе сбора количественной информации. Помимо соцопросов, индикатор удовлетворенности транспортной инфраструктурой обсуждался в рамках проведения фокус-групп на территории города Хабаровска, в которых жители подробно описывали все положительные и негативные аспекты этой проблемы.

Рассмотрим подробнее вопрос о транспортном обслуживании в рамках соцопросов (табл. 1). Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Если говорить в целом,

удовлетворены ли Вы организацией транспортного обслуживания?»

Вариант ответа 2013 2015

человек % человек %

Да 114 19,79 175 21,93

Скорее да 144 25,00 298 37,34

Скорее нет 146 25,35 155 19,42

Нет 151 26,22 141 17,67

Затрудняюсь ответить 21 3,65 29 3,63

Необходимо отметить, что последний опрос проводился в 2015 г., а летом 2016 г. началась крупная транспортная реформа на территории города. На конец 2016 г. по городу ежедневно выполняют движение от 560 до 757 автобусов, 76 трамваев и 44 троллейбуса. На сегодняшний день в городе действуют 69 маршрутов, по проекту планируется сокращение их числа до 31 (по данным информационного агентства «Восток-Медиа»). Стоит отметить, что на 2016 г. в рамках проведения соцопросов не зафиксирован спад уровня удовлетворенности транспортной инфраструктурой, о котором писали многие местные СМИ, однако конкретные данные, насколько снизилась удовлетворенность качеством предоставления транспортных услуг, отсутствуют.

Исходя из имеющейся информации в дореформенный период уровень удовлетворенности увеличился на 10 % за 2 года. В связи с этим возникают первые сомнения насчет целесообразности планируемой реформы. Тем не менее главными факторами мотивации этих изменений стали повторяемость маршрутов, расширение города, строительство новых дорог, микрорайонов, куда также нужно провести общественный транспорт. В то же время на территории Хабаровска курсируют дублирующие маршруты. Для решения этой проблемы необходим комплексный подход, поэтому было решено проложить новую транспортную сеть, изменить маршруты. Как отмечается на официальном сайте медиахолдинга «Губерния», новую транспортную схему будут внедрять с 2017 г., а пока по возможности оптимизируют существующую сеть, сократив некоторые убыточные маршруты и увеличив временной интервал между прибытием автобусов. По проекту предлагается внедрить 11 круговых маршрутов, которые охватят всю дорожную сеть. Остальные маршруты, так называемые маятниковые, будут совершать много рейсов на короткие расстояния. Также предлагается открыть ряд экспресс-рейсов, например из Южного микрорайона в Северный.

Рассмотрим еще один важный вопрос, касающийся практически всех жителей города, -качество дорог (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос:

«Если говорить в целом, удовлетворены ли Вы качеством дорог?»

Вариант ответа 2013 2015

человек % человек %

Да 22 3,83 38 4,76

Скорее да 36 6,25 75 9,4

Скорее нет 129 22,4 176 22,05

Нет 369 64,2 492 61,65

Затрудняюсь ответить 20 3,5 17 2,13

Как видно из таблицы 2, уровень удовлетворенности составляет в целом около 10 %. Особенно интересны данные 2015 г., так как к моменту опроса была сдана в эксплуатацию первая очередь расширенной дороги по ул. Краснореченской (от Дендрария до ул. Индустриальной), полностью сдана в эксплуатацию дорога по ул. Павла Морозова, однако на общую оценку эти крупные проекты не повлияли. Исходя из полученных данных фокус-групп 2016 г., уровень удовлетворенности не изменился. Следует отметить, что в 2016 г. продлилась работа по ремонту и расширению ул. Краснореченской и ул. Павла Морозова, проведены ремонтные работы в различных частях города.

Несмотря на то что в анкетах 2013 и 2015 гг. были вопросы, связанные с качеством предоставления транспортных услуг и качеством дорог, выполняя анализ стенограммы фокус-групп, удалось выяснить заниженную оценку удовлетворенности этими индикаторами. Проведенные в 2016 г. фокус-группы показали, что среди населения города наблюдается низкая степень удовлетворенности транспортной инфраструктурой и качеством дорожного покрытия. Всего на территории города было проведено 4 фокус-группы, участниками каждой из которых были 12 человек. В каждой фокус-группе принимали участие 6 женщин и 6 мужчин, соблюдалась возрастная пропорция. Участники подбирались из разных районов города. Учитывалось, что среди них должны быть жители, постоянно пользующиеся городским транспортом, а также ежедневно использующие личный автомобиль.

Главными факторами низкой оценки транспортной инфраструктуры стали:

- большая загруженность общественного транспорта в час пик. В этот же блок входит проблема неравномерности движения общественного транспорта. По словам участников фокус-групп, зачастую происходит ситуация, когда к остановке подъезжают сразу несколько автобусов одного маршрута, а затем долгое время не подходит ни одного;

- высокая стоимость проезда на общественном транспорте на территории Хабаровска. Повышение стоимости проезда на коммерческом транспорте вызвало недовольство горожан;

- устаревший парк транспортных средств (как автобусов, так и трамваев и троллейбусов). По мнению жителей города, несмотря на то что в СМИ с периодичностью раз в несколько месяцев говорят о закупке новых транспортных средств, большая часть парка остается устаревшей и не отвечает современным требованиям перевозки пассажиров;

- непрофессиональные отношение кондуктора к пассажирам и поведение водителя общественного транспорта на дороге (касается автобусных перевозок).

Отдельно необходимо отметить отмену ряда маршрутов в конце 2016 г. (автобусные маршруты № 60, 72, 79, 86 и 87) (по данным информационного агентства «Восток-Медиа»), что вызвало критику жителей города. Как следствие, в СМИ отмечались случаи столпотворения на остановках города и жалобы жителей.

Таким образом, проблема качества транспортной инфраструктуры и дорожного покрытия в городе Хабаровске стоит довольно остро. Проводимые реформы на данный момент не приносят желаемого результата, напротив, ситуация ухудшается. Проведенные социологические опросы и фокус-группы наглядно показали существенную разницу в оценке качества проведенных работ. Полученные результаты могут послужить основанием для изменения методов проводимых реформ, организации дополнительных общественных слушаний.

Ссылки:

1. Rockeach M. Understanding human values. Individual and societal. N. Y., 2000.

2. Русалинова А.А. Уровневый подход в изучении социального самочувствия человека // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н/Д., 2010. С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.