УДК 33+338.012
УДОРОЖАНИЕ СТОИМОСТИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РОССИИ
Т. Т. З. Выонг, Н. В. Ушакова
Удорожание стоимости, возникающее при выполнении инвестиционно-строительных проектов, оказывает влияние на эффективность проекта. Известны многие исследования, посвященные анализу причин удорожания проектов и определению его последствий. Но никто не показывает, насколько часто встречается в практике удорожание проектов и насколько большим может быть удорожание. Эти данные были бы полезны практикующим менеджерам для оценки риска выполняемых ими проектов. В данной статье, автор обобщает результаты собственного исследования стоимости завершенных инвестиционно-строительных проектов в России и анализирует их распределение величины отклонения от первоначальной сметной стоимости проекта.
Ключевые слова: удорожание, стоимость проекта, принцип трех сигма, среднеквадратичное отклонение, нормальное распределение.
Стоимость проекта зависит от стоимости ресурсов проекта и времени выполнения работ проекта. Стоимость проекта определяется ресурсами, необходимыми для выполнения работ, в том числе: оборудование (покупка, взятие в аренду, лизинг); приспособления, устройства и производственные мощности; рабочий труд; расходные товары; материалы; обучение, семинары, конференции; субконтракты; перевозки и т. д.[1]. Одним из трех важных аспектов управления инвестиционно-строительным проектом (ИСП) является обеспечение его сбалансированности по стоимости. Основная цель управления стоимостью проекта состоит в том, чтобы завершить его в рамках утвержденного бюджета. Но на практике в России, выявлено удорожание стоимости ИСП, которое проявляется в том, что стоимость для завершения ИСП превышает ранее запланированную. Это значительно снижает эффективность социально-экономических инвестиций в строительство и уменьшает привлекательность для инвесторов, заинтересованных во вложениях в данную сферу деятельности.
Рассмотрим бюджеты 30 ИСП, произвольно выбранных для этой сферы, и проанализируем отклонения их фактической стоимости от ранее запланированной (табл.1). В анализе использован показатель среднеквадратичного отклонения (СКО) и проверено предположение о нормальном распределении величины превышения бюджета с помощью принципа трех сигма [2].
В табл.2 показано, насколько часто встречается тот или иной относительный размер отклонений.
Талица1
Процент выполнения фактического бюджета 30 ИСП в России [3, 4, 5, 6, 7]
Очередь Проект Бюджет (K) (млрд руб.) с и 1 ■é И II И ( ) = ^ х100% к
план. фак.
1 Ледовый дворец «Большой», г. Сочи 3,94 9,9 5, 96 151,27%
2 Комплекс защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений 55 109,33 54,33 98,79%
3 Проект Nord Stream 6 7,4 1,40 23,33%
4 Золотой мост 17,9 21 3,10 17,32%
5 Бугринский мост, г. Новосибирск 14,8 17,11 2,31 15,61%
6 Устройство эстакад-съездов на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД 7 9,47 2,47 35,29%
7 Первая очередь нефтепровода Восточная Сибирь -Тихий Океан (ВСТО-1) 303 360 57,00 18,81%
8 Железная дорога Лосево- Каменногорск 83,4 122 38,60 46,28%
9 Мост через реку Ока в районе города Мурома 2,38 3,85 1,47 62,06%
10 Реконструкция железной дороги Москва - Санкт-Петербург для организации скоростного сообщения в 2007-2009 г 6,2 15,3 9,10 146,77%
11 Мост через пролив Босфор Восточный на остров Русский 32,5 35,5 3,00 9,23%
12 Строительство Дальневосточного федерального университета 41,7 65,5 23,80 57,07%
13 Строительство театра оперы и балета во Владивостоке 0,97 2,5 1,54 159,07%
14 Цементный завод «ТулаЦемент» 5,4 11,5 6,10 113,13%
15 Тихвинский вагоностроительный завод 21,65 42 20,35 94,02%
16 Большой Обуховский мост 11 13,5 2,50 22,73%
17 Северо-Западный тоннель 29 36 7,00 24,14%
18 Красавинский мост, г. Пермь 2,5 2,7 0,20 8,00%
19 Западный скоростной диаметр, г. Санкт-Петербург 130 212,7 82,70 63,62%
20 I очередь южного участка Западного скоростного диаметра 7,8 17,8 10,00 128,21%
21 Освоение Бованенковского месторождения 230 300 70,00 30,43%
22 Строительство трубопровода освоения Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения 0,05 0,058] 0,01 16,00%
23 Строительства моста через реку Юрибей 121,5 [43] 130 8,50 7,00%
24 Олимпийский стадион «Фишт», г. Сочи 160 2240 2080 1300%
25 Дублер Курортного проспекта 64 83,2 19,20 30,00%
26 Реконструкция Большого театра, г. Москва 160,8 [47] 2320 [48] 2159 1342,79 %
27 Реконструкция Варшавского шоссе 11,72 10 -1,72 -14,66%
28 Реконструкция Каширского шоссе Москва 9,44 8,5 -0,94 -9,97%
29 Волгоградский мост (первая очередь) 11 12,5 1,50 13,64%
30 Новый Кузнецовский тоннель 17,56 23,6] 6,04 34,42%
Среднее значение 42,56 56,92 14,36 45,78%
Таблица 2
Количество объектов, построенных с удорожанием стоимости
Отклонение (%) Частот (шт.) Пропорция (%) Отклонение фактической стоимости от сметной
ДК >10% 25 83,33% больше чем 10%
0%<ДК < 10% 3 10 % меньше чем 10% и больше чем 0%
ДК = 0 0 0 % Без превышения
ДК < 0% 2 6,67% Уменьшение
Итого 30 100%
На практике из выбранных исходных данных мы получили следующие выводы:
- с вероятностью 6,67% расходы по проекту могут быть меньше запланированного ;
- с вероятностью 0% величина стоимости проектов не превысит планового;
- с вероятностью 93,33% величина затрат связанных с выполнением будет превышать плановый бюджет.
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Рис.1. Фактическое распределение удорожания ИСП в России
Анализ исходных данных 30 ИСП из табл. 1 по «правилу трех сигм» и «нормальному распределению» дал следующие результаты:
\к
(— * 100%)
- Среднее значение процента выполнения бюджета 30 ИСП составило х = 134,81 %;
средн ий
- Среднеквадратичное отклонение (СКО или б):
7 =
X(х - х)2
I=1
(п-1) V (30-1)
308,64
= 3,2623 = 326,23%
Расхождение фактической и плановой стоимости проекта №24 и № 26 в три раза превышает значение стандартного отклонения (1300% и 1342,79%> х +3*326,23%) из точки среднего. Поэтому нужно удалить исходные данные проектов №24 и № 26. После удаления проект №24 и № 26, рассчитываем снова необходимые показатели:
- Теперь среднее значение процента превышения бюджета
М
(— *100%)средний составило: х' = 50,06% (кроме проектов №24 и № 26);
^п
- Среднеквадратичное отклонение:
7 ■
1
г=1
(п-1) \ (28-1)
6,84
0,5035 = 50,35%
Рис.2. Распределение отклонения стоимости ИСП в России
Чтобы проиллюстрировать отношение стандартного отклонения к нормальной кривой, рассмотрим нормально распределенные данные, показанные на рис.3:
п
п
- 75% площади (нормальное отклонение) находится в пределах +/- величины одного СКО;
- 17,86% площади (несущественное отклонение) в пределах от одного до двух СКО;
- 7,14% площади (существенное отклонение) под нормальной кривой лежит в пределах +/-3 величины одного СКО от двух СКО.
-1,00??- -0.7591 --0,30(5* - -0,2547 ■ -ОДН?- 0.W3S- Q.5W6- 0.7523- 1,00*1 - 1,255?- 1,5076- 1.7SM--0.758S -0.5OSÍ -0Í547 -O.Q02Í ÜLÍM8 0,5006 0.7591 1,0041 1,2556 1,53ffí 1.759J 2.0LII
д.- tjíflHís- *l„íe
3« 2,54 24 ^pííHfí tOJí +1,5» -- -+3«
Рис.3. Кривая фактического детального распределения отклонения
стоимости ИСП в России
Эти параметры близки к параметрам нормального распределения.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что удорожание проектов в строительстве является реальностью (83% проектов в процессе реализации подорожали более чем на 10%) и его уровень является весьма значительным (среднее удорожание 50%, т.е. в 1,5 раза). Следовательно, для достижения успеха в инвестиционной деятельности строительных проектов необходимо создание новых или совершенствование имеющихся систем управления стоимостью, а также управление рисками, обеспечивающее их выявление, оценку, контроль и уменьшение негативного воздействия, связанного с повышением фактических затрат на реализацию ИСП.
Список литературы
1. Ушакова Н.В. Конспект лекции по дисциплине «Управления проектами» Направление подготовки: 080100 - Экономика-Профиль подготовки: Финансы и кредит-Квалификация (степень) выпускника - магистр -ТулГу 2013;
2. Ивановский, Р.И. Теория вероятностей и математическая статистика. Основы, прикладные аспекты с примерами и задачами в среде Mathcad, СПБ.: БХВ-Петербург, 2008г., 528с.: ил. + CD-ROM - (Учебное пособие);
3. Сивокоз В. Н. Применение технологии проектного управления при освоении Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения ООО «Газпром добыча Надым» - г. Сургут, 08 апреля - 10 апреля 2015 гола;
4. Официальный сайт Межрегионального объединения организации железнодорожного строительства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moozs.ru
5. Официальный сайт коммерческой недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spbcr.ru
6. Официальный сайт Федерального дорожного агентства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //rosavtodor.ru
7. Официальный сайт Московского портала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //moscow-portal .info
Выонг Тхи Тхуи Зыонг, аспирантка каф., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,
Ушакова Надежда Владимировна, канд. экон. наук, доц., n_ush@,list.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
RISE IN COST OF THE INVESTMENT CONSTRUCTION PROJECTS IN RUSSIA
T. T .D. Vuong, N.V. Ushakova
Rise in cost, appeared in the implementation of the investment construction project, affecting to the effectiveness of the project. There have been many studies about it, which include the analysis of the causes and the determination of its consequences. But no one has shown that how often the rise in cost of the projects in practise happens and how big the rise in cost of the projects is. These data would be useful for practising managers to assess the risk of the projects, carried out by them. In this article, the author summarises the results of her own research about actual cost of investment construction projects in Russia and analyses their deviation distribution of actual cost from the original estimated cost.
Keywords: rise in cost, project cost, the principle of the three sigma, mean square deviation, normal distribution.
Vuong Thi Thuy Duong, aspirant of department, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,
Ushakova Nadezhda Vladimirovna, candidate of economic science, docent, n_ush@,list.ru, Russia, Tula, Tula State University