Научная статья на тему 'Удмуртские народные праздники, обряды и поверья'

Удмуртские народные праздники, обряды и поверья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1111
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Гуждор» (букв.: «проталина / лужайка / трава» / «Акаяшка» / «Гербер» Праздник Покров день

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беркутов Валентин

В данной статье описывается удмуртские народные праздники, обряды и поверья. У удмуртов, издавна проживающих в местном крае, бытовали сезонные праздники, приуроченные к основным земледельческим работам, а также совокупность обрядов и поверий, которые возникли в связи с религиозными верованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Удмуртские народные праздники, обряды и поверья»

Удмуртские народные праздники, обряды и поверья

У удмуртов, издавна проживающих в местном крае, бытовали сезонные праздники, приуроченные к основным земледельческим работам, а также совокупность обрядов и поверий, которые возникли в связи с религиозными верованиями. Опишем некоторые из них.

«Гуждор» (букв.: «проталина, лужайка, трава») — праздник в честь ухода зимы, наступления весны. Приметой Гуж-дора служила первая зелень. По вечерам на зеленых лужайках собиралась деревенская молодежь и устраивала там хороводы, песни и пляски под мелодии «аргана» (гармошки). Придерживались поверья: если во время Гуждора прогремит первый весенний гром, то следует кататься или кувыркаться по земле, а также скатываться с пригорков — к плодородию.

«Акаяшка» — весенний праздник в честь начала сева яровых. У Акаяшки много народных названий: «Акашка» (Первая борозда), «Геры поттон» (Вывоз сохи) и «Гырон потон» (Выезд на пахоту). Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акашки устраивали омовение (баню), одевали белые рубахи; готовили кушанье, варили пиво, «кумышку» (вотский самогон); забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения Воршуду (хранителю домашнего очага) в «куале» (шалаше) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья

(род) выезжала на свой участок («межу») земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенную провизию (лепешку, яйцо и др.), окропляя ее кумышкой. После ручного посева ярового клина с помощью лукошка («куды») засеянное заделывали граблями («мажес»). Праздник продолжался три дня (вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи) и сливался с Пасхой — «Акашка уй» (букв. «Пасхальная ночь»). В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.

«Гербер» — праздник в разгар лета (конец июня — начало июля), посвященный земле-матушке. Ко дню праздника завершались все полевые работы с использованием сохи («геры») — ранняя вспашка, предназначенная для сева яровых культур, а затем предпосевная вспашка для посева озимых. Само название «гер-бер» и означает «после сохи». Кроме того, в простонародье праздник, проводимый после завершения весенней пахоты и сева яровых, называли «Гырон быдтон» (Завершение вспашки). Его празднование относили к началу дней летнего солнцестояния — «гужем шор» (21-22 июня). Гырон быдтон, как и Гербер, свидетельствует об окончании вспашки земли с применением сохи. Празднование Гербера проводили с широким размахом. Так, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины (молодухи). В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.

За праздником Гербер следовал церковный праздник Петров день, наступающий 12 июля. Удмурты его называли «Куарсур» (букв. «Праздник травы»). В сельской местности с этого дня дружно начинался «нырысетй турнан» (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. По народной

У НАШИХ СОСЕДЕЙ

примете в Петров день наступает «лето красное», певчие птицы перестают петь (кукушка не кукует, а соловей не поет). В этот день в церковных приходах совершаются богослужения во имя апостолов Петра и Павла.

Осенний праздник в честь нового урожая — «Выль жук». Выражение означает «новая каша, приготовленная из ячменя первого помола». По традиции в этот день продукты питания приготавливали из нового урожая. На родовом току («кут-саськон инты») молотили снопы цепями («кулэс»), и зерно провеивали на ветру («тбл шорын») с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи (« ег») и ячменя («йыды»), листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога (Инмар) обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище—куале. На праздник Выль жук приходился Ильин день. Это религиозный праздник христиан. Удмурты отмечали его 2 августа ежегодно. На празднование Дня Ильи-пророка верующие приносили в церковь вареное мясо (голову и бок) и раскладывали его перед образами, а священник, отслужив молебен, освещал святой водой кушанье и кумышку. Отведав даров, он угощал ими прихожан. Из сельскохозяйственных работ к Ильину дню убиралась рожь, а затем начиналось боронование пара, посев ржи и сбор бобовых (гороха). Время начала посева ржи определялось тем, «когда воробьи стаями начнут садиться на птичью гречу». На Ильин день выпекали « ег нянь колды» (каравай ржаного хлеба) и вдоволь угощали им приглашенных гостей.

Первый зимний праздник в честь всего собранного урожая, установления последующего благополучия — «Тол-сур». Со временем его приурочили к Рождеству, отмечаемому 7 января. Поэтому бытовали и другие названия праздника — «Ымусьтон» (Рождественский), «Тол-сур кезьытъёс» (Рождественские морозы). Народные обычаи, свойственные празднику Толсур: уборка в доме, приготовление кушанья, пива и кумышки, приглашение гостей, назначение к этому дню свадеб («сюан»). Со дня Толсура начинались Святки («Вожодыр») с участием молоде-

жи. Обрядовые обычаи праздника — это ряженье («пбртмаськон») для отпугивания злых духов, а также вечера загадок («мадиськон жыт») и поговорок («визь-кыл»), где играли в жмурки («чимали»), пели и плясали.

Праздник Покров день — «Пукро» (Пукрол). Удмурты отмечали его 14 октября каждый год. К Покрову дню люди утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. До Покрова дня с полей собирался весь урожай зерновых, шел обмолот. Около Покрова дня происходили малые поминки («пичи кисьтон»), а в Покровскую субботу — поминки на могилах («шай вылын кисьтон»). После Покрова дня играли свадьбы, а весьма любопытная молодежь приходила в «кенос» (клеть), чтобы посмотреть невесту и ее одеяние («дйськут»). В Покров день тоже проводилась обрядовая игра — ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.

Последний праздник в зимнем сезоне календарного года — «Вой дыр». Поскольку «вой» (масло) и «дыр» (время), то «вой дыр» означает «масленое время», т. е. Масленицу. Март назывался «вой то-лэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля — начале марта в течение недели (Масленая неделя). Праздник начинался в «нырысет нунал» (понедельник)—«вой пырон» (встреча Масленицы) и завершался в «арня нунал» (воскресенье) — «вой келян» (проводы Масленицы). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины («мильым»), приглашали родню в гости и сами ходили, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу развлекались играми. Самым радостным развлечением для молодежи было катание на разряженных лошадях, запряженных в выездные сани («кошёвка»), а у детей — спуск с пологих горок. Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.

Валентин Беркутов,

доктор педагогических наук

УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ И ПОВЕРЬЯ

305>-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.