Научная статья на тему 'Удельный расход топлива и потери мощности судового дизель-генератора'

Удельный расход топлива и потери мощности судового дизель-генератора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1453
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОВОЙ ДИЗЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР / СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР / УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА / КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ (КПД) / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ / МЕХАНИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ / ПОТЕРИ МОЩНОСТИ / SHIP DIESEL GENERATOR / SYNCHRONOUS GENERATOR / SPECIFIC FUEL CONSUMPTION / EFFICIENCY FACTOR / ELECTRIC POWER / MECHANICAL POWER / POWER LOSS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Кузнецов С.Е., Башкирев О.О., Виноградов А.А.

Приведены формулы для расчета основных составляющих потерь мощности в судовом бесщёточном синхронном дизель-генераторе: механических потерь всех видов, потерь в стали магнитопроводов, электрических потерь в цепях обмоток и потерь на возбуждение в зависимости от тока нагрузки, напряжения, частоты электрического тока и тока возбуждения. В качестве исследуемого объекта рассматривается судовой дизель-генераторный агрегат фирмы ABB типа AMG 0900XU12LSE номинальной мощностью 6112 кВт. Для анализа потерь мощности и удельного расхода топлива в работе использованы паспортные данные указанного дизель-генераторного агрегата, данные заводских испытаний, проводимых непосредственно перед в вводом в эксплуатацию и экспериментальные данные, полученные в процессе эксплуатации. Произведен сравнительный анализ зависимостей удельных расходов топлива от относительной нагрузки синхронного генератора по данным заводских испытаний и по эксплуатационным данным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Кузнецов С.Е., Башкирев О.О., Виноградов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FUEL CONSUMPTION AND SHIP DIESEL GENERATOR LOSSES

Formulas for the calculation of the main components in a shipless brushless synchronous diesel generator are given: mechanical losses of all types, losses in the steel of magnetic circuits, electric losses in the winding circuits, and losses due to excitation, depending on the load current, voltage, electric current frequency and excitation current. In the quality of the investigated object, the ship diesel generator set of ABB company AMG 0900XU12LSE is considered. For the analysis ofpower losses and specific fuel consumption, the passport data of the said diesel generator set, the factory test data, carried out immediately before commissioning and the experimental data obtained during operation, were used in the work. A comparative analysis of the dependences of the specific fuel consumption on the relative load of the synchronous generator is made according to the factory test data and the operating data.

Текст научной работы на тему «Удельный расход топлива и потери мощности судового дизель-генератора»

УДК 621.313.322-843.6:629.5

УДЕЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА И ПОТЕРИ МОЩНОСТИ СУДОВОГО ДИЗЕЛЬ-

ГЕНЕРАТОРА

Кузнецов С.Е., д.т.н., профессор кафедры «Судовые автоматизированные электроэнергетические системы», ФГБОУВО «ГУМРФ имени

адмирала С.О. Макарова», e-mail: kaf_saees@gumrf.ru Башкирев О.О., аспирант, ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», e-mail: kaf_saees@gumrf.ru Виноградов А.А., доцент кафедры «Судовые автоматизированные электроэнергетические системы», ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени

адмирала С.О. Макарова», e-mail: kaf_saees@gumrf.ru

Приведены формулы для расчета основных составляющих потерь мощности в судовом бесщёточном синхронном дизель-генераторе: механических потерь всех видов, потерь в стали магнитопроводов, электрических потерь в цепях обмоток и потерь на возбуждение в зависимости от тока нагрузки, напряжения, частоты электрического тока и тока возбуждения. В качестве исследуемого объекта рассматривается судовой дизель-генераторный агрегат фирмы ABB типа AMG 0900XU12LSE номинальной мощностью 6112 кВт. Для анализа потерь мощности и удельного расхода топлива в работе использованы паспортные данные указанного дизель-генераторного агрегата, данные заводских испытаний, проводимых непосредственно перед в вводом в эксплуатацию и экспериментальные данные, полученные в процессе эксплуатации. Произведен сравнительный анализ зависимостей удельных расходов топлива от относительной нагрузки синхронного генератора по данным заводских испытаний и по эксплуатационным данным.

Ключевые слова: судовойдизель-генератор, синхронный генератор, удельный расход топлива, коэффициент полезного действия (КПД), электрическая мощность, механическая мощность, потери мощности.

SPECIFIC FUEL CONSUMPTION AND SHIP DIESEL GENERATOR LOSSES

Kuznetsov S., Professor, Doctor of Technical Sciences, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail:

kaf_saees@gumrf.ru

Bashkirev O., the post-graduate student, FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kaf_saees@

gumrf.ru

Vinogradov A., assistant professor. FSEI HE «Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping», e-mail: kaf_saees@gumrf.ru

Formulas for the calculation of the main components in a shipless brushless synchronous diesel generator are given: mechanical losses of all types, losses in the steel of magnetic circuits, electric losses in the winding circuits, and losses due to excitation, depending on the load current, voltage, electric current frequency and excitation current. In the quality of the investigated object, the ship diesel generator set of ABB company AMG 0900XU12LSE is considered. For the analysis ofpower losses and specific fuel consumption, the passport data of the said diesel generator set, the factory test data, carried out immediately before commissioning and the experimental data obtained during operation, were used in the work. A comparative analysis of the dependences of the specific fuel consumption on the relative load of the synchronous generator is made according to the factory test data and the operating data.

Keywords: ship diesel generator, synchronous generator, specific fuel consumption, efficiency factor, electric power, mechanical power, power loss.

В электростанциях морских судов в качестве источников электроэнергии применяются дизель-генераторные агрегаты со среднеоборотными дизелями и трехфазными бесщёточными синхронными генераторами.

Удельный расход топлива судового дизель генератора (СДГ) зависит главным образом от его технического состояния, а также мощности и коэффициента мощности электрической нагрузки [1], [2], [3].

В процессе эксплуатации СДГ при снижении уровня его технического состояния возрастают потери мощности в СДГ, что увеличивает удельный расход топлива. С уменьшением коэффициента мощности электрической нагрузки возрастают электрические потери в токове-дущих цепях (обмотках) СДГ, и увеличивается удельный расход топлива. При изменении электрической нагрузки из-за соответствующего изменения потерь мощности в СДГ также изменяется и удельный расход топлива.

Дизель-генераторные агрегаты проектируются так, чтобы при номинальных значениях частоты вращения и напряжения, при электрической мощности, равной 75.. .85% от номинального значения, коэффициент полезного действия (КПД) был близок к максимальномузна-чению, а удельный расход топлива был минимальным.

Для выбора режима работы СДГ с минимальным или близким к минимальному расходу топлива необходимо прежде всего знать

Ру

как изменяются потери мощности в СДГ в зависимости от параметров режима. В синхронном генераторе (СГ) суммарные потери ^ определяются следующими основными составляющими:

где Р - механические потери в генераторе на трение всех видов;

Р - потери в стали магнитопроводов: основные на перемагничивание и вихревые токи, определяемые без учета неравномерного распределения магнитного потока, и дополнительные - на перемагничивание и вихревые токи на поверхностях сердечников вращающейся и неподвижной частей машины, происходящие от высших гармонических составляющих магнитногополя;

Р - основные электрические потери в цепях обмоток (потери в меди): основные, определяемые без учета неравномерного распределения электрического тока, и дополнительные в проводниках рабочих обмоток, вызванные неравномерностью распределения электрического тока по сечениюпроводников; Р - потери на возбуждение.

Механические потери Р включают в себя потери на трение в подшипниках, потери на вентиляцию и потери на трение вращающихся частей о воздух. Ввиду того, что на данный момент наиболее широкое применение находят бесщеточные синхронные генераторы, ниже потери в щеточных контактах будут приниматься равными нулю, а механические потери на трение вращающихся частей о воздух в возбудителе можно с достаточной точностьюсчитать включенными в аналогичные потери основной электрической машины Рвн. Таким образом,

Р =Р +Р

.

В СГ могут использоваться подшипники качения и подшипники скольжения. Потери на трение зависят от материала и состояния трущихся поверхностей, механического давления на поверхности трения и скорости вращения вала машины.

В работах [1], [2] подробно рассмотрены основные составляющее потерь, приведены выражения для их расчета и получено общее выражение суммарных потерь в синхронном генераторе:

pv=p +р+р +р =к -f + K ■ f +к -и2 +Км-г +К I -

L мех с м в п J вн J с М ее

где постоянныевеличинывформуле (2) К^ Кт, Кс, Км, Кв могут быть определены как экспериментально путем измерения при разных: токе нагрузки I, выходной электрической мощности генератора P напряжении U, частоты электрического тока f и подводимой от дизеля механической мощности на валу, так и расчетным путем по паспортным даннымгенератора.

При известном значении потерь мощности КПД генератора может быть определен как отношение отдаваемой в сеть активной электрической мощности Р, к подводимой от приводного двигателя (в данном случае дизеля) к генератору механической мощности

Pi: 4= Р2/Р1

Подводимую от приводного двигателя механическую мощность можно представить в виде суммы отдаваемой в сеть активной электрической мощности Р2 и мощности всех потерь Ру: Р1 = Р2 + Ру

Отсюда

В качестве примера определим указанные выше постоянные величины и составим выражение (1) применительно к судовому ДГА с бесщеточным СГ типа AMG 0900XU12 LSE фирмы АВВ и дизелем типа 9L38B фирмы Wartsila. В паспортных данных приведены номинальные значения: активная мощность СГ P =6112 кВт; напряжение U = 6600 В; частота электрического тока f = 60 Гц; коэффициент нагрузки соэф = 0,85 и результаты заводских испытаний приразной электрической нагрузке при соэф = 0,85 с указанием отдаваемой активной мощности P подводимой к генератору механической мощности Р мощности механических потерь Рмех, мощности потерь в стали Р , в меди Р , на возбуждение Р , КПД генератора п и тока возбуждения i . Указанные данные сведены в таблицу 1, а в таблице 2 приведены данные, полученные в процессе эксплуатации СДГ.

Табл. 1. Результаты заводских испытаний генератора типа AMG 0900ХШ2 LSE фирмы АВВ

Отн. нагрузка,% 110% 100% 75% 50% 25%

Р„ кВт 6932,6 6301,6 4727,7 3166,8 1617,9

Р2, кВт 6723,6 6112,4 4584,3 3056,2 1528,1

з^ % 97,0 97,0 97,0 96,5 94,4

Р , кВт 15,1 15,1 15,1 15,1 15,1

Рс, кВт 55,8 55,8 55,8 55,8 55,8

Рм, кВт 90,6 76,5 42,4 18,5 4,3

Р , кВт 47,5 41,9 30,2 21,2 14,7

Ру, кВт 209,0 189,3 143,5 110,6 89,9

iB, A 228,4 214,5 181,9 152,4 126,4

q, г/кВтч 209,04 203,43 195 200,5 225

Табл. 2. Результаты, полученные в процессе эксплуатации генератора типа AMG 0900ХШ2 LSE фирмыАВВ

Отн. нагрузка, % Р2, кВт q, г/кВт.ч Отн. нагрузка, % Р2, кВт q, г/кВт.ч Отн. нагрузка, % Р2, кВт q, г/кВт.ч

15 917 247 30 12833,7 216 50 32056,2 208

16 978 239 30 1833,7 225 50 3056,2 206,5

20 1222,5 240 35 2139,4 218 52 3178,5 200

20 1222,5 237 40 2445 210 60 3667,5 200

24 1467 226 42 2567,2 206 75 4584,3 198,5

25 1528,1 230 45 2750,6 203 84 5134,5 199

26 1589,2 224 50 3056,2 202 85 5195,6 198

По данным табл. 1 на рис. 1 приведены зависимости потерь на трение (кривая 1), потерь в стали (кривая 2), потерь в меди (кривая 3), потерь на возбуждение (кривая 4), полных потерь (кривая 5) и КПД (кривая 6) от относительной нагрузки при заводских испытаниях.

Следует отметить, что до 84% относительной нагрузки СГ потери в стали являются наибольшей составляющей суммарных потерь СГ. Потери на возбуждение соответствуют квадратичной зависимости от тока возбуждения и на холостом ходу определяются начальным током возбуждения. Потери в меди статора изменяются пропорционально квадрату тока нагрузки СГ. Таким образом, суммарные потери СГ содержат постоянную составляющую, включающую в себя механические потери, потери в стали и потери на начальное возбуждение, и потери в меди статора, пропорциональные квадрату тока нагрузки, и потери на возбуждение, пропорциональные квадрату тока возбуждения.

Подставив в формулу (1) известные значения параметров, при которых производились испытания генератора, можно получить значения соответствующих коэффициентов. Ввиду того, что испытания дизель-генератора проводились при постоянной частоте вращения,а механические потери разделяются на две составляющие, необходимо проведение дополнительного измерения для определения коэффициентов К и К при частоте вращения, отличной от номинальной. Формула (1) примет вид:

Ръ =Kn-f + KeH-f +1,28-Ю"3-f/2 +0Д891-/2 +0,912-/е2

. (3)

При проведении дополнительного измерения при частоте вращения, отличной от номинальной, формулу (3) можно использовать для диагностирования и определениявида неисправности генератора типа AMG 0900XU12 LSE фирмы АВВ, анализируя характер изменения коэффициентов исоответствующих потерь мощности. Наибольший эффект может быть достигнут при использовании полученных результатов в математической модели с соответствующим программным обеспечением.

Предложенное устройство определения дефекта судового дизель-генератора по рассмотренному принципу описано в патенте на полезную модель [4].

По эксплуатационным данным табл.2 и по данным заводских испытаний табл.1 с применением полиномиальной регрессии получена зависимость удельного расхода топлива от относительной нагрузки с использованием программы AdvancedGrapher.

Далее, полагая, что перерасход топлива в процессе эксплуатации по сравнению с данными ходовых испытаний является следствием увеличившихся потерь в генераторе, определена зависимость КПД работающего генератора от мощности. На рис. 2 приведены полученные зависимости удельного расхода топлива дизель-генератора и КПД синхронного генератора по данным заводских испытаний и по эксплуатационным данным.

Pi, кВт

80 90 100 110

отн. нагрузка, %

Потери на трение <1 > Потери в стали <2> Потери в меди <3> Потери на возбуждение <4> Полные потери <5> КПД <6>

Рис. 1 Потери и КПД судового дизель-генератора ABBAMG 0900XU12 LSE

Рис.2 Удельный расход топлива и КПД генератора по результатам заводских испытаний и по эксплуатационным данным.

Рис.3 Полные потери мощности дизель-генератора, определенные по данным заводских испытаний и эксплуатационным данным.

По известным значениям КПД и тока нагрузки генератора находятся потери мощности дизель-генератора при заводских испытаниях и в процессе эксплуатации, рис. 3.

Полученное регрессионным анализом (программа AdvancedGrapher) уравнение мощности суммарных потерь при заводских испытаниях (табл. 1) имеет вид

PI = 0,0105 • 11 + 82,8514

а мощности суммарных потерь по эксплуатационной характеристике (табл. 2) имеет вид

(4)

ВЕ= 0,02684 • 12 + 93,9104

Разница потерь определяется вычитанием из уравнения (5) уравнения (4):

(5)

Я = 0,01634 • Г +11,059

(6)

На рис. 3 приведены соответствующие зависимости суммарных потерь мощности в дизель-генераторе от относительной мощности генератора.

Таким образом, в процессе эксплуатации в ДГА постоянная составляющая потерь увеличилась на 13,2%, а квадратичная составляющая потерь увеличилась на 155,6%, что может быть вызвано снижением уровня технического состояния ДГА: увеличением потерь на трение, от вихревых токов, высших гармонических составляющих токов и напряжений, а также потерь в дизеле.

Изложенная методика позволяет рассчитать КПД СГ, потери и разделить их на составляющие, что позволит проводить диагностирование ДГА, определять вид дефекта при наличии перерасхода топлива. При этом, чем больше значений учитываемых параметров ДГА получено в процессе эксплуатации, тем точнее могут быть определены составляющие потерь в ДГА.

Литература:

1. Кузнецов, С.Е. Потери и коэффициент полезного действия судового синхронного генератора. // С.Е. Кузнецов // Сборник научных трудов «Эксплуатация морского транспорта». - 2009. - №3 (57) - с. 67-71.

2.Кузнецов, С.Е. Влияние нагрузки и коэффициента мощности на коэффициент полезного действия судового синхронного генератора. // С.Е. Кузнецов, Ю.В. Кудрявцев // Судостроение. - 2011. - №5 - с. 29-32.

3.Кузнецов, С.Е. Влияние нагрузки и коэффициента мощности на расход топлива судового дизель-генераторного агрегата. // С.Е. Кузнецов // Судостроение. - 2011. - №6 - с. 30-32.

4. Кузнецов, С.Е., Башкирев О.О. Патент на полезную модель ЯИ 146253 и1, Устройство определения дефекта судового дизель- генераторного агрегата, зарегистрировано в госреестре полезных моделей РФ 03.09.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.