он в золяных колодах на днах для вмещения тех першаков брусья поднял выше, чего прежде не было» [4, л. 39]. Помимо этого, было выполнено предложение о предварительном выдерживании золы в скрынях для ее перепревания. Скорее всего, именно эти меры все-таки позволили повысить среднюю производительность одной ломки по сравнению с 1739 — 1740 гг. более чем на 7 уша-
тов, а каждого гарта за сезон — примерно на 13 бочек.
Таким образом, несмотря на то, что программа интенсификации работы поташной промышленности не была выполнена, достигнутое увеличение объемов производства позволило Коммерц-коллегии более точно исполнять обязательства по новому контракту с Шифнером и Вульфом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. РГАДА (Рос. гос. арх. древ. актов). Ф. 19. Д. 225.
2. РГАДА. Ф. 1091. Оп. 3. Д. 173. Л. 45.
3. РГАДА. Ф. 1091. Оп. 3. Д. 278. Л. 127 об.
4. ЦГА РМ (Центр. гос. арх. Республики Мордовия). Ф. 2. Оп. 1. Д. 61.
Поступила 13.09.12.
УДК 94:630
УДЕЛ КАК ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ: ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИИ У. М. Сайфулов, В. П. Юткин
В статье рассматривается система управления лесным хозяйством в губерниях, имевших удельные владения в XIX в. Прослеживается деятельность органов власти на местах, а также зарождение лесничества на территории Симбирской губернии.
Главным владельцем лесов на территории Симбирской губернии был удел. Государству и помещикам принадлежало не более 30 % лесного фонда.
В соответствии с «Учреждением об императорской фамилии» от 5 апреля 1797 г. [17] на содержание императорской семьи выделялись особые (удельные) земли с крестьянами и часть государственных доходов. Для управления удельными землями (имениями) и удельными суммами из государственных доходов был основан Департамент уделов во главе с министром и четырьмя его товарищами. Местные органы департамента — экспедиции уделов во главе с советником и двумя его товарищами — учреждались в тех губерниях, где имелись удельные имения, и находились под надзором казенных палат. В ведении каждого местного органа должно было быть не менее 50 тыс. душ удельных крестьян, в том числе в разных губерниях [1].
Экспедициям уделов подчинялись сельские (удельные) приказы. Они учреждались только в селениях удельного ведомства и получали наименования по главному населенному пункту территории. Каждый приказ состоял из приказного старосты и писаря, избираемых раз в три года, и должен был иметь в управлении не более 3 тыс. душ удельных крестьян. В селах и деревнях полагалось быть по одному сельскому и деревенскому выборному, при каждых десяти дворах — по десятскому. Сельский приказ и подчиненные ему должностные лица были обязаны доводить до сведения крестьян издаваемые «узаконения»; контролировать выполнение повинностей, «благочиние» и поведение крестьян; «чинить» расправу и примирять их; собирать окладные и неокладные сборы и подати; осуществлять хозяйственную опеку над вдовами и сиротами; заведовать запасным хлебным магазином; заботиться о развитии сельского хозяйства и ре© Сайфулов У. М., Юткин В. П., 2012
месел; ведать вопросами просвещения, здравоохранения, пожарной безопасности; следить за состоЯнием дорог, мостов, чистотой в селениях; разрешать крестьянам отлучаться. Все дела необходимо было записывать в особую шнуровую книгу [4, с. 488 — 489].
На основании Положения Департамента уделов, изданного 15 мая 1808 г. [16] были учреждены 19 удельных контор, в том числе Симбирская, и их отделения. Во главе каждой удельной конторы стоял управляющий; кроме него, были помощник и три столоначальника: письмоводитель, бухгалтер и
удельный стряпчий. Позднее было создано Алатырское отделение Симбирской удельной конторы, в соответствии с Указом «Об учреждении в Симбирском удельном имении трех удельных контор» [15] от 3 ноября 1836 г. преобразованное в Алатырскую удельную контору. В ее ведении были удельные земли и крестьяне Алатырского, Ардатовского и Курмышского уездов.
В Симбирской губернии в первой половине XIX в. первое место по численности занимали удельные крестьяне, второе — помещичьи, третье место — государственные. Большинство удельных и помещичьих крестьян губернии состояли из русского населения [5]. Уезд, населенный удельными крестьянами, делился на приказы. Как и все категории крестьян, удельные платили в казну подушную подать и выполняли рекрутскую и другие повинности в пользу государства. Будучи приравнены во всем к помещичьим крестьянам, удельные полностью находились в подчинении удельного начальства. В 1830-х гг. Департамент уделов по указанию царя производил обмен удельных имений, разбросанных по частям в ряде губерний, с казной «в целях наибольшей централизации новых имений в одном районе». Было решено сосредоточить удельные имения в губерниях с лучшими землями. По указу от 25 января 1835 г. государственных крестьян Симбирской губернии обменивали на крестьян малодоходных удельных имений других губерний, например Пензенской. Несколько десятков тысяч государственных крестьян Симбирской губернии были переданы в удельное ведомство [6].
В 1861 г. вышел Манифест об освобождении крестьян и утверждено Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости [1; 9]. Освобожденные крестьяне составляли «по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединялись в волости». Манифест об отмене крепостного права касался положения частновладельческого крестьян-
ства, но не затронул удельных крестьян. Последние получили поземельное устройство по положению от 26 июня 1863 г. [10]. Удельные крестьяне были обязаны уплатить выкуп и через два года после утверждения положения становились крестьянами-соб-ственниками. Для предотвращения споров о стоимости выкупаемых земель и повинностей в каждом имении следовало составить уставную грамоту. Эта задача была возложена на новых должностных лиц — мировых посредников. Таким образом, вскоре после отмены крепостного права 1861 г. последовала процедура передачи удельных крестьян в ведение мировых учреждений, удельные приказы переименовывались в волости и передавались в руки мировых посредников [8]. На основании Именного указа «О преобразовании удельного управления» [13] от 14 октября 1865 г. были упразднены девять удельных контор, в том числе Алатырская, причем «находящиеся в заведы-вании оных имения Государевы, дворцовые и удельные передаются в заведование контор, расположенных в соседственных губерниях». Было оставлено девять удельных контор, а входящие в управление удельной конторы имения разделены на округа; непосредственное заведование округом возложено на окружного надзирателя.
С освобождением удельных крестьян в пореформенный период Департамент уделов и его аппарат на местах сосредоточили внимание на эксплуатации удельных имуществ и развитии высокопродуктивного хозяйства в удельных имениях. Новое «Учреждение Императорской фамилии» 1886 г. [2] упорядочило распределение удельных доходов между членами разросшегося императорского дома. По Именному указу от 26 декабря 1892 г. [12] удельные конторы и управления были преобразованы в удельные округа, а окружные управления — в управления удельными имениями.
В соответствии с Указом «Об образовании управления Алатырского удельного округа и штата сего Управления» [14] от 19 января 1896 г. из Симбирского удельного округа были выделены 13 имений, расположенных в Карсунском, Курмышском, Арда-товском, Алатырском и Буинском уездах Симбирской губернии, Саранском уезде Пензенской губернии и Цивильском уезде Казанской губернии; а также два имения из Сарапульского удельного округа. Эти 15 имений образовали Алатырский удельный округ, в состав которого вошли следующие имения, переданные из Симбирского удельного округа: Алатырское, Ардатовское, Большеберез-
никoвcкoe, Ибpяccкoe, Kypмышcкoe, ^ли-тoвcкoe, Пoмaeвcкoe, Cиявcкoe, Tapxaнoвcкoe, Tpycлeйcкoe, Шeмypшинcкoe и Шyгypoвcкoe, a тaкжe Лaишeвcкoe и Kaзaнcкoe yдeльныe имєния, пepeдaнныe из Capaпyльcкoгo удель-нoгo oкpyгa. В штaт yпpaвлeния oкpyгoм вoшли yпpaвляющий c 2 пoмoщникaми, пpa-витєль кaнцeляpии, 2 дeлoпpoизвoдитeля c 4 пoмoщникaми, бyxгaлтep-кaзнaчeй, 2 cчeт-ньк чинoвникa, cтapший и 4 млaдшиx лети-чиж, зeмлeмep и ere памсщиик, cтpяпчий, пo
4 пжщ cтapшeгo и млaдшeгo oклaдoв, 27 ме-жeвщикoв и 15 yпpaвляющиx yдeльными имєниями. В 1899 г. в peзyльтaтe paздeлa нeкoтopыx удельнык имєний были oбpaзoвa-ны тавые: Apгaшcкoe, Бapaxмaнcкoe, Kop-жeвcкoe. В 1904 г. Cиявcкoe имєниє былo paздeлeнo нa Cypcкoe и Aтpaтcкoe. Ha omo-вaнии Укaзa «О пepeвoдe yпpaвлeния Aлa-тыpcкoгo удельтаго oкpyгa из гopoдa Aлaты-pя в гopoд Kaзaнь» [11] oт 14 фeвpaля 1902 г. yпpaвлeниe Aлaтыpcкoгo yдeльнoгo oкpyгa былo пepeимeнoвaнo в yпpaвлeниe Kaзaнcкo-гo yдeльнoгo oкpyгa (yпpaзднeнo в 1917 г.).
Лecными pecypcaми в гyбepнияx и удельнык oкpyгax зaнимaлcя лecooxpaни-тельный кoмитeт, нa зaceдaнии кoтopoгo дoлж-ны были пpиcyтcтвoвaть гyбepнaтop, вице-гyбepнaтop, пpeдвoдитeль двopянcтвa гyбep-нии, пpeдceдaтeль oкpyжнoгo cyдa, пpeдcтa-витєль вeдoмcтвa путєй cooбщeния, зaвeдyю-щий дeлoпpoизвoдcтвoм, лecнoй peвизop-ин-cтpyктop, yпpaвляющий yдeльным oкpyгoм, пpeдceдaтeль гyбepнcкoй зeмcкoй yпpaвы, не-пpeмeнный члєн гyбepнcкoгo пpиcyтcтвия и oдин-двa зeмлeвлaдeльцa из двopян. Дoпyc-кaлacь нeявкa oднoгo-двyx чeлoвeк пo yвa-житeльным пpичинaм. Ocнoвнaя тяжecть пo пpинятым peшeниям пpиxoдилacь нa лecнo-гo peвизopa-инcтpyктopa. Он жє, a тaкжe гу-бepнaтop пoдпиcывaли пpoтoкoлы coвeщa-ний. Haпpимep, пpoтoкoлы зaceдaний &м-биpcкoгo лecooxpaнитeльнoгo кoмитeтa в 1893—1894 гг. зaвepяли пpeдceдaтeль юми-тeтa гyбepнaтop Aкинфoв и члєн кoмитeтa лecнoй peвизop-инcтpyктop Cтeпaнюкoв [3].
Пpиcypcкий кpaй pacпoлaгaл oгpoмными лecными pecypcaми и cплaвнoй peкoй, чтo cпocoбcтвoвaлo интенгавтай экcплyaтaции лecныx бoгaтcтв. В 1826 г. былa пpoвeдeнa peфopмa мecтнoгo лecнoгo yпpaвлeния, в pe-зyльтaтe кoтopoй лeca в гyбepнияx paздeли-лиcь нa лecничecтвa, oбъeзды и oбxoды. «^и paздeлeнии лecoв та oбъeзды и oбxoды дoлжнo cтapaтьcя, чтoбы oныe пo вoзмoжнoc-ти oтдeлeны были пocтoянными гpaницaми, так тo: дopoгaми, peчкaми, oвpaгaми, бoлoтa-ми, oбpывaми и тoмy пoдoбными пpeдмeтaми, для чeгo мoжнo дoпycтить в oбxoдax rnpa-
вeнcтвo дo 400 дecятин», — гoвopитcя в «Инcтpyкции для cocтaвлeния пpeдлoжeний
o введении лecнoгo xoзяйcтвa и ycтpoйcтвa лecoв вooбщe» oт 1839 г. [Цит. пo: 7]. ^ли-чecтвo лecничecтв не былo пocтoянным, пе-pиoдичecки oбpaзoвывaлиcь нoвыe, пoэтoмy в циpкyляpe Mиниcтepcтвa гocyдapcтвeнныx имyщecтв oт 2 aпpeля 1845 г. читaeм: «Ле^ ничecтвa нaзывaть пo имени yeздa; ежели в oднoм уезде oбpaзoвaнo нecкoлькo лети-чecтв, то cвepx yeзднoгo нaзвaния paзличaть иx между coбoю нoмepaми, ecли же в лети-чecтвo вxoдят нecкoлькo yeздoв, тo нaзывaть eгo m имени тoгo yeздa, в кoтopoм имеет пpeбывaниe зaвeдyющий им летичий» [Цит. пo: 7, c. 26]. Apxивныe иcтoчники, дa-тиpoвaнныe 1845 — 1853 гг., cвидeтeльcтвyют, чтo к cepeдинe XIX в. в Пeнзeнcкoй и &м-биpcкoй гyбepнияx лecничecтвa уже cyщe-cтвoвaли. Они oбpaзoвaлиcь в cвязи c rnpe-дaчeй в удел гocyдapcтвeнныx кpecтьян и летов в 1835 г. K coжaлeнию, тoчнaя дaтa вoзникнoвeния лecничecтв в мopдoвcкoм кpae нaм нeизвecтнa.
Bицe-инcпeктop кopпyca лecничиx шл-кoвник Шульгин «ш вoзлoжeннoмy нa меня г. Mиниcтpoм Гocyдapcтвeнныx Имyщecтв пopyчeнию o6 ycтpoйcтвe Cимбиpcкиx Mpa-бeльныx poщ и вoдвopeнии нa ниx пocтoян-нoй cтpaжи» coбиpaл cвeдeния o cocтoянии кaнцeляpий. Ha ocнoвaнии выcoчaйшeгo yкaзa oт 25 янвapя 1835 г. пo Cимбиpcкoй гyбepнии из тазны в удел были cдaны Mpa-бельные poщи плoщaдью 291 109 дecятин. В 1860 г. из этого юличе^^ в гyбepнии ocтaлocь 92 626 дecятин. ^этому Шульгин 8 июля 1860 г. cдeлaл зaпpoc в Aлaтыpcкyю удельную Mrnopy o тoм, кaкaя чacть poщ oтoшлa и кyдa имента, a тaкжe «в cocтoящиe в зaвeдoвaнии кoнтopы, тaк и ^бивента пpинaдлeжaщиx oднoдвopцaм, кpecтьянaм кaзeннoгo и удельтаго вeдoмcтвa и бывшим лaшмaнaм, oбpaщeнныe ныне в гocyдapcтвeн-ные кpecтьянe» [18, л. 9 — 9 o6.]. Taким o6-paзoм, eгo интepecoвaли не тoлькo cocтoяниe кopaбeльныx poщ, a лeca и лecнoe xoзяйcтвo нa тeppитopии Cимбиpcкoй гyбepнии в це-лoм. Aлaтыpcкaя yдeльнaя кoнтopa 25 aвгy-CTa пocлaлa вицe-инcпeктopy кopпyca лети-чиx oтчeт, в кoтopoм oпиpaлacь та cтaтиcти-ку пoмoщникa oкpyжнoгo летичего Дaвы-дoвa. В 1836 г. m Aлaтыpcкoмy и Kypмыш-cкoмy yeздaм чиcлилиcь кopaбeльныe poщи: в Aлaтыpcкoм уезде Бoльшecypcкaя плoщa-дью 16 911 дecятин 1 344 caжeни и Maлo-cypcкaя — 1 373 дecятины 462 caжeни, a пo Kypмышcкoмy уезду Бoльшecypcкaя — 48 494 дecятины 535 caжeнeй, Maлocyp-cкaя — 1 550 дecятин 1 501 caжeнь, Aлгaш-
ская — 22 361 десятина 487 саженей. На территории двух уездов их площадь составляла по ведомости 90 690 десятин 1 929 саженей [18, л. 13 — 13 об.]. В 1860 г. малому лесному ревизору Казанской палаты государственных имуществ поручику Посникову было поручено определить лесную стражу для этих дач [18, л. 14 — 15]. Алатырская удельная контора несла расходы на лесных сторожей и их детей. Ежегодно за каждую душу уплачивалось от 4 руб. 57 коп. до 4 руб. 76 коп., «и сверх того избавляются от сборов на общественные повинности от 58 коп. до 64 коп. включительно». Остальные члены семейства льготы не имели [18, л. 17].
Полковника Шульгина интересовало состояние лесов в каждой роще, а также их использование за последние три года. Он интересовался оброчными полянами, «сколько выручено от этого денег и куда они поступили», а также коммерческими операциями с лесом в собственно удельных лесах. В Ала-тырскую удельную контору он отправил соответствующий запрос 14 июля 1860 г. Уже 23 июля пришла «Ведомость о количестве леса, отпущенного из удельных дач по Ала-тырскому приказу в последние три года» [18, л. 16 — 19]. Из Сурской дачи «Алатыр-ской дистанции» в 1857—1860 гг. были отпущены «на домашнюю надобность»: 644 дерева строевого леса, 902 жерди, 447 кольев,
429,5 сажени дров и 35 саженей пней и корней для получения смолы [18, л. 26]. Заготовки леса «в Кладбищенской дистанции» были интенсивнее. За три года отпущены
5 734 бревна, в том числе на продажу —
1 821, крестьянам «на домашнюю надобность» — 2 440, бесплатно — 1 473 бревна. В даче вырублены 2 368 жердей и 1 000 кольев. Заготовлено 896 саженей дров, хвороста — 15, березовых веников — 5, «липового для лык» — 54,5, пней и корней — 47 саженей [18, л. 26 об.]. Большие заготовки наблюдались за эти три года в лесном массиве, примежеванном к с. Явлей. Заготовлены
4 855 бревен, из них на продажу — 569, жердей — 2 874, кольев — 1 080, дров —
2 130 саженей, хвороста — 119, березовых веников — 33, «липового для лык» — 169, корней и пней — 38 саженей. Интенсивно в указанные годы эксплуатировалась Уваров-ская дача. Было вырублено 17 361 дерево для постройки домов, в том числе на продажу — 1 534, жердей — 7 455, кольев — 4 683. Заготовлено 920 саженей дров, хвороста — 58, «липового для лык» — 6,5 сажени [14, л. 26 об.]. Из лесов, отмежеванных от корабельной рощи, заготовлено 1 296 бревен, в том числе на продажу — 867, а также
123.5 сажени дров и 30,5 сажени «липового для лык» [18, л. 26 об. — 27]. Общие цифры по Алатырскому приказу за три года эксплуатации лесов следующие. Всего срублено 29 890 строевых деревьев, в том числе отпущено крестьянам «на домашнюю надобность» 16 165 шт., на продажу — 4 759, бесплатно погорельцам и лесной страже — 8 966. Срублены 13 599 жердей, из них продано 1 235; 7 210 кольев, продано 240. Заготовлены 4 499 саженей дров, 192 сажени хвороста, 38 саженей березовых веников,
260.5 сажени «липового для лык» и 120 саженей пней и корней для получения смолы [18, л. 26 — 26 об.].
Атаевский удельный приказ ведомства Алатырской удельной конторы представил свой отчет «о количестве леса, отпущенного из подведомых удельных дач в периоды 1857/58, 1858/59, 1859/60 гг.». В Больше-сурской лесной даче в 1857/58 гг. были заготовлены 1 094 строевых дубовых дерева разной толщины, 961 сажень дубовых дров,
1 790 дубовых кольев, 114,5 сажени хвороста, 20,5 сажени «липового маломерного для лык» [18, л. 29 — 31]. Всего по Атаевскому приказу в течение трех сезонов реализованы 402 дуба, 4 868 саженей дубовых дров, 4 660 кольев, 758 саженей хвороста, 20,5 сажени липового молодняка для получения лыка [18, л. 31—34].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Высочайше утвержденное Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 2-е : 12 дек. 1825 28 февр. 1881 г. : в 55 т. Т. 36,
отд-ние 1 : 1861. СПб., 1863. С. 141 169.
2. Высочайше утвержденное Учреждение об Императорской Фамилии // Полн. собр. законов
Рос. империи. Собр. 3-е : 1 марта 1881 1913 г. : в 33 т. Т. 6 : 1886 г. СПб., 1888. С. 381 391.
3. ГАУО (Гос. архив Ульяновской области). Ф. 89. Оп. 1. Д. 49. Л. 2 20.
4. Государственные учреждения России в XVIII веке (законодательные материалы) / подгот. к
печати А. В. Чернов. М. : Моск. гос. ист.-архив. ин-т, 1960. 578 с.
5. Записки НИИЯЛИ при Совете Министров Чувашской АССР [Чебоксары]. 1950. Вып. 4. С. 83.
6. История Чувашской АССР. Чебоксары, 1996. Т. 1. С. 125 126.
7. Кошкова Н. А. Лесное хозяйство Коми во второй половине XIX первой половине XX века / Н. А. Кошкова. Сыктывкар, 2001. С. 26.
8. Кузнецов И. Д. Крестьянство Чувашии в период капитализма / И. Д. Кузнецов.
Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. 584 с.
9. Манифест о Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных
сельских обывателей и об устройстве их быта // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 2-е : 12 дек. 1825 28 февр. 1881 г. : в 55 т. Т. 36, отд-ние 1 : 1861. СПб., 1863. С. 128 134.
10. О крестьянах, водворенных на землях имений Государевых, дворцовых и удельных : Высочайше утвержденное положение // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 2-е : 12 дек. 1825
28 февр. 1881 г. : в 55 т. Т. 38, отд-ние 1 : 1863. СПб., 1866. С. 678 702.
11. О переводе Управления Алатырского удельного округа из города Алатыря в город Казань :
Высочайшее повеление, объявленное министром юстиции // Полн. собр. законов Рос. империи.
Собр. 3-е : 1 марта 1881 1913 г. : в 33 т. Т. 22, отд-ние 1. СПб., 1904. С. 88.
12. О переименовании Департамента уделов в Главное управление уделов, подведомственное
Департаменту : удельных контор и управлений в удельные округа и окружных управлений в управление удельными имениями : Именной Высочайший указ, данный Сенату // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 3-е : 1 марта 1881 1913 г. : в 33 т. Т. 12 : 1892. СПб., 1895.
С. 724.
13. О преобразовании удельного управления : Именной, данный министру императорского двора и
уделов // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 2-е : 12 дек. 1825 28 февр. 1881 г. : в 55 т.
Т. 40, отд-ние 2 : 1865. СПб., 1867. С. 59 63.
14. Об образовании Управления Алатырского удельного округа и штата сего Управления :
Высочайшее повеление, объявленное министром юстиции // Полн. собр. законов Рос. империи.
Собр. 3-е : 1 марта 1881 1913 г. : в 33 т. Т. 16, отд-ние 1 : 1896. СПб., 1899. С. 52.
15. Об учреждении в Симбирском удельном имении трех удельных контор : сенатский по
Высочайшему повелению // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 2-е : 12 дек. 1825 28 февр.
1881 г. : в 55 т. Т. 11, отд-ние 2 : 1836. СПб., 1837. С. 172.
16. Положение Департамента уделов // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 1-е : 1649 1825 гг. : в 45 т. / под ред. М. М. Сперанского. Т. 30 : 1808 1809. СПб., 1830. С. 226 258.
17. Учреждение об Императорской Фамилии // Полн. собр. законов Рос. империи. Собр. 1-е :
1649 1825 гг. : в 45 т. / под ред. М. М. Сперанского. Т. 24 : 6 ноября 1796 1798 г. СПб.,
1830. С. 525 569.
18. ЦГА ЧР (Центр. гос. архив Чувашской Республики). Ф. 193. Оп. 3. Д. 2. Поступила 13.09.12.