Научная статья на тему 'УЧЁТ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ'

УЧЁТ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА / ТОРГОВЛЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ЦЕНА / ПРОДАЖА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова В.Г.

В данной статье представлен учёт торговой наценки в розничной торговле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧЁТ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ»

Феникс, 2004. - 224с.

4. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. - Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. - 112 с.

Наумова В.Г. бакалавр 4го курса ФГБОУВО «Орловский ГАУ» Россия, г. Орел

УЧЁТ ТОРГОВОЙ НАЦЕНКИ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Аннотация: В данной статье представлен учёт торговой наценки в розничной торговле.

Ключевые слова: торговая наценка, торговля, бухгалтерский учет, цена, продажа.

Торговая наценка используется всеми организациями, которые занимаются торговой деятельностью. В экономики под торговой наценкой понимается добавленная стоимость к покупной цене товара, за счёт которой организации покрывают расходы на продажу и получают прибыль. Торговая наценка рассчитывается как сумма валового дохода и НДС с продажной стоимостью.

При расчете цены товара и определении торговой наценки мощным инструментов в установлении предела, до которого может упасть размер продаж, чтобы не было убытка, является анализ безубыточности производства или анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» (Cost -Volume - Profit; CVP - анализ). Он позволяет руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск [2].

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту (п.13 ПБУ 5/01) организации и предприятия, осуществляющие розничную торговлю, как правило, должны учитывать товары по продажной стоимости с отдельным учётом наценок. В учётной политике предприятия торгующего в розницу должен отражаться выбранный способ учёта товаров. Организации, которые учитывают товары по продажным ценам, обязаны вести отдельный учёт торговых наценок на данные товары [4].

Для учета товаров, которые организация приобретает для перепродажи, используются дебет счета 41 «Товары». Продажная цена складывается из покупной стоимости товаров и суммы наценки.

В бухгалтерском учёте торговая наценка отражается по кредиту счёта 42 «Торговая наценка», а также она является доходом организации. Во многих случаях продаваемые товары могут облагаться налогами (т.е. НДС, акцизы), в этом случае эти налоги должны включаться в состав наценки.

Действующее законодательство не ограничивает максимальный размер розничных цен, поэтому размер торговой наценки устанавливается

организациями самостоятельно, а именно организации могут:

1) установить единый процент торговой наценки на все товары или по их отдельным группам;

2) установить торговую наценку в твердой сумме, определяемой для каждого товара индивидуально, или единую - для группы товаров;

3) определить желаемую цену продажи, рассчитывая торговую наценку;

4) применять любые иные способы и методы расчета торговой наценки.

Для документального подтверждения размера торговой наценки составляется реестр розничных цен. Он является первичным документом, на основании которого начисляется наценка. Унифицированной формы составления реестра розничных цен не существует, поэтому организация может составить его в произвольной форме на своё усмотрение.

Обязательной информацией при составлении реестра розничных цен является: наименование организации, дата составления документа; порядковый номер реестра; название товара; покупная цена товара без НДС; торговая наценка фирмы; сумма начисленного НДС; розничная цена за единицу товара; подпись руководителя; подпись главного бухгалтера; печать организации [3].

Оприходование товаров с начислением торговой наценки представлено в таблице 1.

Таблица - 1 «Оприходование товаров с начислением торговой

наценки»

Содержание хозяйственной операции Дт Кт

¡.Оприходованы товары, полученные от поставщика 41 60

2.Учтён НДС по оприходованным товарам 19 60

З.Оплачены товары поставщику за поставленные товары 60 51

4.Отражена торговая наценка на оприходованные товары 41 42

После оприходования товара организация продаёт свой товар. При продаже товаров в розницу организация должна:

1) отразить выручку на счетах бухгалтерского учёта;

2) списать себестоимость проданных товаров.

Оплата приобретённых товаров в розницу может осуществляться за наличный и безналичный расчет, а также с использованием банковских карт. Если организация продала товар, то в бухгалтерском учёте делаются записи, представленные в таблице 2.

Таблица 2 - Бухгалтерские записи по продаже товаров

Содержание хозяйственной операции Дт Кт

1 2 3

Отражена выручка за проданный товар: - за наличный расчёт 50 90.1

- за безналичный расчёт 62

- оплата товара банковской картой 57

1 2 3

Получена оплата товара на основании банковской выписки или слипа 51 57

Отражена выручка за проданный товар 51 90.1

Приведём пример расчёта торговой наценки.

Магазин «Мегастрой» приобрёл электропилы в количестве 10 штук, по цене 1180 руб./шт. (в том числе НДС - 180 руб.). Общая стоимость электропил составила 11800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Данный товар облагается НДС по ставке 18%, а наценка на него (без НДС) установлена в размере 40%. Решение:

1) 11800 - 1800 = 10000 руб. (закупочная стоимость электропил);

2) 10000 * 40% = 4000 руб. (сумма торговой наценки (без НДС));

3) (10000 + 4000) * 18% = 2520 руб. (сумма НДС, включаемая в продажную цену товаров);

4) 4000 + 2520 = 6520 руб. (общая сумма торговой наценки);

5) 10000 + 6520 = 16520 руб. (продажная цена 10 штук электропил). Таким образом, торговая наценка - это добавленная стоимость к

покупной цене товара, за счёт которой организации покрывают расходы на продажу и получают прибыль, которая может идти на пополнение внеоборотного капитала, что повышает конкурентоспособность предприятия [1]. Правильная организация учёта торговой наценки, а также её размер влияют на взаимоотношения предприятия торговли и налоговых органов, так как от этого зависит размер налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и других налогов, уплачиваемых в бюджет.

Использованные источники:

1. Акимова, Н.В. Учет и анализ внеоборотного капитала на промышленных предприятиях при переходе на международные стандарты финансовой отчетности: автореферат диссертации кандидата экономических наук/ Акимова Наталья Викторовна.- Орел, 2004.- 25 с.

2. Гамидова, Н.Г. Cost-volume-profit-анализ в системе управления / Н.Г. Гамидова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015. - №4(9). - С.65-69.

3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/

4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.