Научная статья на тему 'Учёт индивидуальных особенностей при изучении иностранного языка в начальной школе'

Учёт индивидуальных особенностей при изучении иностранного языка в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1516
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИГРА / ВООБРАЖЕНИЕ / ПАМЯТЬ / СПОСОБНОСТИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИОЛОГИЯ / МЕТОДИКА / AGE-RELATED FEATURES / GAME / IMAGINATION / MEMORY / ABILITY / LEARNING ACTIVITIES / PHYSIOLOGY / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е.С.

В качестве исследовательской задачи автора стала попытка уточнить психологические особенности детей младшего школьного возраста, показать необходимость их изучения и структурирования полученных знаний. Данные исследования необходимы, прежде всего, педагогам при работе с детьми данной возрастной категории для правильного выбора методики обучения иностранным языкам. В статье также указывается, что помимо психических особенностей важно учитывать и физиологическое развитие ребёнка. В работе приведены описания возрастной категории 6 7 лет и 8 10 лет. Изучение данной темы даёт возможность сравнить особенности физиологического развития младших школьников, показать сравнительный анализ психической и познавательной сфер деятельности учащихся данной возрастной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTING FOR INDIVIDUAL CHARACTERISTIC AT ENGLISH LESSONS IN PRIMARY SCHOOLS

As a research task the author clarifies psychological characteristics of children of primary school age, shows the need for their studies and structuring of their knowledge. These studies are needed especially for teachers working with children of this age group for the correct choice of methods of teaching foreign languages. The article also states that in addition to the mental characteristics it is important to consider physiological development of children. The paper describes an age group of 6and 7-year-olds and children from 8 to 10. The study of the subject makes it possible to compare the physiological characteristics of junior school students, showing a comparative analysis of mental and cognitive spheres of activity of students in this age group.

Текст научной работы на тему «Учёт индивидуальных особенностей при изучении иностранного языка в начальной школе»

14. Вартанов С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации: под знаком Франца Листа и Сергея Рахманинова. Москва: Композитор, 2013.

15. Стасов В.В. Лист, Шуман и Берлиоз в России. Избранные сочинения: в 3 т. Москва: Искусство, 1952; Т. 3.

16. Алексеев А. История фортепианного искусства: в 3 ч. Москва: Музыка, 1988; Ч. 1 и 2.

17. Будяковский А.Е. Пианистическая деятельность Листа. Ленинград: Музыка, 1986.

18. Буасье А. Уроки Листа. Санкт-Петербург: Композитор^Санкт-Петербург, 2003.

References

1. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika - XXI, 2008.

2. Cypin G.M. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo: teoriya ipraktika. Sankt-Peterburg: Aletejya, 2001.

3. UrokiZaka. Pod redakciej A.M. Merkulova. Moskva: Klassika -XXI, 2006.

4. Krasovskaya E.P. Osobennosti primeneniya hudozhestvenno-associativnogo metoda v soderzhanii instrumental'noj podgotovki buduschih pedagogov-muzykantov. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie. Vestnik kafedry YuNESKO. 2013; Vypusk 4: 104 - 117.

5. Kurt 'E. Romanticheskaya garmoniya i ee krizis v «Tristane» Vagnera. Moskva: Muzyka, 1975.

6. Vanslov V.V. Izobrazitel'noe iskusstvo i muzyka. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1983.

7. Aranovskij M. Struktura muzykal'nogo zhanra i sovremennaya situaciya v muzyke. Muzykal'nyj sovremennik: sbornik statej. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1987; Vypusk 6: 5 - 44.

8. List F. Izbrannye stat'i. Moskva: Gosudarstvennoe muzykal'noe izdatel'stvo, 1959.

9. Mil'shtejn Ya. F. List: v 2 t. Moskva: Muzyka, 1970; T.1.

10. Gaal D.Sh. List. Avtorizirovannyj perevod s vengerskogo G. Lejbutina. Moskva: Molodaya gvardiya, 1977.

11. Hankish Ya. Esli by List vel dnevnik. Perevod s nemeckogo M. Pogani. Budapesht: Korvina, 1965.

12. Vospominaniya o Liste. Moskva: Klassika - XXI, 2000.

13. Mil'shtejn Ya. F. List: V 2 t. Moskva: Muzyka, 1970; T. 2.

14. Vartanov S.Ya. Koncepciya v fortepiannoj interpretacii: pod znakom Franca Lista i Sergeya Rahmaninova. Moskva: Kompozitor, 2013.

15. Stasov V.V. List, Shuman i Berlioz vRossii. Izbrannye sochineniya: v 3 t. Moskva: Iskusstvo, 1952; T. 3.

16. Alekseev A. Istoriya fortepiannogo iskusstva: v 3 ch. Moskva: Muzyka, 1988; Ch. 1 i 2.

17. Budyakovskij A.E. Pianisticheskaya deyatel'nost'Lista. Leningrad: Muzyka, 1986.

18. Buas'e A. Uroki Lista. Sankt-Peterburg: Kompozitor^Sankt-Peterburg, 2003.

Статья поступила в редакцию 21.01.16

УДК 378

Novikova E.S., postgraduate, Moscow State University for Humanities (Moscow, Russia), Е-mail: katerinanovikova@inbox.ru

ACCOUNTING FOR INDIVIDUAL CHARACTERISTIC AT ENGLISH LESSONS IN PRIMARY SCHOOLS. As a research task the author clarifies psychological characteristics of children of primary school age, shows the need for their studies and structuring of their knowledge. These studies are needed especially for teachers working with children of this age group for the correct choice of methods of teaching foreign languages. The article also states that in addition to the mental characteristics it is important to consider physiological development of children. The paper describes an age group of 6- and 7-year-olds and children from 8 to 10. The study of the subject makes it possible to compare the physiological characteristics of junior school students, showing a comparative analysis of mental and cognitive spheres of activity of students in this age group.

Key words: age-related features, game, imagination, memory, ability, learning activities, physiology, methods.

Е.С. Новикова, аспирант, Московский государственный гуманитарный университет, г. Москва,

Е-mail: katerinanovikova@inbox.ru

УЧЁТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В качестве исследовательской задачи автора стала попытка уточнить психологические особенности детей младшего школьного возраста, показать необходимость их изучения и структурирования полученных знаний. Данные исследования необходимы, прежде всего, педагогам при работе с детьми данной возрастной категории для правильного выбора методики обучения иностранным языкам. В статье также указывается, что помимо психических особенностей важно учитывать и физиологическое развитие ребёнка. В работе приведены описания возрастной категории 6 - 7 лет и 8 - 10 лет. Изучение данной темы даёт возможность сравнить особенности физиологического развития младших школьников, показать сравнительный анализ психической и познавательной сфер деятельности учащихся данной возрастной группы.

Ключевые слова: возрастные особенности, игра, воображение, память, способности, учебная деятельность, физиология, методика.

По свидетельству отечественных психологов (А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая и др.) наиболее благоприятный возрастом для начала изучения иностранного языка является возраст пяти-шести лет [1, с. 286].

В Российской Федерации сосуществуют два варианта изучения иностранного языка в начальной школе: с 6,5 - 7 лет в первом классе (за счёт школьного компонента учебного плана) и с 7,5 - 8 лет во втором классе. Обучение иностранному языку, начиная со второго класса, является обязательным с 2005 года.

Изучение возрастных особенностей младших школьников следует начинать с определения ведущей деятельности характерной для данного возраста. Под ней психологами понимается «такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии» [2, с. 17]. Значимость ведущей деятельности состоит в том, что она подготавливает переход ребёнка к новой, высшей ступени его развития.

Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. В этот период ребёнок познаёт окружающий мир. В шестилетнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: происходит переход от игровой деятельности к учебной деятельности. При этом важно помнить, что игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой - игровая потребность не ослабевает.

Любая деятельность характеризуется, прежде всего, мотивом. При обучении младших школьников иностранному языку важно учитывать мотивы. Исследуя мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться, психологи выяснили, что наиболее распространёнными из них являются следующие: широкие социальные; узкосоциальные мотивы; отрицательные мотивы; познавательные учебные мотивы; игровые мотивы.

Важно заметить, что все аспекты, представленные в характеристике, взаимосвязаны и невозможны друг без друга. Особенно это касается последних двух мотивов. Но они формируются

у шестилеток и семилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает.

Из теории речевой деятельности известно, что речь своими мотивационными и целевыми сторонами уходит в другие виды деятельности - интеллектуальную, трудовую, деятельность общения и игровую. С одной речью, как правильно заметил известный отечественный психолог А.А. Леонтьев, человеку делать нечего. «Говорение ради говорения - процесс психологически неоправданный» [1, с. 158]. Уникальность шестилетнего возраста состоит в том, что именно в это время возможно включение процесса изучения иностранного языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда естественной потребности у детей в общении на изучаемом языке нет. По меткому определению И.А. Зимней, «новая игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык в условиях, когда все задачи общения могут быть решены на родном языке и нет нужды в иностранном». Именно поэтому этот возраст предоставляет уникальные возможности для реализации принципа коммуникативности в обучении иностранным языкам за счёт глобально действующей игровой мотивации, которая позволяет обеспечить создание естественных мотивов всех речевых действий учащихся, сделать осмысленными и интересными даже самые элементарные высказывания.

Рассмотрим психические процессы детей, которые также называются и когнитивными процессами, поскольку обеспечивают восприятие и познание окружающего мира: мышление, память, внимание, восприятие и воображение. Основная характеристика внимания, памяти и восприятия - непроизвольность. Так, например, при восприятии материала шестилетки и семилетки склонны обращать внимание на его яркую подачу, эмоциональную окраску. Однако их внимание отличается при этом неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2 - 3 минут) монологических объяснений учителя, поэтому любое объяснение целесообразно строить в форме беседы. Шестилетки более импульсивны, чем семилетки, им трудно сдерживать себя, они не умеют управлять своим поведением, поэтому быстро утомляются. Спад работоспособности у шестилеток наступает уже через 10 минут после начала урока. Развитие произвольного внимания детей возможно за счёт организации разнообразной интересной деятельности с чётким переходом от одного вида работы к другому, с конкретными указаниями, на что им следует обратить внимание [3, с, 15].

Мнемическая деятельность у шестилеток также несовершенна. У них преобладает непроизвольное запоминание, то есть хорошо и быстро ими запоминается то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Непроизвольное усвоение материала возможно в процессе увлекательного взаимодействия детей друг с другом. Широкое использование игрушек и картинок будет способствовать развитию образной и ассоциативной памяти, а чёткая постановка задач общения и организация их решения -словесно-логической [4, с. 91].

Воображение шестилетнего ученика достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному. Учитывая эту особенность шестилеток, рекомендуется, например, использовать кубики разного цвета при ознакомлении детей со структурой речевых образцов, а игрушки и картинки - при организации тренировки и применения осваиваемых языковых средств общения (лексических и грамматических). Игрушки желательно постепенно заменять картинками, это также будет обеспечивать переход от игры к собственно учебной деятельности.

В целом возраст 6 лет является особым возрастом, как видно из вышеизложенного, и учителю иностранного языка нужно стараться максимально полно учитывать особенности шестилеток при обучении их новому языку [5, с. 56].

Возраст 7 - 10 лет характеризуется относительно спокойным и равномерным развитием, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналити-ко-синтетической функции его коры.

Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения. Несмотря на то, что ведущей деятельностью яв-

ляется в этом возрасте учёба, дети не теряют интереса к игре. По свидетельству А.Н. Леонтьева, успешность обучения достигается скорее, если разнообразные типы деятельности пересекается между собой. Включение процесса обучения иностранным языкам в контекст игровой, познавательной и учебной, музыкальной, художественной деятельности позволит обеспечить доминирование внутренних, реально действующих игровых и учебно-познавательных мотивов. Усиление мотивационной стороны изучения иностранного языка происходит также за счёт овладения детьми эффективными способами и приёмами деятельности и положительного эмоционального воздействия на них (на детей) используемых учебных материалов [1, с. 86]. Как показывают наблюдения, младшие школьники проявляют большой интерес к людям с другой культурой, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и также способствуют развитию внутренней мотивации изучения иностранным языкам.

Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Учитывая эту возрастную особенность, рекомендуется организовывать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой.

Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить.

Умственные возможности детей 7 - 10 лет довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Ученики способны дать аргументированные доказательство. Эту их способность следует использовать при обучении иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуации, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием и т. д.

Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Известно, что иноязычные способности являются одним из основных факторов, обеспечивающих успешность усвоения иностранного языка школьниками.

Основными компонентами иноязычных способностей, которые могут быть развиты у детей в процессе их овладения иностранным языком, являются память, внимание и мышление. От того, в какой степени развиты эти процессы или функции у ребёнка, зависит успешность формирования навыков и умений иноязычного общения, легкость и быстрота их приобретения.

Малоспособный к изучению иностранного языка ученик - это на самом деле ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание, волевые качества. Суть мастерства учителя состоит в определении характера необходимой в конкретном случае помощи, а также способов, которыми её можно наилучшим образом обеспечить. Исследования психолога М.Г. Каспаровой показали, что путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, а мы добавим - через формирование универсальных учебных действий, тренировку его психических функций (памяти, внимания, мышления, слухового восприятия и т. д.) и использование принципа индивидуального подхода [6, с. 93]. Игнорирование этого принципа приводит к тому, что более способные и развитые учащиеся задерживаются в своём развитии, у них снижается познавательная активность, темп работы, а слабо подготовленные учащиеся не в состоянии достичь уровня «средних», а тем более «сильных» школьников.

Следующим фактором, влияющим на специфику процесса овладения детьми иноязычной речи, является их опыт овладения и владения родным языком. Школьники этого возраста уже относительно свободно владеют родным языком: могут в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, пересказывать прочитанный текст. У них в основном сформированы навыки слитно слогового чтения (80 - 90 слов в минуту) и т. д. Имеющийся речевой и коммуникативный опыт детей в родном языке, безусловно, может служить учителю опорой при формировании у них способности к общению на иностранном языке. Родной язык - это помощник учителю иностранного языка.

Важен учёт и физиологических особенностей развития организма младшего школьника. Последние данные о развитии мозга и формирования познавательной деятельности в младшем школьном возрасте, полученные в институте физиологии РАО, подтверждают положение о том, что приспособление ребёнка к школьным условиям является огромным испытанием для его физических, интеллектуальных и эмоциональных возможностей. Эта адаптация к новым учебным условиям определяется структурно-функциональной зрелостью физиологических систем маленького ученика и адекватностью воздействующих средовых факторов функциональным возможностям организма. В специальных комплексных нейрофизиологических и психофизиологических исследованиях было показано, что функциональная незрелость коры головного мозга детей 7 - 8 лет приводит к нес-формированности сенсомоторных координаций и трудностям зрительного и зрительно-пространственного восприятия. Известно, что при изучении языка (как родного, так иностранного) и в развитии познавательной деятельности ребёнка, большую роль играет зрительное восприятие. Физиологи установили, что возраст 6 - 7 лет является переломным моментом в развитии системы зрительного восприятия и есть ряд связанных с этим особенностей, которые нужно учитывать педагогам [6, с. 85]. Во-первых, отмечается несовершенство зрительной функции в этом возрасте, что связано с деятельностью центральных мозговых структур. Так, запоминание и опознание геометрических фигур происходит так же, как у взрослого, а идентификация и различение букв ещё затруднены. При поступлении в школу ребёнок начинает овладевать новыми формами речевого общения на родном языке - чтением и письмом - и совершенствовать связную устную речь. В формировании чтения и письма существенное значение наряду с регулированием речевого процесса имеет уровень развития мозговых механизмов, обеспечивающих такие функции, как тонкая моторика и зрительно-пространственная ориентация. Несформированность механизмов запечатления букв требует осторожности при оценке навыка чтения такого критерия, как его скорость. По крайней мере, говорят физиологи, этот критерий не может быть единым для всех. Выявленные трудности ребёнка, связанные с овладением чтением и письмом на родном языке, связаны с недостаточной зрелостью механизмов обеспечения этих функций и недоучётом этого фактора в обучении.

Библиографический список

Изучение особенностей внимания с точки зрения его нейрофизиологии также показало незрелость его мозгового обеспечения, что затрудняет формирование учебной деятельности на её начальных этапах. Слабо развита в этом возрасте и способность к распределению внимания (ребёнку трудно одновременно слушать объяснение и выполнять задание: он может или слушать, приостановив работу, или, наоборот, работать, не воспринимая речь учителя), невелика и устойчивость внимания [7, с. 113]. Есть и другие интересные данные, которые заставляют с осторожностью относиться к форсированию нагрузок на младшего школьника, и которые убеждают нас в правильности избранного нами развивающего подхода к обучению английскому языку младших школьников.

Важен, с точки зрения физиологов, и учёт шрифта в учебниках и их веса - не случайно была идея выпуска учебников для младших школьников по четвертям - четыре книжки вместо одной. Что касается шрифта, то острота зрения, определяющаяся способностью воспринимать мелкие предметы, у многих детей ниже, чем средние нормативы у взрослого. Отсюда очень важно на начальном этапе обучения использовать книги с крупным шрифтом и избегать зрительного переутомления.

Нельзя не упомянуть ещё об одном факторе, особенно важном для маленьких учеников - факторе успеха. При организации обучения иностранному языку вообще и контроля в частности важно создавать у учеников ситуацию успеха [8, с. 45]. Даже самый маленький успех воодушевляет детей и поддерживает их интерес к предмету.

Учёт психологических и физиологических особенностей детей 6 - 10 лет и их дальнейшее развитие являются важным фактором успешности процесса обучения иностранному языку в начальной школе.

Таки образом, рассматриваемая тема актуальна на сегодняшний день. Изучение данной темы даёт возможность сравнить особенности физиологического развития младших школьников, показать сравнительный анализ психической и познавательной сфер деятельности учащихся данной возрастной группы. Данные исследования находятся в центре внимания педагогов при выборе методики обучения иностранным языкам в младшем школьном возрасте.

1. Леонтьев А.А. Избранные психологические сочинения. Москва, 1983; Т. 1: 286.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Под редакцией Д.Б. Эльконина. Москва, 1984; Т. 4. Детская психология.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Москва, 1968.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. Москва: Просвещение, 1990.

5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. Вопросы психологии. 1966; 6.

6. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Москва, 1996.

7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. Москва: Просвещение, 1991.

8. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Москва: Просвещение, 1983.

References

1. Leont'ev A.A. Izbrannye psihologicheskie sochineniya. Moskva, 1983; T. 1: 286.

2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. Pod redakciej D.B. 'El'konina. Moskva, 1984; T. 4. Detskaya psihologiya.

3. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Moskva, 1968.

4. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

5. Vygotskij L.S. Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka. Voprosy psihologii. 1966; 6.

6. Fel'dshtejn D.I. Psihologiya razvivayuschejsya lichnosti. Moskva, 1996.

7. Zimnyaya I.A. Psihologiya obucheniya inostrannomu yazyku v shkole. Moskva: Prosveschenie, 1991.

8. Amonashvili Sh.A. Zdravstvujte, deti! Moskva: Prosveschenie, 1983.

Статья поступила в редакцию 19.01.16

УДК 373.1

Petrov D.A., senior teacher, Department of Welfare Service and Tourism, Institute of Recreation, Tourism and Physical Education,

BFU n.a. I. Kant (Kaliningrad, Russia), Е-mail: Direktor15@inbox.ru

PREVENTION OF INNOVATIVE CONFLICTS IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION. In the article a problem of development of a universal method of managing of innovative conflicts in an educational organization is revealed. The special attention is paid to overcoming of innovative conflicts in such educational organizations, which are welcome to modernization process. Within studying the process of innovation, the author studies existing tension points in processes of distribution and use of innovations, and also its interface to steady functioning of the educational organization. In the paper the dependence of conflicts on a stage of an innovative process is emphasized and the important role of the head of the educational organization who needs to see in due time the hidden resistance of the teacher of innovative activity is fixed. Mechanisms of preventive actions, which the principal needs to carry out before starting introducing an innovation, are described.

Key words: innovation, innovative conflict, innovative barrier, resistance to innovations, prevention of conflicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.